Космический заговор: что такое лунная афера

Мифы о высадке людей на Луну – чек-лист

Подводя некий итог, следует рассмотреть самые распространенные заблуждения, рассматривающие высадку американцев на Луну как проект с вплетением теорий заговора.

  1. Все кадры сфабрикованы, и съемка велась в киностудии. Декорации и макет лунной породы на Земле действительно есть. Все испытания луноходов и подготовка астронавтов проводятся именно на таких полигонах, чтобы подготовить экипаж к работе в реальных условиях. Без этого высадка на Луну и правда могла стать неудачной, но снимки действительно былирезультатом исследований астронавтов Армстронга и Олдрина.
  2. Америка не располагает ракетными двигателями отечественного производства, соответственно, в 1969-м их тоже не было. Это говорит лишь о незнании того факта, что США располагает на сегодняшний день мощнейшей в мире ракетой-носителем Delta IV Heavy, которая оснащена двигателем RS-68 американского производства. Высадка на Луну состоялась, а закупку Америкой российских двигателей сегодня можно легко объяснить чрезмерно высокой стоимостью американских. Для рядовых задач используются и те и другие. Кстати, сейчас для вывода на орбиту и снабжения МКС активно эксплуатируются двигатели небезызвестной компании SpaceX.
  3. Для взлета с лунной поверхности требуется космодром или его некое подобие, а такого там не было. Очередное заблуждение, корень которого кроется в нежелании разобраться в подробностях и технических возможностях во времена осуществления полета. Посадочный лунный модуль не только мог мягко посадить на поверхность экипаж, но и являлся устройством взлета, а его верхняя часть была стартовой ракетой, помимо того что размещала космонавтов. Нижняя часть посадочного модуля выполняла роль космодрома. Таких технических возможностей хватало, поскольку для старта с лунной поверхности нужно гораздо меньше энергии из-за существенно меньшей гравитации и отсутствия слоя атмосферы.
  4. Грунт, полученный после высадки человека на Луну, бесследно исчез. 382 кг образцов содержатся в специальной лунной лаборатории города Хьюстон. 300 из них хранятся в азоте, чтобы особенности окружающей среды Земли не могли повлиять на их структуру и состав. Оставшаяся часть вовсю изучается учеными мира.
  5. СССР является участником заговора. Нет документов, подтверждающих причастность Страны Союзов к лунному заговору, который и сам-то по себе не более чем плод воображения людей, которым такое положение вещей выгодно, или же тех, кто просто не знаком с тонкостями лунной программы.
  6. Место посадки запрещено к изучению, а следов астронавтов не видно. К слову, современные телескопы пока еще не могут разглядеть таких мелких деталей, как след от подошвы. На поверхности Луны можно рассмотреть только объекты величиной не меньше 80 м, а это даже превосходит размер посадочного модуля корабля «Аполлона». Следы можно увидеть лишь при помощи лунохода, а их использование ограничили в зоне посадки «Апполона-11», чтобы машины не уничтожили отпечатки подошв астронавтов. Все дело в том, что в 2007 году был объявлен конкурс от Google. Суть его была в том, чтобы частные компании приступили к разработке лунохода. Если он, добравшись до Луны, пройдет определенную дистанцию, компания получает премию. Кто первый выполнит условия, получит 30 000 000 долларов. Опасаясь, что Луна станет местом борьбы за приз, НАСА призвала воздержаться от приближения к местам посадки на Луну.

Почему в это верят

Тема «лунного заговора» изначально возникла в контексте технологической гонки СССР и США, которую СССР в итоге проиграл. Поэтому неудивительно, что у россиян она до сих пор завязана на отношения между странами — чем они хуже, тем меньше хочется верить в заслуги давнего оппонента.

За последние 20 лет число россиян, которые не верят, что американцы были на Луне, выросло почти вдвое. В 2000 году их было 28%, в 2011-м — 40% (при этом только 41% считали, что высадка была), в 2018-м — 57%, в 2020-м — 49%. В 2018 году «Лунный заговор» стал шестой по частоте упоминания в российских СМИ теорией заговора.

Недоверие к элитам

В США цифры гораздо скромнее. Но все же недоверие к облеченным властью достаточно сильно, чтобы некоторые ставили под сомнение даже предмет национальной гордости. Опрос Gallup 1999 года показывал, что в «лунную аферу» верили 6% американцев и 5% не имели четкого мнения.

В 2001 году на канале Fox показали фильм «Conspiracy Theory: Did We Land on the Moon?», в котором закадровый голос актера из сериала «Секретные материалы» озвучивал конспирологические аргументы. Фильм посмотрели 15 млн зрителей, после чего, по словам представителей Fox, доля сомневающихся в реальности лунной высадки выросла до 20%.

Тот самый фильм канала Fox 2001 года

В 2019 один из американских провайдеров спутникового интернета решил провести свой опрос. По их данным, доля «лунных скептиков» в США — 10%. Что любопытно, 75% из них считают, что пришельцы на Землю как раз таки уже высаживались.

Взлет с Луны

После подъёма астронавты начали готовиться к взлёту. Они пробыли на Луне в общей сложности 21 час 36 минут 21 секунду. Первые 10 секунд «Орёл» поднимался строго вертикально. Через 7 минут «Орёл» вышел на промежуточную орбиту.Примерно через час после взлёта, когда оба корабля находились над обратной стороной Луны, Армстронг включил двигатели системы ориентации. Лунный модуль перешёл на почти круговую орбиту. В результате ещё нескольких последовательных манёвров через три с половиной часа после взлёта «Орёл» и «Колумбия» сблизились до расстояния 30 м и зависли неподвижно относительно друг друга. Далее Коллинз вручную произвёл окончательное сближение и стыковку. Затем он наддул переходной туннель, открыл люк и передал Армстронгу и Олдрину пылесос. Они, насколько было возможно, почистили скафандры и всё, что предстояло перенести в командный модуль. Коллинз стал третьим человеком, увидевшим лунный грунт. Армстронг, не открывая, показал ему пакет с аварийными образцами.  Вскоре после того, как Армстронг и Олдрин перешли в командный модуль, взлётная ступень «Орла» была сброшена. Она осталась на орбите, но со временем должна была упасть на Луну. Коллинз 7-секундным включением двигателей системы ориентации отвёл «Колумбию» на безопасное расстояние. Когда манёвр был завершён, Армстронг и Олдрин сняли свои скафандры, которые были надеты на них с предыдущего дня. 24 июля корабль приводнился в 3 км от расчётной точки и в 24 км от авианосца «Хорнет».

Астронавты Аполлона, полетевшие на Луну без приземления

Помимо 12 человек, побывавших на Луне, еще 12 пролетели в пределах 0,001 лунного расстояния от ее поверхности. Во время каждой из шести миссий с успешной посадкой на Луну один астронавт оставался на лунной орбите, а два других приземлялись. Кроме того, экипажи из трех человек Аполлона-8 и Аполлона-10 также вышли на лунную орбиту, а экипаж Аполлона-13 кружил вокруг Луны по траектории свободного возврата .

Все девять полетов на Луну с экипажем состоялись в рамках программы « Аполлон» в течение чуть менее четырех лет, с 21 декабря 1968 года по 19 декабря 1972 года. 24 человека, которые полетели на Луну, — единственные люди, которые путешествовали дальше. низкая околоземная орбита . По состоянию на июль 2021 года десять из них все еще живы.

Джим Ловелл , Джон Янг и Юджин Сернан — единственные трое, кто дважды летал на Луну. Янг и Сернан ступили на него во время своих вторых лунных миссий, в то время как Ловелл — единственный человек, который дважды летал на Луну без приземления.

Во время первой лунной миссии Сернана на Аполлоне-10 он установил настоящий рекорд, установленный Биллом Андерсом на Аполлоне-8, как самый молодой человек, совершивший полет на Луну. Каждому было 35 лет и 65 дней в день запуска и 35 лет и 68 дней, когда он вышел на лунную орбиту. Самым старым человеком, который полетел на Луну, был Алан Шепард , который ходил по ее поверхности во время миссии « Аполлон-14 ». Шепарду было 47 лет и 74 дня в день запуска и 47 лет и 78 дней, когда он вышел на лунную орбиту.

Джим Ловелл и Фред Хайз должны были пройти по Луне во время миссии Аполлона-13 , но посадка на Луну была прервана из-за серьезной неисправности на пути к Луне. Хайзе снова планировалось идти по Луне в качестве командира Аполлона 19, но были отменены 2 сентября 1970 года. Из-за траектории свободного возвращения Аполлона 13 Ловелл, Свигерт и Хайз летели выше 180 ° Луны. по меридиану (противоположному Земле), чем пролетел кто-либо другой (254 км / 158 миль). По совпадению, из-за удаленности Луны от Земли в то время они одновременно установили настоящий рекорд наибольшего расстояния людей от Земли, достигнув высоты 400 171 км (248 655 миль) над уровнем моря в 0:21 UTC 15 апреля 1970 года.

Изображение Имя Родился Умер Возраст Миссия Военная служба Примечания
1 Фрэнк Борман 14 марта 1928 г. (93 года) 40 Аполлон-8, 21–27 декабря 1968 г. Воздушные силы
2 Джим Ловелл 25 марта 1928 г. (93 года) 40 42 Аполлон 8 21–27 декабря 1968 г. Аполлон 13 11–17 апреля 1970 г. военно-морской Предназначался для посадки на Аполлон-13; только человек, дважды летавший на Луну без приземления.
3 Билл Андерс 17 октября 1933 г. (87 лет) 35 год Аполлон-8, 21–27 декабря 1968 г. Воздушные силы
4 Том Стаффорд 17 сентября 1930 г. (90 лет) 38 Аполлон-10 18–26 мая 1969 г. Воздушные силы Позже летал на испытательном проекте «Аполлон-Союз» .
5 Майкл Коллинз 31 октября 1930 г. 28 апреля 2021 г. (90 лет) 38 Аполлон-11 16–24 июля 1969 г. Воздушные силы
6 Дик Гордон 5 октября 1929 г. 6 ноября 2017 г. (88 лет) 40 Аполлон-12, 14–24 ноября 1969 г. военно-морской Подготовлен к приземлению, намечен к Apollo 18 (отменен) .
7 Джек Свигерт 30 августа 1931 г. 27 декабря 1982 г. (51 год) 38 Аполлон-13, 11–17 апреля 1970 г. Воздушные силы
8 Фред Хайз 14 ноября 1933 г. (87 лет) 36 Аполлон-13, 11–17 апреля 1970 г. Морская пехота , ВВС Предназначен для приземления; позже обучался приземляться и должен был командовать Аполлоном-19 (отменен) ; управлял космическим шаттлом на испытаниях захода на посадку / приземления.
9 Стю Роза 16 августа 1933 г. 12 декабря 1994 г. (61 год) 37 Аполлон-14, 31 января — 9 февраля 1971 г. Воздушные силы В очереди на посадку на Аполлон 20 (отменено) .
10 Аль Уорден 7 февраля 1932 г. 18 марта 2020 г. (88 лет) 39 Аполлон-15, 26 июля — 7 августа 1971 г. Воздушные силы
11 Кен Маттингли 17 марта 1936 г. (85 лет) 36 Аполлон-16 16–27 апреля 1972 г. военно-морской Позже совершил два полета на космических шаттлах.
12 Рон Эванс 10 ноября 1933 г. 7 апреля 1990 г. (56 лет) 39 Аполлон 17, 7–19 декабря 1972 г. военно-морской

Последующие экспедиции

Корабль «Аполлон-12» завис над ракетой-носителем «Сатурн-V». На его днище видно шасси лунного модуля

Аполлон-12

Серия полётов на Луну по программе «Аполлон» завершилась в декабре 1972 года. К тому времени там побывали 12 астронавтов, причём некоторые не только ходили, но и ездили по Луне. Участники каждой экспедиции проводили на Луне всё больше времени. Вторую высадку осуществил экипаж «Аполлона-12» в ноябре 1969 года, прилунившийся в Океане Бурь неподалёку от того места, где в 1967 году совершил посадку «Сервейор-3». Астронавты Чарльз Конрад и Алан Бин привезли на Землю некоторые узлы этого зонда, и учёные получили возможность узнать, как вели себя различные материалы в условиях открытого космоса.

Аполлон-13

Полёт «Аполлона-13» во многом оправдал суеверия, связанные с «несчастливым числом». По пути на Луну в апреле 1970 года из-за дефекта в системе электропитания взорвался кислородный бак в двигательном отсеке. Осознав, что основной бак вскоре потеряет весь кислород и энергию, экипаж Джима Лоуэлла был вынужден перейти в лунный модуль «Аквериэс» (Водолей). В нём был достаточный запас воздуха для полёта, но на сей раз начались сбои в системе воздушных фильтров. Астронавтам пришлось заменять их несовместимыми фильтрами из командного модуля. Борясь за живучесть корабля, они сожгли слишком много топлива даже для того, чтобы просто развернуться и полететь обратно. Вместо этого им пришлось выполнить опасный манёвр — облететь вокруг Луны, а затем без помощи бортовых компьютеров включить маршевый двигатель лунного модуля, чтобы взять курс на Землю. И всё же, несмотря на все трудности, астронавты живыми и невредимыми вернулись домой, где их встречали, как национальных героев.

Аполлон-14

Старт «Аполлона-14». Экспедиция длилась 9 дней

В начале 1971 года после генеральной проверки всех систем стартовал «Аполлон-14», доставивший на Луну очередной экипаж астронавтов. В этой экспедиции был впервые применён модульный транспортёр оборудования — грузовая двухколёсная тележка.

Аполлон-15

Куда более смелые цели преследовала предпринятая в середине 1971 года экспедиция «Аполлона-15», оснащённая лунным вездеходом на электрических батареях, который позволял астронавтам совершать дальние поездки для сбора образцов лунных пород.

Аполлоны-16 и 17

Позднее таким же луноходом пользовались ещё две экспедиции — «Аполлон-16» (апрель 1972 года) и «Аполлон-17» (декабрь 1972 года).

Старт «Аполлона-17». Это был единственный ночной старт за всю лунную программу «Аполлон»

Поначалу программа «Аполлон» предусматривала ещё два полёта на Луну, но ослабление общественного интереса и урезание бюджета привело к её преждевременному закрытию.

Совместный полёт «Аполлон-18» и «Союз-19»

Последние полёты совершались уже по прикладной программе «Скайлэб». В 1973 году ракета «Сатурн-V» вывела на околоземную орбиту первую американскую космическую станцию, а в 1975 состоялся первый совместный полёт кораблей «Аполлон-18» и «Союз-19», стыковка которых на орбите стала символом политической разрядки.

Каким будет возвращение на Луну в XXI веке

— До Луны лететь где-то трое суток: расстояние от Земли в среднем 380 тысяч километров. Как туда лететь, мы знаем. Но ракету, корабль и посадочный аппарат нужно создавать заново.

Сейчас NASA создает и испытывает сверхтяжелую ракету . В основе этой ракеты уже используемые технологии. Ее боковые части — это боковые твердотопливные ускорители, как в системе Space Shuttle. Центральная ступень ракеты SLS уже готова к полету, который планируется в ноябре следующего года.

Первая миссия по программе «Артемида» запланирована на 2021 год, космический корабль для нее уже готов. Он полетит без людей, выйдет на окололунную орбиту, будет там находиться в течение нескольких недель, после чего вернется на Землю. Это будет такая генеральная репетиция будущего полета. В 2022 году должна будет состояться миссия «Артемида-2» — облет Луны с экипажем на борту. Тогда, скорее всего, полетят четыре астронавта.

Параллельно планируется строительство окололунной станции . Она будет находиться на высокой орбите над Луной. Когда Gateway достроят, она будет состоять из целого ряда модулей, созданных разными странами. Возможно, Роскосмос также внесет свой вклад. К этой станции сможет стыковаться космический корабль «Орион» и коммерческие грузовые корабли.

В частности, компания SpaceX недавно получила контракт от NASA для создания грузового корабля для доставки грузов на окололунную станцию Gateway. Эта станция будет частью большой инфраструктуры, которая позволит и NASA, и партнерам совершить посадку и экспедиции на поверхность Луны и даже послужит трамплином для полетов к другим небесным телам, потому что стартовать с орбиты Луны проще, чем с околоземной орбиты: сила тяжести на Луне примерно в шесть раз меньше, чем на Земле.

Но если мы хотим осваивать Луну, нам никак не обойтись только одной окололунной орбитальной станцией, нужно сесть на поверхность. Поэтому NASA объявило конкурс на создание коммерческого взлетно-посадочного корабля, который сможет либо напрямую, либо от станции Gateway садиться к Южному полюсу Луны, а потом и в другие регионы нашего спутника.

Почему Южный полюс? На Луне есть запасы водяного льда, и находятся они на Южном полюсе. На Северном полюсе тоже есть, но меньше. Лед обнаружен на дне кратеров, куда никогда не проникает солнечный свет и всегда тень, и там образуются так называемые холодные ловушки. Это места, где миллионы лет температура составляет минус 150–180 градусов. Если там поблизости построить базу, то можно будет этот лед добывать и превращать в водород и кислород.

Сейчас три компании — SpaceX, Blue Origin и Dynetics — разрабатывают три варианта пилотируемых посадочных кораблей для NASA, первая посадка запланирована на 2024 год.

Свои пилотируемые миссии к Луне планируют и другие страны, например Китай. Он впервые в истории космонавтики уже доставил луноход на обратную сторону Луны. Кроме того, буквально пару недель назад совершил тестовый орбитальный полет их лунный корабль, который, по планам, будет возить людей к Луне. Также в ближайшее время может состояться китайская миссия по доставке образцов лунного грунта.

У Роскосмоса тоже есть своя лунная программа. В следующем году планируется посадка автоматической станции «Луна-25» в район Южного полюса. Она будет исследовать залежи водяного льда. Также планируются пилотируемые миссии, для которых создается корабль нового поколения «Орел» (ранее он назывался «Федерация»), который сможет летать и на МКС, и к Луне. Но пока дело стоит за разработкой сверхтяжелой ракеты.

Опередить американцев любой ценой

К началу июля 1969 года стало ясно, что запуск миссии «Аполлон-11» неизбежен. И все советские планы «догнать американцев» практически сошли на нет. Первая попытка запуска ракеты Н-1 в феврале закончилась неудачей. Колоссальная машина поднялась в небо, но в ее системе управления случился сбой. Который привел к отключению всех двигателей первой ступени через 68 секунд после старта.

Последний шанс опередить американцев был предпринят 3 июля 1969 года. Запуск Н-1, полезной нагрузкой которой по официальной версии являлся беспилотный вариант лунного корабля, снова завершился аварией. Однако, если верить информации, опубликованной еще в 1974 году бывшим аналитиком разведки Питером Джеймсом, на самом деле это должна была быть пилотируемая миссия. Если бы пуск Н-1 был успешным, и она вышла бы на низкую околоземную орбиту, сразу следом за ней в космос должен был стартовать пилотируемый «Союз». Он должен был пристыковаться к лунному кораблю, и экипаж должен был перейти на него. И затем начать полет к Луне. Планировалась ли высадка на поверхность нашего спутника или нет — вопрос очень интересный. Однако на борту Н-1 находился, по официальной версии, макет лунного посадочного корабля.

Но если в июле 1969 года планировался запуск к Луне космонавтов, то кто должен был полететь? У Каманина есть по этому поводу запись в дневнике от 18 июня 1969 года. В которой сказано, что кандидатами для полета на Луну являются Леонов, Быковский, Воронов, Хрунов, Елисеев, Макаров, Рукавишников и Пацаев.

В 1980 году общество «Плоская Земля» обвинило NASA в фальсификации высадок на Луне, утверждая, что они были организованы сняты режиссером Стэнли Кубриком в Голливуде при спонсорской поддержке Уолта Диснея по сценарию Артура Кларка.

Конспирологические теории получили огромную популярность в США после «Уотергейтского скандала», отправившего президента Ричарда Никсона в отставку. Никсон оказался замешан в серьезных правонарушениях и обманывал правоохранительные органы и свой народ. Если уж он такой врун, то почему бы ему и не сфальсифицировать высадку на Луне, пришедшеюся на время его правления?  

Средства массовой информации в погоне за вниманием аудитории раздували «горячие» темы и запускали процесс по кругу, вербуя все новых и новых сторонников теорий заговора. Множество самых разных публицистов обратились к этой тематике и публиковали свои «разоблачения» одно за другим

Президент США Ричард Никсон говорит с астронавтами на Луне по телефону. 21 июля 1969 года

Бурное развитие телевещания донесло «лунный заговор» даже до тех, кто ленится или вовсе не умеет читать. Конспирологические фильмы с претензией на документальность стали выходить наперегонки, обеспечивая телеканалам миллионные аудитории и внушительные доходы от рекламы.

К 1990-м годам появились еще, как минимум, два «мощных аргумента, оживившие противостояние конспирологов и их противников. 

Дэвид Перси — член британского Королевского фотографического общества провел подробный «анализ» фотоснимков, выложенных на сайте NASA, и обратив внимание на разнонаправленность теней пришел к выводу, что там присутствует дополнительный источник света, которого на Луне быть попросту не могло. 

Второй веский аргумент ожил после расчетов инженера Рене Ральфа, «доказавшего», что астронавты должны были надевать костюмы, покрытые 80-ти сантиметровым слоем свинца, чтобы спастись от солнечной радиации, бушующей на поверхности Луны. 

В 2003 году «масла в огонь» подлила вдова режиссера Стэнли Кубрика, то ли в шутку, то ли всерьез заявившая, что ее муж действительно снимал в Голливуде сцены высадки на Луну. 

Нил Армстронг тренируется отбирать образцы лунного грунта в Хьюстоне, 18 апреля 1969 года

Новый всплеск популярности «лунного заговора» пришелся на начало 1990-х годов, с развитием интернета. Сайты, разоблачающие правительство и NASA, росли как грибы, форумы кипели дискуссиями, гигабайты текстов излагали очередные доводы в пользу фальсификации. С развитием социальных сетей распространение теории «лунного заговора» приблизилось уже к первой космической скорости – ролики, твиты и мемы набирают десятки тысяч лайков и сотни комментариев, соперничая в популярности с порнографическими фильмами. 

Рано или поздно к конспирологии подключились и жители других стран. Особенно востребованным «лунный заговор» оказался в Японии и Китае. После распада Советского Союза к всеобщей истерии присоединилась и Россия. Согласно данным прошлогоднего опроса ВЦИОМ (новый, наверняка, выйдет к этой юбилейной дате) больше половины россиян (57%) уверены, что никакой высадки людей на Луну не было. 

Никого не смущает, что «официальные» космические власти СССР и России со ссылкой на собственные разведданные и перехват телеметрии без всяких сомнений признают победу США в лунной гонке. Такие космонавты, как Алексей Леонов, Георгий Гречко и Константин Феоктистов неоднократно говорили, что высадка американцев на Луну подтверждается всеми объективными данными и не верить в нее «могут только абсолютно невежественные люди».

Юрий Мухин, главный российский апологет «лунного заговора»

ФТем не менее, лунная конспирология стала плодотворной нивой для многих российских авторов, регулярно выдающих на-гора новые «доказательства» и «разоблачения». Самые известные среди них – Юрий Мухин, обвиняющий КПСС в сговоре с NASA (кроме прочего — убежденный сталинист и автор книги «Продажная девка Генетика»), физик Александр Попов, утверждающий, что все полеты американцев в космос до «Колумбии» в 1981 году были мистификацией, телеоператор Юрий Елхов, «проанализировавший» кинокадры с Луны и «доказавший», что они сфабрикованы. На ниве лунной конспирологии отметились известные телеведущие (например, Александр Гордон или Алексей Пушков), писатели-фантасты, ученые, политики и прочие публичные личности. Лунная конспирология не щадит никого. 

Всех крупных пропагандистов лунного заговора, как правило, объединяет одно: они совершенно некомпетентны в той области, о которой говорят – в физике, астрономии, ракетной технике и космических исследованиях. Многие из них стремятся извлечь выгоду из «срыва покровов» — продать вам свои книжки, фильмы и футболки «Мы не были на Луне». Кроме этого, зачастую, если покопаться в голове адептов «лунного заговора», окажется, что там находится место и заблуждениям уровня теории плоской земли.

Вперёд, на Луну!

Через два с лишним месяца экипаж «Аполлона-10» провёл дальнейшие испытания лунного модуля — на сей раз на окололунной орбите. Астронавты Томас Стаффорд и Юджин Сернан снизились в нём до 15 км над лунной поверхностью, а Джон Янг тем временем оставался в командном модуле. Успех этой экспедиции убедительно подтвердил готовность НАСА к высадке первых людей на Луну.

Утром 16 июля 1969 года с космодрома на мысе Канаверал, штат Флорида стартовала трёхступенчатая ракета-носитель «Сатурн-V», которая вывела в космос корабль «Аполлон-11» с тремя астронавтами на борту. Это были Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз. Общая длина ракеты и корабля составляла 111 м, а стартовый вес — почти 3000 тонн. Ежесекундно сжигая 15 т топлива и сжиженного кислорода, мощные двигатели первой ступени развили скорость 10 000 км/час и за 2,5 минуты подняли ракету на высоту 65 км над Землёй. После этого первая ступень была отстрелена, и заработали двигатели второй ступени. Через 9 минут после старта она тоже выполнила свою задачу, подняв корабль на высоту 185 км и увеличив скорость до 25 000 км/час. Наконец, после отделения второй ступени включились двигатели третьей.

Взлет лунного модуля

Переодевшись, экипаж выбросил наружу обувь и другое снаряжение для уменьшения веса модуля. Баз Олдрин доложил в ЦУП, что кнопка запуска двигателей для взлета – сломана, вероятно один из астронавтов задел оборудование своим снаряжением. Было выявлено, что нажатие кнопки можно будет произвести при помощи фломастера, который был на борту лунного модуля. После приема пищи астронавты надели скафандры и начали разгерметизацию. Примечательно, что под их ногтями осталась лунная пыль, которую так и не удалось вычистить. Перед экипажем стояла задача выспаться перед взлетом, однако это было затруднительно по нескольким причинам: астронавты были в скафандрах, в кабине было мало места и холодно (+ 16°С), отвлекал шум работающих насосов модуля и свет Солнца, пробивающийся через занавески иллюминатора. И если Олдрин перерывами спал около двух часов, то Армстронг так и не уснул.

Спустя 21 час и 36 минут нахождения на Луне «Орел» начал взлет. Примечательно, что во время взлета Олдрин увидел в иллюминатор, что в результате работы реактивного двигателя установленный флаг упал. Через четыре с половиной часа после взлета, лунный и командный модули сблизились до 30-ти метров. После стыковки, астронавты Армстронг и Олдрин очистили свою одежду от реголита при помощи пылесоса, и перешли в командный модуль, где их ожидал Коллинз.

Сатурн-5

Каждая миссия Аполлона запускалась с мыса Канаверал во Флориде. Центр управления находился в штате Техас в Хьюстоне. Высота ракеты составляла 110 метров.

Сатурн-5 был трёхступенчатой ракетой каждой ступени носила собственное техническое имя.

Первая называлась S-IC, на ней были размещены 5 кислородно-керосиновых двигателей F-1.

Вторая ступень S-II, управлялась тоже пятью, но уже более маленькими кислородно-водородными двигателями J-2

Третья ступень имела название S-IVB на ней был установлен всего один двигатель J-2.
Сам космический аппарат находился наверху последней ступени. Во время старта его защищали 4 панели, которые назывались адаптером лунного модуля.

Служебный модуль включал в себя, двигатель и топливные ячейки. Топливо было необходимо для возвращения на Землю после завершения миссии. Также в служебном модуле находились элементы управления и питания. В командном модуле астронавты проводили большую часть времени. На самом верху находилась система аварийного спасения, она немного напоминает ту, что сейчас используется в пилотируемых спусках Союзов. В случай непредвиденной ситуации система могла безопасно увести командный модуль от ракеты.

Подготовка к полету

Самым тщательным образом отрабатывалась посадка на Луну. Астронавты тренировались на модели лунного модуля, которая подвешивалась к высокой башне-крану на тросах. Были и более совершенные симуляторы — летательные аппараты для отработки лунных посадок. Они представляли собой каркас из алюминиевых труб, на котором крепились три основных и 16 маневровых двигателей и кабина управления. Один из основных двигателей поднимал аппарат на необходимую высоту (до1,8 км) и затем во время спуска и мягкой посадки создавал постоянную тягу, компенсировавшую 5/6 массы, и обеспечивал условия, близкие к условиям лунной гравитации. Астронавты называли их «летающими остовами кроватей». В мае 1968 г., будучи командиром дублирующего экипажа «Аполлона-8», Нил Армстронг едва не потерпел катастрофу. Аппарат вышел из-под контроля, и Армстронгу пришлось катапультироваться с 60-метровой высоты, он отделался лёгкими ушибами. Аппарат разбился и сгорел.

В последние месяцы перед стартом астронавты тренировались особенно много: имитировался выход на лунную поверхность в полном снаряжении, велись работы по сбору образцов грунта и установку научных приборов и экспериментов (в том числе в специальной вакуумной камере в ЦУПе в Хьюстоне), состоялось несколько практических полевых занятий по геологии.

Экипаж также самостоятельно разработал дизайн эмблемы и выбор позывных для кораблей (смотрите картинку в преамбуле). Астронавты хотели сделать эмблему очень простой и недвусмысленной, показывающей мирное покорение Луны. Джеймс Ловелл предложил изобразить орла. Майкл Коллинз сделал рисунок. На нём орёл, держащий в клюве оливковую ветвь, садится на лунную поверхность. Позади него — Земля, в отдалении и вверху надпись «Аполлон-11». Фамилий астронавтов на эмблеме не было. Но когда эмблему представили в штаб-квартиру НАСА, руководству не понравились когти орла – слишком угрожающие, поэтому оливковую ветвь переместили в лапы

Позывным кораблей в этой исторической миссии тоже уделялось особое внимание. Название лунного модуля — «Орёл», а командного – «Колумбия»

Работали и еще над одной проблемой. Астробиологи и специалисты Службы общественного здравоохранения США опасались, что высадка людей на Луну может привести к тому, что на Землю будут завезены неизвестные науке микроорганизмы, способные вызвать эпидемии. Несмотря на то, что многие учёные были уверены, что Луна безжизненна, абсолютной уверенности в этом не было. Поэтому задачей была разработка плана мероприятий по недопущению биологического заражения Земли. Разрабатывались также меры для этапа транспортировки астронавтов и контейнеров с образцами лунного грунта от места приводнения в Тихом океане до Лунной приёмной лаборатории. Они предусматривали, что астронавты после посадки пересаживаются из командного модуля в надувную лодку, сразу надевают костюмы биологической защиты и по прибытии вертолётом на борт поискового корабля переходят в специальный мобильный герметичный фургон без колёс, в котором их доставляют в Хьюстон. За две недели до старта главный врач полета «Аполлона» уменьшил тренировочные нагрузки на астронавтов и поместил их в карантин.

Перед полетом был создан невиданный ажиотаж: 500 000 туристов, желавших стать очевидцами исторического события, прибыли в округ Бревэрд во Флориде, где находятся мыс Канаверал и Космический центр имени Кеннеди.

Фотографии астронавтов побывавших на Луне + Таймлапс


Астронавт NASA Юджин Сернан что-то ищет в ровере, Аполлон 17, 1972


Астронавт NASA Юджин Сернан тестирует Лунный ровер около Лунного модуля, Аполлон 17, 1972


Астронавт NASA Юджин Сернан разъезжает на Лунном ровере, Аполлон 17, 1972


Астронавт NASA Юджин Сернан разъезжает на Лунном ровере, Аполлон 17, 1972


Астронавт NASA Юджин Сернан разъезжает на Лунном ровере, Аполлон 17, 1972


Лунный ровер и астронавт NASA Юджин Сернан с приподнятым визором, Аполлон 17, 1972


Командный/служебный отсеки космического корабля Аполлон во врея рандеву, Аполлон 17, 1972


Станция 5 — Астронавт NASA Харрисон “Джек” Шмитт возвращается обратно к лунному роверу неся лопату в левой руке, Аполлон 17, 1972


Астронавт NASA Харрисон “Джек” Шмитт собирает куски лунного грунта на южной стороне каменного кратера около Станции 5, Аполлон 17, 1972


Астронавт NASA Юджин Сернан около Лунного ровера, Аполлон 17, 1972


Астронавт NASA Юджин Сернан на ровере, Аполлон 17, 1972


Астронавт NASA Харрисон “Джек” Шмитт залез в Лунный ровер около Лунного модуля на Cтанции 9, Аполлон 17, 1972


Астронавт NASA Юджин Сернан приветствует американский флаг, Аполлон 17, 1972


Астронавт NASA Базз Олдрин стоит около стойки и зонда Лунного модуля, Аполлон 11, 1969


Ботинок и отпечаток на лунном грунте астронавта NASA База Олдрина, Аполлон 11, 1969


Астронавт NASA Базз Олдрин спускается по лестнице Лунного моделя готовясь ступить на лунный грунт, Аполлон 11, 1969


Астронавт NASA Базз Олдрин спускается по лестнице Лунного моделя готовясь ступить на лунный грунт, Аполлон 11, 1969

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector