Катана против весла

История изготовления

В США как раз шло массовое увлечение японскими единоборствами, и ножевые мастера этим воспользовались.

Год Событие Изображение
1978 Американский китаец Боб Лам создаёт нож, похожий на самурайский меч в миниатюре, с японским же названием – танто.
1979 Индивидуальные кузнецы подхватили манеру. Благодаря высокому спросу, изготовление танто поставлено на поток. Увеличение моделей «танто» на рынке.
1980 Фил Хатсфилд продвигает упрощённую версию танто – с грубой стамесочной заточкой и простяцкой рукояткой (иногда хвостовик был просто обмотан длинными шнурками, пропитанными эпоксидкой). Мастер фехтования Обата Тоширо разрубает циновки из рисовой соломы (татами омотэ). Морские котики (спецназовцы из Navy SEAL) заказывают танто именно у Фила Хатсфилда (и получают их за полцены).
1981 Эрнест Эмерсон разрабатывает и налаживает серийное производство складных танто. Опять-таки для «морских котиков». На ноже – уйма ультрамодных атрибутов, в том числе фиксатор и клипса.
1982 Линн Томпсон из «Cold Steel» налаживает массовое производство танто – как обычных, так и складных. Пробивает несколько раз подряд дверь машины, обшивку самолёта, металлические бочки. Испытывает смертоносность на мексиканской свиноферме.

Формирует миф об особенной прочности и пробивательности.

Предложенные чертежи ножей с размерами показывают, что каждое изделие индивидуально, оно неповторимо, и хорошо «по своему».

Определяемся с формой изделия. Технология изготовления ножа одинакова для любого из выбранного варианта.

Этот?

Или этот?

Или еще?

Подбор материала:

  • сталь, Р6М5 (инструментальная сталь) имеет достаточную твердость, хорошо держит заточку. Можно использовать 65Г (углеродистая сталь) или кусок рессорной стали (обязательно чистая пластина без коррозии, от бывшей в употреблении автомобильной рессоры стоит отказаться). Пластину выбирайте таким образом, чтобы после черновой обработки сохранился намечаемый контур готового изделия
  • дерево (дуб, орех, груша, береза, бук, красное дерево и другие породы) советуем использовать при изготовлении рукояти
  • заклепки диаметром четыре или шесть миллиметров
  • латунная или бронзовая пластина толщиной три или четыре миллиметра

Инструмент, приспособления:

  • набор сверл
  • набор напильников (плоский, круглый)
  • наждачная бумага (номер сто двадцать и двести сорок)
  • наждак и электрическая дрель
  • струбцина
  • верстак и тиски

Если верстака нет, то его можно сделать, самому своими руками, конструкция одного из простых вариантов описана в статье .

Технология изготовления.

  1. Переносим чертеж ножа с бумаги на металлическую пластину, строго выдерживая все размеры.
  2. По выбранному контуру обтачиваем заготовку. Делаем отверстия под заклепки.
  3. Выводим спуски режущей кромки клинка. Закрепляем полученную заготовку к верстаку (можно шурупами в отверстия под заклепки). При помощи плоского напильника или наждака, стачиваем метал под нужным углом (каждуюй сторону) к центру заготовки (будущая кромка лезвия). После окончания черновой обработки переходим к чистовой обработке при помощи наждачной бумаги.
  4. Закалка. Разводим во дворе костер. Когда образовался хороший жар, помещаем заготовку ножа в угли костра. Процесс нагрева длится около пятнадцати минут. Через каждые две, три минуты вытаскиваем заготовку на несколько секунд. Сталь должна нагреться до красно-вишневого цвета. Готовность нагрева проверяйте при помощи магнита. Если сталь перестала притягиваться магнитом, нагрев необходимо прекратить. Опускаем медленно разогретую заготовку в масло (режущей кромкой вниз) на две трети ширины клинка и держим около минуты, масло должно погаснуть. Затем полностью погружаем остальное. Если перестал идти дым, заготовку вынимаем. Сделать это нужно, не торопясь.
  5. Отпуск производим в разогретой духовке. Температура нагрева — четыреста градусов. Выдерживаем сорока пять минут.
  6. Чистовая обработка. Шлифуем и полируем клинок. Из латунной пластины выпиливаем овал и проделываем отверстие под хвостовик клинка. Изготавливаем из выбранной породы древесины рукоять, в которой просверливаем отверстия под заклепки. Собираем все детали. В собранном виде шлифуем и полируем рукоять.

Изделие готово. Применив технологию изготовления, своими руками сделаем красивый и качественный нож. Чертежи ножей с другими размерами можно посмотреть в статье

Как же создавали катану?

Самурай-сварщик в течение времени, когда он находился в мастерской, не мог есть мясную пищу, употреблять алкоголь, иметь сексуальные отношения. Иногда изготовление катаны занимало несколько месяцев (отметим, что техника создания японского меча не меняется на протяжении тысячи лет). Сначала листы стали складывались вместе, заливались раствором из глины и воды, затем сверху посыпались золой, чтобы весь шлак вышел из металла. Затем сталь раскаляют, чтобы куски прилипли друг к другу.

Далее идет уже знакомая всем работа кузнеца – молотом кусок стали расплющивают, затем складывают – такая процедура повторяется неоднократно. Затем в состав добавляют сталь более мягкого состава, чтоб клинок не сломался при сильной нагрузке. Затем катане придается форма, потом клинок обрабатывается жидким раствором глины, чтобы избежать окисления. Следом идет процесс закалки – сталь накаляют до предела выдержки металл, затем охлаждают. На завершающих этапах идет заточка лезвия ( с одной стороны), полировка. Катана готова.

Не стоит думать, что катана была единственным мечом самураев. Ее носили в сочетании с другими колюще-режущими орудиями. Более короткий меч назывался вакидзаси (общая длина с рукоятью – от 50 до 80 см).

Присутствовал также традиционный японский кинжал танто (общая длина с рукоятью – около 50 см). Еще одним изогнутым японским мечом является тачи, который был немного длиннее катаны. Тачи носили подвешенными на шнурах от пояса. Такого рода меч предпочитали воины верхом на лошадях, где достаточная длина клинка обеспечивала досягаемость, необходимую для битвы с пешим самураем.

Примечательно, что первые японские мечи были не местные, так сказать – они были импортированы из Китая и Кореи. Их изготавливали обоюдоострыми и прямыми, без различных изгибов. Ранние мечи, созданные японцами, были просто имитацией прямых мечей из Китая и Кореи. Они назывались джокото,или древними мечами. Традиционный японский меч изменился с прямого на изогнутый. Изогнутый клинок можно было извлечь из ножен быстрее, он также был более эффективен, как рубящее оружие при использовании всадником.

Впервые японцы начали свое производство около 2000 лет назад.

Тогда случился казус – воин Мусоши Килалотамен заснул перед костром, не заметив, что его клинок оказался частично в огне. Он проснулся о того, что горел уже его плащ, и начал быстро тушить его. Заодно пытался остудить раскаленный докрасна меч кастрюлей, попавшей под руку.

При ударе кастрюли о металл углерод укрепил сталь, и меч стал еще крепче. Конечно, это легенда, но кто знает, вдруг в ней есть и частица правды? Доподлинно неизвестно, когда именно японцы стали ковать свои мечи, но без сомнения, они превзошли всех мировых мастеров в этом деле. Ковка катаны не была делом рук только одного мастера – один занимался лезвием, другой – полировкой, третий создавал рукоять (обтягивая ее кожей).

Читатель может задать вопрос – как же воины проверяли новый меч? Насколько он удобен в обращении, а лезвие остро? Ответ прост – катану, перед тем, как начать использовать в военных походах, тестировали на осужденных. Подробности лучше опустить – все-таки не фильм ужасов.

Описание японского меча Танто

Классический танто должен быть выполнен так:

Параметр Значение Японское обозначение
Форма клинка слегка изогнутый кончик хира-дзукури

Правильная форма клинка танто — плоская с небольшой изогнутостью

Стандартная школьная 30-см линейка — это как раз и есть 1 образцовый японский сяку

Танто делают из «алмазной стали» — тамахаганэ

Если сделать мэкуги из металла или рога, меч будет декоративным, а не боевым

По цубе можно узнать хозяина клинка. Кодекс самураев запрещал им украшения, поэтому они украшали цубу. Простые «гарды» — удел простолюдинов

*Цуба никогда не использовалась японцами для блокирования оружия — только для упора кисти при колющем ударе.

Слабости катаны

Говоря же об особенностях технологии изготовления самурайского меча, стоит отметить и слабые стороны этого процесса, а именно, обретая большую твердость и мощь по оси лезвия, данный тип меча более уязвим, если бить по его плоской стороне. Таким ударом можно перешибить Катану даже короткой булавой (или окинавскими нунчаками, которые специально применялись для ломания самурайских мечей). И если европейский меч ломается обычно на расстоянии ладони или в двух пальцах от гарды, то японский – на расстоянии 1/3 или 1/2 длины клинка от гарды.

Да, правдивы и те истории когда Катаной разрубали метал. Это возможно! Документально зафиксировано, при ударе мастера таким клинком, скорость кончика меча (Кисаки) превышала скорость звука. А если учесть и то, что мечи Катана одни из самых прочных в мире, то вывод напрашивается сам.

Технология производства японских мечей

Переплавленный металл, получаемый из магнитного железняка, использовался в качестве оружейной стали. Самурайские мечи, считающиеся лучшими на Дальнем Востоке, были такими же прочными, как дамасские. В 17 веке в производстве японских мечей стал использоваться металл из Европы.

Японский кузнец формировал клинок из огромного числа железных слоев, тончайших полосок с разным содержанием углерода. Полоски сваривались между собой во время плавления и ковки. Проковка, вытягивание, многократное складывание и новая проковка металлических полосок позволяла получить тонкий брус.

Таким образом, клинок состоял из множества сплавленных тонких слоев разноуглеродной стали. Соединение низкоуглеродного и высокоуглеродного металлов придавало мечу особенную твердость и вязкость. На следующем этапе кузнец шлифовал клинок на нескольких камнях и закаливал. Нередко самурайские мечи из Японии изготавливались в течение нескольких лет.

Как сделать ножны для меча

Состоят ножны, в большинстве случаев, из трех частей:

  1. Устье — то место, куда вставляется меч. Выполнялся из металла, чтобы острые клинки не повреждали изделие при каждом извлечении. Позже стали делать кожаные, они издавали меньше шума.
  2. Наконечник ножен предназначен для ограждения нижнего конца ножен от повреждений. Изготавливался из металла, зачастую украшался для придания красивого вида.
  3. Перевязь, тканевая или же кожаная петля, призванная крепить ножны.

Процесс изготовления ножен всегда начинается с замеров, независимо от материала стоит оставлять небольшой запас, чтобы не резать ножны изнутри при каждом их использовании. Дальше в зависимости от материала делаются сами ножны.

Вот основные шаги по изготовлению:

  1. Деревянные изготавливаются двумя способами. Из цельного куска дерева, делая внутри выемку под меч. Либо используя две половинки, которые подготавливают, а после склеивают между собой.
  2. Кожаные одни из самых сложных в изготовлении. Первым делом делается шаблон по контуру клинка с небольшим зазором на бумаге, лучше сначала примерить нож к бумажному чехлу, если потребуется — внести корректировки, а после уже переносить все на кожаную заготовку. В конце все сшивается и придается конечный вид.
  3. Для ножен из пластика особых навыков не требуется, главные инструменты — это строительный фен и клепальщик. Взяв нужный по размеру кусок пластика, нужно сделать из него пластину, зажать там нож, и с помощью фена придавать правильную форму. После склеиваем между собой края, а для того чтобы чехол не разошелся, скрепляем заклепками. С кайдексом поступаем также, как и с пластиком, но материал более податливый и приятней в работе.
  4. Ножны из ткани просты в изготовлении, две заготовки склеиваются между собой, а после сшиваются для большей прочности и придания красивого внешнего вида.

Внешний облик утигатаны

Меч имеет своеобразный изгиб в области клинка, за счёт которого утигатану можно быстро извлечь из ножен. Делается это легко, даже если воин пребывает в неудобной позиции. Такая легкость и естественность использования позволила создать отдельное направление боевых искусств, которое получило название тай-дзюцу.

Англоязычные граждане именуют меч uchigatana, что объясняется нестандартностью произношения.

Надо отметить, что популярность оружия отмечается не только в реальной жизни, но и в компьютерных играх. Например, этот меч можно увидеть у героев игры Dark Souls. Здесь он играет роль одного из наиболее необычных и интересных видов оружия.

Масса и длина

Средняя длина меча приближается к отметке в 1 м. Вес составляет около 3 кг (обычно он варьируется от 2,8 до 2,9 кг). Рукоять имеет длину 30 см.

Клинок имеет толщину приблизительно 5 мм. Его затачивают, в соответствии с традициями производства японского холодного оружия. Заточка рассчитана на то, чтобы с одного удара лишить соперника головы.

Основные характеристики катан

Реальные характеристики холодного оружия, распространенного на Японском архипелаге, заметно отличаются от представленных через кино, аниме. Частично это связано с экзотичностью культуры, мифами, которыми овеяно самурайское сословие. Недавние исследования доказали, что по качеству европейские клинки нередко не уступали изготовленным на островах. Особенность катаны – техника ее применения, то есть нанесение врагу режущих ударов и лишь в редких случаях уколов.

Благодаря форме орудие применимо для быстрого нанесения длинных порезов, а вес таков, что клинок прорезает традиционный японский доспех. Прорезать им железо, другой сходный по прочности материал практически невозможно.


Катаны овеяны мифами

Строение

Японский меч долго сохраняет заточку, прочен и остер, не подвержен ржавчине, не ломается. Эти качества объясняются его строением. Острота, твердость обеспечивается мартенситом в составе стали, но это соединение – причина ломкости, хрупкости материала. Чтобы избавиться от недостатков, внутренний слой делали из низкоуглеродной стали, сверху накладывали высокоуглеродный. Для работы использовали U-образно сложенный твердый стальной брусок, в который вваривали мягкий металл. Комбинированный брус – материал для ковки заготовки.

Реже использовали заготовку из мягкого металла в форме литеры U, в которую вваривали твердую сталь, или делали боковые дополнительные вкладки из материала средней твердости.


Известнейший японский кузнец – Масамунэ

Чем крупнее меч, тем сложнее его конструкция. Для коротких лезвий достаточно одного вида металла.

Вариации конструкций:

  • мару (для танто, вакидзаси) – дешевый одинарный клинок из одного сорта материала;
  • кобусэ – упрощенная конструкция, применимая, если нужно изготовить много предметов невысокого качества;
  • хонсаммай – самая частая, характеризующаяся боковыми усиливающими пластинами и гарантирующая готовому предмету высокую прочность, неподверженность слому за счет отсутствия закалки обуха;
  • сиходзуме – конструкция с железной полосой для защиты обуха;
  • макури – упрощенный вариант с мягким внутренним бруском, цельной твердой оболочкой;
  • варихатэцу – гибкий простой вариант;
  • орикаэси саммай – прогрессивный хонсаммай;
  • гомай – меч с твердой сердцевиной и мягкой оболочкой, дополнительно защищенной твердой сталью;
  • сосю китаэ – самый сложный вариант из 7 слоев. Сюсю китаэ наиболее известен как стиль работы кузнеца Масамунэ.

Сталь для меча

Классический вариант для катаны – рафинированная сталь, для изготовления которой используется железистый песок, очищенный при высоком нагреве. В результате получается чистое железо. В прошлом для работы использовали прямоугольные печи татара, дававшие железо с содержанием углерода 0,6-1,5%. Для дополнительной очистки разработана техника складывания – трудоемкая, но дающая отличные результаты. Преимущество технологии – отсутствие в материале серы, фосфора, снижающих качество стали.

С 17 столетия лучшим материалом для клинков на Японском архипелаге становится намбан тецу – сталь, завезенная европейцами. Оружие содержит до 1,5% углерода, отличается твердостью. Благодаря примесям кремния клинок гибок, имеет хорошую ударную вязкость.


Для катаны применима рафинированная сталь

История: как и когда появился меч

Японское холодное оружие формировалось с эпохи Нара (710-794) и до конца XII столетия. Вакидзаси, катана – это клинки, появившиеся под влиянием китайской культуры и заимствований из Кореи. Уже в период Нара и Хэйан облик холодного оружия полностью сформировался. Конструктивные особенности предметов определили способы владения ими, повлияли на конные и пехотные сражения.

Холодное оружие Страны восходящего солнца олицетворяет самурайскую философию, мировоззрение и образ жизни. Как и само воинское сословие, его незаменимый атрибут постоянно развивался. Ранее его считали магическим и символизирующим державу. Хранитель чести был вторым, запасным мечом, обязательным в экипировке каждого самурая. Он пришел на смену танто, использовался в случаях, когда неприменима катана. Он требовался при ритуальном самоубийстве, если воин лишился предназначенного для этого кинжала кусунгобу.

Особенность короткого японского оружия – его доступность для всех сословий. Хранителя чести носили купцы, ремесленники. Это оружие разрешалось иметь при себе в помещении. Самураи сдавали на входе катаны, но короткие мечи всегда держали при себе. Исключение делали при долгом пребывании в гостях. С веками изменилась культура ношения лезвий, появились ножны с проходным чехлом, обоймицами. В эпоху Второй Мировой вакидзаси комплектовался съемным чехлом, который носили на поясе. В морской пехоте особенной востребованы были клинки в ножнах с двумя обоймицами, кожаной петлей. Распространились хранители чести без ушка курикаты, усовершенствованные петлей сарутэ.


Хранитель чести

Технология производства японских мечей

Переплавленный металл, получаемый из магнитного железняка, использовался в качестве оружейной стали. Самурайские мечи, считающиеся лучшими на Дальнем Востоке, были такими же прочными, как дамасские. В 17 веке в производстве японских мечей стал использоваться металл из Европы.

Японский кузнец формировал клинок из огромного числа железных слоев, тончайших полосок с разным содержанием углерода. Полоски сваривались между собой во время плавления и ковки. Проковка, вытягивание, многократное складывание и новая проковка металлических полосок позволяла получить тонкий брус.

Таким образом, клинок состоял из множества сплавленных тонких слоев разноуглеродной стали. Соединение низкоуглеродного и высокоуглеродного металлов придавало мечу особенную твердость и вязкость. На следующем этапе кузнец шлифовал клинок на нескольких камнях и закаливал. Нередко самурайские мечи из Японии изготавливались в течение нескольких лет.

Параметры короткого ножа Танто

Современные ножи танто отличаются от канона почти по всем параметрам:

плоский
Заточка односторонняя
Длина клинка не больше 30,3 см, иначе получится вакидзаси 1 сяку
Общая длина 35-50 см
Материал Японская сталь из слитков губчатого железа Тамахаганэ
Рукоять Съёмная
Крепление рукояти к хвостовику Бамбуковым штырьком Мекуги
Гарда* Круглая Цуба
Параметр Традиционный меч танто

Эскиз настолько подробный, что хоть бери и делай настоящий меч Танто самостоятельно

Такая разновидность американского танто напоминает кухонный нож, но стоит в 10 раз дороже


Американский танто перенял заточку у катаны и добавил рубленных форм

В погоне за эффектным внешним видом современные ножи приобрели серьёзные недостатки:

Современный нож танто
Форма клинка слегка изогнутый кончик Прямой скос под 45 о
плоский С ребром жёсткости
Вид заточки односторонняя Односторонняя или двусторонняя
длина клинка 17-30,3 см 10-30 см
Общая длина 35-50 см 22-50 см
толщина 5-7 мм 2,5-7
материал сталь из губчатого железа Самые разные стали, включая дамасскую
Рукоять Съёмная несъёмная
Крепление рукояти к хвостовику Бамбуковым штырьком Никаких бамбуковых шпилек и в помине нет
Гарда* Круглая Плоская, круглая или никакой
Ухудшение характеристики Причина (в сравнении с классическим танто)
Ниже проникающую способность прямой скос обуха 45 о
Хуже режущие свойства прямая форма клинка

Читать также: Пассатижи для обжима интернет кабеля

Однако прочность острия у современных тантоидов очень высокая, поэтому втыкать их во что-то жёсткое гораздо безопаснее — и получится куда лучше, чем у других ножей.

Тати – меч по длине равный Катана

 

Японский длинный меч тати 41 дюймов. Хорошо виден волнистый узор хамон на клинке.

Самые древние катана ручной работы (ножны для катана тоже ручной работы украшались орнаментом), ценятся больше всего и передаются из поколения в поколения как семейная реликвия. Такие катана стоят очень дорого, особенно если на ней можно увидеть Мэи – клеймо с именем мастера и годом изготовления на хвостовике японского клинкового оружия – какого ни будь известного мастера.

Многие мастера оружейники из разных стран пытались скопировать катана, в результате этого получились такие известные мечи как: Три – тибетский меч, копирующий самурайский; Тайцзиньцзянь (китайский меч великого предела) разновидность цзяня; Меч корейский, японское название катана в VII-XIII вв.; и др. Но, настоящие катана можно найти только в Японии, а если катана изготовлен не в Японии – это уже не катана!

Разновидности

Существуют разные виды японских мечей. Несмотря на общие черты, присущие всем разновидностям, они различаются размерами, внешним видом, назначением и боевыми характеристиками. Все эти нюансы необходимо знать ценителям коллекционных изделий.

Катана

Самый известный вариант длинного японского меча. Длина лезвия — 60–75 см. Форма слегка изогнутая. Обычно изготавливают катану из двух разных сплавов. Более мягкий — для сердцевины клинка, более твердый — для внешней части. Это делает конструкцию одновременно жесткой, острой, но гибкой.

Лезвие заточено с одной стороны. По толщине, сечению, изгибу жестких стандартов нет. Поэтому вес оружия также различается — от 0,7 до 1 кг в среднем. В зависимости от конструкции катана больше подходит для боя с противником в латах или без, как одноручный или двуручный меч и так далее. Рукоять по форме простая для удобного положения в руке.

Танто

Это небольшой кинжал с длиной лезвия до 30 см. Обычно не использовался в бою. Его применяли для добивания, отрезания головы у признавшего поражение противника, а также для совершения харакири. Чаще всего это односторонний нож, реже — обоюдоострый, со съемной рукояткой.

Вакидзаси

Короткий самурайский меч, который обычно носили в паре с катаной на поясе. Длина клинка варьировалась от 30 до 60 см. Внешне это оружие похоже на уменьшенную копию катаны. Слегка изогнутое лезвие, заточенное с одной стороны, классическая рукоять.

В бою пора короткого меча наступала тогда, когда катану использовать по каким-то причинам было невозможно. А иногда ими фехтовали одновременно. Тогда как большой меч носили только самурая, маленький можно было носить ремесленникам, купцам для самозащиты.

Ниндзя-то

Так называется меч ниндзя, который предназначен как для режущих, так и для колющих ударов. Сделан он гораздо проще, нежели катана. Чаще всего по размеру несколько меньше, чем последняя. Однако существовало множество форм и размеров этого оружия. Часто его маскировали под вакидзаси, чтобы усыпить бдительность противника. Иногда ниндзя-то перековывали из захваченного оружия самураев.

Тати

Это название длинного меча самурая (клинок 70–90 см). Представляет собой двуручную изогнутую саблю. Использовался исключительно как часть военных доспехов, носился подвешенным к поясу. Тогда как катану чаще затыкали за пояс и носили в повседневности. В паре с этим мечом носили танто.

Кодачи — дословно «маленький тати». Похож на вакидзаси длиною и техникой использования, но несколько шире. Его применяли в качестве самостоятельного оружия, а не в паре с чем-то.

Еще одна разновидность — одати. Длинный меч с клинком свыше 90 см. Использовался как боевое оружие либо в ритуальных целях, как символ. Этот меч требовал особо тщательной технологии изготовления. Из-за размеров его носили либо за спиной, либо просто в руке.

Цуруги

Прямой японский меч, заостренный с обеих сторон лезвия. Как боевой применялся до 10 века. С появлением тати стал использоваться исключительно в религиозных целях — для проведения церемоний.

Нагината

Необычный по конструкции большой японский меч. Его особенность в очень длинной рукояти — около 2 м, которая сопряжена с лезвием 30–50 см. Со временем появились более короткие облегченные варианты. Они использовались не только мужчинами в бою, но и женщинами при обороне жилища.

Гун-то

Современные мечи, изготовленные промышленными способами. По форме и внешнему виду похожи на тати. В первой половине 20 века (в частности — в годы Второй мировой войны) их изготавливали для поднятия боевого духа в армии, возрождения традиций.

Боккен

Это деревянные макеты, копирующие разные типы боевых японских мечей. Их делают из твердых сортов древесины, часто лакируют, декорируют. Используют для тренировок, отработки боевых навыков в айкидо.

Кай-гунто

Дословно это название переводится как «морской военный меч». Их ввели накануне Второй мировой войны как оружие офицеров императорского флота. От обычных гун-то такой меч отличался всегда деревянными ножнами, некоторыми особенностями отделки рукояти. В остальном также практически копировал тати.

Описание

Отличительной чертой яри является прямой основной клинок, длина которого могла составлять от нескольких сантиметров до 90 см и более. Как и в случае с традиционными японскими мечами, а так же наконечниками для стрел, клинки яри изготавливались из той стали — тамахаганэ (японская сталь, представляющая собой слитки губчатого железа). На протяжении всей истории было создано значительное множество вариаций прямого наконечника яри, часто с выступами на центральном клинке. Клинки яри обычно имели чрезвычайно длинный хвостовик (накаго), как правило он был даже длиннее, чем заостренная часть клинка. Хвостовик вставляли в усиленную кольцами полую часть древка (тачиучи или тачиуке) в результате чего получалось очень жесткое крепление, из которого хвостовик практически не мог выпасть или сломаться.

Древки («нагайе» или «эбу») имели различные длину, ширину и форму, изготавливались из твердых пород древесины и покрывались лакированными бамбуковыми полосками. Нагайе или эбу, имели овальное, круглое или многоугольное поперечное сечение. Древки усиливали надевая на них металлические кольца или обматывая металлической проволокой (доган). Кроме того (для придания оружию лучшего баланса) к торцу древка обычно прикрепляли металлический противовес (ишизуки). Древки церемониальных яри часто украшали инкрустациями из различных металлов или ценных материалов, например латунными вставками, лаком или перламутровыми пластинками. Ножны (сая) также были частью полного снаряжения яри.

Кодати

Название переводится как «маленький тати». Кодати — японское холодное оружие, которое нельзя отнести ни к длинным, ни к коротким мечам. Это, скорее, что-то среднее. Благодаря размерам его легко и быстро можно выхватить и прекрасно фехтовать. Универсальность меча, обусловленная размерами, позволяла использовать его и в ближнем бою, где движения стеснены и на расстоянии.

Лучше всего кодати сравнить с вакидзаси. Хотя их клинки сильно отличаются (у первого он шире), техника владения похожа. Длина одного и другого также схожа. Кодати был разрешён для ношения всем, так как не мог относиться к длинным мечам. Его часто путают с вакидзаси по причинам, описанным выше. Кодати носился, как и тати, то есть изгибом вниз. Самураи, использовавшие его, не брали второе холодное оружие в дайсё благодаря его универсальности. Японский меч боевой не требовался в связке.

В Японии было создано большое количество мечей, точного определения для которых не существовало. Некоторые, относящиеся к маленьким, могли носиться всеми людьми. Самурай обычно сам выбирал виды мечей, которые использовал в связке дайсё. Мечи вытесняли друг друга, так как новые обладали лучшими характеристиками, ярким примером служат тати и катана. Качественно изготовленные великими мастерами, эти мечи являлись настоящими произведениями искусства.

Катана – сильные и слабые стороны этого меча

Существует множество мифов, касающихся качества самурайских мечей:

  • Катана сделана из стали, которая проковывается десятки тысяч раз, приобретая при этом качества настоящей дамасской стали. На самом деле сталь, которую добывали в Японии, никогда не обладала выдающимися характеристиками. Для придания необходимой твёрдости её приходилось проковывать несколько тысяч раз. В результате этого и получались многослойные клинки, которые не имели ничего общего с дамасскими сталями;
  • Катана с лёгкостью рубит любой материал, будь то плоть или железо. На самом деле, японские доспехи никогда не обладали особой прочностью, поэтому разрубить их не составляло особого труда;
  • Клинок катаны с лёгкостью мог перерубить европейский меч. Данная ситуация сама по себе абсурдна. Европейский меч предназначался для пробивания тяжёлых железных доспехов, а катана – для точных ударов. Если европейские рыцари могли блокировать удары мечами, самураи уклонялись от ударов, так как один единственный удар по мечу мог выщербить режущую кромку меча. Техника мечевого боя самураев кардинально отличалась от боя рыцарей.

Часто можно услышать мнение, что катаной можно как рубить, так и наносить эффективные колющие удары. На самом деле колоть катаной достаточно неудобно. Её форма подчёркивает, что главное её предназначение – это рубка. Конечно, существуют самурайские мечи, способные разрубить железо, но это единичные экземпляры. Если сравнивать их с общим количеством европейских мечей, способных на такой же подвиг, то сравнение получится не в пользу катаны.

Слабые стороны клинка самурайского меча заключались в следующем:

  • Так как катана не предназначена для фехтования, главной её слабостью является хрупкость;
  • Обладая большой твёрдостью, клинок катаны может легко сломаться от удара в плоскость клинка, поэтому в бою самураи тщательно берегли своё оружие, которое могло стоить годового дохода крупной деревни;
  • Кстати, клинок катаны можно было сломать, ударив по его плоской стороне нунчаками.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector