Фолклендская война 1982 года
Содержание:
Британская разведка во время боя
После битвы немецкие военно-морские эксперты были сбиты с толку тем, почему адмирал Шпее атаковал базу и как две эскадрильи могли так случайно встретиться на стольких тысячах миль в открытом море. В рукописной заметке кайзера Вильгельма II к официальному отчету о сражении говорится: «Остается загадкой, что заставило Спи атаковать Фолклендские острова. См.« Морская стратегия Махана »».
Обычно считалось, что Шпее был введен в заблуждение немецким адмиралтейством для нападения на Фолклендские острова, базу заправки топлива Королевского военно-морского флота, после получения разведданных от немецкой радиостанции в Вальпараисо, которая сообщала, что порт свободен от военных кораблей Королевского флота. Несмотря на возражения трех капитанов его кораблей, Спи продолжил атаку.
Однако в 1925 году немецкий военно-морской офицер Франц фон Ринтелен взял интервью у адмирала Уильяма Реджинальда Холла , директора Управления военно-морской разведки (NID) Адмиралтейства , и был проинформирован о том, что эскадра Шпее была привлечена к британским линейным крейсерам с помощью отправленного поддельного сигнала в немецком военно-морском кодексе, взломанном британскими криптографами. (Точно так же 14 марта 1915 года СМС Дрезден была перехвачена британскими кораблями, когда они занимались углем в море в месте, идентифицированном взломщиками кодов NID.)
Развязка
После поражения Аргентины в войне Леопольдо Галтьери недолго оставался диктатором. Революция в Аргентине 1983 года привела к власти новое правительство. Объявившее бывшего главу хунты «поджигателем Фолклендской войны». Он получил 12 лет тюрьмы. Авторитет же Маргарет Тэтчер в глазах подданных британской короны неизмеримо вырос. «Война проверила Железную леди на прочность. Пройденное испытание показало, что она выкована из металла высшего качества, который не гнётся, не ломается и подходит для решения любых задач», — писали английские газеты. К 1990 году дипломатические отношения между Англией и Аргентиной были восстановлены. Однако британский гарнизон на Фолклендах возрос до 1650 солдат, четырёх кораблей и шести боевых самолётов. Столкновение 1982 года несколько разрядило обстановку, но не свело напряжённость к нулю. Буэнос-Айрес по-прежнему предъявляет права на архипелаг, а Лондон заявляет о его «вооружённой защите». Возможно, именно это возвращение конфликта к исходной точке побудило аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса назвать Фолклендскую войну «битвой двух лысых за расчёску».
Метки: Англия, война, Тайны 20 века, остров, Атлантика, конфликт, Фолклендская война,
Кто придёт на помощь?
Может ли Аргентина рассчитывать на чью-то помощь?
Она уже договорилась с Чили, что та не будет предоставлять Британии свои базы, как это было в 1982 году. И это серьёзное достижение. В прошлый раз страна всерьёз опасалась удара с тыла.
Требуя вернуть Аргентине эти острова, бывший президент Венесуэлы Уго Чавес обещал потопить британский флот при помощи купленного им российского и китайского оружия. Не факт, что его преемник — Николас Мадуро — пойдёт на какие-то решительные шаги.
И если уж мы будем бросать венесуэльское оружие на аргентинскую чашу весов, то, по логике, на британскую можно будет положить американский авианосец. Который перевесит всё.
Воздушно-морская фаза
Начало боевых действий
Основные боевые действия в районе Фолклендов начались 1 мая 1982 года, когда британская стратегическая и корабельная авиация подвергла бомбардировке аргентинские позиции в районе Порт-Стэнли, а аргентинская авиация впервые попыталась атаковать флот противника.
2 мая британская атомная подводная лодка потопила аргентинский крейсер «Генерал Бельграно», в результате чего погибло 323 человека — это была самая большая потеря Аргентины за всю войну. После этого аргентинский военно-морской флот получил приказ вернуться в свои базы и до окончания боевых действий более никак не проявил себя. По утверждениям аргентинской прессы, подводная лодка «Сан-Луис» продолжала действовать до 11 мая, но ни одной успешной атаки не произвела, и даже ни одного пуска торпеды англичанами обнаружено не было.
Главная надежда аргентинцев была возложена на штурмовики «Супер Этандар» с новейшими противокорабельными ракетами «Экзосет» французского производства. 4 мая такой ракетой был тяжело повреждён новейший эсминец «Шеффилд» (впоследствии затонул), что стало серьёзным потрясением для британской общественности. Однако у аргентинцев было всего пять ракет «Экзосет» в варианте воздушного базирования. Следует упомянуть об утверждениях о повреждении бомбами авианосца «Инвинсибл» одним из «Супер Этандаров», что дало основание аргентинским газетам с небывалой помпой возвестить о его гибели (хотя даже его повреждение не подтверждает ни один независимый источник).
Затишье
Бомбардировщик «Вулкан» возвращается из боевого вылета. 18 мая 1982 года
После 4 мая в боевых действиях наступил двухнедельный перерыв, хотя имели место отдельные стычки на море и в воздухе. Ночью 15 мая подразделение британского спецназа SAS атаковало аргентинский аэродром на острове Пеббл и уничтожило 11 самолётов.
В этот же период англичане были вынуждены искать морские мины на путях предстоящего следования десантной группы с помощью посылки «наименее ценного» фрегата «Алакрити», который рисковал быть взорванным (подготовка минных тральщиков была закончена лишь 27 мая). Однако мин обнаружено не было. Сдвиг сроков высадки был чреват высокими рисками из-за ухудшения погоды в зимний период. Выполняя это задание, «Алакрити» наткнулся на аргентинский транспорт «Isla de los Estados», перевозивший топливо для аргентинских сил, и потопил его.
Одновременно продолжались переговоры о возможном урегулировании конфликта при посредничестве ООН. В ответ на экономические санкции со стороны нескольких западноевропейских государств, правительство Аргентины приняло декрет о запрете с 01.07.1982 на полёты в страну авиакомпаний тех стран, правительства которых приняли антиаргентинские экономические санкции: западногерманской «Люфтганзы», французской «Эр-Франс», голландской КЛМ, скандинавской САС, а также английской авиакомпании «Бритиш Каледониан».
К началу 20-х чисел мая 3-я бригада специального назначения Королевской морской пехоты (3-я бригада СпН КМП) Великобритании уже готовилась к высадке на Фолклендах, а в пути к островам находилась 5-я воздушно-десантная бригада (5 Airborne Brigade).
Организация
Авиационные подразделения, участвовавшие в войне за Фолклендские острова, подчинялись следующей цепочке командования :
-
Военная хунта — (генерал-лейтенант) Базилио Лами Дозо
- Командование ПВО ( исп . Comando Aéreo de Defensa ) — бригадный генерал Хорхе Хьюз отвечал за радиолокационную сеть, перехватчики Mirage IIIEA и системы ПВО на материке.
-
Стратегическое воздушное командование ( испанский : Comando Aéreo Estratégico
Южные ВВС ( исп . Fuerza Aérea Sur ) — бригадный генерал Эрнесто Креспо . ФАС была основной организацией, участвовавшей в боевых действиях над зоной конфликта.
) — бригадный генерал Хельмут Вебер. Скоординированные авиационные средства по всей стране. CAE также выполнял основную роль по наблюдению за морским пространством на больших расстояниях с помощью самолетов Boeing 707 и C-130 Hercules.
-
Южноатлантический военный театр ( исп . Teatro Operaciones Atlantico Sur ) — вице-адмирал Хуан Ломбардо . В основном это военно-морское командование с ролью координации воздушных, надводных и подводных средств в районе Южной Атлантики. Первоначально, во время вторжения на острова 2 апреля и до начала боевых действий, острова должны были находиться под их командованием и считаться единственной организацией, необходимой для управления кризисом .
-
Военный гарнизон Фолклендских островов ( испанский : Guarnicion Militar Malvinas ) — бригадный генерал Марио Менендес ( армия
Компонент воздуха ( испанский : Componente Aéreo ) — бригадный генерал Луис Кастеллано
)
-
Военный гарнизон Фолклендских островов ( испанский : Guarnicion Militar Malvinas ) — бригадный генерал Марио Менендес ( армия
Персонал
Государственный министр вооруженных сил Марк Ланкастер с майором Джастином Макфи в 2016 году.
Силы обороны Фолклендских островов собираются один раз в неделю для обучения, с различными расширенными учебными выходными в течение года. Солдаты Сил обороны Фолклендских островов проводят учебное патрулирование с солдатами британского гарнизона на островах, а также выступают в качестве «вражеских» сил против британских солдат на учебных учениях.
Солдаты FIDF также предоставляют поисково-спасательные и горноспасательные услуги на островах. Королевский флот обучил их использовать 20-миллиметровые пушки Oerlikon и проводить операции по высадке на борт судов для выполнения функций по защите рыболовства для правительства Фолклендских островов.
Майор Питер Биггс (в отставке) прослужил в FIDF 35 лет и был их командиром с 2002 по 2016 год.
В 2019 году майор Джастин Макфи стал первым офицером FIDF, прошедшим курс среднего командования и штаба (наземные резервы) в Академии обороны Великобритании вместе с британскими солдатами регулярного и запасного состава и иностранными студентами.
Сухопутная фаза
Сан-Карлос и Гус-Грин
Британский авианосец «Гермес» (фото 1982 года)
Британское командование выбрало местом высадки бухту Сан-Карлос, находящуюся на другом конце острова, где аргентинцы ожидали десанта меньше всего. 3-я бригада СпН КМП начала высадку ночью 21 мая, встретив сопротивление лишь со стороны небольшого аргентинского отряда. Однако с рассветом над Фолклендским проливом появились аргентинские самолёты — ВВС Аргентины предприняли попытку организовать массированный налёт на британские корабли в бухте. В результате был потоплен фрегат Ardent, а ряд кораблей получили повреждения. Ошибкой аргентинцев было то, что лётчики атаковали боевые корабли, прикрывавшие высадку (то есть первые же корабли, которые они видели), а не более уязвимые транспорты с войсками и десантные корабли. В этот день аргентинцы потеряли 14 самолётов.
«Супер Этандар» ВМС Аргентины. Перед эмблемой эскадрильи заметен силуэт потопленного этим самолётом контейнеровоза «Атлантик Конвейер»
В последующие дни налёты продолжались, аргентинцы продолжали терять самолёты, но потопили эсминец «Ковентри» и фрегат «Антилоуп», а также добились попаданий в десантные суда, однако бомбы не разорвались. Адмирал Дж. Вудворд впоследствии написал в своих воспоминаниях, что после этих потерь он мысленно допустил возможность поражения, однако к тому моменту у Аргентины не осталось достаточного количества исправных самолётов для продолжения массированных налётов. Свою роль также сыграли частые сбои при дозаправке в воздухе, что уменьшало количество аргентинских самолётов, ведущих одновременную атаку.
25 мая аргентинцы добились своего наибольшего успеха, когда лётчик Роберто Курилович повредил «Экзосетом» контейнеровоз «Атлантик Конвейер». Через несколько дней судно затонуло вместе с вертолётами CH-47 и оборудованием для создания взлётно-посадочной полосы на захваченном плацдарме. Тем временем 3-я бригада специального назначения надёжно закрепилась на плацдарме и была готова к дальнейшим действиям.
28 мая 2-й батальон Парашютного полка (Parachute Regiment, или PARA), подойдя к населённым пунктам Дарвин и Гус-Грин, атаковал расположенный там аргентинский гарнизон. После ожесточённого боя гарнизон капитулировал. Тем временем другие подразделения 3-й бригады специального назначения совершали пеший переход через весь Восточный Фолкленд к Порт-Стэнли. Некоторые подразделения 5-й воздушно-десантной бригады высаживались с десантных кораблей в районе Порт-Стэнли. При этом 8 июня два разгружавшихся в бухте Блафф десантных корабля были замечены аргентинцами в дневное время и вне прикрытия ПВО флота (что произошло из-за позднего прибытия десантных катеров и решения бригадного командования дождаться катеров вместо разгрузки непосредственно с десантных кораблей). В результате авианалёта погибло около 50 военнослужащих, а десантный корабль «Сэр Галахэд» впоследствии пришлось затопить из-за полученных им повреждений. Тем не менее, к концу первой декады июня две британские бригады блокировали аргентинцев в районе Порт-Стэнли и были готовы штурмовать оборону.
Порт-Стэнли
Британские парашютисты охраняют пленных аргентинцев. Порт-Стэнли, 17 июня 1982 года
В ночь на 12 июня 3-я бригада СпН КМП пошла в атаку на занятые аргентинцами высоты Маунт-Гарриет, Ту-Систерз и Маунт-Лонгдон. К утру все высоты были заняты, хотя не во всех случаях это оказалось легко. В ночь на 14 июня наступил черёд 5-й воздушно-десантной бригады. Её целями были высоты Маунт-Тамблдаун, Уайрлесс-Ридж и Маунт-Уильям. Несмотря на недостаточную подготовку, уэльские и шотландские стрелки выполнили свои задачи, а батальону гуркхов даже не пришлось вступить в бой.
Поскольку Порт-Стэнли был осаждён без какой-либо надежды на деблокирование, а позиции войск обстреливались британской корабельной артиллерией, командованию аргентинского контингента на Фолклендах не оставалось ничего, кроме капитуляции, что и произошло 14 июня. Великобритания вернула себе Фолклендские острова. Официально война была завершена 20 июня, когда британские силы высадились на Южных Сандвичевых островах.
В плен попали 11 тыс. аргентинских военнослужащих, около 600 из которых оставались в Порт-Стэнли некоторое время после завершения боевых действий в качестве средства воздействия на правительство Аргентины (с целью обеспечить более приемлемые для Великобритании условия урегулирования конфликта).
Ядерное оружие
До сих пор идут споры о наличии на борту затонувшего эсминца «Шеффилд» ядерного оружия. В сентябре 1982 года советские источники информации, близкие к разведслужбам, выступили с версией о возможном радиоактивном загрязнении вод Южной Атлантики. Были даже опубликованы фотографии спасшихся с «Шеффилда» моряков, одетых в противорадиационные комбинезоны и защитные маски.
Министерство обороны Великобритании категорически отрицало наличие ядерного оружия на эсминце в момент его гибели. И только в 2003 году Великобритания подтвердила, что на борту её кораблей в 1982 году находилось ядерное оружие. По словам официального представителя министерства обороны Великобритании, имевшиеся на борту нескольких кораблей ядерные глубинные бомбы WE.177 были перегружены на другие корабли, возвращавшиеся в Великобританию, и ни один ядерный заряд не попал в территориальные воды Фолклендских островов. Относительно возможного присутствия ядерных зарядов на борту «Шеффилда» не было дано никаких комментариев, однако представитель министерства обороны заявил, что нахождение ядерного оружия на борту какого-либо из затонувших кораблей было невозможно; также он сообщил, что об использовании ядерного оружия в конфликте не было и речи.
Историческая справка
Фолклендские острова — архипелаг в Южной Атлантике. Фолклендский конфликт о праве открытия и владения берет свое начало еще несколько веков назад. В конце 16 века Фолклендские острова были открыты английским мореплавателем Джоном Дейвисом, однако испанские мореплаватели также претендовали на роль первооткрывателей.
В 1764 году французский мореплаватель и исследователь Луи Антуан де Бугенвиль основал первое поселение на восточной стороне архипелага, но не зная об этом, в январе 1765 года на западной стороне архипелага британский капитан Джон Байрон провел исследования и уже заявил о том, что острова принадлежат Британской империи.
Ответный удар?
Железная леди» покинула этот мир, и не факт, что у нынешнего британского руководства хватит balls для повтора операцииКорпорейт». Но допустим всё же, что кулак из нескольких фрегатов, эсминцев, транспортных и десантных кораблей собран и отправлен на юг.
Масштабного воздушного противостояния, как в 1982 году, не будет. Увы, нечем. Морского сражения а-ля Ютландский бой тоже.
На успешные торпедные атаки аргентинских субмарин рассчитывать не стоит. Они и в прошлую войну себя не проявили.
Наиболее вероятно, что британцы обстреляют острова крылатыми ракетами(уничтожая в лучшем случае трофейныеТорнадо») и пойдут на штурм.
В 1982 году профессиональная британская пехота показала, что она на голову выше аргентинских призывников. Вряд ли ситуация радикально изменилась. То есть при повторной высадке британцы, скорее всего, ещё раз одержат убедительную победу.
И если меритьсяОверлордами», то у английского шансов больше, чем у аргентинского.
У Буэнос-Айреса будет шанс отбиться лишь в случае, если они успеют приобрести, разместить на островах и грамотно использовать противокорабельные ракеты. Триесли» в одном флаконе.
Причины Фолклендской войны
Фолклендские острова были открыты в конце 17-го века английскими, а затем французскими мореплавателями, но Аргентина всегда считала эти острова частью своей территории, пока в 1833 году Великобритания не завоевала их. С тех пор в умах аргентинцев Британское Королевство выглядит захватчиком по отношению к островам.
В начале 1982 г., президент Леопольдо Галтери, глава правящей в Аргентине военной хунты, санкционировал вторжение на Фолклендские острова
Операция была разработана чтобы отвлечь внимание населения от вопросов прав человека и экономических проблем страны, а так же для укрепления национальной гордости
Начало войны
2 апреля 1982 года, аргентинские войска произвели высадку на Фолклендских островах, захватив их в течении двух дней, сломив сопротивление небольшого гарнизона Королевской морской пехоты и захватив Порт-Стенли. В ответ на эти действия, было организовано дипломатическое давление против Аргентины, премьер-министр, Маргарет Тэтчер поставила задачу военно-морским силам — вернуть острова. Группа войск под командованием адмирала Джона Филдхауса состояла из нескольких частей, крупнейшая из которых включала в себя авианосцы HMS «Hermes» и HMS «Invisible», под командованием контр-адмирала Вудворда. Эта группа должна была обеспечивать прикрытие с воздуха и моря. В середине апреля, для группировки войск было отправлено обеспечение в виде небольшого флота танкеров и грузовых судов.
25 апреля британские войска отбили остров Южная Джорджия и начали блокаду островов с помощью подводных лодок. Пять дней спустя, начались рейды бомбардировщиков RAF «Vulcan», которые получили временное базирование на американской авиабазе, расположенной на Острове Вознесения. В тот же день истребителями «Harriers» был проведен успешный рейд в ходе которого были сбиты три аргентинских самолета. Аргентинским ВВС приходилось производить взлет с материка, так как взлетно-посадочная полоса возле Порт-Стэнли была очень короткой для реактивных боевых самолетов, что, поставило их в невыгодное положение на протяжении всего конфликта.
1 мая, во время рейда, подводная лодка «Conqueror», выпустив несколько торпед, потопила легкий крейсер «General Bergrano». Несколько дней спустя противокорабельными ракетами выпущенными аргентинскими истребителями «Super Etendard», был серьезно поврежден британский эсминец «Sheffield», возникший на корабле пожар не удалось потушить и корабль был потоплен. Гибель «Belgrano» стоила Аргентине жизней 323 человек, в то время как в результате нападения на «Sheffield» погибло лишь 20 британских военнослужащих.
Активная фаза войны
В ночь на 23 мая, войска британской армии высадились возле города Сан-Карлос, на западном побережье. Общая численность группировки под командованием Джулиана Томпсона составляла 4000 человек. В ее состав вошли преимущественно части Королевской Морской Пехоты (Royal Marines), Воздушно-десантные части (Parachute Regiment) и спецназ SAS (Special Air Service).
Силами SAS была произведена атака на аэродром расположенный на острове Пеббл. Томпсон перебрасывал своих людей на юг, планируя обеспечить безопасность там, прежде чем перейти на восток, к Порт-Стенли. 28 мая, силами британских парашютистов был атакован и вскоре капитулировал аргентинский гарнизон, расположенный близ населенных пунктов Дарвин и Гуз-Грин. Спустя несколько дней британский спецназ уничтожил группу аргентинского коммандос на горе Кент.
В начале июня, контингенту Британской армии в Атлантике пришло подкрепление в виде 5000 человек, командование операцией перешло к генерал-майору Джереми Муру. 11 мая, после укрепления своих позиций, Мур начал штурм Порт-Стенли. Британские войска предприняли одновременное наступление с высот вокруг города. К 12 июня после ожесточенных боев все основные цели были захвачены. Спустя два дня, 14 июня 1982 г. командующий войсками Аргентины, генерал Марио Менендес, понял что его положение безнадежно и принял решение о капитуляции. Официальной датой окончания боевых действия принято считать 20 июня 1982 г.
Исход
HMS » Негибкий» подбирает немецких моряков из Гнейзенау после боя
Жертвы и ущерб были чрезвычайно несоразмерными; англичане пострадали очень легко. Адмирал Шпее и два его сына были среди погибших немцев. Спасенные немецкие выжившие, всего 215 человек, попали в плен на британских кораблях. Большинство из них были из Гнейзенау , девять из Нюрнберга и 18 из Лейпцига . Шарнхорст был потерян со всеми руками. Один из Гнейзенау ‘ офицеров s , которые жили были единственными выжившими на три различных орудиях на разбитом крейсере. Его вытащили из воды, заявив, что он двоюродный брат британского командира (Стоддарта).
Из известных немецких войск в составе восьми кораблей два спаслись: вспомогательный Seydlitz и легкий крейсер Dresden , который бродил на свободе еще три месяца, прежде чем его капитан был загнан в угол британской эскадрой ( Kent , Glasgow и Orama ) у судна Juan Fernández. острова на 14 марта 1915 г. После борьбы с короткий бой , в Дрездене капитан эвакуировали свой корабль и затопили ее, взрывая главный журнал боеприпасов.
В результате битвы немецкая восточноазиатская эскадра , единственное постоянное военно-морское соединение Германии, фактически прекратила свое существование. Торговые набеги в открытом море регулярных военных кораблей Kaiserliche Marine были прекращены. Однако Германия поставила несколько вооруженных торговых судов на службу в качестве торговых рейдеров до конца войны (например, см. Феликс фон Люкнер ).
Рекомендации
Заметки
Библиография
- Беннет, Джеффри (1962). Коронель и Фолклендские острова . Лондон: BT Batsford Ltd.
- Халперн, Пол (1994). Военно-морская история Первой мировой войны . США: Военно-морской институт США. ISBN 1-85728-295-7.
- Ирвинг, Джон (1927). Коронель и Фолклендские острова . Лондон: AM Philpot, ltd.
- Жак, Тони (2007). Словарь битв и осад: справочник по 8 500 битвам от древности до двадцать первого века . Издательская группа «Гринвуд». ISBN .
- МакНелли, Майкл (2012). Коронел и Фолкленды, 1914 г .; Дуэль в Южной Атлантике . Кампания скопы, тираж № 248. Osprey Publishing. ISBN
- Мэсси, Роберт К. (2004). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море . Лондон: мыс Джонатана . ISBN 0-224-04092-8.
- Скотт, Р. Нил (2012). Многие из них были задержаны морем: трагическое крушение HMS Otranto . Роуман и Литтлфилд. ISBN .
- фон Рителен, Франц (1933). Темный захватчик . Лондон: Голова Бодли / Книги Пингвина.
Начало конфликта
19 марта 1982 года на необитаемом острове Южная Георгия, управляющемся из столицы Фолклендов Порт-Стэнли и находящемся в 800 милях от архипелага, высадилось несколько десятков аргентинских рабочих под предлогом того, что им необходимо разобрать старую китобойную станцию. Они подняли на острове аргентинский флаг.
Английские солдаты попытались выдворить аргентинцев, но на помощь рабочим пришли войска.
2 апреля 1982 года аргентинский десант высадился на островах и после короткого боя вынудил капитулировать находившийся там небольшой гарнизон британских морских пехотинцев. После этого в Южную Атлантику немедленно было отправлено крупное британское военно-морское соединение с целью возврата островов.
3 апреля Совет Безопасности ООН принял резолюцию 502, в которой потребовал вывести аргентинские силы с островов. Резолюция получила 10 голосов «за» и 1 голос «против» (Панама), 4 страны воздержались (включая СССР и Китай, постоянных членов совбеза, обладающих правом вето).
7 апреля 1982 года министр обороны Великобритании объявил об установлении с 12 апреля 1982 года блокады Фолклендских островов и установлении вокруг островов 200-мильной зоны, при нахождении в пределах которой корабли ВМС и торгового флота Аргентины будут потоплены. В ответ правительство Аргентины ввело запрет на осуществление платежей английским банкам.
После введения британцами блокады островов подводными лодками возникли значительные трудности со снабжением гарнизона. Единственная бетонированная взлётно-посадочная полоса на Фолклендах была слишком короткой для реактивных боевых самолётов. Поэтому основная часть аргентинской авиации на протяжении войны была вынуждена действовать с континентальных авиабаз.
Британцы также столкнулись со значительными трудностями в ходе кампании. Важную роль при её проведении сыграла американская военная база на острове Вознесения в центральной части Атлантического океана, предоставленная британской авиации для базирования. Единственными боевыми самолётами, пригодными для использования с двух британских авианосцев «Гермес» и «Инвинсибл», были 28 палубных истребителей-бомбардировщиков «Си Харриер» и 13 штурмовиков «Харриер». Они должны были играть роль перехватчиков и истребителей-бомбардировщиков, обеспечивая авиационную поддержку в ходе десантной операции. С обеих сторон применялись также боевые вертолёты.
25 апреля британские силы высадились на острове Южная Георгия. Аргентинский гарнизон капитулировал, не оказав никакого сопротивления. Во время операции ракетой AS-12 с британского вертолёта «Уосп» была повреждена аргентинская подводная лодка Santa Fe, которую пришлось впоследствии затопить.
Итоги конфликта и его роль в истории[править | править код]
Мемориал погибшим аргентинцам. Ушуая
Фолклендский конфликт был едва ли не единственным вооружённым конфликтом после Второй Мировой войны, в котором ведущую роль играли военно-морские силы
Специалисты обратили внимание на выявившуюся уязвимость современных боевых кораблей, тонувших от попадания неразорвавшихся бомб и ракет. Впервые в истории авиации были успешно применены в бою самолёты вертикального взлёта и посадки
«Си Харриеры» и «Харриеры» одержали около 20 воздушных побед, причём собственные потери от действий авиации противника были нулевыми.
Многие наблюдатели восприняли войну как новое свидетельство мощи Британии как военно-морской державы, казалось бы, исчезнувшей после распада колониальной Британской империи.
Победа способствовала росту патриотизма в Великобритании и усиления позиций правительства Маргарет Тэтчер. Для Аргентины поражение стало болезненным ударом по национальной гордости. Оно стало непосредственной причиной падения аргентинской военной хунты и восстановления демократического строя в стране. Необходимость войны и её историческое значение до сих пор служит предметом ожесточённых споров в Аргентине, но руководство страны по-прежнему не отказывается от претензий на острова.
Британский флот в прямом смысле доказал необходимость в себе и правильность использования подводных лодок в морских сражениях.
Хорхе Луис Борхес написал стихотворение памяти британских и аргентинских солдат и назвал войну «ссорой двух лысых из-за расчёски».