«ракетоносец будущего»: какие задачи сможет выполнять бомбардировщик нового поколения

Появление бомбардировщика

Впервые применение аэропланов для поражения наземных целей предприняли до начала Первой мировой войны. Вместо бомб тогда применялись металлические дротики или флешетты. По размерам они немного превышали карандаш. Таким образом, бомбежка дротиками велась сверху по позициям пехоты и кавалерии. Вес такой стрелы – 30 грамм, она способна была пробить 150 мм древесины. Первую авиационную бомбу создал итальянский военный К. Ципелли. Его главной целью являлось проектирование взрывателя, который должен был сработать в самый ответственный момент. Последующие опыты с гранатами разных типов привели к смерти изобретателя.

Самое первое боевое бомбометание состоялось 1 ноября 1911 года. В разгар итало-турецкой войны итальянский летчик Гавотти сбросил 4 бомбы на турков в городе Триполи. Немного позже в качестве поражающих элементов итальянцы начали использовать картечь.

Недостатки и отличия Су-24 от Су-25

Основным и самым главным недостатком Су-24 является высокий уровень аварийности сопутствующий этому самолёту. Машина весьма сложная в пилотировании, только во время лётных испытаний потеряно 14 самолётов, эксплуатация в строевых частях приносила по 5-6 катастроф и аварий ежегодно.

Су-25 отличается от предшественника тем, что имеет большую степень защиты, недаром его прозвали «летающим танком». Кабина нового штурмовика представляет бронекапсулу, защищённую на всех направлениях, все менее важные агрегаты являются своеобразной защитой более значимых. Большое количество титановых сплавов уменьшило массу машины и повысило его маневренность.

У Су-24 меньшая прицельная дальность и не такой большой арсенал вооружения, он имеет длину разбега и пробега в два раза большую, чем Су-25. У «Грача» создана феноменальная живучесть конструкции, машины приходили и садились на аэродром вылета буквально изрешечённые снарядами и пулями насквозь.

Су-24

Технические характеристики Су-24М

-Экипаж: 2 человека -Длина: 24,594 м (с ПВД) -Размах крыла: -при угле стреловидности Х=16 град: 17,638 м -при угле стреловидности Х=69 град: 10,366 м -Высота: 6,192 м -Площадь крыла: -при угле стреловидности Х=16 град: 55,16 кв.м. -при угле стреловидности Х=69 град: 51 кв.м. -Коэффициент удлинения крыла: -при угле стреловидности Х=16 град: 5,64 -при угле стреловидности Х=69 град: 2,107 -Угол стреловидности по передней кромке: 16 град/ 35 град/ 45 град/ 69 град -Поперечное V крыла: -4,5 град -База шасси: 8,51 м -Колея шасси: 3,31 м -Масса пустого: 22300 кг -Масса снаряжённого: 23700 кг -Нормальная взлётная масса: 33500 кг -Максимальная взлётная масса: 39700 кг -Нормальная посадочная масса: 24500 кг -Максимальная посадочная масса: 28000 кг -Масса топлива во внутренних баках: 9800 кг -Объём топливных баков: 11860 л -Силовая установка: 2 х ТРДДФ АЛ-21Ф-З -Бесфорсажная тяга: 2 х 7800 кгс (76,5 кН) -Форсажная тяга: 2 х 11200 кгс (110 кН)

Лётные характеристики

-Максимальная скорость: -на высоте 200 м: 1400 км/ч (без подвесок) -на большой высоте: 1700 км/ч (М=1,35) -Скорость отрыва: 360—400 км/ч -Посадочная скорость: 285—310 км/ч -Боевой радиус: 560 км (на высоте 200 м с ПТБ и норм. боевой нагрузкой) -Перегоночная дальность: 2850 км (с ПТБ) -Практический потолок: 11500 м -Нагрузка на крыло: 607 кг/кв.м. (при норм. взлётной массе при Х=16 град) -Тяговооружённость: 0,67 / 0,56 (при норм./макс. взлётной массе на форсаже) -Длина разбега: 1150—1250 м (при норм. взлётной массе) -Длина пробега: 950—1000 м (при норм. взлётной массе и с торм. парашютом) -Максимальная эксплуатационная перегрузка: +6,5G

Вооружение

-Стрелково-пушечное: 1 х шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23 с 500 сн. -Боевая нагрузка: 7500 кг (максимальная), 8 Узлов подвески вооружения -Управляемые ракеты: -ракеты «воздух-воздух»: 2 х Р-60 (АА-8) -ракеты «воздух-земля»: -4 х Х-25МЛ/МР или Х-23 -3 х Х-29Л/Т или Х-59 -6 х С-25Л -2 х Х-58 -Неуправляемые ракеты: -192 (6 х 32) х 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или -120 (6 х 20) х 80 мм С-8 в блоках Б-8М или -30 (6 х 5) х 122 мм С-13 в блоках Б-13Л или -4 х 240 мм С-24 или -6 х 266 мм С-25 -Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты -3 х 1500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и т. д.) или -7 х 500 кг (КАБ-500Л/КР, ЗБ-500) или -10 х 500 кг (ФАБ-500, РБК-500) или — х 250 кг (ФАБ-250, РБК-250) или -38 х 100 кг (ОФАБ-100) или -7 х контейнеров КМГУ-2 -Пушечные контейнеры: 3 х СППУ-6 с 23 мм пушкой ГШ-6-23 с 400 сн. -Подвесной контейнер «Фантасмагория» для целеуказания ракетам Х-58

Вчера и сегодня

Новая машина, казалось бы, произвела на военное ведомство сильное впечатление. Ещё бы! В бомбардировочном варианте «Илья Муромец» нёс на себе (на внутренней подвеске, что не нарушало аэродинамики самолёта) 800 кг бомб и развивал при этом солидную по тем временам скорость — до 135 км/час, поднимаясь при этом на высоту до 4 тысяч метров. На его борту для защиты от истребителей противника устанавливались восемь пулемётов и одна пушка. Бомбовоз оказался удивительно живучим — за всю войну немцам удалось сбить один-единственный самолёт.

wikimedia.org
В бомбардировочном варианте «Илья Муромец» нёс на себе (на внутренней подвеске, что не нарушало аэродинамики самолёта) 800 кг .

Но не всё в судьбе «Муромца» было просто. Отечественные промышленники, будучи обычными частными предпринимателями, думали в первую очередь о своей прибыли. А «Илья Муромец», как продукт, был очень высокотехнологичен и даже для тех лет довольно дорог — 150 тысяч рублей. Ну и что, что это уникальная модель? Ну и что, что это первый в мире бомбардировщик, к тому же с весьма комфортабельным салоном (помещения отапливались отработанными газами двигателей)? Ну и что, что на нём установлен целый ряд мировых рекордов, главный — рекорд грузоподъёмности: 1.280 кг груза, 16 пассажиров и одна собака («прабабушка» Лайки, Белки и Стрелки!). В производстве он сложен — это главное. И заказов на него нет. Да и И.И. Сикорский не сразу стал тем удачливым бизнесменом, каким его знают в американский период его жизни, — ему не хватало гибкости, он не умел кланяться тогдашним финансовым тузам.

Всё встало на свои места, только когда клюнул жареный петух: накануне войны и сразу после её начала военные заказали сначала десять «Муромцев», потом ещё 32, потом — ещё. Были сформированы эскадры воздушных кораблей (как звучит!), в которых воевало более 80 машин.

5. E-2D Advanced Hawkeye

Цена 1 единицы — 232 млн. долларов

В августе 2007 года E-2D Advanced Hawkeye – модернизированный вариант E-2 Hawkeye -впервые поднялся в воздух. От своего предшественника он отличался множеством технологических усовершенствований, включая возможность связи и координации со всеми прибрежными, наземными и открытыми морскими судами. Модернизация также включала электронные и механические РЛС активного сканирования (APY-9).

Самолет E-2D оснащен полностью интегрированной цельностеклянной тактической кабиной, передовыми компьютерами для выполнения миссий, усовершенствованными средствами электронной поддержки, а также модернизированным набором каналов связи и передачи данных. Последняя версия самолета оснащена системой управления полетом и двумя турбовинтовыми двигателями Allison / Rolls-Royce T56-A-427A (3800 кВт).

«СОКО J-22 ОРАО» — балканский орел

Истребитель-бомбардировщик (Югославия, Румыния)

«Орао» в переводе с сербского означает «Орел», но в Румынии самолет получил неофициальное имя «Вултур» — «Гриф»

В конце 1960-х годов Румыния и Югославия первыми среди стран социалистического лагеря предприняли попытку собственными силами создать современную боевую машину.

В середине 1972 года конструкторы югославского Технического института ВВС и румынского Национального института науки и техники завершили работу над проектом. Затем на югославской фирме «СОКО» и румынском заводе в Крайове одновременно приступили к сборке двух прототипов. Фюзеляж у них был одинаковым, а оборудование и вооружение каждая страна ставила свое.

С разницей в 20 мин 31 октября 1974 года обе машины поднялись в воздух. Югославский вариант назывался J-22 (от jurishnik — «штурмовик»), а румынский — JAR-93. Через два года самолеты начали поступать в боевые части. После распада Югославии «Орао» оказались в составе ВВС Сербии и Черногории. Пять-семь машин попали в руки боснийских сербов. Югославские «Орао» принимали деятельное участие во всех событиях, развернувшихся на территории этой страны. Во время войны в Хорватии в 1991 году один самолет был сбит.

В 1999 году в составе сербской армии этот истребитель-бомбардировщик воевал против косовских повстанцев. При полном господстве в небе авиации США и НАТО «Орао» летали на сверхмалых высотах и наносили удары по наземным целям. Об их потерях в этой войне сведений нет. «СОКО J-22 Орао» до сих пор состоят на вооружении Сербии.

При конструировании J-22 Румыния разрабатывала переднюю часть фюзеляжа, киль и дополнительные баки, а Югославия — крылья, центральную и хвостовую части фюзеляжа

J-22 «Орао» — первый боевой самолет стран социалистического лагеря, построенный без участия СССР

Появление сверхскоростных стратегических бомбардировщиков из титана

Программа XB-70 стала самой дорогостоящей в международной авиации

Уже во время Вьетнамской войны и переходных Ту-22 с B-58 появились дальние зенитно-ракетные комплексы С-75 «Двина», которые практически свели на нет все старания инженеров.

Дальность и скорость полёта ракет ПВО, а так же серьезно увеличившаяся дальность баллистических ракет в шестидесятые годы заставила военных пересмотреть доктрины.

Стратегические бомбардировщики должны были стать самолётами, прорывающими оборону противника на запредельной высоте и скорости.

Самым известным американским проектом стал North American XB-70 Valkyrie — цельнометаллический самолёт с невероятной компоновкой и тысячами прорывных конструктивных идей.

Движущийся на высоте больше 20 километров при скорости в 2 тысячи километров в час XB-70 гарантированно был недостижим для любых наземных средств обороны.

Цена оказалась велика: самолёт стал самым дорогим авиационным проектом за всю историю. И это без учета косвенных расходов, а так же выплат по результатам нескольких катастроф с погибшими.

Несмотря на трудоемкость и стоимость изготовления, Т-4 оказался удачной машиной

Но Штаты были не единственными, кто ошибался: в СССР разрабатывали аналогичный цельнотитановый бомбардировщик прорыва Т-4, разработанного КБ Сухого, с постоянной скоростью в 3000 километров в час.

Он получил меньшую дальность, поскольку предназначался для поиска и уничтожения авианосцев противника, став попыткой догнать США, активно развивавшей авианосный флот.

Этот проект, как и ряд других, пал жертвой политики и переменчивых военных доктрин

«Валькирию» закрыли в 1969, как и Т-4: невероятная стоимость, резкое улучшение характеристик ракетных систем закрыли проекты.

Какое-то время обе страны пытались продолжить идеи в более простых схемах, дешевых и проверенных. Однако все они не вышли за рамки бумажных проектов: сверхзвуковые перехватчики МИГ-25 с крейсерским сверхзвуком заставили отказаться от концепции.

«Продолжаем непростой процесс»

В июле 2020 года главком ВКС генерал-полковник Сергей Суровикин сообщил, что доля современного вооружения в ВКС РФ превысила отметку 70%. Данный показатель соответствует общей доле новой техники в ВС РФ, которая на июль 2021 года составляла 71%.

«Сегодня все — кто со злостью, кто с одобрением — понимают и констатируют, что российская армия имеет больше 70%, а если говорить точнее, то почти 71% современного вооружения и техники. Это самый высокий процент среди всех армий мира», — заявил в июле министр обороны РФ Сергей Шойгу на встрече с коллективом компании «Роствертол».

  • Тяжёлый транспортный самолёт Ил-76МД-90А

Как отметил в беседе с RT член Академии военных наук РФ Андрей Кошкин, многие страны мира стремятся добиться таких показателей, однако не всем это удаётся.

«США говорили о том, что они модернизируют армию, об этом заявляли и многие европейские государства, в том числе Германия. Но об их успехах в этом вопросе ничего не известно. А Россия смогла реализовать эти планы», — сказал эксперт.

Также по теме


479 участников и громкие премьеры: какая новая техника представлена на авиакосмическом салоне МАКС-2021

В подмосковном Жуковском начинает работу Международный авиационно-космический салон МАКС-2021. Как отмечают эксперты, в этом году…

При этом Кошкин подчеркнул, что военная авиация является одной из самых технически сложных и затратных областей оборонной промышленности. Возможность производить современную боевую авиатехнику и оснащать ею войска является ключевой для обороноспособности страны, сказал эксперт.

При этом он обратил внимание на то, что РФ удаётся реализовывать программу закупки вооружений в условиях санкций и экономических сложностей, вызванных пандемией. «Процесс перевооружения идёт в непростые годы пандемии, когда пострадала экономика и планы перевооружения во многих странах были сорваны

Мы же выполнили полностью план по поставкам боевой техники. Не помешали нам и санкции США, в том числе против предприятий оборонно-промышленного комплекса», — заявил Кошкин

«Процесс перевооружения идёт в непростые годы пандемии, когда пострадала экономика и планы перевооружения во многих странах были сорваны. Мы же выполнили полностью план по поставкам боевой техники. Не помешали нам и санкции США, в том числе против предприятий оборонно-промышленного комплекса», — заявил Кошкин.

Важной частью работы предприятий ОПК сегодня является импортозамещение, добавил аналитик. «Мы продолжаем непростой процесс замены импортных комплектующих

Всё это позволяет нам стать державой, которая располагает одной из лучших армий в мире, в том числе и ВКС. Мы смогли обеспечить ВКС уникальными образцами, например истребителем пятого поколения Су-57. Он уже находится в строю, им, к слову, уже интересуются за рубежом. Так что в этой области мы занимаем лидерские позиции», — говорит Андрей Кошкин

«Мы продолжаем непростой процесс замены импортных комплектующих. Всё это позволяет нам стать державой, которая располагает одной из лучших армий в мире, в том числе и ВКС. Мы смогли обеспечить ВКС уникальными образцами, например истребителем пятого поколения Су-57. Он уже находится в строю, им, к слову, уже интересуются за рубежом. Так что в этой области мы занимаем лидерские позиции», — говорит Андрей Кошкин.

В свою очередь, редактор газеты «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин в комментарии RT обратил внимание на то, что пока истребитель пятого поколения Су-57 закупается небольшими партиями

Стратегический бомбардировщик

Прежде чем переходить непосредственно к теме, хотелось бы поговорить о том, какая техника относится к классу стратегической, ведь именно она имеет наибольшее значение для современной авиации. Так вот, боевой самолет стратегического назначения предназначен для нанесения ядерных ударов путем сброса бомб или ракет по стратегически важным объектам противника. При этом нельзя путать стратегическую и тактическую военную технику. Последняя используется для уничтожения техники и живой силы врага. Стоит отметить, что в настоящее время только на вооружении двух стран в мире есть стратегические бомбардировщики, это Россия и США. Ну а сейчас перейдем к рассмотрению конкретных моделей.

От Су-30 до Су-75

По мнению экспертов, одной из самых перспективных машин, упомянутых Сергеем Дроновым, является истребитель Су-57.

На данный момент это наиболее современный самолёт в российских ВКС. Среди его главных достоинств — сверхманёвренность, способность применять широкую линейку боеприпасов и малозаметность.

Первые серийные образцы Су-57 оснащаются турбореактивной двухконтурной силовой установкой АЛ-41Ф1 («Изделие 117»), на которой летает истребитель поколения 4++ Су-35. В дальнейшем планируется ставить на Су-57 так называемый двигатель второго этапа («Изделие 30»), который позволит длительное время держать сверхзвуковую скорость без значительного расхода топлива.

Производство Су-57 развёрнуто на авиационном заводе имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре. Минобороны РФ должно получить 76 таких самолётов в рамках госпрограммы вооружений, рассчитанной до 2028 года. В этом году ожидается поставка четырёх таких машин.

Стоит отметить, что сейчас ОКБ Сухого занимается созданием лёгкого истребителя пятого поколения c одним двигателем. Предполагается, что он получит обозначение Су-75. Впервые данная машина была представлена на МАКС-2021 под рабочим названием Checkmate.

По словам аналитиков, вплотную к характеристикам авиации пятого поколения приблизился и одноместный истребитель Су-35С (4++).

Специалисты называют этот самолёт своего рода переходным звеном между легендарными истребителями Су-27 и перспективными Су-57.

Су-35С предназначен для уничтожения всех воздушных, наземных и надводных целей и обладает средствами прорыва современной противовоздушной обороны.

Самолёт поставляется в войска с конца 2012 года и активно применялся в ходе вооружённого конфликта в Сирии. На февраль 2020-го ВКС РФ имели в своём распоряжении около 70 таких машин.

Хорошо зарекомендовал себя в САР и двухместный истребитель Су-30СМ. Он продолжает линейку боевых самолётов семейства Су-30МКИ.

  • Пилотажная группа «Русские витязи» на самолётах Су-30СМ
  • РИА Новости

Су-30СМ способен действовать в любое время суток и при любых погодных условиях. Машина может уничтожать как воздушные, так и наземные цели. Кроме того, истребитель способен проводить воздушную разведку и давать целеуказание другим самолётам.

Фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34, о котором также сообщил Сергей Дронов, был принят на вооружение в 2014 году.

Данный самолёт сыграл важную роль в борьбе с террористическими формированиями в Сирии. Он предназначен для нанесения точных ракетно-бомбовых ударов по наземным целям противника в оперативной и тактической глубине, а также поражения воздушных целей противника.

В декабре 2020 года сообщалось, что компания «Сухой» досрочно завершила выполнение контракта на поставку около 100 Су-34 для ВКС РФ.

  • Истребители-бомбардировщики Су-34
  • РИА Новости

В данный момент ведётся разработка модернизированной версии данного самолёта — Су-34М.  

В свою очередь, военно-транспортные самолёты Ил-76МД-90А, вертолёты Ми-28НМ, Ка-52 и Ми-8АМТШ-ВН представляют собой глубокую модернизацию проверенных временем моделей боевых машин, создание которых было начато ещё в советские годы.

АМХ — «недорогой» штурмовик

Легкий штурмовик (Италия, Бразилия)

Участие в работах по программе AMX распределилось следующим образом: компания «Эмбраер» — 30% объема работ; компания «Аэриталия» — 47 %; компания «Аэрмакки» — 23%

В 1977 году ВВС Италии решили заменить находившиеся у них на вооружении истребители-бомбардировщики G-91Y производства «Аэриталия» и F-104G американской фирмы «Локхид». Предполагалось сделать машину недорогой и получить хороший доход от ее экспорта.

Использовать самолет собирались как в зоне боевых действий — в роли штурмовика, так и вдали от них — в качестве разведчика. До этого переговоры с фирмой «Аэрмакки» вели бразильские военные, также нуждавшиеся в замене своего старого штурмовика. Участие бразильцев обещало сделать разработку еще дешевле. Образовался международный консорциум, в который, помимо итальянских «Аэрмакки» и «Аэриталия», вошла бразильская фирма «Эмбраер».

Фонарь кабины АМХ обеспечивает пилоту полный круговой обзор в воздухе

В 1980 году началось проектирование новой машины. Для повышения боевой «живучести» все основные системы устанавливались на самолет в двух экземплярах, однако в целях экономии было решено не бронировать кабину пилота.

Легкий штурмовик AMX 29 марта 1988 года вышел из сборочного цеха авиазавода в Турине.

Спустя полтора месяца, 11 мая, состоялся его первый полет. В том же году ВВС Италии и Бразилии заказали в общей сложности 88 таких самолетов. Всего же за последующие восемь лет их было выпущено 193.

Штурмовик АМХ так и не попал на мировой авиационный рынок из-за высокой стоимости

Конструктивные особенности Су-24

У высокоплана с двумя двигателями, коим является Су-24, при полете передняя часть крыльев может иметь четыре положения. Этим достигается:

  • уменьшение протяженности разбега и пробега на 45% и 40% соответственно;
  • увеличение дальности полета на 38%;
  • уменьшение допустимых скоростей взлета и посадки на 26%;
  • снижение действий перегрузки на 30%.

Носовой обтекатель свободно пропускает радиоволны и закрывает антенны:

  1. Радиолокационной станции переднего обзора «Орион».
  2. Радиолокатора предупреждения о столкновении с препятствиями (РПС) «Рельеф».
  3. Передней полусферы антенно-фидерной системы «Пион».
  4. Радиолокационной станции (ПРС) «Филин» и приёмник воздушного давления ПВД-18.

Следом за обтекателем находится полностью герметически закрывающаяся кабина с двумя креслами для катапультирования К-36Д или К-36ДМ. Кресло пилота расположено справа, а штурмана слева.

Конструкцию кресел разработала команда специалистов под началом Г. И. Северина. Катапультирование применялось для спасения экипажа при аварии или поражении огнем противника.

Для возможности управления самолетом и контроля над работой приборов в поле зрения пилотов расположено 252 сигнальных и индикаторных лампочки, свыше 20 рычагов, более 300 переключателей.

Для тренировки в условиях ограниченной видимости используют так называемый «полет под шторками»

За поддержание комфортной температуры в кабине отвечает штатный кондиционер. Органы управления дублированы, т.е. при невозможности пилоту управлять машиной, это слегка ограниченно сможет делать штурман.

Под кабиной расположены три отсека со спрятанными в них блоками радиоэлектроники и стойкой переднего шасси. В отсеке позади кабины размещается большая часть спецоборудования.

Приборы радиоэлектронного и специального назначения, топливные емкости в количестве трех штук и углубление для убирающихся шасси располагаются в среднем отделе фюзеляжа.

В первом из баков предусмотрен вырез под снарядный ящик для шестиствольной пушки. Вместимость ящика 500 снарядов.

Хвостовая часть отдана под два разделенных противопожарной перегородкой отсека с движками АЛ-21Ф-3 в них. Снаружи по бокам фюзеляжа закреплены воздухозаборники с вертикальным клином торможения. В обоих воздухозаборниках имеются отделения для установки контрольной аппаратуры и датчиков.

Выпуск и уборка шасси осуществляется гидравлически, а выпуск дублируется аварийной пневматической системой. Переднее шасси сделано поворотным и не тормозным.

Парашютно-тормозная установка ПТК-6 имеет два крестообразных тормозных парашюта, в обычном состоянии расположенных в контейнере закрытом шторками.

Применение парашютов обусловлено высокой посадочной скоростью и призвано сократить длину пробега самолёта по ВПП, при посадке. Стоит отметить наличие системы дозаправки в воздухе, по ряду сведений впервые серийно применённым именно на бомбардировщике Су-24.

Для бесперебойной работы всех частей, приборов и механизмов существует топливное, гидравлическое, пневматическое, электронное и противопожарное оборудование.

«Мы смогли уничтожить «стелсы»

В беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что Spirit стал большим достижением конструкторской школы США. Самолёт получил необычную для своего времени аэродинамическую форму и множество автоматизированных систем управления. Однако проект не оправдал ожиданий Пентагона из-за огромных расходов и слабой боевой эффективности, считает аналитик.

«B-2 оказался неприлично дорогим. Но всё же его главный недостаток — невысокая боевая эффективность. В частности, самолёт-невидимка оказался уязвимым даже перед не очень современными истребителями и средствами ПВО. Его применение не может дать преимуществ, на которые традиционно рассчитывают американцы», — сказал Кнутов.

Также по теме


«Сможет вести разведку автономно»: какими возможностями будет обладать ударный беспилотник ВКС «Охотник»

В России впервые поднялся в воздух тяжёлый разведывательно-ударный беспилотный комплекс «Охотник». Об этом сообщили в Минобороны РФ….

Одним из первых тревожных звонков стало заявление лётчика ВВС США Ларри Нильсена о том, что В-2 виден на радаре истребителя МиГ-29. В 1990-е годы пилот участвовал в испытаниях советских самолётов, которые Соединённые Штаты получили из авиапарка бывшей ГДР. В интервью World Air Power Journal Нильсен сообщил, что Spirit может быть взят на прицел комплексом Н019 разработки «Фазотрон-НИИР» (Москва).

Сложно назвать удачным и боевое крещение В-2, которое состоялось на территории Сербии в 1999 году. Как утверждали югославские офицеры, 19 и 20 мая им удалось подбить два американских бомбардировщика. По словам сербских военных, «Дух Миссури» получил повреждение от зенитной ракеты под Белградом, а «Дух Вашингтона» упал на территории Хорватии.

«События, описанные в моей книге, показали, что даже с устаревшим русским оружием мы смогли уничтожить «стелсы» (аппараты с малой радиолокационной заметностью. — RT) и другие новейшие американские самолёты. В официальном документе, выданном мне югославской армией, указывается, что на личном счету моего дивизиона числятся уничтоженные F-117 и F-16, а также подбитый B-2», — рассказал в интервью «Российской газете» бывший офицер ПВО Югославии Джордже Аничич.

Однако американская сторона не признала потерь двух В-2 в 1999 году. На сегодня информация о выводе «Духа Миссури» и «Духа Вашингтона» из состава ВВС в документах Пентагона не фигурирует.

«Как бы то ни было, важно, что эти самолёты югославы обнаружили, причём советскими средствами ПВО. Скорее всего, В-2 были нанесены не катастрофические повреждения

Например, есть версия, что один из бомбардировщиков вынужденно приземлился на аэродроме в Хорватии. Позже американцы либо отремонтировали подбитые самолёты, либо списали их, но не стали объявлять об этом», — пояснил Кнутов.

  • B-2 Spirit наносит удар по наземным целям
  • Reuters

Собеседник RT полагает, что В-21 может повторить судьбу предшественника. В 2015 году Northrop Grumman получил от Пентагона контракт на $21,4 млрд. Но общая стоимость всей программы с учётом расходов на производство, по прогнозу Military.com, превысит $55 млрд. Кнутов полагает, что В-21 будет неспособен преодолевать рубежи российской ПВО, а его разработка и выпуск вновь потребуют чрезмерных затрат.

«В-21, как и другие невидимки, американцы будут использовать только против стран, у которых очень слабая ПВО. Вложения в этот проект вызваны раздуванием военного бюджета США, происходящим в последние годы. Но к тому моменту, когда американцы начнут эксплуатировать Raider, у России появятся новые ЗРК и средства радиолокации с фотонным локатором. Сейчас можно однозначно говорить, что перехват В-21 не станет сложной задачей для наших систем большой дальности С-400 и С-500 и, возможно, других средств ПВО», — резюмировал Кнутов.

4/ МиГ-15: истребитель-долгожитель

Истребитель МиГ-15, впервые взлетевший в 1947 году, – самый массовый реактивный истребитель в мире. Всего было выпущено более 17 тыс. единиц. В различных модификациях он находился на вооружении более 40 стран и до сих пор эксплуатируется в нескольких странах.

Мировое признание МиГ-15 получил в ходе Корейской войны 1950-х годов. Иностранная пресса называла самолет «корейским сюрпризом»: МиГ-15 эффективно противостоял не только тяжелым бомбардировщикам B-29, но и американским истребителям. Именно на МиГ-15 пилот Евгений Пепеляев, воевавший в Корее, стал одним из самых результативных асов в истории реактивной авиации. 
 

Дальние бомбардировщики России: Ту-95МС

Данный агрегат получил классификацию НАТО Bear, что в переводе означает «Медведь». Это турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Стоит заметить, что Ту-95 стал настоящим символом Холодной войны, из-за чего и было принято решение глубокой модификации и создания более эффективного и мощного Ту-95МС

Стоит заметить, что бомбардировщик является последним принятым на вооружение во всем мире, следовательно, и самым новым, что немаловажно. Данная авиационная машина пережила просто огромное количество модификаций

Последняя заключалась в возможности поражения важных объектов противника крылатыми ракетами при любых погодных условиях и в любое время суток. Именно Ту-95МС поставил рекорд беспосадочного полета. За 43 часа пара бомбардировщиков пролетела порядка 30 тысяч километров, с четырьмя дозаправками в воздухе.

Летные ТТХ бомбардировщика Ту-2. Серийное производство

Новая машина показала в ходе государственных испытаний прекрасные летные качества. Однако следует отметить тот факт, что уникальные и высокие летно-технические характеристики бомбардировщика как пикировщика, не произвели на высшее военное командование и приемную комиссию должного эффекта. В полную силу советский бомбардировщик Ту-2 так никогда и не применялся. Сказалась нехватка опыта нанесения бомбового удара с пикирования у советских летчиков. В большинстве случаев самолет использовался как обычный фронтовой бомбардировщик, осуществляя бомбометание с горизонтального полета.

Ту-2 на полигоне

Если говорить о вооружении, то новая машина обладала мощными наступательными огневыми средствами. Две курсовые 20 мм пушки представляли собой грозную силу не только для вражеских самолетов, но и для наземных целей. Для обороны самолет оснащался тремя огневыми точками. Вместо слабеньких пулеметов ШКАС на «тушках» стояли крупнокалиберные пулеметы УБТ калибром 12,7 мм. Причем оборонительные точки размещались на спине и на брюхе самолета, закрывая всю верхнюю, заднюю и нижнюю полусферу. Соответственно экипаж самолета составлял 4 человека, где в помощь основному пилоту шел штурман и два стрелка.

Ту-2 схема

Имея такие характеристики, самолет поступил весной 1942 году в серию. На серийные образцы, начиная с 1943 года, стали устанавливать более мощные звездообразные двигатели конструкции Швецова АШ-82ФН. Позже, отказавшись от идеи использовать самолет в качестве пикировщика, на серийных машинах перестали ставить закрылки-щитки.

«СЕПЕКАТ ЯГУАР» — англо-французский долгожитель

Истребитель-бомбардировщик (Великобритания, Франция)

Этот «Ягуар» сфотографирован перед принятием топлива от заправщика — по правому борту видна выпущенная заправочная штанга

В 1965 году ВВС Франции и Королевские ВВС Великобритании решили объединить усилия по созданию учебно-боевого тактического самолета, и уже 17 мая 1965 года британская ВАС и французская «Бреге» подписали соглашение о сотрудничестве.

Через год появился концерн «СЕПЕКАТ» — Европейское объединение по производству учебно-боевого тактического самолета. Крыло и оперение разрабатывали британцы, а фюзеляж проектировали французы. Еще две вошедшие в «СЕПЕКАТ» фирмы, «Роллс-Ройс» и «Турбомека», создавали двигатель.

В 1966 году определился общий вид самолета и началось строительство 10 опытных образцов-прототипов, 3 из которых впоследствии разбились при испытаниях. Наконец, в 1968 году 400 самолетов, по 200 для каждой страны, были запущены в серийное производство. 20 апреля 1972 года состоялся первый полет французской машины, уже под названием «Ягуар». Всего к 1986 году был построен 531 самолет.

Война в Персидском заливе в 1991 году стала звездным часом для «Ягуара». На ней он не раз продемонстрировал свои высокие боевые возможности

В 1977 году французские «Ягуары» бомбили колонны партизан из Фронта освобождения Северо-Западной Африки в Мавритании, в 1986 году участвовали в военных действиях в Чаде. Всего в ВВС Франции из них было сформировано девять эскадрилий.

Британские «Ягуары» впервые столкнулись с реальным противником только в 1991 году в небе Ирака. В отличие от более тяжелых и нагруженных боеприпасами

«Торнадо» они не понесли потерь в тех боях. Начатая было замена «Ягуаров» на германобританское творение приостановилась. Лишь в 2007 году уступить дорогу их заставил французский «Мираж 2000 N».

GR3A — последняя модификация «Ягуара», на которой устранили основной недочет предыдущих версий: недостаточную мощность двигателей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector