Противолодочный самолет ил-38

Главное — аппаратура

Противолодочные самолеты в настоящее время играют важную роль, и Ту-204 хорошо подходит для выполнения их задач, считает бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.

— В мирное время они будут держать вражеские субмарины вдали от наших берегов, — сообщил он «Известиям». — В случае наступления угрожаемого периода им предстоит обнаружить районы развертывания вражеских кораблей, чтобы после получения команды о начале боевых действий тут же их уничтожить

Атомная подлодка — серьезный противник, который может нанести большой урон, поэтому средствам борьбы с ними надо уделять самое пристальное внимание

Эффективность противолодочного самолета в первую очередь определяет аппаратура, то есть средства обнаружения и уничтожения. Главной ударной силой должны стать самонаводящиеся торпеды. Для уничтожения субмарины хватит одного такого боеприпаса, резюмировал адмирал.

Новый самолет с турбореактивными двигателями сможет часами патрулировать заданный район на больших высотах, дистанционно управляя морскими беспилотниками. Высокая крейсерская скорость позволит ему оперативно выдвигаться в любую точку поиска. Ожидается, что использование мобильной робототехники позволит резко нарастить вероятность обнаружения подводных лодок по сравнению с традиционными средствами поиска.

— Вопрос об обновлении парка противолодочных самолетов стоит перед ВМФ еще с середины 1990-х годов, — считает военный эксперт Дмитрий Болтенков.

Сейчас в российской морской авиации есть три типа самолетов для поиска и уничтожения вражеских субмарин. Для контроля ближней морской зоны предназначены Ил-38, построенные еще в 1960-е годы. По данным СМИ, в эксплуатации осталось всего 15 единиц. Восемь из них прошли модернизацию до варианта Ил-38Н, получив более совершенные приборы. Еще меньше на вооружении осталось противолодочных самолетов-амфибий Бе-12.

Министерство обороны заявляло также о намерении модернизировать все свои дальние Ту-142. Они созданы на базе одного из вариантов стратегического бомбардировщика Ту-95 и унаследовали от него большую продолжительность полета. Эти самолеты способны вести поиск подводных лодок и морскую разведку в нескольких тысячах километров от берега. Но, по данным СМИ, таких машин сейчас в строю не более двух десятков. Малое количество самолетов противолодочной авиации ограничивает возможности Российского флота по слежению за иностранными субмаринами и военными кораблями.

— Тратить деньги на разработку специализированного самолета с нуля расточительно. Особенно если учесть, что основным требованиям, которые необходимы машинам с противолодочным оснащением, отвечают гражданские лайнеры, — сказал «Известиям» Дмитрий Болтенков. «Туполевы» надежны и могут эксплуатироваться буквально в режиме маршрутного такси — ежедневно летать, не требуя больших затрат на обслуживание. По подобному пути пошли и другие страны. Так, например, США сделали свой противолодочный самолет «Посейдон», взяв за основу пассажирский «Боинг».

Модификации

Первичная эксплуатация самолёта выявила его очень низкую эффективность боевой работы, запредельную отказность поисково-прицельного комплекса — средняя наработка на отказ БЦВМ составляла всего 1,5 — 2 часа, также высокий процент брака основных применяемых радиогидробуёв РГБ-1 (до 30 %). По оценкам специалистов 33-го ЦБП Морской авиации практическая пригодность самолёта Ил-38 для поиска ПЛ была приблизительно в 8-10 раз хуже аналогичного американского патрульного самолёта «Орион».

Уже в 1969 году вышло постановление МАП о модернизации комплекса. Планировалась установка новейшего ППК «Коршун-М» (от Ту-142М), замена устаревшего навигационного оборудования (ЦГВ-10 и ТКС-П на комплекс курсовертикалей «Румб»), вместо автопилота АП-6Е и системы «Путь-4» установить САУ. Планировалась также установка нового магнитометра «Бор-1С», аппаратуры гидрологической разведки, автомата сбрасывания отражателей АСО-2Б и др. В случае модернизации с самолёта стало бы возможным применение новейших инфразвуковых буёв, на порядок более чувствительных, а также взрывных источников звука. В кабине планировалась установка экранов тактической обстановки. Предполагалась замена электротепловой противообледенительной системы самолёта на электроимпульсную, а электрическую систему запуска двигателей самолёта изменить на воздушную, что, кроме всего прочего, за счёт избавления от агрегатов запуска обеспечивало снижение массы самолёта на 340 кг.

Однако данный комплекс доработок выполнен не был по той причине, что БЦВМ «Пламя-264» не обеспечивала обработку информации от более новой системы «Коршун» с БЦВМ «Аргон-15». То есть фактически требовалась полная замена всего целевого оборудования. В результате на самолётах поменяли только магнитометр на новый.

В 80-х годах, в связи с моральным старением ППК «Беркут», всё же было решено доработать самолёт под применение новых буёв типа РГБ-16, а также взрывных источников звука. Была разработана аппаратура «Изумруд», в состав которой входит 68-канальное приёмное устройство «Волхов», аппаратура обработки и отображения гидроакустической информации, радиогидроакустические буи РГБ-16, блоки сопряжения с ППС «Беркут» (ВИЗ-ы не применяются). Всего прошло доработку порядка 12 самолётов.

В конце 80-х годов начались работы по новому противолодочному комплексу «Новелла», но из-за развала СССР и отсутствия финансирования комплекс оказался невостребован отечественной Морской авиацией. Зато им заинтересовались индийцы, на вооружении у которых имеются Ил-38. Новый самолёт получил наименование Ил-38SD (Sea Dragon — Морской дракон). Всего переоборудовано 6 самолётов.

Чуть позднее установкой комплекса «Новелла» было решено дорабатывать и отечественные Ил-38, получившие наименование Ил-38Н. Это морской патрульный самолёт для ведения подводной, надводной и воздушной разведок, целеуказания, радиотехнической разведки и радиоподавления. На 2020 год переоборудовано 5 самолётов.

14 ноября 2020 года. В Жуковском завершает лётные испытания после модернизации противолодочный самолёт Ил-38Н Морской авиации ВМФ России (бортовой номер «11 жёлтый», заводской номер 880010308, серийный номер 103-08, регистрационный номер RF-75308, название «Михаил Вербицкий»). Это седьмой модернизированный самолёт Ил-38Н, и первый модернизированный борт по контракту 2020 года на две машины. Ил 38Н «ВИКТОР ПОТАПОВ» см. фото здесь

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Ил-38 Ил-38 с поисково-прицельным комплексом «Беркут-38».
Ил-38SD Модернизированный патрульный и противолодочный самолёт оснащённый новым прицельно-навигационным комплексом «Морской дракон» производства НПО «Ленинец». В рамках работ по модернизации самолётов предполагалось продление их технического ресурса на 10-15 лет. Дополнительные узлы подвески размещены под центропланом самолёта (2 узла).
Ил-38Н («Новелла») Вариант модернизации Ил-38 для авиации ВМФ России до уровня Ил-38SD.

Ильюшин ил-20. фото, история, характеристики самолета

Ил-20 – самолет радиоэлектронной радиоэлектронной борьбы и разведки на базе Ил-18, оснащенный ИК-сканером, РЛС бокового обзора и другими датчиками.

Самолет комплексной фоторазведки, радиоперехвата и радиоэлектронной разведки Ил-20 создан во второй половине 60-ых годов XX века на базе Ил-18.

Он употреблялся для разведки на протяжении государственной границы и пограничной полосы и считается первым в Советском Альянсе самолетом разведывательного типа.

Кроме этого на Ил-20 установлена станция детальной радиотехнической разведки и аппаратура радиоперехвата. В средней и передней части пассажирской кабины находятся кресла для шести операторов радиотехнических совокупностей.

Глава БРК (бортового разведывательного комплекса) возглавлял операторский состав. Летный экипаж складывается из пяти человек. Помещение отдыха с несложными сдвоенными пассажирскими креслами, гардероб, туалет и буфет оборудованы в хвосте самолета.

21 марта 1968 г. состоялся первый полет. С.Г. Близнюк был начальником экипажа.

Во второй половине 60-ых годов двадцатого века был закончен цикл опробований.

Ил-20 отличается от исходного самолета меньшим полетным весом, замечательным двигателем АИ-20М и увеличенной до 5,4 тыс. км дальностью полета. До 1974 года серийно Ил-20 (включая его модификации) производились на столичном авиационном авиазаводе «Знамя труда».

Часть самолетов была перестроена из Ил-18Д.

Иногда самолеты делали разведывательные полеты, принимали участие в различных учениях.

Потом в следствии физического и морального старения разведаппаратуры самолеты, оставшиеся в строю, были переделаны под транспортно-пассажирские и использовались для личного состава и перевозок грузов.

Модификации ИЛ-22 и ИЛ-20Рт

Самолеты Ил-20РТ и Ил-18РТЛ в 1980 г. поступили на вооружение и были созданы на базе Ил-18Д. Они базировались на аэропорте Конечный, что был на Байконуре. Летный состав был из шести человек плюс инженер-электрик и пять человек, каковые применяли бортовой измерительный комплекс: оператор СЕВ, глава СИПа, оператор АФУ, инженер по МА-9 МКТС и инженер по БРС-4С.

Только один самолет употреблялся по прямому назначению и был модернизирован.

На базе Ил-18Д создавались воздушные командные пункты (ВзКП либо ВКП) Ил-22, оборудованные устройством закрытой кодовой связи. В составе экипажей данных самолетов входят офицеры боевого управления и операторы аппаратуры ЗАС. На правом борту был люк грузового отсека самолета Ил-18, что употреблялся для аварийного покидания самолета.

Все рабочие места были оборудованы чашкой под парашют. На самолете установлена другая кислородная совокупность.

Самолеты Ил-22 и Ил-20 довольно часто открашиваются под так называемый стандарт советского «Аэрофлота» и имеют гражданский регистрационный номер. К тому же на борту рядом с кабиной, как и в пассажирской версии самолета, была надпись «Ил-18». Только кое-какие автомобили имели серый (шаровый) цвет, таковой как на Ил-38.

Модификации Ил-20

          Ил-18Д «Игла» ? самолет радиотехнической разведки, трансформирована одна машина.

          Ил-20М – самолет радиотехнической разведки. Было произведено двадцать автомобилей.           Ил-18РТЛ – самолетный измерительный пункт, рекомендован для опробований ракетной техники. Переоборудована одна машина.           Ил-20М1 – машина с усовершенствованным комплексом радиотехнической разведки.           Ил-22 – воздушный командный пункт, имеющий спецсвязь. Выстроено 14 самолетов. В ОКБ Мясищева проводилась модернизация.           Ил-20РТ является самолетный измерительный пункт, предназначенный для опробований ракетной техники. Произведено четыре автомобили.           Ил-22М-11 – предстоящая модификация ВзКП. Произвели 21 машину.           Ил-22М-15 – последняя модификация ВзКп. Выпустили один самолет, что достался Казахстану по окончании развала СССР.

В наши дни ОАО «Ил» делает модернизацию и умело-конструктивных работы самолетов особого назначения Ил-22 и Ил-20.

Ил-20 чёрта:

Модификация   Ил-20
Размах крыла, м   37.42
Протяженность самолета,м   35.90
Высота самолета,м   10.17
Площадь крыла,м2   140.60
Масса, кг
  безлюдного самолета   33760
  большая взлетная   64000
Тип двигателя   4 ТВД АИ-20М
Мощность, л.с.   4 х 4250
Большая скорость, км/ч   675
Крейсерская скорость, км/ч   620
Практическая дальность, км   6200
Практический потолок, м   10000
Экипаж, чел   13

Самолеты

Самолет ОКБ Ильюшина

Ил-38 характеристики:

Модификация   Ил-38
Размах крыла, м   37.42
Длина самолета,м   39.60
Высота самолета,м   10.16
Площадь крыла,м2   140.00
Масса, кг  
  пустого самолета   33700
  максимальная взлетная   63500
Внутреннее топливо, л   30000
Тип двигателя   4 ТВД Прогресс АИ-20М
Мощность, э.л.с.   4250
Максимальная скорость, км/ч   650
Крейсерская скорость, км/ч   456
Перегоночная дальность, км   9500
Практическая дальность, км   7100
Боевой радиус действия, км   2500
Практический потолок, м   10000
Экипаж, чел   10
Вооружение:   Боевая нагрузка — 5000 кг в отсеке оружия
  Противолодочные 450-мм торпеды АТ-1 или АТ-2,  глубинные бомбы ГБ, осветительные бомбы ОАБ, маркеры

Эксплуатация

Первым Ил-38 получил Северный флот, это произошло еще до официального принятия самолета на вооружение – в 1968 году. В следующем году Ил-38 были отправлены на Тихоокеанский флот, а в 1972 году эти машины получили и моряки-балтийцы.

В советский период эти противолодочные самолеты нередко несли службу за пределами страны. С 1979 по 1991 год несколько Ил-38 постоянно находились в Эфиопии, с 1981 по 1989 год они периодически размещались в Ливии, случались командировки в Сирию и Мозамбик.

В настоящее время Ил-38 эксплуатируются на Тихоокеанском и Северном флоте.

Конструкция Ил-38

Фюзеляж самолета имеет длину 40,07 м. Длина хвостовой балки с немагнитной и металлической частью – 5,6 м. Диаметр фюзеляжа – 3,5 м. Переднюю часть занимает кабина экипажа. Ее площадь составляет 28 м2. Экипаж состоит из семи человек: командира корабля, его помощника, штурмана-оператора, штурмана-навигатора, штурмана-оператора СПИИУ, радиста и бортинженера.

Выпуск и убирание шасси, поворот переднего колеса, закрытие и открытие грузолюков, торможение колес – все это выполняется при помощи гидро-азотной системы. На самолете установлена также азотная система, за счет которой происходит аварийное торможение, аварийное флюгирование винтов и т.д.

Ил-38 имеет в расположении систему кондиционирования, предназначение которой состоит в наддуве, вентиляции и отоплении гермокабины. Особенность данной системы заключается в отборе воздуха от компрессоров двигателей.

В состав силовой установки самолета входят четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М и воздушные винты АВ-64. До того момента, как Ил-38 поставили на вооружение, его снабжали дополнительной системой автоматического флюгирования, что повышало безопасность полета. Пуск моторов можно произвести через внешние аэродромные источники электроэнергии или при помощи турбогенераторного оборудования ТГ-16, которое поместили в хвостовой части фюзеляжа. Главным минусом силовой установки, применяемой на Ил-38, стало большое количество времени, требуемое на прогрев двигателей (до 10 мин.).

ППС «Беркут», которая размещалась в составе оборудования самолета, была разработана, опираясь на многие научные достижения 50-х и 60-х годов прошлого века. В состав этой эргастической автоматизированной системы входят радиоакустические буи (сбрасываемая составляющая) и бортовая аппаратура.

Бортовое оборудование представлено радиолокационной станцией, самолетным приемоиндикаторным устройством СПИУ, цифровой вычислительной системой ЦВМ, блоком связи с ЦВМ, панелью географических координат ПГК, пультом ввода данных ПВД, и т.д. К исполнительным и индикаторными устройствам относят пилотажно-навигационную систему Путь--2К, АРК-Б, АП-6Е, пульты управления выбрасывания средств поражения и поиска, световые табло.

Конструкция самолета

 Военные поставили перед проектировщиками самолёта жёсткие условия:

  • транспортировка любых видов техники, состоявшей на вооружении воздушно-десантных войск;
  • вместимость Ил-76 126 человек в грузовом отсеке для парашютного десанта, или 145 — для переброски на другой аэродром;
  • вооружение Ил-76 должно обеспечивать защиту самолета во время атак в полете и при приземлении;
  • возможность транспортировки до 80% тяжёлой техники других родов войск;

33 тонны
суммарная коммерческая нагрузка

Руководствуясь предъявленными требованиями, конструкторы спроектировали фюзеляж с грузовой кабиной размерами 20х3,4м (без учёта размеров грузовой рампы). Учитывая сложность процесса погрузки тяжёлой техники с помощью рампы, лебёдок и тельферов, в состав экипажа включён борттехник по авиационно-десантному оборудованию. Он полностью несёт ответственность за правильность размещения груза в самолёте.

Грузовая кабина Ил-76ТД

Несколько слов о наиболее важных узлах конструкции Ил-76:

Фюзеляж и крылья

Конструкция Ил-76 — это военно-транспортный самолет — высокоплан со стреловидным крылом и одним Т-образным килем с оперением. Верхнее расположение крыла существенно увеличивает характеристики управляемости тяжёлой машины.

Свободное пространство с обеих сторон под плоскостями позволяет осуществлять парашютное десантирование личного состава через боковые погрузочные люки. Основной погрузочный люк — задний, трёхстворчатый. Боковые створки раскрываются в стороны вниз, центральная стойка — внутрь вверх.

Внутри фюзеляжа оборудованы рольганги, погрузочные десятитонные тельферы и монорельс для движения техники во время десантирования.

Крыло Ил-76 оснастили мощной механизацией.

Для того, чтобы самолёт мог взлетать и садиться с большой коммерческой нагрузкой, крыло Ил-76 оснастили мощной механизацией. По всей длине передней кромки полукрыла расположен предкрылок, состоящий из пяти секций. Задняя кромка оборудована двумя раздвижными закрылками щелевого типа.

Кроме того, крыло оборудовано трёхсекционными элеронами и щитками для торможения. Отличительной особенностью киля Ил-76 стало наличие специального лестничного лаза для проведения технического осмотра и диагностики неполадок рулей. «Проспект Новожилова», и поныне успешно применяется на других типах самолётов.

Шасси

Конструкция самолета Ил-76 выполнена на пятиопорном шасси: с одной носовой и четырьмя главными опорами. Колёса на передней стойке бескамерные, на главных — камерные. Давление внутри шин регулируется в зависимости от вида посадочной полосы:

Стойки шасси Характеристика ВПП
Грунтовая, кг/см3

Бетонная, кг/см3

Передняя 5,5+0,5 7,5+0,5
Главные 4,5+0,5 7,5+0,5

При уборке шасси с помощью гидравлической системы в грузовой люк главные стойки разворачиваются внутрь навстречу друг другу под углом 90о.

Топливная система

Топливные баки кессонного типа с дренажной установкой вмонтированы внутрь плоскостей полукрыльев с обеих сторон.

В состав системы подачи топлива входят механизмы:

  • обеспечения подачи керосина в главные двигатели и на вспомогательную силовую установку;
  • заправка Ил-76 на аэродроме осуществляется через специальные штанги;
  • оборудование для уборки остатков топлива и конденсата.

Военно-транспортный самолет Ил-76 вмещает в баки 84,84 тонны авиационного керосина.

Топливные емкости распределены на 4 обособленных группы.

Каждая из них имеет три резервуара:

  • главный (Г);
  • дополнительный (Д);
  • резервный (Р).

Сложная система подачи топлива предусматривает наличие в баках расходного и предрасходного отсеков. Перетекание топлива происходит в одностороннем порядке за счёт работы обратных клапанов. Баки разделены специальными нервюрами, герметизирующими отдельный топливный танк.

Система оборудована клапанами и нажимными кранами. Это необходимо для верхней подачи топлива и слива остатков конденсата из баков. Общий контроль процесса заправки осуществляется с помощью системы программного управления топливом СПУТ-4-1.

Рождение Ил-38

История семейства Ил-38 началась ещё в 1960 году, когда руководство СССР поручило ОКБ Ильюшина создать противолодочный самолёт для применения в самых различных климатических условиях — от тропиков до арктических широт.

Военные эксперты отмечают, что задача была поставлена после того, как стало известно о появлении у США атомных стратегических подводных лодок, вооружённых баллистическими ракетами.

«Решение по созданию первых Ил-38 было принято после того, как на боевое дежурство вышли американские атомные подводные лодки с ракетами «Поларис», — пояснил в разговоре с RT военный историк и эксперт, директор музея ПВО в Балашихе Юрий Кнутов.

За основу было решено взять пассажирский турбовинтовой лайнер Ил-18.

  • Турбовинтовой пассажирский самолёт Ил-18
  • РИА Новости

При этом конструкторы отказались от оснащения новой машины оборонительным вооружением в виде турелей с авиационными пушками, которые обычно присутствовали на противолодочных самолётах той эпохи. Это позволило снизить массу самолёта, что придало ему больше манёвренности и позволило использовать более короткие взлётно-посадочные полосы.

Также по теме


«Без него не появились бы Су-35 и Су-57»: какую роль в становлении истребительной авиации РФ сыграл самолёт Су-37

25 лет назад впервые поднялся в воздух сверхманёвренный российский истребитель Су-37, оснащённый двигателями с управляемым вектором…

«Противолодочные самолёты должны отличаться целым рядом особенностей, например возможностью длительного нахождения в воздухе и полётов в неблагоприятных условиях. Также машина не должна развивать слишком большую скорость, чтобы можно было осуществлять поиск подводных лодок. Со всеми этими задачами советские конструкторы успешно справились», — рассказал Кнутов.

После государственных испытаний в 1965 году Ил-38 был принят на вооружение авиации Военно-морского флота СССР. Серийное производство этих самолётов шло с 1967 по 1972 год — за это время было изготовлено 65 машин.

В 1980-е было принято решение провести модернизацию Ил-38 с установкой на него на тот момент новой поисково-прицельной системы «Изумруд», однако было усовершенствовано только 12 машин.

По словам Юрия Кнутова, в конце 1980-х начались работы по созданию нового поисково-прицельного комплекса «Новелла». Однако после распада СССР в условиях экономического кризиса комплекс оказался невостребованным.

«Проблема упиралась в средства, не хватало финансирования. Использовать самолёты со старым оборудованием, которое морально устарело, было бессмысленно, поскольку у подводных лодок НАТО резко сменилась шумность, сменилась акустика, после чего их стало сложно обнаруживать», — пояснил эксперт.

Особенности и характеристики

Визуально Ил-38Н отличается от предшественника дополнительными антеннами радиолокационной станции кругового обзора, расположенными поверх носовой части фюзеляжа.

Максимальная взлётная масса самолёта составляет 68 т при максимальной боевой нагрузке в 6 т. Он способен развивать скорость до 650 км/ч при максимальной высоте полёта 8 км. Дальность полёта с нормальной боевой нагрузкой достигает 6,6 тыс. км. Экипаж самолёта состоит из семи человек.

Комплекс «Новелла» включает в себя радиолокационную, теплотелевизионную, радиогидроакустическую, магнитометрическую и командно-тактическую системы, а также комплекс радиоэлектронной разведки.

  • Противолодочный самолёт Ил-38Н во время воздушной части парада, посвящённого Дню ВМФ в Санкт-Петербурге
  • РИА Новости

Он может обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 90 км, а надводные — до 320 км. Дальность обнаружения системой подводных целей в открытых источниках не приводится. Однако известно, что система может одновременно сопровождать до 50 надводных целей.

В качестве вооружения для борьбы с подводными лодками и надводными судами Ил-38Н способен нести противокорабельные ракеты, торпеды и глубинные бомбы, а также гидроакустические и магнитные буи.

Говоря об особенностях этого самолёта, Юрий Кнутов подчеркнул, что после внедрения системы «Новелла» эффективность модернизированных Ил-38 возросла в разы.

В свою очередь, доктор военных наук, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков в интервью RT отметил, что, в отличие от советской системы «Беркут», комплекс «Новелла» способен обнаруживать подводные лодки с довольно низким спектром шумов, даже ниже уровня шума океана.

Также по теме


«Сочетание скрытности и дальности обнаружения целей»: как подлодки проекта 636 «Варшавянка» усилят Тихоокеанский флот РФ

Последняя субмарина в серии из шести подводных лодок проекта 636 «Варшавянка» будет передана Тихоокеанскому флоту РФ в 2024 году. Об…

«На Ил-38Н стоят более совершенные радиолокационные станции, совершенные магнитометры. В целом данный самолёт обладает гораздо большими возможностями по поиску любых атомных подводных лодок противника, чем его предшественник, поэтому принятие его на вооружение — большой шаг в развитии возможностей российского флота», — рассказал военный эксперт.

По его словам, после того как на вооружении у России появился этот самолёт, Минобороны смогло намного эффективнее решать задачи обеспечения борьбы с подводными кораблями вероятного противника.

«А расширение парка таких самолётов довольно серьёзно усилит возможности российского флота по борьбе с атомными подводными лодками противника, в том числе самыми малошумными», — заключил Сивков.

Авиация России

28 сентября 1961 года состоялся первый полёт первого опытного дальнего противолодочного самолёта Ил-38. Командовал экипажем заслуженный лётчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Константинович Коккинаки.

Разработка самолёта началась в ответ на угрозу развертывания потенциальным противником в мировом океане атомных подводных лодок, несущих на борту баллистические ракеты с ядерными боезарядами.

18 июня 1960 года Совет Министров СССР принял постановление о разработке на базе пассажирского Ил-18 самолёта противолодочной обороны дальнего действия Ил-38 с радиогидроаккустической системой «Беркут».

Первый полёт первого опытного Ил-38 состоялся 28 сентября 1961 года, на полгода раньше срока, предписанного правительственным постановлением.

9 апреля 1963 года под управлением ведущего лётчика-испытателя Александра Михайловича Тюрюмина начался заводской этап государственных испытаний на базе Феодосийского филиала ГК НИИ ВВС – аэродроме Кировское.

«Разработка самолёта Ил-38 с автоматизированной системой «Беркут» с применением цифровой вычислительной машины явилась первым опытом работы нашей промышленности по создания авиационных противолодочных комплексов, значительно повышающих эффективность отечественной противолодочной авиации по борьбе с подводными лодками-ракетоносцами», — отмечалось в акте госиспытаний самолёта.

В декабре 1967 года был построен первый серийный Ил-38, с марта 1968 года началось освоение машины в войсках – первые Ил-38 поступили в 24-й отдельный противолодочный авиаполк дальнего действия Северного флота, базирующийся на аэродроме Кипелово в Вологодской области. Командовал полком подполковник Виктор Потапов, в 1988-1994 гг. – командующий авиацией ВМФ, генерал-полковник авиации. Предполагается, что один из модернизируемых в настоящее время самолётов Ил-38Н будет назван его именем.

17 января 1969 года Ил-38 был официально принят на вооружение авиации ВМФ.

Самолёты Ил-38 производились до 1972 года. Всего было выпущено 65 бортов для ВМФ СССР и ВМС Индии. Первый самолёт для индийских ВМС был передан 24 августа 1977 года.

https://www.youtube.com/watch?v=m7gxdYzZnV4

В 2012-2015 гг. ОАО «Авиационный комплекс им. С.В.

Ильюшина» выполнило государственный контракт на ремонт и серийную модернизацию первой партии противолодочных самолётов Ил-38 Морской авиации Военно-морского флота России до уровня Ил-38Н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector