Авиация японии

Вооружение

Ввиду того, что основной задачей истребителя Mitsubishi F-2 является уничтожение десантных судов противника, основу его вооружения составили противокорабельные самонаводящиеся ракеты ASM-1 (масса единицы — 610 кг, эффективная дальность атаки — 50 км) и ASM-1C (масса единицы — 560 кг, эффективная дальность атаки — 65 км), а также их модификация, противокорабельная ракета нового поколения ASM-2 с эффективной дальностью атаки 150 км. Кроме ракет для борьбы с судами противника могут быть использованы новые японские корректируемые бомбы XGCS-1 массой 340 кг.

Помимо противокорабельного номенклатура вооружения истребителя Mitsubishi F-2 включает большой ассортимент разнообразных средств, предназначенных для выполнения широкого круга задач, в частности, американские управляемые ракеты класса «воздух — воздух» А1М-9Е и AIM-9L ближнего радиуса действия и AIM-7 «Спэрроу» средней дальности, а также их японские аналоги, неуправляемые ракеты JLAU-3/A или RL-4, свободно падающие бомбы CBU-87/B и JM117. Слева от кабины установлена 20-мм скорострельная шестиствольная авиационная пушка М61А1 «Вулкан».

Транспортный флот

Mitsubishi A6M Zero взлетает с авианосца Акаги во время атаки на Перл-Харбор , 7 декабря 1941 года.

Пилотная элита была сгруппирована в авианосные боевые группы ( kūkūtai , позже названные kkū sentai ), размер которых (от нескольких до 80 или 90 самолетов) зависел от конкретной задачи и типа авианосца, на котором они находились. На крупных авианосцах размещались самолеты трех типов: истребители, бомбардировщики / торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики. Обычно на более мелких авианосцах размещались только истребители и пикирующие бомбардировщики. Авианосный кокутай насчитывал более 1500 пилотов и почти столько же самолетов в начале Тихоокеанской войны . Основным подразделением авианосных боевых групп были кидо бутаи .

История создания истребителя «Накадзима» «Тип-4″»

«Накадзима» Ки-84 представлял собой одномоторный цельнометаллический истребитель-моноплан, задумывавшийся как машина, сочетающая маневренность Ки-43 с присущими Ки-44 высокими скоростью и скороподъемностью, а также мощным вооружением. Дополнительно требовалось кардинально уменьшить трудоемкость изготовления самолета. Требования к новой машине, переданные 29 декабря 1941 г., предусматривали вооружение из 2 20-мм пушек и 2 12,7-мм пулеметов. 14-цилиндровый двигатель «Накадзима» Ха-45 расчетной мощностью порядка 2000 л.с. должен был обеспечить максимальную скорость 680 км/ч.

Разработку самолета возглавил Я. Кояма. Эскизный проект был одобрен 27 мая 1942 г., после чего машине присвоили обозначение Ки-84. Испытания первого прототипа Ки-84.01 начались в конце апреля, а второго Ки-84.02 — в июне 1943 г. С августа начался выпуск предсерийных Ки-84 — их строил в г. Ота.

С весны 1944 г. серийные самолеты выпускались на заводе № 1 и заводе № 4 в г. Уцуномия. Весной 1945 г. мелкосерийный выпуск Ки-84 начался в Маньчжоу-Го авиа (г. Харбин), но здесь успели собрать лишь 95 ед. самолетов. Завод № 1 собрал для Сухопутных войск всего 2561 ед. № 4 — 727 ед. истребителей «Тип-4».

Таким образом, общий объем производства (с учетом предсерийных машин) составил 3510 ед., из них Сухопутные войскаполучили 3470 машин. Истребителю «Тип-4» было присвоено условное обозначение ВВС союзников «Фрэнк».

Вторая мировая война

Тихоокеанская война началась 7 декабря 1941 года, когда рано утром первая волна японских самолетов, взлетевшая с авианосцев, достигла Перл-Харбора. Операторы радиолокационной станции США своевременно обнаружили подход самолетов, но информация о появлении цели были передана несвоевременно, поскольку посчитали, что это были американские бомбардировщики В-17, их прилет ожидался с Западного побережья США. Спустя некоторое время началась атака самолетов второй волны. В итоге были выведены из строя аэродромы на островах Уилер, Канеохе, Форд- Айленд, Хикам, Беллоуз и Эва. Были повреждены при атаке линейные корабли:

Характеристики[ | ]

Общий вид Ки. 84

Ki-84 Hayate
Модификации
Характеристики Первая Вторая
Технические
Экипаж 1 чел.
Длина 9,9 м
Размах (площадь) крыла 11, 3 м (21м²)
Высота 3, 4 м
Масса пустого (снаряженная) 2,7 т (3, 6 т)
Силовая установка
Двигатель Д-45-Ру
Oбъем 36 л
Мощность до 2021 л. с.
Тяговооружённость 0,6 л.с./кг
Лётные
Максимальная скорость 690 км/ч (7 км) 670 км/ч
Скороподъёмность 22,4 м/с
Время набора 5,7 мин (6 км)
Нагрузка на крыло 170 кг/м² 185 кг/м²
Дальность 1,7 тыс. км
Потолок 12 км
Вооружение
Стрелковое синхр. 2 ед. АП-1крыльевое 2 ед. АП-2 крыльевое 2 ед. АП-2 2 ед. АП-1или 2 ед. АП-1 2 ед. АП-155
Подвесное 2 ед. ОФАБ-250 или 2 ед. ПТБ (200 л)

Авиация флота Японии

Японская морская авиация подразделялась на палубную авиацию и авиацию берегового базирования. Высшими оперативными объединениями морской авиации Японии являлись:

  • флот — кантай,
  • воздушный флот — коку кантай,
  • региональный флот — хомен кантай.

Основной тактической единицей палубной авиации был сентай — 36-64 самолета (обычно с двух авианосцев). В коку кантай входило несколько сентаев. Позже вместо сентая основной тактической единицей стал кокутай (корпус). Как и в армейской авиации (см. выше по тексту), к наименованию тактической единицы морской авиации иногда добавлялось название типа входивших в него самолетов:

  • истребители — сентоки,
  • пикирующие бомбардировщики — кьюко-ку,
  • торпедоносцы — райгекики,
  • бомбардировщики — дзубаку,
  • дальние бомбардировщики — енкийоки,
  • разведчики — тейсацу,
  • поплавковые истребители — фурато сентоки,
  • летающие лодки — хико.

В наименованиях тактических единиц, которые предназначались для выполнения конкретных задач, часто употреблялось место их назначения (или место базирования).

Самолеты Императорского флота Японии

Палубные истребители Палубные пикирующие бомбардировщики
Палубные торпедоносцы и бомбардировщики Палубные разведывательные самолеты
Истребители наземного базирования Ночные истребители
Бомбардировщики наземного базирования Патрульные бомбардировщики
Разведывательные самолеты Транспортные самолеты
Учебно-тренировочные самолеты Самолеты специального назначения
Летающие лодки Истребители-гидропланы
Разведывательные гидросамолёты Гидросамолеты специального назначения

Обозначения самолетов авиации флота Японии

В начале Второй мировой войны в японском флоте имелись две системы обозначения самолетов — длинное и короткое. В первом варианте (длинная система обозначения) брались две последние цифры текущего года по японскому летоисчислению: если для 1940 года соответствует 2600 год, то обозначение имело вид — тип 0 (здесь же уточним: в армейской авиации — тип 100). Если нужно было обозначить модификацию самолета Японии, то в длинном обозначении использовался двухзначный номер: тогда первая цифра обозначала номер модификации, а вторая — номер модификации двигателя. Таким образом, например, модель 11 — это первая серийная модификация, модель 21 — вторую серийная модификация с первоначальным двигателем, тогда как модель 22 — это уже вторая модификация с новым типом двигателя. В случае обозначения дополнительных доработок одной модификации использовались иероглифы («Ко», «Оцу» или «Хей») или латинские буквы (a, b, c).

  • S — «Сасебо»,
  • Si — «Сова»,
  • V — «Воут»,
  • W — «Ватанабе» (позднее «Кюсю»),
  • Y — «Йокосука»,
  • Z — «Мизуно».

Номер модели данного самолета находился в конце буквенно-цифровой комбинации. Если в самолет вносили незначительные изменения, то модификацию обозначали латинской буквой. Когда, в с течением времени менялось назначения самолета, то дописывалась буква (через дефис) в соответствии с новым применением. В ходе второй мировой войны на флот для дополнительного обозначения самолетов стали использовать также и собственные имена самолетов, это было сделано в том числе и с целью соблюдения режима секретности, чтобы скрыть от противников назначение машины.

Конечно, для европейцев подобная система обозначения самолетов кажется сложной, и со второй половины 1942 года союзники начали давать японским самолетам второй мировой войны собственные наименования. Вначале все истребители получили наименование «Зеро», а бомбардировщики — «Мицубиси». Но с лета 1944 года был введен другой принцип наименования японских самолетов:

  • истребители получили мужские имена,
  • бомбардировщики, разведчики и транспортные самолеты — женские (название транспортников начиналось с буквы «Т»),
  • тренировочные самолеты — названия деревьев,
  • планеры — птиц.

История ВВС Японии и авиации

В начале ХХ века практически вся Европа была заинтересована авиацией. Точно такая же потребность появилась и у Японии. В первую очередь речь шла о военной авиации. В 1913 году страна приобрела 2 самолета – «Ньюпор» NG (двухместный) и «Ньюпор» NМ (трехместный), выпущенные в 1910 году. Изначально планировалось использовать их сугубо для учений, но вскоре и они поучаствовали в боевых вылетах.

Впервые Япония использовала боевую авиацию в сентябре 14-го года. Совместно с англичанами и французами японцы выступили против германцев, расположившихся в Китае. Помимо «Ньюпоров», у ВВС Японии были 4 единицы «Фарман». Сначала их использовали как разведчиков, а после они осуществляли авиаудары по противнику. А первое воздушное сражение случилось во время атаки германского флота в Цингтао. Тогда в небо поднялся немецкий «Тауб». В результате воздушной битвы не было победителя и проигравшего, однако один японский самолет вынужден был осуществить посадку на территории Китая. Самолет сожгли. За все время кампании было совершено 86 боевых вылетов и сброшено 44 бомбы.

Первые попытки запуска летательных машин в Японии случились еще в 1891 году. Тогда в воздух поднялись несколько моделей с резиновыми моторчиками. Немного позже была спроектирована большая модель с приводом и толкающим винтом. Но военные не заинтересовались ею. И только в 1910 году, когда были закуплены самолеты «Фарман» и «Гранде», в Японии зародилась авиация.

В 1916 году построили первую уникальную разработку – летающая лодка «Йокосо». За разработки сразу же взялись компании «Кавасаки», «Накадзима» и «Мицубиси». Последующие пятнадцать лет эта тройка занималась выпуском улучшенных моделей европейских самолетов, в основном немецких, английских и французских. Обучение пилотов проходило в лучших школах США. К началу 30-х годов правительство решило, что настало время начинать собственное производство самолетов.

В 1936 году Япония самостоятельно разработала двухмоторные бомбардировщики «Мицубиси» G3M1 и Ки-21, разведывательные самолеты «Мицубиси» Ки-15, палубные бомбардировщики «Накадзима» B5N1 и истребители «Мицубиси» А5М1. В 37-м году начался «второй японско-китайский конфликт», что привело к полной секретности авиапромышленности. Через год крупные промышленные предприятия были приватизированы государством и полностью контролировались им.

До конца Второй мировой войны авиация Японии подчинялась флоту Японии и императорской армии. Ее не выводили в отдельный вид войск. После войны, когда начали формировать новые ВС, создали ВС самообороны Японии. Первая техника, которая была у них в подчинении, производилась в США. Начиная с 70-80-х годов на вооружение начали отправлять только те самолеты, которые прошли модернизацию на японских предприятиях. Немного позже на вооружение поступили самолеты уже собственного производства: Kawasaki C-1 – военный транспортный, Mitsubishi F-2 – истребитель-бомбардировщик. На 1992 год личный состав японской авиации составил 46000 человек, боевые самолеты – 330 единиц. К 2004 году в ВВС Японии насчитывалось 51092 человека.

В 2007 году Япония проявила желание приобрести у США F-22 – истребитель пятого поколения. Получив отказ, правительство решило построить собственный самолет такого же типа – Mitsubishi ATD-X. К 2012 году численность служащих в ВВС сократилась до 43123 человек. Количество самолетов – 371 единица.

Организация ВВС Японии (авиация Японии)

Военно-воздушные силы возглавляет главный штаб. Ему подчиняются командования боевым обеспечением и авиацией, бригада связи, учебное командование, группа обеспечения безопасности, испытательное командование, госпитали (3 штуки), контрразведывательный отдел и многие другие. БАК представляет собой оперативное объединение, которое выполняет боевые задачи ВВС.

В число техники и вооружения входят боевые, тренировочные, транспортные, специальные самолеты и вертолеты.

Самолеты боевые:

  1. F-15 Eagle – учебно-боевой истребитель.
  2. Mitsubishi F-2 – учебно-боевой истребитель-бомбардировщик.
  3. F-4 Phantom II – разведывательный истребитель.
  4. LockheedMartin F-35 Lightning II – истребитель-бомбардировщик.

  1. Kawasaki T-4 – тренировочный.
  2. Fuji T-7 – тренировочный.
  3. Hawker 400 – тренировочный.
  4. NAMC YS-11 – тренировочный.

Самолеты-транспортники:

  1. C-130 Hercules – транспортник.
  2. Kawasaki C-1 – транспортник, учебный РЭБ.
  3. NAMC YS-11 – транспортник.
  4. Kawasaki C-2 – транспортник.

Самолеты специального назначения:

  1. Boeing KC-767 – заправочный самолет.
  2. Gulfstream IV – VIP-транспорт.
  3. NAMC YS-11E – самолет РЭБ.
  4. E-2 Hawkeye – самолет ДРЛОиУ.
  5. Boeing E-767 – самолет ДРЛОиУ.
  6. U-125 Peace Krypton – спасательный самолет.

Потери

В войне на Тихом океане Соединённые Штаты потеряли 106 207 военнослужащих убитыми в бою и пропавшими без вести. Из 27 465 военнопленных в японском плену погибло 11 107 человек. Кроме того, около 60 американцев умерло от малярии.

Общие потери советских войск в Советско-японской войне (с учётом убитых, раненых и пропавших без вести) составили 36 тысяч человек.

Вооружённые силы Новой Зеландии потеряли в ходе Тихоокеанской кампании 578 человек погибшими. Кроме того, некоторое число новозеландцев погибло при прохождении воинской службы в армиях других стран.

На войне погибло около 987 512 японских военнослужащих и около 600 000 гражданских лиц[источник не указан 1829 дней

Отчаянные поиски истребителя

Параллельно попыткам найти возможность доставить десять заказанных истребителей Bf 109 представитель компании Fokkes & Koch в Мукдене, Манчжурия, Фудзиро Ко (Fujiro Koh) связался с майором Маруяма – будущим командующим военно-воздушными силами марионеточной Манчжурии. После того, как ВВС Манчжурии получили задание защитить от ударов с воздуха города и промышленные центры, возник интерес к качественным высокоэффективным самолетам. По этой причине командование Императорской армии с большим интересом ждало поставок десяти заказанных «мессершмиттов» и результатов их испытаний. В планах командования Императорской армии была закупка истребителей Bf 109 для армейской авиации Манчжурии.

Однако «мессершмитты» по-прежнему находились в Германии, и после июля 1940 года договор на поставку был сокращен с десяти до двух самолетов. Только самые срочные грузы можно было перевозить на тех немногих японских судах, которые покидали порты нейтральных европейских стран с немецкой продукцией.

Предназначенные для Японии самолеты были собраны на авиастроительном предприятии Wiener Neustädter Flugzeugwerke GmbH (WNF) и 11 февраля поезд с самолетами покинул Винер-Нойштадт и через Франкфурт-на-Майне отправился в испанский порт Бильбао. В среди прочих грузов в вагоне поезда находились два самолета: истребители Bf 109 E-7 (заводские номера 6524 и 6525) с двигателями DB 601 (заводские номера 11813 и 11819).

Корабль с истребителями пришел в Японию 28 апреля 1941 года и спустя несколько дней, 4 мая, ведущий летчик-испытатель компании Messerschmitt Вилли Штёр (Willi Stör) и инженер Герберт Каден (Herbert Kaden) отправились из Германии по Транссибирской магистрали в Японию. Они прибыли в Гифу 19 июня вместе с представителем компании Fokkes & Koch г-ном Апелем (Apel) для наблюдения за сборкой двух самолетов и проведения испытательных полетов. Два истребителя Bf 109 E-7 были доставлены на аэродром Кагамигахара, где компанией Kawasaki должны были выполнять испытательные полеты. Компания Kawasaki получила заказ на сборку и проведение приемочных испытаний. После этого истребители Bf 109 E-7 должны быть приняты и переданы японской армейской армии. На следующий день приступили к распаковке ящиков и оценке состояния находящихся там элементов конструкции самолетов. Уже во второй половине дня самолеты стояли на собственных шасси. Предполагалось, что сборка и испытательные полеты займут около двух недель, однако все вышло иначе.

Фактически работы по сборке самолетов были начаты 21 июня и за три дня к фюзеляжам были присоединены консоли крыльев и хвостовые оперения. Следующей задачей была установка воздушных винтов компании VDM, которая была осуществлена в присутствии представителей компании Sumitomo, получившей в Японии лицензию на эти винты. 28 июня к сборке самолетов подключился немецкий представитель компании Daimler-Benz AG Дек (Deck), в задачи которого вместе с сотрудником моторостроительного подразделения компании Kawasaki инженером-испытателем Такано (Takano) входила подготовка двигателя. При осмотре двигателей было установлено, что в Германии на заводе-изготовителе после сборки и тестирования и перед упаковкой не были законсервированы. Было решено разобрать двигатели и перебрать их на расположенном в Кобе моторостроительном заводе компании Kawasaki. Первый двигатель DB 601 (зав. номер 11813) был возвращен из Кобе 9 июля и был установлен на истребитель Bf 109 E-7 (зав. номер 6524).

Из-за сильных дождей первый полет был совершен только 14 июля. В этот день флюгкапитан Штёр совершил три полета, а 17 июля состоялся приемочный полет. Человек по имени Ташикава (Taschikawa) и подполковник Сабуро Амакасу (Saburo Amakasu), представлявшие Экспериментальное управление Императорской армии, наблюдали за летами. После последнего испытательного полета Штёра машина была передана подполковнику Амакасу. Для ознакомления с переданным самолетом были привлечены два японских летчика: капитаны Ивахаси (Iwahashi) и Сакакава (Sakakawa), которые изучали машину под руководством флюгкапитана Штёра.

первый собранный и облетанный в Японии истребитель Bf 109 E-7 (зав. номер 6524). На верхние и нижние поверхности крыла и боковые поверхности фюзеляжа были нанесены японские опознавательные знаки (красный круг с тонкой белой окантовкой). Когда Япония вступила в войну, то истребителю союзники в соответствии с практикой присвоения истребителя мужских имен дали самолету обозначение Mike. Рисунок выполнен Анхелем Санчесом Серрано (Angel Sanchez Serrano)

Последствия

B-29 на ремонте на Сайпане

Атаки японцев на Марианские острова в 1944 и 1945 годах не привели к серьезному срыву стратегической воздушной кампании USAAF против Японии. Однако они вынудили Соединенные Штаты выделить силы для защиты островов, чтобы предотвратить дальнейшие потери дорогостоящих B-29. Причем из-за дороговизны тяжелых бомбардировщиков соотношение потерь было в пользу японцев.

Когда американские военные рассматривали будущие операции на островах Бонин в августе 1944 года, планировщики оценили, что оккупация Иводзимы может быть необходима для защиты Марианских островов от нападения, и после войны это было названо одним из оправданий дорогостоящего вторжения. острова. Однако в этом не было необходимости из-за успеха 7-й воздушной армии и кампании USN против аэродромов Иводзимы, а также из-за нехватки японских военных самолетов дальнего действия. В любом случае решение о вторжении в Иводзиму было принято за месяц до начала крупных атак на базы B-29, а за семь недель до начала высадки 19 февраля рейдов на Марианские острова не было.

Сила

Каждый воздушный флот состоял из одной или нескольких воздушных флотилий, которыми командовали контр- адмиралы, и в свою очередь состоял из двух или более групп летчиков. Каждая летная группа состояла из базового подразделения и от 12 до 36 самолетов и от 4 до 12 резервных самолетов. Каждая летная группа состояла из нескольких хикотаи (飛行 隊), эскадрилий из 9, 12 или 16 самолетов, что соответствовало Тютай (中隊) ВВС Императорской армии Японии. Hikōtai были заповедал на лейтенанта , мичмана, или опытный старшина . Обычно каждый хикритаи делили на четыре стаи  — сётай (小隊) — каждый с тремя или четырьмя плоскостями. С середины 1944 года сетаи обычно состояли из четырех самолетов. В начале Тихоокеанской войны насчитывалось 90 групп летчиков, каждой из которых было присвоено имя или номер. Группы с именем обычно были связаны с определенным военно-морским командованием или базой. Номера обычно присваивались единицам за пределами Японии.

Численность групп пилотов

  • Fliegergruppen от 200 до 399: группы пилотов-истребителей
  • Fliegergruppen 400–499: гидросамолеты
  • Fliegergruppen 600–699: смешанные типы самолетов

Обозначение типов самолетов в ВМФ

Основная статья: Типовые обозначения японских императорских военно-морских авиаторов

Система именования типов самолетов ВМС Японии была аналогична системе ВМС США с 1922 по 1962 год . Каждому новому типу было дано короткое имя, состоящее из комбинации латинских букв и цифр.

  • В начале была буква (иногда две), обозначающая основной тип или назначение самолета.
  • Затем последовал номер, определяющий тип самолета (основной вариант) соответствующего производителя.
  • Затем пришло еще одно письмо, которым был закодирован производитель.

( G4M относился к штурмовому бомбардировщику 4-го типа (G) ВМФ, выпускаемому Mitsubishi (M) )

Письмо Тип Производитель
А. Авианосный истребитель Айти ( Айти Токей Денки и Айти Кокуки ) / North American Aviation (США)
Б. Авианосный бомбардировщик / бомбардировщик-торпедоносец Boeing Aircraft (США)
С. Наземный разведчик Consolidated Aircraft (США)
Д. Пикирующий истребитель-авианосец Дуглас Эйркрафт (США)
Э. Гидросамолет-разведчик
Ф. Гидросамолет наблюдателя
г Штурмовик Hitachi Kōkūki / Grumman Aircraft Engineering (США)
ЧАС Летающая лодка (разведчик) Хиро (Дай-Дзюичи Кайгун Кокушо) / Hawker Aircraft (Великобритания)
Привет Ernst Heinkel Flugzeugwerke (Германия)
J Наземный охотник Nihon Kogata Hikōki / Junkers Flugzeug- und Motorenwerke (Германия)
K Учебно-тренировочный самолет Каваниси Кокуки
Л. Транспортный самолет
М. Специальный поплавок Mitsubishi Jūkgyō
MX Самолет специального назначения
N Гидросамолет как истребитель Накадзима Хикоки
п Наземный бомбардировщик Нихон Хикоки
Q Самолет воздушного наблюдения
Р. Наземный разведчик
С. Ночной истребитель Сасэбо (Дай-Нидзюичи Кайгун Кокусо)
Si Сёва Хикоки
V Воут-Сикорский (США)
W. Ватанабэ Теккоодзё / Кюсю Хикоки
Y Ёкосука (Дай-Ити Кайгун Коку Гидзюцу)
Z Мидзуно Гураида Сейсакушо

Мелкие и средние изменения типа (вариантов) самолета обозначались добавлением другого числа в конце обозначения.

Другие незначительные изменения в варианте отмечены добавлением еще одной буквы.

В нескольких случаях, когда предполагаемое назначение типа самолета изменялось, новое предназначение было разъяснено путем добавления дефиса и дополнительной буквы. Так было, например, с летающей лодкой H6K4 (6-я летающая лодка ВМФ (H6), построенная Каваниши (K), четвертый вариант (4)). Позднее этому самолету была отведена роль десантного транспорта, и его обозначение было изменено на H6K4-L.

Армейская авиация Японии

Декабрь 1941 года. До нападения на Перл-Харбор армейская авиация Японии насчитывала примерно 4300 самолетов, а морская авиация — около 3000 самолетов. Основной единицей армейской авиации стал в то время был хикосентай (или просто сентай) — эквивалент группе или полку, и состоявший обычно он состоял из трех или более чутаев (эскадрилий) и одного сентай хомбу (штабного звена).

  • Сентай обычно насчитывал 27 — 49 самолетов. В состав чутаев входило 3-4 сотаев (звеньев), в каждом из которых было по 3 самолета.
  • От 3 до 5 сентаев объединялись в хикодан (крыло или бригаду) под руководством генерал-майора или полковника.
  • Хикосидан (дивизия) состояла из 2-4 хикоданов, а также других подразделения (такие как тренировочные сентай или отдельные подразделения, непосредственно подчинявшиеся командованию хикосидана).
  • Кокугун (воздушная армия) состояла из 2-3 хикосиданов.

К названию каждого формирования добавлялось наименование типа входящих в него самолетов:

  • истребители — сен-токи,
  • легкие бомбардировщики — кейбаку,
  • тяжелые бомбардировщики — дзу-баку,
  • разведчики — тейсацу,
  • учебно-тренировочные самолеты — пенсуки.

Также надо отметить существование отдельных подразделений, действовавших независимо от частей регулярной авиации:

  • независимая боевая группа или полк — докорицу хикотай,
  • независимая эскадрилья — докорицу чутай.

Эти подразделения обычно присоединялись непосредственно к авиадивизии или воздушной армии, иногда, в случае необходимости, придавались в подчинение меньших подразделений. Из нескольких тренировочных чутаев и не менее одного инструкторского сентая состояли учебно-тренировочные подразделения, в задачу которых входила также и охрана воздушного пространства над Японскими островами, кроме, разумеется, подготовки летного состава.

Обозначения самолетов армейской авиации Японии

С 1932 года все армейские самолеты получили обозначение «Ки» («китай» — конструкция) и порядковый номер (к примеру: Ки-61). Модели самолета обозначались римскими цифрами, самолеты одной модели, кроме того, различались в зависимости от модификации дополнительным иероглифом (позже их заменили латинскими буквами): «Каи» (а) — изменения в конструкции планера, «Ко» (b) — изменение силовой установки, «Оцу» (с) — изменение в оборудовании или в назначении самолета, «Хей» (d) — изменение в вооружении.

Помимо короткого обозначения использовалась и нумерация по годам принятия образца на вооружение, включавшая краткое описание назначения самолета. Нумерация велась по японской системе летоисчисления, в обозначении самолета указывались только последние цифры года. Так, самолет, принятый на вооружение в 1939 году (то есть в 2599 году по японскому летоисчислению) имел обозначение тип 99, принятый на вооружение в 1940 году (или в 2600-ом) — тип 100, а принятый на вооружение в 1942 году (или в 2602 г.) — тип 2 и так далее. В результате длинное обозначение выглядело, например, так:

  • Ки-61-Ia — истребитель армейский тип 3 модель 1А (тип 3 по году 2603),
  • Ки-61-Ib — истребитель армейский тип 3 модель 1В.

Кроме короткой и длинной систем обозначений, начиная с вступления Японии во Вторую мировую войну, самолеты получали также и короткие названия, которые применялись для различных целей (как то: запутать разведслужбы союзников).

Самолеты Императорской армии Японии

Истребители Ночные и тяжелые истребители
Бомбардировщики Разведывательные самолеты
Транспортные самолеты Учебно-тренировочные самолеты
Штурмовики Самолеты специального назначения

Оборудование

JASDF поддерживает интегрированную сеть радиолокационных установок и центров управления противовоздушной обороной по всей стране, известную как базовая наземная среда противовоздушной обороны. В конце 1980-х годов система была модернизирована и дополнена самолетом дальнего радиолокационного обнаружения E-2C Hawkeye . Страна полагается на истребители- перехватчики и ракеты класса «земля-воздух» для перехвата вражеских самолетов. Обе эти системы совершенствовались с начала конца 1980-х годов. Устаревшие самолеты были заменены в начале 1990-х на более совершенные модели, а ракеты Nike-J были заменены современными системами и . JASDF также обеспечивает воздушную поддержку для наземных и морских операций JGSDF и JMSDF и ПВО для фундаментов всех сил. В конце 1980-х годов оборона базы была модернизирована за счет новых зенитных ракет, современной зенитной артиллерии и новых стационарных и мобильных укрытий для самолетов.

Самолет

JASDF F-35

Посадка E-2C Hawkeye на авиабазе Мисава

CH-47J с авиабазы ​​Ирума

Кавасаки Т-4

Самолет Источник Тип Вариант В сервисе Примечания
Боевой самолет
F-15 Eagle Соединенные Штаты превосходство в воздухе F-15J 155 по лицензии производства Mitsubishi
Митсубиси Ф-2 Япония многоцелевой 62 на базе Lockheed Martin F-16
F-35 Lightning II Соединенные Штаты многоцелевой 17 129 под заказ
ДРЛО
Боинг E-767 Соединенные Штаты раннее предупреждение и контроль 4
E-2 Соколиный глаз Соединенные Штаты AEW 17 9 под заказ
Электронная война
Кавасаки С-1 Япония радиоэлектронная борьба 1
NAMC YS-11 Япония радиоэлектронная борьба 4
Танкер
Боинг KC-767 Соединенные Штаты дозаправка в воздухе / транспорт 4
KC-46 Пегас Соединенные Штаты дозаправка в воздухе / транспорт 4 под заказ
Локхид КС-130 Соединенные Штаты дозаправка в воздухе 2
Транспорт
Боинг 777 Соединенные Штаты VIP 777-300ER 2 позывной Japanese Air Force One
Hawker 800 Объединенное Королевство SAR / транспорт 27
Кавасаки С-1 Япония транспорт 15
Кавасаки С-2 Япония тяжелый транспорт 9 11 под заказ
C-130 Геркулес Соединенные Штаты транспорт 14
NAMC YS-11 Япония транспортная / летная инспекция 2
Гольфстрим IV Соединенные Штаты транспортная / летная инспекция 5
Бритиш Аэроспейс 125 Объединенное Королевство транспортная / летная инспекция 2
Cessna Citation Latitude Соединенные Штаты транспортная / летная инспекция 2 1 под заказ
Вертолетов
CH-47 Чинук Соединенные Штаты транспорт / коммунальные услуги 17 по лицензии построено Kawasaki Heavy Industries
Сикорский UH-60 Соединенные Штаты полезность / SAR 50 25 на заказ — построено по лицензии Mitsubishi
Тренировочный самолет
Fuji Т-3 Япония легкий тренажер 49
F-15 Eagle Соединенные Штаты конверсионный тренер F-15DJ 45 по лицензии производства Mitsubishi
Hawker 400 Соединенные Штаты реактивный тренажер Т-1 Джейхок 13
Митсубиси Ф-2 Япония конверсионный тренер 26 год
Кавасаки Т-4 Япония реактивный тренажер 200

Японские авиабазы и аэродромы

Япония располагает развитой инфраструктурой авиационного базирования. Аэродромная сеть страны включает свыше 120 аэродромов с искусственным покрытием взлетно-посадочных полос (ВПП), и позволяет рассредоточено (1 эскадрилья из 20-24 самолетов на аэродром) базировать свыше 1300 самолетов. На территории страны аэродромы распределены сравнительно равномерно (см. рис). Некоторые площадки являются исключительно гражданскими или исключительно военными, некоторые используются как военной, так и гражданской авиацией (например, Комацу, Кумамото, Нагоя (Комаки), Наха, Титосе. Естественно, во время войны все они будут использоваться в соответствии с нуждами ВВС.
Большинство аэродромов с капитальным покрытием построено по типовой схеме: как правило, одна ВПП из бетона либо асфальтобетона, магистральная рулежная дорожка, которая может быть использована для взлета и посадки в случае вывода из строя основной ВПП, групповые и одиночные стоянки самолетов, склад ГСМ, технические и служебные здания. На всех авиабазах боевой авиации, кроме того, оборудованы полуподземные или наземные склады боеприпасов, а на пяти из них — Титосе, Комацу, Мисава, Нютабару и Наха — железобетонные укрытия для самолетов.
В мирное время для базирования военной авиации используются 22 аэродрома. Наиболее крупные авиабазы: Титосе, Мисава, Хякури, Комацу, Йокота, Нютабару, Кадена, Наха. Американская авиация ВВС и ВМС использует авиабазы Мисава, Йокота, Ацуги, Ивакуни, Кадена и Футема. Японская авиация ВВС, ВМС и сухопутных войск дислоцируется на 19 авиабазах, причем три из них (Мисава, Ацуги и Ивакуни) используются совместно с американской авиацией.
Кроме того, в стадии воплощения находится сеть из 3300 вертолетных аэродромов, по принципу «одна деревня — одна вертолетная площадка». Эти площадки используются не только ВВС, но и гражданскими автокомпаниями.

Наиболее крупные гражданские аэродромы Японии

Аэродром

координаты

Длина хширина ВПП, м

Покрытие

с. ш.

в. д.

Нарита

35’46

140’23

4000×60

бетон

Ханеда

35’33

139’46

3150×60

асфальтобетон

Осака

34’47

135’27

3000×60

асфальтобетон

Нагасаки

32’55

120’55

3000×60

асфальтобетон

Кагосима

31’48

130’43

3000×45

асфальтобетон

Кадена

26’21

127’46

3690×90

асфальтобетон

Симодзисима

24’49

125’09

3000×60

бетон

Обихиро

42’44

143’13

2500×45

асфальтобетон

Хакодате

41’46

140’49

2500×45

асфальтобетон

Акита

39’37

140’19

2500×60

асфальтобетон

Фукуока

33’35

130’27

2800×60

бетон

Оита

33’29

131’44

2500×45

асфальтобетон

Футема  (USA)

26’16

127’45

2745×45

асфальтобетон

Конструкция

Несмотря на стремительное развитие японской авиастроительной области к началу 1990-х гг. cтрана еще не могла создать конкурентноспособный боевой самолет самостоятельно. Ввиду данного обстоятельства японской стороне пришлось пойти на подписание японо-американского соглашения, согласно которому прототипом нового японского истребителя стали американские многофункциональные легкие истребители четвертого поколения F-16C/D Night Falcon компании Lockheed Martin Aeronautics Company и F-16 Fighting Falcon компании General Dynamics Corporation. Этим фактом, в частности, обусловлена большая внешняя схожесть японского и американских истребителей.

Но все же истребитель-бомбардировщик Mitsubishi F-2 является качественно новым самолетом, отличающимся от своих прототипов рядом основополагающих конструктивных решений. В частности, увеличение площади крыла обеспечило большую подъемную силу истребителя. С учетом того, что на значительной части японских островов нельзя строить большие аэродромы, японский истребитель должен был иметь возможность взлета с относительно коротких полос и посадки на них, что было обеспечено благодаря применению двухсекционного носка крыла. Применение современных композитных материалов и титановых сплавов положительно сказалось на уменьшении малозаметности в инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн.

Еще большим изменениям подверглась начинка самолета. Большая часть бортового радиоэлектронного оборудования Mitsubishi F-2 разработана японскими компаниями. Так, специально для данной модели Mitsubishi Electric создала инновационную радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой. Благодаря данной РЛС Mitsubishi F-2 получил возможность одновременного сопровождения и атаки сразу нескольких целей, что недоступно самолетам с пассивной фазированной антенной решеткой. В наши дни подобными РЛС оснащаются только американские истребители пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II.

Бортовой компьютер Mitsubishi F-2 также разрабатывался и производился в Японии. Благодаря инновационной цифровой системе управления полетом, разработанной компанией Japan Aviation Electronics, Mitsubishi F-2 может не только совершать полет в автоматическом режиме, позволяющем сохранить силы пилота для выполнения важных тактических задач, но и выполнять некоторые фигуры высшего пилотажа, что позволит летчику уделить больше времени другим элементам воздушного боя.

Истребитель F-2 6-й истребительной эскадрильи японских ВВС взлетает с авиабазы «Андерсен». 2010 г.

Но наибольшим прорывом японской авионики может стать оснащение боевых самолетов системой самовосстановления управления полетом SRFCC (Self Repairing Flight Control Capability), разработанной компанией Mitsubishi для своего истребителя ATD-X Shinshin. Суть данной системы заключается в том, что в случае повреждения аэродинамических элементов планера самолета бортовой компьютер будет автоматически корректировать работу оставшихся элементов таким образом, чтобы пилот смог продолжить выполнение поставленной задачи без каких-либо трудностей, связанных с управлением самолета, а в случае серьезных повреждений — выйти из боя и добраться до ближайшего места возможной посадки без необходимости катапультирования из потерявшего управление истребителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector