Российские вертолеты нового поколения: обзор перспективных разработок
Содержание:
Тесная интеграция
России досталось богатое наследство от Советского Союза: около 6000 самолётов военного назначения, десятки авиабаз, научно-исследовательские организации и учебные учреждения. Военно-воздушные силы подверглись серьёзному сокращению, однако их функционал практически не поменялся.
В августе 2015 года ВВС наряду с подразделениями ПВО/ПРО и Космическими войсками были включены в состав Воздушно-космических сил. Создание нового вида ВС министр обороны РФ Сергей Шойгу назвал «оптимальным вариантом совершенствования системы воздушно-космической обороны страны».
Также по теме
«Кинжал», «Сармат» и «Авангард»: Минобороны рассказало об успешных испытаниях новейшего российского вооружения
Министерство обороны России сообщило об успешных испытаниях новейшего вооружения — ракетных комплексов «Кинжал», «Сармат» и…
«Это позволяет, в первую очередь, сосредоточить в одних руках всю ответственность за формирование военно-технической политики… Во-вторых, за счёт более тесной интеграции повысить эффективность применения войск, в-третьих, обеспечить поступательное развитие системы ВКО (Воздушно-космической обороны) страны», — сказал Шойгу.
В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев отметил, что идея формирования ВКС вызывала достаточно бурные споры. Критики говорили о том, что создание такой огромной структуры усложнит систему принятия решений и приведёт к снижению оперативных возможностей входящих в неё подразделений.
Сторонники утверждали, что появление ВКС, наоборот, является логичным ходом руководства РФ по интеграции в единую командную структуру войск, которые обеспечивают мониторинг космического пространства и воздушную оборону страны.
В состав Военно-воздушных сил входят шесть оперативных объединений ВВС и ПВО. 4-я армия прикрывает южную часть Европейской России, 6-я армия — западные регионы Центральной России, 11-я армия — Дальний Восток, 14-я — Сибирь, часть Поволжья и Урал, 45-я армия ВВС и ПВО отвечает за безопасность Арктики.
- Звено бомбардировщиков Су-24
Вертолет Ка-25
Это одна из главных противолодочных боевых единиц отечественной авиации. Военные вертолеты России серии Ка-25 способны обнаруживать цели под водой, находящиеся на расстоянии до 250 км. Таких внушительных результатов аппарат достиг благодаря новой радиолокационной системе «Инициатива» модели «2К» и «Поплавок». Кроме того, в комплектацию специализированного оборудования входят 2 частотные станции и магнитометр. Разработка этих систем велась на протяжении нескольких десятков лет.Комплект вооружения вертолета состоит из 4 или 8 бомбовых установок серии ПЛАБ и ОМАБ и 2 торпедных АТ-1. Аппарат способен достигать скорости в 220 км/ч при потолке высоты в 3,5 км. Это очень тяжелый и массивный вертолет (до 7200 кг), однако он отличается маневренностью и уровнем стремительности взлета. В комплект входят 2 двигателя по 990 л. с. Салон может вмещать до 8 солдат.
Конструкция
Фюзеляж «Апач» стандартной формы (полумонокок), сделанный из алюминиевых сплавов и высокопрочных и вязких материалов. Машина построена по одновинтовой схемес 4-х лопастным несущим и рулевым винтами. Хвостовой винт Х-образной конфигурации является менее шумным, а расположение лопастей под разными углами подавляет часть шума, производимого несущим винтом.
За посадку «Апач» отвечает 3-х стоечное, нескладное шасси с одним хвостовым колесом и усиленной амортизацией. Оно выдерживает нормальную посадку (со скоростью до 3,05 м/с) и экстренную (до 12,8 м/с). Допускается взлёт и посадка вертолета с поверхностей с небольшим углом наклона (до 12° в продольном направлении и до 15° в поперечном).
На геликоптере «Апач» применили передовое на момент создания оборудование. Все системы наведения, отслеживания цели и оценки поля боя располагались в носовой части.
В состав оборудования вертолета AH-64входили:
- Система обнаружения и указания цели TADS.
- За обеспечение ночного видения лётчиков отвечает система PNVS, представляющая собой усовершенствованную версию комплекса FLIP. В состав оборудования входит бортовая система ИК-обзора передней полусферы с 30 кратным увеличением.
- Шлемы пилотов «Апач» оснастили комплексной системой прицеливания IHADSS. Она даёт возможность полноценно управлять имеющимся вооружением посредством движения головы.
В электронно-оптическую систему TADS (Target Acquisitionand Designation Sights, система ночного видения) входят:
- лазерный указатель, оснащённый системой слежения (LRF/D);
- система ИК-обзора передней полусферы;
- телевизионная система отображения, работающая в дневное время (DT).
Система PNVS давала пилоту «Апач» всю актуальную информацию, необходимую для выполнения боевых задач. Вся техника вертолёта давала лётчикам следующие углы обзора:
- ± 120° по азимуту.
- +30°/-60° по углу места.
За полёт вертолета «Апач» отвечают два турбовальных двигателя, взлётная мощность каждого составляла 1695 л.с. Моторы AH-64 установлены в гондолах по бокам фюзеляжа. Подача топлива осуществлялась из двух защищённых баков, совокупная ёмкость которых равна 1157 л. Один бак установлен за сидением летника, а второй – за основным редуктором. Дополнительно на крыльевых узлах подвески вооружения можно прикрепить 4 подвесных топливных бака по 870 л.
Снизу и по бокам кабина пилотов защищена бронёй. Между сиденьями установлена прозрачная защитная перегородка, сделанная из кевлара и полиакрилата. Броня AH-64 обеспечивала частичную защиту от бронебойных пуль калибром до 12,7 мм и снарядов малокалиберных зенитных орудий. Дополнительную защиту несут топливные баки, а также применено дублирование гидравлических систем.
Экипаж машины «Апач» состоит из 2 человек, расположенных тандемно в кабине. Впереди установлено кресло второго летчика-оператора бортового вооружения. За ним расположено приподнятое на 483 мм рабочее место основного пилота.
Вооружение комбинировали в различных пропорциях, исходя из целей и задач операции. Здесь размещали:
- до 16 противотанковых ракет «Хеллфайр» (поражавшие точечные цели и оснащённые автономной системой наведения);
- 76шт 70-мм ракет со складным оперением «Hydra»;
- на концах обоих крыльев можно было разместить УР «Стингер».
Кроме этого под фюзеляжем «Апач» установили одноствольную автоматическую пушку M230E1 «Chain Gun» с максимальным боекомплектом на 1 200 патронов.
Приглядимся к нему
Первый полет состоялся 6 сентября 2010 года во Франции. 12 мая 2011 года X3 достиг скорости 430 км/ч. 7 июня 2013 года гибридный вертолёт Eurocopter X3 совершил прорыв в истории авиации разогнавшись до 255 узлов, тем самым побив мировой рекорд по скорости горизонтального полёта вертолётов. (472 км/ч) (Википедия). Крейсерская скорость , км/ч 410 (airwar.ru)
“Это вертолет, – говорит инженер-испытатель Доминик Фурнье, – но как только он взлетает, он приобретает характеристики летательного аппарата с крыльями”.
«Также Л.Бертлинг, глава компании Eurocopter, говорит, что X3, возможно, будет не самым быстрым вертолетом, поскольку модель Sikorsky X2 демонстрирует более высокую скорость, но он уверен, что продукт Eurocopter будет более рентабельным».
К настоящему времени «Airbus Helicopters испытал макет нового высокоскоростного вертолета. …Предполагаемая скорость воздушного судна составит до 410 км/ч. (1 июня 2016 ATO.ru).
«Пропеллер громче песню пой, неся распластанные крылья» (из песни)
Думаю, что конструкторам МВЗ, если у них все-таки появится желание проектировать вертолет по такой схеме (схема-то наша), то на первых порах не следует гнаться за крейсерской скоростью в 410к/ч. а остановиться на скорости 340-360к/ч, поскольку можно будет использовать серийные несущие винты и второе – отпадет необходимость в изменении оборотов Н.В. для такой скорости!
Но в МВЗ есть и другой, давно припасенный им вариант скоростного винтокрыла поперечной схемы от Марата Николаевича Тищенко
«В 1973 г. был выполнен проект такой машины взлетной массой до 11,5 т, оснащенной двумя двигателями ТВЗ-117Ф мощностью 2800л.с. каждый, двумя несущими винтами диаметром 10,3 м и толкающим пропеллером. Опытное производство построило соответствующий макет, в отделах ОКБ прорабатывались агрегаты и системы. Максимальная скорость машины планировалась 380-420 км/ч.»
Он может оказаться даже предпочтительнее одновинтового в-та, потому что у него будут катапультируемые кресла летчиков, т.е. безопаснее. К тому же при современной БРЭО можно сократить экипаж до одного летчика – дело-то идет к беспилотным летательным аппаратам и на штурмовике Су-25 выполняют задания в той же Сирии по одному летчику и работают с ювелирной точностью. Больше того: «На данный момент отечественные авиастроители рассматривают возможность глубокой модернизации истребителя-бомбардировщика Су-34, с целью создания на его базе одноместного штурмовика, способного существенно повысить обороноспособность российской армии. (В России может появиться неуязвимый штурмовик АвиаПро)».
Наш гениальный конструктор Сергей Викторович Михеев в этом вопросе видел дальше других, поэтому соперники и применили против «Черной акулы» запрещенные приемы, чтобы снять его с вооружения. Получилось: сегодня вместо лучшего в мире ударного Ка-50 у нас на вооружении посредственные Ми-28Н., а «США без лишнего шума перебрасывают спецназ к границам России» (источник Правда.ру).
По двигателям. В «Климове» сказали, что как только будет заказ, то двигатели для скоростных вертолетов будут готовы уже через год: ВК-2500М. Они легче и мощнее, совершенно новые двигатели, а от ВК-2500 у них осталось только названье, поэтому есть надежда, что на сей раз Генеральный МВЗ и «Вертолеты России» Н. Павленко от мифической скорости Ми-Х1 в «520к/ч» перейдет к реальным скоростям современных вертолетов.
А в КБ «Камов» проекты таких вертолетов давно готовы и ждут достойного финансирования.
Чтобы не поняли меня превратно, напомню про финансирование вертолета Ка-52 «Аллигатор», который доказал свои феноменальные возможности в реальных боевых действиях против танков боевиков в Сирии: «На выполнение работ по Ка-52 “Аллигатор” камовцы запросили на 2004 год 120 миллионов рублей – получили 8 миллионов. Милевцы, получили 145 миллионов рублей на доработку Ми-28Н, практически, как и просили. Надо полагать, что денег нет только на вертолеты ОКБ Камова» (POLIT.ru. /2005/05/05).
«Ми-171А3: новый покоритель шельфа».
«Вертолетам на шельфе довольно сложно найти альтернативу — самолеты-амфибии боятся больших волн, а корабли слишком медлительны. Кроме того, им не пройти в случае сложной ледовой обстановки. Сегодня свыше трети всех офшорных операций выполняется с помощью винтокрылых машин. По словам генерального директора холдинга «Вертолеты России» Андрея Богинского, первые серийные Ми-171А3 будут переданы заказчику в 2022 году».
Здесь уже не скажешь, что — это Ми-8, носовая часть которого больше похожа на Ка-92 и в целом — аэродинамичный вертолет, который оставляет хорошее впечатление. Выпусти такой вертолет 20 лет назад – это был бы действительно технологический прорыв. Данное произведение классического вертолета хоть и высококачественное, но после Ка-32-10АГ смотрится бледно, значительно уступая ему как в грузоподъемности, так и в безопасности полетов, что всегда стоило дорогого! Но «эффективным» менеджерам, как мне кажется, личные откаты важнее интересов Государства. В противном случае на шельфах давно бы трудились Ка-32-10АГ, а высокоскоростные Ка-92 и Ка-102 уже заканчивали бы испытания в воздухе и готовились к серийному выпуску. По факту получается, что американцам намеренно дают фору в создании высокоскоростных вертолетов:
«15 октября 2020 Перспективный многоцелевой скоростной вертолет SB>1 Defiant, разрабатываемый консорциумом компаний Sikorsky и Boeing, впервые совершил полет на двух третьих мощности двигателя. Как сообщает Flightglobal, вертолет смог разогнаться до скорости 211 узлов (390,7 километра в час).
Разработчики вертолета испытали машину при двух третьих мощности двигателя в два этапа. На первом этапе вертолет пролетел по прямой и смог достигнуть скорости в 211 узлов. На втором этапе машину испытали в снижении так же при работающем на две третьих мощности двигателем. На этом этапе удалось достигнуть скорости 232 узла (428,8км/час). Испытания признаны успешными.
Согласно требованиям американской армии, новый вертолет должен перевозить 12 полностью экипированных пехотинцев с крейсерской скоростью не менее 230 узлов (~ 430 км/ч) на дальность не менее 229 морских миль (424 км). (Военное обозрение Новости).
Тут не лишнем будет напомнить трёп трехлетней давности от «специалиста» по вертолетостроению:
«Андрей Богинский, доказывая уникальность результатов, полученных в ОКБ, Миля, говорит о том, что Х-2 — это, по сути, дорогая игрушка, которая может найти очень ограниченное применение. Поскольку максимальный взлетный вес Х2 — 3,6 тонны. Российская летающая лаборатория превышает эти показатели в 4 раза. То есть речь идет о наработках технологий для построения мощного многоцелевого вертолета, который сможет решать и ударные задачи».
На данный момент эта «дорогая игрушка» уже переросла Ми- Х1 и будет весом=13-14т, а крейсерская скорость его будет не 270км/ч, но 430км/час!
Интересен сам ход повествования у А. Богинского в подмене истины: «Ка-92 и Ми-Х1: Догнать и перегнать Сикорского». В действительности всё наоборот: благодаря усилиям таких авиационных «специалистов»» как А. Михеев, А. Богинский и Д. Мантуров обеспечили конструкторов «Сикорский» достаточным временем не только догнать, но и далеко перегнать Ка-92, объясняя свое вредительство нашим летчикам сначала нехваткой финансов, а потом, привыкшие к безнаказанности и вовсе без всяких объяснений: «Проект перспективного скоростного боевого вертолёта для нужд российского Минобороны будет воплощать в жизнь конструкторское бюро Миля. Об этом сообщил гендиректор холдинга «Вертолёты России» Андрей Богинский» (Технологический рывок: Минобороны выбрало разработчика российского перспективного скоростного вертолёта. 23 ноября 2018).
Привычный транспортный вертолет Ми-38 они строили почти 40лет, а скоростной Ми-Х1 будут строить и того дольше в той же манере: показывать макеты на всех выставках и форумах; пророчить ему большое будущее (хотя он устарел уже в проекте) и хвалить самих себя, заверяя россиян, что этот «высокоскоростной» боевой вертолет уже скоро пойдет в серию, а может даже раньше?!
Новое вооружение ВКС РФ
Главным ожидаемым событием для ВКС РФ являются серийные поставки Су-57, истребителей 5-го поколения. По словам гендиректора ОАК Ю Слюсаря, в 2020 г. некоторые параметры самолета будут усовершенствованы.
После некоторого спада в военном вертолетостроении в войска поступят новые образцы: ударные вертолеты Ми-28СМ, два транспортно-десантных вертолета МИ-38-Т. Анонсирована модернизация Ми-26Т2В.
В 2020 г. на боевое дежурство также станут обновленные «Ночные охотники» (Ми-28НМ). Их основное назначение – уничтожение бронетехники противника. В последующие 7 лет ВКС РФ получат 98 машин. Ожидается также поступление 20-тонного ударного беспилотника, неуязвимого для ПВО противника.
Поиск рынка
Насыщение новыми машинами вертолетного парка Минобороны в скором будущем означает сужение этой доли рынка. Сокращение закупок идет относительно небольшими темпами, но последовательно — так, в 2018-м Минобороны планирует получить 60 единиц новой постройки вместо 70 годом ранее. Учитывая баланс между сроком службы вертолетов, сегодня составляющим примерно 30–35 лет, возможностями ремонта и необходимой их численностью, можно предположить, что в итоге военные придут к закупке примерно 40 машин ежегодно, что позволит поддерживать парк на уровне около 1,5 тыс. вертолетов. Спрос на остальную продукцию — а мощности холдинга позволяют строить 300 и более вертолетов в год — предстоит искать на других рынках.
Перспективными здесь выглядят несколько направлений.
В России это закупки для других госструктур и учреждений — от пограничников и МВД до санитарной авиации. В частности, в рамках подписанного в июле прошлого года соглашения в 2018-м для медиков будет приобретен 31 вертолет: 12 «Ансатов» и 19 Ми-8. Учитывая, что общий план поставок гражданских вертолетов на текущий год оценивается в 70–80 машин, этот контракт составит значительную часть объема. Предполагается, что закупки будут продолжены также в 2019–2020 годах.
Вертолетное будущее_3
Вертолет «Ансат»
Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский
Медицинские «Ансаты» поставляются и на экспорт (первым зарубежным приобретателем стала китайская компания United Helicopters, заказавшая пять «летающих неотложек»), и в целом это говорит о наличии у машины потенциала для дальнейшего роста продаж.
На экспорт стабильно (хотя и в небольших объемах) поставляются и камовские противопожарные вертолеты Ка-32. Причем география их присутствия расширяется — так, в 2017 году «Вертолеты России» сообщили о предстоящей поставке восьми машин этого типа для Таиланда и Турции (без разбивки по странам).
В целом ниша специальных машин — медицинских, противопожарных, полицейских — может обеспечить ежегодный сбыт десятков вертолетов, однако это рынок относительно небольших соглашений и с достаточно острой конкуренцией.
Серьезно продвинуть позиции российских легких машин на мировом рынке способен контракт с Индией на поставку 200 вертолетов Ка-226 с локализацией их сборки. Подобный объем производства, как ожидается, позволит резко сократить себестоимость машины и повысить ее конкурентоспособность.
По-прежнему стабильным остается экспорт боевых (и вообще военных) вертолетов — в середине прошлого года портфель заказов составлял 106 машин разных типов на общую сумму около $4,7 млрд, при этом в ближайшее время планируется подписание контракта на поставку 48 вертолетов Ми-17В-5 для ВВС Индии стоимостью более $1 млрд.
В целом основной проблемой «Вертолетов России» на сегодня остается отсутствие современной гражданской модели — Ми-8 и его экспортный вариант Ми-17, несмотря на серьезную модернизацию, всё же представляют собой развитие платформы 1960-х, и внедрение на них новых технологий, в первую очередь в сфере пассивной безопасности и экономичности, серьезно затруднено. К сожалению, на этом направлении пока похвастаться нечем — перспективы упоминавшегося выше Ми-38 на мировом рынке средних гражданских вертолетов пока сложно оценить, а в более легких классах налаживание в России сборки AW-139 и 189 достаточно ясно говорит об оценках перспектив собственных проектов в этой категории.
“Ансат”
Еще одной интересной машиной, которая в различных комплектациях уже поставляется в Вооруженные силы и гражданским заказчикам, является вертолет «Ансат», разработанный и изготовленный на Казанском вертолетном заводе. «Ансат» построен по классической одновинтовой схеме, имеет два газотурбинных двигателя. Он может поднимать до 1300 килограмм груза или 9 пассажиров.
Первый свой полет «Ансат» совершил в 1999 году. Машина универсальна: может перевозить грузы, пассажиров, использоваться в качестве медицинского и поисково-спасательного вертолета. Казанские конструкторы создали модификацию «Ансат-У» – учебный вертолет для обучения курсантов военных училищ.
https://youtube.com/watch?v=GL_IPOr1lxE
Ми-171А2 и Ми-38
Еще одной интересной машиной, находящейся на стадии государственных испытаний, является вертолет Ми-171А2. Это не что иное как глубокая модернизация знаменитого Ми-8. По сути, эта машина — продолжение славных традиций вертолетов Ми-8/17, выполненная на современном технологическом уровне, с использованием самых современных технологий и материалов. На новом вертолете будут установлены современная система управления, силовая установка, будет переделан салон. В 2014 году вертолет был сертифицирован, в 2016-м началось его серийное производство.
Еще одной репликой Ми-8/17 является грузопассажирский . В эту машину было внесено множество модификаций. Современная авионика, полностью стеклянная кабина, широкое использование композитных материалов. Несущие винты вертолета выполнены полностью из композитных материалов и не требуют замены в течение всего срока службы машины.
Создано несколько модификаций Ми-38, способные выполнять разные функции: возить пассажиров и грузы, выполнять поисково-спасательные работы. В 2014 году проводились испытательные полеты, а в начале 2015-м состоялась сертификация Ми-38.
Перспективы развития боевых вертолётов
Общим вектором развития винтокрылых машин является стремление создать аппарат, объединяющий положительные стороны вертолётов со скоростными характеристиками самолётов. В первую очередь такие возможности должны получить боевые вертолёты. Во многих странах, в том числе в России и в США, существуют программы по разработке вертолётов будущего.
Перспективный вариант использования толкающего винта реализован в американском проекте S-97 Raider. Предполагается, что он будет способен развивать скорость до 450 км/ч. Его важным достоинством будет способность совершать полёт на больших высотах.
В России разрабатывается революционный проект реактивного вертолёта (Ка-90). Его взлёт, посадка и первоначальный разгон должен происходить по вертолётному принципу.
Стремительное развитие технологий даёт всё больше автономности как отдельным подсистемам, так и целым агрегатам. Многие функции, которые сейчас выполняют вертолёты, в перспективе возьмут на себя беспилотные аппараты.
Структура и решаемые задачи
Организационно ВКC России включают в себя три рода войск (сил):
- Военно-воздушные силы;
- Войска противовоздушной и противоракетной обороны;
- Космические войска.
Задачи Вручение Боевого знамени Воздушно-космических сил. Москва, Кремль, 17 марта 2021 года
Воздушно-космические силы решают широкий спектр задач:
- отражение агрессии в воздушно-космической сфере и защита от ударов средств воздушно-космического нападения противника пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, группировок войск (сил), административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны;
- поражение объектов и войск противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения;
- авиационное обеспечение боевых действий войск (сил) других видов и родов войск;
- поражение головных частей баллистических ракет вероятного противника, атакующих важные государственные объекты;
- обеспечение высших звеньев управления достоверной информацией об обнаружении стартов баллистических ракет и предупреждение о ракетном нападении;
- наблюдение за космическими объектами и выявление угроз в адрес России в космосе и из космоса, а при необходимости — парирование таких угроз;
- осуществление запусков космических аппаратов на орбиты, управление спутниковыми системами военного и двойного назначения в полёте и применение отдельных из них в интересах обеспечения войск необходимой информацией;
- поддержание в установленном составе и готовности к применению спутниковых систем военного и двойного назначения, средств их запуска и управления и ряд других задач.
Вертолет с газотурбинными двигателями Ми-2.
Ми-2
В 1950-х, широко распространенный в армии и ГВФ вертолет Ми-1, имеющий в оснащении поршневой мотор, к концу десятилетия уже не соответствовал растущим к нему требованиям. И весной 1960г. выдается задание на разработку многоцелевого вертолета для нужд ВВС и гражданской авиации. Машине присваивается индекс В-2. Инженерами ОКБ миля выносится революционное решение о применении в качестве силовой установки двух газотурбинных двигателей ГТД-350. Что должно было повысить надежность и живучесть машины.
В октябре 1961г. вертолет впервые отрывается от ВПП. А через месяц он выходит на гос. испытания.
Примечательно, что массовый выпуск вертолетов Ми-2 был налажен в Польше по лицензии в 1964г.
Двойка активно поставлялась на экспорт в союзные страны, а также в Бирму, Ирак, Египет, Лесото, КНДР, Кубу, Ливию, Румынию, Никарагуа, Сирию. А один экземпляр даже оказался в соединенных Штатах.
Это интересно – «Первые вертолеты СССР».
В 1992 году производство Ми-2 завершено. Всего за это время было выпущено 5400 вертолетов разных модификаций.
Вертолеты Миля Ми-2 массово эксплуатируются и сегодня боле чем в 20-ти государствах.