Харакири и сеппуку (разница): безумие или верность традициями?
Содержание:
- Сеппуку: Ритуал чести Бусидо
- Совершение ритуального самоубийства
- Женский ритуальный самоубийство
- Методика[править]
- Символичность[править]
- Ссылки
- Откуда пошло
- Главные отличия ритуалов Харакири и Сэпукку
- Распространённость[править]
- Происхождение[править]
- Проведение ритуала
- История возникновения
- История и описание кусунгобу
- Harakiri and seppuku. Харакири и сеппуку –, что это?
Сеппуку: Ритуал чести Бусидо
Что такое самоубийство чести сеппуку и харакири? Японские самураи отличались соблюдением ритуалов и правил воинского кодекса Бусидо. Одним из ритуалов, с помощью которого самурай мог сохранить свое доброе имя, был сеппуку или харакири. Этот обряд предполагал самоубийство через разрезание живота ритуальным мечом. Он совершался в следующих случаях:
- Если самурай совершил недостойный поступок и хотел его искупить, чтобы восстановить свою честь и честь семьи.
- В случае, если имя самурая было оскорблено каким-либо образом.
- По причине смерти даймё (хозяина самурая).
- Как пассивный протест против несправедливости.
- В более поздние периоды — если самурай был осужден к смерти.
Живот — вместилище души
Людям западного мировоззрения может показаться странной связь между подобным ритуалом и восстановлением доброго имени. Однако японцы рассматривали живот, как вместилище души. Таким образом, вскрывая живот, самурай как бы доказывает чистоту своих устремлений и помыслов. Оправдывает себя перед другими.
Исторические корни сеппуку уходят в глубину веков. В традициях многих народов Дальнего Востока имелись похожие обряды. Наиболее близким по ритуальным действиям был обряд вскрытия живота у древних айнов, которых завоевали японцы. У этого народа данное действие входило в часть ритуальных человеческих жертвоприношений. В Японии самоубийства через обряд сеппуку, харакири получили массовое распространение в конце 12-го века. В этот период происходила борьба за власть между кланами Минамото и Тайра. Самурай убивал себя, не желая попасть в плен, либо если умирал его даймё.
Способы сеппуку
Существовали различные способы вспарывания живота. Выбор способа зависел от самурая, но иногда он договаривался с кайсяку — специальным ассистентом. Обряд сеппуку производился путем разреза живота в сидячем положении. Спущенная одежда при этом затыкалась под колени, чтобы тело упало правильно. Это делалось для того, чтобы не покрыть позором самурая.
Для разреза брался либо малый самурайский меч вакидзаси, либо особый кинжал кусунгобу. Последний предназначен специально для этой цели, иногда, чтобы показать особую выдержку и силу.
Разрез делался два раза: либо в форме креста, либо в виде буквы «Х». Существовали и другие формы разреза живота, однако они использовались гораздо реже. Если же самурай проявлял малодушие или не мог довести сеппуку до конца вследствие потери сознания, к действиям приступал кайсяку. Он должен был стоять над самураем во время сеппуку, чтобы в нужный момент отрубить ему голову. В период Эдо кайсяку был обязан рубить голову в любом случае, чтобы избежать предсмертной агонии.
Это интересно:
Совершение ритуального самоубийства
Среди самураев было принято носить два меча: длинным мечом, «катаной», сражались, а коротким, «вакидзаси», обезглавливали жертв. Именно коротким клинком и совершается харакири, хотя на рисунках можно встретить самураев, вспарывающих себе живот длинным мечом. Такие изображения датируются ранним периодом, когда правила совершения сэппуку не были детально прописаны. Существует вариант использования клинка без рукоятки. В этом случае лезвие для удобства оборачивалось несколькими слоями бумаги.
Традиционно место совершения харакири застилалось белой тканью. Белое кимоно одевал и сам будущий самоубийца. Данный цвет выражает траур и скорбь у японцев. Если сэппуку совершалось на природе, то небольшой участок земли засыпался песком и разравнивался. По краю устанавливались колышки-ограждения.
В обрядовом действии принимали участие двое: самурай, решившийся на харакири, и кайсаку, обезглавливающий жертву. Последнего выбирали из числа близких друзей. Только человек испытывающий искренние чувства к самоубийце способен одним взмахом длинного меча отсечь голову и избавить умирающего от мучений. Особым искусством было перерезать шею так, чтобы спереди оставалась тонкая полоска кожи. В этом случае голова совершившего сэппуку склонялась на грудь, а вытекающая кровь не обагряла зрителей.
Женский ритуальный самоубийство
Жена Онодеры Джунаи, одного из сорока семи ронинов , готовится к самоубийству; обратите внимание на ноги, связанные вместе, особенность женского сэппуку, чтобы обеспечить достойную осанку в смерти
Женский ритуальный самоубийство (неправильно именуемое в некоторых английских источниках дзигай ) практиковали жены самураев, которые совершали сэппуку или приносили бесчестие.
Некоторые женщины, принадлежащие к самурайским семьям, покончили жизнь самоубийством, перерезав артерии шеи одним ударом ножом, например, танто или кайкен . Основная цель заключалась в том, чтобы добиться быстрой и верной смерти во избежание захвата. Перед самоубийством женщина часто связывала колени вместе, чтобы ее тело находилось в достойной позе, несмотря на судороги смерти. Армии вторжения часто заходили в дома и находили хозяйку дома сидящей в одиночестве, отвернувшись от двери. Подойдя к ней, они обнаружат, что она кончила жизнь задолго до того, как они достигнут ее.
История
Стивен Р. Тернбулл предоставляет обширные свидетельства практики ритуального самоубийства женщин, особенно жен самураев, в до современной Японии. Одним из крупнейших массовых самоубийств было окончательное поражение Тайра-но-Томомори 25 апреля 1185 года . Жена Онодера Джунаи, одного из сорока семи ронинов , является ярким примером жены после сэппуку мужа-самурая. Большое количество самоубийств чести ознаменовало поражение клана Айдзу в войне Босин 1869 года, которая привела к эпохе Мэйдзи . Например, в семье Сайго Таномо , который выжил, в одной большой семье зарегистрировано в общей сложности двадцать два женских самоубийства.
Религиозный и социальный контекст
Добровольная смерть в результате утопления была распространенной формой ритуального самоубийства или самоубийства в защиту чести. Религиозным контекстом тридцати трех последователей Дзёдо Синсю на похоронах аббата Дзицунё в 1525 году была вера в Амида Будду и вера в возрождение на его Чистой земле , но у мужских сэппуку не было специфически религиозного контекста. Напротив, религиозные верования Хосокавы Грасии , христианской жены даймё Хосокавы Тадаоки , не позволили ей совершить самоубийство.
Терминология
Слово дзигай (自 害) в переводе с японского означает «самоубийство». Обычное современное слово для самоубийства jisatsu (自殺) . Родственные слова включают jiketsu (自決) , jijin (自尽) и jijin (自 刃) . В некоторых популярных западных текстах, таких как журналы по боевым искусствам, этот термин ассоциируется с самоубийством самурайских жен. Этот термин был введен на английский язык Лафкадио Хирном в его книге « Япония: попытка интерпретации» , понимании, которое с тех пор было переведено на японский язык, и Хирн увидел его глазами японцев. Джошуа С. Мостоу отмечает, что Хирн неправильно понял термин дзигай как женский эквивалент сэппуку . Контекст Мостова — это анализ « Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини и оригинального рассказа Джона Лютера Лонга « Чио-Чио Сан» . Хотя и история Лонга, и опера Пуччини предшествуют использованию Хирном термина « джигай» , этот термин использовался в отношении западного японизма , который является влиянием японской культуры на западное искусство.
Методика[править]
Лукашенко помогает Путину совершить сеппуку
Истинные ценители искусства харакири совершают его только в одиночестве, по возможности в моменты единения с природой и любования ей при одновременном неспешном написании хайку.
В среде молодёжи удивительным образом популярно харакири, совершаемое уединившимися любовными парами в клубах, торговых центрах и вообще публичных местах, а также дома у кого-либо из партнёров. Изучающие этот феномен учёные, придерживающиеся концепции Преведа, склонны рассматривать это как метод раскрытия темы сисек, но такой подход в настоящее время оспаривается. Кроме того, японские врачи предостерегают молодых, что занятие харакири в спешке и где попало может привести к совместным травмам и, как следствие, к тому, что всё получится очень скомканно, а также к заносу инфекции.
Каждая семейная пара считает своим долгом ежедневно отвести не меньше часа на совместное неспешное харакири. Вообще харакири часто совершается всеми домочадцами в кругу семьи, не становятся исключением и домашние животные (например, особая порода японских котов), которые с удовольствием присоединяются к компании хозяев.
Правильное харакири предваряется воинственным возгласом: Побара бану на («Я поднимаюсь над суетой, царящей в мире, ради созерцания красоты»).
Если харакири производится в компании (или даже вдвоём), то сперва все участники должны взаимно отблагодарить друг друга за участие в совместном харакири и внимание друг к другу, сказав: Но га мисукэ дай ка («Ваши внимание, доброта и соучастие для меня одинаково драгоценны»). На это принято отвечать: Сукахэра-да посо сика («Взаимно благодарен Вам за внимание»)
Затем хозяин трижды предлагает гостям напитки, укрепляющие дух, успокаивающие разум и расширяющие мировоззрение: Апопи ва-су? Во дяру?; два раза гости должны отказаться, а на третий, как бы нехотя, согласиться.
Если харакири производится в гостях или на работе, то следует призвать в помощь добрых духов, обитающих в любом помещении, будь то дом, офис или цех. Для этого произносят короткое заклинание: Ахата-то хэ ровая фура ка кая-то («Добрые духи этого дома, я рассчитываю на вашу благосклонность»).
Потом следует мысленно обратиться к себе и приободрить себя словами: Нукасука хэрани ка («Только я — хозяин себе»).
Только после этих приготовлений можно производить харакири.
После успешно проведённого ритуала принято немного расслабиться, почувствовать душевный покой и произнести традиционную благодарственную фразу: Немогуя хэровато до цугундэра хана да но-сам доэду («Теперь я истинно воспарил над суетой мира — красота открылась мне»).
Символичность[править]
В настоящее время харакири представляет собой один из национальных символов современной Японии, наряду с тамагочи, покемонами, мультфильмами онемэ и самим императором Дартом Херохито. Считается, что совершающий харакири японец как бы раскрывает окружающим свой внутренний мир, налаживает астральную коммуникацию между внешним (явным) и сокровенным (тайным, скрытым до поры от посторонних глаз) и таким образом получает возможность лучше познать себя.
Более того, среди японцев ходит известная и распространённая пословица Харакири таки хэровато сука но надо да ё, что в переводе значит: «Настоящий мужчина хоть раз в жизни обязан сделать себе харакири».
Ссылки
Харакири на Викискладе |
В Викисловаре есть статья «харакири»
- Jack Seward, Hara-Kiri: Japanese Ritual Suicide (Charles E. Tuttle, 1968)
- Christopher Ross, Mishima’s Sword: Travels in Search of a Samurai Legend (Fourth Estate, 2006; Da Capo Press 2006)
- Seppuku — A Practical Guide (tongue-in-cheek)
- The Fine Art of Seppuku
- Искусство харакири
- Zuihoden — Мавзолей Дате Масамунэ — Когда он умер, двадцать его сторонников убили себя, чтобы служить ему в следующей жизни
- Seppuku and «cruel punishments» at the end of Tokugawa Shogunate
- SengokuDaimyo.com The website of Samurai Author and Historian Anthony J. Bryant
Откуда пошло
Считается, что харакири как вспарывание живота соотносится именно с философией буддизма и его догматами о бренности бытия и всего земного. Согласно этой религии, именно в животе человека находится центр его жизнедеятельности, его душа, а не сердце или голова. Будучи в центре организма, живот помогает гармоничному развитию тела.
Примеры такого отношения к животу («хара») можно проследить в некоторых японских фразеологизмах:
- «Хара китанай» — «Грязный живот» или «Низкие стремления»;
- «Хара-но най хито» — «Человек без живота» или «Человек без души»;
- «Хара-но курой хито» — «Человек с черным животом» или «Человек с черной, жестокой душой»;
- «Харагитанай» — «Грязный живот» или «Подлый человек»;
- «Харадацу» — «Подняться к животу» или «Рассердиться»;
- «Хара о ваттэ ханасимасё» — «Давайте поговорим, открыв животы» или «С чистыми помыслами».
Стоит отметить, что душа в японском понимании не эквивалентна душе в европейском. Это скорее сосредоточение мыслей и чувств, источник эмоций. Вспарывание живота — это открытие всех помыслов.
Существует 3 варианта популярности такого варианта суицида:
Разница харакири и сеппукувспарывание живота должно было продемонстрировать, что душа самурая чиста, намерения – невинны, а сам он прав;
некоторые считают, что таким способом самураи в последний раз оправдывались перед людьми и небом;
еще одним вариантом считают более практичную причину – постоянное ношение при себе оружия. Самураю как представителю воинской прослойки было удобно применять нож, а не огонь или веревку, найти которые не всегда удавалось в короткие сроки, например, при угрозе плена
Также важно помнить, что рана, полученная подобным способом, являлась смертельной всегда – предотвратить гибель было невозможно. Аналогом можно посчитать обычай древних римлян умирать, бросаясь на меч, или «привычку» европейских офицеров стреляться, используя служебные пистолеты.. Впоследствии необходимость сеппуку была прописана в самурайском кодексе чести — Бусидо
Там говорилось, что самурай должен постоянно думать о смерти и умереть, если была задета его честь или честь господина, если проигран бой или нанесена смертельная рана, если в проигранном бою убит его господин. Сделать это он должен спокойно, с достоинством, до конца сохраняя присутствие духа и твердость намерения. Иными словами, при любой странной ситуации самурай всегда мог совершить самоубийство и остаться в памяти людей, как достойный и благодетельный воин
Впоследствии необходимость сеппуку была прописана в самурайском кодексе чести — Бусидо. Там говорилось, что самурай должен постоянно думать о смерти и умереть, если была задета его честь или честь господина, если проигран бой или нанесена смертельная рана, если в проигранном бою убит его господин. Сделать это он должен спокойно, с достоинством, до конца сохраняя присутствие духа и твердость намерения. Иными словами, при любой странной ситуации самурай всегда мог совершить самоубийство и остаться в памяти людей, как достойный и благодетельный воин.
Главные отличия ритуалов Харакири и Сэпукку
Сразу следует отметить, что сэппуку – это средневековый обычай и сегодня в Японии о нем говорят, только вспоминая исторические факты. Если харакири прижилось и стало именем нарицательным в современном обществе, то о сэппуку постепенно стали забывать. Это выражение встречается в японской поэзии и в эпосе. Принципиального различия в смысле нет. Просто харакири, как правило, делали себе простолюдины, то сэппуку – прерогатива элитного сословия. Никогда нельзя было услышать, что знатный воин или чиновник, член клана самураев, сделал себе харакири. Принято было представить обществу это событие с особым блеском. Для этого существовал специальный свод правил, который четко определял не только мотивы, толкавшие самурая на самоубийство, но и регламентировал сам процесс.
Мало было взять обычный нож и вспороть себе живот. Требовалось соблюсти немало тонкостей и нюансов, прежде чем душа самурая перейдет в другой мир. Здесь следует учитывать, что жизнь самурая всегда складывалась в строгом соответствии с кодексом чести — бусидо. Именно в нем для смерти самурая отводилось особое место. Самурай с детства имел особое отношение к смерти. Самой достойной смертью для членов элитной касты воинов считалось сэппуку, совершенное по всем правилам и канонам. Остановимся отдельно на некоторых моментах ритуала.
- Во-первых, сэппуку часто применялся в качестве казни провинившегося лица. Вместо процедуры вспарывания живота самурая по приказу господина или императора могли лишить головы;Во-вторых, сам ритуал должен показать добровольное отношение самурая к акту самоубийства, раскрыть чистоту его помыслов, глубину раскаяния;В-третьих, огромную роль играл способ лишения себя жизни.
Для самурая всегда считалось важным принять достойную смерть. Часто это делалось показательно, в специально разыгранной сцене. Когда сэппуку делали по приказу, отсекая самураю голову, пытались спасти его честь и достоинство. Самостоятельное решение уйти из жизни предполагало вспарывание живота. Этому акту предшествовала тщательная подготовка. Огромное значение играл выбор оружия для этой цели, положение тела самоубийцы
Важно отметить тот факт, что каждый самурай был с детства обучен этому ритуалу. Для мужчин выбирался наиболее кровавый способ вспарывания живота, который практически не оставлял шансов на выживание
Девушки — самураи для этих целей обходились более простой процедурой, используя кайкэн. Чтобы лишить себя жизни, девушке достаточно было воткнуть нож в сердце или перерезать на шее яремную вену.
Для девушки важно было принять целомудренную позу, связав ноги. Поза самоубийцы должна быть схожа на увядший цветок
Орудием убийства было личное оружие самурая, ножи и мечи, которые он получал при посвящении в члены военной касты. Реже использовался специальный нож – кугунсобу. Простолюдины обычно использовали специальный нож для харакири. Это мог быть танто — холодное оружие с длинным и острым лезвием или любое другое холодное оружие с острозаточенным лезвием.
Всю церемонию самурай должен пройти от начала до конца, вести себя достойно, не кричать и корчиться от боли. Главное показать свою смерть красивой и быть достойным ее. Если во время акта самоубийства самурай теряет над собой контроль – это приравнивалось к еще большему позору. В Японии существовала негласная статистика, которая вела учет актов сэппуку. В литературе часто можно было встретить фрагменты акта самоубийства какого-то знатного вельможи. Было принято обставлять сэппуку в поэтические и лирические тона, сравнив добровольную смерть с актом очищения.
Распространённость[править]
Для японцев ежедневное харакири является таким же естественным занятием, как умывание, чистка зубов, посещение туалета, перекур и т. п.
- В рамках национальной кампании против курения японские корпорации переоборудуют курительные комнаты в комнаты для осуществления харакири. Для японских служащих считается нормальным совершить за день несколько быстрых харакири в перерывах между делами.
- Для укрепления корпоративного духа и создания единства руководства и подчинённых начальники каждое утро совершают короткое пятиминутное харакири вместе с подчинёнными, попутно обсуждая текущие задачи и проблемы.
- Обдумывая свои проблемы или планы, японские служащие нередко задумчиво и неспешно проделывают небольшие харакири прямо на рабочем месте.
- Нередко в японской прессе проскакивают сообщения об очередном случае совместного харакири, произведённого крупным начальником из числа сотрудников какой-либо корпорации и его секретаршей.
- Во всех государственных учреждениях Японии для служащих, помимо возможности произвести несколько коротких харакири за день в специально отведённой комнате, существует обязательный часовой перерыв на харакири.
- Олимпийский комитет Японии внес в МОК предложение о внесении фигурного харакири в программу олимпийских игр. С этой целью делегация МОК была приглашена в Японию на показательные выступления сильнейших харакиристов. Вердикт МОК был короток и суров: «Нет уж, нахер такое». Тогда японцы предприняли попытку увлечь этим видом спорта жителей Северной Кореи, но Ким Чен Ын сказал примерно то же самое, что и представители МОК, да еще и пригрозил атомной бомбой. В результате этот красивый и мужественный вид спорта так и не вышел за границы Японии.
- После работы японцы нередко посещают близлежащие бары, где имеются все возможности для комфортного и неспешного харакири в компании коллег под распитие сакэ, уже подогретого первыми посетителями этих заведений.
- В школах уже в младших классах проводятся специальные уроки, на которых учеников обучают правильному (т. н. каллиграфическому) искусству харакири.
- Общественный транспорт и автомобили в Японии оборудованы встроенными средствами для харакири, чтобы уставшие за день работники имели возможность снять стресс уже в дороге.
- Публичные места также оборудованы небольшими кабинками, где каждый желающий может уединиться и спокойно совершить харакири.
- Аналогичные кабинки распространены и на улицах крупных городов, например, Токио-3, где они зачастую совмещены с туалетными и телефонными кабинками с доступом в Инфернет и возможностью приёма и отправки факсов.
- Хорошим тоном считается дарить знакомым наборы для харакири на ежегодный праздник цветущей сакуры и Новый Год.
- Подарить низкокачественный, дешёвый набор, которым можно сделать только некрасивое, неаккуратное и болезненное харакири, в Японии считается большим оскорблением и лишним поводом к харакири.
Происхождение[править]
Некоторые учёные придерживаются точки зрения, что первоначально ритуал харакири был тесно связан с сионистской культурой Преведа
Первоначально харакири практиковалось только самураями и представляло собой ритуал, имевший практическое значение — уменьшение численности населения страны, чтобы в тесной Японии освободилось хоть немножко места и туда смогли приехать богатые туристы и недорогие украинские гастарбайтеры
И те, и другие вносили посильный вклад в экономику и генофонд Японии, поэтому харакири стало сперва делом государственной важности, а позже — национальным проектом и национальной идеей.. Однако потом наступил расцвет японской культуры, за которым последовал глубочайший спад
От горя многие японские деятели искусства, в том числе писатели, решили принять йад, но его в Японии не нашлось из-за неразвитых торговых связей с Белоруссией. Впрочем, хитрые японцы нашли выход и принялись употреблять ядовитую рыбу фугу в качестве закуски к пиву, а также намеренно затеяли торговую войну с Ламерикой, в результате чего на Японию были сброшены атомные бомбы и Японские острова утонули вместе со всем избыточным населением.
Однако потом наступил расцвет японской культуры, за которым последовал глубочайший спад. От горя многие японские деятели искусства, в том числе писатели, решили принять йад, но его в Японии не нашлось из-за неразвитых торговых связей с Белоруссией. Впрочем, хитрые японцы нашли выход и принялись употреблять ядовитую рыбу фугу в качестве закуски к пиву, а также намеренно затеяли торговую войну с Ламерикой, в результате чего на Японию были сброшены атомные бомбы и Японские острова утонули вместе со всем избыточным населением.
Таким образом, проблема перенаселения была решена, и в настоящее время харакири несколько утратило своё функциональное значение и является скорее данью традиции, а также средством приятного времяпрепровождения.
Проведение ритуала
Сам процесс проходил в основном публично, и поражал своим хладнокровием, выдержанностью и устремленностью воина к приходу «благородной» кончины. Собственно на основании этого самураи готовились к ритуалу харакири заблаговременно.
Воин начинал свой день с омывания, облачался в свое наилучшее кимоно белого цвета, вкушал свои любимые блюда. После того, как ощутил полное физическое насыщение и насыщение тем, что в последний раз смог насладиться радостями земной жизни, он присаживался на коврик перед зрителями. Перед воином клался меч на ткань или на тарелку.
Особое внимание уделялось выбору оружия, которым самурай собирался лишить себя жизни. Это для обычных людей в этом нет никакого различия
Тогда как японские самураи относились к этому мероприятию со всей серьезностью.
В среде самураев было принято считать, что при помощи этой церемонии они смогут по-настоящему очиститься перед небесами и людьми. По установленной традиции харакири совершалось при помощи специального кинжала Кусунгобу, а в самых исключительных случаях для этих «благородных» целей самураи пользовались мечом Вакидзаси.
Однако на одном только выборе орудия для «самоликвидации» мероприятие не заканчивалось. Все процессы проходили довольно-таки неспешно. Кроме того, у самурая должно было остаться еще время для декларирования предсмертного стихотворения. В этом произведении писалось о смерти и дорогих воину вещах.
Самураи могли подбирать себе помощников, которыми чаще всего были близкие друзья или родственники. Такие помощники выбирались для того, чтобы незамедлительно отрубать голову, избавляя самурая от страшных мучений, но и здесь не все так просто. При этом преследовалась еще одна цель кроме спасения приятеля. Таким друзьям предоставлялась уникальная возможность продемонстрировать уровень своего мастерства владения мечом.
В дальнейшем ритуал харакири был перенесен на поля сражений. Там побежденные воины, после сильного расстройства от фиаско, решали лишить себя жизни, а победители из чувства благородства соглашались отрубать им головы. И такая практика прочно вошла в суды. Таким образом, судьи могли назначать провинившимся гражданам приговоры в виде ритуала сеппуку.
История возникновения
Цукиока Ёситоси (1890). Генерал Акаси Гидаю готовится совершить сэппуку после проигранной битвы за своего господина Акэти Мицухидэ в 1582 году. Он только что написал свой предсмертный стих, который также можно видеть в верхнем правом углу картины.
В древности сэппуку не было распространено в Японии; чаще встречались другие способы самоубийства — самосожжение и повешение. Первое сэппуку было совершено даймё из рода Минамото в войне между Минамото и Тайра в 1156 году при Хэгэн. Минамото но-Тамэтомо, побеждённый в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Сэппуку быстро прививается среди военного сословия и становится почётным для самурая способом свести счёты с жизнью.
Сэппуку состояло в том, что самоубийца прорезал живот поперёк, от левого бока до правого или, по другому способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка. Впоследствии, когда сэппуку распространилось и стало применяться в качестве привилегированной смертной казни, для него был выработан особый сложный ритуал, один из важных моментов которого состоял в том, что помощник (кайсяку) самоубийцы, обычно его лучший друг, одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, так что сэппуку по смыслу сводилось к ритуальному обезглавливанию. Обезглавливание производилось тогда, когда тело самоубийцы начинало клониться вперёд. Самурай стоически терпел мучения, показывая силу своего духа (хара), и как только тело качнётся — взмах меча обрывал его жизнь.
Между обезглавливанием по сэппуку и обыкновенным обезглавливанием установилась юридическая разница, и для привилегированных лиц, начиная с самураев, смертная казнь заменялась в виде снисхождения смертью через сэппуку, то есть смертной же казнью, но только в виде ритуального обезглавливания. Такая смертная казнь полагалась за проступки, не позорящие самурайской этики, поэтому она не считалась позорной, и в этом было её отличие от обыкновенной смертной казни. Такова была идеология, но в какой мере она осуществлялась на практике, сказать трудно. Фактом остаётся только то, что сэппуку в виде казни применялось только к привилегированному сословию самураев и так далее, но никоим образом не к классам населения, считавшимся ниже самураев.
Это официальное применение сэппуку относится к более позднему времени, а именно к токугавскому периоду сёгуната, но независимо от него этот способ самоубийства в частном его применении получил очень широкое распространение во всей массе населения, почти став манией, и поводами для сэппуку стали служить самые ничтожные причины. После реставрации Мэйдзи с началом организации государственного строя по европейскому образцу и начавшимся под давлением новых идей изменением всего вообще уклада жизни, официальное применение сэппуку в конце концов было отменено, а вместе с тем и частное его применение стало выводиться, но не исчезло. Показательно, что дипломат Тосиакира Кавадзи (известен тем, что им был подписан с японской стороны Симодский трактат) после реставрации Мэйдзи покончил с собой из верности сёгуну, но в знак своей приверженности прогрессу не стал делать «старорежимное» сэппуку, а застрелился из револьвера[источник не указан 1045 дней].
Случаи сэппуку нередко встречались и в XX веке (например, самоубийство одного из наиболее значительных японских писателей второй половины XX века Юкио Мисимы в 1970 году), и каждый такой случай встречался скрытым одобрением нации, создавая по отношению к некоторым применившим сэппуку лицам более видного положения ореол славы и величия.
История и описание кусунгобу
Кусунгобу берет свое начало от малого танто, у которого нет гарды (с японского «цубы») и который обладал меньшими размерами. Длина составляет около 297 см (9,5 сун). Острие сделали более тонким, так как оно играло самую главную роль – быстрый, сильный и резкий удар для взрезания живота. Заточка клинка односторонняя, а самое лезвие имеет небольшой изгиб.
Рукоять ножа и футляр выполнялись из дерева светлых тонов, так как белый цвет является символом смерти в Японии. Но известные и признанные мастера могли отходить от этого канона, выполняя «токонома» (футляр для ножа) из темных пород деревьев. Сама рукоять прямая и имеет прямое крепление к хвостовику с помощью всадного метода и дополнительной заклепки.
Япония являлась канонической страной, в которой для каждой сферы жизни создавались свои законы и обычаи, регламентирующие правила поведения человека. Так, танто, прародитель кусунгобу, боевой нож самураев, использовался для ритуального самоубийства на поле боя.
Но кусунгобу был создан специально для ритуала сэппуку, чтобы сделать его в соответствии со всеми нормами кодекса бусидо, сделать это красиво и эффективно.
Старый нож кусунгобу.
Большой популярностью пользуется японское слово харакири, которое также символизировало японскую традицию ухода из жизни через ритуальное самоубийство. В чем же главное отличия сэуппуку и харакири?
Harakiri and seppuku. Харакири и сеппуку –, что это?
Харакири и сеппуку – что это? Разница между харакири и сеппуку, чем они отличаются
Сеппуку – древний японский самурайский ритуал самоубийства, совершавшийся по определенным правилам.Сеппуку самурай делал, если был обесчестен, допустил гибель хозяина – дайме, либо по приговору. Совершая сэппуку, самурай показывал свое пренебрежение смертью, храбрость и верность своему сюзерену.Харакири – слово, которое японцы используют в разговорной речи. Сеппуку и харакири пишутся одними и теми же двумя иероглифами, только поменянными местами. Если сэппуку предполагал четкое следование правилам, то харакири означает означает простое самоубийство без ритуала, вспарывание живота. Другими словами – харакири делали простолюдины, а сэппуку – самураи, хотя по сути это практически одно и то же.
Как совершался сеппуку? Процесс проведения обряда.При проведении ритуала самоубийства самурай должен был оголить живот и особым образом его разрезать– крестом, двумя движениями, сначала от одного бока к другому, затем от груди до пупка. Другой способ – разрезание живота буквой X . В наиболее поздние времена стал общепринят не такой болезненный метод – самурай втыкал вакидзаси себе в живот, наваливаясь на меч всем телом.При совершении сэппуку самурай был обязан вести себя достойно, не корчиться от боли, не кричать, не падать, стараться сделать свою смерть красивой. Если самурай терял контроль над собой во время самоубийства, это считалось большим позором. Для того, чтобы избежать этого, со временем сэппуку стало совершаться с использованием специального помощника – кайсякунина, который отрубал голову самураю, вонзившего в живот нож.
Моменты отрубания головы могли отличаться в зависимости от ситуации и предшествующих соглашений. Кайсяку желательно было таким образом отрубить голову, при котором голова оставалась висеть на полоске кожи, так как в противном случае она могла покатиться по полу, что считалось неэстетичным. После совершения обряда кайсяку протирал клинок белой бумагой, отсеченную голову поднимали за волосы и показывали свидетелям, после чего накрывали тело белой тканью.Сэппуку также было распространено и среди женщин самурайского сословия, но они, в отличие от мужчин, вонзали кинжал себе в сердце или разрезали горло.