Конвой pq-17 (сериал 2004)

Задний план

После операции «Барбаросса» , которая положила начало войне Германии против СССР, британские и американские правительства согласились направить безоговорочную помощь своим советским союзникам. Beaverbrook — Гарриман англо-американская миссия посетила Москву в октябре 1941 года, согласившись на серию поставок боеприпасов в СССР. Наиболее прямой путь доставки этих грузов был по морю в обход мыса Нордкап через арктические воды в порты Мурманск и Архангельск. В соглашении говорилось, что советское правительство несет ответственность за прием грузов на советских кораблях в британских или американских портах. Однако, поскольку у Советов не было достаточно кораблей для объемов помощи, отправляемой западными союзниками Советскому Союзу, британские и американские корабли стали составлять все большую долю конвоев.

Хотя за защиту арктических конвоев отвечал Королевский флот , американский адмирал Эрнест Кинг назначил оперативную группу 39 (TF 39), построенную на базе авианосца USS  Wasp и линкора USS  Washington, для поддержки британцев.

Первый конвой отплыл из Великобритании в августе 1941 года, через два месяца после начала операции «Барбаросса». К весне 1942 года переход прошли еще двенадцать конвоев, потеряв лишь 1 корабль из 103. С тех пор угроза нападения на конвои возросла, и немцы готовились остановить поток поставок в СССР всеми доступными средствами, включая базирование тяжелых кораблей в Норвегии . В 1941 году Кригсмарине уже начала концентрировать свои силы в Норвегии зимой, чтобы предотвратить британское вторжение в Норвегию и заблокировать линии снабжения союзников в Советский Союз. Линкор « Тирпиц» был переведен в Тронхейм в январе, где к нему присоединился тяжелый крейсер « Адмирал Шеер», а в марте — тяжелый крейсер « Адмирал Хиппер» . В линкоров Шарнхорст , Гнейзенау и тяжелый крейсер Prinz Eugen были также направлены в арктических водах , но стал жертвой воздушных налетов союзников и пришлось повернуть назад для ремонта. У немцев были базы вдоль норвежского побережья, а это означало, что до тех пор, пока не появятся эскортные авианосцы , конвои союзников должны были проходить через эти районы без адекватной защиты от нападения авиации и подводных лодок.

Потери конвоя

U-255 после атак на PQ 17 с четырьмя победными вымпелами и захваченным флагом торгового корабля SS Paulus Potter.

Когда был получен приказ разогнать конвой, он преодолел более половины пути и потерял три корабля. Последствия для торговых судов были ужасными: корабли рассредоточились по обширной территории, лишенные взаимной защиты и обученного эскорта. Когда более крупные эскортные корабли отступали от предполагаемых немецких надводных сил, эсминцы начали получать сообщения на длинах волн Торгового флота : «Меня бомбит большое количество самолетов», «Горит во льдах», «Покинул корабль». , «Шесть подводных лодок приближаются к поверхности». Поскольку большинству эскортов было приказано вернуться в Скапа-Флоу , для защиты разбросанных кораблей оставалось только тесное сопровождение из вспомогательных зенитных орудий, корветов, тральщиков и вооруженных траулеров.

5 июля шесть торговых судов , в том числе SS Fairfield City и SS Daniel Morgan , были потоплены люфтваффе и еще шесть — четырьмя подводными лодками . Среди потерь в тот день были SS Pan Kraft , Вашингтон , Карлтон , Хоному , флагман коммодора Ривер Афтон , Империя Байрон и Питер Керр ( Керр был брошен после того, как пожар вышел из-под контроля). Отказ коммодора Даудинга признать поражение способствовал спасению. большинства кораблей, которые в итоге пережили конвой. SS Paulus Potter был оставлен своей командой после воздушного нападения 5 июля; 13 июля на корабль поднялись моряки U-255 ; после снятия судовых документов и флага Kptlt . Рече потопил « Поттера» торпедой.

6 июля SS Pan Atlantic был потоплен Люфтваффе, а SS John WitherspoonU-255 . 7–8 июля было потоплено еще пять кораблей (два — U-255 ), в том числе SS Olapana и SS Alcoa Ranger . Оставшийся эскорт вышел в Северный Ледовитый океан 9 июля, но торговые суда в этот день больше не пострадали. Последними потерями были SS Hoosier и SS El Capitan 10 июля. Люфтваффе пролетел над 200 боевых вылетов и потеряли только пять самолетов в обмен на восемь торговых судов.

При получении третьего порядка к разбросу 4 июля 1942 г. RNVR Т / Lt Лео Градуэлл командовать ASW приспособлен 575 длинных тонн (584 т) Мидлсбро -Встроенный траулер HMS Эйршир (FY 225), пришел к выводу , что , когда он направлялся на север к Арктике шельфовый ледник , ничто не мешало ему провожать купцов. Возглавив свой конвой из Эйршира и трех торговых судов США, зарегистрированных в Панаме « Трубадор» , « Броненосный» и « Серебряный меч» , он двинулся на север, используя только секстант и карманный справочник «Таймс Уорлд Географик» . Достигнув арктического льда, конвой застрял, поэтому корабли заглушили двигатели, а затем заглушили огонь. Грэдуэлл организовал защиту, основанную на том факте, что Трубадор нес груз бункеровочного угля и бочки с белой краской: экипажи выкрасили все суда в белый цвет; покрытые палубы белым полотном; и расположил танки «Шерман» на палубах торговых судов в оборонительный строй с заряженными главными орудиями. После периода ожидания и уклонения от самолетов-разведчиков люфтваффе , обнаружив, что они не застряли, они проследовали в пролив Маточкина . Там их нашла флотилия корветов , которая сопровождала конвой из четырех судов и два других торговых судна в российский порт Архангельск, прибывший 25 июля. Градуэлл был награжден Крестом за выдающиеся заслуги 15 сентября 1942 года.

Во время рейса в российские порты некоторые корабли и спасательные шлюпки укрылись у замерзшего берега Новой Земли , выйдя на берег в Маточкине . Советский танкер « Азербайджан» потерял груз льняного масла, а большая часть груза SS Winston-Salem была выброшена за борт на Новой Земле.

Местоположение многих кораблей было неизвестно, несмотря на поиски самолетов прибрежного командования , которые проследовали на север России после их патрулирования, а также тральщиков и корветов в водах. Прошло две недели, прежде чем были полностью известны результаты этих атак и судьба различных кораблей конвоя. Из 34 кораблей, вышедших из Исландии, 23 были потоплены и 11 вышли в порт. Два британских, четыре американских, одно панамское и два российских торговых корабля достигли Архангельска. Два американских корабля, SS Samuel Chase и Benjamin Harrison , причалили к Мурманску. Общий объем поставок составил 70 000 коротких тонн (64 000 т) из 200 000 коротких тонн (180 000 т), которые начались из Исландии.

Broome v Cassell & Co Ltd , Дело Дэвида Ирвинга о клевете

В 1968 году Дэвид Ирвинг опубликовал противоречивую книгу о PQ 17

В ней основное внимание уделялось грубым ошибкам и недостаткам союзников, утверждая, что решение Брума отозвать свои эсминцы было основной причиной катастрофы конвоя. Брум подал иск о клевете, Broome v Cassell & Co Ltd , чтобы защитить свою репутацию

Он добился успеха, выиграв 40 000 фунтов стерлингов в качестве возмещения убытков и обеспечив изъятие из обращения всех копий книги-нарушителя (с тех пор она была переиздана с исправлениями). Выплата возмещения убытков (пожертвованная Брумом на благотворительность) была самой высокой в ​​истории права. до против газеты Daily Star .

‘Конвой должен рассыпаться’

Выдержки сигналов между Адмиралтейством (ADMY) и Первой крейсерской эскадрой (CS1)
Время Из К Сообщение
21:11 ADMY CS1 Cruiser Force на большой скорости отходил на запад.
21:23 ADMY CS1 Из-за угрозы со стороны надводных кораблей колонна должна разойтись и проследовать в российские порты.
21:36 ADMY CS1 Конвой рассыпается.

В 12:30 4 июля Адмиралтейство разрешило Гамильтону двигаться к востоку от 25 ° восточной долготы, если того потребует ситуация, если от адмирала Тови не поступит противоположный приказ. Это было отменой предыдущих приказов, и, поскольку никакая информация в распоряжении Тови не оправдывала это изменение, Гамильтону было приказано отступить, когда конвой находился к востоку от 25 ° восточной долготы или раньше по его усмотрению, если Адмиралтейство не заверило его, что Тирпиц не будет встречен. В 18:58 Адмиралтейство проинформировало Гамильтона, что в ближайшее время ожидается дальнейшая информация, и приказало ему оставаться с конвоем до получения дальнейших указаний. В 21:11 Адмиралтейство отправило сообщение с префиксом «Немедленно», в котором Гамильтон приказал отойти на запад на большой скорости. Это произошло из-за информации о подводных лодках, о которой Гамильтон не сообщил. В 21:23 Адмиралтейство в сообщении с префиксом «Немедленно» приказало конвою разойтись и проследовать в российские порты из-за угрозы со стороны надводных кораблей. В 21:36 Адмиралтейство отправило еще одно «самое немедленное» сообщение, приказывая конвою разойтись.

Самолеты Люфтваффе и Кригсмарине Северная Норвегия, июнь 1942 г.

Бомбардировщик Ju 88 103
Бомбардировщик Он 111 42
Гидросамолет Он 115 15
Пикирующий бомбардировщик Ju 87 30
Разведка Fw 200 Ju 88 BV 138 74
Общее 264

Адмирал Гамильтон, командующий Брум и коммодор Доудинг восприняли эти сигналы, чтобы указать на неизбежность атаки Тирпица . Конвой немедленно приказал рассыпаться, эсминцам эсминца было приказано присоединиться к крейсерским силам, а торговцам было приказано двигаться самостоятельно. Решение и приказы Адмиралтейства не были бы столь яростными, если бы были обеспокоены только британские военные корабли, но идея, что первая совместная англо-американская операция под британским командованием может включать уничтожение как американских, так и британских подразделений, вполне могла повлиять на решения Первого моря. Лорд Паунд . Эскадра крейсеров союзников уже вышла за рамки постоянного приказа Адмиралтейства, и, если бы новые приказы не поступали, крейсерам в любом случае пришлось бы отступить через некоторое время. Более раннее движение крейсера не повлияло на тактическую ситуацию, но в свете более поздних знаний решение было сочтено поспешным.

Без ведома командира эскорта и конвоя, Тирпиц и его боевая группа на самом деле не продвигались к конвою или поблизости. 2 июля Тирпиц вышел из Тронхейма в порт Вестфьорд ; На следующий день главнокомандующий Кригсмарине адмирал Редер получил разрешение перебросить « Тирпиц» в Альтенфьорд для соединения с дружественными кораблями. Перед тем, как отдать приказ, Паунд посетил Уайтхолл и проконсультировался с офицером разведки, лейтенант-командиром Норманом Деннингом, чтобы подтвердить, что Тирпиц покинул Альтент-фьорд. Хотя Деннинг не мог ответить, стоит ли она по-прежнему на якоре, он объяснил, что его источники подтвердили бы, если бы корабль в это время вышел в море или собирался выйти в море. Лишь через несколько часов после приказа Паунда было подтверждено, что Тирпиц все еще стоит на якоре в Альтенфьорде. Хотя боевая группа « Тирпица» действительно вышла в открытое море 5 июля, операция надводных кораблей по атаке конвоя была отменена, и в тот же день корабли вернулись в Альтенфьорд.

Рекомендации

Бункер, Джон (1972). . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-340-3.
Черчилль, Уинстон С. (1951). Петля судьбы . Вторая мировая война. IV . Кассел. OCLC   .
Коннелл, Г.Г. (1982). Арктические эсминцы: 17-я флотилия . В. Кимбер. ISBN 978-0-7183-0428-7.
Хокинс, Ян; Дейтон, Лен (2003). Разрушитель: Антология свидетельств из первых рук о войне в Ви, 1939–1945 . Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-947-8.
Хилл, Роджер П. (1986). Капитан эсминца . Перископ. ISBN 1-904381-25-1.
Hinsley, FH; Истэвей Томас, Эдвард (1990). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . II . Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-630934-1.
Ховарт, Стивен (1994). Битва за Атлантику 1939–1945: 50-я юбилейная международная военно-морская конференция . Зеленый холм. ISBN 978-1-55750-058-8.

Миллер, Натан (1997). Война на море: военно-морская история Второй мировой войны . Oxford University Press, США. ISBN 978-0-19-511038-8.
Мур, Артур Р. (1984)

«Неосторожное слово … бессмысленное потопление»: История ошеломляющих потерь, понесенных торговым флотом США в кораблях и личном составе во время Второй мировой войны

Кингс-Пойнт, штат Нью-Йорк: Американский музей торгового флота. OCLC   .
Морисон, Сэмюэл Э. (2001). История Соединенных Штатов военно — морских операций во время Второй мировой войны: Битва за Атлантику, сентябрь 1939 — май 1943 года . История военно-морских операций США во Второй мировой войне. Я . Издательство Иллинойского университета. ISBN 978-0-252-06963-5.
НМГС (1992). Морская история . Национальное морское историческое общество.
Ризенберг, Феликс (1956). . Нью-Йорк: Райнхарт. OCLC   .

Шофилд, Бернард (1964). . Лондон: Б. Т. Бэтсфорд. OCLC   .

Книготорговец . Ассоциация авторов и издателей, Ассоциация книготорговцев Великобритании и Ирландии. 1971. ISBN. 978-0-340-12512-0.

Взлет и падение немецких военно-воздушных сил (переиздание изд. Public Record Office War Histories). Ричмонд, Суррей: Министерство авиации. 2001 . ISBN 978-1-903365-30-4. Воздух 41/10 № 248.

Фрейн Тернер, Джон (2002). Битва за море: морские приключения времен Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-884-3.
Уинтон, Джон (1988). Ультра в море . Лео Купер. ISBN 0-85052-883-6.
Уайкс, Алан (1972). 1942 год, поворотный момент . Макдональд. ISBN 978-0-356-03969-5.
Винн, Кеннет Г. (1997). Подводные лодки операции Второй мировой войны: истории карьеры, U1-U510 . Чатем. ISBN 978-1-55750-860-7.

Немецкие войска

Против PQ 17 стояли надводные и подводные силы ВМС Германии. Группа подводных лодок направила патрульную группу под кодовым названием Eisteufel , чтобы перехватить конвой; три подводные лодки находились на линии патрулирования к северу от Датского пролива для заблаговременного предупреждения, а еще пять к северу от острова Ян-Майен .

У « Кригсмарине» также было две боевые группы в норвежских портах, в общей сложности четыре крупных корабля (линкор « Тирпиц» и крейсеры « Хиппер» , « Шеер» и « Лутцов» ) и двенадцать эсминцев, готовых нанести надводный удар по конвою. Это было организовано как сложная двухэтапная операция под кодовым названием Rosselsprung ; силы были самыми сильными из всех, когда-либо собранных для атаки конвоя, но им мешал сложный командный процесс, при этом полномочия атаковать оставались за самим Гитлером и противоречивым заявлением о миссии; силам было приказано не только атаковать и уничтожить конвой, но и избегать любых действий, которые могли бы привести к повреждению крупных кораблей, особенно Тирпица .

Эти силы поддерживались самолетами Luftflotte 5 , около 243 самолетов, базировавшихся на различных аэродромах в северной Норвегии.

PQ-17 — не конвой, а караван!

Я как раз недавно опубликовал на Кинопоиске рецензию на фильм-предтечу этого сериала «Семнадцатый трансатлантический» (СССР, 1972), где провёл некоторый сравнительный анализ обоих кинотворений. Так что, если есть желание, можете обратиться к ней (просто мне не хотелось бы повторяться и пересказывать здесь то, что написано в ней). Но для «ленивых» всё-таки придётся остановиться на некоторых существенных моментах той рецензии.

Начну с того, что название сериала «Конвой PQ-17» в корне неправильно, поскольку «конвой» (по всем толковым словарям, в том числе Ушакова) — это что-то (люди, боевые корабли и т. д.), что сопровождает, охраняет (сохраняет) другое что-то (в нашем случае — суда с грузами). Сериал-то посвящён не именно британскому военному конвою (хотя его оставление грузовых судов и является краеугольным камнем всей драмы), а судьбе всего каравана. Потому в названии романа Пикуля и присутствует понятие «караван», то есть общее, а не его часть. Так что Александр Котт проявил тут явную невнимательность и неграмотность.

Немного о самом Пикуле. В советское время он был едва ли не самым читаемым и «модным» писателем, его новые книги «их-под полы» стоили больших денег. Вместе с тем тогдашняя «продвинутая» интеллигенция относилась к нему по-снобистски брезгливо, если не презрительно- мол, «ширпотреб» для мелких служащих, всяких там бухгалтеров-экономистов и вообще «мещанского сословия» (вот и я частично подвергся этим настроениям, почему знакомиться с творчеством Валентина Саввича начал с большим опозданием уже в зрелом возрасте). И совершенно напрасно, поскольку к своим историческим романам (многократно критиковавшимся за «недостоверность» и «вольности в трактовке»; кстати, сходно доставалось и Булату Окуджаве за его литературно-исторические «опусы») он относился очень щепетильно. Мой литературный наставник, ныне покойный воронежский поэт Виктор Панкратов, побывав в гостях у Пикуля, рассказывал мне о его огромной личной картотеке исторических документов: «шкафы, как в архиве, под потолок, с сотнями специальных ящичков; кстати, работая над романом, он сперва всё записывал карандашом на гладких деревянных дощечках и только потом переносил на бумагу». Не стоит забывать, что Пикуль писал исторические, но не историко-документальные романы, в отличие от того же Владимира Богомолова, по роману которого был поставлен фильм «В августе 44-го» (или вспомнить ещё и «художественного историка» Казимира Валишевского?). Так что и относиться к ним надо соответственным образом, ведь и «Война и мир» Толстого тоже не строго историческое произведение. То же относится и к сериалу Котта, который, грубо говоря, снят «по мотивам» книги Пикуля (которую, к сожалению, я так и не прочитал, но собираюсь наверстать упущенное в самое ближайшее время, чего желаю таким же «не читавшим» зрителям). Документальные вставки с озвучкой фактов- это хорошо, а сугубо современный катер-сторожевик в кадре- это плохо!

Последнее из существенного. Действительно, сериал Котта «Конвой PQ-17», как здесь уже отмечали, не «всеобъемлющ» и грешит некоторым распадом на отдельные эпизоды и незавершённостью (например, в самом конце «линия» нашей героической подлодки куда-то исчезла, хотя по всем канонам романа и его нормальной экранизации к финалу все драматические «линии» как-то сходятся, хотя бы как в «Хождении по мукам» Алексея Толстого и его телеверсиях). И всё же, «хоть так», перед нами предстаёт общая картина той давней военно-морской трагедии (и за то спасибо!). А вот, если следовать принципу «от общего к частному», то следует (ох, люблю я стебаться над тавтологиями!) после нашего сериала сразу, или вскоре, переключиться на «Семнадцатый трансатлантический». Вот тогда эта кинотема раскроется перед вами (как и передо мной) в относительно полном объёме и глубине.

8 из 10

Последствия

Премьер-министр Уинстон Черчилль назвал это событие «одним из самых печальных морских эпизодов за всю войну». В ходе расследования никого не обвиняли, поскольку приказы отдавал Первый Морской Лорд, а обвинение самого Первого Морского Лорда считалось политически неприемлемым. Советский Союз не верил, что такое количество кораблей может погибнуть в одном конвое, и открыто обвинял западных союзников во лжи. Несмотря на помощь, предоставленную доставленными материалами, PQ 17 на самом деле ухудшил советско-союзнические отношения в краткосрочной перспективе, поскольку Советы никогда не признавали усилий союзных торговых моряков или моряков в любом военно-морском флоте. Иосиф Сталин и советские военно-морские эксперты не смогли понять приказ о рассеянии, отданный Адмиралтейством, учитывая, что «корабли сопровождения PQ 17 должны вернуться, а грузовые лодки должны рассредоточиться и попытаться добраться до советских портов по очереди. один без какой-либо защиты «. Адмирал Кинг, уже известный своим недоверием к британцам, был в ярости из-за того, что он считал ошибкой адмирала Паунда, и быстро отозвал TF 39, отправив его в Тихий океан . Он не решался проводить дальнейшие совместные операции под британским командованием. Admiral Dan Gallery , USN, служившая в то время в Исландии, назвала PQ 17 «позорной страницей военно-морской истории».

В связи с PQ 17 Адмиралтейство предложило приостановить арктические конвои, по крайней мере, до тех пор, пока лед не отступит и не пройдет вечный дневной свет. На конференции с Гитлером , Кригсмарине главнокомандующий адмирал Редер заявил, что «… наши подводные лодки и самолеты, которые полностью уничтожили последний конвой, заставили противника отказаться от этого маршрута временно …» На встрече с Глава советской военной миссии адмирал Николай Харламов и советский посол в Лондоне Иван Майский запросили у Советов информацию о запланированном отбытии PQ 18. Паунд сказал, что ничего нельзя сделать, пока не будет обеспечено лучшее прикрытие с воздуха со стороны России, после чего Харламов подверг критике приказ о выводе крейсеров из состава PQ 17. Паунд был в ярости и глубоко возмущался отношением России. Паунд сердито признал, что PQ 17 был рассредоточен по его личному приказу, в то время как Майский заявил, что «даже британские адмиралы совершают ошибки».

Лишь в сентябре другой конвой отправился на север России. Схема защиты конвоя была пересмотрена с очень сильным постоянным непосредственным сопровождением из шестнадцати эсминцев и первого из новых эскортных авианосцев, HMS  Avenger , который сам был оснащен двенадцатью истребителями. После войны этот инцидент подвергся критике как из американских, так и из советских источников. Советские историки приводят разные причины приостановки и сокращения поставок из-за остановки арктических конвоев. Некоторые считали это результатом «того, что в 1942 году были разрушены англо-американские (океанские) коммуникации».

По крайней мере шестнадцать офицеров и солдат торгового флота были удостоены награды за храбрость или отличную службу за действия в конвое. В приложении к « Лондонской газете», опубликованном 6 октября 1942 года, содержалось уведомление о двух Георгиевских медалях , шести назначениях на различные степени ордена Британской империи , шести медалях Британской империи и двух наградах короля за храброе поведение .

В декабре 2012 года была учреждена медаль « Полярная звезда », а 19 марта 2013 года первые медали были вручены примерно 40 ветеранам в Лондоне.

Британские планы

Трек PQ 17, показывающий примерные позиции погружений

Британская военно-морская разведка в июне сообщила об операции Rösselsprung ( Unternehmen Rösselsprung ) — немецком плане по привлечению крупных военно-морских сил для атаки следующего конвоя, идущего на восток, к востоку от острова Медвежий . Таким образом, немецкие войска будут действовать вблизи норвежского побережья при поддержке береговой воздушной разведки и ударных сил с прикрытием подводных лодок в каналах между Шпицбергеном и Норвегией. С другой стороны, силы прикрытия союзников не имели бы поддержки с воздуха в тысяче миль от их базы, а у эсминцев не хватало бы топлива для сопровождения поврежденного корабля в гавань.

Чтобы предотвратить такую ​​ситуацию, 27 июня Адмиралтейство издало распоряжение, разрешающее временно повернуть конвой назад, чтобы сократить расстояние до ближайшей базы союзников. В этом случае наземные движения противника произошли позже, чем ожидалось, что делало эти инструкции ненужными. Адмиралтейство также проинструктировало, что безопасность конвоя от надводного удара к западу от острова Медвежий зависит от надводных сил союзников, а к востоку его должны были встретить подводные лодки союзников. Кроме того, силы прикрытия крейсера конвоя не должны были идти к востоку от острова Медвежий, если конвою не угрожало присутствие надводных сил, с которыми крейсерские силы могли сражаться, а также выходить за пределы 25 ° восточной долготы ни при каких обстоятельствах.

Для отвлечения вражеских сил был также организован конвой-ловушка, состоящий из Первой минной эскадры и четырех угольщиков в сопровождении HMS Sirius и Curacoa , пяти эсминцев и нескольких траулеров. Эти диверсионные силы собирались в Скапа-Флоу в течение недели, отплыв через два дня после конвоя. Немецкая разведка Скапы в период сборки не заметила диверсии, которую также не заметили при ее проходе. Операция была повторена 1 июля, снова безуспешно. Кроме того, 26 июня Адмиралтейство воспользовалось возможностью пропустить идущий на запад конвой QP 13 вместе с PQ 17. Первый состоял из торговых судов, возвращавшихся из Архангельска, с некоторыми судами, покидающими Мурманск . Он состоял из тридцати пяти кораблей и сопровождался пятью эсминцами, тремя корветами, одним зенитным кораблем, тремя тральщиками, двумя траулерами и до района Медвежьего острова одной подводной лодкой. Его видели немецкие самолеты 30 июня и 2 июля. Однако QP 13 не подвергся атаке, поскольку немецкая тактика заключалась в том, чтобы сконцентрироваться на движущихся на восток (груженых) конвоях, а не на западных конвоях в балласте .

Рекогносцировка свежего льда, проведенная 3 июля, показала, что проход к северу от Медвежьего острова расширился. Адмиралтейство предложило колонне пройти не менее 80 км к северу от нее. Старший офицер эскорта (SOE), командир Дж. Э. Брум , предпочел оставаться в условиях плохой видимости на исходном маршруте и продвигаться на восток. Контр-адмирал Л. Х. Гамильтон , командующий крейсерской эскадрой, позже решил, что необходим более северный маршрут, приказал SOE изменить курс конвоя, чтобы пройти 70 миль (110 км) к северу от острова Медвежий, а затем открыть до 400 миль (640 км) от Банака .

Прикрывающие силы

USS  Wichita и HMS  London , часть крейсерского прикрытия PQ 17.

Непосредственным эскортом конвоя была Первая группа сопровождения (EG1) под командованием командира . J Broome и включала шесть эсминцев, одиннадцать корветов , тральщиков или вооруженных траулеров и два вспомогательных зенитных орудия. Эсминцами были HMS  Keppel (SOE), Fury , Leamington , Ledbury , Offa и Wilton . Вспомогательными зенитными орудиями были HMS  Palomares и HMS  Pozarica . Другими кораблями сопровождения были корветы HMS  Lotus , HMS  Poppy , La Malouine и HMS  Dianella , тральщики HMS  Halcyon , HMS  Salamander и Britomart , а также противолодочные траулеры HMT Lord Middleton , Lord Austin , Ayrshire и Northern Gem . В более отдаленной прикрывающей роли была Первая крейсерская эскадра (CS1) под командованием контр-адмирала Л. Х. Гамильтона , состоящая из британских крейсеров HMS  London (флагман) и Norfolk , американских крейсеров USS  Wichita и Tuscaloosa и четырех эсминцев. , из которых два принадлежали ВМС США . В качестве дополнительной защиты конвой должен был отслеживаться линкорами Флота метрополии на расстоянии около 320 км .

Вторая мощная сила прикрытия под командованием адмирала Джона Тови состояла из британского авианосца Victorious , линкора Duke of York (флагман), крейсеров Cumberland и Nigeria , американского линкора USS  Washington и девяти эсминцев. Когда колонна начала свое предварительное движение, силы прикрытия, запланированные Адмиралтейством, выдвигались на позиции. Первая крейсерская эскадра Гамильтона покинула Зайдисфьорд в ночь с 30 июня на 1 июля. Он прибыл на позицию прикрытия к северу от колонны 2 июля. Крейсера немцы заметили только поздно вечером 3 июля. Силы тяжелого прикрытия на короткое время находились в тени 1 июля на северо-востоке Исландии , в то время как экран крейсера дозаправлялся в Зайдисфьорде. Ранним утром 3 июля он находился в прикрытии на короткое время, когда находился в прикрытии к югу от колонны. Позже в тот же день курс был изменен на север, чтобы пересечь путь конвоя и достичь позиции к северо-западу от острова Медвежий. Это поставит « Победоносца» в зону поражения конвоя утром 4 июля. Было подсчитано, что это произойдет в то же время, когда ожидается, что наземная атака произойдет. На пути к новой зоне прикрытия к силам присоединились HMS  Manchester и Eclipse со Шпицбергена.

Воздушная разведка норвежских гаваней была затруднена из-за погоды, но информация показала, что немецкие тяжелые части, вероятно, двигались на север, а аэрофотоснимок Тронхейма поздно вечером 3 июля показал, что Тирпиц и Хиппер вылетели. Летающая лодка патруль и две линии подводных лодок между Нордкап и островом Медвежий были скорректированы , чтобы покрыть линию подхода к конвою , как он двигался в восточном направлении. Ввиду неопределенности позиций двух немецких кораблей контр-адмирал Гамильтон решил продолжать прикрывать крейсерскую эскадру и пройти к востоку от острова Медвежий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector