Истребители

Производственные серии

4-я серия

Расположенный между блоками цилиндров 12,7-мм пулемёт УБС заменили 20-мм пушкой ШВАК с боезапасом 120 выстрелов. В связи с падением качества строительства ТТХ самолётов снизилось. Скорость 549 км/ч. скороподъемность 600 м/мин. Дальность 870 км.

7-я серия

Начиная с самолета № 3121715 устанавливался двигатель М-105ПА — развивающий ту же мощность, что и М-105П но имеющий беспоплавковый карбюратор. Ёмкость каждого бака в консолях уменьшили на 40 литров, полная заправка уменьшилась до 340 кг. Более крупные колеса размером 650×200 мм. Вес 3280 кг. Максимальная скорость 549 км/ч.

8-я серия

Сняты 2 ШКАСа, после этого ЛаГГ-3 утерял преимущество в секундном залпе по сравнению с более лёгким Як-1. Пять самолетов этой серии использовались для испытаний различных мотор-пушек, один из них был вооружен опытной ВЯ-23 (серийное производство Вя-23 налажено на заводе № 2 в г. Коврове с апреля 42 года). Часть машин получила вертикальную фотокамеру АТА-1, установленную в хвостовой части фюзеляжа. Начало выпуска — август 1941 года.

11-я серия

Еще раз уменьшен запас топлива, до 260 кг (от консольных баков отказались совсем.). Уменьшено вооружение до одного левого БС и одной мотор-пушки ШВАК (с 70 самолета 10 серии). Установлен новый мотор М-105ПА с мембранным карбюратором. Машины оснащены 6-ю ракетными орудиями (РО), прототипом послужил самолет № 3121422 (22 самолет 4 серии оснащенный восемью РО), внешними бомбодержателями (Д3-40) и они же — узлами крепления подвесных топливных баков. Начало выпуска — сентябрь 1941 года.

23-я серия

Изменена конструкция хвостового оперения. Небольшое количество машин получило воздушный винт ВИШ-105СВ. Выпуск 20-х серий — конец зимы-весна 1942 года.

29-я серия

Некоторые последние самолеты 28 серии получили двигатель М-105ПФ форсированный по наддуву. Максимальная мощность на высоте 2700 метров. Взлетная мощность 1210 л.с., Номинальная на высоте 700 метров — 1260 л.с. Выхлопной коллектор заменили тремя сдвоенными патрубками. Консольные баки восстановили. С 29 серии все самолеты оснащались М-105ПФ. Вооружение: одна пушка ШВАК и один пулемёт БС

С августа 1942 года приёмопередатчик РСИ-3 заменили на КВ приёмопередатчик РСИ-4 «Малютка» позволяющем производить плавную настройку в полосе частот от 3,7 до 6,05 МГц. Некоторые машины получили винт ВИШ-105СВ, на него полностью перейдут с 33-й серии. Начало выпуска июнь 1942 года.

34-я серия

Противотанковая модификация. Вместо ШВАК — НС-37. Первые ЛаГГ-3 (около 40 машин), появились на фронте под Сталинградом осенью 1942 года.

В октябре 1941 г. впервые в СССР, ОКБ — 301 под руководством М. И. Гудкова удачно испытало ЛаГГ-3 оснащённый крупнокалиберным оружием — пушкойШпитального Ш-37 на фронте под Вязьмой. В связи с ненадёжностью Ш-37, она была заменена на пушку Нудельмана — Суранова НС-37. Самолёт получил наименование К-37, но в серию не пошёл из-за отсутствия свободных производственных мощностей системы НКАП.

35-я серия

Установлены автоматические предкрылки. Расположенную на правом крыле трубку Пито перенесли под крыло. Радиатор увеличенного сечения, соответственно больший воздухозаборник. Убирающееся хвостовое колесо. Выпуск с августа 1942 до весны 1943 года. Выпускал только авиазавод № 31 (г. Тбилиси), эвакуированный из Таганрога в октябре 1941 г., главный конструктор ОКБ-31, руководитель проекта по созданию ЛаГГ-3 — В. П. Горбунов. Авиазавод № 31 с конца 1942 до середины 1944 г. — единственный завод выпускавший ЛаГГ-3.

66-я серия

Последняя серия для ЛаГГ-3 и последним самолётом с двигателем жидкостного охлаждения созданным в ОКБ-21 под руководством С. А. Лавочкина в г. Горьком. Имел облегчённую раму. Масса самолёта 2990 кг. Сравнительные испытания самолёта 66-й серии с машинами прежних выпусков, произведённые в НИИ ВВС в Свердловске, показали, что эта модификация имеет самые лучшие характеристики среди ЛаГГ-3 всех выпусков. Скорость у земли 542 км/ч, на высоте 591 км/ч. Скороподъемность 900 м/мин, потолок 9600 метров. Некоторые узлы унифицированы с Як-1Б. Лобовое бронестекло как у Ла-5 (толщина бронестекла 55 мм). Выпуск с весны 1943 по июль 1944 года на заводе № 31 в Тбилиси. Считается завершающей серией.

Самолеты Лавочкина. Истребитель дальнего сопровождения Ла-11.

Ла-11

Ла-11 появился в результате глубокой модернизации истребителя Ла-9, и призван сопровождать бомбардировщики Ту-4.

Эта машина была разработана в кратчайшие сроки, всего за шесть месяцев. Впервые машина поднялась в воздух в конце весны 1947г.

Также читайте — «Вертолеты Сикорского».

Одновременно с Ла-11 был готов второй самолет для сопровождения – МиГ-9. И когда Сталин спросил у Лавочкина, чей самолет пускать в серию, Семен Алексеевич ответил, что надо пускать самолет Микояна, потому что он реактивный и более перспективный. Однако Сталин приказал начать серийный выпуск Ла-11. Это связано с тем, что для производства поршневого Ла-11 не требовалось переоборудования производственных мощностей.

Массовый выпуск истребителя продолжался с 1947г. по 1951г. За это время со стапелей завода сошел 1181 самолет этого типа.

Операторы

Финские ВВС ЛаГГ-3

 Финляндия

Финские ВВС — три трофейных экземпляра, в основном бомбардировщики-перехватчики. WO Эйно Коскинен стал единственным истребителем ЛаГГ-3 в финских флагах, когда 16 февраля 1944 года сбил советский ЛаГГ-3 на самолете с маркировкой LG-1.

 Германия

Люфтваффе — использовала трофейные образцы для испытаний. Один из захваченных экземпляров был использован в пропагандистском фильме в 1943 году.

 Япония

Авиационная служба Императорской армии Японии — одна из них, которую перебежчик доставил в Маньчжурию. Его использовали для тестирования.

 Советский Союз

Советские ВВС

Хвостовое оперение

Хвостовое оперение свободнонесущее, стабилизаторы деревянные, однолонжеронные, с фанерной обшивкой. Руль направления и рули высоты металлические с матерчатой обшивкой (АВР-100 или ACT-100). Рули аэродинамически и массово сбалансированы. У самолетов некоторых серий (с 3-й по 11-ю) руль направления балансировался только по массе. Матерчатая обшивка рулей покрывалась шпаклевкой, разглаживалась и окрашивалась в цвета стандартного камуфляжа.

Руль направления и рули высоты оснащены триммерами, регулируемыми на земле (до 17( в обе стороны). Рули приводились в движение с помощью тяг и тросиков. Руль направления отклонялся на 26° в каждую сторону, а рули высоты — на 30° вверх и 24° вниз. На краю триммера руля направления находился навигационный огонь.

Начиная с 35-й производственной серии самолеты оснащались модифицированными горизонтальными стабилизаторами и рулями высоты.

История эксплуатации

29 июня 1940 года ЛаГГ-3 был принят в производство, и первым заводом, построившим ЛаГГ-3, стал завод №23 в Ленинграде и прошел испытания в декабре 1940 года. Советская Азия . ЛаГГ-3 оказался крайне непопулярным среди пилотов. Управлять им было довольно сложно, так как он вяло реагировал на силу приклеивания. В частности, было трудно выйти из пикирования, а если тянуть клюшку слишком сильно, она имела тенденцию к вращению. Как следствие, крутые повороты выполнять было сложно. Более того, пилоты сообщили о нескольких недостатках: плохо сделанная гидравлическая система, сломанные шатуны, утечки масла, перегрев двигателя, быстрый износ двигателя и потеря мощности. Другие неисправности включали в себя дефектное шасси , отказ хвостового колеса, некачественное стекло кабины, плохо обработанные панели капота и некачественные панели из дельта-дерева из-за спешного производства в результате немецкого вторжения. Качество самолетов сильно различается от завода к заводу.

Когда в ОКБ Лавочкина поступили сообщения об этих проблемах , в феврале 1941 года было приказано ввести в серию не менее 2228 модификаций. Фактически, несмотря на сомнения военных, советское правительство заказало истребители Лавочкина серии 66, которые претерпели ряд последовательных улучшений двигателей, винта и вооружения. Облегчился и планер. Команда LaGG пересмотрела дизайн и максимально сократила конструкцию. Кроме того, на крыльях 35-й серии были добавлены автоматические предкрылки для улучшения набора высоты и маневренности, а дальнейшая экономия веса была достигнута за счет установки более легкого вооружения (первые четыре серии были оснащены одним осевым пулеметом Березина, стреляющим через полый гребной вал, еще два синхронизированных Установленные в капоте пулеметы Березина с 200 патронами на ствол и два синхронизированных пулемета ШКАС калибра 7,62 мм (0,3 дюйма ) вверху и сзади капота с количеством выстрелов по 325 патронов на ствол; из 8-й серии осевой пулемет Березина был заменен на 20-мм (0,79 в) ШВАК в сочетании с портом Березина в капоте. Но улучшение было незначительным и, таким образом, без альтернативной силовой установки, когда ЛаГГ-3 впервые был введен в бой в июле 1941 года, он был эффективен против бомбардировщиков, но полностью превосходил по .

В бою главным преимуществом ЛаГГ-3 была прочность его планера и то, что он нелегко загорелся, несмотря на широкое использование дерева. Тем не менее, ламинированные деревянные панели , как правило , были расшатать при попадании на высоких раундах взрывных и советскими летчиками прозвали самолет Lakirovanny Garantirovanny Grob , или «гарантировано лакированный Гроб».

В целом тип не понравился пилотам. Летчик Виктор Михайлович Синайский вспоминал:

Позднее, в 1941 году, появился ЛаГГ-3 с внутренне сбалансированным рулем направления, убирающимся лыжным шасси на зиму, убирающимся хвостовым колесом и водосливными баками. Результат все еще был недостаточно хорош. Даже с облегченным планером и модернизированным двигателем с наддувом ЛаГГ-3 был недостаточно мощным. Однако, несмотря на его ограниченность, некоторым советским пилотам удалось достичь статуса асов на ЛаГГ-3. На счету Г. И. Григорьева из 178-го ИАП не менее 11 воздушных побед плюс две общие. Но на снимках его ЛаГГ-3 «Желтая 6» в ноябре – декабре 1941 г. видно 15 «звездочек», так что его оценка, вероятно, была выше. Эксперименты с установкой радиального двигателя Швецова М-82 на планер ЛаГГ-3 окончательно решили проблему мощности и привели к Лавочкину Ла-5 и Ла-7 .

Модули

  • Таблица
  • Дерево

Двигатель

Уровень Двигатель Мощность двигателя, л.с. / Тяга Тип Масса, кг Стоимость,
IV NAME_MODULE_M-105PA-PR_SPEC_TOP_LAGG-3-4_1 1050 водяного охлаждения 600 28000

Конструкция

Уровень Конструкция Живучесть Масса, кг Стоимость,
IV ЛаГГ-3 4-й серии 220 2530 48900

Моторное вооружение

Уровень Пулемёт Калибр Начальная скорость снаряда, м/с Урон Скорострельность, выстр/мин Масса, кг Стоимость,
IV WEAPON_NAME_G20MM-SHVAK-20-PR-M_SPEC_TOP_LAGG-3-4_1 20 1440 84 420 90 37950

Подвесное вооружение

Уровень Ракеты Радиус поражения, м Урон Масса, кг Стоимость,
II РС-82 35 450 6.8 300

Синхронное вооружение

Уровень Пулемёт Калибр Начальная скорость снаряда, м/с Урон Скорострельность, выстр/мин Масса, кг Стоимость,
III WEAPON_NAME_G7MM-SHKAS-PR-S_SPEC_TOP_LAGG-3-4_1 7.62 960 30 1500 30 4000

Синхронное вооружение

Уровень Пулемёт Калибр Начальная скорость снаряда, м/с Урон Скорострельность, выстр/мин Масса, кг Стоимость,
V 12,7-мм БС (С) 12.7 1040 47 800 60 16000

Двигатель

IV

ДвигательNAME_MODULE_M-105PA-PR_SPEC_TOP_LAGG-3-4_1

Характеристики:
Мощность двигателя, л.с. 1050
Тип водяного охлаждения
Масса, кг 600

Применяемость:Лавочкин ЛаГГ-3 4-й серии

IV

NAME_MODULE_M-105PA-PR_SPEC_TOP_LAGG-3-4_1

IV

ДвигательМ-105ПА

Характеристики:
Мощность двигателя, л.с. 1050
Тип водяного охлаждения
Масса, кг 600

Применяемость:Лавочкин ЛаГГ-3 4-й серии

IV

М-105ПА

Конструкция

IV

КонструкцияЛаГГ-3 4-й серии

Характеристики:
Живучесть 220
Масса, кг 2530

Применяемость:Лавочкин ЛаГГ-3 4-й серии

IV

ЛаГГ-3 4-й серии

IV

Конструкция

Характеристики:
Живучесть 220
Масса, кг 2530

Применяемость:Лавочкин ЛаГГ-3 4-й серии

IV

Моторное вооружение

IV

Пулемёт20-мм ШВАК (1941) (М)

Характеристики:
Калибр 20
Начальная скорость снаряда, м/с 1440
Урон 84
Скорострельность, выстр/мин 420
Масса, кг 90

Применяемость:Лавочкин ЛаГГ-3 4-й серии

IV

20-мм ШВАК (1941) (М)

IV

ПулемётWEAPON_NAME_G20MM-SHVAK-20-PR-M_SPEC_TOP_LAGG-3-4_1

Характеристики:
Калибр 20
Начальная скорость снаряда, м/с 1440
Урон 84
Скорострельность, выстр/мин 420
Масса, кг 90
Стоимость:
Стоимость покупки 37950

Применяемость:Лавочкин ЛаГГ-3 4-й серии

IV

WEAPON_NAME_G20MM-SHVAK-20-PR-M_SPEC_TOP_LAGG-3-4_1

Вооружение отсутствует

Подвесное вооружение

Вооружение отсутствует

II

РакетыРС-82

Характеристики:
Радиус поражения, м 35
Урон 450
Масса, кг 6.8
Стоимость:
Стоимость покупки 300

Применяемость:Томашевич «Пегас», Поликарпов И-16 тип 29, Лавочкин ЛаГГ-3 4-й серии, Curtiss P-40 M-105

II

8xРС-82

II

Ракеты

Характеристики:
Радиус поражения, м 35
Урон 450
Масса, кг 6.8
Стоимость:
Стоимость покупки 300

Применяемость:Лавочкин ЛаГГ-3 4-й серии

II

8x

Синхронное вооружение

III

Пулемёт7,62-мм ШКАС (1933)

Характеристики:
Калибр 7.62
Начальная скорость снаряда, м/с 960
Урон 30
Скорострельность, выстр/мин 1500
Масса, кг 30

Применяемость:Поликарпов И-15бис ДМ-2, Поликарпов И-5 ШКАС, Поликарпов И-16 тип 29, Лавочкин ЛаГГ-3 4-й серии, Поликарпов И-180-3

III

2×7,62-мм ШКАС (1933)

III

ПулемётWEAPON_NAME_G7MM-SHKAS-PR-S_SPEC_TOP_LAGG-3-4_1

Характеристики:
Калибр 7.62
Начальная скорость снаряда, м/с 960
Урон 30
Скорострельность, выстр/мин 1500
Масса, кг 30
Стоимость:
Стоимость покупки 4000

Применяемость:Лавочкин ЛаГГ-3 4-й серии

III

2xWEAPON_NAME_G7MM-SHKAS-PR-S_SPEC_TOP_LAGG-3-4_1

Синхронное вооружение

V

Пулемёт12,7-мм БС (С)

Характеристики:
Калибр 12.7
Начальная скорость снаряда, м/с 1040
Урон 47
Скорострельность, выстр/мин 800
Масса, кг 60

Применяемость:Поликарпов И-16 тип 29, Лавочкин ЛаГГ-3 4-й серии, Лавочкин ЛаГГ-3 34-й серии

V

12,7-мм БС (С)

V

Пулемёт

Характеристики:
Калибр 12.7
Начальная скорость снаряда, м/с 1040
Урон 47
Скорострельность, выстр/мин 800
Масса, кг 60
Стоимость:
Стоимость покупки 16000

Применяемость:Лавочкин ЛаГГ-3 4-й серии

V

Вооружение отсутствует

Вооружение отсутствует

Премиумный самолет
Подарочный самолет

Фюзеляж

Фюзеляж состоял из переднего металлического каркаса, собранного из стальных трубок, (деревянная и металлическая обшивка), а также заднего деревянного каркаса, образующего единую структуру с хвостовым оперением. Хвостовая часть фюзеляжа обшивалась березовой фанерой, фюзеляж состоял из лонжеронов и шпангоутов из дельта-древесины.

В задней части фюзеляжа находился сервисный люк (420×390 мм), открывавший доступ к радиостанции и топливному фильтру. Антенная мачта стояла на фюзеляже сразу за кабиной пилота. Встречалось несколько типов мачт, в том числе разной высоты. Антенная мачта изготавливалась из фанеры, усиленной металлическими накладками.

Истребитель ЛаГГ-3 — видео

https://youtube.com/watch?v=iVGFnvN04cE

Тщательное изучение нового материала привело к выводу о возможности использования его при изготовлении истребителя. Вскоре в Кунаеве было образовано конструкторское бюро — ОКБ-301. В марте 1939 г. в плане опытного самолетостроения ГУАП вышло постановление, предписывающее СЖБ-301 разработать и построить истребитель с двигателем М-105. Первоначально планировалось изготовить экспериментальный истребитель из нового материала, но вскоре вышло постановление «О проведении мероприятий по внедрению в серию новых и модернизированных истребителей и о постройке новых опытных типов». После этого документа началось строительство двух истребителей И-301 с двигателями М-105ТК2 и М-106П.

В сентябре 1939 г. был построен макет истребителя, а в НИИ ВВС передан эскизный проект. Затем предъявлен второй доработанный эскизный проект, который был утвержден НИИ ВВС. Еще при строительстве первой машины С.А. Лавочкина назначили ответственным конструктором на летные испытания. Первый самолет И-301 с двигателем М-105, но без компрессора ТК-2, построили весной 1940 г. Первый полет на нем 10 апреля выполнил летчик-испытатель НИИ ВВС А.И. Никашин. Затем самолет передали на госиспытания, которые прошли очень быстро, всего за шесть дней. После доработок выявленных в ходе госиспытаний недостатков И-301 снова продолжил заводские испытания. В конце года на испытания вышел второй экземпляр И-301 с двумя турбокомпрессорами. К этому времени началась подготовка к серийному ввгпуску истребителя сразу на нескольких заводах. Госиспытания пришлось проводить уже на серийной машине завода №21.

9 декабря 1940 г., в соответствии с постановлением правительства, самолет И-301 переименовали в ЛаГГ-1, а его улучшенный вариант, с большой дальностью — в ЛаГГ-3. Первый серийный самолет поднялся в воздух 23 января 1941 г. Серийное производство истребителя проходило в тяжелых условиях, не хватало многих комплектующих изделий, и поэтому различные серии машин существенно отличались друг от друга. Цельнодеревянная конструкция, повышение мощи оружия и увеличенный запас топлива ухудшили летные данные истребителя (скороподъемность, вертикальный маневр, взлетно-посадочные характеристики). Качество постройки серийных машин было заметно ниже, чем опытного, что выражалось в повышении сопротивления и увеличении веса. Конструкторы делали все возможное, чтобы сохранить летные данные своего истребителя. Но все недостатки преодолеть было невозможно, для своего мотора ЛаГГ-3 оставался слишком тяжелым. Аббревиатуру «ЛаГГ» летчики расшифровывали как «лакированный гарантированный гроб».

Состав вооружения серийных машин также менялся. На самых первых довоенных оно состояло из пяти пулеметов: трех крупнокалиберных и двух скорострельных, но вскоре вместо центрального пулемета стали ставить пушку ШВАК. Кроме того, под крылом могли подвешиваться 6—8 РС-82 или две бомбы. Такого вооружения не было ни на одном новом серийном истребителе нашей страны. В 1943 г. в войсках появился ЛаГГ-3 с пушкой НС-37. Несмотря на ряд недостатков, истребитель ЛаГГ-3 активно участвовал в Великой Отечественной войне и внес свою лепту в уничтожение противника. Всего было выпущено 6528 самолетов ЛаГГ-3.

Тактико-технические характеристики ЛаГГ-3

— Главный конструктор: В. П. Горбунов- Первый полёт: 28 марта 1940 года (И-301)- Годы производства: 1941 — 1944- Единиц произведено: 6528

Экипаж ЛаГГ-3

— 1 пилот

Размеры ЛаГГ-3

— Длина, м: 8.81- Высота, м: 4.40- Размах крыла, м: 9.80- Площадь крыла, м²: 17.62

Вес ЛаГГ-3

— Масса пустого, кг: 2480- Масса нормальная взлетная, кг: 2990- Запас топлива, кг: 340

Двигатель ЛаГГ-3

— Тип двигателя:: М-105ПФ- Мощность, л. с., номинал: 1180

Скорость ЛаГГ-3

— Максимальная скорость у земли, км/ч: 542- Максимальная скорость на высоте, км/ч: 580- Максимальная скороподъёмность, м/мин: 893

Дальность полета ЛаГГ-3

— 650 км

Практический потолок ЛаГГ-3

— 9800 метров

Вооружение ЛаГГ-3

До 4-й производственной серии включительно состояло из 12,7-мм пулемета БС, стреляющего через редуктор винта, двух синхронизированных пулеметов БС и двух синхронизированных пулеметов ШBAK калибра 7,62 мм. На самолетах с 4-й по 8-ю (11-ю ?) серию стояла пушка ШВАК калибра 20 мм, один синхронизированный пулемет БС и два ШKACa. На самолетах, начиная с 12-й производственной серии вооружение сократили до одной пушки ВАК и одного пулемета БС. Иногда вместо пушки ШВАК ставили пушку ВЯ-23 калибра 23 мм.Использовались боеприпасы нескольких типов, в том числе бронебойно-зажигательные патроны Б-32 (калибра 7,62 и 12,7 мм), бронебойно-зажигательно-трассирующис ЗБ-46 (7,62 мм), бронебойно-зажигательно-трассирующис БЗТ (12,7 и 37 мм), зажигательные О3 (20 и 23 мм).

Под крыльями крепилось восемь направляющих РО-82 для ракетных снарядов РС-82, РБС-82 (бронебойные) калибра 82 мм (масса боевой части 360 или 480 г), а также замки МДЗ-40 и крепления ДЕР-13 для подвески двух бомб массой 50 или 100 кг каждая (например ФАБ-50цк, ФАБ-100М). Наведение бортового оружия на цель осуществлялось с помощью прицела ПБП-1а.

Истребитель Ла-5.

Ла-5

В 1942г. стране для производства боевых самолетов катастрофически не хватало авиадвигателей жидкостного охлаждения, которые устанавливались на Яки, и «Пешки». Зато двигателей воздушного охлаждения было достаточно, даже образовались запасы. В это время группа Лавочкина занималась доводкой самолета ЛаГГ-3

Из-за нехватки авиадвигателей программа ЛаГГ была на грани свертывания, так как особое внимание уделялось уже развернутому производству Яков. Чтобы обеспечить фронт самолетами, срочно требовался истребитель под двигатель жидкостного охлаждения

ЛаГГ-3

Вам может быть интересно — «Военные самолеты Су».

В кратчайшие сроки, без чертежей и расчетов, опытный образец планера ЛаГГ-3 переделывают под новый авиадвигатель. И 21 марта 1942г. будущий Ла-5 поднимается в воздух. Новая силовая установка обеспечивала машину скоростью и скороподъемностью, но были и серьезные проблемы, которые решались прямо на аэродроме. И в марте 42-го принимается решение о серийном выпуске новой машины ЛаГГ-5, которых до конца года произвели 1129 шт. А 8 сентября 1942г. приказом Народного комиссара авиационной промышленности самолеты получили название Ла-5. Всего за время производства заводами произведено более 10 000 боевых Ла-5.

Модификации

Какие же модификации подразумевал ЛаГГ:

  • 1-3-я серии, те самые, в которых из-за ухудшения качества отделки снизились скоростные функции.
  • 4-7-я серии вышли с улучшенным карбюратором.
  • Самолет ЛаГГ-3-8 был оснащен фотокамерой АФА, применяемой в разведывательных операциях.
  • Имелся и «истребитель танков», вооруженный пулеметом и мотором-пушкой. Таких моделей было выпущено в количестве восьмидесяти пяти штук.
  • 11-я серия — это вариант истребителя-бомбардировщика, у которого были убраны баки на крыле и установлены два бомбодержателя, куда помещались бомбы калибром до пятидесяти килограмм.
  • 23-я серия была с увеличенным хвостовым оперением.
  • 28-я серия выдалась максимально облегченной, у некоторых моделей могло убираться хвостовое колесо.
  • 29-я серия была выпущена с обновленной радиостанцией и увеличенным в диаметре винтом.
  • 34-я серия была оснащена пушкой в 37 мм и пулеметом 12,7 мм.
  • 35-я серия создавалась со значительными изменениями, направленными на улучшения аэродинамических характеристик.
  • И последней серией стал самолет ЛаГГ-3-66. Это был наиболее совершенный вариант, в котором установили бронестекла и дельта-древесина была заменена на сосну, тем самым уменьшив удельный вес. В целом благодаря этой модификации был создан самолет Ла-5.

Сравнение с другими истребителями

Главным сравнением для ЛаГГ всегда оставался Як. Но истребитель, оснащенный двигателем М-105ПФ, развивал скорость больше на тридцать километров, чем Як-7Б. Минусом, конечно, был срок жизни ЛаГГа при прямом обстреле, ведь древесина легко воспламенялась.

Преимущество перед МиГом было только в большой скорости на высоте в три тысячи метров. А в остальном МиГ имел большую скороподъемность, а также без проблем вступал в маневренный бой даже на высотах, превышающих десять тысяч метров. ЛаГГ не выжил бы уже на пяти тысячах. Но в целом МиГ изначально создавался как высотный истребитель с функцией перехватчика. А вот вооружение у ЛаГГа было куда лучше и выше по качественным характеристикам. Именно поэтому во время войны он получил прозвище «лакированный гарантированный гроб».

Боевое применение ЛаГГ-3

До момента нападения Германии на СССР было выпущено 322 ЛаГГ-3, но в частях приграничных округов их было лишь около двух десятков. Ни один полк не успел освоить новые машины, и в бою они дебютировали лишь в июле 1941 г. в ходе Смоленского сражения — на них воевал 129-й ИАП. С 22 июля в боевой работе участвовали полки 6-го ИАК ПВО, прикрывавшего Москву — 24-й и 233-й (в последнем на ЛаГГ-3 летала одна эскадрилья).

В августе 1941 г. ЛаГГ-3 появляются в составе ВВС Южного фронта (17-й ИАП) и Черноморского флота (одна АЭ 62-го ИАП). С сентября ЛаГГ-3 принимают участие в обороне Ленинграда, действуя в составе 5-го ИАП ВВС Балтийского флота и 160-го ИАП. В октябре 1941 г. фронтовые испытания проходили самолеты ЛаГГ-3 с 37-мм пушками Ш-37.

Заметную роль сыграли ЛаГГ-3 в Московской битве — в частности, они составляли основу истребительной авиации Калининского фронта. В ноябре 1941 г. здесь воевало четыре полка с такими самолетами, правда, насчитывали они всего 39 ЛаГГ-3. К февралю следующего года ВВС Калининского фронта располагали 13 ИАП, из них пять летали на ЛаГГ-3.

Пик боевой активности ЛаГГ-3 приходится на 1942 г. — в отдельные месяцы этот самолет был самым массовым советским истребителем на фронте. На Юго-Западном, Западном и Калининском фронтах на ЛаГГ-3 воевали 3-й и 5-й гвардейские, 4-й, 68-й, 162-й, 172-й, 193-й, 240-й и 413-й ИАП, на Карельском и Волховском — 2-й гвардейский, 145 -и, 160-й и 513-й ИАП, на Кавказе — 7-й, 131-й, 182-й, 234-й, 790-й ИАП; в составе ВВС Черноморского флота действовал 9-й ИАП, вооруженный ЛаГГа-ми; на Балтике — 5-й ИАП. Однако действовать против новых модификаций Bf 109 им было крайне трудно. Части, вооруженные ЛаГГами, несли существенные потери, хотя этот самолет ещё участвовал в довольно значительном количестве в боях под Сталинградом.

В 1943 г. ЛаГГ-3 воюют на Дону и Кубани, на Северном Кавказе, участвуют в прорыве блокады Ленинграда и ряде других операций. В 1944 г. ареал боевого применения ЛаГГ-3 сужается до второстепенных участков фронта, таких как Карелия (здесь на ЛаГГ-3 воевали 415-й, 435-й и 619-й ИАП).

На южном фланге советско-германского фронта последней крупной операцией с участием ЛаГГ-3 стало освобождение Крыма. В 1945 г. ЛаГГ-3 на советско-германском фронте оставались только в авиации Балтийского флота, действуя в районе Курляндского «котла».

С 1942 г. ЛаГГ-3 были вооружены ряд полков, дислоцированных на Дальнем Востоке. К 1945 г. даже в этом отдаленном районе ЛаГГи начали заменять более современными истребителями, но в августе 1945 г. они ещё успели принять участие в боях с японскими войсками.

Несколько трофейных ЛаГГ-3 испытывались в Германии, один, перелетевший в 1942 г. в Маньчжурию — в Японии. Три трофейных ЛаГГ-3 немцы в ноябре 1942 г. передали Финляндии. Эти самолеты до 1945 г. служили в качестве разведывательных в группе Lelv 32.

Справедливости ради отметим, что самолет имел и определенные достоинства, прежде всего — высокую прочность конструкции и живучесть.

Характеристики и Конструкция

С максимальной скоростью горизонтального полета 350 миль в час (567 км/ч), развиваемой на высоте 16 400 футов (5000 м), самолет имеет дальность полета 650 километров (400 миль), продолжительность полета от 1½ до 2½ ч и практический потолок 9000 метров (29 500 футов). Крейсерская скорость на высоте 5000 метров (16 400 футов) составляет 450 км/ч (279 миль в час), а посадочная скорость с выпущенными закрылками 140 км/ч (86 миль в час). Время набора высоты 3000 метров (9800 футов) – 5 минут.

Деревянный монококовый фюзеляж обладает обтекаемыми формами и гладкой фанерной обшивкой толщиной от 5 до 6 мм (0,19-0,23 дюйма). Шпангоуты, изготовленные из березы с фанерными обкладками по обеим сторонам, расположены нерегулярно с шагом от 400 до 500 мм (15,7-19,6 дюймов) и имеют среднее поперечное сечение стенок 10…15 на 30…50 мм (0,39-0,59×1,18-1,96 дюймов). Используемая в конструкции самолета четырехслойная фанера изготавливается из русской березы и в качестве соединителя применяется фенолоформальдегидная смола, которая, по-видимому, также используется в качестве пропитывающей среды, что видно из толстослойного покрытия всей внутренней поверхности фюзеляжа.

Lagg-3 является одноместным истребителем, оснащенным 12-цилиндровым рядным двигателем жидкостного охлаждения и вооруженным 20-мм пушкой, двумя 12,7 мм пулеметами и размещенными под крылом шестью ракетами с фугасной боевой частью

Сдвижная часть фонаря кабины состоит из обычного плексигласа, установленного на каркас, сваренный из стальных труб; открытие и закрытие происходит сдвигом назад-вперед. Перемещение сдвижной части фонаря осуществляется с помощью кожаной петли, расположенной над головой пилота и немного перед ней. Сдвижная часть фонаря кабины имеет три положения: открыто, закрыто и приоткрыто на 500 мм (1,96 дюйма). Ветровой козырек изготовлен из обычного плексигласа и его аварийного сброса не предусмотрено. Обзор вперед и в стороны хороший, а назад, по-видимому, несколько ограниченный.

Состоящее из трех частей крыло в виде сверху имеет трапециевидную форму с закругленными законцовками. В конструкции крыла также как и в фюзеляже используется фанера с диагональным расположением слоев. Нервюры крыла расположены с небольшими промежутками.

Низкорасположенное крыло имеет стандартный русский аэродинамический профиль Cahi (ЦАГИ); в коневой части профиль имеет максимальную относительную толщину 13% и максимальную толщину на расстоянии 32% длины хорды. У корневых частей длина хорды составляет 2150 мм (84,6 дюймов), у самых внешних нервюр – около 750 мм (29,5 дюймов).

Два коробчатых лонжерона имеют цельнодеревянную конструкцию с полками толщиной от 10 до 15 мм (0,39-0,59 дюймов), изготовленными из вертикально ламинированных полос шпона. Каждая полоса представляет собой пропитанной фенолоформальдегидной смолой фанерной древесины с толщиной около 0,2 мм. Стенки из березовой фанеры толщиной 4 мм (0,15 дюйма) вставляются, и сам лонжерон по обеим сторонам покрыты березовой фанерой толщиной 1,5 мм (0,05 дюйма).

У корневых частей крыла передний лонжерон имеет толщину 100 мм (3,9 дюйма) и высоту 260 мм (10,2 дюйма), а задний лонжерон – 65 мм (2,5 дюйма) и высоту 200 мм (7,8 дюйма) соответственно. Лонжеронные узлы сварены из листовой стали и снабжены проушинами для двух анкерных болтов; диаметр болтов для переднего лонжерона составляет 30 мм (1,18 дюйма), для заднего лонжерона – 25 мм (0,98 дюйма).

Крыло истребителя оснащено щелевыми закрылками, изготовленными из листов дюралюминия и снабженными одиночными рояльными петлями. Управление закрылками осуществляется с помощью стержней, работающих на сжатие в дюралюминиевых роликах. На прилагаемом чертеже показано, как эти стержни приводятся в действие.

схема расположения закрылка показывает, что дюралюминиевые щелевые закрылки управляются системой рычагов

1) автоматический предкрылок; 2) подшипники; 3) рисунок сверху: (A) ограничитель; (B) резиновый буфер; (C) стойка; (D) лонжерон

Материал для фюзеляжа

Для создания первой сборной модели самолета ЛаГГ-3 решено было использовать облегченный вариант дельта-древесины. Но для ее создания необходимо было ввозить заграничные смолы с фенолформальдегидом, а Як был создан полностью из очень редкой в СССР стали. Тогда конструкторы, пытаясь соблюсти договоренность с заказчиком, уменьшили количество металла в конструкции ЛаГГ, сотворив его корпус полностью из дерева.

Дельта-древесина на тот момент была уникальным материалом и обладала высокой прочностью. Металлические части были установлены только в тех местах, где дерево уже никак не проходило по техническим требованиям, например, капот мотора был сделан из сплава стали.

Военные годы

Несмотря на все трудности, преодоленные во время проектировки, И-301 к 1940 году по многим качествам превосходил германский истребитель «Мессершмитт». Однако к 41-му году появилась новая немецкая модификация (Bf-109F-2), которую оснастили другой бронировкой, отчего улучшилась аэродинамика, а также установили более мощные двигатели и под капот убрали пушку пятнадцатимиллиметрового калибра.

Ситуация получилась интересная, так как 29-я серия самолета ЛаГГ-3 утратила все имевшиеся преимущества и сравнялась в эффективности с немецкой моделью. Даже дополнительный пулемет на советском истребителе в целом перестал быть козырем.

ЛаГГ-1

К этому времени в конструкторском триумвирате “ЛаГГ” наметился раскол. Горбунов занялся проектом пикирующего бомбардировщика ПБ-301. Гудков разработкой истребителя Гу-1 “Аэрокобра”. Конструкторов направят помогать осваивать серийное производство И-301 на разные заводы.

Начать серийный выпуск истребителя предстояло на заводе №23 в Ленинграде, куда направили Лавочкина. Но уже в декабре 1940 года его вместе с частью коллектива ОКБ отправят в Горький на завод №21. Здесь он возглавил опытное производство завода с целью дальнейшего совершенствования самолета. Предстояло оборудовать И-301 предкрылками и колесами большего размера, испытать вариант истребителя с турбокомпрессором.

Горбунова направили помогать в освоении серийного производства на 31-ом заводе в Таганроге. Гудков остался на заводе в Химках.

По решению Политбюро ЦК ВКП(б) № П23/133-ОП от 6 декабря 1940 г. «О переименовании боевых самолетов» и приказу НКАП за № 704сс от 9 декабря 1940 г самолет И-301 переименовали в ЛаГГ-1. Вариант с увеличенным радиусом действия получил обозначение – ЛаГГ-3.

На декабрь 1940 года заводу №23 было запланировано собрать пять истребителей ЛаГГ-1. Но лишь в следующем году ленинградский завод смог выпустить серийные машины и уже в варианте ЛаГГ-3.

Технические особенности

Согласно техническим характеристикам, ЛаГГ-3 имеет фюзеляж длиной 8,81 метра и размах крыла 9,81 метра. Площадь крыла составляет 17,62 квадратных метра, что совсем немногим больше, чем у Як-1 или МиГ-3. Взлетная масса ЛаГГ-3 1941 года выпуска равнялась 3280 килограмм, а 66-я серия весила 2990 килограмм, что на сто килограмм больше, чем у его конкурента Як-1. Мощность мотора ЛаГГ-3-66 была 1210 лошадиных сил, а это на сто лошадиных сил меньше, чем у МиГ-3.

В летных данных, конечно, первенство оставалось за МиГом, так как его потолок равнялся 11500 метрам, а у ЛаГГ-3-66 после его модернизации увеличился всего до 9500 метров, когда изначальный прототип мог подниматься до 9300. Дальность полета последней модели ЛаГГ составляла 650 километров и это с одной пушкой и одним пулеметом, когда у прототипа И-301 дальность была 700 километров с учетом наличия трех пулеметов и одной пушки.

Иногда под крыло дополнительно могли подвешивать шесть реактивных снарядов и две бомбы, каждая весом в пятьдесят килограмм. Время от времени, будучи в полевых условиях, летчики крепили под крыло два дополнительных пулемета, находящихся в гондолах.

Шасси у истребителя было трехопорное, одно из колес находилось под хвостом. На зиму ему все-таки придумали лыжную опору, и истребитель мог использоваться в снежных условиях. Кстати, древесные детали самолета склеивались специальным клеем, а не прикручивались шурупами, а снаружи вся обшивка была оклеена тканью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector