Обсе: история, структура и функции организации
Содержание:
Примечания
Страны мира |
||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Государства-участники СБСЕ с 1971/1973 по 1994 гг.
Страна | присоединение | Подписан |
Подписана Парижская хартия |
---|---|---|---|
Албания | 19 июня 1991 г. | 16 сентября 1991 г. | 17 сентября 1991 г. |
Армения | 30 января 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 17 апреля 1992 г. |
Азербайджан | 30 января 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 20 декабря 1993 г. |
Бельгия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Босния и Герцеговина | 30 апреля 1992 г. | 8 июля 1992 г. | |
Болгария | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Дания | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Германия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Эстония | 10 сентября 1991 г. | 14 октября 1992 г. | 6 декабря 1991 г. |
Финляндия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Франция | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Грузия | 24 марта 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 21 января 1994 г. |
Греция | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
папский престол | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Ирландия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Исландия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Италия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Канада | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Казахстан | 30 января 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 23 сентября 1992 г. |
Кыргызстан | 30 января 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 3 июня 1994 г. |
Хорватия | 24 марта 1992 г. | 8 июля 1992 г. | |
Латвия | 10 сентября 1991 г. | 14 октября 1991 г. | 6 декабря 1991 г. |
Лихтенштейн | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Литва | 10 сентября 1991 г. | 14 октября 1991 г. | 6 декабря 1991 г. |
Люксембург | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Мальта | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Молдова | 30 января 1992 г. | 26 февраля 1992 г. | 29 января 1993 г. |
Монако | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Нидерланды | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Норвегия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Австрия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Польша | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Португалия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Румыния | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Россия с 30 января 1992 г. как государство-правопреемник Советского Союза. | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Сан-Марино | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Швеция | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Швейцария | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Сербия как правопреемница Югославии | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Словакия | 1 января 1993 г. | ||
Словения | 24 марта 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 8 марта 1993 г. |
Испания | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Таджикистан | 30 января 1992 г. | 26 февраля 1992 г. | |
Республика Чехия | 1 января 1993 г. | ||
Турция | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Туркменистан | 30 января 1992 г. | 8 июля 1992 г. | |
Украина | 30 января 1992 г. | 26 февраля 1992 г. | 16 июня 1992 г. |
Венгрия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Узбекистан | 30 января 1992 г. | 26 февраля 1992 г. | 27 октября 1993 г. |
Объединенное Королевство | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
США | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Беларусь | 30 января 1992 г. | 26 февраля 1992 г. | 8 апреля 1993 г. |
Кипр | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Страна | присоединение | Подписан |
Подписана Парижская хартия |
---|---|---|---|
Германская Демократическая Республика | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | |
Югославия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Чехословакия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г., Чешская и Словацкая Федеративная Республика (ČSFR) |
Советский союз | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Критика
https://youtube.com/watch?v=hKgbGpWh0lM
Итальянский журналист в ЛНР: Дальше врать уже нельзя
Ещё в 2004 году на заседании Постоянного совета ОБСЕ страны СНГ (за исключением Грузии) сделали общее заявление, в котором критиковали организацию за нарушение провозглашённых в Хельсинки принципов невмешательства во внутренние дела и уважения суверенитета государств.
Действия ОБСЕ в конце концов начали беспокоить и европейских политиков.
Поль-Мари Куто, депутат Европарламента в 1999—2009 гг., заявил в 2008 году:
ОБСЕ — это организация с давней историей, но которая очень часто себя дискредитирует. Бюро (БДИПЧ) очень часто высказывает мнения, вдохновителями которых являются США. |
В ноябре 2014 года политики — австриец Эвальд Штадлер и итальянец Алессандро Муссолини — возмутились позицией ОБСЕ по выборам в Донбассе, так как ОБСЕ не отправила наблюдателей на выборы.
В 2015 году Сергей Лавров раскритиковал некоторые структуры ОБСЕ за превышение полномочий, а также уличил офис ОБСЕ по свободе СМИ в двойных стандарта. Об этом же в апреле 2016 года говорила и представитель МИД РФ Мария Захарова, когда сразу после запрета на работу украинскому телеведущему Савику Шустеру последовала мгновенная реакция от представителя ОБСЕ по свободе СМИ Дуньи Миятович, в то время как вопиющая ситуация с российскими журналистами на Украине осталась без её внимания.
Минское перемирие
После очередных минских договорённостей, заключённых в феврале 2015 года (Минск-2), ОБСЕ обязали контролировать отвод конфликтующими сторонами тяжёлого вооружения. По непонятным причинам сотрудники специальной комиссии тщательно фиксировали и докладывали об отводе украинской военной техники, а об отводе вооружения ополчением умалчивалось. Всякий раз правительству ДНР и ЛНР приходилось вызывать сотрудников миссии и указывать на конкретные единицы, отведённые с линии фронта. Другими словами, ОБСЕ не проявляла должного внимания и самостоятельно не выполняла мониторинговую миссию со стороны Донбасса, а порой и вовсе отказывалась фиксировать факты отвода. По словам председателя Народного совета ДНР Андрея Пургина, до минских договорённостей все заявки на передвижение, куда бы они не писались, всегда обеспечивались. После видеоконференции контактной группы, проведённой 25 февраля 2015 года, эти «технические трудности», как сказал Пургин, были устранены, судя по тому, что уже 26 февраля отвод техники наблюдали представители ОБСЕ.
Последствия конференции
Пленарное заседание конференции
Стенгазета в дрезденской школе после конференции
Конференция характеризовалась сделкой обмена: для Восточного блока она принесла признание ограниченности послевоенного порядка и более тесный экономический обмен с Западом. В ответ Восток пошел на уступки в области прав человека.
Сразу после конференции, в глазах многих наблюдателей, Восточный блок был настоящим победителем конференции, поскольку границы восточноевропейских государств (особенно Польши и ГДР ) были впервые признаны в международном договоре, закреплен принцип «невмешательства» во внутренние дела, а также создана основа для (из желаемого пространства RGW ) экономических отношений.
Лишь позже стало очевидно, что глава VII Заключительного акта (« Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии или убеждений »), которую государства СЭВ, вероятно, поначалу не восприняли всерьез, была крупнее Обладающий весом. Он инициировал создание многочисленных «Хельсинкских групп» в Советском Союзе, включая Московскую Хельсинкскую группу , Украинскую Хельсинкскую группу , Литовскую Хельсинкскую группу, Латвийскую Хельсинкскую группу, Эстонскую Хельсинкскую группу и Грузинскую Хельсинкскую группу. Глава VII стала основой работы многих восточноевропейских диссидентов и правозащитных организаций . К ним относятся, например, движение за гражданские права в ГДР , Хартия 77 в ЧССР , Солидарность в Польше и Human Rights Watch , в которых упоминается Хельсинкский акт. Они способствовали распаду Восточного блока, так что СБСЕ внесло значительный вклад в прекращение конфликта между Востоком и Западом.
Маневрирует более 25000 солдат. | Маневры среди 25000 солдат | |||
---|---|---|---|---|
Анонсы | Приглашения | Анонсы | Приглашения | |
Страны НАТО | 28 год | 25-е | 36 | 11 |
Государства Варшавского договора | 20-е | Шестой | 5 | 1 |
Нейтральные и несвязанные государства | 7-е | 5 | 12-е | 4-й |
общее | 55 | 36 | 53 | 16 |
В рамках процесса СБСЕ 22 августа 1975 года НАТО впервые сообщило о военном маневре «Великая рокировка», в котором приняли участие 68 000 солдат. С 1979 по 1985 год Варшавский договор больше не приглашал наблюдателей на маневры.
Цель специальной мониторинговой миссии
Цель данной мирной гражданской миссии – в беспристрастном, непрерывном и объективном наблюдении за сложившейся украинской ситуацией, способствовании диалога между конфликтными сторонами, а также систематической отчетности на основании полученных сведений.
Членами миссии являются безоружные гражданские наблюдатели, сотрудники стран, являющихся членами ОБСЕ и украинские специалисты. Возглавляет СММ турецкий посол Эртурул Апакан, назначенный на эту должность в 14 году председателем Организации и имеющий богатый дипломатический опыт. Его первым заместителем является швейцарский юрист Александр Хуг, вторым – профессиональный дипломат из Словении, Алешка Симкич.
В период своего пребывания в Украине миссия:
- содействует спаду напряженности;
- оказывает содействие в установлении мира и стабильности;
- коммуницирует с различными органами власти, гражданами, группами и общинами.
- собирает информацию из различных источников:
- информирует о наличии или отсутствии инцидентов.
Решения ОБСЕ
Решения, принимаемые странами-участницами организации, занимают отдельное положение в системе международных актов. Они являются в большей степени политическими, а не правовыми (договорными) нормами. Их соблюдение не становиться обязательным для государств, а нарушение не несет за собой практически никаких мер ответственности для нарушителя.
Еще одной проблемой при принятии какого-либо решения в этой организации становиться принцип соглашения всех участников. Все страны-участницы ОБСЕ имеют равный статус и «вето», наложенное хотя бы одним из участников приводит к отклонению документа.
Кроме того, в последнее время в адрес организации все чаще звучат обвинения в применении двойственных стандартов при принятии мер политического или экономического характера.
В настоящее время ОБСЕ является крупнейшей межрегиональной организацией в мире. Ее влияние распространяется не только на европейский континент, но и на другие регионы. Организация предпринимает различные шаги по укреплению международного сотрудничества, обеспечению безопасности и предотвращению преступлений против личности.
Подготовка и первая конференция СБСЕ в Хельсинки
Переговоры по Заключительному акту СБСЕ были разделены на два этапа. Первая подготовительная конференция собралась в Хельсинки 22 ноября 1972 года. На уровне послов государства-участники согласовали структуру итогового документа и порядок функционирования конференции. В ходе этих предварительных переговоров и Восточный блок, и Запад сумели определить важные для них темы, особенно неизменность границ или права человека и свободу передвижения, в качестве тем для основных переговоров. Подготовительные конференции были разделены на четыре раунда:
Подготовительные конференции |
---|
28 ноября 1972 г. — 15 декабря 1972 г. |
15 января 1973 г. — 9 февраля 1973 г. |
28 февраля 1973 г. — 6 апреля 1973 г. |
25 апреля 1973 г. — 8 июня 1973 г. |
Наконец, в качестве второго этапа 3 июля 1973 года в Хельсинки открылось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В конференции приняли участие семь государств Варшавского Договора, 13 нейтральных стран и 15 стран НАТО. Албания не была представлена. Федеративная Республика Германия и Германская Демократическая Республика участвовали в СБСЕ на равных основаниях. Для правительства СЕПГ это был важный шаг к международному признанию. ГДР была в первую очередь озабочена признанием статус-кво в Европе и не вмешивалась в ее внутренние дела. Однако даже после подписания заключительного акта права человека не соблюдались. Именно поэтому оппозиция ХДС / ХСС выступила против СБСЕ в бундестаге. Для них решения Хельсинки лишь маскировали реальность.
Участие США и Канады произошло по специальной просьбе государств Европейского сообщества (ЕС). Переговоры по собственно тексту Заключительного акта начались с конференции министров иностранных дел стран-участниц с 3 по 7 июля. Фаза комиссии СБСЕ в Женеве началась 18 сентября 1973 года. Основные переговоры были сосредоточены на вопросе о взаимосвязи между принципом государственного суверенитета и правом личности на свободу передвижения и доступ к информации. С точки зрения Федеративной Республики Германии, сохранение возможности мирного изменения границ с целью желаемого воссоединения с ГДР было одним из центральных пунктов переговоров. После иногда очень жестких переговоров все государства в мае 1975 года согласовали компромиссные формулы по всем спорным областям, что подготовило почву для подписания окончательного акта.
Государства-участники
Подписаны Хельсинкский Заключительный акт и Парижская хартия
Подписан Заключительный акт в Хельсинки
нет подписи
Государства-партнеры
Страна | Сотрудничает с |
---|---|
Афганистан | 2003 г. |
Египет | 1975 г. |
Алжир | 1975 г. |
Австралия | 2009 г. |
Израиль | 1975 г. |
Япония | 1992 г. |
Иордания | 1998 г. |
Марокко | 1975 г. |
Южная Корея | 1994 г. |
Таиланд | 2000 г. |
Тунис | 1975 г. |
Страна | присоединение | Подписан |
Подписана Парижская хартия |
---|---|---|---|
Албания | 19 июня 1991 г. | 16 сентября 1991 г. | 17 сентября 1991 г. |
Андорра | 25 апреля 1996 г. | 10 ноября 1999 г. | 17 февраля 1998 г. |
Армения | 30 января 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 17 апреля 1992 г. |
Азербайджан | 30 января 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 20 декабря 1993 г. |
Бельгия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Босния и Герцеговина | 30 апреля 1992 г. | 8 июля 1992 г. | |
Болгария | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Дания | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Германия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Эстония | 10 сентября 1991 г. | 14 октября 1992 г. | 6 декабря 1991 г. |
Финляндия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Франция | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Грузия | 24 марта 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 21 января 1994 г. |
Греция | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Святой Престол | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Ирландия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Исландия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Италия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Канада | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Казахстан | 30 января 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 23 сентября 1992 г. |
Кыргызстан | 30 января 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 3 июня 1994 г. |
Хорватия | 24 марта 1992 г. | 8 июля 1992 г. | |
Латвия | 10 сентября 1991 г. | 14 октября 1991 г. | 6 декабря 1991 г. |
Лихтенштейн | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Литва | 10 сентября 1991 г. | 14 октября 1991 г. | 6 декабря 1991 г. |
Люксембург | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Мальта | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Молдова | 30 января 1992 г. | 26 февраля 1992 г. | 29 января 1993 г. |
Монако | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Монголия | 21 ноября 2012 г. | ||
Черногория | 22 июня 2006 г. | 1 сентября 2006 г. | |
Нидерланды | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Северная Македония | 12 октября 1995 г. | ||
Норвегия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Австрия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Польша | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Португалия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Румыния | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Россия с 30 января 1992 г. как правопреемница Советского Союза. | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Сан-Марино | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Швеция | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Швейцария | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Сербия с 3 июня 2006 г. в качестве правопреемника Югославии и Сербии и Черногории (с 4 февраля 2003 г. по 3 июня 2006 г.) | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Словакия | 1 января 1993 г. | ||
Словения | 24 марта 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 8 марта 1993 г. |
Испания | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Таджикистан | 30 января 1992 г. | 26 февраля 1992 г. | |
Чехия | 1 января 1993 г. | ||
Турция | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Туркменистан | 30 января 1992 г. | 8 июля 1992 г. | |
Украина | 30 января 1992 г. | 26 февраля 1992 г. | 16 июня 1992 г. |
Венгрия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Узбекистан | 30 января 1992 г. | 26 февраля 1992 г. | 27 октября 1993 г. |
Объединенное Королевство | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
США | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Беларусь | 30 января 1992 г. | 26 февраля 1992 г. | 8 апреля 1993 г. |
Кипр | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Функции и задачи ОБСЕ
ОБСЕ создавалась в период Холодной войны для уменьшения напряженности между государствами коммунистического блока и Западом. Схожими задачами она занимается и сегодня. Главная функция – обеспечение безопасности в европейском регионе. ОБСЕ занимается предотвращением военных столкновений, ликвидацией их последствий, урегулированием международных кризисов. Направления деятельности ОБСЕ можно разделить на три большие группы:
- военно-политическую;
- экономическую;
- гуманитарную.
К «военной» группе относятся: миротворческие миссии, кибербезопасность, контроль вооружений, полицейские операции. ОБСЕ способствует реализации международных договоров. Например, в штаб-квартире организации проходят ежемесячные консультации по выполнению Договора об открытом небе.
Во вторую группу входят вопросы, связанные с экономической безопасностью государств-членов организации. Отдельно следует выделить усилия ОБСЕ на повышение транспортной и энергетической безопасности, управлению миграционными потоками. Ассамблея проводит целый ряд программ, направленных на защиту окружающей среды: утилизацию отходов, управление водными ресурсами и др.
Штаб-квартира ОБСЕ находится в Вене
Государства, вступившие в ОБСЕ, взяли на себя серьезные обязательства по соблюдению прав человека и его основных свобод. Контроль их выполнения – третье направление деятельности. ОБСЕ активно противодействует торговле людьми, способствует укреплению демократических институтов в разных странах, продвигает идеи гендерного равенства, поддерживает неправительственные организации и ратует за свободу прессы. Кроме того, наблюдатели ОБСЕ регулярно участвуют в проведении выборов.
Новейшая история ОБСЕ
В конце 1996 года состоялся Лиссабонский саммит, на котором были приняты две декларации в области региональной безопасности. Россия выдвинула инициативу о сдержанности относительно военных усилий и количества вооружений. На этой встрече была предпринята попытка решения Карабахского конфликта – противоборствующие стороны взяли определенные обязательства. Однако решить эту проблему так и не удалось – она лишь перешла в замороженную стадию. Не слишком успешно действовало ОБСЕ и в отношении Югославии.
В 1998 году утвердили положение о полицейских силах ОБСЕ, на саммите в Осло, прошедшем в том же году большое внимание уделялось конфликту в Косово и в бывших советских республиках. В 1999 году на Стамбульской встрече подписали Хартию европейской безопасности, а Россия пообещала вывести войска из Приднестровья и Грузии
Миссия ОБСЕ более пяти лет работает на Донбассе. Ее эффективность оставляет желать лучшего
Нулевые ознаменовали новый этап отношений ОБСЕ и России. Организация стала все чаще критиковать действия Москвы на постсоветском пространстве, а российские власти обвинять ОБСЕ в двойных стандартах. Лавров даже угрожал выйти из организации, если она и дальше будет уделять правам человека излишне много внимания. В 2007 и 2008 году миссии ОБСЕ не участвовали в мониторинге российских выборов. Несмотря на многочисленные обещания, войска из Молдовы и Грузии так и не были выведены. Более того, в 2008 году вспыхнула новая российско-грузинская война, а в 2014 – началась «крымская весна».
В 2014 году для разрешения конфликта на украинском Донбассе была создана специальная миссия, состоящая из невооруженных гражданских лиц. Она регулярно фиксирует нарушения обеими сторонами конфликта, но как-то повлиять на ситуацию не в ее силах. Наблюдателей не пускают на многие территории, недоступна для них и российско-украинская граница.
Как появилась ОБСЕ
Идеи создания организации, которая бы занималась вопросами безопасности в Европе, обсуждались еще в 50-е годы прошлого века. Однако регулярные обострения международной обстановки всякий раз мешали реализации этих планов. С мертвой точки вопрос сдвинулся только в начале 70-х годов – в период так называемой разрядки. Тогда было создано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Оно имело формат международного форума, и именно на нем была выдвинуто предложение о создании новой системы безопасности на континенте. Инициатором был СССР.
Переговоры по данному вопросу начались в ноябре 1972 года в Финляндии. Как водится, каждая из сторон преследовала собственные интересы. Советское руководство стремилось упрочить контроль над государствами Восточной Европы, Запад хотел уменьшить напряженность в важнейшем европейском регионе, а президент Финляндии – повысить политический статус собственной страны.
В 1975 году главами США, Канады и 33 европейских государств был подписан так называемый Хельсинский Заключительный акт, который содержал ряд правовых, экономических и политических обязательств. Этот документ заложил основы системы безопасности европейского континента. Подписывая его, лидеры государств впервые признавали, что обращение с собственными гражданами уже не является исключительно внутриполитическим делом.
Отношения России и ОБСЕ трудно назвать простыми. Лавров даже угрожал выходом из этой организации
Развитие достигнутых договоренностей происходило на последующих саммитах: в Белграде (1977), Стокгольме (1984), Вене (1986).
До 1990 года СБСЕ функционировала в режиме периодических совещаний, на которых система Хельсинских соглашений дорабатывалась. Однако уже в середине 80-х годов стало понятно, что этого недостаточно – начиналась новая эпоха, требовавшая других подходов. Необходим был орган, работающий на постоянной основе.