Пассажирский двухмоторный самолет ил-114

Плюсы и минусы

Сборка нового самолета Ил-114-300 решит множество проблем на рынке региональных пассажирских перевозок. Конкуренты на данном направлении у модели довольно серьезные:

  1. Bombardier (Канада)
  2. Embraer(Бразилия)
  3. ATR(Франция, Италия)
  4. Regional Jet (Япония)

В сравнении с ними, отечественная машина может не прижиться в странах Европы и США. Но свой рынок сбыта непременно найдет. Вот почему:

  • Цена
  • Экономичность (в разы лучше, чем у зарубежных аналогов)
  • Возможность взлета или посадки с грунта
  • Встроенные трапы

Все это делает Ил-114-300 самолетом, который будет популярным долгое время без существенных доработок.

Единственный минус в этом проекте – наличие средств на его осуществление. Для коммерческого сегмента рынка модель может не найти покупателя.

Проблемы с двигателями

Проблемы, однако, излишним весом не ограничивались. При в общем-то хорошем (по советским нормам) планере большое беспокойство вызывал силовой агрегат самолета, представленный двумя 2500-сильными моторами ТВ7-117С. Их надежность оказалась явно недостаточной для использования на гражданских авиалиниях. В 1993 году во время испытательного полета одна из машин потерпела крушение из-за потери оборотов на взлете. В июле 2003 года подвел компрессор левого мотора, но все обошлось благодаря отличной выучке экипажа, сумевшего совершить аварийную посадку. В нескольких случаях двигатель для Ил-114 применялся американский, но весь смысл возврата программы на доработку заключается в использовании исключительно отечественных комплектующих. В настоящее время закончены работы по модернизации силового агрегата, его наработка на отказ повышена с 300 до 2000 часов, и есть надежда, что пик этого показателя еще не достигнут.

Конструкция самолета

 Военные поставили перед проектировщиками самолёта жёсткие условия:

  • транспортировка любых видов техники, состоявшей на вооружении воздушно-десантных войск;
  • вместимость Ил-76 126 человек в грузовом отсеке для парашютного десанта, или 145 — для переброски на другой аэродром;
  • вооружение Ил-76 должно обеспечивать защиту самолета во время атак в полете и при приземлении;
  • возможность транспортировки до 80% тяжёлой техники других родов войск;

33 тонны
суммарная коммерческая нагрузка

Руководствуясь предъявленными требованиями, конструкторы спроектировали фюзеляж с грузовой кабиной размерами 20х3,4м (без учёта размеров грузовой рампы). Учитывая сложность процесса погрузки тяжёлой техники с помощью рампы, лебёдок и тельферов, в состав экипажа включён борттехник по авиационно-десантному оборудованию. Он полностью несёт ответственность за правильность размещения груза в самолёте.

Грузовая кабина Ил-76ТД

Несколько слов о наиболее важных узлах конструкции Ил-76:

Фюзеляж и крылья

Конструкция Ил-76 — это военно-транспортный самолет — высокоплан со стреловидным крылом и одним Т-образным килем с оперением. Верхнее расположение крыла существенно увеличивает характеристики управляемости тяжёлой машины.

Свободное пространство с обеих сторон под плоскостями позволяет осуществлять парашютное десантирование личного состава через боковые погрузочные люки. Основной погрузочный люк — задний, трёхстворчатый. Боковые створки раскрываются в стороны вниз, центральная стойка — внутрь вверх.

Внутри фюзеляжа оборудованы рольганги, погрузочные десятитонные тельферы и монорельс для движения техники во время десантирования.

Крыло Ил-76 оснастили мощной механизацией.

Для того, чтобы самолёт мог взлетать и садиться с большой коммерческой нагрузкой, крыло Ил-76 оснастили мощной механизацией. По всей длине передней кромки полукрыла расположен предкрылок, состоящий из пяти секций. Задняя кромка оборудована двумя раздвижными закрылками щелевого типа.

Кроме того, крыло оборудовано трёхсекционными элеронами и щитками для торможения. Отличительной особенностью киля Ил-76 стало наличие специального лестничного лаза для проведения технического осмотра и диагностики неполадок рулей. «Проспект Новожилова», и поныне успешно применяется на других типах самолётов.

Шасси

Конструкция самолета Ил-76 выполнена на пятиопорном шасси: с одной носовой и четырьмя главными опорами. Колёса на передней стойке бескамерные, на главных — камерные. Давление внутри шин регулируется в зависимости от вида посадочной полосы:

Стойки шасси Характеристика ВПП
Грунтовая, кг/см3

Бетонная, кг/см3

Передняя 5,5+0,5 7,5+0,5
Главные 4,5+0,5 7,5+0,5

При уборке шасси с помощью гидравлической системы в грузовой люк главные стойки разворачиваются внутрь навстречу друг другу под углом 90о.

Топливная система

Топливные баки кессонного типа с дренажной установкой вмонтированы внутрь плоскостей полукрыльев с обеих сторон.

В состав системы подачи топлива входят механизмы:

  • обеспечения подачи керосина в главные двигатели и на вспомогательную силовую установку;
  • заправка Ил-76 на аэродроме осуществляется через специальные штанги;
  • оборудование для уборки остатков топлива и конденсата.

Военно-транспортный самолет Ил-76 вмещает в баки 84,84 тонны авиационного керосина.

Топливные емкости распределены на 4 обособленных группы.

Каждая из них имеет три резервуара:

  • главный (Г);
  • дополнительный (Д);
  • резервный (Р).

Сложная система подачи топлива предусматривает наличие в баках расходного и предрасходного отсеков. Перетекание топлива происходит в одностороннем порядке за счёт работы обратных клапанов. Баки разделены специальными нервюрами, герметизирующими отдельный топливный танк.

Система оборудована клапанами и нажимными кранами. Это необходимо для верхней подачи топлива и слива остатков конденсата из баков. Общий контроль процесса заправки осуществляется с помощью системы программного управления топливом СПУТ-4-1.

Модификации

Ил-114-100

Летающая лаборатория на базе самолёта Ил-114

Летающая лаборатория на авиашоу МАКС 2017.

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Ил-114-100 Другое обозначение — Ил-114РС — вариант с ТВД Pratt & Whitney 127H (2 × 2750 л. с.). Лётные испытания начались 26 января 1999 года, а в конце 1999 года он получил сертификат типа. От исходного варианта он отличается повышенной экономичностью и несколько увеличенной дальностью полёта с максимальной коммерческой нагрузкой. Весной 2001 года первые три самолёта переданы узбекской авиакомпании «O’zbekiston Havo Yo’llari», которая заказала 10 самолётов. Рынок самолётов данной модификации оценивается в 300 единиц.

На 24 мая парк самолётов в «O’zbekiston Havo Yo’llari» составляет 7 машин, 6 из которых имеют новую авионику фирмы «Collins» (борт UK-91102 имеет российский ЦПНК и с 1 декабря 2011 года находится на хранении).

Ил-114-300 Для унификации с Ил-112 на самолёте устанавливается два турбовинтовых двигателя ТВ7-117СТ–1 (мощность 3100 л.с.) с новыми малошумными шестилопастными воздушными винтами АВ112–114 и новая САУ с применением совмещённого модернизированного блока управления двигателем и воздушным винтом БАРК-65СМ. Самолёт рассчитан на автономную эксплуатацию в малооборудованных аэропортах, имеет встроенный трап для пассажиров. Шасси обеспечивает посадку на необорудованные аэродромы, имеющие как бетонированные, так и грунтовые покрытия.
Ил-114ЛЛ Летающая лаборатория на базе Ил-114, изготовленная в Ташкенте по заказу Санкт-Петербургского научно-производственного предприятия «Радар ммс» в 2004 году для испытания производимого оборудования. Широкой публике самолёт был показан на МАКС-2005, где совершил ряд демонстрационных полётов.
Ил-114М Проект самолёта с ТВД ТВ7-117СМ и увеличенной взлётной массой.
Ил-114МА Проект самолёта Ил-114М с двигателями Pratt & Whitney Canada, рассчитанный на перевозку 74 пассажиров.
Ил-114МП Проект морского патрульного самолёта, способный вести борьбу против надводных кораблей и подводных лодок.
Ил-114П Проект патрульного самолёта для охраны территориальных вод и экономической морской зоны, оснащённый радиоэлектронным комплексом «Стриж». Имеет в хвостовой части удлинённый обтекатель для магнитомера. Продолжительность полёта — до 10 часов.
Ил-114ПР Проект самолёта для радиотехнической разведки и РЭБ.
Ил-114Т К проектированию грузового варианта Ил-114 приступили во второй половине 1994 года. Грузовой самолёт Ил-114Т отличается от исходного варианта грузовой кабиной, оснащённой напольной механизацией, обеспечивающей быстрое выполнение погрузочно-разгрузочных работ, средствами предотвращения смещения грузов и боковой дверью, расположенной с левого борта фюзеляжа за крылом. Дверь имеет размеры 3,25 м × 1,71 м и открывается вверх. Самолёт может перевозить 8 контейнеров 3АК-1 или 3АК-0,6, пять контейнеров 1АК-1,5, восемь поддонов ПА-1,5 или четыре поддона ПА-3,0, возможна перевозка навалочных грузов. Лётные испытания опытного самолёта начались в сентябре 1997 года в Ташкенте. Самолёт демонстрировался на авиасалоне МАКС-1997.
Ил-114ФК Проект военного варианта для разведки и картографирования.
Ил-140 Проект варианта для контроля тактической воздушной обстановки.
Ил-140М Проект самолёта для экологического мониторинга и проведения морских поисково-спасательных операций.
Ил-140ОРР Проект самолёта океанского разведчика рыбы.

История создания самолёта и эксплуатация

Начало 80-х годов XX века для гражданской авиации СССР характеризуется прочным положением Ан-24 на внутренних ближних пассажирских рейсах. Однако ввиду того, что данный самолёт уже практически морально устарел и не соответствовал всё возрастающим требованиям и объёмам пассажирских авиаперевозок, в ОКБ Ильюшина было принято решение о начале разработки нового турбовинтового самолёта, который смог бы заменить Ан-24. Также, в случае успеха проекта, планировалось заменить новым самолётом и устаревшие Ту-134 и Як-40, также использовавшиеся в гражданском воздушном флоте СССР. В 1986 году Совет Министров СССР выпустил постановление о начале разработки такого самолёта.

Создание нового пассажирского самолёта, вскоре после начала разработок получившего название Ил-118, стимулировалась ещё и тем, что за рубежом также в это же время проектировались лайнеры подобного типа. Планировалось, что Ил-114 будет по возможности поставляться и странам социалистического лагеря.

К началу 1990 года первый образец Ил-114 был выпущен, и уже весной прошёл его первый полёт. В этом полёте машина зарекомендовала себя хорошо, и вскоре начались её испытания. При этом стоит отметить, что испытывался самолёт в различных климатических условиях, которые только могла предоставить Россия. Также Ил-114 демонстрировался на авиационных выставках, где был встречен положительно.

Однако ввиду недостатка финансирования, а также тяжёлой ситуации в стране, сертифицирован новый самолёт был лишь весной 1997 года. Первоначально планировалось запустить первую партию серийного производства Ил-114 в размере 100 машин. Однако в действительности по состоянию на 2012 год было произведено всего 20 Ил-114, из которых два вообще никогда не летали. Всё это произошло по причине того, что главный заказчик – авиакомпания «СЗАТК Выборг» – прекратила свою деятельность. После этого основным эксплуататором Ил-114 стала узбекская авиакомпания «Узбекские авиалинии», которая, по состоянию на 2014, имела в своём парке 7 самолётов.

В течение 2014-2015 годов осуществлялись попытки возобновления серийного производства Ил-114. Также летом 2014 года президент Российской Федерации В. В. Путин внёс предложение начать разработку нового турбовинтового самолёта, который должен был стать усовершенствованной модификацией Ил-114. Однако все попытки «реанимировать» самолёт потерпели фиаско (в основном – по причине больших затрат на возобновление производства и разработок) и были отклонены.

В качестве вывода можно отметить, что если финансирование программы по производству Ил-114, а также по созданию его новых модификаций не будет прекращено или урезано, то самолёт ожидают большие перспективы, причём как на отечественном рынке, так и за границей. Прежде всего это касается стран юго-восточной Азии и Латинской Америки. Последние новости лишь подтверждают то, что разработки новых модификаций Ту-114 будут возобновлены.

Грефу Ил-114 не нужен

Развал Советского Союза и появление на его руинах новых независимых государств прервали эту перспективную программу рождения нового самолёта.

Единственное налаженное производство, рассчитанное на выпуск до 100 единиц Ил-114, было открыто на Ташкентском заводе ТАПОиЧ, который за всё время своего существования выпустил лишь 20 самолётов. Дело в том, что бывшие советские республики, став независимыми государствами, предпочли лизинговые средства перевозки от известных зарубежных авиастроителей.

Кстати, зарубежные авиастроители приложили руку к тому, чтобы Ил-114 никогда не стал им конкурентом. Через своё лобби они сначала смогли изменить правила и требования Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по безопасности полётов, а затем через сертификационные агентства сделали невозможной его международную сертификацию.

Как мне рассказывали участники процесса сертификации, были претензии к нашим авиадвигателям — мол, они шумные и не экологичные. Поэтому часть самолётов переделали под американские двигатели Pratt & Whitney с пропеллерами от американской компании Hartzell Propeller Inc. В результате, удалось выпустить шесть Ил-114-100, а также получить 24 апреля 1997 г. сертификат типа № 130-114 от Межгосударственного авиационного комитета. 26 января 1999 г. был всё-таки получен и международный сертификат.

ilyushin.org
Ил-114-100 — пассажирский самолёт на 60 мест с двигателями Pratt & Whitney 127H.

Однако везение на этом и закончилось. Новый самолёт так и не сумел выйти за границы государств, входящих в СНГ. В России авиакомпанией «Выборг» эксплуатировалось два борта, которые сейчас находятся на консервации. Один самолёт в качестве летающей лаборатории использует компания «Радар ММС».

Попытки возобновить серийное производство предпринимались не раз. В 2000 г. состоялась встреча генерального конструктора КБ Ильюшина Генриха Новожилова и нового министра экономического развития Германа Грефа. Генрих Васильевич процитировал мне состоявшийся тогда диалог.

Генрих Новожилов тогда не знал, что Герман Греф активно готовил вхождение России во Всемирную торговую организацию (ВТО), а появление такого российского самолёта осложнило бы переговорный процесс.

Да и сам самолёт составил бы прямую конкуренцию той зарубежной крылатой продукции, которая была уже одобрена ВТО. Поэтому уже тогда в небе России вместо отечественных бортов стало больше летать «иностранцев».

rostec.ru
Самолёт Ил-114-300 с двигателем ТВ7-117СТ-01.

Несмотря на это в ОКБ Ильюшина было разработано несколько модификаций:

  • Ил-114-100. Пассажирский самолёт на 60 мест с двигателями Pratt & Whitney 127H;
  • Ил-114-300. Пассажирский самолёт с двигателями ТВ7-117СТ-1;
  • Ил-114ЛЛ. Воздушная лаборатория компании «Радар ММС»;
  • Ил-114М. Проект с двигателями ТВ7-117СМ и увеличенной взлётной массой;
  • Ил-114МА. Проект Ил-114М на 74 места, с двигателями Pratt & Whitney Canada;
  • Ил-114МП. Проект патрульного противолодочного самолёта, охотника за подводными лодками и надводными кораблями;
  • Ил-114П. Проект патрульного самолёта для охраны территориальных вод и экономической морской зоны;
  • Ил-114ПР. Проект самолёта-разведчика;
  • Ил-114Т. Грузовой самолёт для перевозки контейнеров и грузов;
  • Ил-114ФК. Самолёт для проведения разведки и картографии;
  • Ил-140. Проект самолёта ДРЛО;
  • Ил-140М. Проект самолёта для поисково-спасательных операций и контроля экологической обстановки;
  • Ил-140 ОРР. Проект самолёта для океанской разведки рыбы.

Как видно из этого списка модификаций, самолёт был предназначен для решения множества гражданских и военных задач. Поэтому возврат интереса к нему произошёл в 2014 г., так как эксплуатация машин КБ Антонова стала по известным причинам проблематичной.

rostec.ru
Сборка самолёта Ил-114-300.

В 2016 г. был разработан и утверждён бизнес-план по началу производства и последующей эксплуатации Ил-114 в варианте Ил-114-300. Тогда же началось создание серийного производства авиадвигателей ТВ7-117СТ на базе Санкт-Петербургского КБ имени В.Я. Климова (ныне «ОДК-Климов»).

Новое рождение старого самолёта

В результате появился самолёт, который может взлетать и садиться на бетонные и грунтовые взлётно-посадочные полосы аэродромов в любых климатических широтах. Кабина и салон получили современную шумоизоляционную защиту, а двигатели — малошумные винты АВ-112.

Благодаря двигателям ТВ7-117СТ новая машина вышла экономичной и способной преодолевать расстояния в 1.900 км с 64 пассажирами или 2.300 км с 52 пассажирами. Как мне рассказывали авиастроители, даже при  загрузке салона на 50% самолёт остаётся рентабельным.

rostec.ru
Авиадвигатель ТВ7-117СТ.

Ресурс Ил-114-300 рассчитан на 30 лет эксплуатации без капитального ремонта. Все комплектующие на нём — отечественного производства, а значит, стоимость эксплуатации не будет зависеть от колебаний валютного курса, т.е. всегда останется конкурентоспособной по сравнению с зарубежными аналогами.

uecrus.com
Благодаря двигателям ТВ7-117СТ новая машина Ил-114-300 вышла экономичной и способной преодолевать расстояния в 1.900 км с 64 пассажирами или 2.300 км с 52 пассажирами.

Интересные факты

Испытательные полёты, аэродром Раменское года. Уже при разбеге стало понятно, что с самолётом творится неладное. Пробежав больше положенного, машина с трудом оторвалась в конце ВПП и с увеличивающимся креном и большим углом атаки наскребла 45 метров высоты, рухнула в торце полосы и загорелась. Причина – отказ электронного блока в системе флюгирования правого двигателя. Винт зафлюгировался и машина вышла на режим срыва, экипажу не хватило времени и высоты. Пять человек из девяти погибли.

Ил 114-100

На рулении в Домодедово года у грузового Ил 114Т из-за сильного порыва ветра заклинило руль высоты. Несмотря на возражение членов экипажа, командир В. Свиридов принял решение продолжать взлёт. Машина не выдержала направление на взлёте, сошла с полосы и врезалась в ограждение. Самолёт взорвался, погибли пять человек.

Интересны несколько версий военных Ил 114, разработанных в ОКБ им. С.В. Ильюшина, но к сожалению, так и не построенных.

Один из вариантов Ил 114МП патрульный морской самолёт, на котором должен быть установлен поисково-прицельный комплекс и РЛС поиска, всё оборудование поместили в кабину сзади с большим блистером. На точках подвески под крылом и фюзеляжем разместили торпеды, контейнеры стрелкового вооружения, мины, РГБ, прожекторы и др.

Для выполнения патрульных полётов в прибрежных экономических зонах и работ по поиску и спасению предлагался упрощённый вариант Ил 114П.

Ил 114

Самолёт военной фоторазведки Ил 114ФК должен был сменить Ан 30 и так же как на «Антонове» носовая часть корпуса имела остеклённую кабину. Несмотря на сопротивление чиновников ОАК, с завидным упорством протаскивающих на наш рынок зарубежные самолёты, думается, что наши отечественные машины, которые гораздо дешевле и надёжнее западных аналогов, займут достойное место в нише перевозчиков региональных воздушных линий.

Это интересно: Самолет ATR 72 — фото, лучшие места

Материалы и крыло

Для того чтобы на базе разработанного еще в восьмидесятые годы самолета создать современный авиалайнер, инженерам ильюшинского КБ придется пересмотреть очень многие конструктивные решения, принятые еще в советские времена. Построить универсальную машину, одновременно удовлетворяющую требованиям и Министерства обороны, и гражданских авиакомпаний, сегодня невозможно. Коммерческий успех вероятен, если на три тонны (до 13 т) уменьшить вес пустого Ил-114. Перспектива в этом случае открывается вполне радужная, но без применения новейших композитных материалов добиться такого эффекта крайне затруднительно, а скорее всего, вообще невозможно. Площадь крыла также, возможно, придется разумно уменьшить.

Производство

К 2012 году производство Ил-114 на ТАПОиЧ было завершено, завод переориентирован на другую деятельность. Тогда же руководство «Авиационного комплекса имени Ильюшина» предпринимало шаги по организации производства Ил-114 в России; по их оценке, не менее ста самолётов Ил-114 потребуется различным ведомствам РФ до 2030 года, уже имеются предварительные заявки от тринадцати российских авиакомпаний на 48 пассажирских Ил-114.

Возобновление

В июле 2014 года Президент России В. Путин дал поручение правительству рассмотреть вопрос организации серийного производства самолёта Ил-114 в России. Такое производство могло бы быть развёрнуто на самарском заводе «Авиакор», входящем в группу «Базовый элемент» (по оценке директора завода А. Гусева, освоение серийного производства Ил-114 займёт около пяти лет и потребовало бы инвестиций в размере 10—12 млрд руб.). 27 августа появилось сообщение о том, что развертывание производства Ил-114 для гражданской авиации признано нецелесообразным, но уже в октябре вице-премьер Д. Рогозин сообщил, что президент поддержал идею разработки пассажирского самолёта на базе Ил-114.

Согласно исследованиям ГосНИИГА, на российском рынке наблюдается острый дефицит региональных авиалайнеров, вследствие чего из одного областного центра в другой приходится летать через Москву; это подтверждает и глава Росавиации Александр Нерадько. В связи с этим, в 2014—2015 гг. началось возрождение проекта обновлённых пассажирских самолётов Ил-114 (по тогдашним планам, он появится в России к 2019 году) под обозначением Ил-114-300. В июне 2015 года обсуждались перспективы производства Ил-114 на площадках самарского «Авиакор».; в октябре было оглашено решение о возобновлении производства самолёта на нижегородском заводе «Сокол», первые машины, на основе планеров Ташкентского авиастроительного завода, намеревалось создать к 2017 году.

В декабре 2016 года Правительство РФ издало распоряжения, согласно которому Министерству промышленности и торговли РФ поручается внести 1,517 млрд руб. в уставный капитал Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) на производство Ил-114 и 2,4 млрд руб. — на модернизацию Ил-96, а также внести в уставный капитал Объединённой двигателестроительной корпорации 783 млн рублей на разработку и организацию производства двигателя ТВ7-117 для Ил-114 и полутора млрд рублей — на разработку перспективного двигателя сверхбольшой тяги ПД-35 для Ил-96

Первый серийный Ил-114-300 будет создан на рубеже 2020—2021 годов; в год планируется выпускать двенадцать самолётов, базовым вариантом самолёта будет пассажирский (самолёт также будет выпускаться в медицинском, разведывательном, патрульном и противолодочном вариантах). Ведутся переговоры с Ташкентским авиазаводом о том, чтобы использовать их восемь оставшихся фюзеляжей.

В начале 2019 года стало известно, что сборку опытного экземпляра планируют закончить к лету 2019 года, летные испытания намечены на 2020 год, первые серийные машины появятся в 2021 году «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина» планирует производить около двенадцати Ил-114-300 ежегодно после 2021 года.; однако, в сентябре сроки начала серийного производства были сдвинуты на 2023 год, первый полёт обновлённого самолёта запланирован на ноябрь 2020 года.

В феврале 2020 года на заводе РСК «МиГ» стартовала агрегатная сборка первого самолета Ил-114-300 по серийным технологиям.

Заказчики

По итогам МАКС-2017 было подписано соглашение между Государственной транспортной лизинговой компанией и АО «Гражданские самолеты Сухого» (входит в ОАК); согласно документу, компания приобретёт до пятидесяти региональных самолётов Ил-114-300, предварительный договор поставки должен быть согласован до конца 2017 года.

В июне 2019 года директор корпорации «МиГ» Илья Тарасенко сообщил, что на обновлённый самолёт есть заказчики. В сентябре 2019 госпредприятие Красноярского края по обслуживанию региональных авиалиний, базирующееся в красноярском аэропорту Черемшанка, сообщило о соглашении о намерениях приобрести три самолёта Ил-114-300

Заключённые соглашения и подписанные меморандумы о поставках с авиакомпаниями
Дата заключения соглашения Лизингодатель Эксплуатант Сроки поставок Ил-114-300 Ил-114Т Опцион Примечание Поставлено
28.08.2019 Оборонлогистика н.д. 2022—2023 5 предварительное соглашение
28.08.2019 н.д. Полярные авиалинии 2023—2026 8 предварительное соглашение
30.08.2019 н.д. КрасАвиа с 2024 3 предварительное соглашение
Всего 16
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector