Серия сторожевых кораблей проекта 11661 «гепард» (gepard)
Содержание:
- Радиотехническое вооружение
- Сторожевой корабль «Татарстан»
- Универсальность
- История с проектом 11611
- База ударных сил
- Фрегаты «Гепард-3.9» – корабли новой генерации
- Южный форпост
- Как проходило строительство
- Примечания[править | править код]
- Вооружение «Гепардов»
- Ждет ли нас новая Цусима
- Зеленодольские «Гепарды» допрыгнут до Вьетнама вопреки Украине
- Вдохнуть новую жизнь
- Серия сторожевых кораблей проекта 11661 «Гепард» (Gepard)
- История создания ЗСУ «Гепард»
- Фрегаты типа «Гепард-3.9» – корабли нового поколения
Радиотехническое вооружение
Радиолокационное оборудование «непостоянное», так как с появлением новых и более эффективных моделей его заменяют. Аналогичная ситуация в случае, когда его нужно сопрягать с новыми образчиками вооружения. В частности, на некоторых кораблях того же проекта, в том числе построенных для нужд зарубежных флотов, комплексы менялись по два-три раза.
За радиолокацию на «Дагестане» отвечает комплекс «Минерал-М», в роли РЛС общего назначения выступает «Позитив-М1». Гидроакустический комплекс, ответственный за своевременное выявление подводных лодок противника — модель МГК-335. Корабль «Дагестан» (фото которого есть в статье) может ставить активные помехи, для этого используется РЭБ ТК-25 и БИУС «Сигма». Их полевые испытания показали, что данные системы способны достаточно эффективно противодействовать попыткам потенциального противника нанести удар «умными» противокорабельными ракетами.
Сторожевой корабль «Татарстан»
В самом начале 80-х появилась острая необходимость разработать новый сторожевой военный корабль. В первую очередь это обусловлено было тем, что ранее, существующий корабль под названием «Неустрашимый» в то время не достаточно оснащался необходимыми функциями. Российский военно-морской флот хотел от корабля добиться определённой мощности, а этого можно было получить с помощью установки мощнейшей акустической станции. Водоизмещение корабля должно быть около 2 тысяч тонн. В то же время появился новый корабль проекта «Алмаз», имеющий сильные вертолёты и противокорабельные ракеты. Началось соперничество между двумя военными кораблями. Зеленопольское бюро, на тот момент, разработало несколько видов сторожевых кораблей. Первый вариант назывался «Гепард», зародился он ещё в 1993 году. И было бы всё хорошо, и новое «творение» завода увидело бы свет, если бы не прекратилось финансирование. Но уже в 2001 году он вышел в мир под названием «Татарстан», через два года стал входить в Каспийскую флотилию. Через 5 лет выпустили второй корабль, названного в честь ещё одного города – «Дагестан».
Назначение и особенности
«Татарстан» служит в целях борьбы со всеми видами противников. Это могут быть, как «представители» воздушной, подводной либо надводной среды. А самое главное в его круг деятельности входит решение ряда следующих задач: охрана морской экономической зоны и масштабных государственных границ страны, ответственное несение дозорной службы и экспортирование конвоев, морских кораблей и судов. Надо отметить, что конструкция корабля необычная. На корабле расположены 10 отсеков, не пропускающих воду и надстройки, сделанные из магниво-алюминиевых сплавов. Какова же структура энергетической установки? Она представляет собой две турбины газовые, их мощность 29 тысяч лошадиных сил, и дизель-генератора. Функция двигателя – обеспечить все режимы крейсера, а турбины позволяют совершать полный ход корабля до 28 узлов. Вообще, энергетическая установка включает относительно габаритных три генератора, у каждого мощность 600 кВт. Благодаря увеличению водоизмещения значительно повысилась его автономность до 15 дней, а дальность стала достигать три с половиной тысячи миль. На крейсере установили новейший ракетную систему «Уран». Она имеет высокий потенциал, что увеличивает боевые особенности сторожевого корабля.
Защита корабля от врагов
26.08.2016 К другим записям
Универсальность
Скорострельные пушки и эффективная система зенитного огня значительно повышают боевую живучесть судна, позволяя создавать эшелонированную противовоздушную оборону. Фактически все эти обстоятельства позволяют назвать ракетный корабль «Дагестан» универсальным судном. В принципе, сами разработчики говорят о том, что его можно спокойно причислять к категории фрегатов.
Противоречит этому разве что отсутствие действительно мощного противолодочного вооружения, но на Каспии попросту нет подводных лодок. Так что корабль «Дагестан» (Каспийская флотилия, 693) полностью соответствует месту использования, будучи в состоянии выполнять все возложенные на него задачи.
Одной из главных изюминок судна является материал его надстроек (особый сплав магния и алюминия). Этот сплав позволяет эффективно рассеивать радиолокационный сигнал, делая ракетный корабль «Дагестан» проекта 11661 менее заметным для систем обнаружения потенциального противника. Кроме того, есть и активные системы постановки помех. Весь этот комплекс эффективно скрывает истинные контуры корабля, защищает его от поражения «умными» боеприпасами, в том числе и крылатыми ракетами.
Наконец, «Дагестан» проектировался с учетом максимальной для кораблей такого класса автономности: он может находиться в плавании на протяжении не менее двух недель, пройдя при этом порядка пяти тысяч морских миль
Чтобы обеспечить приемлемый для экипажа уровень комфорта (а при столь малом водоизмещении это важно), в конструкцию были внесены активные успокоители качки. Это позволяет людям хорошо выдерживать даже волнение средней степени. Активная система кондиционирования воздуха делает возможной эксплуатацию даже в условиях тропического и субтропического климата
Активная система кондиционирования воздуха делает возможной эксплуатацию даже в условиях тропического и субтропического климата.
История с проектом 11611
Одно из условий, которое было поставлено военными моряками, заключалось в постройке судна на судостроительных предприятиях, расположенных на Волге. Предполагалось, что при удачном завершении проектных работ, вновь построенные корабли могут быть переведены по Волге на Балтику или в Черноморский регион. К тому же производственные мощности и богатый опыт конструирования малых военных кораблей был у коллектива Зеленодольского Проектно-Конструкторского Бюро (Республика Татарстан).
Проектные работы начались в 1982 году на базе противолодочных кораблей проекта 1124М с более устойчивой энерговооруженностью и повышенной мореходностью. В техническом описании к проекту новый корабль теперь назывался сторожевым кораблем ближней морской зоны. Первоначально проект получил шифр 11660. Предусматривалось создание и экспортной версии нового сторожевика 11660Э. В дальнейшем проект претерпел изменения. На сторожевой корабль должен был быть установлен противокорабельный ракетный комплекс «Уран», разработка которого к тому времени находилась на завершающей стадии.
Окончательно, готовый во всех технических деталях проект был утвержден в 1987 году, после чего на Зеленодольском ПКБ начата разработка производственно-конструкторской документации. Параллельно на производственных мощностях судостроительного завода осуществлялась подготовка к закладке головного корабля проекта. На все бюрократические мероприятия и проволочки ушло 2,5 года. Только в конце весны 1990 года состоялась официальная церемония закладки головного корабля. Первенец получил заводской номер 953. В технической документации фигурировали данные – сторожевой корабль проекта 11661 под шифром «Гепард».
Строительство СКР «Буревестник» планировалось завершить в 1993 году. Аналогичным образом должна была сложиться судьба и двух других судов этого проекта, однако развал Советского Союза внес существенные коррективы в последующие планы строительства. Из-за недостатка финансирования постройка кораблей была приостановлена. В тяжелых экономических условиях строить новые корабли для молодого российского флота было обременительным занятием. В 1993 году было решено закончить работы в рамках проекта 11660, переориентировать всю техническую документацию и производство для того, чтобы строить уже корабль проекта 11611.
Корабли были с горем пополам спущены на воду. Строительство судов то возобновлялось, то приостанавливалось. В 1995 году головной корабль «Буревестник» был разобран. Оставшиеся два судна стали достраиваться в рамках реализации проекта 11611К уже для нужд отечественного флота. Второй корабль, который был уже спущен на воду, в 1996 году получил новое название, став СКР «Татарстан». В соответствии с классификацией НАТО новый российский сторожевой корабль проекта 11661К «Гепард» классифицировали как корвет. Что касается зарубежного контракта, то в конце 90-х был специально разработан новый проект сторожевых кораблей «Гепард – 3.9». Однако ничего существенного в дальнейшей судьбе кораблей проекта 11611 не происходило. Суда в разной степени готовности продолжали оставаться на стапелях Зеленодольского судостроительного завода. Только в 2001 году корабль с заводским номером 951 под названием «Татарстан»было решено достроить. Сторожевик должен был войти в состав Каспийской военной флотилии.
Второе судно под заводским номером 952 наконец-то дождалось того момента, когда на него обратили внимание. Корабль также решили достроить для пополнения корабельного состава Каспийской военной флотилии
Соответственно месту службы и название, которое получил корабль – «Дагестан».
В 2012 году новый корабль отправился на Каспий для прохождения комплекса испытаний. В отличие от своего старшего брата СКР «Татарстан», новый корабль получил ударное вооружение. На нем вместо ПКР «Уран» был установлен тактический противокорабельный ракетный комплекс «Калибр-НК». Осенью 2012 года корабль был зачислен с состав Каспийской военной флотилии. Ввиду того, что на втором корабле изменился комплекс вооружений, изменилась его назначение. Это уже был не сторожевик, это был ракетный корабль «Дагестан». В целях унификации плавсостава Каспийской военной флотилии — флагманское судно «Татарстан» также перевели в разряд ракетных кораблей.
База ударных сил
Решение о совершенствовании инфраструктуры Каспийской флотилии было принято в августе 2017 года на коллегии Минобороны. Спустя месяц с визитом в Каспийск прибыл первый заместитель главы военного ведомства Руслан Цаликов.
Замминистра обороны заслушал доклады командования Южного военного округа о планах строительства причального фронта и наземных сооружений КФл. Также Цаликов осмотрел территории, предназначенные для проведения строительных работ, и объекты, подлежащие капитальному ремонту.
Согласно планам Минобороны, первый этап строительства мест базирования кораблей завершится в 2019 году. В течение ближайших двух лет в Каспийске проведут работы по углублению дна, возведению причального фронта (линии причала судов, бассейны и пирсы) и ряда объектов наземной инфраструктуры.
- Пункт базирования Каспийской флотилии ВМФ России в Каспийске
В 2020 году в Каспийске появятся госпиталь, хранилища для боеприпасов, казармы для солдат и жильё для офицеров. В результате в дагестанском порту будет создана полноценная портовая инфраструктура. Пункт базирования будет защищён от стихийных бедствий и возможного нападения неприятеля.
Каспийск является базой ударных сил КФл. В городе расположены пять подразделений КФл: 106-я бригада кораблей охраны водного района, 250-й гвардейский дивизион надводных кораблей, 242-й дивизион десантных кораблей, 414-й отдельный батальон морской пехоты, отдельный радиотехнический центр.
Также по теме
Морская доктрина — 2030: какие задачи поставил президент России перед ВМФ
Накануне дня ВМФ, который отмечается в последнее воскресенье июля, Владимир Путин подписал указ об основах государственной политики в…
В Махачкале дислоцированы 137-й отряд специального назначения по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС) и подразделение гидрографической службы.
В советские годы основным пунктом базирования флотилии был Баку. В 1992 году штаб и значительная часть подразделений КФл были перенесены в Астрахань — менее выгодную со стратегической точки зрения географическую локацию. Сейчас в городе находятся 293-й аварийно-спасательный отряд, база материально-технического обеспечения, группа гидрографических судов и отряд связи.
На причалах Астраханской области дислоцированы 198-й дивизион тральщиков (Николо-Комаровка), 727-й отдельный батальон морской пехоты (Новолесное), центр материально-технического обеспечения (Трудфронт), 73-я бригада кораблей охраны водного района (Золотой Затон) и 327-й дивизион ракетных катеров (Золотой Затон).
Фрегаты «Гепард-3.9» – корабли новой генерации
Фрегаты типа «Гепард-3.9» являются кораблями новой генерации. Они разрабатывались Зеленодольским Проектным Конструкторским Бюро с уже имеющейся универсальной базовой платформой. Прототипом для «Гепардов -3.9» был ракетный корабль с наименованием«Татарстан» из проекта 11611, а «Дагестан» — второй такой построенный отечественный ракетный корабль, откорректированная по настоянию заказчика версия в проекте 11611К.
Строительство фрегатов для вьетнамского заказчика все также ведется по установленным требованиям Военно-Морских Сил этого государства. С полным водоизмещением до 2100 тонн, они имеют длину – 102 метра, ширину – немногим более 13 метров, а осадку – чуть более 5 метров. Корабли имеют комбинированную дизель-газотурбинную энергетическую установку (в соответствии со схемой CODOG).
С этой энергоустановкой корабли развивают скорость на полном ходу до 28 узлов, а экономическая десятиузловая скорость позволяет ходить фрегатам на дальности до 5000 морских миль. Автономное плавание составляет двадцать суток
Удачно размещенные жилые и служебные помещения, наличие системы, которая кондиционирует воздух и поддерживает необходимые условия микроклимата, будут способствовать хорошим условиям обитаемости, что просто жизненно важно в тропических климатических условиях
Вследствие этого их вооружения многообразны и хорошо сбалансированы. Они включают противокорабельные ракетные комплексы «Ураны-Э», универсальные 76,2-мм артиллерийские установки АК-176М, а также малокалиберную зенитную систему. Контроль над управлением всем этим вооружением осуществляет отвечающая всем самым высоким стандартам нашего времени боевая информационно-управляющая система «Сигма-Э». Корма корабля имеет взлетно-посадочную вертолетную площадку. Кроме того, вертолет обладает и специальным убежищем — ангаром, который защитит его от морских ветров и волнений.
Уже скоро «Гепарды» совершат переход на Балтийское море, где они подвергнутся испытаниям. Претворение в жизнь контрактной части по строительству сторожевых кораблей для вьетнамского заказчика может изменить соотнесение выпускаемых кораблей продукции предприятием. Так, приблизительно сорок процентов пойдет на военную и шестьдесят процентов на гражданскую продукцию (раньше 30% шло на военную продукцию и 70% – на гражданскую).
При наличии базовой платформы «Гепардов» можно не ограничиваться строительством только лишь многоцелевых кораблей, номожно также строить и корабли с усиленными ударными, противолодочными и зенитно-ракетными вооружениями, с самыми разнообразными энергетическими установками и электронным снаряжением. С помощью той же платформы ЗПКБ разработана модификация кораблей для патрулирования в открытом море, которые имеют большую автономность плавания. Стоит особенно подметить, что семейство «Гепардов» сравнительно недорогое по отношению к аналогичным кораблям зарубежных построек.
Южный форпост
В общей сложности Каспийская флотилия состоит из 17 подразделений. Надводный компонент включает 28 боевых кораблей и катеров: два сторожевых корабля, три малых ракетных корабля, четыре малых артиллерийских корабля, пять артиллерийских катеров, один ракетный катер, шесть десантных кораблей и семь тральщиков.
В задачи КФл входят содействие силам Южного военного округа, охрана торговых путей и нефтяных месторождений, проведение антитеррористических мероприятий и осуществление совместных миссий с партнёрами по региону.
- Корабельные группировки Каспийской флотилии в составе малых ракетных кораблей «Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг», базового тральщика «М. Гаджиев» и двух рейдовых тральщиков завершили проведение тактических учений в море и вернулись в пункты базирования — порты Махачкала и Астрахань
Дагестанские СМИ пишут, что Каспийск гораздо лучше подходит на роль основного места базирования КФл. В городе существует развитая транспортная инфраструктура, достаточная территория для строительства военных объектов и отсутствуют господствующие высоты.
Более южное географическое положение будущего пункта дислокации позволит решить ряд проблем. Каспийская флотилия будет в меньшей степени зависеть от ледохода и сможет в любое время года более оперативно развёртывать силы в регионе.
- В пунктах базирования корабельных соединений Каспийской флотилии в Астрахани и Махачкале экипажи кораблей и судов обеспечения завершили проведение специальных работ по их техническому обслуживанию и подготовке к эксплуатации и стоянке в зимний период обучения
Также по теме
Морской арсенал: какие корабли получит ВМФ России в ближайшие годы
Минно-тральные силы ВМФ России ожидает серьёзное обновление. В ближайшие 15 лет командование флота рассчитывает получить 40 тральщиков…
В интервью «Красной звезде» вице-адмирал, командующий КФл в 1991—1996 годах Борис Зинин рассказал, что идея создания в Каспийске военного порта появилась в 2011 году. Новый пункт базирования должен стать удобной стоянкой для растущего числа боевых кораблей.
По мнению Зинина, выход в море из Астраханской базы затруднён из-за малых глубин и замерзающего зимой волжского фарватера. При этом Каспийский пункт базирования сегодня представляет собой узкую береговую полосу длиной в 150 м. Кораблям зачастую приходится швартоваться не бортом к причалу, а менее безопасным контактным способом (бок о бок друг к другу).
В беседе с RT коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков пояснил, что перевод подразделений КФл из Астраханской области в Каспийск значительно увеличит возможности этого оперативного объединения ВМФ. Россия сможет раскрыть ракетный зонтик над Закавказьем и обширной территорией Ближнего Востока.
«С вводом в строй новой базы корабли Каспийской флотилии будут более оперативно перебрасываться в районы боевого дежурства. Зона поражения Каспийской флотилии благодаря комплексам «Калибр» чрезвычайно велика. Россия сможет надёжно прикрыть своих союзников в Закавказье, Центральной Азии и на Ближнем Востоке», — отметил Леонков.
Как проходило строительство
Запланирована постройка новой техники была на начало 90-х годов. Что произошло в то время, мы уже знаем. Так, в конце 90-го года был заложен флагман, получивший название «Буревестник», но после известных событий финансирование его постройки было резко свернуто. Уже в 1995 году несчастного «Буревестника» законсервировали, а уже через пару месяцев – окончательно разобрали на слом.
По тому же проекту в 1993 году был заложен плановый корабль, предназначавшийся для нужд индийского ВФМ, но в том же 1995 году деньги, предназначенные для его постройки, «внезапно» исчезли. Пока все дружно выясняли, что же случилось и куда делись средства, индусы от покупки отказались. Со временем деньги все же сумели изыскать, корабль достроили, и он стал «Татарстаном».
В 2003 году он стал официальным флагманом Каспийской флотилии. Когда же появился рассматриваемый нами «Дагестан»? Корабль изначально был заложен в том же злосчастном 1991 году, но, в отличие от всех своих собратьев, все же был достроен и сдан флоту под своим первоначальным именем.
Неудивительно, что срок постройки был грандиозным. Изначально «Дагестан» хотели передать флоту в 2012 году, но из-за повреждений, которые корабль получил в ходе швартовых испытаний, даже этот срок пришлось растягивать. Только в середине года он сумел выйти в море, чтобы в рамках Государственной приемки произвести стрельбы своим главным калибром, ракетами «Калибр-НК». На этот раз все прошло успешно, а потому в конце ноября 2012 года судно официально вошло в состав Российского флота.
Примечания[править | править код]
- ↑
- (недоступная ссылка). arms-expo.ru.
- The Military Balance 2018. стр. 196
- ↑ Пресс-служба Южного военного округа. . Министерство обороны РФ (23 июля 2012). Дата обращения: 24 июля 2012.
- . «Независимое военное обозрение» (29 октября 2008).
- Василий Исаков. . Социальная сеть «» (17 августа 2016). Дата обращения: 19 августа 2016.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 июня 2016.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 октября 2015.
- Алексей Угаров. (рус.). Армия и ОПК. ТАСС (25 апреля 2016). Дата обращения: 8 марта 2017.
- Пресс-центр Зеленодольского завода им. А.М. Горького. (рус.). ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» (27 апреля 2016). Дата обращения: 8 марта 2017.
Вооружение «Гепардов»
Ударное ракетное вооружение
В целях ликвидации надводных объектов корабли имеют в своем распоряжении противокорабельный ракетный комплекс «Уран-Э» и четыре палубные наклонные пусковые установки из четырех ракет в каждой, а также корабельную систему по управлению стрельбами.
Артиллерийское вооружение
Дополняя артиллерийское оружие фрегата проекта «Гепард 5.1», «Гепарды 5.3» имеют два ракетно-артиллерийских комплекса «Пальма» и зенитные управляемые ракеты «Сосна-Р».
Противолодочное и минное вооружение
Противолодочное и минное вооружение «Гепардов» выражено:
- Двумя двухтрубными поворотными торпедными аппаратами ДТА-53 калибра 533 мм;
- Реактивным противолодочным комплексом РПК-8Э;
- Комплексом приборов по управлению «Пургой» – противолодочным вооружением.
Ждет ли нас новая Цусима
Российские программы военного судостроения буксуют, зато устраиваются дорогостоящие военно-морские шоу
Каждый декабрь подводятся итоги года. Не обходит стороной этот обычай и Министерство обороны. Однако на сей раз военное ведомство начало подводить итоги 7 ноября. Могло показаться, что открытое заседание коллегии МО РФ, на котором оценивались результаты пятилетки 2012-2017 годов, приурочили к столетию Великой Октябрьской социалистической революции. Но это ошибочное впечатление. На самом деле повод имелся другой. Пять лет назад – 6 ноября 2012 года – Сергей Кужугетович Шойгу возглавил оборонное ведомство страны.
Зеленодольские «Гепарды» допрыгнут до Вьетнама вопреки Украине
Татарстанские корабелы больше не будут вести бизнес с николаевскими двигателестроителями
Выполнение зеленодольцами контракта по строительству фрегатов для Вьетнама могло быть сильно осложнено, если бы азиаты не надавили на Украину. Об этом сегодня на церемонии спуска на воду первого из данных сторожевиков узнал корреспондент «БИЗНЕС Online». По нашим сведениям, военные СРВ одобрили доработанный проект третьей пары фрегатов «Гепард». На сегодняшнем мероприятии немало говорили о дружбе между нашими странами, однако эксперты предупреждают, что в спину татарстанцам дышат конкуренты.
Вдохнуть новую жизнь
До начала строительных работ пункт базирования в Каспийске представлял собой небольшой участок прибрежной полосы длиной 150 м. После увеличения корабельного состава в 2012—2014 годах (ввод в строй новых ракетных кораблей, вооружённых комплексом «Калибр-НК») флотилии стало тесно, морякам приходилось швартовать судна бок о бок, а не бортом к берегу.
В недостроенном виде на территории Каспийска находились клуб для военнослужащих, медицинский корпус и упоминавшийся выше учебно-тренировочный комплекс 137-го отряда спецназначения. В настоящее время проводится модернизация всех этих объектов.
Большое внимание уделяется комфорту военнослужащих. На сегодняшний день построены современные общежития для офицеров и матросов
В будущем в Дагестане появится жильё для семей военнослужащих, которые сегодня проживают в Астрахани. В общей сложности планируется расселить 2,5 тыс. человек.
Минобороны рассчитывает вдохнуть новую жизнь в «Дагдизель», который являлся одним из крупнейших дизелестроительных и торпедостроительных предприятий СССР. В 1990-е годы завод утратил статус ведущего производителя морского вооружения. Расположенный в акватории Каспийского моря восьмой цех завода, где осуществлялась сборка торпед, пришёл в запустение.
В реконструкцию «Дагдизеля» будет вложено около 2 млрд рублей. Предприятие продолжит производить торпеды и станет ремонтной базой для кораблей Каспийской флотилии. Модернизация должна завершиться к концу 2019 года. Сейчас завод выполняет заказ Минобороны на поставку 73 универсальных электрических торпед УЭТ-1 для ВМФ. Общая стоимость контракта — 7,2 млрд рублей.
«Дагдизель» расположен в непосредственной близости от полигона «Скорпион», который принадлежит сформированному в прошлом году 177-му полку морской пехоты КФл. Объект оснащён новыми модулями, где размещены командный пункт и кабинет для проведения совещаний под председательством министра обороны РФ.
Коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков заявил RT, что в Дагестане создаётся вся необходимая инфраструктура для эксплуатации кораблей Каспийской флотилии и тренировок различных подразделений ВМФ.
«Выбор в пользу Дагестана был очевиден в силу множества причин: южное расположение, скорость оперативного развёртывания, отсутствие крупного потока гражданских судов. В случае объявления внезапных проверок или учебно-боевых тренировок боевые корабли могут беспрепятственно выходить в акваторию Каспия. Большая часть работ по обустройству базы ещё не завершена, однако уже сейчас можно говорить о значительном росте боевого потенциала Каспийской флотилии», — резюмировал Леонков.
Серия сторожевых кораблей проекта 11661 «Гепард» (Gepard)
Серия сторожевых кораблей проекта 11661 «Гепард» (Gepard) Разработчик: Зеленодольский завод имени А. М. Горького (Россия)
Корветы проекта «Гепард» предназначены для поиска и борьбы с подводными, надводными и воздушными целями, несения дозорной службы, проведения конвойных операций, а также охраны морской экономической зоны.
Корабль имеет традиционную гладкопалубную архитектуру с 10 водонепроницаемыми отсеками и имеют мощное ракетное, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение.
Модификации:
- Проект 11660 — базовая модификация;
- Проект 11661 — модернизация пр. 11660 с изменённым составом вооружения и радиотехнического оборудования;
- Проект 11661К — модернизация на базе пр. 11661 + изменена конструкция + новый состав вооружения + новый состав радиотехнического оборудования;
- Проект 11661Э — экспортная модификация на базе пр. 11661К + изменена конструкция + изменен состав вооружения + радиотехническое оборудование в экспортном исполнении + размещение палубного вертолёта типа Ка-27;
- Проект 11612 — модификация Проект 11661К;
- Проект 11613 — модификация с СЭУ российского производства.
Корабли проекта
- «Буревестник» — проект 11661;
- «Татарстан» — проект 11661К, приписан в Каспийскую флотилию;
- «Дагестан» — проект 11661К, приписан в Каспийскую флотилию;
- HQ-011 «Динь Тьен Хоанг» (Dinh Tien Hoang) — проект 11661Э находится в ВМС Вьетнама;
- HQ-012 «Ли Тхай То» (Ly Thai To) — проект 11661Э находится в ВМС Вьетнама;
- «Tran Hung Dao» — проект 11661Э находится в ВМС Вьетнама;
- «Quang Trung» — проект 11661Э находится в ВМС Вьетнама;
Характеристики:
- Полное водоизмещение — 1500 т.;
- Длина — 102,1 м.;
- Ширина — 13,2 м.;
- Высота — 5,3 м.;
- Осадка — 3,6 м.;
- Бронирование — нет;
- Двигатели — двухвальная ГЭУ типа CODOG + 1 дизельный двигатель крейсерского хода 86Б 18ДРПН + 2 x ГТД M90 полного хода + электроэнергетическая установка 3 дизель-генератора;
- Мощность — 8000 л. с. дизель + 2 x 14500 л. с. турбины + 3 x 600 кВт дизель-генераторы;
- Движитель — 2 x ВФШ;
- Максимальная скорость — 52 км/ч.;
- Крейсерская скорость — 32 км/ч.;
- Дальность плавания — 1530 км.;
- 3500 миль (на 14 узлах)
- Дальность плавания на скорости 19 км/ч. — 6440 км.;
- Автономность плавания — 20 суток;
- Экипаж — 93 чел.;
- Навигационное вооружение — НРЛС МР-212 «Вайгач»;
- Радиолокационное вооружение — РЛК 34К1 «Монолит» или «Минерал-М»;
- РЛС — МР-352 «Позитив(-М1)»;
- ЗРК — МПЗ-301 «База»;
- СУО — МР-123 «Вымпел»;
- Радиоэлектронное вооружение — 2 x ПУ комплекса РЭП ПК-16 или 4 x ПУ комплекса РЭП ПК-10;
- Система РЭБ — ТК-25(Э);
- БИУС — «Сигма» («Сигма-Э»)
- ГАС — ГАС «Зарница» или ГАК МГК-335;
- Тактическое ударное вооружение — 1 x 8 УВП РК «Калибр-НК» (на РК «Дагестан»);
- Артиллерия — 1 x 1 x 76-мм АУ АК-176М, 2 x 14,5 мм МТПУ;
- Зенитная артиллерия — 2 x 6 x 30-мм АУ АК-630М;
- Ракетное вооружение — 2 x 4 ПУ ПКРК «Уран» + 1 x ЗРК «Оса-МА-2» или 1 x ЗРАК «Палаш» («Пальма») (на РК «Дагестан» и пр. 11661Э) + 2 x ПЗРК «Игла-М»;
- Противолодочное вооружение — 1 x РБУ-6000 (нет на 11661К);
- Минно-торпедное вооружение — 2 x 2 x 533-мм ТА (нет на 11661К);
- Авиационная группа — вертолёт Ка-27 (нет на 11661К).
История создания ЗСУ «Гепард»
Немецкая зенитная самоходная установка «Гепард» (или «танк ПВО Гепард», по нем.: Flugabwehrkanonenpanzer Gepard) была разработана в 1963 году на базе основного танка «Leopard I», и являлась первой немецкой послевоенной разработкой ЗСУ. Разработчиком выступила фирма Krauss-Maffei Wegmann.
Первоначально ЗСУ «Гепард» предполагалось оснастить 30-мм пушками, однако в ходе испытаний прототипов (1969 г.) предпочтение было отдано калибру 35-мм. В 1973 году машина была принята на вооружение и поступила в серийное производство, однако фактические поставки в войска начались лишь спустя три года — в 1976 году.
Несмотря на то, что производство ЗСУ «Гепард» окончательно свернуто только в 21 веке (разумеется машина неоднократно проходила модернизацию), за это время было произведено не более полутысячи машин. Из них:
- 420 машин ЗСУ «Гепард» для Германии (бундесвера).
- 55 машин для Бельгии
- 95 машин для армии Нидерландов (отличаются от прочих версий радарами слежения Philips, работающих на дистанции до 13 км).
В настоящий момент большая часть собственно немецких «гепардов» списана, а 18 машин продано в Румынию.
Зенитная самоходная установка ЗСУ «Гепард»
Фрегаты типа «Гепард-3.9» – корабли нового поколения
Фрегаты типа «Гепард-3.9» – корабли нового поколения. Они разработаны Зеленодольским ПКБ на универсальной базовой платформе. Прототипом для них послужил сторожевой корабль «Татарстан» проекта 11611, вошедший в состав Военно-морского флота России в 2004 г. Сейчас для отечественного ВМФ строится второй такой корабль – «Дагестан» – по откорректированному по желанию заказчика проекту 11611К.
Фрегаты для Вьетнама также строятся в соответствии с требованиями ВМС этой страны. Их полное водоизмещение – порядка 2100 т, длина – 102 м, а ширина – 13,13 м, осадка – 5,3 м. Они оснащаются комбинированной дизель-газотурбинной энергетической установкой (по схеме CODOG), которая позволяет развивать скорость полного хода до 28 узлов. Экономической 10-узловой скоростью дальность плавания фрегатов составляет 5000 миль. Автономность – 20 суток
Удачное размещение жилых и служебных помещений, система кондиционирования воздуха, поддерживающая необходимый микроклимат, способствуют хорошей обитаемости, что особенно важно в условиях тропиков
Сергей Валерьевич ИЛЬИН – председатель совета директоров ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького»
«Гепард-3.9» – многоцелевой корабль, предназначенный для патрулирования территориальных вод и исключительной экономической зоны, нанесения ударов по кораблям и судам противника, огневой поддержки десанта, для обеспечения ПВО и ПЛО при конвойных операциях. Поэтому вооружение его разнообразно и сбалансировано. Оно включает противокорабельный ракетный комплекс «Уран-Э, универсальную 76,2-мм артиллерийскую установку АК-176М и малокалиберные зенитные системы. Управление этими средствами осуществляется отвечающей современным требованиям боевой информационно-управляющей системой «Сигма-Э». В корме корабля – взлетно-посадочная площадка для вертолета. Для него имеется и убежище, которое защищает винтокрылую машину от ветра и волн.
Представители ВМС Вьетнама – частые гости на нашем заводе. Они осуществляют тщательный контроль графика строительства кораблей и качества выполняемых работ. И татарстанские корабелы не разочаровывают их. Не случайно присутствовавший на спуске второго корпуса заместитель главнокомандующего Военно-морскими силами Вьетнама Нгуен Ван Нинь поблагодарил зеленодольских судостроителей за успешное выполнение заказа и высокое качество.
Летом этого года оба «Гепарда» перейдут на Балтику, где состоятся их испытания. Реализация контрактов по строительству боевых кораблей для Вьетнама изменит соотношение выпускаемой продукции предприятия: примерно 40% составит военная и 60% гражданская продукция (ранее 30% составляла военная продукция и 70% – гражданская).
Базовая платформа «Гепарда» позволяет создавать не только многоцелевые корабли, но и корабли с усиленным ударным, противолодочным и зенитно-ракетным вооружением, с разными типами энергетических установок и электронного снаряжения. На той же платформе ЗПКБ разработаны модификации патрульных кораблей открытого моря (OPV) с большой автономностью плавания. Следует подчеркнуть, что фрегаты семейства «Гепард» относительно дешевы по сравнению с аналогичными кораблями зарубежной постройки.
В содружестве с ЗПКБ Зеленодольский завод им. А.М. Горького построил более 600 боевых кораблей. В их числе знаменитые большие охотники (малые противолодочные корабли) проекта 122бис (Kronshtadt – по классификации НАТО), которые в 50-е гг. поставлялись на экспорт, в том числе страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Им на смену пришли малые охотники проекта 201 (SO-1 – по классификации НАТО), которые тоже широко экспортировались. Малые противолодочные корабли (корветы) проектов 204 (Poti – по классификации НАТО) и 1124 (Grisha), построенные нашим заводом, входят в состав не только отечественного, но и зарубежных флотов. В 70-80-е гг. предприятие поставило ВМС ряда государств 14 корветов проекта 1159 «Ягуар» (Koni – по классификации НАТО) разных модификаций, в том числе в тропическом (1159Т) и ракетном исполнении (1159ТР). Они по-прежнему несут службу в ВМС нескольких государств. На наших стапелях собраны такие уникальные, не имеющие аналогов корабли, как самый большой в мире противолодочный на подводных крыльях проекта 1141 «Сокол» водоизмещением 500 т разработки ЗПКБ и самые большие в мире ракетные корабли на воздушной подушке проекта 1239 «Сивуч» разработки ЦМКБ «Алмаз». Другими словами, создание совершенных боевых кораблей – наше призвание.