Постройка двух кораблей проекта 22100 «океан» для фсб будет стоить 17 миллиардов рублей
Содержание:
- Представители
- «В суровых полярных условиях»
- Система береговой охраны существует
- Представители проекта
- История проектирования
- История проектирования
- Представители
- Проект
- Из таможенников в пограничники
- Проект[ | ]
- Вооружение
- Вооружение[править | править код]
- Описание конструкции
- Корабли серии
- Литература
- Примечания
- История строительства[править | править код]
- История строительства[ | ]
- Конкуренты
Представители
Название | Изготовитель | Заводской № | Заложен | Спуск на воду | Дата подписания приёмного акта | Место службы | Состояние |
«Полярная звезда» | Зеленодольский судостроительный завод им. Горького | 111 | 30 мая 2012 | 21.5.2014 | 2016 (план) | Северо-Восточное пограничное управление береговой охраны ФСБ России | [www.zdship.ru/upload/information_system_18/1/1/3/item_1137/05.jpg Фото после спуска]. |
112 | 15 июня 2015 | 1 декабря 2020 (план) | Заказано в апреле 2020 года, стоимость — 8,66млрд. руб. Готовится к закладке. | ||||
113 | 15 июня 2015 | 1 декабря 2020 (план) | Заказано в апреле 2020 года, стоимость — 8,66млрд. руб. Готовится к закладке. | ||||
Строительство отложено. Планируется подписать контракт в 2017-2018 | |||||||
Строительство отложено. Планируется подписать контракт в 2017-2018 |
«В суровых полярных условиях»
В комментарии RT контр-адмирал в отставке Герой России Всеволод Хмыров заявил, что строительство кораблей проекта 23550 позволит силовым ведомствам РФ выполнять широкий спектр задач в Заполярье. По его мнению, корабли под шифрами «Ермак» и «Арктика» расширяют возможности мореплавания и демонстрации силы в арктических морях.
«Корабли ледового класса, оснащённые ударным вооружением, имеют возможность прикрывать береговые объекты, действовать в составе соединений надводных сил, обеспечивать безопасность прохода подводных лодок. Также они смогут заниматься проводкой судов, принимать участие в аварийно-спасательных операциях», — говорит Хмыров.
- Патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550 (шифр «Арктика») у причала завода «Адмиралтейские верфи»
- РИА Новости
Аналогичной точки зрения придерживается и Мозговой. По его словам, заложенный в Выборге корабль станет эффективной платформой для выполнения длительных миссий в высоких широтах.
«Такие корабли, безусловно, нужны нашей стране, так как они приспособлены для выполнения боевых и патрульных задач в суровых полярных условиях. Думаю, что имеет смысл построить как минимум четыре корабля ледового класса для ФСБ и аналогичное количество для ВМФ», — рассуждает Мозговой.
Как отметил аналитик, строительство кораблей под шифрами «Ермак» и «Арктика» продиктовано необходимостью реагировать на потенциальные риски для региона и экономической деятельности РФ в Заполярье. Источником возможных угроз являются западные государства, входящие в блок НАТО, считает Мозговой.
«Американские подлодки регулярно плавают под полярными льдами. Кроме того, в Штатах разворачивается программа строительства военных ледоколов для береговой охраны. Помимо них, к Арктическому региону присматриваются Канада, Норвегия, Дания, Исландия. Угрозы могут исходить и от этих стран. По этой причине Россия принимает меры по укреплению военного присутствия в северных широтах», — подчеркнул Мозговой.
Система береговой охраны существует
В настоящее время, с учетом концепции охраны государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа при тесном взаимодействии с таможенными органами, предлагается широкий спектр быстроходных кораблей и катеров, представляющих по существу систему кораблей и катеров береговой охраны водоизмещением от 10 до 2000 тонн.
Условно все корабли и катера, входящие в эту систему, могут быть разбиты на три группы. Первая группа – скоростные патрульные катера водоизмещением от 10 до 120 тонн для действий «по вызову» и несения дежурной службы в территориальных водах (сегодня это патрульные катера типа «Мангуст» проекта 12150, «Соболь» проекта 12200 и «Мираж» проекта 14310). Вторая группа – малые корабли типа «Светляк» проекта 10410 и его модификации, предназначенные для охраны закрытых морей и дальней прибрежной зоны (ПСКР типа «Спрут» проекта 6457С, типа «Рубин» проекта 22460 и типа «Пурга» проекта 22120). Третью группу представляют корабли открытого моря, водоизмещение таких кораблей – около 1600–1800 тонн.
Катера, обеспечивающие скорости хода около 50 узлов (проекты 10410, 12150, 12200, 14310, а также 20910 «Чилим»), позволяют по-новому строить систему патрулирования границы.
В настоящее время выполняется программа по развитию флота Пограничной службы ФСБ, корабли первой и второй групп постоянно поступают на вооружение морских пограничных частей. Ведутся работы и по кораблям открытого моря. Судя по годовому отчету ОАО «Северная верфь» за прошлый год, продолжаются в том числе проектные работы по сторожевому кораблю 1-го ранга для охраны исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ проекта 22100 (шифр «Океан»), который предполагалось строить на этом судостроительном заводе. Сегодня альтернативы пограничным сторожевым кораблям 1-го ранга проекта 11351 («Воровский», «Дзержинский») нет, но и они не устраивают морских пограничников в полной мере. Хотя бы потому, что не являются кораблями ледового класса. Задачи по разработке проекта кардинально нового ПСКР поставили перед ЦМКБ «Алмаз». Соответствующие предложения были направлены проектантом Северо-Восточному пограничному управлению береговой охраны ФСБ России.
В соответствии с эскизным проектом новый ПСКР, закладка которого запланирована на начало 2012 года, будет способен нести службу в автономном режиме в течение 60 суток. Современная энергетическая установка позволит увеличить дальность плавания корабля по сравнению с ПСКР 1135-го проекта в несколько раз. Кроме того, согласно проекту ПСКР сможет нести службу и в арктических широтах, преодолевая площади крупнобитого льда.
Еще один положительный момент – закрытые бак и корма корабля, благодаря чему новый ПСКР избежит обледенения. Будут предусмотрены катера, способные опускаться на воду и подниматься на борт даже во время движения корабля-носителя. Вооружение – соответственно характеру выполняемых задач. На борту будет находиться вертолет.
Особое внимание уделено созданию благоприятных бытовых условий для экипажа корабля и приписного состава. Отмечается, что каюты нового ПСКР, в каждой из которых предусмотрен санузел, рассчитаны на двух человек
Круглосуточно в течение всей службы благодаря двум опреснителям будет подаваться горячая и холодная вода. Бытовые и служебные помещения рассчитаны на комфортное несение службы.
Планируется, что головной пограничный сторожевой корабль нового проекта выйдет в море уже в 2015 году.
В то же время Северное ПКБ разрабатывает патрульный корабль открытого моря проекта 22160 водоизмещением 1300 тонн с энергетической установкой ДГТУ типа CODAG мощностью 25 000 киловатт. Еще в 2010 году Минпромторгом РФ был выбран головной исполнитель внешнеторгового контракта на поставку патрульного судна проекта 22160 для Малайзии.
А как будет изменяться корабельный состав морских частей Погранслужбы ФСБ России, покажет будущее. Пока просматриваются положительные тенденции.
Александр Карпенко,инженер
Представители проекта
Название | Изготовитель | Заводской № | Заложен | Спуск на воду | Дата подписания приёмного акта | Место службы | Состояние |
«Рубин» | Алмаз | № 501 | 03.09.2007 | 26.06.2009 | 13.11.2009 | 12.05.2010 принят в состав Черноморско-Азовского погрануправления ПС ФСБ РФ | В строю |
«Бриллиант» | Алмаз | № 502 | 12.05.2010 | 25.11.2011 | 26.06.2012 | 02.11.2012 принят в состав Каспийского погрануправления ПС ФСБ РФ | В строю |
«Жемчуг» | Алмаз | № 503 | 22.12.2010 | 21.09.2012 | Черноморско-Азовское погрануправление ПС ФСБ РФ | В строю | |
«Изумруд» | Алмаз | № 504 | 21.09.2012 | 14.08.2013 | 27.07.2014 | Крымское погрануправление ПС ФСБ РФ. Базирование в Балаклаве | В строю |
«Сапфир» | Восточная верфь | № 300 | май 2012 | 06.08.2014 | 17.04.2015 | 28.05.2015 г. передан Пограичному управлению ФСБ России по Приморскому краюн | В строю |
«Аметист» | Алмаз | № 505 | 2012 | 24.03.2014 | 03.10.2014 | Крымское погрануправление ПС ФСБ РФ. Базирование в Балаклаве | В строю |
«Коралл» | Восточная верфь | № 301 | май 2012 | 06.07.2015 | 17.12.2015 | Пограничное управление ФСБ России по Сахалинской области | В строю |
«Проворный» | Алмаз | № 506 | 27.06.2014 | 06.05.2016 | Крымское погрануправление ПС ФСБ РФ. Базирование в Балаклаве | Ведётся строительство. | |
Алмаз | № 507 | Ведётся строительство. | |||||
«Надёжный» | Алмаз | № 508 | 27.06.2014 | 26.05.2016 | Пограничное управление ФСБ России по Калининградской области | Ведётся строительство. | |
Восточная верфь | № 302 | В постройке | |||||
Алмаз | № 509 | Планируется к постройке. | |||||
Алмаз | № 510 | Планируется к постройке. | |||||
Алмаз | № 511 | Планируется к постройке. |
История проектирования
Навал «Беззаветного» на крейсер США Йорктаун Пограничный СКР «Имени XXVII съезда КПСС» (затем «Орел»), морские части погранвойск, 1 марта 1987 года Проект 1135 был разработан в 1964—1966 годах в Северном проектно-конструкторском бюро. В соответствии с техзаданием, руководство ВМФ ВС СССР планировало получить большой противолодочный корабль II ранга — океанский корабль на базе проектов 1134-А и 1134-Б, но с существенно уменьшенным водоизмещением. Новый проект должен был решать широкий круг задач по противолодочной и противовоздушной обороне соединений кораблей, быть способным проводить конвои через районы локальных боевых действий.
Уменьшение водоизмещения привело к отказу от вертолёта, гидроакустическое оснащение было идентичным проекту 1134-Б, но недостаточным для стрельбы ракетами главного калибра на полную дальность, поэтому предполагалось действие кораблей поисково-ударными парами.
Первоначально основным вооружением корабля был ракето-торпедный комплекс «Метель», предназначенный для уничтожения подводных лодок. При модернизациях он заменялся на «Раструб-Б», способный поражать также и надводные цели.
История проектирования
Навал «Беззаветного» на крейсер США Йорктаун
Пограничный СКР «Имени XXVII съезда КПСС» (затем «Орел»), морские части погранвойск, 1 марта 1987 года Проект 1135 был разработан в 1964—1966 годах в Северном проектно-конструкторском бюро. В соответствии с техзаданием, руководство ВМФ ВС СССР планировало получить большой противолодочный корабль II ранга — океанский корабль на базе проектов 1134-А и 1134-Б, но с существенно уменьшенным водоизмещением. Новый проект должен был решать широкий круг задач по противолодочной и противовоздушной обороне соединений кораблей, быть способным проводить конвои через районы локальных боевых действий.
Уменьшение водоизмещения привело к отказу от вертолёта, гидроакустическое оснащение было идентичным проекту 1134-Б, но недостаточным для стрельбы ракетами главного калибра на полную дальность, поэтому предполагалось действие кораблей поисково-ударными парами.
Первоначально основным вооружением корабля был ракето-торпедный комплекс «Метель», предназначенный для уничтожения подводных лодок. При модернизациях он заменялся на «Раструб-Б», способный поражать также и надводные цели.
Представители
Название | Заводской № | Заложен | Спуск на воду | Дата подписания приёмного акта | Место службы | Состояние |
«Полярная звезда» | 111 | 30.05.2012 | 21.05.2014 | 17.12.2016 | Пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району | В строю |
«Петропавловск-Камчатский» | 112 | 15.06.2015 | 01.06.2018 | 01.12.2019 (план) | Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району | Спущен на воду. Монтируется вооружение, системы навигации. Подготовка к испытаниям. |
«Анадырь» | 113 | 28.04.2017 | 01.12.2019 (план) | Заложено | ||
Закладка отложена. Планируется подписать контракт в 2017—2018 | ||||||
Закладка отложена. Планируется подписать контракт в 2017—2018 |
Проект
Проект представляет собой специально разработанный в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» для нужд береговой охраны (БОХР) России, а не адаптированный вариант проекта боевого корабля или вспомогательного судна ВМФ. Главный конструктор — Борис Аврамович Лейкис.
Разработка корабля началась в 2009 году, а полноценное проектирование — в 2011 году. В конструкцию заложены возможности ледового хода — до 80 сантиметров поверхности ледового поля. Согласно техзаданию, первые корабли будут эксплуатироваться на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, но они способны вести работу и в тропиках. Автономность корабля предполагается до 60 суток, а дальность хода — до 12 тысяч миль, скорость хода до 20 узлов. По первоначальному проекту на корабли серии должны были устанавливаться дизельные двигатели германской компании MTU.
Особое внимание уделено созданию благоприятных бытовых условий для экипажа корабля и приписного состава. Отмечается, что каюты нового ПСКР, в каждой из которых предусмотрен санузел, рассчитаны на двух человек
Круглосуточно в течение всей службы благодаря двум опреснителям будет подаваться горячая и холодная вода. Бытовые и служебные помещения рассчитаны на комфортное несение службы.
Вооружение
Вооружение включает одну 76,2-мм автоматическую артиллерийскую установку АК-176М и два 14,5-мм крупнокалиберных пулемета на морских тумбовых установках МТПУ. Предусмотрена площадка для взлета и посадки одного вертолёта типа Ка-27ПС, а также ангар для его хранения. Возможно использование с борта БПЛА Gorizont G-Air S-100. В корме размещается устройство для спуска на воду и подъёма бортовых досмотровых катеров на ходу корабля. Заложена возможность установки ударного ракетного вооружения.
Из таможенников в пограничники
Другой участник церемонии – скоростной многоцелевой патрульный корабль береговой охраны ледового класса (иногда используется обозначение ПС) проекта 22120 (шифр «Пурга»). Чтобы он мог нести вахту во льдах, его корпус оснащен ледовым подкреплением. Это позволяет кораблю преодолевать льды толщиной более полуметра. Первая «Пурга» (заводской номер 050) была заложена в эллинге завода «Алмаз» в 2007 году по заказу Федеральной таможенной службы РФ.
Проект разработан петербургским ПКБ «Петробалт» (главный конструктор И. В. Щербаков).
Примерно в то же время встал вопрос о необходимости создания пограничного сторожевого корабля ледового плавания для использования в арктической зоне в целях защиты интересов нашей страны в высоких широтах. На тот момент ни Российская Федерация, ни другие государства, «положившие глаз» на природные ресурсы данного региона планеты, такими кораблями не располагали.
В ту пору Северное ПКБ совместно с Пограничной службой ФСБ работало над определением концепции такого корабля. Предполагалось объявить тендер от ФСБ на разработку с участием СПКБ и других предприятий. По замыслу сторожевое судно ледового плавания должно самостоятельно идти во льдах толщиной как минимум до полутора метров и не должно оказаться «слабее» тех гражданских судов с ледовым усилением, которые возят грузы по Северному морскому пути (СМП). По мнению специалистов, двух типоразмеров таких судов вполне достаточно для обеспечения экономических интересов России и охраны ее морских границ по всему побережью Северного Ледовитого океана в пределах как минимум морской экономической зоны России.
Вероятно, в силу этих обстоятельств после отказа ФТС от финансирования дальнейшей постройки проектом 22120 заинтересовалась Пограничная служба, для нее и было продолжено строительство. Уже 24 декабря 2009 года состоялась церемонии спуска на воду первого патрульного судна этого проекта для ПС ФСБ РФ.
Патрульное судно водоизмещением около 1023 тонн предназначено для охраны и защиты 200-мильной экономической зоны государства и контроля за рыболовством. Главная энергетическая установка корабля состоит из двух дизелей ABC 16M VZDC-1000-180 мощностью по 5440 лошадиных сил. Вооружение судна может включать 30-мм скорострельные пушки АК-306М и один легкий вертолет. 29 апреля текущего года на корабле ПС-581 был торжественно поднят флаг Морской пограничной службы ФСБ России. Внутри – современное оборудование слежения и контроля. Это позволит выполнять главную задачу – охранять территориальные воды России от браконьеров. Особенно остро эта проблема стоит на Дальнем Востоке, где и проходит службу первый корабль (в городе Невельске – административном центре Невельского района Сахалинской области). Несмотря на небольшое водоизмещение и размеры, ПС-581 способно действовать во льду толщиной до 0,8 метра: с верфей патрульное судно пришло в Невельск подзабытым СМП самостоятельно, без сопровождения.
25 ноября состоялась закладка второго патрульного (заводской номер 051). По мнению судостроителей, уже через год судно будет передано заказчику.
Проект[ | ]
Проект представляет собой специально разработанный в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» для нужд береговой охраны (БОХР) России, а не адаптированный вариант проекта боевого корабля или вспомогательного судна ВМФ. Главный конструктор Борис Аврамович Лейкис.
Разработка корабля началась в 2009 году, а полноценное проектирование — в 2011 году. В конструкцию заложены возможности ледового хода — до 80 сантиметров поверхности ледового поля. Согласно техзаданию, первые корабли будут эксплуатироваться на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, но они способны вести работу и в тропиках. Автономность корабля 60 суток, дальность хода 12 тысяч миль, скорость полная 21 узел. По первоначальному проекту на корабли серии должны были устанавливаться дизельные двигатели германской компании MTU. По информации СМИ от 26 июня 2021 года пограничные сторожевые корабли проекта 22100 «Океан» выпускаются полностью на 100 процентов из отечественных комплектующих, в том числе и главная энергетическая установка, об этом в интервью «Звезде» сообщил генеральный директор АО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького» Александр Карпов.
Особое внимание уделено созданию благоприятных бытовых условий для экипажа корабля и приписного состава. Отмечается, что каюты нового ПСКР, в каждой из которых предусмотрен санузел, рассчитаны на двух человек
Круглосуточно в течение всей службы благодаря двум опреснителям будет подаваться горячая и холодная вода. Бытовые и служебные помещения рассчитаны на комфортное несение службы.
Вооружение
Вооружение включает одну 76,2 мм автоматическую артиллерийскую установку АК-176М и два 14,5 мм крупнокалиберных пулемета на морских тумбовых установках МТПУ. Предусмотрена площадка для взлета и посадки одного вертолёта типа Ка-27ПС, а также ангар для его хранения. Возможно использование с борта БПЛА Gorizont G-Air S-100. В корме предполагалось разместить устройство для спуска на воду и подъёма бортовых досмотровых катеров на ходу корабля, однако впоследствии от него отказались. Заложена возможность установки ударного ракетного вооружения.
Вооружение
ПСКР-915 Восточной верфи. 1995
Ракетно-артиллерийское вооружение
На кораблях постройки ОАО «Алмаз»
- АУ АК-630М (3000 выстрелов)
- АУ АК-176М (152 выстрелов)
- 16 ПЗРК типа «Игла»
- 2 гранатомета МРГ-1 или ДП-64
На кораблях постройки Ярославского судостроительного завода
- АУ АК-306
- Две морские тумбовые пулеметные установки калибра 14,5 мм побортно
- 16 ПЗРК типа «Игла»
- 2 комплека ПУС «Колонка-219–1»
Радиотехническое и навигационное вооружение
На кораблях постройки ОАО «Алмаз»
- РЛС управления стрельбой МР-123-01 или МР-123-02ц
- Навигационная РЛС МР-212/201 и НРЛС «Пал-Н» или РЛС «Лиман» и ИНС «Горизонт-25»
- Корабельная спутниковая навигационная аппаратура приемник глонасс СН 3101
- Комплекс связи типа «Буран-6Э» или «Рубин-Э»
- Средства радиосвязи, удовлетворяющие требованиям ГМССБ
На кораблях постройки Ярославского судостроительного завода
- ОЭСУ стрельбы СП-521 «Ракурс»
- ГАГК-1 «Пастильщик-Д»
- Магнитный компас КМ-69М2
- Индукционный электрический лаг с функциями эхолота ЛЭМ2–2
- Корабельная спутниковая навигационная аппаратура типа глонасс
- Приемоиндикатор КПИ-5Ф
- Автопрокладчик АП-5
- Радиопеленгатор РН
Вооружение[править | править код]
Ракетно-артиллерийское вооружение
На кораблях постройки ОАО «Алмаз»
- АУ АК-630М (3000 выстрелов)
- АУ АК-176М (152 выстрелов)
- 16 ПЗРК типа «Игла»
- 2 гранатомета МРГ-1 или ДП-64
На кораблях постройки Ярославского судостроительного завода
- АУ АК-306
- Две морские тумбовые пулеметные установки калибра 14,5 мм побортно
- 16 ПЗРК типа «Игла»
- 2 комплекса ПУС «Колонка-219–1»
Радиотехническое и навигационное вооружение
На кораблях постройки ОАО «Алмаз»
- РЛС управления стрельбой МР-123-01 или МР-123-02ц
- Навигационная РЛС МР-212/201 и НРЛС «Пал-Н» или РЛС «Лиман» и ИНС «Горизонт-25»
- Корабельная спутниковая навигационная аппаратура приемник глонасс СН 3101
- Комплекс связи типа «Буран-6Э» или «Рубин-Э»
- Средства радиосвязи, удовлетворяющие требованиям ГМССБ
На кораблях постройки Ярославского судостроительного завода
- ОЭСУ стрельбы СП-521 «Ракурс»
- ГАГК-1 «Пастильщик-Д»
- Магнитный компас КМ-69М2
- Индукционный электрический лаг с функциями эхолота ЛЭМ2–2
- Корабельная спутниковая навигационная аппаратура типа глонасс
- Приемоиндикатор КПИ-5Ф
- Автопрокладчик АП-5
- Радиопеленгатор РН
Описание конструкции
Генеральный директор ПКБ «Северное» В. Спиридопуло в 2008 году отметил, что корабли проекта 22460 отличаются от предшественников своими мореходными качествами. Сторожевик может выходить в море при волнении в 6 баллов, при этом не особо теряя в маневренности.
Корпус
Корабли проекта 22460 имеют новую форму корпуса, улучшенную мореходность. На спокойной воде патрульный корабль развивает скорость 30 узлов. Сторожевик имеет повышенную степень скрытности, относительно предыдущих серий кораблей береговой охраны. Для увеличения живучести в конструкции корабля имеется двойное дно и двойные борта.
Энергетическая установка и ходовые качества
Дизель-генератор ДГА-300
До 2015 года сторожевые корабли проекта 22460 оснащались дизельными двигателями производства Германии, однако в связи с политическими событиями 2014-2015 годов поставки двигателей прекратились и судостроителям пришлось искать альтернативные варианты для устранения дефицита двигателей для новых кораблей. Выходом стало заключение контракта с производителем подобных двигателей в Китайской Народной Республике. К ноябрю 2015 года контракт был подписан. Главный конструктор ПКБ «Северное» Алексей Наумов отметил, что китайские двигатели производятся по германской лицензии с соблюдением всех технологий.
В качестве главной энергетической установки до 2015 года использовалось четыре дизельных двигателя MTU 16V4000M73L, производства фирмы MTU Friedrichshafen, каждый мощностью 3860 л.с. Суммарная мощность установки составляла 15 440 л.с. После 2015 года на корабли проекта 22460 устанавливаются дизельные двигателя китайского производства CHD622V20, суммарной мощности 15 776 л.с. Движение корабля производится при помощи двух винтов. Заявленная максимальная скорость корабля составляет 30 узлов, однако в различных источниках встречаются и меньшие показатели максимальной скорости.
Для производства электричества на корабле используется два 300-кВт дизель-генератора DGA-300-VA1-MPS, а также два 60-кВт дизель-генератора DGA-60-VA2-MPS.
Экипаж и обитаемость
Экипаж корабля составляет 24 человека. Корабль имеет бассейн и сауну. Корабли проекта 22460 оборудуются опреснительной установкой.
Корабли серии
Проект | Тактический № / Имя | Борт. № | Зав. № | Судостроительный завод | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | Принадлежность |
10410 | ПСКР-900 «Корсаков» | 118 | 401 | «Восточная верфь» | 1987 | 11.04.1988 | 1988 | Пограничное управление ДВФО |
10410 | ПСКР-901 | 162 | 402 | «Восточная верфь» | затоплен в Корсакове во время шторма | 1989 | ||
10410 | ПСКР-902 «Ставрополь» | 100 | 801 | Ярославский ССЗ | 1990 | Пограничное управление ЮФО | ||
10410 | ПСКР-903 «Холмск» | 088 | 403 | «Восточная верфь» | 1990 | Пограничное управление ДВФО | ||
10410 | ПСКР-904 | 132 | 404 | «Восточная верфь» | 1989 | Пограничное управление ДВФО | ||
10410 | ПСКР-905 «Расул Гамзатов» | 109 | 802 | Ярославский ССЗ | 1991 | Пограничное управление ЮФО | ||
10410 | ПСКР-906 «Сочи» | 110 | 803 | Ярославский ССЗ | 11.04.1991 | 8.02.1992 | Пограничное управление ЮФО | |
10410 | ПСКР-907 | 104 | 405 | «Восточная верфь» | 1991 | Пограничное управление ДВФО | ||
10410 | ПСКР-908 | 012 | 406 | «Восточная верфь» | 05.1991 | Пограничное управление ДВФО | ||
10410 | ПСКР-909 «Выборг» | 141 | 301 | СФ «Алмаз» | 05.1989 | 09.1991 | 31.07.1992 | Пограничное управление СЗФО |
10410 | ПСКР-910 «Бриз» | 065 | 804 | Ярославский ССЗ | 10.12.1992 | 1993 | Пограничное управление СЗФО | |
10410 | ПСКР-911 «Подольск» | 017 | 805 | Ярославский ССЗ | 1992 | 1993 | Пограничное управление СЗФО | |
10410 | ПСКР-912 «Анатолий Королёв» | 137 | 302 | СФ «Алмаз» | 23.02.1992 | 11.1992 | Пограничное управление СЗФО | |
10410 | ПСКР-913 «Алмаз» | 143 | 303 | СФ «Алмаз» | 17.10.1992 | 15.10.1993 | Пограничное управление СЗФО | |
10410 | ПСКР-914 | 199 | 407 | «Восточная верфь» | 1991 | 1992 | 20.10.1992 | Пограничное управление ДВФО |
10410 | ПСКР-915 «Невельск» | 023 | 408 | «Восточная верфь» | 28.11.1990 | 09.1993 | Пограничное управление ДВФО | |
10410 | ПСКР-916 | 102 | 806 | Ярославский ССЗ | 1993 | 1994 | Пограничное управление ЮФО | |
10410 | ПСКР-917 «Нептун» | 077 | 304 | СФ «Алмаз» | 1995 | Пограничное управление СЗФО | ||
10410 | ПСКР-918 «Южно-Сахалинск» | 026 | 409 | «Восточная верфь» | 1992 | 1994 | Пограничное управление ДВФО | |
10410 | ПСКР-919 «Дербент» | 106 | 305 | СФ «Алмаз» | 1992 | 1995 | Пограничное управление ЮФО | |
10410 | ПСКР-920 «Сыктывкар» | 099 | 306 | СФ «Алмаз» | 1992 | 19.01.1995 | 22.11.1995 | Пограничное управление СЗФО |
10410 | ПСКР-921 «Кизляр» | 139 | 307 | СФ «Алмаз» | 26.08.1992 | 6.12.1996 | 23.12.1997 | Пограничное управление СЗФО |
10410 | ПСКР-922 | 076 | 410 | «Восточная верфь» | 1994 | 12.06.2000 | Пограничное управление ДВФО | |
10410 | ПСКР-923 «Кондор» | 126 | 411 | «Восточная верфь» | 1995 | 27.09.2003 | 09.2005 | Пограничное управление ДВФО |
10410 | ПСКР-924 «Валентин Пикуль» | 136 | 308 | СФ «Алмаз» | 25.05.2000 | 27.06.2001 | Пограничное управление ЮФО | |
10410 | ПСКР-925 «Ямалец» | 044 | 310 затем 309 | СФ «Алмаз» | 15.10.2004 | Пограничное управление КФО | ||
10410А | ПСКР-926 «Ворон» | 069 | 412 | «Восточная верфь» | 2001 | 15.07.2006 | 15.05.2007 | Пограничное управление ДВФО |
10410Б | ПСКР-927 | 051 | 310 | СФ «Алмаз» | 3.10.2007. | Пограничное управление КФО | ||
10410Б | «Краснодарец» | 136 | 311 | СФ «Алмаз» | 1998 | 23.12.2010 | 26.04.2011 | Пограничное управление КФО |
10410 | ПСКР-928 «Василий Грязев» | 017 | 807 | Ярославский ССЗ | 12.09.1998 | 25.05.2007 | 15.12.2007 | Пограничное управление СЗФО |
10410Б | «Усть-Лабинск» | 039 | 808 | Ярославский ССЗ | 1999 | 30.08.11 | 20.12.2012 | Пограничное управление КФО |
10410Б | ПСКР-929 «Беркут» | 113 | 413 | «Восточная верфь» | 2002 | 2009 | 21.04.2010 | Пограничное управление ДВФО |
10410Б | ПСКР-930 «Светляк» | 056 | 312 | СФ «Алмаз» | 29.05.2015 | 30.11.2015 | Пограничное управление ФСБ России по Республике Крым. Базирование в Балаклаве[источник не указан 919 дней ] | |
10412 | HQ-261 | 040 | СФ «Алмаз» | 18.07.2002 | 17.10.2002 | ВМС Вьетнама | ||
10412 | HQ-263 | 041 | СФ «Алмаз» | 30.07.2002 | 17.10.2002 | ВМС Вьетнама | ||
10410Б | ПСКР- | 042 | СФ «Алмаз» | |||||
10412 | «Триглав» | 11 | 043 | СФ «Алмаз» | 21.07.2010 | 10.11.2010 | ВМС Словении | |
10412 | HQ-264 | 044 | СФ «Алмаз» | 26.06.2009 | 22.04.2011 | 2011 | ВМС Вьетнама | |
10412 | HQ-265 | 045 | СФ «Алмаз» | 26.06.2009 | 12.11.2010 | 2011 | ВМС Вьетнама | |
10412 | HQ-266 | 420 | «Восточная верфь» | 22.07.2009 | 22.04.2011 | 2011 | ВМС Вьетнама | |
10412 | HQ-267 | 421 | «Восточная верфь» | 22.07.2009 | 12.11.2010 | 16.08.2012 | ВМС Вьетнама |
Литература
- Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР : Справочник : в 4 т. — СПб. : Галея Принт, 2005. — Т. 3 : Противолодочные корабли, Ч. 1 : Противолодочные крейсера, большие противолодочные и сторожевые корабли. — 120, с., л. ил. : цв. ил. — ISBN 5-8172-0094-5.
- Апальков Ю. В. Противолодочные корабли : . — М. : Моркнига, 2010. — С. 147. — 307, с., л. ил. : цв. ил. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903080-99-1.
- Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006. — ISBN 5-903152-01-5.
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 1557501327.
- Firepower : Sea Warfare : / Horace Beck ; Chris Bishop (ed.). — Orbis Publishing Ltd. — 1999. — ISBN 0-7858-1087-0. — ISBN 978-0785810872.
Примечания
- РИА Новости. [www.ria.ru/defense_safety/20120604/664685156.html Состоялась закладка пограничного корабля для ФСБ России] (рус.). [www.webcitation.org/6BlIbLJ1f Архивировано из первоисточника 29 октября 2012].
- ↑ 12 [russian-ships.info/pogran/22100.htm Пограничный сторожевой корабль Проект 22100, шифр «Океан»]
- [www.business-gazeta.ru/article/104062/ ФСБ всерьез взялась за завод им. Горького]
- [www.oborona.ru/includes/periodics/navy/2012/0605/22148680/print.shtml Курсом в океан]
- [www.zdship.ru/press-center/news-events/1137/ Головной сторожевой корабль «Океан» торжественно спущен на воду. 21.5.2014]
- [zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=1770236131415000251 Информация о контракте № 1770236131415000251]
- ↑ 12 [ria.ru/defense_safety/20150403/1056418596.html#ixzz3WFaF5rq5 ФСБ заказала поставку двух пограничных сторожевых кораблей «Океан»]
- [zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=1770236131415000252 Информация о контракте № 1770236131415000252]
- ↑ 12 Ошибка в сносках: Неверный тег ; для сносок autogenerated3 не указан текст
История строительства[править | править код]
Строительство кораблей ведётся на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького. Церемония закладки головного сторожевого корабля проекта 22100 (заводской № 111) состоялась 30 мая 2012 года. В 2014 году на «БИЗНЕС Online» появилась информация, что зеленодольский завод им. Горького получил заказ на пять кораблей этого проекта.
В апреле 2015 года был согласован контракт на строительство двух кораблей проекта. Стоимость каждого корабля составила 8,66 млрд руб. (заводской № 112 и заводской № 113). Их закладка прошла 15 июля 2015 года.
Планируется, что после создания конструкторской и прочей документации строительство кораблей серии будет производиться быстрее, чем головного.
История строительства[ | ]
Строительство кораблей ведётся на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького. Церемония закладки головного сторожевого корабля проекта 22100 (заводской № 111) состоялась 30 мая 2012 года. В 2014 году на «БИЗНЕС Online»
появилась информация, что зеленодольский завод им. Горького получил заказ на пять кораблей этого проекта.
В апреле 2015 года был согласован контракт на строительство двух кораблей проекта. Стоимость каждого корабля составила 8,66 млрд руб. (заводской № 112 и заводской № 113). Их закладка прошла 15 июля 2015 года.
Планируется, что после создания конструкторской и прочей документации строительство кораблей серии будет производиться быстрее, чем головного.
Конкуренты
Фактически тогда произошла смена эпох: ибо одновременно был поднят флаг на сторожевом катере типа «Светляк» (заводской номер 310). Морским пограничникам передали последний ПСКР 2-го ранга в серии из 10 единиц, построенных на «Алмазе». Катера этого проекта также строились в ОАО «Восточная верфь» и на Ярославском судостроительном заводе. Всего и Погранслужба ФСБ, и зарубежные заказчики закупили 36 «Светляков».
ПСКР «Светляк» был спроектирован в 80-х годах прошлого века и к началу XXI столетия уже не удовлетворял всем требованиям пограничников. К тому времени перед ними встали новые задачи: требовалось охранять экономическую зону, следить за порядком рыболовства и оберегать биоресурсы. Теперь понадобились более эффективные корабли, обладающие большей дальностью плавания и автономностью, с экипажами меньшей численности. Вместе с тем надлежало обеспечивать возросшие требования к обитаемости личного состава.
Как отметил руководитель Пограничной службы генерал армии Владимир Проничев, море активно используется трансграничными преступными группировками, в частности, для пиратства и нелегальной миграции. «Угрозы приобрели широкомасштабный характер, и для того чтобы противостоять им, необходимо создать эффективную систему береговой охраны», – сказал он.
Разработка и строительство новых ПСКР стали осуществляться в рамках Концепции развития корабельного состава пограничных органов Федеральной службы безопасности в целях унификации и создания для подразделений береговой охраны многофункционального корабельного состава с повышенной автономностью и дальностью плавания, скоростными характеристиками и улучшенными условиями жизнеобеспечения экипажа.
В 2006 году Северное ПКБ с проектом 22460 «Рубин» (главный конструктор Алексей Наумов) выиграло тендер Федеральной пограничной службы РФ на пограничный сторожевой корабль нового поколения. Одним из условий конкурса была небольшая стоимость постройки корабля, кроме того, по оценкам специалистов, победу обеспечил административный ресурс Северного ПКБ.
Основным конкурентом «Рубина» на тендере являлся ПСКР проекта 22100 ЦМКБ «Алмаз» с двумя газовыми турбинами. По новой программе предполагалось строительство патрульных кораблей для ФПС вести крупной серией и на нескольких предприятиях.
На тендере для ФПС имелось и другое предложение ПСКР от Северного ПКБ с вертолетом Ка-226 и 57-мм артиллерийской установкой (АУ) А-220М – развитие патрульного корабля проекта 22300. Это же бюро подготовило модификацию экспортного катера (патрульно-сторожевого корабля прибрежной зоны) ПС-500 с таким же составом вооружения. Модель одного из вариантов несколько раз демонстрировалась на выставке «Интерполитех» в Москве и Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. На основном варианте ПС-500 предусмотрена установка 100-мм корабельной арт-установки А-190Э, восьми ТПК с ракетами Х-35 (комплекс «Уран») и 30-мм автомата типа АК-630М.
ЦМКБ «Алмаз» для пограничников подготовило проект (обозначение – 12300П) патрульного корабля с вертолетом и одной 76-мм пушкой АК-176М, а также пулеметами. Базовый вариант – ракетно-артиллерийский корабль проекта 12300 «Скорпион» (главный конструктор Ю. В. Арсеньев) оснащен боевой информационно-управляющей системой «Сигма-12301», инерциальной системой навигации и стабилизации «Ладога-МЭ-12300», автоматизированным комплексом связи типа «Буран», изделием 6730-7 системы госопознавания, интегрированной навигационной системой «Горизонт-25». Набор этих средств типичный для российских кораблей малого водоизмещения. Основное вооружение «Скорпиона» – ракетный комплекс «Яхонт», 100-мм артустановка А-190 и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан».