Испытано в ссср. сверхтяжёлый танк pz.kpfw. maus

General info

Survivability and armour

Smoke grenades
Creation of a smoke screen in front of the vehicle

Armourfront / side / back

Hull180 / 180 / 80

Turret232 / 205 / 200

Crew6 people

Visibility272 %

Armour type:

  • Rolled homogeneous armour
  • Cast homogeneous armour (Gun mantlet)
Armour Front Sides Rear Roof
Hull 200 mm (55°) Front glacis 200 mm (35°) Lower glacis 180 mm Top 100 mm Bottom 300 mm Weld joints 150 mm (36°) Top 150 mm (31°) Bottom 50 mm General area 100 mm Front roof
Turret 232 mm (3-53°)Turret front 240 mm Gun mantlet 205 mm (30°) 200 mm (15°) 60 mm

Notes:

  • Armour on the Maus is quite complex, and definitely does not end with the above-mentioned values
    • Gun mantlet is 240 mm thick and nicely rounded, right around both guns the armour is 300 mm thick
    • Tracks at the front are protected by 100+60 mm plates (100mm basic plate + attached tracks)
    • Behind the frontal upper plate on deck armour, there are many 60mm highly sloped plates of armour, protecting the engine vents and turret ring from HEAT/HE shells and some small-calibre fire
    • Frontal part of the belly is also 100 mm thick (Would be probably good against mines/other explosives), the rest is 50mm
    • Deck armour in front of these plates is also strengthened to an impressive 100 mm
    • Side armour is split to two parts, top with 180 mm and bottom with 100 mm + tracks
    • Even inside the tank there is armour — there are many 20 mm plates inside the tank, separating crew compartments from various modules, and partially protecting the interior from shrapnel that penetrated the tank from other areas
      • One plate is at the rear of the tank, between the enormous transmission and the fighting compartment
      • Second one is more to the front, separating fighting compartment from the middle-mounted Engine and its radiators
      • Third is in the front between the driver’s compartment and the Engine
      • Around the driver there are many more 20 mm plates, adding some protection to Fuel Tanks located there

Mobility

Reverse gearbox
Forward and backward movement is possible at the same maximum speed

Speedforward / back

AB22 / 22 km/h

RB and SB21 / 21 km/h

Number of gears8 forward

8 back

Weight188.0 t

Engine power

AB2 290 hp

RB and SB1 200 hp

Power-to-weight ratio

AB12.2 hp/t

RB and SB6.4 hp/t

Game Mode Max Speed (km/h) Weight (tons) Engine power (horsepower) Power-to-weight ratio (hp/ton)
Forward Reverse Stock Upgraded Stock Upgraded
Arcade 22 22 188 1,549 2290 8.24 12.18
Realistic 21 21 1,061 1200 5.64 6.38

Modifications and economy

Repair costBasic → Reference

AB14 000 → 18 171

RB11 000 → 14 277

SB26 000 → 33 747

Total cost of modifications130 500

210 500

Talisman cost2 300

Crew training120 000

Experts420 000

Aces1 400

Research Aces830 000

Reward for battleAB / RB / SB

90 / 160 / 140 %

208 / 208 / 208 %

Modifications

Mobility Protection Firepower

Tracks

Research:
5 400

Cost:
8 600

170

Suspension

Research:
6 100

Cost:
9 700

190

Brake System

Research:
6 100

Cost:
9 700

190

Filters

Research:
11 000

Cost:
17 000

350

Transmission

Research:
11 000

Cost:
17 000

350

Engine

Research:
11 000

Cost:
17 000

350

Parts

Research:
3 500

Cost:
8 600

170

FPE

Research:
4 000

Cost:
9 700

190

Crew Replenishment

Research:
11 000

Cost:
17 000

350

Horizontal Drive

Research:
5 400

Cost:
8 600

170

128mm_ger_APCBC_ammo_pack

Research:
5 400

Cost:
8 600

170

75mm_ger_Smoke_ammo_pack

Research:
5 400

Cost:
8 600

170

Adjustment of Fire

Research:
6 100

Cost:
9 700

190

75mm_ger_kwk44_Hl_C_HEAT_ammo_pack

Research:
6 100

Cost:
9 700

190

Elevation Mechanism

Research:
11 000

Cost:
17 000

350

128mm_ger_TS_ammo_pack

Research:
11 000

Cost:
17 000

350

Smoke grenade

Research:
11 000

Cost:
17 000

350

Мог ли «Маус» воевать?

Разумеется, огромная броня давала «Маусу» существенное преимущество перед другими танками. Его никто не мог пробить, в то время как орудие «Мауса» без труда должно было крушить советские «тридцатьчетвёрки» и КВ. но низкая подвижность делала его прекрасной мишенью для артиллерии

Реальную помощь «Маус» мог оказать, прикрывая огнём наступающие войска и отвлекая внимание противника

Мощь этих танков не могла изменить судьбу Третьего Рейха, но «Маус» мог ненадолго отсрочить поражение в войне. Танк собирались перебросить на фронт, но советское наступление заставило немецкое командование взорвать оба экземпляра и бежать. «Маус» помог советским инженерам разработать более совершенные танки, способные намного лучше противостоять противнику. На этом его роль в мировой истории заканчивается.

Статью прочитали
1 304

Окраска и опознавательные знаки

Опытный образец танка Тип 205/1 “Маус” был сначала выкрашен однотонно в серый цвет Panzer Grau RAL 7027. Такая окраска была использована во время пребывания танка на фирме Алькетт и перевозки по железной дороге в Бёблинген. В Беблингене прототип был перекрашен сначала в один цвет краской Wehrmacht Olive стандартный тип окраски немецких танков в тот период, а к моменту установки башни на танке 205/1 был использован трехцветный камуфляж.

Анализ имеющихся фотографий позволяет заключить, что в конце 1944 года прототип 205/1 был вновь перекрашен.

Опытный образец 205/2 поначалу тоже был серого цвета, потом был использован стандартный камуфляж. На борту танка был нарисован перевернутый серп и молот, символизирующий, что “Маус” – трофейный танк, а не собственная разработка.

Фотографии взорванного (поврежденного) в Кумерсдорфе танка свидетельствуют, что прототип 205/1 был в очередной раз перекрашен в 1945 году или … что это снимки нового танка 205/3.

Изнутри “Маус” был выкрашен светло-кремовой краской. На танках типа “Маус” не было никаких опознавательных знаков и тактических номеров.

История, которая не началась

В конце лета 1943 года началась сборка предсерийного образца, а уже в январе стартовали полигонные тесты, выявившие проблемы с ходовой частью. Это и стало приговором «Мышонку» — на устранение требовался самый дефицитный в Третьем Рейхе ресурс – время, а его как мы знаем было ничтожно мало.

Впрочем, необходимость использования других тоже сказала своё решающее слово, когда стало ясно, что их недостаток всё равно не позволит поставить новый танк на конвейер, Гитлер распорядился приостановить все работы по его созданию.

Немецкий танк «Маус» Танковый музей в Кубинке

Оценивая «панцер» в целом должен отметить, что у немцев получилась весьма добротная машина с хорошими возможностями и немаленьким потенциалом для модернизации. Разумеется, не лишённая определённых недостатков, при этом, однако, вполне устранимых в ходе дальнейшего развития танка.

Пожалуй, нам приходится неслабо порадоваться тому, что, «сумрачный тевтонский гений» не смог довести дело до конца. Что касается созданных прототипов, то при подходе частей РККА к Куммерсдорфу их постарались уничтожить, тем не менее, советские танкостроители смогли потом собрать из того, что от них осталось рабочий образец, который в начале 50-х тестировался на полигоне в Кубинке, где его можно увидеть и сейчас.

Башня

Прежде всего Maus — танк, известный своей броней огромной толщины. Его башня, также сваренная из катаных листов, имела слой лобовой брони толщиной 200 мм. Наклоненные под углом в 30° боковые плиты и кормовая часть (угол наклона — 15°) имели броню еще большей толщины — 210 мм.

В обычном состоянии вращение башни осуществлялось при помощи 3 парных роликовых подшипников, при этом был предусмотрен дополнительный механизм смещения, который позволял опустить башню прямо на корпус. Применялась такая функция для обеспечения герметичности башни, и корпус становился полностью водонепроницаемым.

В кормовой части башни танка имелся загрузочный люк для боеприпасов, а на специальном вращающемся полике размещались стеллажи для снарядов. Крыша оборудована двумя люками и воздушными фильтрами Ø180 мм, оснащенными электроприводами. Кроме этого, там располагались пусковые установки для дымовых гранат, прицел, дальномер и наблюдательные перископы. Дополнительно крышка люка была оснащена бойницей для применения стрелкового оружия.

Гигантомания Фюрера как креативный фактор

Думаю, ни для кого не является секретом, что Гитлер подобно другим великим диктаторам был не чужд гигантомании – речь здесь идёт не только о циклопических строениях будущего Берлина или о колоссальных гражданских машинах a-la дирижабль «Гинденбург», но и о военной технике.

Желание получить кроме прочего танк, какого не было бы ни у кого, заставило его инспирировать работы по созданию тяжёлых панцеров. В 1942 году в серийное производство пошёл вооружённый 88-миллиметровой зениткой «Тигр» — казалось бы, фюрер должен был быть удовлетворён? Не тут-то было: аппетит, как вы знаете, приходит во время еды – 8 июля того же года он на совещании ведущих конструкторов Панцерваффе высказал пожелание увидеть проект сверхтяжёлого танка уже через год.

Варианты  – а как же без этого?

Разумеется, было предложено несколько вариантов «игрушки» для фюрера, это были: «Bar» так и не вышедший из стадии проектирования; E-100 «Tiger-Maus», создание которого прервалось в период сборки шасси прототипа – впоследствии машину вывезли для изучения в Великобританию и сам «Maus», который «дожил» до полигонных испытаний. Это и определяет «танковый» интерес к последнему весьма оригинальному «панцеру».

Всем миром, то есть всем Рейхом…

Хотя создание новой машины Гитлер планировал возложить на своего фаворита Порше, тот, убоявшись ответственности за реализацию сверхсложного проекта, настоял на том, чтобы ему было поручено только проектирование. Поэтому башня и корпус легли на плечи крупповских конструкторов, за двигатель отвечали фирмачи «DB», «Simens» разработала трансмиссию, а чешская «Schkoda» — ходовую часть.

Оригинальность «Мауса» заключалась не только в том, что «панцер» получил заднюю центровку: в качестве вооружения была принята артсистема состоящая из 128- и 75-миллиметрового орудия. Разумеется, 5-дюймовый ствол предусматривал раздельное заряжение, поэтому его должны были обслуживать очень крепкие физически артиллеристы.

Вы будете удивлены, но проект не предполагал установки пулемётов, что стало предметом острой полемики – особенно интенсивно критиковал сей нюанс Гудериан, аргументировано декларируя, что это определит низкие противопехотные возможности машины.

Танк имел следующие характеристики:

  • Габариты — 10,2 (с орудием)/3,63/3,71 м
  • Масса — 189 т.
  • Бронирование: вертикальное — 105-200 мм, при углам наклона бронелистов до 55°, горизонтальное: 55-105 мм.
  • Двигатель — 1×МВ 509, 1080 л. с.
  • Скорость — 20 км/ч.
  • Запас хода — до 190 км.
  • Вооружение — 1×KwK-44 L/55, 128 мм; 1×KwK-40, 75 мм; 1×MG-42 (зенитный), 7,92 мм, рассматривались варианты установки 6-дюймового основного орудия и огнемёта.
  • Экипаж — до 6 человек.

Как разрабатывали танк

«Маус» («мышь», Panzerkampfwagen VIII «Maus» и Porsche Typ 205) – сверхтяжёлый танк, спроектированный под руководством Фердинанда Порше. Немцы испытывали особую любовь к тяжелой бронетехнике, что было очевидно еще в годы Первой мировой войны. В этот раз немецкие инженеры претендовали на создание стойкой в отношении артиллерии противника боевой машины. Предполагалось, что вес «мыши» составит свыше 100 тонн, а бронирование достигнет значения в 220 мм. Разработали несколько проектов, в соответствии с которыми танк должен был получить пушку от 128 до 170 мм калибра. Кроме того, рассчитывали дооснастить машину 20-мм или 37-мм пушкой для стрельбы по низколетящим воздушным целям.

Желание разработать танк «против всех и всего» привело к быстрорастущей массе танка. Сначала вес «мыши» составил 120 тонн, а спустя несколько доработок все 150 тонн. В годовщину разработки проекта Porsche 205 вес боевой машины составил уже 180 тонн. В заключении добавили еще 8 тонн – уже казалось не столь критично. На бумаге проект смотрелся круто, было бы грех не воплотить его в реальность. Планировалось произвести порядка 140 «мышей», но планы немцев были довольно быстро нарушены. Производство планировалось на заводе Эссен, и в один прекрасный день он подвергся бомбардировке. В результате атаки разрушили всё производство, а уже в 1944 году вовсе отказались от затеи изготавливать сверхтяжелый танк. Впрочем, удалось собрать один полноценный экземпляр и один с макетом от башни. Однако в дальнейшем планировалось использовать разработанные ранее шасси и башню.

Spring 1944

Having considered that several vehicles were already in various stages of completion, Krupp had a lot of time, money, and material invested in the Maus project, as did Dr. Porsche, the designer. However, it was not until March 1944 that Hitler would intervene. That month saw Hitler demand an update from Wa Pruef 6 as to the status of the Maus program and demanded that the Maus which had been completed to undergo testing and further development. At this time, the Maus was still mounting a test-weight ‘turret’ known as the Einsatzgewicht to load the hull as if a turret was mounted. The second hull arrived at Böblingen around this time too and mounted the newly produced turret.

Following Hitler’s demands, an assessment at Krupp was clear that production could, in fact, restart and that hulls 3 to 7 had been welded up and were sat in the armor workshop. Post-war evidence also suggests that all of these hulls also had Maus-turm turrets welded-up ready for them, as these four hulls and turrets were found by Allied forces after the capture of Krupp’s factory and testing ground in 1945.

Maus II, therefore, was not a recycling of one of the original Maus-turms, but a new turret and this was mentioned by Porsche when he requested a ‘Maus-II turm’ from Krupp. At this time, the Maus II-turm did not exist outside of some sketches of the initial design, as a contract for the production of a 1:5 scale Maus model with Maus-II turm was not issued until 8th April 1944. This contract is important, as it was exactly a week after the assessment of resuming production at Krupp was delivered. That assessment had shown that a resumption of Maus production at Krupp would need an additional 200 workers per month and could deliver vehicles at a rate of just 2 per month, just a fifth of the 10 per month which had originally been suggested. This production though would be starting from hull number 8 (for which armor had been cut) onwards.

Танковая булимия

Столкнувшись с русскими танками КВ — толстобронными здоровяками, вооружёнными орудиями калибром вплоть до 152 мм, — немцы, видимо, твёрдо решили уже ничему не удивляться. Поэтому сообщения разведки, согласно которым РККА должна был обзавестись танками ещётяжелее», восприняли с полной серьёзностью — и решили действовать на опережение.

В марте 1942 года на фирмыКрупп» иПорше» свалился не совсем обычный заказ.Порше» должен был создать шасси для новогоубертанка», аКрупп» — разработать и изготовить башни для будущих монстров. Масса ещё не рождённого детища должна была достичь сотни тонн.

Если сравнивать с тем же КВ или ИС-2, то много. Но для здоровенной дуры этого, конечно, не хватало. Тем более вооружать танк планировали под стать защите — как минимум 128-мм орудием на базе большой зенитки. Хотя могли и 150-мм или 170-мм поставить — по крайней мере подумывали на каких-то стадиях.

Видимо, немцы что-то подозревали о ещё не созданном в закромах враждебной АнглииВархаммере». Только так можно обосновать факт, что в разные моменты проектирования они подумывали добавить в танк ещё и 20-мм(а то и 37-мм!) автопушку для стрельбы по самолётам — и огнемёты, расположенные, что характерно, сзади.

ПрототипМауса»

Несмотря на то, что от большей части этой дури отказались, масса проектируемогоМауса» уверенно росла. К маю 1942 года она увеличилась до 120 тонн. Чем больше проходило времени, тем яснее становилось, что конструкторы не смогут впихнуть задуманную машину в заданные рамки. Осеньюбумажный» танк перевалил за полторы сотни тонн, а весной 1943 года дорос до почти 180. А изготовленный прототип в итоге весил все 188 тонн!

Prototypes

V1

Maus V1 protoype

The first, turret-less prototype (V1) was assembled by Alkett in December 1943. Tests began the same month, complete with a dummy turret of the same weight as the real one. The principal problem with the Maus that were discovered in this test was its power-to-weight ratio. No existing engine was powerful enough to drive it at speeds anywhere near the 20 km/h demanded by the design specifications. The modified gasoline-fueled Daimler-Benz MB 509 engine used in the prototype was only able to propel it at 13 km/h, and only under perfect conditions. The suspension used by the Maus also had to be adjusted to enable it to bear the tank’s weight. Another issue found was that the Maus was simply too heavy to cross bridges. As a result, an alternative system was developed, where the Maus would instead ford the rivers it needed to cross. Due to its size, it could ford relatively deep streams, but for yet deeper ones it had to submerge and drive on the bottom of the river. The solution required tanks to be paired up: a stationary Maus would supply electrical power to the crossing vehicle over a cable until it reached the other side. The crew would receive air through a large snorkel, long enough for the tank to submerge up to 13 meters.

V2

Second prototype assembly

In March 1944, the second prototype, the V2, was delivered. It differed in many details from the V1 prototype. In mid-1944, the V2 prototype was fitted with a powerplant and the first manufactured Maus turret. This turret was fitted with a 128 mm KwK 44 L/55 gun, with coaxial 75 mm KwK 44 L/36.5 gun and a 7.92 mm MG34 for anti-aircraft armament. The V1 prototype was supposed to be fitted with the second manufactured turret, but this never happened. By July 1944, Krupp was in the process of manufacturing four more Maus hulls, but they were ordered to halt production and scrap these. Krupp ceased all work on it in August 1944. Meanwhile, the V2 prototype entered tests in September 1944, fitted with a Daimler-Benz MB 517 diesel engine, new electric steering system, and a Skoda Works-designed running gear and tracks. A special railroad car was made to transport the Maus prototypes. An anti-aircraft version of the Maus — the Flakzwilling 8.8 cm Auf Maus with two 88-mm guns in a special turret was being designed, but the project never left the blueprint stage.

Development history

Remotely controlled demo model presented to Adolf Hitler and his staff in 1943.

The basic design known as the VK 100.01/Porsche Type 205 was presented to Adolf Hitler by Ferdinand Porsche in June 1942 and was subsequently approved. The design up to then had been the culmination of work done by Porsche, who had won the contract for the heavy tank that March. Work on the design began in earnest; the first prototype, to be ready in 1943, was initially christened Mammut (Mammoth). This was reportedly changed to Mäuschen (Little Mouse) in December 1942, and finally, to Maus (Mouse) in February 1943, which became the most common name for this tank. Its ordnance inventory designation was SdKfz 205.

From the very beginning Maus was designed to use the «electric transmission» design which Ferdinand Porsche had used in his unsuccessful attempt to win the production contract for the Tiger. The initial prototypes used a gasoline engine (the later ones were to use a diesel engine) that powered a massive electrical generator; together, they occupied the entire central rear two-thirds of the Maus’ hull, thus disallowing direct access from forward driver’s compartment in the hull to the turret. Each meter-wide track, which used the same basic «contact shoe» and «connector link» design format as the Henschel-built King Tiger, had its own electric motor mounted in the rear of the hull; the tracks had no mechanical connection to the internal combustion engine that powered the Maus. Due to the uniquely wide tracks used (1100 mm each), there was a narrow lengthwise «tunnel» inside the hull under and to the rear of the turret to house the engine and generator of the tank’s power-train.

The amount of armor was substantial: the hull front was 220 mm thick; the sides and rear of the hull up to 190 mm. The turret armor was even thicker: up to 240 mm in the front and 220 mm on the sides and rear. The mantlet was 250 mm thick; combined with the turret armor behind it, the protection of that area was even greater.

The initial plan for the Maus called for the completion of the prototype by the summer of 1943, with monthly production scheduled to run at five vehicles per month once the prototype has been delivered. The work on the Maus would be divided between Krupp, responsible for the chassis, armament and turret, and Alkett, who would perform the final assembly.

The Maus tank was originally designed to weigh approximately 100 tons and be armed with a 128 mm main gun and a 75 mm co-axial secondary gun. Additional armament options were researched into, including various versions of 150 mm and 128 mm guns. In January 1943, Hitler himself insisted that the armament should consist of a 128 mm main gun with a coaxial 75 mm gun.

Early Maus prototype with dummy concrete turret

In his book Panzer Leader, Heinz Guderian writes: «On May 1, a wooden model of the Maus, a tank project of Porsche and Krupp, was shown to Hitler. It was intended to be equipped with a 150 mm gun. The total weight of the tank was supposed to reach 175 tons. It should be considered that after the design changes according to Hitler’s instructions, the tank’s weight would approach 200 tons. The model didn’t have a single machine gun for close combat, and for this reason I had to reject it. It had the same design flaw that made the Ferdinand unsuitable for close combat. In the end, the tank will inevitably have to wage close-combat since it operates in cooperation with the infantry. An intense debate started, and except for me, all of the present found the «Maus» magnificent. It was promising to be exactly that, a «giant»».

Development work on the Maus continued, but in October 1943, Hitler cancelled the order, which was followed in November by the order to cease development of the Maus altogether, but to continue the construction of the prototypes.

Ездит, стреляет, воюет

Как бы там ни было, но «Маус» уже не являлся еле «ползущим» танком времен Первой мировой войны. К этому времени технологии шагнули вперед, поэтому немецким инженерам удалось сконструировать пусть и сверхтяжелую, но как для своего веса маневренную и поворотливую боевую машину. Проект навсегда остался в заводских испытаниях, поскольку сверхтяжелая «мышь» за годы войны так и не появилась на поле боя. Когда советская армия подступала к немецким рубежам, было принято уничтожить все проектные разработки и опытный экземпляр. Эвакуировать его не было возможности, а оставить противнику тоже было непозволительно. Полноценный танк и экземпляр до конца недоработанный подорвали. Но полностью разрушили только один.

Русские, впечатлённые размерами это громадины, решили эвакуировать её в Союз. Один танк восстановили, но внутренностей у него уже не было. То есть на ходу «Маус» не испытывали, его установили в одном из подмосковных музеев. Были идеи восстановить подвижность танка, но осознав весь масштаб предстоящих работ, от затеи довольно быстро отказались. Здесь стоит подчеркнуть, что громоздкий танк не был обычной немецкой «игрушкой». В жизнеспособном состоянии он умел ездить, стрелять и мог вести полноценный бой. Его огромная масса, способная обрушить чуть ли не любой мост, особо не волновала немцев. Но догадываясь о проблеме, машину оснастили системой подводного вождения, чтобы «мышь» могла преодолеть водную преграду хотя бы по дну.

Вооружение супертанка Maus

Такое внушительное транспортное средство нуждалось в таком же внушительном оружии. Основное вооружение Мауса состояло из танковой пушки KwK 44 L/55 128 мм (5 дюймов) – той же, что и у Panzerjäger Tiger Ausf, более известного как Ягдтигр. Он стрелял раздельными боеприпасами состоящими из 2-х частей (снаряд, затем топливо). Его основной противотанковый снаряд – PzGr.43 APCBC-HE (фугасный бронебойный снаряд с бронебойным баллистическим наконечником). Пушка приводила в движение эти огромные 28-килограммовые снаряды с начальной скоростью 950 м/с. Они могли пробить 200 мм (7,9 дюйма) брони с уклоном 30 градусов на 1000 метров и 148 мм (5,8 дюйма) на расстоянии 2000 мм (2200 ярдов).

Маус также обошелся без обычного спаренного пулемета, который заменили спаренным 75 мм (2,95 дюйма) KwK 44 L/36,5. Изначально он предназначался для довоенного оружия L24. Однако дуло пришлось расширить до 36 калибра, чтобы избежать попадания газов-вытеснителей в систему вентиляции двигателя.

1 мая 1943 года Гитлеру и его команде был представлен деревянный макет. Немецкий диктатор не был впечатлен 128-мм пушкой (5 дюймов) и заказал вместо этого 150-мм (5,9 дюйма). Тем не менее, первый заказ на 150 машин был дан для версии с 128 мм (5 дюймов). Производство было запланировано на начало осени 1943 года, изготовлением деталей занимался Krupp, а окончательной сборкой – Alkett. Предполагаемый конечный вес составлял около 188 тонн, но Гитлер настаивал на том, что он был 200 тонн. Отсутствие пулемета для непосредственной обороны заставило Гудериана (Генерал-полковник бронетанковых войск) отказаться от танка, поскольку он не был истребителем танков, и ему пришлось бы сражаться при непосредственной поддержке пехоты.

Однако из-за изменений в войне Гитлер внезапно отменил производственный заказ в октябре 1943 года, а сам проект – в ноябре. Несмотря на неудачу, Порше изо всех сил пытался подготовить первый прототип в декабре в Alkett. Испытания начались немедленно. В июне 1944 года настоящая башня была готова и смонтирована на корпусе.

По ходу испытаний стали очевидными две основные проблемы. Первая – отношение мощности к весу было настолько плохим, что не удалось достигнуть максимальной скорости 20 км/ч (12 миль/ч). В идеальных условиях Maus едва достигал 13 км/ч (8 миль/ч). Также пришлось обновить подвеску. Другая серьезная проблема носила тактический характер. Пересечь любой мост было невозможно, поэтому планировалось, чтобы танки работали парами; один из них пересекал водоем вплавь с помощью электрической энергии, которая поставлялась от второго танка через кабель, а воздух подавался через длинную дыхательную трубку.

Второй прототип, Panzerkampfwagen VIII Maus V2, был готов в марте 1944 года и также начал испытания. Позже он был оснащен первой башней Krupp, запланированным вооружением, включая пулемет MG 34 для противовоздушной обороны и, позднее, дизельным двигателем Daimler-Benz MB 517 (в сентябре), новой электростанцией, гусеницами Skoda и подвеской. Однако, как только Krupp начал строительство еще четырех корпусов, пришла отмена заказа в августе.

Фактически, оба прототипа были испытаны до их захвата советскими войсками в Куммерсдорфе, недалеко от Бёблингена, вблизи брошенных артиллерийских батарей. Говорили об обстреле прототипа наступающими силами, но это оказалось ложью.

Вскоре после этого советское командование приказало установить башню V2 на V1, и танк был снова испытан в Германии, а затем доставлен в СССР для дополнительных испытаний под Кубинкой в 1946 году. Сейчас он выставлен в музее Кубинки. Танк был настолько большим, что здание, в котором он находится, пришлось построить вокруг него.

Прототип Panzerkampfwagen VIII typ-205-2 (V2) Maus был уничтожен до того, как танковые полигоны в Куммерсдорфе, недалеко от Бёблингена, были захвачены советскими войсками. Позже башня этого танка была обнаружена и установлена ​​на корпус typ 205-1 (V1) Maus.

Четыре дополнительных бронированных Maus Wanne (корпуса) и пять Turmgehäuse (башни) были сварены вместе на заводе Krupp в Эссене, прежде чем тот взорвали 4 августа 1944 года. После этого производство прекратилось.

20.01.2019 12:03

Генератор роста

Отдельно стоит упомянуть о том, какое влияние трофейный немецкий сверхтяжёлый танк произвёл на развитие советского танкостроения. В отличие от англичан и американцев, которые почти никак не отреагировали на обнаруженные материалы по E-100 и Pz.Kpfw. Maus, реакция Главного бронетанкового управления Красной армии (ГБТУ КА) оказалась молниеносной.

Ничего удивительного в этом нет. 5 июня 1945 года был представлен эскизный проект тяжёлого танка «Объект 257», который обладал увеличенной броневой защитой и 122-мм пушкой БЛ-13. Предполагалось, что эта машина станет настоящим скачком вперёд для советского танкостроения. И тут совершенно неожиданно выяснилось, что в Германии обнаружен танк, который перспективной пушкой пробивался с трудом, а установленное на нём орудие вполне пробивало броню «Объекта 257».

Немецкий сверхтяжёлый танк на НИАБТ Полигоне. Кубинка, 1946 год

11 июня 1945 года был разработан проект тактико-технических требований для нового тяжёлого танка. Его боевая масса утверждалась в пределах 60 тонн, экипаж увеличился до 5 человек. Броня должна была обеспечивать защиту танка от 128-мм немецкой пушки. Кроме того, в дополнении к пушке БЛ-13 появилось требование и на другое орудие, калибра 130 мм. Кроме как запуском программы по созданию «противомышиного» танка, эти тактико-технические объяснить сложно. Именно из них и родился танк, известный как ИС-7.

Он же спереди

Обнаруженный немецкий танк спровоцировал вторую волну гонки вооружений, аналогичную той, что породила КВ-3, КВ-4 и КВ-5. Вместо того чтобы сконцентрироваться на совершенствовании уже имеющихся неплохих образцов, конструкторы начали работы по созданию стальных монстров. Даже ИС-4 теперь уже казался устаревшим: по планам на вторую пятилетку 40-х годов, с 1948 года предполагалось выпускать по 2760 тяжёлых танков нового типа (ИС-7) в год. К слову, «Объект 260» оказался далеко не самым тяжёлым и сильно вооружённым. В Челябинске работали над проектом тяжёлого танка «Объект 705», самая его тяжёлая версия должна была иметь пушку калибра 152 мм, а боевая масса составляла бы 100 тонн. Помимо танков, прорабатывались еще и самоходные установки на базе ИС-4 и ИС-7 с длинноствольными орудиями калибра 152 мм.

На музейной площадке, 50-е годы. Хорошо заметно, что на лобовом листе появился след от ещё одного попадания

Вреда вся эта бурная деятельность нанесла ничуть не меньше, чем разработка стальных монстров весной-летом 1941 года. Дело дошло до изготовления опытных образцов ИС-7, хотя на запуск крупной серии правительство всё же не решилось. Безусловно, танк получился выдающийся, но слишком тяжёлый. 18 февраля 1949 года постановлением Совета Министров СССР № 701–270сс разработку и производство тяжёлых танков массой более 50 тонн прекратили. Вместо них началась разработка тяжёлого танка, более известного как ИС-5. Позже его приняли на вооружение как Т-10.

Трагизм ситуации состоял в том, что четыре года для советского танкостроения прошли в значительной степени впустую. Единственный достойный противник для ИС-7 всё это время стоял на музейной площадке в Кубинке. Что же касается бывших союзников по Второй мировой войне, то они разработку своих бронированных монстров после войны свернули. Воевать перспективным советским тяжёлым танкам было попросту не с кем.

Автор выражает большую признательность Игорю Желтову (г. Москва) за большую помощь в подготовке материала и за предоставленные материалы.

Последний приют «Мышонка»

Вполне очевидно, что грандиозный проект Третьего рейха с треском провалился, ведь «Мышь» так и не сделал ни одного выстрела. Весной 1945, с целью спасения своего детища от приближающихся частей Красной армии, немецким командованием была предпринята отчаянная попытка уничтожить оба опытных образца, так и не прошедших боевых испытаний. Но сделать это оказалось не так просто — только один из них пострадал достаточно сильно.

Танк Maus, фото которого размещено выше, был собран советскими инженерами из остатков опытных образцов и в мае 1946 года доставлен на бронетанковый полигон в Кубинке, где он и нашел свой последний приют.

Сборка и испытания машины

Как бы то ни было, 1 августа 1943 года на заводе Альмеркише Кеттенфабрик началась сборка первой модели танка «Маус». В это же время было получено добро на проектирование второй модели, прототипа, который должен был доказать или опровергнуть некоторые инженерные задумки, не вошедшие в первый прототип.

27 октября на очередном совещании обсуждались даты начала серийного выпуска нового танка, было примерно посчитано, сколько реально можно будет сделать машин в первой серии.

24 декабря 1943 года состоялся первый, «незаконный» выезд проектируемого танка«Маус». Не поставив в известность начальство из Берлина, испытатели выгнали машину из сборочного цеха и опробовали его в ближайших окрестностях. Один из рабочих инженеров нарисовал на лобовой броне танка мышонка и подписал «MAUS». Выходку нашли очень забавной, с учетом габаритов машины.

В начале 1944 года прототип танка «Маус» оказался на полигоне в Бёблингене, где его официально начали обкатывать и опробовать. Первоначально испытания велись без башни, так как ее не успели собрать и доставить на полигон. Позже ее все же доставили. Затем ее монтировали на корпусе и продолжили испытывать танк на самых сложных условиях.

Ходовая, к примеру, позволила подниматься под углом в 43 градуса. Отмечалось и легкая управляемость машины, по свидетельству механиков-водителей, «не сложнее РzКрfw IV». Но прототипу «Маус» было не суждено начать серию германских сверхмощных танков прорыва. Ходовые испытания выявляли новые проблемы, решаемые, но требовавшие времени, а его-то у Рейха как раз и не было.

В конце 1944 года фюрер приказал остановить все работы по созданию танка. Громадное количество времени, ресурсов и технических идей повисло в воздухе и пошло псу под хвост.

Историческая справка

Основная статья: История Mäuschen

История танка связана с разработкой проекта Maus, сверхтяжелой боевой машины вермахта. В 1942 году был заказан танк прорыва, с максимально укрепленной броней и мощным вооружением. Проект был передан «Porche», и в июне 1942 года Гитлеру была представлена базовая конструкция Type 205, получившая название «Mammoth», а позже «Mäuschen» (читается Мойсхен) — «Мышонок», с тоннажем в 170 тонн и 150-миллиметровым орудием, так как по мнению фюрера 128-миллиметровая пушка казалась бы «игрушечным пистолетом».

Первый прототип должен был выпуститься в 1943 году, однако дальше чертежа дело не зашло. «Maus» же в свою очередь даже был реализован в металле. создано два опытных образца, правда, один из них без башни. «Maus» — Mäuschen танк в итоге стал проектом самого массивного танка не только в истории Второй Мировой, но и всего мирового оружейного производства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector