100 крупнейших корпораций россии

Терминология

Определение терминов «государственное предприятие» и «государственная корпорация» является не таким простым, как может показаться на первый взгляд. Все три слова в терминах оспариваются и подлежат различной спекулятивной интерпретации. Во-первых, есть множество вопросов касательно того, что подразумевает собой термин «государство» в данном контексте — к примеру, до конца неясно, являются ли государственными предприятиями корпорации, принадлежащие муниципальным и региональным органам власти. Спорными являются и критерии классификации, по которым то или иное предприятие можно признать государственным — госпредприятия могут полностью принадлежать или частично принадлежать государству. Трудно определить, какой уровень принадлежности государству будет позволять классифицировать объект подобным образом, так как правительство также может владеть лишь частью корпорации. Наконец, термин «предприятие» оспаривается, поскольку он подразумевает законы частного права, которые могут не всегда иметь силу в конкретных случаях, и поэтому термин «корпорация» здесь куда более уместен. Характерным примером нетипичных ГК являются, к примеру, государственные корпорации по страхованию вкладов.

Помощь через «неявные гарантии»

Некоторые из ПФП (такие как Fannie Mae и Freddie Mac) были частными, но публично зафрахтованными. Другие, такие как Федеральные банки внутреннего займа, принадлежат корпорациям, которые пользуются их услугами. Ценные бумаги ПФП не имеют явной государственной гарантии кредитоспособности, но кредиторы предоставляют им выгодные процентные ставки, а покупатели их ценных бумаг предлагают им высокие цены. Частично это объясняется «неявной гарантией», согласно которой правительство не разрешало бы таким важным институтам терпеть неудачу или дефолт по долгам. Это восприятие позволило Fannie Mae и Freddie Mac сэкономить примерно 2 миллиарда долларов в год на расходах по займам. Эта неявная гарантия была проверена ипотечным кризисом субстандартного ипотечного кредитования, который заставил правительство США выручить и вложить в консервацию Fannie Mae и Freddie Mac в сентябре 2008 года. Какими бы проверенными ни были государственные корпорации, вклады вернуть они, скорее всего, не смогут, в отличие от американских ПФП. Потому инвесторы чаще и охотнее ведут дела с последними.

До конца непонятно, стоит ли считать ПФП государственными корпорациями. Среди американских экономистов и политиков по-прежнему идут пламенные дебаты на этот счет. Как утверждает правительство, государственные корпорации не имеют никакого отношения к предприятиям, финансируемым им. Возможно, так и есть.

Легальная форма

Российские государственные компании обычно создаются в форме акционерных обществ (ОАО или ЗАО), унитарных предприятий (федеральных, региональных или муниципальных) или государственных корпораций .

Акционерные общества

ОАО и ПАО являются формами открытых акционерных обществ , а ЗАО (и АО) — закрытыми акционерными обществами .

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) уполномочено Правительством России осуществлять права акционеров в отношении акций компаний, находящихся в федеральной собственности, и отвечает за подготовку и выдвижение кандидатов на ежегодных собраниях акционеров. Как правило, Росимущество номинирует в совет директоров компании представителей наиболее значимого государственного органа, исходя из отраслевых характеристик бизнеса. Таким образом, отраслевой государственный орган участвует в управлении компанией через своих представителей.

Некоммерческая организация

Госкорпорация

Государственная корпорация ( русский язык : государственная корпорация ), определенная статьей 7.1 Закона об НКО, является некоммерческой организацией, которая управляет своими активами в соответствии с ее уставом. Госкорпорации не обязаны предоставлять в государственные органы документы по учету своей деятельности (за исключением ряда документов, подаваемых в правительство РФ) и, как правило, подчиняются не правительству, а президенту России, и действуют по их осуществлению. какая-то важная цель. Контроль со стороны Правительства осуществляется на основании годовых собраний корпорации, годового отчета о заключении аудиторов бухгалтерского учета и финансовой отчетности (бухгалтерского учета), а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности. и другие корпоративные документы. Иные центральные государственные ведомства, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность государственных корпораций.

Эти государственные корпорации (некоммерческие), созданные в соответствии с российским федеральным законом, отличаются от всех других организаций, именуемых в средствах массовой информации «государственными корпорациями». Согласно закону, госкорпорация полностью принадлежит непосредственно Российской Федерации, минуя Федеральное агентство по управлению государственным имуществом .

Государственная компания

Государственная компания ( русский язык : Государственная компания ), определенная статьей 7.2 Закона об НКО, является неприбыльной некоммерческой организацией . Каждая госкомпания создается отдельным федеральным законом Российской Федерации.

Эти государственные компании (некоммерческие), учрежденные только в соответствии с федеральным законом, отличаются от всех других организаций, именуемых в средствах массовой информации «государственными компаниями».

Унитарное предприятие

Унитарное предприятие ( русское : унитарное предприятие ) является коммерческой организацией , которая не имеет права собственности на активы , используемых в их деятельности. Эта форма возможна только для государственных и муниципальных предприятий, работающих в государственной или муниципальной собственности соответственно. Собственники имущества унитарного предприятия не несут ответственности за его функционирование, и наоборот.

Активы унитарных предприятий принадлежат центральному правительству (в этом случае они называются федеральными государственными унитарными предприятиями ), российскому региону или муниципальному образованию . Унитарное предприятие владеет активами на праве хозяйственного ведения (как для государственных, так и для муниципальных унитарных предприятий) или оперативного управления (только для государственных унитарных предприятий), и эти активы не могут быть распределены между участниками или иным образом разделены. Унитарное предприятие независимо в хозяйственных вопросах и обязано отдавать государству только свою прибыль. Унитарные предприятия не имеют права создавать дочерние предприятия, но с согласия собственника могут открывать филиалы и представительства.

По состоянию на январь 2017 года в России действует 1120 федеральных государственных унитарных предприятий.

Электроэнергетика

Однако наибольший интерес представляют компании, входящие в электроэнергетичекую отрасль. К данной группе относится лидер по объему реализации продукции в России — ОАО Газпром, на долю которого приходится 85 % российской и 15 % мировой добычи природного газа. ОАО Газпром занимает монопольное положение по транспортировке газа, что объясняется его принадлежностью к Единой системе газоснабжения, включающей все газопроводы страны, а также законом Об экспорте газа, исключающим права на экспорт из Российской Федерации газа иными компаниями, кроме ОАО Газпром. Необходимо отметить, что государство владеет контрольным пакетом данной корпорации в размере 50 % плюс одна акция.

Также к государственным корпорациям на рынке электроэнергетики можно отнести: ОАО Холдинг МРСК — управляющую компанию, владеющую межрегиональными распределительными сетевыми компаниями; ОАО Концерн “Роэнергоатом”, владеющий десятью атомными электростанциями в России; компанию, управляющую Единой национальной (общероссийской) электрической сетью — ОАО ФСК ЕЭС. Кроме того, полным пакетом акций ОАО Техснабэкспорт, поставляющего на мировой рынок 40 % услуг по обогащению урана по итогам 2011 г., владеет компания ОАО Атомэнергопром, входящая в состав Государственной корпорации по атомной энергии Росатом. Также к категории государственных корпораций можно отнести ОАО ИНТЕР РАО ЕЭС, акционерный капитал которого разделен между Российской Федерацией в лице Федерального агентства по управлению госимуществом (14,8 %), группой Росатом (13,4 %), группой ФСК ЕЭС (19,95 %), группой «РусГидро» (5,3 %), государственной корпорацией «Внешэкономбанк» и другими акционерами, однако все они частично или полностью находятся в собственности государства.

К частным компаниям на рынке электроэнергетики России, входящим в состав компаний лидеров по объему производства продукции в 2010 г., входят ЗАО «Холдинг Комплексные энергосистемы», владеющее 12 % рынка централизованного теплоснабжения в России; крупнейший производитель и лидер среди экспортеров энергетического угля в России ОАО «СУЭК»; а также ОАО «МОЭК» — компания, обеспечивающая отоплением и горячим водоснабжением 70 % населения Москвы.

Формы экономических отношений

Среди большого числа вариаций отношений между предприятиями и корпорациями эксперты выделяют те, которые встречаются чаще всего:

  1. Финансовое управление предприятием со стороны корпорации. В этом случае все остальные виды деятельности предприятие осуществляет самостоятельно. В него обязательство входит лишь пункт относительно финансов – исполнение определенной части корпоративного бюджета.
  2. Поглощение организации. Это означает, что руководство, управление и функционирование полностью переходит в руки менеджеров корпорации.
  3. Покупка предприятия, которое было выставлено на аукцион по причине неэффективной деятельности.
  4. Превращение организаций в филиалы корпорации, которые становятся представительством объединения в другом городе или стране.
  5. Создание консорциума – временного объединения организаций и фирм с целью решения какой-либо общей производственной задачи.

Эффекты

По сравнению с правительственной бюрократией, государственные предприятия могут быть полезными, поскольку они снижают влияние политиков на обслуживание населения. И, наоборот, они могут быть вредными, поскольку они уменьшают надзор и увеличивают транзакционные издержки (например, расходы на мониторинг и проблемы контрактов). По имеющимся данным первое может быть более важным, чем последнее. Существующие государственные корпорации обычно более эффективны, чем любая бюрократия, но эта польза уменьшается, поскольку услуги становятся более техническими и имеют менее открытые общественные цели.

По сравнению с частным предприятием, государственные, как правило, менее эффективны, но, в отличие от коммерческих организаций, они, скорее всего, будут сосредоточены на общественных целях. Типичным примером являются агентства по страхованию вкладов — государственные корпорации, созданные для конкретной общественной цели.

Корпорации под контролем муниципалитетов

Муниципальные корпорации — это корпорации, принадлежащие муниципалитетам. Они, как правило, определяются как «организации с независимым корпоративным статусом, управляемые исполнительным советом, назначаемым в основном должностными лицами местных органов власти, и с мажоритарной государственной собственностью». Некоторые муниципальные корпорации полагаются на доходы от сборов с клиентов, что отличает их от агентств и специальных секторов, финансируемых за счет налогообложения. Органы, принадлежащие муниципальным властям, могут также отличаться от местных бюрократий в финансировании, транзакционных издержках, финансовом контроле, трудовых правах, разрешении действовать вне их юрисдикции и, при некоторых обстоятельствах, в правах на получение прибыли и риске банкротства.

Причины создания корпораций, принадлежащих муниципалитетам, могут отличаться от причин, связанных с созданием государственных предприятий. Корпорация может быть более широко использована на местном уровне, чем на национальном, чтобы обеспечить гибридные или гибкие формы предоставления государственных услуг, такие как государственно-частное партнерство и межмуниципальное сотрудничество. Она также позволяет взимать плату с пользователей. Эффекты могут быть разными из-за более низкого уровня экспертных знаний регулирующих органов, более низкого потенциала контрактов для муниципалитетов и более высокого присутствия масштабных экономик. Текущие исследования показывают, что муниципальные корпорации часто более эффективны, чем бюрократия, но имеют более высокие показатели отказов из-за своей правовой и управленческой автономии. Так или иначе, как говорят в Англии: «Правительство — для граждан, государственные корпорации — для правительства».

Топливная промышленность

Ведущая отрасль российской экономики — топливная промышленность представлена 11 крупнейшими компаниями по объему поставляемой на рынок продукции. Лидером в данной отрасли является ОАО «Лукойл», среди собственников которого преобладают миноритарные акционеры. Компания «Лукойл» владеет 17,8 % рынка общероссийской добычи газа и нефтепродуктов и 18,2 % общероссийской переработки. Интерес представляет частично государственная компания ОАО «ТНК-ВР», которая без учета доли в ОАО «НГК “Славнефть”» добывает в России около 9,82 % всех нефтепродуктов. Ежегодно осуществляется и госзакупка нефтепродуктов, которая составляет довольно значительную часть оборота компаний.

При этом добыча «Славнефти», принадлежащей «ТНК-ВР» и «Газпромнефти», составляет 3,5 % от общероссийской.

Наиболее крупный представитель рассматриваемой отрасли — ОАО «Роснефть», 75,16 % акций которого принадлежат ОАО «Роснефтегаз», находящемуся в собственности государства. Добыча нефти данной компанией составляет 23,67 %, газа — 1,84 % от общероссийской. Кроме того, ОАО «Роснефть» владеет сетью АЗС. Среди частноосударственных компаний можно выделить ОАО «Татнефть», обеспечивающее 8 % российской нефтедобычи, и ОАО НК «РуссНефть», занимающее, соответственно, десятое место по добыче нефти и восьмое место по добыче газа в России. Частные компании представлены ОАО «Сургутнефтегаз», которое обеспечивает 13 % добычи нефти, 25 % добычи газа и 9 % переработки нефти в России, а также Alliance Oil Company.

Кроме того, к отрасли топливной промышленности относится государственная компания ОАО «Росатом-ТВЭЛ», обеспечивающая 17 % мирового атомного рынка.

История

Организационно-правовая форма «государственной корпорации» в российском законодательстве появилась в 1999 году. В мае 2007 года в законодательство были внесены серьёзные изменения, которые в каждом конкретном случае предоставляли им особые полномочия и особые условия работы.

В феврале 2008 года председатель Комитета по промышленной политике Совета Федерации Валентин Завадников указал на целый ряд проблем, связанных с законодательством о госкорпорациях:

Рассматривая саму сущность понятия «государственная корпорация», необходимо отметить, что оно не упоминается в Гражданском кодексе РФ, а его появление воспринимается специалистами по гражданскому праву как «размывание» системы правового регулирования некоммерческих юридических лиц и принципа верховенства права.

… Вместо отделения государственного аппарата от экономики происходит превращение целых сегментов исполнительной власти в особые виды экономической деятельности, основанной на эксплуатации властных полномочий. Вместо «повышения конкурентоспособности России на мировой арене» данное направление законотворчества будет означать осознанную попытку архаизации российского государства».

Следует упомянуть о существовании ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», образованного постановлением правительства для целей обеспечения безопасности и регулярности полетов гражданской авиации, формирования единой хозяйственной системы организации воздушного движения. Иначе говоря, название «государственная корпорация» применимо только к организации, созданной в силу отдельного федерального закона и в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

В марте 2009 года Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предлагал упразднить госкорпорации как форму юридических лиц, предлагая преобразовать их в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями.

7 августа 2009 года Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке и начальнику своего контрольного управления Константину Чуйченко провести проверку финансовой деятельности госкорпораций и представить предложения о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы.

В июле 2009 года появилась форма «государственной компании», практически идентичная[источник не указан 4316 дней] государственной корпорации (Автодор).

12 ноября 2009 года президент России Д. А. Медведев в своём послании Федеральному собранию заявил, что считает форму госкорпорации в современных условиях в целом бесперспективной. По мнению Медведева, госкорпорации, «которые имеют определённые законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством».

Виды корпораций

В мировой практике выделяют три основных модели управления деятельностью корпораций: англо-американскую, японскую и немецкую, отличающиеся по таким признакам, как: ключевые участники и учредители корпорации; структура владения акциями в конкретной модели; состав совета директоров (или советов – в немецкой модели); законодательные рамки; требования к раскрытию информации для корпораций, включенных в листинг; корпоративные действия, требующие одобрения акционеров; механизм взаимодействия между ключевыми участниками.

Многообразие видов корпораций позволяет наиболее полно использовать их преимущества. В Гражданском кодексе РФ указаны закрытые и открытые АО. Однако различия между большинством из них несущественны. Следовало бы относить к ОАО лишь те корпорации, которые зарегистрировали первичное размещение своих акций и хранят их в специальном депозитарии.

По форме собственности

По форме собственности выделяются: государственные, публичные и семейные корпорации.

  • Государственная корпорация – это учреждение некоммерческого типа, создается она для реализации функций, особо значимых для общества. Среди них, к примеру, справедливое распределение денежных ресурсов.
    Радикальные либеральные экономисты резко возражают против создания государственных корпораций, которые якобы мешают `невидимой руке рынка. Между тем, именно такая корпорация была создана в Сингапуре, который даже супер либералы считают образцом рыночности и эффективного участия в глобализации, по инициативе его многолетнего руководителя Ли Куан Ю. Она не занималась производством товаров, но содействовала планомерности (сознательно поддерживаемой пропорциональности) развития экономики, что позволило Сингапуру выйти на одно из первых мест в мире (в 2007 г. – 2-е) по ее конкурентоспособности.
  • Публичные корпорации принадлежат большому числу акционеров, ни один из которых не имеет контрольного пакета. Акциями публичной корпорации владеют сотни тысяч физических лиц, что позволяет превратить их сбережения в инвестиции. Для этих компаний особую роль играет общественная оценка их социальной ответственности.
  • Семейные корпорации Рокфеллеров, Форда, Моргана, Ротшильдов, Сименсов, Байеров, Пежо, Тойота, Аньели сыграли особую роль в создании конкурентоспособной экономики США, ФРГ, Франции, Италии, Японии. Однако за рубежом уже почти не осталось компаний, которые на 100% принадлежали бы одному человеку.

По содержанию деятельности

По содержанию деятельности выделяются инвестиционные и производственные корпорации:

  • Инвестиционные ИБГ (интегрированные бизнес-группы) – многопрофильные финансовые холдинги, которые не производят товары и услуги для внешних покупателей, а лишь покупают и продают активы, контролируют движение и доходность капиталов, управляют финансовыми рисками, подбирают руководителей входящих в холдинг корпораций и определяют их стратегию, организуют эмиссию и оборот ценных бумаг.
  • Производственные корпорации организуют маркетинг, разработки, производство и сбыт товаров и услуг на определенном сегменте рынка, самостоятельно выходят на фондовый рынок. В их составе нередко создаются дочерние корпорации базового уровня (например, Саянский и Красноярский алюминиевые комбинаты), которые осуществляют оперативное управление производством в рамках общей стратегии.

По цели деятельности

По основной цели деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие корпорации.

  1. некоммерческие – образования, не рассчитанные на получение прибыли. Это обычно правительственные, городские, муниципальные, политические объединения, а так же благотворительные, религиозные, просветительные и другие подобные институты;
  2. коммерческие, которые, в свою очередь, отличаются по типу ответственности:

    • корпорации с ответственностью, ограниченной финансовыми ресурсами корпорации, определяемыми размерами акционерного капитала;
    • с ответственностью, ограниченной теми суммами, которые каждый член корпорации согласился вложить в имущество и акционерный капитал компании;
    • с неограниченной ответственностью, т.е. с ответственностью на все имущественные или финансовые активы членов корпорации.

Виды корпоративных объединений

На сегодня существует несколько разновидностей корпоративных объединений, которые приняты в большинстве стран мира:

  • акционерное общество открытого типа;
  • общество с ограниченной ответственностью;
  • синдикат;
  • картель;
  • трест;
  • пул;
  • концерн;
  • холдинг;
  • конгломерат;
  • финансово-промышленные группы;
  • транснациональные корпорации.

Государственные корпорации: описание, история возникновения, список

Важную роль в экономике России играют государственные корпорации. Они являются крупнейшими работодателями, обеспечивают развитие целых отраслей, в некоторых случаях и вовсе имеют положение, близкое к монопольному.

И потому их можно рассматривать как фактически незаменимые с точки зрения функционирования экономики государства.

В чем заключаются наиболее примечательные характеристики госпредприятий РФ? В чем их схожесть и различия с зарубежными организациями, имеющими аналогичный или похожий статус?

Что такое государственная корпорация?

Под термином «государственная корпорация» понимается некоммерческое учреждение, активы которого принадлежат РФ, созданное в целях осуществления общественно значимых функций, таких как, например, справедливое распределение финансовых ресурсов.

На практике данная функция может выражаться в том, что государственные корпорации предоставляют рабочие места с хорошей зарплатой, стимулируя тем самым рост покупательной способности населения, или, например, в том, что соответствующего типа учреждения выступают крупными заказчиками для частных бизнесов, способствуя, в свою очередь, развитию предпринимательства.

Госкорпорации стимулируют рост и модернизацию экономики в целом, способствуют выстраиванию активных международных связей РФ.

Госкорпорации, госкомпании и госпредприятия: соотношение понятий

Государственные корпорации и государственные компании — это 2 разновидности некоммерческих структур. Они в определенной степени отличаются, хотя и очень похожи. Прежде всего, следует отметить, что их деятельность регулируется одним и тем же источником права — Законом «О некоммерческих организациях».

Согласно его положениям, госкомпания — это НКО, которая не имеет членства, создана РФ на базе имущественных инвестиций в целях предоставления госуслуг и выполнения других функций при задействовании государственного имущества в форме доверительного управления.

В свою очередь, госкорпорация — это также не имеющая членства НКО, созданная РФ на базе имущественного взноса, но уже для достижения социальных целей и для реализации, как мы отметили выше, общественно значимых функций.

Оба типа государственных структур создаются на основе издания федеральных законов.

В свою очередь, госкорпорации и госпредприятия характеризуются еще более выраженными различиями. Первые имеют статус субъектов, учрежденных системой власти РФ. В свою очередь, госпредприятие — не то, что обязательно учреждено государством, но то, в котором ему принадлежит наибольшая доля акций. Совладельцами госпредприятия вполне могут быть и частные лица.

В свою очередь, различия между государственными корпорациями и предприятиями с трудом можно проследить на уровне организационно-правовых форм. Дело в том, что госкорпорации, в принципе, могут быть теми же хозяйственными обществами — открытыми или закрытыми, что и госпредприятия.

Некоторые юристы вместе с тем относят к категории государственных корпораций такого рода организации, как ФГУП. Госпредприятия в общем случае могут быть только хозяйственными обществами — такая форма, как унитарное предприятие, для них, как правило, не свойственна.

Однако есть эксперты, которые предпочитают разграничивать понятие «государственная корпорация» и ФГУП.

Но, в целом, распространена точка зрения, согласно которой госкорпорация может быть представлена в любой организационно-правовой форме. Примеры госпредприятий — «Роснефть», РЖД, «Ростелеком». Примеры, в свою очередь, унитарных предприятий — «Почта России», Мосгортранс, агентство «ТАСС».

Так или иначе, но госпредприятия, государственные корпорации и государственные компании имеет смысл различать исходя из их фактического механизма учреждения. Который предопределяется прежде всего спецификой правового регулирования деятельности соответствующих организаций.

Особенности правового регулирования деятельности госкорпораций

Рассмотрим, таким образом, правовой аспект деятельности госкорпораций. Прежде всего стоит отметить, что государственные корпорации находятся в юрисдикции, прежде всего, гражданского права. То есть в сделках и иных правоотношениях выступают как юридически равноправный партнерам субъект. Однако правовой статус соответствующих организаций имеет ряд особенностей.

Прежде всего следует отметить, что государственные корпорации в России учреждаются на основании изданного федерального закона. Аспект деятельности соответствующих фирм в том, что они не наделены обязанностью отвечать по возникающим обязательствам РФ. И наоборот, государство не

Управление государственной корпорацией

В России госкорпорации управляются коллегиальным органом. Как правило, в его состав входят только государственные служащие. Однако у Правительства РФ есть право на включение в состав наблюдательных советов или советов директоров, иных лиц.

Кроме того, Правительство утверждает и специальный порядок формирования из госслужащих, набсоветов и других коллегиальных управленческих органов.

Кроме общего управления деятельностью госкорпорации, у совета директоров (набсовета) есть и ряд специфических функций. Этот орган:

  • утверждает долгосрочные планы и стратегии действия госкорпорации;
  • определяет систему оплаты труда и стимулирования наемного персонала;
  • распределяет прибыль;
  • при необходимости возвращает часть госимущества обратно в собственность государства.

Как и для любых других некоммерческих организаций, для госкорпораций извлечение дохода не является целью функционирования. Вместе с тем, получать доход для финансирования собственной деятельности и поставленных задач, такая организация может. При необходимости дополнительным источником финансов для госкорпораций становятся прямые субсидии и субвенции из федерального бюджета.

Контролирует деятельность государственной корпорации Правительство РФ. Данные о ходе реализации стратегических задач получают из годовой отчетности, отчетов аудиторских и ревизионных проверок. Проверки деятельности государственных НКО входят в обязанности Счетной палаты.

Кроме того, госкорпорации ежегодно публикуют годовую отчетность на своих интернет-ресурсах. Однако, отчеты этой формы НКО менее информативны, чем у частных компаний. Причина проста — многие данные попадают в разряд охраняемой законом тайны. В первую очередь многие сведения о деятельности госкорпораций являются государственной тайной.

Помощь бизнесу

Американский Конгресс создал ПФП для повышения эффективности рынков капитала и преодоления недостатков рынка, которые не позволяют фондам легко перемещаться от поставщиков средств до секторов с высоким спросом на кредиты. В первую очередь это делается с помощью гарантии, которая ограничивает риск потерь капитала для тех, кто предоставляет средства. В настоящее время корпорации, финансируемые правительством, в основном выступают в качестве финансовых посредников для оказания помощи кредиторам и заемщикам в сфере жилья и сельского хозяйства. Fannie Mae и Freddie Mac — две наиболее известные американские ПФП — покупают ипотечные кредиты и упаковывают их в ценные бумаги с ипотечным покрытием, которые несут финансовую поддержку Fannie Mae или Freddie Mac. Из-за этой финансовой поддержки они особенно привлекательны для инвесторов.

Кроме того, ПФП создали вторичный рынок кредитов с помощью упомянутых выше гарантий. Это позволило эмитентам первичного рынка увеличивать объем кредитов и уменьшать риски, связанные с индивидуальными кредитами. Это также предоставляет стандартизированные инструменты (секьюритизированные ценные бумаги) для инвесторов.

[править] Эффективность госкомпаний

Одним из важнейших вопросов, которые возникают при оценке уровня государственного участия в национальной экономике, является сравнение эффективности деятельности частных предприятий и компаний, контролируемых государством.

В 2011 году «Российская газета» писала, что проведённый анализ показывает, что на уровне крупнейших отраслевых компаний нельзя сделать однозначный вывод о преимуществах государственных или частных компаний. В сравнительной динамике роста ключевых отраслей и секторов экономики за последние три года, которая, в частности, может рассматриваться как индикатор устойчивости к кризисным потрясениям, обнаруживаются следующие тенденции. Прежде всего коэффициент корреляции между темпами роста и уровнем участия государства в отрасли очень близок к нулю. Кроме того, среднегодовые темпы роста четырех видов экономической деятельности с наивысшим уровнем «огосударствления» (транспорт; производство судов, летательных и космических аппаратов; добыча газа; электроэнергетика) составляли 1,8 % в 2008—2010 гг., тогда как в полностью «частных» отраслях (пищевая, легкая, угледобывающая, добыча руд металлов) этот показатель достигал лишь 1,2 %. Оценка экономической эффективности крупнейших предприятий на основе их финансовой отчетности по Российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) также не дает однозначной картины. По уровню рентабельности активов и норме чистой прибыли могут лидировать как частные предприятия, так и компании, контролируемые государством. Анализ сравнительной эффективности ведущих холдингов, проведенный на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), может стать еще одним подтверждением того, что государственное участие в компаниях не делает их менее эффективными. К примеру, в нефтегазовом секторе «Газпром» не так сильно отстает от Новатэка по уровню рентабельности активов, тогда как этот показатель у «Роснефти» незначительно отличается от рентабельности «ЛУКОЙЛа».

Признаки корпоративного юридического лица

Следует отметить, что в разных государствах в признаках корпоративного юрлица, а также в правах и обязанностях ее членов могут быть некоторые отличия, но суть корпорации не меняется.

  1. Организация имеет статус юридического лица, зарегистрированного в соответствии с государственным законодательством.
  2. Учредители (учредитель) юрлица имеют право членства в созданной организации.
  3. Учредители принимают участие в руководстве деятельностью организации.
  4. Имущество корпорации принадлежит ее членам в долях, зафиксированных в Уставе компании.

К таковым относятся государственные и муниципальные компании, религиозные организации и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector