История «чёрных ящиков»

Где еще используют черные ящики?

Бортовой самописец — надёжный способ сохранить параметры передвижения и повысить безопасность сложной техники в будущем. Поэтому он используется не только в самолётах. Железнодорожные составы оснащаются локомотивными скоростемерами, которые работают по тому же принципу, что и самолётный прибор. Они запоминают скорость поезда, маршрут, погодные условия, считывают состояние рельсов. Автомеры устанавливаются в автотранспорте: грузовиках, автобусах, машинах. Это позволяет вовремя производить ремонтные работы техники, следить за безопасностью движения, а в случае спорных вопросов при расследовании использовать полученную информацию.

Современные средства контроля полёта и поездки остаются целыми и невредимыми в двух случаях из трёх. Лишь в самых исключительных случаях комиссия по расследованию может сказать, что чёрный ящик не нашёлся, или информацию с него невозможно считать.

История[]

Создание

В конце Второго периода Черный ящик «Типа E» был разработан несколькими учеными, включая Сета Твайрайта. Элд Иггдра использовал ящик для разработки «ментальной» техники обмена, которая использовалась для изучения крайних случаев аномального психического поведения. Вскоре после этого Сет разработал Черный ящик «Типа S», который мог передавать свои духовные данные в и из специальных пространств, включая параллельные миры. На борту корабля «Восхождение-1» было создано несколько Черных ящиков различных модификаций и видов. Среди них Левиа Баризоль разработала Черный ящик «Типа L», который мог перемещать духовные данные в разные тела, создавая технику обмена и реинкарнацию.

Во время полета в Третий период Черный ящик «Типа E», поднятый на борт, перестал работать, хотя Черный ящик «Типа L» использовался много раз во время создания Третьего периода. После создания Третьего периода, «Восхождение-1» потерпел крушение, и множество Черных ящиков на борту были уничтожены, их остатки хранятся на Кладбище.

Перед началом Третьего периода ТАЛОС установил свой собственный Черный ящик для записи информации о Третьем периоде после его начала около ДБ 528. В течение первых столетий развития Эвиллиоса Сет создал гораздо меньший Черный ящик «Типа S», который был способен только втягивать людей в их или чужие внутренние духовные миры.

Дальнейшее использование

В то время как их души оказались в ловушке на борту «Восхождения-1», Левиа и Бегемо, в конечном итоге, обманули Кирилла Клокворкера, заставив использовать Черный ящик «Типа L», чтобы поместить свои души в тело двуглавого дракона. При этом, однако, Черный ящик стал неисправен из-за сочетания повреждений и неправильного использования и взорвался после вселения душ в труп Эллуки Чирклатии. Через некоторое время после смерти Аллена Авадонии 26 декабря 500-го года, ТАЛОС, став Богом солнца «Сиклом», поместил дух мальчика в Черный ящик и оставил его на полях Райского двора.

Аллен находился внутри, изучая историю и устройство мира живых в соответствии с инструкциями. Позже он, с разрешения Сикла, использовал Черный ящик, чтобы появляться в мире живых и вмешиваться в Третий период, чтобы защитить свою сестру от Клариссы и помочь Юкине Фризис и Жермен Авадонии во время их битвы против Ириной Клокворкер. После возвращения уставший от вылазок Аллен заснул в ящике под присмотром Элда, а затем и Сикла. Во время дуэли на плато Мерригод, Ирина использовала Черный ящик Типа S, чтобы затянуть с собой Гумилию, Еву Мунлит, Бегемо и Левию во внутренний мир души Левиа, чтобы спровоцировать битву с настоящей личностью Левии.

Между тем Аллен продолжал поглощать информацию из Черного ящика на протяжении веков. 30 января 611-го года Бегемо связался с Алленом через микрофон Черного ящика и поручил ему разблокировать ящик с помощью протокола аварийного шифрования. После этого Бегемо использовал окно для быстрого просмотра истории Третьего периода, а затем поручил семье Зорах убить детей-гулей  в  замке Хеджхог. Позже Аллен вернулся в ящик и продолжил обучение.

Конец света

В 999-ом году Сикл позволил Аллену использовать Черный ящик, чтобы вернуться в разрушенный Тысячелетний лес. Ознакомившись с историей земли, встретившись с семью контракторами Греха, Аллен вернулся в Черный ящик, прежде чем снова был встречен Сиклом. Позже Аллен встретил душу Левиа, которая, отрицая реальность, создала вокруг себя иллюзию старого института холдинга во Втором периоде, вместе с Черным ящиком типа E.

После того, как она использовала Черный ящик, чтобы просмотреть воспоминанияНемезиды Судо, Аллен ввел в него «аномальную систему», которая принудительно восстановила Левии все ее воспоминания о Третьем периоде. В 1000-ом году Черный ящик начал парить вокруг места разрушения Третьего периода, всасывая души и переформатируя их в процесс «очищения», прежде чем быть уничтоженным Итером Сабеллой.

Как выглядит черный ящик самолета?

Действительно, «черный ящик» окрашен в ярко оранжевый цвет. Это в какой-то степени облегчает задачу по его поиску среди обломков самолета. Внутри ящика находится электронная начинка, а так же модуль памяти – который и является главным элементом (он хранит в себе всю информацию).

Около 10 лет назад, модуль памяти был громоздким. Причиной тому — особенности записи данных. В то время запись производили на перфоленты, магнитную пленку и даже на специальную магнитную проволоку. Оптимальной формой корпуса для таких записей являлся цилиндр. 
В наши дни, принцип записи идентичен принципу работы самой обыкновенной флешки. На смену цилиндрической форме пришел параллелепипед. Представьте флешку, хранящуюся не в кармане брюк, а в бронированном ящике, и все станет понятно. 

Ну, раз это флешка, разумеется, ее можно подключить к компьютеру. Давайте посмотрим, что там записано. А записан на ней один из тысячи полетов (вы ведь поняли, что записывают абсолютно все полеты?). Ну, так вот, на экране компьютера в специальной программе выводятся различные графики. Самый верхний – это высота, чуть ниже – график параметров работы двигателей, еще ниже – запись разговора пилотов, и много чего еще.

Так как ящик, который мы рассматриваем, не был в авиакатастрофе, то компьютер без особого труда считал всю информацию. Но что будет, если этот ящик хорошенько «тряхануть»? 
Нет, разбивать самолет ради эксперимента мы не будем, но испытание на прочность все, же устроим. 

В этом эксперименте нам будет помогать Валерий. Он мастер спорта по классическому ралли времен СССР. Мы прицепим ящик с помощи троса к автомобилю Валерия, а он постарается хорошенько разогнаться и выполнить маневр, при котором ящик со всей силы ударится о металлический ковш снегоуборочной машины. Поехали!

Черный ящик самолета фото

Автомобиль разгоняется до 100 км\час, и «летит» прямо на снегоуборочную машину. Уверенный поворот руля вправо, а затем влево, и наш ящик ударяется о металлическую преграду, и отлетает от нее на пару метров. Удар был настолько сильный, что на металлическом ковше осталась вмятина! Визуально ящик не пострадал, если не учитывать потертости. Теперь снова попробуем подключить самописец к компьютеру. И что мы видим? Никаких изменений, все работает, как и прежде! Все данные сохранились, даже после такого жесткого испытания. 

Эксперимент продолжается. На этот раз мы отправимся на крышу дома, высота которого порядка 100 метров, и сбросим ящик вниз. Недолгий полет, и вот ящик слегка отскакивает от твердого асфальта. На удивление крепкий прибор! После столкновения, на асфальте осталась ямка, а у самописца лишь слегка погнулся шлейф для соединения с компьютером. Теперь считывать данные будет сложнее. К простому компьютеру этот ящик уже не подключить, и его направляют к специалистам. Для мастеров своего дела испорченный шлейф – типичная ситуация. Автоматизированный станок извлекает из самописца карты памяти, которые вручную вставляют в считывающее устройство. 

А теперь представьте, что случается с черным ящиком во время катастрофы. Одна из колоссальных разрушительных сил – это огонь и высокая температура. И вот тогда ящик меняет свой оранжевый цвет на черный. По международным нормам, бортовой самописец должен выдерживать открытое пламя и температуру в 1000 градусов не менее часа. За счет чего можно добиться такой огнестойкости? Весь секрет в порошке, которым заполнено все пространство самописца. 

Для наглядности, проведем еще один эксперимент. Возьмем обыкновенное куриное яйцо, поместим его в контейнер, и заполним все пространство тем же порошком, что находится в черном ящике. Теперь отправляем контейнер в печь на открытый огонь. Температура 1100 градусов (кстати, это температура горения авиационного керосина). Через 20 минут достаем наш контейнер. И что вы думаете, стало с яйцом? Ничего! Оно осталось сырым. 

Главный принцип черного ящика – «Любой ценой сохранить записанные данные!». Если случилась катастрофа, специалисты с помощью этих данных восстановят каждый момент полета. Таким образом, будет ясно, что стало причиной сбоя работы авиа судна, а так же выяснят, правильно ли действовал экипаж в данной ситуации. В любом случае, будут сделаны выводы, которые помогут в будущем избежать подобных катастроф, и сохранят тысячи жизни.

Обязательная установка

В 1960 году, после падения самолёта в штате Квинсленд, суд предписал всем австралийским авиакомпаниям установить «чёрные ящики» на все гражданские самолёты в обязательном порядке. Австралия стала первой страной в мире, применившей такой закон.

В настоящее время «чёрный ящик» является обязательным на всех авиалайнерах. Устройство позволило установить причины множества автокатастроф во всем мире и предотвратить будущие трагедии.

Кстати, название «чёрный ящик» возникло из-за того, что первые подобные устройства строго запрещалось обслуживать наземному техническому персоналу (за исключением контроля работоспособности), а детали его функционирования были строго засекречены. Подобные меры принимались руководством авиакомпаний для того, чтобы обеспечить максимальную объективность при расследовании лётных крушений.

«Речевой самописец позволит определить, что же произошло с Boeing 777»

Экспертам ICAO передадут устройства, которые потенциально являются «черными ящиками» разбившегося Boeing 777, заверили в руководстве ДНР. Если найденные детали окажутся бортовыми самописцами, их расшифровка может приоткрыть завесу тайны над трагическим крушением, полагают собеседники «Коммерсантъ FM».

«Черные ящики» с разбившегося Boeing находятся в Донецке. Об этом на пресс-конференции заявил глава самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Бородай. Лидер ополченцев заявил, что найденные детали самолета, которые могут оказаться бортовыми самописцами, передадут экспертам Международной организации гражданской авиации. Это произойдет, как только эксперты ICAO прибудут в Донецк, заявил Бородай.

«Формулировка «черные ящики», еще раз повторюсь, некорректная. Это некоторые технические детали самолета, которых мы — не эксперты в этой области — воспринимаем как таковые. Приедут сюда профессионалы из ICAO, мы их вручим в неприкосновенном состоянии. Визуально они целые. Под опись. Сразу предупреждаю, мы их не будем ни в коем случае вручать представителям украинской стороны. Потому что мы понимаем, что тогда их целостность может быть легко нарушена. И просим экспертов уже, наконец, собраться с силами, подняться как-то с киевских столов переговоров, из гостиниц и, наконец, выехать сюда», — сказал Бородай.

В воскресенье на сайте британской газеты Mirror появилась видеозапись, на которой мужчина в форме украинской службы спасения несет в руках оранжевый предмет, по форме напоминающий бортовой самописец. Ранее представители так называемой ДНР заявляли о намерении передать «черные ящики» российской стороне. На борту самолета, как правило, находятся всего два регистратора — один записывает параметры полета, а второй — все, что происходит в кабине экипажа. Именно речевой самописец может показать, что на самом деле стало причиной крушения Boeing 777, сообщил «Коммерсантъ FM» генеральный директор консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко.

«Параметрические данные, которые записаны на регистраторе, вряд ли помогут серьезно проследить характер воздействия. То ли это было воздействие снаружи вовнутрь, то ли изнутри самолета. Но если у пилотов было хотя бы несколько секунд, чтобы отреагировать на то, что произошло в воздухе, то второй речевой самописец, который как раз регистрирует то, что произносится внутри кабины экипажа, возможно, позволит определить, что же произошло на самом деле на Boeing 777», — рассуждает Мельниченко.

По мнению эксперта, у ополченцев вряд ли есть техническая возможность извлечь информацию с бортовых самописцев, не говоря уже о том, чтобы изменить ее. Изменить данные с «черных ящиков» и при этом не уничтожить их практически невозможно, считает директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев.

«То, что так называемая Донецкая народная республика хочет передать это ICAO, совершенно правильно. Потому что на Западе рассматривают Россию как сторону, вовлеченную в конфликт. И с этой точки зрения совершенно понятно, что надо передавать той международной организации, которая следит за безопасностью воздушного движения. Можно ли изменить информацию, которая внутри самописца? Думаю, что тех возможностей, которые есть в Донецке, недостаточно для этого. И я вообще слабо себе представляю, как это можно сделать, не разрушая. Информация, которая там записывается, не предполагает повторного использования. И в случае, если будет попытка ее изменения, скорее всего, просто произойдет ее разрушение», — считает Евсеев.

Boeing упал на территории, подконтрольной ополченцам. Власти Украины и представители так называемой ДНР обвиняют друг друга в попытках помешать работе поисковиков на месте крушения самолета. Зону поисков в районе крушения самолета в Донецкой области расширили с 35 до 50 кв. км. По данным самопровозглашенной Донецкой народной республики, к этому моменту обнаружено 247 тел погибших.

Наталья Суворова

История появления бортового самописца

С увеличением числа самолетов в период бурного развития гражданской авиации стало происходить больше крушений. Чтобы выявить причины аварий и усовершенствовать новые модели самолетов, в 1939 году французские конструкторы разработали аппарат, представляющий собой светолучевой осциллограф, который фиксировал изменения параметров на пленку за счет отклонения световых лучей.

Осциллограф был защищен черным прямоугольным корпусом, благодаря которому и появилось сохранившееся до сегодняшнего дня название. Первые приборы выглядели именно так, как представляют себе черные ящики люди, далекие от авиации – поэтому их и стали так называть.

Первые черные ящики были оснащены самописцами с бумажной лентой, которая подавалась за счет работы часового механизма. Со временем им на смену пришли фотоосциллографы, а через несколько лет их заменили магнитофоны и магнитные ленты.

Что находится в черном ящике самолета?

Сегодня запись показателей и переговоров ведется при помощи микросхем. Электронные платы устройства зафиксированы на специальных амортизаторах для дополнительной защиты. Сама плата схожа по свойствам и характеристикам с привычным флеш-накопителем.

Для облегчения поиска под водой черные ящики оснащают ультразвуковыми маяками. Если самолет упал в горах, для поиска самописцев применяют радиомаяки, предустановленные в них. Работу маяков обеспечивают встроенные аккумуляторы, которые активируются после удара.

Чтобы обеспечить сохранность черного ящика во время катастрофы, он сделан из защитного корпуса, который производят из титана или стали повышенной прочности. Кроме удара, по силе сравнимого со взрывом артиллерийского снаряда, черный ящик должен выдержать получасовое нахождение в огне и нахождение в воде на глубине до 6 км в течение месяца.

Сколько черных ящиков в самолете?

Выпускают две разновидности самописцев:

  • эксплуатационные
  • аварийные

Первый тип делают для контроля действий экипажа наземными специалистами, поэтому для удобства их устанавливают в кабине пилотов. Корпуса таких приборов не из титана, так что при аварии они часто повреждаются.

Аварийный самописец имеет более надежную защиту, которая обеспечивает его сохранности при аварии. Именно он становится источником информации для выявления причин крушения самолета. Соответственно, внутри каждого воздушного судна есть как минимум два бортовых самописца.

Как расшифровывается черный ящик в самолете?

Информацию, записанную на магнитной ленте (устаревшие версии черных ящиков, которые пока еще эксплуатируются на некоторых моделях самолетов) или флешке расшифровывают при помощи специального программного обеспечения на компьютере.

С учетом полученных данных специалисты моделируют развитие событий на тренажере или в виртуальной программе. Есть и еще один способ моделирования поведения самолета – при помощи двухмерных графиков.

Расшифровка требуется лишь в случае повреждения магнитной ленты в результате аварии. Есть два способа:

  • Для получения данных эксперты восстанавливают информацию посредством нанесения на ленту капельно-коллоидного раствора ферромагнитного порошка, который со временем проседает и выдает графическое изображение магнитной записи.
  • Расшифровать данные на ленте можно и при помощи магнитооптической визуализации, если пленка сохранила достаточный уровень намагниченности.

Итак, теперь вы знаете, что представляет из себя бортовой самописец. За появление новейших безопасных авиалайнеров мы должны благодарны не только инженерам-конструкторам, но и черным ящикам, которые помогли выявить недоработки предыдущих моделей и снизить частотность авиакатастроф.

Системная теория

Теория открытых систем является основой теории черного ящика . Оба сосредоточены на входных и выходных потоках, представляющих обмен с окружением.

В теории систем , то черный ящик есть абстракция , представляющая класс конкретной открытой системы , которая может рассматриваться исключительно с точки зрения его стимулов входов и выходов реакций :

Понимание черного ящика на основе «принципа объяснения», по гипотезе о наличии причинно — следственной связи между входом и выходом . Этот принцип гласит, что вход и выход различны, что система имеет наблюдаемые (и связанные) входы и выходы и что система является черной для наблюдателя (не открывается).

Запись наблюдаемых состояний

Наблюдатель проводит наблюдения за течением времени. Все наблюдения входов и выходов черного ящика могут быть записаны в таблицу, в которой в каждый период времени записываются состояния различных частей ящика , входов и выходов. Таким образом, используя пример от Эшби , исследование коробки, упавшей с летающей тарелки, может привести к следующему протоколу:

Время Состояния ввода и вывода
11:18 Я ничего не сделал — Box издавал устойчивый гул с частотой 240 Гц.
11:19 Я нажал на переключатель с надписью K: нота повысилась до 480 Гц и осталась стабильной.
11:20 Я случайно нажал кнопку с надписью «!» — температура ящика увеличилась на 20 ° C.
11:21 И т.п.

Таким образом, каждая система, по сути, исследуется с помощью набора длинных протоколов, растянутых во времени, показывающих последовательность состояний входа и выхода. Из этого следует фундаментальный вывод, что все знания, которые можно получить из Черного ящика (о заданных входных и выходных данных), являются такими, которые могут быть получены путем перекодирования протокола ( таблицы наблюдений ); все это и не более того.

Если наблюдатель также контролирует ввод, расследование превращается в эксперимент (иллюстрация), и гипотезы о причине и следствии могут быть проверены напрямую.

Когда экспериментатор также мотивирован управлять ящиком, в отношениях ящик / наблюдатель возникает активная обратная связь, продвигающая то, что в теории управления называется архитектурой с прямой связью .

Моделирование

Процесс моделирования — это построение прогнозной математической модели с использованием существующих исторических данных (таблицы наблюдений).

Тестирование модели черного ящика

Разработанная модель черного ящика является проверенной моделью, когда методы тестирования черного ящика гарантируют, что она основана исключительно на элементах.

При тестировании на истории при тестировании модели черного ящика всегда используются несвоевременные данные. Данные должны быть записаны до того, как они будут извлечены для входов черного ящика.

Для чего нужен «чёрный ящик» на борту самолёта

На языке профессионалов «чёрный ящик» обозначается, как бортовое устройство регистрации – БУР. Эти простые по внешнему виду приборы претерпели серьёзные конструктивные преобразования, которые отразились на их внешнем виде. Благодаря модернизации «чёрные ящики» стали выносливы и надёжны.

Бортовые устройства фиксируют не только переговоры пилотов в режиме полёта. Они считывают и лётные данные – параметрическую информацию. К ней относится скорость, высота, перегрузки, отклонения рулей, параметры работы двигателей, крен и многое другое.

В современном самолёте «чёрный ящик» фиксирует до 500 различных параметров. Их анализ и помогает специалистам узнать причины катастроф. Именно поэтому самописцы размещают на борту всех воздушных судов. И после очередной трагедии в воздухе приступают к их поиску.

Описание и особенности конструкции черных ящиков

Главная задача любого авиационного бортового самописца – остаться невредимым после крушения и передать информацию, которая храниться внутри него. Это и определяет основные конструкционные особенности этих приборов.

Черный ящик на самом деле не черный, а ярко-красный или оранжевый. Так его проще найти среди обломков. Да и выглядит он по-другому: обычно ботовые самописцы делают сферической или цилиндрической формы. Это дает больше шансов на сохранность ценного и хрупкого содержимого устройства.

Устройство черного ящика

Конструкция БУРа обеспечивает защиту не только от удара, но и от высокой температуры – после крушения авиационное топливо гарантировано загорается. Кроме того, черному ящику не страшна вода – ведь многие аварии происходят над водной поверхностью. На этот случай бортовые самописцы дополнительно оснащаются особым маяком, который начинает работать после контакта с жидкостью. Он излучает сигналы на специальной частоте – 37,5 кГц.

Для изготовления корпуса черного ящика обычно используется титан или высокопрочная сталь. Сохранность устройства обеспечивается не только надежностью материала, из которого его изготавливают, но и самим расположением БУРа. Обычно он устанавливается в местах самолета, по статистике наименее страдающих при авариях – в хвосте или в киле.

За последние десятилетия «начинка» бортовых самописцев поменялась кардинально. На первых регистраторах использовались чернила, которые наносились на бумажную ленту. На отечественных бароспидографах К2-713 и К2-717 данные фиксировались путем царапания по специальной бумаге, а на самописце К3-63 для этой цели применялась фотопленка. Существовал также оптический метод записи, на его основе работали регистраторы САРПП-12, САРПП-24 и К12-22. Самописцы, устроенные подобным образом, были сложны, могли сохранять весьма ограниченный объем данных и не отличались надежностью.

В следующем поколении самописцев использовались магнитные носители: лента или металлическая проволока. Это значительно повысило качество фиксации данных и увеличило их объем.

Современные БУРы используют твердотельные накопители. Они очень надежны, потому что вообще не имеют движущихся частей. Грубо говоря, современный черный ящик – это большая и очень вместительная «флешка», помещенная в особо прочный корпус. Еще можно добавить, что для подобных устройств используют специальные микросхемы, способные выдерживать серьезные нагрузки. С каждым годом flash-память становится более дешевой и совершенной, что позволяет сохранять все больше информации.

Записывающее устройство регистратора

Бортовые самописцы обычно оснащаются радиомаяками, что значительно облегчает их поиск, особенно если трагедия случилась в труднодоступной местности, например, в горах или в джунглях. Для автономной работы маяков внутри корпуса помещается аккумулятор.

Информация,записывающаяся на БУР, не шифруется. Идея заключается в том, чтобы данные мог прочитать любой, кому в руки попадет устройство. И когда в СМИ говорят о расшифровке черного ящика, то обычно имеют в виду, данные просто считывают и обрабатывают. Правда, в некоторых случаях носитель приходится физически восстанавливать: несмотря на огромную прочность, самописцы нередко страдают в авиакатастрофах.

Как выглядит чёрный ящик самолёта

Мало того, что, как мы выяснили, он не чёрный, так, оказывается, вовсе и не ящик. Обычно бортовые самописцы делают в форме шара, цилиндра или параллелепипеда. Острых углов стараются избегать, для минимизации повреждений при ударе об землю.

Не пропустите: 10 интересных фактов о самолетах и полетах

Как правило, верхний слой делают из стали или титана, толщиной несколько миллиметров. Это позволяет прибору «пережить» кратковременную перегрузку, достигающую 3400G. Другими словами, чёрный ящик способен выдержать удар о любую поверхность с любой высоты.

Следующий слой — термоизоляционный порошок. После падения самолёта часто происходит пожар, могущий уничтожить всё, кроме чёрного ящика. Самописцы способны около часа выдерживать температуру горения авиационного топлива (1100 градусов). Правда, после этого прибор выглядит уже не оранжевым, а действительно чёрным, от копоти.

Внутренний слой исполняет демпфирующую и защитную функцию. Он гасит энергию удара за счёт специальных материалов, а также предохраняет от попадания внутрь электромагнитных волн, способных повредить ценное содержимое.

Почему называют черный ящик?

Почему бортовые самописцы называют «черными ящиками»? Версий несколько.

Например, название могло пойти со времен Второй мировой войны, когда на военные самолеты начали устанавливать первые электронные модули: они действительно выглядели как ящики черного цвета. Или, например, первые самописцы еще до войны использовали для записи фотопленку, поэтому не должны были пропускать свет. Нельзя, впрочем, исключать и влияние «Что? Где? Когда?»: черным ящиком в обиходе называется прибор, принцип работы которого (что в черном ящике) не имеет значения, важен лишь получаемый результат. Самописцы на гражданские самолеты стали массово устанавливать с начала 1960-х годов.

Там тоже все довольно просто: современный самописец состоит из флэш-памяти и контроллера, то есть, по сути, может выполнять функции SSD-накопителя. Мало того, множество самолетов до сих пор летают со старыми моделями самописцев, пишущими информацию о полете на пленку или даже проволоку, как на самых первых магнитофонах.

А вот защита всего этого добра гораздо серьезнее. Механизм тщательно укутан в слои теплоизоляции и демпфирующих материалов, а герметичный корпус самописца сделан исключительно из титана и высокопрочных сталей. По международным стандартам современный самописец должен выдерживать 30 минут нахождения в огне, 1 месяц невредимым находиться на глубине до 6 км, а также сохранять данные при перегрузках в 3400 G в течение 6,5 секунды.

Корпус самописца оснащен ультразвуковым маяком, который включается при контакте с водой, что сильно облегчает поиски устройства в случае катастрофы над водой. На земле же достаточно пробраться к месту обычного расположения самописца — он скорее всего находится неподалеку от места падения.

Самописцев на борту несколько, чтобы исключить вероятность потери одного и утраты данных. Кроме того, устройства различаются по типу собираемых данных: самописцы бывают параметрическими и речевыми.

Речевой самописец сохраняет, помимо переговоров экипажа и диспетчеров, также окружающие звуки, а параметрические записывают информацию с различных датчиков: начиная от координат, курса, скоростей и тангажа и заканчивая оборотами каждого из двигателей.

Каждый из параметров записывается несколько раз в секунду, а при быстром изменении частота записи возрастает. Запись ведется циклично, как в автомобильных видеорегистраторах: новые данные затирают наиболее старые. При этом длительность цикла составляет 17–25 часов, то есть ее гарантированно хватит на любой полет.

Есть ли альтернативы?

По-прежнему падают. Логично предположить, что «черные ящики» до сих пор не являются самыми надежными в мире устройствами, способными нарушить печальную статистику авиакатастроф. Есть ли альтернативы им?

На данный момент альтернативы «черным ящикам» не существует, но постоянно ведутся разработки по усовершенствованию самописцев. В ближайшее время планируется передавать все данные бортовых самописцев в режиме реального времени либо на спутник, либо службам на авиабазах.

В интервью журналу Newyorker Стив Абду, капитан Boeing 777 и партнер авиационной консалтинговой фирмы так прокомментировал перспективы таких изменений: «Отправка данных «черного ящика» в реальном времени потребует дорогостоящую спутниковую связь, но можно отправлять её с четырех-пяти минутными интервалами. Тогда это снизит цену и повысит рентабельность применения технологии». С каждым днем количество спутников на орбите Земли увеличивается, поэтому сохранение данных полета на «удаленном» устройстве представляется наиболее вероятной альтернативой долгим поискам и кропотливой расшифровке данных.

Вот вам загадка: Он оранжевого цвета, а его называют «черным». Когда его видят, то говорят что это «ящик», однако на самом деле форма у него круглая. Что же это? «Черный ящик…» — делает неуверенное умозаключение кто-то из читателей. И ведь он прав! А откуда все эти парадоксы с цветом и формой? Надо разобраться…

Черный ящик самолета

Черный ящик в более узких кругах называют «бортовой самописец». Все верно, название тесно связано с авиапромышленностью. Абсолютно все воздушные судна имеют на своем борту этот самописец. Функция черного ящика – записывать всевозможные данные во время полета. В первую очередь – это полетные данные, которые считываются с приборов. Так же записываются и разговоры пилотов. Черный ящик в современном самолете способен фиксировать около 500 различных параметров. Если случается катастрофа, то благодаря всем этим данным, удается восстановить картину полета, и выявить причины нарушения работы судна.

Какими бывают бортовые самописцы?

Все устройства регистрации делятся на две большие группы:

самописцы;
магнитофоны.

Первый тип используется для накопления данных об основных параметрах полета и работы систем самолета, а второй – для записи переговоров пилотов. Обычно речевой самописец фиксирует последние два часа событий, новая информация просто стирает предыдущую. Он располагается либо непосредственно в кабине, либо около нее. Большая длительность записи не требуется, так как основной интерес при расследовании вызывает период непосредственно перед катастрофой.

Согласно другой классификации, устройства регистрации бывают:

аварийные;
эксплуатационные;
испытательные.

Наиболее известен из вышеперечисленных, конечно же, аварийный БУР. С помощью информации, записанной на нем, расследуются аварии, катастрофы, нештатные ситуации. Основная особенность подобных устройств – высокая степень защищенности, что позволяет им «пережить» катастрофу.

Эксплуатационные системы такой защиты не имеют, но зато они фиксируют гораздо больше параметров, чем аварийные. Их число может доходить до 2 тысяч. С помощью этих устройств производится повседневный контроль работы авиатехники. Самописцы данного типа обычно разрушаются во время серьезных аварий.

Самописцы также отличаются по принципу фиксации информации. Ранние модели устройств использовали для этой цели специальную бумагу или фотопленку. Затем в качестве носителя информации стали применять магнитные ленты или металлическую проволоку. В последние годы их заменила флеш-память, что, несомненно, стало настоящим прорывом в данной области. Следует отметить, что регистраторы с магнитными носителями уже повсеместно сняты с производства. Но они до сих пор используются на летательных аппаратах старых моделей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector