Вертолет rah 66 comanche
Содержание:
История создания
К концу десятилетия проекты на конкурс предоставили альянс и «Макдоннел-Дуглас» и объединившиеся в тандем конкуренты – фирма Сикорского и вертолётное подразделение «Боинга». В 1991 году проект союза «Боинг-Сикорский» был выбран победителем. Тогда же пока ещё несуществующему вертолёту присвоили официальное название – RAH-66 «Команч».
Новый, прежде ни одной машине не присваивавшийся, индекс показывал, что из пассивного «наблюдателя» вертолёт превратился в настоящего боевого разведчика, да ещё способного быть полноценным штурмовиком.
Сборку первого прототипа заводы начали в 1993 году, а завершилась она только весной 1995 года. Первый полёт «Команч» должен был совершить в том же году, но из-за ряда встреченных проблем с конструкцией и электроникой его отложили до 1996 года. Наконец, в январе RAH-66 впервые взлетел, проведя в воздухе 39 минут. Полёты второго прототипа стартовали в 1999 году.
Тем времени первый прототип выработал ресурс в 2002 году, налетав почти 400 часов. Второй RAH-66 пошёл на доработку для установки более мощных двигателей и дополнительного оборудования. В 2003 году начали строить третий «Команч», уже пригодный для массовой сборки, а за ним должна была последовать первая серия. Но этого не произошло.
Армия решила перенаправить бюджет на модернизацию уже существующих вертолётов и форсирование заработок разведывательных БПЛА, и программу строительства «Команчей» свернули. Оба построенных RAH-66 отправились в музей армейской авиации в Алабаме.
Резня Солт-Крик
Команчи также остановили распространение испанской империи дальше на север материка. Это племя убило и покорило другие индейские племена в Мексике. Они перемещались, куда хотели. Целые районы после их вторжения оставались пустыми. Это поведение команчей привело генерала Шермана к принятию такого радикального решения. Но близость Шермана вызвало нападение команчей. Этот их набег в истории известен как Резня Солт-Крик.
Жертвы были убиты и раздеты. У них были вспороты животы и сняты скальпы. Ни одному индейскому племени не удавалось так долго сопротивляться распространению европейской цивилизации и зарождающейся американской. Они сражались стрелами и ножами против аркебуз и мушкетов и пренебрежения их коренными интересами. Сотни индейских племён погибли в этой войне. Их земли были экспроприированы.
Всего команчей было несколько групп. Они, в отличие от других племён, никогда не подписывали никаких договоров с поселенцами. Квахадис были самыми жестокими и непримиримыми. Их боялись даже другие команчи. Маккензи охотился на квахадисов. Он искал деревню Куаны – вождя-полукровки. Когда его индейцев выследили, борьба была страшной. Но в итоге и команчи вынуждены были сдаться. Их, как и другие племена, поселили в резервации.
Design[]
«This platform is not just another system – it’s an asset with a multirole-ability to gain information dominance and then pass on that information to the critical command and control people, the intelligence people, to the manoeuvre elements and guys in fire support.» |
–Brigadier General Joseph Bergantz, US Army RAH-66 program manager |
The RAH-66 was powered by two LHTEC T800 turboshaft engines. Its fuselage was 43 feet (13 m) long and made of composite material. It was designed to fit more easily onto transport ships, enabling it to be deployed to hot spots quickly. If transport assets were not available, the Comanche’s ferry range of 1,200 nmi (2,200 km) would allow it to fly to battlefields overseas on its own. The Comanche was specifically tailored to the role of armed scout to replace the U.S. Army’s OH-58D Kiowa Warrior, which is an upgraded version of a Vietnam War-era observation helicopter. The Comanche was smaller and lighter than the AH-64.
The RAH-66 was intended to be a stealth helicopter; it incorporated multiple techniques to reduce its radar cross-section (RCS) and other areas of visibility. Its outer surfaces were faceted and had radar-absorbent material (RAM) coatings and infrared-suppressant paint applied; with these measures, the Comanche’s RCS was 360 times smaller than the AH-64 Apache attack helicopter. The Comanche’s acoustic signature was noticeably lower than comparative helicopters; this was partly achieved through the all-composite 5-blade main rotor and pioneering canted tail rotor assembly.
The Comanche was equipped with sophisticated navigation and detection systems intended to allow operations at night and in bad weather. Each of the two crew-members had two LCD multi-functional displays in addition to the Helmet-Integrated Display and Sight System (HIDSS). It has a digital fly-by-wire flight control system. Its primary mission was to use its advanced sensors to find and designate targets for attack helicopters, such as the AH-64.
The RAH-66 was armed with a 20 mm three-barrel XM301 cannon under its nose and could internally carry six AGM-114 Hellfire or twelve AIM-92 Stinger missiles split evenly between the two retractable weapons pylons. The Comanche could also externally carry four Hellfire or eight Stinger missiles on each of its stub wings but with a reduction in the effectiveness of stealth technologies.
Массовое убийство бизонов
Гибели племени команчей способствовало массовое убийство бизонов. Оно произошло с 1868 по 1881 год. Переселенцы говорили так: «Убьёшь бизона – уничтожишь индейца». Такая политика велась в XIX веке в Америке. «Если убьём всех бизонов, убьём всех индейцев. Нет бизонов – нет команчей». Кавалерия белых поселенцев скакала по прерии и отстреливала всех диких быков. 250 лет длилась борьба индейцев с белыми пришельцами. Она началась с высадки первого корабля на берегу Вирджинии. Сначала это были короткие враждебные вспышки мести за убийства Дж. Армстронга Кастера и Дж. М. Чивингтона в 1864 – 1868 годах.
В то время не были предприняты попытки уничтожить все племена коренных жителей. Но потом вышел приказ войскам уничтожить всех команчей. Кавалеристы выказывали недовольство таким приказом. В этом полку служили в основном ветераны гражданской войны. Они никогда не воевали в прерии и не сталкивались с такими враждебно настроенными местными племенами. Американские солдаты отправились в места полного запустения, без дорог со сплошным морем травы.
Они терялись, их мучила жажда, от которой они умирали. Когда-то здесь пытались обосноваться испанцы, пока не поняли, что они сами являются добычей для воинственных команчей. Однажды они напали на отряд команчей около торгового пункта. Этот небольшой отряд индейцев уничтожил три отряда кавалерии и пехоты федеральных войск. «Политика мира», которую вёл президент Грант, на самом деле не могла принести мир.
Командиром карателей был Рональд Слайделл Маккензи. Он был бригадным генералом, не смотря на молодой возраст. Команчи называли его Вождём без пальцев или Плохой Рукой. У него была изуродованная в боях рука. Он стал самым непримиримым борцом с индейцами в истории Америки. В начале своих походов против команчей он не знал, как с ними бороться. Маккензи не имел представления о местности, где они проживали. Он совершил много ошибок, но сделал из них выводы. Маккензи научил федеральную армию вести сражения с индейцами прерий. Он был орудием возмездия.
Этот бригадный генерал убивал команчей по всей Великой Равнине. После гражданской войны эта земля была открытой кровоточащей раной. Везде были руины, горы трупов и обугленные трубы домов. Закон на этой местности не действовал. Команчи совершали свои набеги, когда хотели. Это был первый не иностранный соперник. Индейцев постепенно сгоняли в резервации, где они голодали. Все эти противники были народами Великой Равнины: команчи, кайова, арапахо и другие. Но главной целью Маккензи было истребление команчей. Это была самая разрушительная война с местным населением Америки.
История создания вертолета RAH-66 «Команч»
Советские танки времен «холодной войны» были объективно лучше своих коллег по НАТО, к тому же и на вооружении их стояло в два раза больше. Главенствующую роль в борьбе с наземной бронетехникой, в США отводили боевым вертолетам, однако все имеющиеся на начало 1970-х г. образцы винтокрылых машин уже не имели задела модернизации.
По этой причине с 1974 года для нужд американской армии разрабатывался ударный вертолет АН-64 «Апач», но когда он впервые был представлен в 1984 году, возникла и другая проблема — «Апач» мог легко справится с бронированным противником, но, сугубо ударная машина, не была предназначена и для поиска цели. Нужен был ещё один вертолет — хорошо вооруженный для противодействия любому противнику, однако легкий и маневренный, подходящий для разведки и обнаружения целей.
