Вездеход мтлб на гусеницах

Модификации вездехода

Основные модификации техники:

  • базовый вариант МТЛБ (по армейской классификации «Объект 6»);
  • версия МТЛБВ, предназначенная для эксплуатации на севере и оснащенная гусеничными лентами с увеличенной шириной;
  • модификации МТЛБВН и МТЛБВНС «Алтай», рассчитанные на гражданское применение;
  • вариант МТЛТВМ1К для погранвойск, адаптированный для работы в условиях высокогорья (отличается 310-сильным дизелем и улучшенным отопителем).

В конце 90-х гг. предприятие «Муромтепловоз» разработало усовершенствованное шасси МТЛБМ, которое поставляется в армию. Базовый вариант оборудован башней от колесного бронетранспортера БТР-80, существует версия с дополнительным автоматическим гранатометом АГС-17. Предлагается модель с установкой противотанковых ракет (дополнительное вооружение включает в себя пулемет и гранатомет), выпускается модификация с автоматической пушкой, установленной в башне вместо пулемета КПВТ.

Часть списанных с армейского хранения вездеходов прошла восстановительный ремонт и была продана гражданским потребителям. Например, версия КТМ-10 оснащается корпусом с распашными дверцами кабины водителя, устанавливается дополнительная защита днища. По отдельному заказу монтируется гусеница с резино-металлическими шарнирами или специальная лента с увеличенной шириной звена, лучше приспособленная для движения в условиях бездорожья.

На основе МТЛБу выпускалась модификация 1В14, предназначенная для командиров батарей самоходной артиллерии. Внутри закрытого бронированного корпуса расположены места для 6 членов экипажа, в состав силовой установки входит 300-сильный дизель ЯМЗ-238Н. Предусмотрена установка пулемета ПКМБ с боекомплектом 1250 выстрелов, в корпусе прорезаны лючки, позволяющие вести огонь членам экипажа из личного оружия. Версия 1В15М, предназначенная для командиров дивизионов, оснащается комплектом улучшенных наблюдательных приборов и средств связи.

Вездеходы СОБ (или Собовка, аббревиатура может расшифровываться как «транспорт старшего офицера батареи») выпускались в Болгарии и Польше (КШМ-81 «Дельфин» и WDSz соответственно). В 90-х гг. на базе МТЛБ польскими конструкторами была создана модернизированная машина Opal-I, оборудованная дизелем SW0680/167/1 и оригинальной башней с крупнокалиберным пулеметом. Существовала удлиненная версия Opal-II (аналог МТЛБу), оснащавшаяся дизельным мотором SW-680T мощностью 300 л.с. На основе шасси Opal создано более 10 модификаций.

На основе удлиненного шасси строится самоходная гаубица «Гвоздика» и минометный комплекс «Дева». Всего на базе МТЛБ конструкторами СССР, России и стран Восточной Европы создано более 100 модификаций, при этом часть версий выпущена в единичных экземплярах, а некоторые построены крупными серийными партиями. Параллельно начинается вытеснение техники новыми вездеходами (например, Витязь), имеющими повышенную грузоподъемность.

Вездеход МТЛБ (описание, тех.характеристики, компоновка)

Благодаря своей универсальности и высокой проходимости вездеход МТЛБ стал применяться также и для гражданских служб. Широкую популярность МТ-ЛБ получил у жителей труднодоступной местности.

На базе МТЛБ выпускались вездеходы повышенной проходимости для экспедиций и геологоразведки. Уникальное шасси вездехода и его технические характеристики, простота управления и маневренность позволили производить вездеходы специально для транспортных и других специализированных служб с использованием различного навесного оборудования.


Вариации вездехода МТ-ЛБ (для геологоразведки)

Отличная проходимость вездехода МТЛБ в песчаной, снежной и заболоченной местности делают МТЛБ незаменимым помощником в суровых условиях болот, заболоченной местности, лесных зарослях и даже тундры. Вездеходы МТ-ЛБ способны транспортировать грузы, перевозить людей, форсировать водные преграды, а также преодолевать возвышенности под углом 35 градусов.

Преимущества вездеходов МТ-ЛБ

  • Высокая проходимость;
  • Отличная маневренность;
  • Простота эксплуатации;
  • Низкая цена.


Двигатель вездехода (моторный отсек)Вездеход МТЛБ комплектуется четырехтактным дизельным двигателем V8 ЯМЗ 238-В c рабочим объемом 14,86 л, непосредственным впрыском топлива, жидкостным охлаждением.


Варианты компоновки вездеходом (на общем шасси, с общими техническими характеристиками)

Модель ЯМЗ-238ВМ
Число и расположение цилиндров V8
Диаметр цилиндра, мм 130
Ход поршня, мм 140
Рабочий объем цилиндров, л 14,86
Мощность, кВт (л.с.) 176 (240)
Частота вращения, об/мин 2100
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) 883 (90)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин 1250–1450
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) 220 (162)*
Сцепление ЯМЗ-238
Габариты, мм 1225×1005×1035
Масса, кг 1105
ТНВД 80.7-20

Ходовая часть

Ходовая часть вездехода МТЛБ состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес с натяжными устройствами, двух гусеницы, двенадцати опорных катков и четырех гидроамортизаторов.


Ходовая часть вездехода МТ-ЛБ (Россия)

Подвеска ходовой системы смягчает удары и толчки, возникающие при движении вездехода МТЛБ на неровностях колеи. Подвеска независимая, торсионная.

Максимальная скорость 61,5 км/ч
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге с грузом и прицепом 28-35 км/ч
Масса в рабочем состоянии (без груза на платформе и экипажа, но с комплектом возимого ЗИП и ГСМ) 9,5 т
Мест в кабине 2
Мест на платформе 11
На час работы двигателя 42-43 л
На 100 км пути 80-100 л
Расход масла не более 2% от расхода топлива
Грузоподъемность номинальная, при буксировке прицепов 2,1 т
Грузоподъемность максимальная, при перевозке грузов без прицепа 2,3 т
Масса буксирного прицепа 6,7 т
Колея 2,5 м
База 3,7 м
Дорожный просвет 0,395-0,415 м
Длина (по тягово-сцепному прибору) 6,5 м
Ширина (по гусенице) узкая или РМШ/широкая снегоболотоходная 2,9/3,2 м
Высота (при клиренсе 0,4 м) 1,9 м

К особенности компоновки шестикатковым шасси относятся переднее расположение ведущих колес и узлов трансмиссии, продольное расположение двигателя в средней части корпуса и заднее расположение грузовой платформы.

Трансмиссия вездехода МТЛБ состоит из главной передачи, сцепления, карданного вала и бортовых передач. Главная передача МТЛБ служит для изменения тягового усилия на ведущих колесах, для изменения скорости движения вездехода, а также для поворота транспортера.

Устройство вездехода МТ-ЛБ

Вездеход МТЛБ оснащен цельнометаллической кабиной на 3-х человек, закрытым кузовом, где могут расположиться до 10-ти человек, а также для перевозки груза.

В передней части вездехода МТЛБ расположены трансмиссия, органы управления. Отделение управления отделено от трансмиссии перегородкой. В отделении управления установлены механизмы управления и два сиденья.

Сиденье механика-водителя расположено между главной передачей и двигателей с левой стороны от центрального карданного вала. Сиденье регулируется по длине, высоте и углу наклона спинки.

В средней части вездехода МТЛБ в специальной отделении размещен двигатель со всеми его агрегатами и системами.

Задняя часть корпуса используется для размещения и перевозки людей и груза. Отделение двигателя отделено от кабины и пассажирского отсека теплошумоизоляционными перегородками.

Для сообщения кабины водителя и грузовой платформы с правой стороны от двигателя имеется проход, в котором размещены два откдных сиденья.

Технические параметры

После проведения модернизации МТЛБ (фото) военный оснастили обновленным шасси с гусеничным трактом на 7 катков. Мотор был заменен на ЯМЗ-238В, что в итоге позволило машине иметь более совершенные технические характеристики, нежели у предшественницы. Примечательно, что это относится как к основным параметрам мощности, так и к уровню проходимости.

В рядах ВС России бронетранспортер получил название мотолыга-МТЛБ, «эмтээлбешка».

Ходовые свойства, мощный мотор, высокая грузоподъемность, а также проходимость дают возможность использовать тягач по всей стране. При этом на подвижность не влияет бездорожье и условия Крайнего Севера. Эти качества также ценятся вооруженными силами других государств.

Двигатель

На МТЛБУ установлен дизельный двигатель с восьмью цилиндрами ЯМЗ-238Н-1. Мотор оснащен турбонадувом, что вкупе с 300 лошадиными силами позволяет машине передвигаться по шоссе со скоростью 61,5 км/ч.

Главными техническими характеристиками двигателя, установленного на бронетранспортер, в отличие от старых версий, является внушительное обновление. Так, конструктора добавили:

  • масляный картер с обечайкой;
  • упругую муфту;
  • привод на вентилятор без использования фрикционного колеса.

Габариты МТ-ЛБ

У МТЛБ есть внутри кабина, изготовленная из цельной металлической обшивки. Допускается посадка до восьми человек, не считая личного состава машины. Кроме того, вездеход оборудован закрытым кузовом для транспортировки до 4 тонн груза либо десяти пассажиров.

Таким образом, обновленная версия мотолыги в армии позволяет больше вмещать, а дополнительным бонусом выступает круговой обзор местности. Примечательно, что и кузовная часть также была увеличена до 81 см. Это стало возможным за счет внедрения 7-опорного катка.

Высота аналогично подверглась изменениям — прибавили 20 см, что позволило расширить внутреннее пространство МТЛБУ.

Габаритные характеристики:

Масса, тонна 9,7
ДхШхВ, метры 6,45×2,86×1,86
Объем прицепа на буксире, тонна 4,5
Полезный удельный вес, тонна 2
Скорость по дороге, max км/ч 61,5
Средняя скорость по пересеченной местности, км/ч 30
Расход топлива зависит от местности от 90 до 120 л/100 км
Клиренс (среднее значение), см 40
Скорость передвижения по водному пространству, км/ч 6

Подвижность машины

МТЛБ-У оборудована 6-ступенчатой коробкой передач, обеспечивающая передвижение бронетранспортера по асфальтированной магистрали, грунтовой дороге, а также по водному пространству и пересеченной местности.

МТЛБ — технические характеристики подвижности (км/ч):

  • максимально развивает скорость по автомагистрали — 61,5;
  • усредненное значение по пересеченной местности — 30;
  • по водному пространству — 6.

Система управления

Основная масса функций блока управления вездеходом находится в свободном доступе для водителя машины. Кроме запуска двигателя, механик способен активизировать отопление и другие системы, необходимые для комфортного нахождения внутри (фото) МТЛБ.

Ходовая машины

Ходовая также претерпела обновление в ходе модернизации. В новой версии установлены 14 опорных катков, 2 ведущих и 2 направляющих колеса. При этом последние обладают натяжными устройствами. Две гусеницы имеют ширину в 56 см и 4 гидроамортизатора.

Подвеска обеспечивает плавный ход, гася удары и толчки во время езды тягача по бездорожью. Дополнительным плюсом является тот факт, что подвеска имеет независимый, торсионный тип.

Расход топлива МТЛБ

МТЛБ — техническое описание (инструкция по эксплуатации) расхода топлива:

60 мин. работы мотора, л 42-43
Расход на 100 км, л от 80 до 100
Расход масла зависит от расхода дизеля до 2%
Дополнительные характеристики
Номинальная грузоподъемность (т):

  • с прицепом;
  • без прицепа
2,12,3
Вес прицепа, тонна 6,7
Колея, метры 2,5
База, метры 3,7
Клиренс, метры от 0,395 до 0,415

Машины на базе

Пожарная машина МТ-ЛБу-ГПМ-10

Советские и российские

  • МТП-ЛБ — машина технической помощи. Башенная установка с пулемётом отсутствуют, на крыше установлена грузовая платформа
  • МТ-ЛБу (Объект 10) — удлинённая версия, шасси имеет 7 катков с каждой стороны.
  • Объект 26 — шасси 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика».
  • 1РЛ232 «Леопард» — советская станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10
  • 2С24 — самоходное шасси миномётного комплекса 2К32 «Дева»
  • 9А34 — боевая машина ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» (вариант без радиопеленгатора)
  • 9А35 — боевая машина ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» (вариант с радиопеленгатором)
  • 9П149 — боевая машина ПТРК 9К114 «Штурм-С»
  • К-611 — машина радиационной разведки
  • К-612 — машина радиационной разведки
  • АЗМ — российская аэротранспортабельная землеройная машина
  • УДЗМ — российская универсальная дорожно-землеройная машина
  • РХМ «Кашалот» — советская разведывательная химическая машина
  • РПМ — радиационно-поисковая машина
  • 2К21-2 — самоходный миномёт с установкой 82-мм миномёта 2Б14 «Поднос» и 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд»
  • 2К32 «Дева» — самоходный миномёт с установкой 82-мм миномёта 2Б24

Болгарские

  • МТ-ЛБ АТ-И — гусеничный минный заградитель
  • МТ-ЛБ МРХР — машина радиохимической разведки
  • MT-LB SE — бронированная медицинская машина
  • МТ-ЛБ ТМХ — самоходный миномёт с 82-мм миномётом М-37М
  • БМП-23 — боевая машина пехоты, вооружённая 23-мм автоматической пушки 2А14 и ПТРК 9К11 «Малютка». В конструкции ходовой части используются элементы МТ-ЛБ и 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика»
  • БМП-30 — боевая машина пехоты с установкой боевого отделения советской боевой машины пехоты БМП-2
  • БРМ «Сова» — боевая разведывательная машина. Имеет три варианта исполнения:«Сова-1» — с радиостанцией Р-130М и телескопической мачтой
  • «Сова-2» — с радиостанцией Р-143
  • «Сова-3» — с РЛС наземной разведки 1РЛ133 переносной станции наблюдения и разведки ПСНР-5 «Кредо»

КШМ-Р-81 «Дельфин» — командно-штабная машина

«Тунджа» — самоходный миномёт с установкой 120-мм миномёта М-120

«Тунджа-Сани» — самоходный миномёт с установкой 120-мм миномёта 2Б11

Р-80 — станция наземной артиллерийской разведки

Польские

  • TRI — инженерная разведывательная машина
  • ISM «Kroton» — миноукладчик на базе МТ-ЛБ производства «Huta Stalowa Wola S.A.»
  • WEM Lotos — бронированная медицинская машина
  • WPT Mors — машина технической помощи
  • R-137T — передвижная радиостанцияZWD-1 «Irys» — командный пункт автоматизированного комплекса «Irys».

WDSz — командно-штабная машина артиллерийского дивизиона

MT-LB-23M «Krak»зенитная самоходная установка, вооружённая 23-мм зенитными автоматами (в серийное производство не запущен).

«Przebiśnieg» — комплекс РЭБ, состоит из трёх машин:SZ — станция радиопомех;

SR — станция распознавания;

WD krel — командный пункт

«Opal-I» /«Opal-II» — модернизация МТ-ЛБ с изменением корпуса, водомётов, установкой нового двигателя SW680/167/1 и башенки с 12,7-мм зенитным пулемётом НСВТ (не пошёл в серию)

BWO-40 — боевая машина пехоты с 40-мм орудием Bofors, в начале 1990х годов построен один прототип

Украинские

  • ХТЗ-3Н — демилитаризованный МТ-ЛБ. Транспортная гусеничная снегоболотоходная машина, предназначенная для выполнения транспортных и других специальных работ в условиях бездорожья и в труднодоступных районах. Производитель — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе.
  • ТГМ-126 — транспортная гусеничная машина на шасси МТ-ЛБ. Производитель — Харьковский автомобильный ремонтный завод.
  • БМП «Тур» разрабатывается частной украинской

Особенности эксплуатации

Перед началом зимней эксплуатации необходимо слить все замерзающие жидкости, радиатор заправить антифризом. Проверить работоспособность предпускового отопителя, отвернуть болт крепления дренажной трубки и слить конденсат. При хранении транспортера на открытых площадках при температуре воздуха ниже -15°С рекомендуется снимать батареи на ночь. Для защиты платформы от снега использовать штатный брезентовый чехол.

При эксплуатации вездехода в условиях пустынь и степей необходимо регулярно проверять уровень электролита в батареях и доливать дистиллированную воду. После 20-30 часов работы дизеля (по счетчику) следует промывать фильтр и удалять скопившуюся грязь из бункера циклона. Если планируется ремонт агрегатов, связанный с разборкой узлов, то работы следует выполнять под защитным навесом, не допускающим попадания песка и пыли на сопрягаемые поверхности.

В горных условиях требуется заправить систему охлаждения антифризом, если в контуре используется вода, то она сливается на ночь. При обнаружении в радиаторе следов накипи следует промыть узел специальными реагентами, растворяющими отложение. Уровень электролита в аккумуляторах необходимо проверять через 3-4 дня эксплуатации, для доливки использовать дистиллированную воду. После преодоления загрязненных участков дороги следует очистить радиаторы от посторонних отложений, не допускается попадание воды в картеры бортовых передач вездехода.

Опыт боевого применения

В среде военных, имеющих косвенное представление об этой машине, бытует мнение о ней как о машине низкоскоростной, слабозащищённой, со слабой огневой мощью. Такой подход к МТ-ЛБ основан на сравнительном анализе этой боевой машины с БМП и БТР. Ошибочно негативная оценка МТ-ЛБ имеет корни в сравнении его характеристик как боевой машины пехоты

Не принимается во внимание тот факт, что МТ-ЛБ с одной стороны и БМП/БТР с другой стороны — это совершенно разные классы военной техники. В отличие от БМП, БТР, БМД, при проектировании МТ-ЛБ не ставилось задачи создать боевую машину поддержки пехоты. Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, тягач для буксирования артиллерийских орудий, шасси для монтирования различных устройств, а также — как санитарная машина

С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход, что повышает его проходимость, противопульную броню и пулемётное вооружение.

Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, тягач для буксирования артиллерийских орудий, шасси для монтирования различных устройств, а также — как санитарная машина. С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход, что повышает его проходимость, противопульную броню и пулемётное вооружение.

Тягач не предназначен для использования в наступательных целях. Пулемётное вооружение он имеет исключительно для собственной обороны. Опыт Афганской войны показал, что, помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ мог в случае необходимости эффективно защитить пулемётным огнём не только себя, но и орудийные расчёты, за которыми машина была закреплена как тягач.

Моторное отделение.

Этапы запуска производства ВМПГ

Предлагается выход на рынок ВМПГ в два этапа.

6.1. Первый, подготовительный этап.

6.1.1. Производство ВМПГ на первом этапе предлагается организовать в максимальной кооперации со сторонними организациями. При этом за собой оставить производство корпуса ВМПГ.

6.1.2. Максимально использовать ходовые части МТ-ЛБ, в том числе бывшие в употреблении и восстановленные.

6.1.3. Большие усилия направить на рекламу ВМПГ.

6.1.4. Другим активным направлением запуска производства ВМПГ должен быть поиск партнёров по территории России для организации сбыта и ремонту ВМПГ в перспективе.

6.2. Вторым этапом производства ВМ-ПГ, который наступит по нашему предположению через 12-18 месяцев, должно стать полноценное производство ВМПГ.

История и основное предназначение

Первая гусеничная модель была произведена на Харьковском машиностроительном заводе в 1964 году. Среди инженеров, а впоследствии и других жителей СССР, агрегат получил прозвище «Мотолыга». После провозглашения независимости, Россия начала самостоятельно выпускать модифицированные версии МТЛБ 2 и другие модели. На сегодняшний день бронетранспортёры активно изготавливаются в городе Муроме и на Иркутском заводе, занимающимся производством тяжёлой техники.


Вездеход предназначен как для военных операций, так и для гражданских потребностей

Основное предназначение вездехода заключается в перевозке военных приспособлений и транспортировке людей. В некоторых случаях гусеничный тягач также может использоваться как санитарная машина для устранения последствий стихийных и других бедствий.

Широкое применение автомобиль получил во время Афганской войны, когда советские солдаты вели боевые действия, а руководство СССР лично контролировало крупные поставки в горячие точки. Собственно, с этого момента начался новый этап развития МТЛБ, но уже в качестве военного танка. Увидев автомобиль в действии, многие нейтральные и дружественные страны, начали активно заказывать бронетранспортёры для собственных оборонительных целей.

Помимо варианта модификации с силовыми установками, вездеход МТЛБ часто эксплуатируется в сельскохозяйственном и гражданском секторах. После распада Советского Союза, техническая база осталась на территории современной Украины и стала основой для создания новой модели харьковского вездехода ХТЗ-3Н.

Дополнительно на танк можно крепить различное техническое оборудование благодаря уникальной конструкции шасси, а также использовать его для обслуживания транспортных магистралей. По сути, вездеход МТЛБ можно применять практически для любых целей, включая перевозку небольших грузов. Качественные технические характеристики машины позволяют свободно передвигаться при плохих погодных условиях и преодолевать различные препятствия.

Обязательно почитайте: Гусеничная платформа Метелица

Дева, Рак и другие знаки Зодиака

МТ-ЛБ стал базой для 122-мм гаубичной САУ «Гвоздика» и самоходки «Хоста», ЗРК «Стрела», самоходного ПТРК «Штурм-С» и 82-мм миномётов «Поднос» и «Василёк», а также массы разнообразных специальных машин. Однако зачастую из «мотолыги» стремятся сделать настоящую машину поля боя. Но обо всём по порядку.

Первые кастомизации «мотолыг» начали делать во время Афганской войны. Для оперативной переброски и манёвра огнём миномёты стали ставить на крышу тягача, используя при этом все доступные средства и материалы. На скорую руку ставили, например, автоматические миномёты «Василёк», пулемёты ДШК, НСВ, гранатомёты СПГ-9 и тому подобное. Зачем? Во-первых, штатного вооружения в виде пулемёта было мало. Да и угол возвышения ПКТ был маловат. Во-вторых, благодаря своим замечательным ходовым свойствам, «мотолыги» не застревали там, где пасовали БТР и БМП, и часто приходили на подмогу первыми даже в горах.

Уже в начале 2010-х была создана серийная версия с 82-мм миномётом с романтичным именем «Дева». Можно вести круговой обстрел прямо с машины или устанавливать миномёт на земле. В миномёты перелицевали 36 машин.

Да что там! Существовал даже проект четырёхствольного миномёта на «мотолыге».

Австрийский многоствольный миномёт NORICUM SM-4 на базе МТ-ЛБ

Подобные самоходные миномёты создавались и в странах Варшавского договора. Например, болгарский «Тунджа-Сани» с 82-мм и 120-мм миномётами.

Уже в постсоветской Польше разработали универсальный боевой модуль Rak со 120-мм миномётом в башне. Он может устанавливаться как на колёсное шасси БТР «Росомаха», так и на адаптированный МТ-ЛБ, коих в польской армии с советских времён в достатке.

Установка представляет собой вращающуюся башню с казнозарядным гладкоствольным 120-мм миномётом MAHSW, оснащённым автоматом заряжания с 20 минами в револьверных боеукладках.

В артиллерии продолжают свою службу и другие МТ-ЛБ, переделанные во вспомогательные машины модуля «Регина». Эти модули сопровождают новейшие 155-мм польские САУ «Краб»

Из интересного у поляков ещё и установщик минных полей Kroton, который, подобно сеятелю, раскидывает мины из специальных установок.

(Фото: Adrian Kot)

И зенитная самоходная установка Sopel со спаренными 23-мм пушками и парой ПЗРК Grom — и её дальнейшее развитие Stalagmit.

Интересно, что у минзага и ЗСУ была переделана и ходовая часть — добавился один каток, — а корпус удлинён почти на метр.

Преимущества:

  • Высокая проходимость;
  • Отличная маневренность;
  • Простота эксплуатации;
  • Низкая цена;

Вы можете купить МТЛБ — цена от . Вы также можете купить вездеход МТЛБ в наличии и на заказ, как новый, так и с консервации.

Цена МТЛБ с консервации зависит от года выпуска и общего состояния вездехода. Купить МТЛБ с консервации можно от 1 390 000 руб. Цена на МТ-ЛБ с консервации в полной комплектации и рабочем состоянии — от 1 550 000 руб. Цена сильно зависит от наличия навесного и дополнительного оборудования.

Вездеход МТЛБ обладает выдающимися техническими характеристиками и высокой проходимостью. Ходовые качества МТ-ЛБ позволяют использовать вездеход на всей территории России, в условиях крайнего севера и в суровом климате Сибири.

Вездеход МТЛБ комплектуется четырехтактным дизельным двигателем V8 ЯМЗ 238-В c рабочим объемом 14,86 л, непосредственным впрыском топлива, жидкостным охлаждением.

Модификации МТЛБ

Отличные технические характеристики, простота эксплуатации и ремонта, высокая проходимость сделали этот вездеход очень популярным в России и далеко за ее пределами. Неудивительно, что МТЛБ – настоящий чемпион по количеству модернизаций. Значительным является и число специальных машин, созданных на его базе. Этот тягач используют не только военные, он очень востребован геологами, охотниками, специалистами спасательных служб. Ниже перечислены некоторые наиболее удачные модификации МТЛБ, разработанные в разных странах:

  • МТЛБ-В. Эта модификация машины обладает большей проходимостью по сравнению с базовой. Она имеет более широкие гусеницы и меньшее давление на грунт.
  • МТЛБ-ВН и МТЛБ-ВНС «Алтай» — тягачи, адаптированные для нужд народного хозяйства.
  • МТЛБ-ВМ. Модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом НСВТ.
  • МТЛБ-ВМ1К. Модификация, созданная для работы в условиях высокогорья. Она оснащена более мощным дизелем ЯМЗ-238БЛ-1.
  • МТЛБ-М1А7. Модификация вездехода с башней БТР-80. Она может быть оснащена пулеметами ПКТМ (7,62 мм), «Корд» (12,7 мм) или автоматическим гранатометом. Также на башне могут быть установлены мортиры для отстрела дымовых гранат.
  • Несколько модификаций МТЛБ созданы инженерами российской компании ОАО «Муромтепловоз». Их основным отличием являются боевые модули, установленные на вездеход. МТЛБ-ЛПТ – это пожарный трактор, созданный на «Муромтепловозе».
  • МТЛБМ2. Модификация вездехода, изготовленная конструкторами «Курганмашзавода». От базовой модели она отличается новым двигателем и трансмиссией.
  • МТЛБ-Р6. Модификация тягача, созданная на Харьковском тракторном заводе. Установлен более современный дизельный двигатель, новая башня с 30-мм пушкой, 7,62-мм пулеметом и системой постановки дымовых завес «Туча». Улучшена защищенность экипажа.
  • МТЛБ-Р7. Это еще одна украинская модификация бронетранспортера с боевым модулем «Штурм». В его состав входит 30-мм пушка, 7,62-мм пулемет, два ПТРК, автоматический гранатомет, дымовые гранаты.
  • MT-LB. Польская модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом ДШКМ.
  • «Айбат» — самоходный миномет на базе МТЛБ, созданный для ВС Казахстана израильской фирмой «Солтам».
  • MTLB-AM. Азербайджанская модификация машины, кроме стандартного 7,62 мм пулемета, вооружена еще 57-мм пусковой установкой с 15-ю НАР серии С-5 и автоматическим гранатометом.

Описание конструкции

Экипаж должен был располагаться в передней части корпуса, находящийся в отделении управления. За ним по левому борту был установлен двигатель. В кормовом пространстве было оборудовано отделение транспортно-десантного типа, в котором могли спокойно находиться до 11 мотострелков с оружием. Высадка и посадка десантников проводилась через две двери и/или два люка, расположенных сверху. Впереди корпуса с правой его части находился пулемёт калибра 7,62 мм в башенке с ручным управлением, которая могла вращаться.

Ходовая часть подразумевала наличие торсионной подвески, а по бортам – шесть катков для опоры, аналогичных для танков ПТ-76 и БТР-50, ведущему ленивцу (сзади) и колесу (спереди). Гусеница имела стандартный размер 350 мм, но в боевых действиях на заснеженной дороге или очень мягкой земле для понижения удельного давления и увеличения проходимости были смонтированы гусеницы, имеющие широки траки (565 мм). В Заполярье СССР МТ-ЛБ играл роль БМП. Большинство деталей шасси МТ-ЛБ стали единственными для специальных бронированных видов техники.

Такая техника представляет собой плавающую машину, способная достигать скорость на водной глади до 6 км/ч. Подобная быстрота обеспечивалась за счёт вращения лент гусеницы. В стандартный вид комплектации также входила система защиты от ОМП и приборы ночного видения. Шасси имело командирскую МТ-ЛБУ, МТ-СОН с РЛС стреляющей засечки артиллерии, инженерную систему с бульдозерным отвалом и передвижной технической мастерской МТЛ-ЛБ, а также зенитно-ракетный комплекс «Стрела-10», имеющую четыре ПУ ЗУР. Инженерная система могла быть использована в качестве БРЭМ – передняя часть корпуса включала в себя А-образную стрелу крана, лебёдку и прочее специальное оборудование. На шасси МТ-ЛБ была закреплена 122-миллиметровая гаубица 2С1 под названием «Гвоздика». Она была принята на вооружение в конце 70-х годов прошлого века вооруженными силами СССР. Техника до сих пор служит верой и правдой не только в странах СНГ, но и в других республиках мирового пространства.

Стандартное оборудование имеет башенную установку с пулемётом калибра 7,62-мм, систему защиты от ОМП и приборов, помогающих видеть ночью. Для операций в глубоких сугробах или на земле с большим количеством болот могут быть установлены расширенные гусеницы для большей проходимости и меньшего удельного давления на грунт. МТ-ЛБ производилась по соответствующей лицензии на территории Болгарии и Польши.

Операторы

Современные

  • Азербайджан Азербайджан — 336 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
  • Ангола Ангола — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2020 год
  • Армения Армения — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
  • Бангладеш Бангладеш — 134 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
  • Белоруссия Белоруссия: Сухопутные войска Республики Беларусь — 50 МТ-ЛБ, по состоянию на 2020 год
  • Войска коллективной обороны — 20 единиц МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год

Болгария Болгария — 100 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
Грузия Грузия — 66 МТ-ЛБ, по состоянию на 2020 год
Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго — 6 единиц, по состоянию на 2020 год
Ирак Ирак — около 400 МТ-ЛБ, по состоянию на 2020 год
Иракский Курдистан Иракский Курдистан — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2020 год
Исламское государство Исламское государство и Боко Харам — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2020 год
Казахстан Казахстан — 150 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
Литва Литва — 8 МТ-ЛБ, по состоянию на 2020 год
Македония Македония — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
Молдавия Молдавия — 60 единиц МТ-ЛБ и его модификаций, по состоянию на 2020 год
Мьянма Мьянма — 26 МТ-ЛБМШ, по состоянию на 2016 год
Нигерия Нигерия — 67 МТ-ЛБ, по состоянию на 2020 год
Польша Польша — 15 МТ-ЛБ, по состоянию на 2020 год
Россия Россия:

  • Сухопутные войска Российской Федерации — 5500 МТ-ЛБ, из них 2000 на хранении, по состоянию на 2020 год

Морская пехота России — 300 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
Украина Украина — >2000, по состоянию на 2020 год
Уругвай Уругвай — 3 МТ-ЛБ (используются под обозначением М-93), по состоянию на 2020 год
Финляндия Финляндия — 102 МТ-ЛБВ, по состоянию на 2016 год
Эритрея Эритрея — 10 МТ-ЛБ, оценивающихся как небоеспособные, по состоянию на 2020 год

Бывшие

  • Венгрия Венгрия
  • ГДР ГДР
  • Германия Германия
  • США США — 17 единиц МТ-ЛБ поставлены из ФРГ в 1991 году. Не стоят на вооружении
  • Чехословакия Чехословакия
  • Швеция Швеция — 137 Pbv.401A, из них 56 Pbv.4020 по состоянию на 2010 год

История создания МТЛБ

В середине 60-х годов руководство советских вооруженных сил решило заменить устаревшие артиллерийские тягачи АТ-П. Чтобы сэкономить средства, было решено не разрабатывать новую машину с нуля, а приспособить для армейских нужд технику, которая уже выпускается серийно. По своим техническим характеристикам на роль вездехода для армии лучше всего подходил транспортер МТ-Л. Для него нужно было просто изготовить бронированный корпус, при этом большинство механизмов и узлов остались прежними.

Созданием МТЛБ занималось конструкторское бюро Харьковского тракторного завода, работы начались в 1964 году, а уже через два года машина пошла в серию.

Корпус МТЛБ сварен из стальных плит, имеющих небольшую толщину. Такая броня может эффективно защищать только от стрелкового оружия. Однако за счет этого удалось сохранить сравнительно небольшую массу машины – всего 9,7 тонны. Благодаря скромному весу у конструкторов не возникло особых проблем с обеспечением плавучести машины. Гусеницы МТЛБ имеют низкое удельное давление на грунт, что является залогом высокой проходимости.

Корпус вездехода состоит из нескольких отделений: моторное, трансмиссионное, управления, транспортно-грузовое. Внутреннее пространство весьма обширно и удобно для экипажа и пассажиров.

Отделение трансмиссии находится в передней части тягача. В нем расположена коробка передач и механизм поворота.

За трансмиссионным отделением, отделенным броневой перегородкой, находится отсек управления. В нем расположены места механика-водителя и командира машины. Обзор обеспечивают лобовые стекла с защитными крышками. В передней части корпуса (справа) установлена башенка с 7,62-мм пулеметом, которую обслуживает командир машины.

За отделением управления находится моторное отделение. Оно занимает среднюю часть корпуса вездехода. Здесь расположен двигатель и главный фрикцион.

В кормовой части МТЛБ находится транспортно-грузовой отсек, предназначенный для транспортировки грузов или десанта. Для выхода и входа используются кормовые двери и люки в крыше корпуса.

Вездеход оснащен дизельным двигателем ЯМЗ-238В с восемью цилиндрами и мощностью 240 л. с., что позволяет машине развивать на шоссе скорость до 61,5 км/ч.

Опорные катки МТЛБ имеют воздушную камеру, что облегчает передвижение по воде. Гусеницы МТЛБ обеспечивают низкое удельное давление на грунт – 0,45 кг/см².

Подвеска вездехода – независимая торсионная.

МТЛБ может плавать. Передвижение на воде осуществляется за счет перемотки гусениц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector