Год русских ракет: новое оружие россии превратило оборону запада в сущий ад

О сентиментальности

Множество других наименований отечественных военных средств не менее оригинально и порой вызывает улыбку, пока не узнаешь характеристики и возможности изделия. Сентиментальность также не чужда нашим военным инженерам.

Ниже приведен перечень романтических и немного смешных названий российского оружия и военной техники:

  • «Улыбка» — радиопеленгационный метеокомплекс.
  • «Ласка» — реактивный снаряд с химической боеголовкой калибром 240 мм.
  • «Украшение» — кассетный реактивный 122-миллиметровый снаряд типа 9М-22К.
  • «Волнение» — термобарическая боеголовка.
  • «Шалун» — военный автомобиль УАЗ-3150.
  • «Визит» — бронежилет.
  • «Привет» — резиновый боеприпас калибром 23 мм.
  • «Позитив» — корабельная радиолокационная станция.
  • Многократная светошумовая граната «Экстаз».
  • «Нежность» — наручники.
  • пехотная лопата-гранатомет «Вариант».

История создания

Первыми работами в области создания противотанковых управляемых ракет (ПТУР) занялись немцы во время Второй мировой войны. Они создали принципиально новое оружие против бронетехники: ПТРК Х-7 Rotkappchen («Красная Шапочка»). Данная ракета управлялась по проводам и имела дальность полета 1200 метров. Этот ракетный комплекс был готов в самом конце войны, но свидетельств о его реальном боевом применении нет.

Неизвестно, попала ли «Красная Шапочка» хотя бы в один из вражеских танков, но в руки союзников она попала точно и оказала серьёзное влияние на дальнейшее развитие подобного оружия.

Через несколько лет после войны французы создали весьма неплохие ПТУР SS-10 и SS-11. СССР включился в эту гонку не сразу, лишь после успешного применения противотанковых ракетных комплексов в нескольких конфликтах, их разработкой занялись и советские конструкторы.

Уже в 1963 году на вооружение Советской армии был принят ПТРК «Малютка». Этот комплекс получился настолько удачным, что используется и поныне. Его «звездным часом» стала арабо-израильская война 1973 года, во время которой переносными комплексами «Малютка» было уничтожено до 800 единиц израильской бронетехники.

ПТУР «Малютка» (как и SS-10) относился к первому поколению противотанковых ракет. Управление ракетой происходило по проводам, несмотря на все свои несомненные преимущества, этот переносной комплекс имел и множество недостатков. Скорость полета ракеты была очень низкой: на расстояние два километра ракета летела почти две минуты. За это время цель могла изменить свое месторасположение или спрятаться за укрытием. Да и развертывание комплекса в боевое положение занимало слишком много времени.

Но главным недостатком было другое: оператор во время всего полета ракеты должен был тщательно наводить ее на цель. Именно поэтому результаты стрельб на полигоне очень сильно отличались от результатов комплекса в боевых условиях. Малейшее дрожание рук оператора уводило ПТУР мимо цели. Израильтяне очень быстро поняли этот недостаток комплекса и изменили тактику: сразу после пуска ракеты открывали по оператору шквальный огонь, в результате чего точность «Малюток» значительно снижалась.

К тому же очень скоро на танках появилась навесная динамическая броня, что сразу сделала применение этих ПТУР намного менее эффективным. Необходимо было создавать новый комплекс. Основной задачей конструкторов было упростить нацеливание ракеты и увеличить скорость ее полета.

В ПТРК второго поколения для управления полетом противотанковой ракеты использовался специальный инфракрасный пеленгатор, который отслеживал положение ракеты, отсылал информацию в вычислительную машину комплекса, а та передавала команды ракете через провод, что разматывался за ней.

В 1963 году в Тульском конструкторском бюро приборостроения началась разработка ПТУР второго поколения «Фагот». Основным отличием этого ракетного комплекса стала полуавтоматическая система наведения. Чтобы попасть в цель, оператору необходимо было просто навести на нее визир и удерживать его на протяжении всего полета ракеты. Управление полетом ракеты выполняла автоматика комплекса.

Кроме того, чтобы уменьшить время развертывания, пуск ракеты «Фагота» производился прямо из контейнера, а запуск ее маршевых двигателей происходил на достаточном удалении от оператора. Конструкторам удалось серьезно уменьшить габариты и вес пускового контейнера, установив на ракете крылья, раскрываемые сразу после старта.