Общая схема вертолета RAH-66 «Comanche»
Для этого в 1983 г. армия США объявила о начале разработки легкого многоцелевого вертолета по программе LHX (Light Helicopter Experimental). Новый вертолет предполагалось разрабатывать в двух вариантах: разведывательно-ударном (SCAT) и многоцелевом (UTIL). Программа предполагала постройку для армии США 5000 вертолетов: 1100 в варианте LHX-SCAT для замены ударных вертолетов АН-1 «Кобра», 1800 для замены разведывательных вертолетов ОН-58 «Кайова» и ОН-6 «Кейюз» и 2000 вертолетов в варианте LHX-UTIL для замены многоцелевых UH1 «Хью».
В конкурсе приняли участие все ведущие вертолетные фирмы США, несмотря на то, что техническое задание на проектирование вертолета LHX, выданное армией США предполагало создание поистине революционного летательного аппарата. Ключевыми моментами ТЗ были требования достижения высокой максимальной скорости — на 180 км/час большей, чем у любого находящегося в эксплуатации вертолета, и резкого снижения заметности в визуальном, акустическом, радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Именно эти требования оказали решающее влияние на формирование облика проектов летательных аппаратов, представленных на конкурс.
В отличие от вертолета АН-64 «Апач», для которого специально были разработаны ПТУР «Хеллфайр», создавать новые системы оружия для вертолета LHX не планировалось. Вертолет должен быть вооружен пушкой и существующими ПТУР, НУР и УР «Стингер» класса «воздух-воздух». Возможность ведения воздушного боя особо оговаривалась в требованиях к новому вертолету.
В октябре 1988 г. армия США заключила контракты с этими двумя группами фирм на проведение работ по демонстрации и оценке концепции вертолета. На этом этапе проверялось обеспечение расчетных характеристик при заданной массе и стоимости, выбиралась компоновка вертолета, проводилась интеграция электронного оборудования. В 1990 г. ассоциации авиации армии США были представлены два проекта вертолетов LH. К этому времени требование к максимальной скорости полета было значительно снижено. Исследования показали, что плата за достижение скоростей свыше 350 км/ч будет слишком большой как в прямом, так и в переносном смысле.
В культуре
RAH-66 Comanche стал героем многих кинофильмов и компьютерных игр. В том числе:
- Enemy Engaged: Comanche vs Hokum (В России известная как «Разорванное небо Ка-52 против Команча»)
- х/ф Халк
- Вертолёт-охотник из компьютерной игры Half-Life 2 очень похож на RAH-66. Возможно, что его рисовали именно с «Команча».
- ArmA 3 — под обозначением AH-99 Blackfoot.
- 9 игр из серии Comanche, посвященных исключительно RAH-66.
- Command & Conquer: Generals — Zero Hour — слабобронированный, ударный вертолет армии США.
- Strike (серия игр) — в качестве основного вертолёта в игре Jungle Strike использовался вертолёт RAH-66 Comanche.
- В компьютерной игре LHX (наряду с AH-64 Apache, UH-60 BlackHawk и V-22 Osprey).
- В симуляторе Gunship 2000 под наименованием AH-66
- В симуляторе «Ударная сила»/»Fair Strike» (2003 г.)
- В игре Counter Strike Online в одном из игровых режимов является боссом.
- В игре Act Of War у стороны Task Force Talon.
- Является финальным боссом в игре «The Underground Man».
- В 2017 году RAH-66 был добавлен в компьютерную игру GTA Online под названием «Akula».
RAH-66 Команч RAH-66 Commanche
Боинг / Сикорский RAH-66 Команч (англ. Boeing / Sikorsky RAH-66 Comanche) — многоцелевой разведывательно-ударный вертолёт пониженной заметности.
В 1991 году объединенная команда фирм Boeing и Sikorsky, представившая проект разведывательно-боевого вертолета RAH-66, была признана победителем конкурса LHX .
Он пришел на смену устаревшим АН-1, ОН-58 и вместе с АН-64 «Апач» обязан увеличить боевой потенциал армейской авиации США. На вертолете RAH-66 Comanche установлен пятилопастный несущий винт, рулевой винт убран в кольцо. Вертолет RAH-66 Comanche оборудован электронной системой управления полетом. На вертолете установлены ИК-сенсоры переднего обзора и телескопические телевизионные камеры, предназначенные для ночных полетов и точной идентификации целей.
Первый полет опытного вертолета RAH-66 «Comanche» состоялся 4 января 1996 года, летные испытания второго опытного вертолета планировалось начать в 1998 году, на 2001 год планировались летные испытания для оценки тактических возможностей вертолетов, предназначенных для войсковых испытаний. Всего предполагалось построить шесть вертолетов для таких испытаний. Начало серийного производства планировалось на 2006 год, предполагалось, что Армии США будет поставлено 1292 вертолета общей стоимостью более 34 млрд долларов.
При проектировании разведывательно-ударного вертолёта основное внимание уделялось общему снижению заметности машины в радиолокационном РЛ, инфракрасном ИК, оптическом и акустическом участках спектра. С этой целью в конструкции вертолёта широко использованы композиционные материалы на полимерных связующих (ПКМ)
Передняя часть фюзеляжа изготовлена из эпоксидного углепластика. В соответствии с правилами технологии стелс внешние поверхности фюзеляжа выполнены в виде плоских граней для рассеянного отражения падающего высокочастотного излучения, критические (по уровню отражения) участки поверхности выполнены из радиопоглощающих материалов, использованы специальные покрытия. Также для снижения заметности подвески вооружения и 20-мм пушечная установка XM301, выполнены убирающимися в фюзеляж. Акустическая сигнатура вертолёта «Команч» значительно ниже других вертолётов аналогичного класса. При проектировании обращалось внимание на вопросы боевой живучести вертолёта: обеспечению взрыво- и пожаробезопасности топливной системы, бронезащите экипажа, стойкости к поражениям лопастей несущего винта. Разработчикам RAH-66 удалось создать машину с хорошими летными характеристиками, с высокими показателями удельной мощности и малой заметности. Кабина пилотов выполнена по схеме «тандем». Принципиально новой особенностью вертолета является наличие двух боковых отсеков для внутрифюзеляжного размещения ракет. Также в конструкции предусмотрены съемные боковые пилоны для дополнительных топливных баков и вооружения.
Благодаря своей конструкции RAH-66 Comanche может перевозиться военно-транспортными самолетами. В зависимости от назначения и задач вертолет RAH-66 Comanche может снаряжаться четырьмя противотанковыми управляемыми ракетами «Хеллфайр», которые снабжены лазерной системой наведения, двумя управляемыми ракетами «Стингер», одноствольной автоматической пушкой калибра 30 мм с боекомплектом 300 патронов и подвесными контейнерами с неуправляемыми авиационными ракетами. Первый полет вертолета RAH-66 Comanche состоялся 4 января 1996 года.
23 февраля 2004 года Армия США приняла решение закрыть программу вертолета «Команч». Опыт войны в Ираке и Афганистане показал, что гораздо дешевле и эффективнее использовать беспилотные самолеты-разведчики, чем вкладывать средства в производство разведывательных вертолетов и обучение пилотов с последующим риском для машин и экипажей. Более 8 миллиардов долларов США было уже вложено в программу на тот момент, в дополнение, объединение Боинг-Сикорский получили $450-680 миллионов в качестве вознаграждения за отказ Армии США от программы
ТТХ RAH-66Год принятия на вооружение 2006Диаметр главного винта, м 11,89Длина, м 14,43Высота, м 3,35Масса, кг — пустого 3940Масса, кг — нормальная взлетная 5275Масса, кг — максимальная взлетная 7800Тип двигателя 2 ГТД LHTec T-800-LHT-801Мощность, л.с. 2 х 1560Максимальная скорость, км/ч 317Крейсерская скорость, км/ч 298Практическая дальность, км 2330Дальность действия, км 485Продолжительность полета, ч 2,30Скороподъемность, м/мин 360Практический потолок, м 6500Статический потолок, м 3500Экипаж, чел 2
Specifications (RAH-66A)[]
A cutaway drawing of a RAH-66 Comanche
Data from Jane’s, Frawley, Boeing and Sikorsky, Bonds and Miller
General characteristics
- Crew: 2
- Length: 46.85 ft (14.28 m)
- Rotor diameter: 39.04 ft (11.90 m)
- Height: 11.06 ft (3.37 m)
- Disc area: 1,197 ft² (111 m²)
- Empty weight: 9,300 lb (4,218 kg)
- Loaded weight: 12,349 lb (5,601 kg)
- Useful load: 5,062 lb (2,296 kg)
- Max. takeoff weight: 17,408 lb (7,896 kg)
- Powerplant: 2 × LHTEC T800-LHT-801 turboshaft, 1,563 hp (1,165 kW) each
- Fuselage length: 43.31 ft (13.20 m)
- Rotor systems: 5-bladed main rotor, 8-bladed fan-in-fin anti-torque system (FANTAIL)
Performance
- Maximum speed: 175 knots (201 mph, 324 km/h)
- Cruise speed: 165 knots (190 mph, 306 km/h)
- Range: 262 nmi (302 mi, 485 km) on internal fuel
- Combat radius: 150 nmi (173 mi, 278 km) on internal fuel
- Ferry range: 1,200 nmi(1,380 mi, 2,220 km)
- Endurance: 2.5 hr
- Service ceiling: 14,980 ft (4,566 m)
- Rate of climb: 895 ft/min (4.55 m/s)
Armament
1× 20 mm XM301 three-barrel Gatling-style cannon mounted in a (capacity: 500 rounds)
Internal bays: 6× AGM-114 Hellfire air-to-ground missiles, or 12× AIM-92 Stinger air-to-air missiles, or 24× 2.75 in (70 mm) Hydra 70 air-to-ground rockets
Optional stub wings: 8× Hellfires, 16× Stingers, or 56× Hydra 70 rockets
Характеристики RAH-66 «Команч»
Страна:
США
Тип:
Разведывательно-ударный вертолет
Год выпуска:
1995 г.
Экипаж:
2 человека
Двигатель:
2 × турбовальные LHTEC T800-LHT-801 по 1563 л.с.
Максимальная скорость:
324 км/ч
Практический потолок:
Нет сведений
Дальность полета:
2 222 км (перегоночная), 278 км (боевой радиус)
Масса пустого:
4 218 кг
Максимальная взлетная масса:
7 896 кг (нормальная взлетная 5 601 кг)
Размах крыльев:
12,9 м (несущий винт), 1,37 м (фенестрон)
Длина:
14,28 м (полная), 13,2 м (фюзеляж)
Высота:
3,37 м (до винта)
Площадь крыла:
116,74 кв.м. (площадь несущего винта)
Вооружение:
1× 3х 20-мм пушка XM-301 (500 патронов), 6х ПТУР AGM-114 Hellfire или 12х ЗУР FIM-92 Stinger (внутренняя подвеска), 8х ПТУР AGM-114 Hellfire или 16 х ЗУР FIM-92 Stinger или 56 х 70-мм НАР Hydra 70 (внешняя подвеска, на монтируемых крыльях).
Из-за ограничения финансирования программы решено было отказаться от разработки многоцелевого варианта вертолета LHX. Согласно новым требованиям, экипаж вертолета LH должен состоять из двух человек: летчика и оператора вооружения, несмотря на то, что наличие второго члена экипажа увеличивало вес вертолета примерно на 450 кг.
Средств на постройку и сравнительные испытания опытных вертолетов не было, но проведено компьютерное моделирование, а отдельные системы прошли сравнительные испытания в лабораториях и в полете на вертолетах — летающих лабораториях. В апреле 1991 г. было объявлено, что конкурс выиграла группа фирм Боинг-Сикорский. LHX наконец-то обрел официальное имя — RAH-66 «Команч», где RAH расшифровывалось как reconnaisence and attack helicopter. Не ударный вертолет (АН) и не разведчик (OH), «Команч» был одновременно и тем и другим.
Конструкция и характеристики
Фюзеляж «Команча» собирался из композитных панелей, а главным несущим элементом была балка коробчатой формы, тоже композитная. Плоские поверхности панелей и радиопогощающее покрытие повышали незаметность вертолёта. Уровень производимого «Команчем» шума снижался за счёт пятилопастного винта (тоже композитного) и хвостового винта типа «фенестрон». Шасси, конечно, выполнили убирающимся.
Основным элементом каждой приборной доски были два многофункциональных дисплея, кроме того, информация отображалась на нашлемных дисплеях. Система управления вертолётом – электродистанционная.
Новых комплексов вооружения для «Команча» не разрабатывалось, и по этому параметру он не отличался от других американских вертолётов. В закрывающихся отсеках RAH-66 мог нести противотанковые ракеты «Хеллфайр», НУР “Гидра» либо ракеты «Стингер» для защиты от воздушных целей.
А вот автоматическая пушка калибра 20мм несколько отличалась от существующих. В основе это было применённое на «Кобре» орудие М197, но для «Команча» его сильно облегчили, а гильзы патронов заменили алюминиевыми.
Хотя прямого аналога «Команч» не имел, напрашивается его сравнение со знаменитой «Чёрной акулой». Хотя Ка-50 создавался, в первую очередь, как штурмовик, вертолёты схожи по высокотехнологичности, срокам разработки и известности в медиа.
RAH-66 «Команч» | Ка-50 | |
Максимальный взлётный вес, кг | 7,900 | 10,800 |
Максимальная скорость, км/ч | 324 | 315 |
Боевой радиус, км | 278 | 470 |
Потолок, м | 4,566 | 5,500 |
Конечно, Ка-50 был сильнее вооружён и лучше бронирован. «Команч» выигрывал в незаметности и маневренности. Но судьба «Чёрной акулы» оказалась удачнее – она проложила дорогу двухместным модификациям.
Хотя «Команч» так и не вышел из стадии разработки, а серьёзным инструментом пропаганды не являлся – он успел приобрести массовую известность. Дело в том, что ещё до первых полётов RAH-66 фирма Nova Logic выпустила компьютерную игру, в которой игроку предлагалось полетать именно на «Команче».
Когда в продажу пошла заключительная игра, вертолёт всё ещё считался перспективным и готовящимся к серийному производству…
История разработки[ | ]
В 1991 году объединённая команда фирм Boeing и Sikorsky, представившая проект разведывательно-боевого вертолёта RAH-66, была признана победителем конкурса LHX (Light Helicopter Experimental). Вертолёты LHX предназначались для замены боевых вертолётов Bell AH-1, многоцелевых вертолётов Bell UH-1 и разведывательных вертолётов Bell OH-58 и Hughes OH-6. Предполагалось построить в 1990—1994 годах 4000-6000 вертолётов в разведывательном (LHX-SCAT) и многоцелевом (LHX-UTIL) вариантах. Общая стоимость разработки вертолётов оценивалась в 2,8 млрд долларов, а стоимость производства 24-36 млрд долларов, что делало программу LHX самой масштабной из всех вертолётных программ.
Первый полёт опытного вертолёта RAH-66 «Comanche» состоялся 4 января 1996 года, лётные испытания второго опытного вертолёта планировалось начать в 1998 году, на 2001 год планировались лётные испытания для оценки тактических возможностей вертолётов, предназначенных для войсковых испытаний. Всего предполагалось построить шесть вертолётов для таких испытаний. Начало серийного производства планировалось на 2006 год, предполагалось, что Армии США будет поставлено 1292 вертолёта общей стоимостью более 34 млрд долларов.
23 февраля 2004 года Армия США приняла решение закрыть программу вертолёта «Команч». Опыт войны в Ираке и Афганистане показал, что гораздо дешевле и эффективнее использовать беспилотные самолёты-разведчики, чем вкладывать средства в производство разведывательных вертолётов и обучение пилотов с последующим риском для машин и экипажей. На тот момент в программу было уже вложено более 8 млрд долларов США, в дополнение, объединение Боинг-Сикорский получили 450–680 млн долл. в качестве вознаграждения за отказ Армии США от программы.
Технологии, разработанные для «Команча», будут использованы для модернизации вертолётов AH-64 Apache компании McDonnell Douglas и других американских военных вертолётов.
В настоящее время корпус прототипа 95-0001 «The DUKE» (Герцог) находится в Авиационном Музее Армии США в Форт Ракере, штат Алабама, прототип 94-0327 поступил в музей в 2008 году.