Заводские испытания комплекса начались в 1967 году и продолжались два года, в 1970 году противотанковый ракетный комплекс «Фагот» приняли на вооружение.

В 1975 году для «Фагота» была создана модернизированная ракеты 9М111М с улучшенной бронепробиваемостью и увеличенной дальностью.

Комплекс «Фагот» активно экспортировался, он и сегодня состоит на вооружении нескольких десятков армий. «Фагот» успел поучаствовать во многих конфликтах, показав при этом высокую эффективность и надежность. Кроме Советского Союза, эти комплексы производились еще и в Болгарии.

По классификации стран НАТО этот ПТРК называется AT-4 Spigot.

Краткий курс истории. «Катюша»

14 июля 1941 года Красная Армия впервые применила в боевых условиях советскую машину реактивной артиллерии БМ-13 («Катюша»).

История создания

В 1921 году в Москве была создана Газодинамическая лаборатория под руководством Н. И. Тихомирова и В. А. Артемьева, на которую возложили задачу по проектированию и созданию реактивных снарядов для боевой авиации. В 1929–1933 годах такие снаряды были созданы и испытаны. В дальнейшем на базе лаборатории был создан Реактивный научно-исследовательский институт, который и продолжил эти работы. В 1937–1938 годах реактивные снаряды уже были на вооружении Красной Армии. А летом 1939 года практические боевые испытания прошли на реке Халхин-Гол. Перед самой Великой Отечественной войной инженеры нашли новое применение авиационным реактивным снарядам. Они создали многозарядную пусковую установку, размещенную на грузовом автомобиле и получившую обозначение БМ-13.

Залп дивизиона БМ-13-16 во время Сталинградской битвы

Боевой путь

21 июня 1941 года новую разработку утвердили и запустили в работу. Через три недели в Красной Армии появилась первая батарея из семи установок. Командиром стал капитан Иван Андреевич Флёров. 14 июля 1941 года установки дали только два залпа по станции Орша, но немецкие войска и техника, которая там скопилась, были полностью уничтожены. Красноармейцы ласково прозвали грозное оружие «Катюшей». К сожалению, нет достоверных сведений, как появилось такое название. Одни считают, что оно связано с популярной в военные годы песней М. Блантера на слова М. Исаковского «Катюша», другие – что она появилась из-за буквы «К», выбитой на раме установки. Так маркировал свою продукцию завод имени Коминтерна. Есть еще одна, лирическая версия: имя любимой девушки на БМ-13 написал боец. Производство «Катюш» было на особом контроле Верховного Главнокомандования, и осенью 1941 года в войсках было уже 59 дивизионов, 33 из которых сосредоточились под Москвой. Документы Верховного Главнокомандования отмечали, что армия получила новое мощное оружие, которое не только дает высокий практический результат, но и наносит моральное потрясение немецким солдатам. Противник не был готов к появлению «Катюш». Немцы развели настоящую охоту за новым оружием, за него была объявлена большая награда, и к этой охоте даже подключился главный диверсант немцев Отто Скорцени, но долгое время успехов это не приносило. Диапазон применения установок БМ-8 (модификация) и БМ-13 был очень широк. Их использовали не только против пехоты и боевой техники, но и для уничтожения укрепленных рубежей обороны, с помощью которых немцы пытались сдержать советские войска. В ходе войны реактивная артиллерия стала мощнейшим оружием Красной Армии. Ни одно значимое сражение не проходило без боевого применения «Катюш».

История не заканчивается

К маю 1945 года в составе армии действовало 40 отдельных дивизионов, 115 полков, 40 отдельных бригад и 7 дивизий. Дороги войны прошли боевые машины трех видов, но основными и самыми массовыми остались БМ-13 со 132-миллиметровыми реактивными снарядами. После победы над фашистами в 1945 году «Катюши» заняли одно из важнейших мест в Советской армии. На базе БМ-13 стали развиваться и новые системы залпового огня. В 1963 году на вооружение были приняты системы «Град», вслед за ними создана РСЗО с улучшенными характеристиками – «Ураган». В 1987 году на вооружение принята РСЗО «Смерч», а в 2017-м появился бикалиберный вариант «Урагана» – «Ураган-1М». По данным IISS, в начале 2021 года в Российской армии боевое дежурство несут 550 «Градов», 200 «Ураганов» и 100 «Смерчей».

«Катюша» на Параде Победы

Перехват в любых условиях

«Сосна» была разработана на основе модернизированного ЗРК «Стрела-10М3», который стоит на вооружении Сухопутных войск РФ. Новейший комплекс предназначен для уничтожения авиатехники, включая беспилотные летательные аппараты, а также крылатых ракет, планирующих авиабомб и легкобронированных наземных машин. Максимальная дальность поражения системы составляет 10 км, высота — 5 км.

В сентябре 2017 года КБточмаш им. А.Э. Нудельмана опубликовало на YouTube видеоролик, посвящённый «Сосне». В нём сообщалось, что комплекс способен перехватывать ракеты, летящие со скоростью 250 м/c, вертолёты, разгоняющиеся до 100 м/с, и самолёты на скорости до 300 м/с. 

Основу боекомплекта ЗРК составляют 12 двухдвигательных управляемых ракет 9М340 «Сосна-Р», развивающих скорость до 900 м/с. Боевая часть ракеты массой 7,2 кг разделена на бронебойный (взрывается при попадании в цель) и осколочный (детонирует вблизи поражаемого объекта) блоки. В тёмное время суток «Сосна-Р» перехватывает цели благодаря инфракрасной головке самонаведения. 

  • Эскизное изображение комплекса «Сосна»

На перезарядку боекомплекта ЗРК уходит около десяти минут. Пусковые установки размещены с двух сторон от блока оптико-электронного оборудования. Управление «Сосной» осуществляется посредством цифровой вычислительной системы.

Боевую работу детище московских инженеров способно вести в любое время суток и в сложных метеоусловиях. Пуск ракет может производиться на скорости 25—30 км/ч, с которой обычно движется танковая колонна Сухопутных войск РФ. 

Также по теме


«Своевременный и адекватный ответ»: как Россия укрепляет свою противовоздушную оборону

В 2019 году российская армия пополнится современными системами войсковой ПВО. Об этом сообщили в Минобороны РФ. В частности, в…

«Сосна» выполнена на базе гусеничного шасси многоцелевого транспортёра (тягача) МТ-ЛБ, который снискал в войсках славу надёжной и неприхотливой машины. ЗРК способен преодолевать практически любые преграды на равнинной местности.

При разработке «Сосны» специалисты КБточмаш им. А.Э. Нудельмана решили отказаться от использования радиолокационной станции (РЛС). Мониторинг воздушной обстановки осуществляется с помощью многоканальной автоматической всепогодной помехозащищённой оптико-электронной системы управления. Её производство будет развёрнуто на Казанском оптико-механическом заводе.

По информации разработчика, отказ от использования РЛС позволил в два раза увеличить дальность «Сосны-Р», повысить мощь её боевой части, а также снизить вес и стоимость ЗРК.

Лидирующие позиции

Как полагает Юрий Кнутов, научно-технологический фундамент, созданный в советский период, обеспечил успешное развитие российских противокорабельных средств. По мнению эксперта, по ряду важнейших характеристик современные отечественные ракеты превосходят западные образцы. 

Аналогичной точки зрения придерживается и Виктор Мураховский. По мнению эксперта, эффективными средствами противодействия по-прежнему остаются ракеты воздушного и морского базирования. Как и прежде, отечественные боеприпасы необходимы для обеспечения сдерживания натовских военно-морских сил. 

«Мы видим, что флот западных государств действует вблизи российских территориальных вод, пытаясь как-то провоцировать нас на ответные действия. Но лишь за редким исключением происходит нарушение госграницы. Новейшие ракеты, такие как «Кинжал», невозможно перехватить, что, естественно, вызывает определённое беспокойство у наших оппонентов из НАТО», — подытожил Мураховский. 

«Мы проанализировали мировые тренды»

Большая часть новинок была продемонстрирована на Международном военно-техническом форуме «Армия-2020». В частности, на выставке был показан полноразмерный макет тяжёлого реактивного разведывательно-ударного БПЛА «Гром» разработки группы «Кронштадт» (Санкт-Петербург).

Беспилотный комплекс предназначен для применения в едином звене с самолётами ВКС. Как считает разработчик, его детище облегчит задачу вскрытия и поражения систем войсковой и объектовой ПВО противника. Благодаря достаточно высокой скорости и малозаметности «Гром» может эксплуатироваться в первом атакующем эшелоне.

Также по теме


«Золотая идея»: какое российское оружие отметили премией Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству

Премию «Золотая идея», учреждённую Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), получили три российских…

«Мы проанализировали мировые тренды и ситуацию в нашей стране и пришли к выводу, что для такого аппарата в наших войсках существует ниша. Задел, который мы создали во время опытно-конструкторских работ по «Ориону», позволяет нам реализовать проект «Гром», — сообщил ранее в беседе с RT директор Центра перспективных исследований группы «Кронштадт» Владимир Воронов.

В материалах компании говорится, что беспилотник сможет подниматься на высоту до 12 км и развивать скорость до 1 тыс. км/ч. Радиус боевого применения «Грома» разработчик оценивает в 700 км. Длина БПЛА должна составить 13,8 м, высота — 3,8 м, размах крыла — 10 м, взлётная масса — 7 т, полезная нагрузка — 2 т.

Беспилотный комплекс планируется приспособить под применение бомб массой 100, 250 и 500 кг, а также управляемых боеприпасов. Для их установки на аппарате будут предусмотрены четыре точки подвески: две под консолями крыла и две под фюзеляжем.

Арсенал «Грома» позволит уничтожать надводные и наземные цели, расположенные в тактической и оперативно-тактической глубине. Наведение вооружения БПЛА будет осуществляться с помощью лазерных, телевизионных и спутниковых комплексов.

Помимо «Грома», дебютантами форума «Армия-2020» стали новейшие образцы армейской техники. ООО «Военно-промышленная компания» (ВПК) представила на открытой экспозиции лёгкий бронеавтомобиль «Стрела» в варианте командирской машины и амфибии.

  • Бронеавтомобиль «Стрела» на форуме «Армия-2020»
  • РИА Новости

Преимуществом новинки является невысокая цена по сравнению с ближайшими родственниками — семейством «Тигр». При этом «Стрела» обладает достаточно высоким уровнем баллистической защиты — автомобиль выдерживает выстрел бронебойно-зажигательным патроном с дистанции 30 м.

Также «Стрела» сохраняет жизнь экипажу после взрыва фугаса мощностью до 2 кг в тротиловом эквиваленте под колесом или днищем. В салоне автомобиля могут поместиться до восьми человек.

Также по теме


«Универсальная платформа»: какими преимуществами обладает новый российский бронеавтомобиль «Атлет»

Государственные испытания новейшего российского бронеавтомобиля «Атлет» завершатся летом 2021 года, сообщил генеральный директор…

«Ближайший аналог «Стрелы» — это линейка автомобилей «Тигр». Но представленная на форуме машина значительно легче — это 4,7 т против 8 т у «Тигра». При этом в её конструкции использована сталь А3 толщиной 6,5 мм, которая обеспечивает хорошую пулезащиту», — заявил в интервью RT на полях «Армии-2020» гендиректор ВПК Александр Красовицкий.

Небольшая масса позволяет «Стреле» ускоряться быстрее «Тигра». По шоссе машина может разгоняться до 130—140 км/ч. Военные, которые уже прокатились на бронеавтомобиле, похвалили его за плавность хода.

Ещё одним смелым экспериментом ВПК является получивший широкое распространение в войсках «Тигр» в варианте багги. За счёт демонтажа тяжёлых бронированных дверей конструкторы смогли значительно уменьшить массу машины и конвертировать её в полезную нагрузку.

На машину можно установить любой боевой модуль. Кроме того, багги — это более манёвренный и управляемый транспорт. По словам Красовицкого, такой бронеавтомобиль будет очень востребован в России и в зарубежных странах. В декабре Минобороны РФ заказало ВПК разработку четырёх модификаций «Стрелы». Эти образцы уже в следующем году пройдут предварительные испытания.

«Идёт интенсивное развитие»

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев отметил, что оборонная промышленность РФ достигла больших успехов в совершенствовании боеприпасов для оперативно-тактической и армейской авиации. По словам эксперта, новейшие снаряды заметно превосходят предшественников по энергетическим возможностям, мощности и точности.

«Если говорить, например, про «Монолит», то за счёт совершенствования он, скорее всего, станет легче нынешних 130-мм снарядов. С-13, на мой взгляд, слишком тяжёлая ракета для вертолётов, хотя хорошо справляется с главной задачей — поражение целей в укреплённых и забетонированных сооружениях», — пояснил Корнев.

  • Ракетные пуски из вертолётов ВКС России

Также, как полагает эксперт, новейшие ракеты, которые устанавливаются на вертолётах и самолётах ВКС РФ, обладают повышенной дальностью

По мнению Корнева, на современном театре военных действий при наличии у противника переносных средств ПВО крайне важно поражать цели, не входя в зону их действия

«Нельзя забывать, что вертолёт и низколетящий штурмовик являются весьма уязвимыми на поле боя для ПЗРК, поэтому пуски боеприпасов должны производиться за пределами их действия. Показатели дальности ракет могут иметь критическое значение», — рассуждает Корнев.

Дмитрий Дрозденко также считает, что деятельность оборонного сектора РФ сосредоточена на повышении дальности ракетных пусков, улучшении бронепробиваемости снарядов и увеличении показателей точности. По оценке эксперта, по этим параметрам новейшие российские образцы опережают американские ракеты семейства Hellfire. 

От «Тополя» до «Ярса»

Командующий РВСН Сергей Каракаев в начале декабря сообщил, что войска уже получили более 150 новейших ракетных комплексов «Ярс». Это означает, что в 2021 году завершится программа переоснащения РВСН на новейшую технику. В некоторых полках тверского ракетного соединения еще остаются на боевом дежурстве межконтинентальные РС-12М «Тополь» в мобильном варианте. Их планируют заменить на самые современные «Ярсы». В прошлом году эти комплексы поступили в барнаульское ракетное соединение (мобильный вариант) и в Козельск, где они базируются в шахтных пусковых установках.

В ракетном темпе

Фото: Министерство обороны РФ/mil.ru

Межконтинентальные баллистические «Ярсы» отличаются от первых модификаций. Это ракеты и пусковые установки имеют возможность принимать команды от самых современных систем управления. Прямо на маршрутах патрулирования они могут получать приказ на боевое применение, что значительно сокращает время подготовки и нанесения ответного ядерного удара. Кроме того, считается, что сейчас на вооружении стоят «Ярсы» с двумя вариантами оснащения — с легкими боеголовками, частично унифицированными с морскими баллистическими ракетами «Булава» и «Лайнер», а также более мощные «Ярс-С» с боеголовками среднего класса мощности. Такие боеприпасы могут применяться по наиболее важным и хорошо защищенным целям типа подземных командных пунктов и позиций стратегических ракетных систем потенциального противника.

В 2019 году, судя по всему, был завершен первый этап летно-конструкторских испытаний новой модификации «Ярс-М», про особенности которой в одном из интервью рассказывал ее создатель — главный конструктор Московского института теплотехники (МИТ) Юрий Соломонов. Разделяющиеся боевые блоки нового варианта «Ярса» получат индивидуальные двигательные установки разведения, что повысит и противоракетный потенциал изделия, а также позволит значительно расширить зону покрытия географии целей одним пуском. В перспективе современные «Ярсы» могут быть вооружены и маневрирующими гиперзвуковыми боевыми блоками, работы над которыми в МИТ идут уже не один год. Но это будет уже модернизация систем типа «Тополь-М» и первых размещенных в начале 2010-х годов «Ярсов». Скорее всего, это планы на предстоящее десятилетие, а не на 2021–2022 годы.

В ракетном темпе

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

В 2012-м было завершено развертывание подвижных и шахтных МБР «Тополь-М» в тейковском и татищевском ракетных соединениях, и с тех пор состав группировки этих комплексов не меняется. Предтеча современных «Ярсов» в ближайшие несколько лет будет оставаться вполне современной ракетой с мощной головной частью мегатонного класса с комплексом средств преодоления противоракетной обороны. Осенью 2019 года был выполнен успешный учебно-боевой пуск МБР «Тополь-М» с полигона Плесецк по цели на камчатском полигоне Кура.

Гарантированное поражение

Как полагают эксперты, появление на вооружении армии РФ версии «Тор-М2», способной преодолевать преграды вплавь, позволит повысить мобильность прикрываемых ею армейских подразделений. 

«Способность преодолевать водные преграды различной глубины — это очень важное качество, которое позволяет сопровождать колонны, охранять переправы и мосты», — пояснил в комментарии RT бывший заместитель главнокомандующего ВВС России по вопросам объединённой системы ПВО государств — участников СНГ Айтеч Бижев. 

  • Арктический зенитный комплекс «Тор-М2ДТ»

Эксперт считает, что разработка модификации «Тор-М2», способной преодолевать водные преграды, стала результатом анализа применения комплекса в различных условиях. По его мнению, новая версия этого ЗРК позволит обеспечить более результативный перехват средств воздушно-космического нападения противника на марше.

В разговоре с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский назвал «Тор-М2» самым эффективным в мире ЗРК в своём классе. К его главным преимуществам он отнёс мобильность, помехозащищённость и точность, недоступную многим системам ПВО. 

Новые образцы ядерного оружия

Модернизация РВСН — важнейшая задача российского руководства в оборонной сфере, особенно с учетом старения советских ядерных вооружений, близкого окончания срока их эксплуатации, необходимости замещения комплектующих, ранее поставляемых с Украины, где в феврале 2014 года произошел государственный переворот, и захватили власть американские марионетки.

Задача успешно решается. Какие же ракеты новейшего поколения разработаны на смену старым?

РС-24 «Ярс»

РС-24 «Ярс»: усовершенствованная замена ядерным ракетам РС-18 и РС-20А с уникальной системой преодоления ПРО

РС-24 — трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) на твердом топливе, поступившая на вооружение вместо РС-18 и РС-20А. Проектированием ракеты занимался Московский институт теплотехники (МИТ). РС-24 изготавливается на Воткинском машиностроительном заводе, а автоматическая пусковая установка (АПУ) для мобильного комплекса «Ярс» — на ПО «Баррикады» (Волгоград).

Управление полетом РС-24 (дальность достигает 12 тыс. км) осуществляют сопла двигателей ступеней. Корректируется ракета бортовым электронно-вычислительным комплексом с учетом данных со спутников ГЛОНАСС. РС-24 оснащена новейшим комплексом преодоления систем ПРО. Усовершенствования коснулись и термоядерного заряда.

Масштабное снабжение частей РВСН ракетами РС-24 началось в 2020 году, первые комплексы «Ярс» разворачивались в декабре 2009 по завершении многочисленных испытаний.

РС-26 «Рубеж»

РС-26 «Рубеж» поражает цели на расстоянии 6 тысяч километров

РС-26 с пусковым комплексом «Рубеж» разрабатывалась с инновационным подходом к конструкции двигателей ракеты и системе управления. Ступени ракеты оснащены двигателями на жидком топливе. Дальность — 6 тыс. км. Сборка грозной новинки осуществляется на вышеупомянутом машзаводе города Воткинск (Удмуртия).

РС-28 «Сармат» (МБР)

РС-28 «Сармат»: в случае ядерной войны разрушит страны НАТО ударами через Южный полюс в обход всех средств ПРО

Проектирование тяжелой МБР нового поколения «Сармат» РС-28 началось в 2009. Перед конструкторами стояла задача разработать как можно лучшую смену «Сатане» (РС-20 «Воевода»).

В октябре 2012 российским оборонным ведомством был в целом одобрен проект новинки. В 2014 году сформирована кооперация предприятий, на которую возложены работы по изготовлению ракет (Красноярский машзавод и смежники), построен натурный образец Сармата. В 2020 — произведен ряд испытаний РС-28.

Также предусмотрено применение в качестве носителя боеголовок боевых блоков Ю-71 «Авангард», что увеличивает точность удара и дает возможность уничтожать стратегические объекты противника кинетической энергией блоков даже без ядерного взрыва.

Оснащение новыми МБР воинских частей начнется в 2021 году.

БЖРК «Баргузин»

Вооружение РВСН ракетными поездами отложено минимум до 2027 года

«Баргузин» — боевой железнодорожный ракетный комплекс, создание которого стартовало в 2013 году. Новосозданные БЖРК призваны заменить советские «ракетные поезда», ликвидированные по договору СНВ-II.

«Баргузин» разрабатывался под установку на вагоны с пусковыми комплексами ракет РС-24, описанных выше. Один состав рассчитан на шесть вагонов с МБР, что отвечает одному полку ракетных войск, а пять составов равны дивизии РВСН.

В 2016 году «Баргузин» успешно прошел бросковые испытания. Однако в декабре 2017 «Российская газета» сообщила о закрытии темы создания БЖРК из-за нехватки средств на одновременное финансирование производства «Баргузинов» и комплексов шахтного базирования «Авангард», которые заменили поезда в госпрограмме вооружений до 2027 года (ГПВ-27).

Р-30 (Булава-30)

«Булава-30» разработана для пуска с подлодок на расстояние до 11 тыс. км

Твердотопливная трехступенчатая ракета «Булава-30» предназначена для оснащения подводных лодок серии 955 «Борей» и подводных крейсеров ТК-208 «Дмитрий Донской». Ее создание не только решило проблему старения имеющихся ракетных комплексов подлодок, но и сильно увеличило мощь морской составляющей отечественной «ядерной триады». В частности, разработчики успешно внедрили систему преодоления ПРО неприятеля.

Начал разрабатывать «Булаву» МИТ еще в 1998 г. Серийное производство запущено в Воткинске десять лет спустя, а в 2020 году Р-30 принята на вооружение ВМФ России.

Предельная дальность «Булавы-30» достигает 11 тыс. км. Стартовый вес ракеты 36,8 тонн, вес боевой части — 1150 кг.

Образцы бронебойного оружия

ПТРК «Корнет»

Противотанковые ракетные комплексы 9К135 «Корнет» и «Гермес» созданы в конструкторском бюро Приборостроения (КБП) славного города оружейников и Города-героя Тулы.

«Корнет»: военнослужащий выстрелил и забыл, а ПТРК защиту вражеского танка пробил

«Корнет», отличающийся от противотанковых предшественников тем, что управление ПТУР производится по лучу лазера, а не по проводам, способен превращать в груду металла танки и другую бронетехнику, даже снабженную новейшими защитными средствами. Этого удалось достичь путем пуска двух ракет в одном лазерном луче с перерывом меньше времени срабатывания систем защиты.

Модификация под названием «Корнет-Д» может использоваться также для поражения воздушных целей, движущихся со скоростью до 250 м/с, на дистанции до 10 км и до потолка 9 км. Следует добавить, что в последних вариациях «Корнетов» реализован принцип «выстрелил и забыл».

РК «Гермес»

Наземная пусковая установка «Гермес»

«Гермес», тоже отлично справляющийся с уничтожением бронетехники, изначально разрабатывался как многоцелевой РК для всех или как минимум большинства родов войск. Он создан в виде нескольких вариаций под разнообразное базирование:

  • «Гермес» — наземные пусковые установки;
  • «Гермес-А» (на фото ниже) — для авиации, в частности, для вертолетов Ми-28Н и Ка-52;
  • «Гермес-К» — для оснащения кораблей;
  • «Гермес-С» — стационарный комплекс для береговой обороны.

«Гермес-А» — ракетный комплекс, установленный на вертолете

Также предусмотрено использование двухступенчатых управляемых ракет «Гермес» с ЗРК «Панцирь С1».

МГК «Бур»

«БУР» — гранатометный комплекс нового поколения

МГК БУР — малогабаритный гранатометный комплекс с многоразовым пусковым устройством и одноразовым выстрелом. Он создан тульским КБП на основе огнемета РПО-М.

Характеристики гранатомета:

  • Калибр — 62 мм;
  • Длина — 742 мм;
  • Масса — 4,8 кг;
  • Масса гранаты — 3,5 кг;
  • Дальность прямого выстрела — 650 м;
  • Прицельная дальность — 950 м;
  • Бронепробиваемость — зависит от типа выстрела.

Превышая скорость звука

По информации военного ведомства РФ, «Хризантема-С» — самый мощный на сегодняшний день ПТРК сухопутного базирования. Изделие представляет собой 155-мм двухконтейнерную ракетную пусковую установку (ПУ), которая монтируется на высокопроходимое, хорошо защищённое гусеничное шасси от БМП-3.

Запас хода «Хризантемы-С» без дозаправки составляет 600 км, максимальная скорость по пересечённой местности — 45 км/ч, по трассе — 70 км/ч, по воде — 10 км/ч. За счёт унификации узлов и агрегатов БМП-3 удалось заметно сократить стоимость производства и затраты на эксплуатацию ПТРК.

Также по теме


«Гром», «Стрела», «Гермес»: какие новинки представила российская оборонная промышленность в 2020 году

Российские оборонные предприятия представили в 2020 году линейку перспективных оружейных комплексов. Среди них тяжёлый реактивный…

«Достоинством гусеничного шасси «Хризантемы-С» является возможность движения в колоннах и боевых порядках вместе с танками без всяких ограничений по бездорожью. Второй момент: гусеничное шасси БМП-3 — плавающее. Таким образом, «Хризантема-С» может вести огонь на ходу, с места и находясь на водной поверхности», — пояснил в комментарии RT кандидат военных наук Сергей Суворов.

Аналогичного взгляда на характеристики БМП-3 придерживается военный эксперт Алексей Хлопотов. В беседе с RT он отметил, что шасси от боевой машины третьего поколения пехоты — намного более совершенное в сравнении с платформой МТ-ЛБ, которая используется в ПТРК «Штурм».

При движении к огневому рубежу основное вооружение «Хризантемы-С» — радиолокационная станция, лазерная система, ракетная ПУ — спрятано внутри корпуса. При этом переход ПТРК в боевое положение занимает всего 20 секунд.

«Хризантема-С» способна уничтожать чрезвычайно широкий спектр целей на современном театре военных действий (ТВД): различные виды бронетехники, в том числе оснащённые динамической защитой, вражескую пехоту, надводные и малоскоростные воздушные объекты (вертолёты), инженерные сооружения, включая бетонные фортификации.

Поражение производится в любое время суток и в сложных метеоусловиях. Уникальность «Хризантемы-С» заключается в способности эффективно действовать в условиях пыли и плотной дымовой завесы, которую нередко создаёт противник для маскировки военной техники.

  • «Хризантема-С» с развёрнутой пусковой установкой

Для обнаружения таких целей используется технология коротковолнового диапазона радиоволн. На этом направлении, как утверждает разработчик, Россия опередила зарубежные государства примерно на 15 лет.

Максимальная дальность стрельбы «Хризантемы-С» составляет не менее 5 тыс. м (по другим данным — до 6 тыс. м), минимальная — 400 м. В боекомплект комплекса входят 15 управляемых сверхзвуковых ракет 9М123 и 9М123Ф. Процесс заряжания происходит автоматически.

Ракета 9М123 оснащена тандемной кумулятивной боевой частью (БЧ), обеспечивающей пробитие брони толщиной до 1000—1100 мм за динамической защитой. В свою очередь, 9М123Ф оснащается фугасной (термобарической) боевой частью с объёмно-детонирующими смесями (ОДС).

Также по теме


«Эффективное прикрытие десанта»: какими возможностями обладает новая российская зенитная ракета «Стрела 9М333»

Концерн «Калашников» сообщил о завершении натурных испытаний зенитной управляемой ракеты «Стрела 9М333», реализованной по принципу…

Скорость кумулятивной струи ракет «Хризантемы-С» — порядка 10—11 км/с, что позволяет боевой части гарантированно поражать танк, а при определённых обстоятельствах даже пробивать его насквозь.

Максимальная скорость полёта ракет ПТРК достигает 650 м/с, превышая скорость звука более чем в два раза. ПУ комплекса способна выпускать до четырёх боеприпасов в минуту. Ракеты наводятся автоматически с помощью радиолокационной станции или в полуавтоматическом режиме с применением лазера.

Тип наведения определяется напряжением на контактах пусковой установки. Оператор вооружения «Хризантемы-С» может вести огонь залпом одновременно по двум разным объектам, используя оба канала прицеливания.

«Ракеты хранятся в корпусе машины в устройстве, подобном барабану револьвера. Такая схема хранения и подачи позволяет ускорить перезарядку ПТРК — устройство подачи автоматически находит ракету нужного типа и заряжает пусковую установку», — отмечается на сайте «Ростеха».

Мониторингом состояния арсенала «Хризантемы-С» занимается экипаж контрольно-проверочной машины (КПМ) на шасси Урал-4320 или КамАЗ-5350. Продолжительность непрерывной работы обоих автомобилей оценивается в восемь часов, время готовности аппаратуры к работе с момента включения электропитания при плюсовой температуре — 10 минут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector