Удивительная биография роберто бартини

Подводная угроза

В середине 1950-х годов в нашей стране началось создание авиации, предназначенной для борьбы с подводными лодками. Собственно, и до этого перед морской авиацией ставились такие задачи. Но теперь положение во флоте коренным образом изменилось: появились атомные субмарины. Они имели неограниченный по времени и дальности подводный ход. Увеличилась их скорость и глубина погружения. Мало того, такие подлодки были вооружены самонаводящимися торпедами и ядерными баллистическими ракетами. Мощность флота стали определять именно они — атомные подводные крейсеры. Когда в начале 1960-х годов американские субмарины начали боевое патрулирование в Мировом океане, наша страна оказалась практически без защиты. Подлодки США могли в любую минуту с помощью баллистических ракет нанести удар из подводного положения. Задача борьбы с атомными подводными лодками наиболее вероятного противника стала одной из главных военных задач того времени. А самым эффективным оружием в этой борьбе могла быть лишь авиация

Для достижения столь важной цели Роберт Людвигович Бартини предложил свой оригинальный самолёт. Сокращённо он назывался ВВА

Аббревиатура эта расшифровывалась так: вертикально взлетающая амфибия. То есть самолёт мог взлетать без разбега — с воды или с суши — и так же вертикально приводняться или приземляться. Проектирование летающей амфибии ВВА-14 (число 14 в сокращённом названии амфибии появилось от общего количества двигателей) велось с 1963 года в Таганроге, в конструкторском бюро, занимавшемся созданием гидросамолётов. Эта фирма была хорошо знакома Бартини. Здесь в 1940-х годах он завершал свой тюремный срок,

Чудо-самолёт

Для таганрогского КБ этот проект не стал основным, поэтому работа шла довольно медленно. К тому же сам Бартини не мог часто приезжать сюда из Москвы. Первую машину из трёх запланированных удалось построить лишь в 1974 году. Внешне самолёт выглядел столь необычно, что заводские остряки называли его кто «Фантомасом», кто — за «трёхголовость» — сказочным «Змеем Горынычем». Длина машины составляла 26 метров, а крыло её имело в размахе 30 метров и было комбинированным: к широкой прямоугольной срединной части — центроплану — пристыковывались сужающиеся части — консоли. Сзади располагалось горизонтальное оперение и наклонно стоящие кили. Можно сказать, что амфибия Бартини была летающим крылом. Над средней частью крыла стояли два реактивных маршевых двигателя для поступательного полёта. Вертикальный же взлёт обеспечивали 12 подъёмных двигателей, тоже реактивных, но меньшей мощности. Взлётный вес этого чудо-самолёта равнялся 52 тоннам. Плавучесть амфибии создавали два огромных надувных убирающихся в полёте поплавка. Управление машиной осуществлялось на больших скоростях с помощью обычных самолётных рулей. На малых скоростях, а также при посадке и взлёте — с помощью струйных газовых рулей. Многое в самолёте — его компоновка, два вида двигателей, система управления, надувные поплавки и так далее — было настолько особенным тогда (и даже сегодня), что возникали сомнения: да будет ли эта машина нормально летать и выполнять то, для чего предназначалась? Но обещанные конструктором вертикальный взлёт с воды и суши, высокая мореходность, специальное оборудование для обнаружения подводных лодок, мощное противолодочное вооружение перевесили все сомнения. Работа над ВВА-14 продолжалась.

Цитаты

  • Королёв скульптору Файдыш-Крандиевскому: «Мы все обязаны Бартини очень и очень многим, без Бартини не было бы спутника. Его образ вы должны запечатлеть в первую очередь»[источник не указан 2621 день]
  • Яковлев: «Что это мы тут шумим? У нас же есть Бартини — вот и поручим проблему ему! Уж если он её не решит, значит, она принципиально нерешаема…»[источник не указан 2621 день]
  • В 60-летнем возрасте Бартини отличался внешней привлекательностью: классические черты лица, спортивная, подтянутая фигура. Поэтесса Н. В. Образцова, работавшая в ТРТИ (ныне ТТИ ЮФУ), говорила о нём: «Это был настоящий римлянин».[источник не указан 2621 день]
  • Как-то Бартини спросил М. П. Симонова: может ли одна отстающая система догнать ушедшую далеко вперёд другую? Речь шла о США и СССР. Симонов признался, что в подобное не верит. Бартини же сказал: «А если бежать наперерез?!»

Бартини стал прообразом Воланда, и видел мир в иной плоскости

В 1942-м году Роберто спроектировал первый реактивный самолет, но его не поддержали – идею итальянца «врага народа» посчитали безумием. После выхода из тюрьмы и реабилитации в 50-60-е годы Бартини стал активно творить.

Гениальные идеи рождались одна за одной: сверхзвуковой самолет, летающая лодка, самолет-разведчик с ядерным двигателем. К сожалению, в Советском Союзе не смогли по достоинству оценить идеи изобретателя, поэтому из шестидесяти его проектов в реальности реализовали всего несколько.

Интересно, что Бартини называл учителем гениальный советский конструктор Сергей Королев, под руководством которого он работал. Еще один интересный факт – именно темноволосый, смуглый и темноглазый Роберто Бартини стал прообразом булгаковского Воланда из «Мастера и Маргариты». У изобретателя действительно были гипнотические глаза, зрачки на которых никогда не сужались.

Может, именно особый взгляд помог ему разработать уникальную систему времени и пространства, в которой было шесть измерений. Он считал, что во Вселенной есть три временных измерения, и три пространственных. По Бартини, каждый объект во Вселенной является шестимерным комплексным образованием и равен множеству протяжённостей в пространстве и во времени. При этом, объект может свободно путешествовать во времени, вращаясь в системе пространственных координат.

Физик и философ

Файл:Bartini World.png «Мир Бартини».

Бартини, конечно, более известен как выдающийся авиаконструктор, которого газета «Красная Звезда» даже назвала «Гением предвидения», , но теперь он становится все более известным своими научными достижениями. Помимо авиации, Р. Л. Бартини занимался космогонией и философией. Есть у него труды по теоретической физике. Им была создана уникальная теория шестимерного мира пространства и времени, которая получила название «мир Бартини» В противоположность традиционной модели с 4 измерениями (три измерения пространства и одно времени), этот мир построен на шести ортогональных осях. По утверждению сторонников этой теории, все физические константы, которые Бартини аналитически (а не эмпирическим путем, как это было сделано для всех известных констант) вычислил для этого мира, совпадают с физическими константами нашего реального мира , что показывает, что наш мир скорее является 6-мерным, чем 4-мерным

Бартини также занимался анализом размерностей физических величин — прикладной дисциплиной, начало которой положил в начале XX века Н. А. Морозов. Одна из наиболее известных работ — «Множественность геометрий и множественность физик» в книге «Моделирование динамических систем», написанная в соавторстве с П. Г. Кузнецовым. Работая с размерностями физических величин, он построил матрицу всех физических явлений, основанную только на двух параметрах: L – пространство, и T – время. Это позволило ему увидеть законы физики как клетки в матрице (снова морфологический анализ

Dim. L–1 L L1 L2 L3 L4 L5 L6
T–6               Скорость переноса мощности (мобильность)
T–5             Мощность  
T–4     Удельный вес Градиент давления Давление Напряжение Поверхностное натяжение Жесткость Сила Энергия Скорость переноса момента импульса (тран)
T–3     Массовая скорость Вязкость Массовый расход Импульс Момент импульса  
T–2   Угловое ускорение Линейное ускорение Потенциал гравитационного поля Масса   Динамический момент инерции  
T–1   Угловая скорость Линейная скорость Скорость изменения площади        
T Кривизна Безразмерные величины (радиан) Длина Площадь Объем Момент инерции площади плоской фигуры    
T1   Период            
T2                

Так же как Дмитрий Иванович Менделеев открыл Периодическую таблицу элементов в химии, Бартини открыл периодическую таблицу законов в физике. Когда он обнаружил, что известные фундаментальные законы сохранения располагаются по диагонали в этой матрице, он предсказал и затем открыл новый закон сохранения — закон сохранения мобильности. Это открытие, по мнению сторонников теории, ставит Бартини в ряд таких имен, как Иоганн Кеплер (два закона сохранения), Исаак Ньютон (закон сохранения импульса), Джулиус Роберт фон Майер (закон сохранения энергии), Джеймс Клерк Максвелл (закон сохранения мощности) и т. д. В 2005 году, примерно через 50 лет после опубликования на русском, благодаря усилиям доктора Д. Рабунского, вышел английский перевод одной из статей Бартини. Достижения Бартини в науке к настоящему времени стали настолько очевидны[неавторитетный источник?], что одну из новых единиц физики было предложено назвать “Барт” в честь Бартини.[неавторитетный источник?] Более того, на основе матрицы Бартини, используя ту же самую логику и те же эвристические принципы, группа исследователей открыла новые законы сохранения.[неавторитетный источник?]

Теория, однако, была не замечена научным сообществом, а также подверглась критике со стороны математиков

Как математику, мне особенно приятно вспоминать представленную Бруно Понтекорво в ДАН (Доклады Академии наук СССР) статью «О размерностях физических величин» Ораса де Бартини. Она начиналась словами: «Пусть A есть унарный и, следовательно, унитарный объект. Тогда A есть A, поэтому…», а заканчивалась благодарностью сотруднице «за помощь в вычислении нулей пси-функции». Эту зло пародирующую псевдоматематический вздор статью (опубликованную, помнится, около 1 апреля) студенты моего поколения знали давно, так как её автор — замечательный итальянский авиаконструктор, работавший в России совсем в другой области науки, — пытался опубликовать её в Докладах уже несколько лет. Но академик Н. Н. Боголюбов, которого он об этом просил, не решился представить эту заметку в ДАН, и только избрание Бруно Понтекорво действительным членом Академии сделало эту очень полезную публикацию возможной.

В «шарашке»

Долгое время о Роберте Людвиговиче Бартини (так на русский лад его стали называть на второй родине) ничего не сообщалось. Подобно многим, он в 1938 году был арестован и безвинно осуждён как «шпион Муссолини». Бартини приговорили к обычному для таких дел сроку — 10 лет лишения свободы и пять — «поражения в правах». Ещё счастье, что попал Бартини не в лагерь, а в «шарашку», закрытое зэковское КБ. В 1946-м Бартини был освобождён и после смерти Сталина реабилитирован (1956). Бартини создавал разные самолёты, например, «Сталь-6» — истребитель, который в 1933 году установил мировой рекорд скорости — 420 километров в час. Осенью 1935 года Бартини создал 12-местный пассажирский самолёт «Сталь-7» — машину, имевшую дальность полёта в пять раз большую, чем существовавшие тогда, и рекордную скорость 495 километров в час. Этот самолёт, превращённый в бомбардировщик, во время Великой Отечественной войны бомбил Берлин, поднимаясь с подмосковного аэродрома. А спроектированный в начале 1940-х годов истребитель-перехватчик Р-114 с четырьмя жидкостными ракетными двигателями и стреловидным крылом мог бы развивать скорость, в два раза превышавшую звуковую! И это только небольшая часть того, что было сделано под руководством Бартини.

Париж – центр русской эмиграции

Единого мнения об общей численности русской эмиграции в науке не существует. Зачастую приводятся существенно различающиеся цифры. Например, американский Красный Крест оценивал количество русских эмигрантов во Франции и ее североафриканских колониях в 175 тысяч человек в конце 1920 года и в 250 тысяч в середине 1921-го. Другие источники дают цифры, не превышающие 30 с небольшим тысяч. О количестве русских во Франции перед Великой Отечественной войной можно судить по сведениям казачьего генерала Михаила Граббе, приведенным в отчете для парижской полиции в январе 1941 года.

«Можно оценить число русских, проживающих во Франции, цифрой в 65 тысяч человек. Та же цифра фигурировала в прессе накануне войны в 1939 году», – сообщал престарелый (умер в июле 1942-го) военачальник и один из создателей Русского корпуса.

При этом, согласно французской переписи населения, в середине 1930-х годов в стране проживали более 91,5 тысячи русских беженцев. Эта статистика не учитывала прибывших нелегально и имевших паспорта Франции или третьих стран. По данным Министерства труда, накануне войны во Франции насчитывалось около 100 тысяч русских, из них 26 тысяч – в парижском округе. В основном это были бывшие царские чиновники, члены их семей и их потомки, а также высокопоставленные военные – например, знаменитые участники Белого движения генералы Антон Деникин и Сергей Улагай.

Подавляющее большинство состоятельных господ выбирали в качестве постоянного места жительства Париж, который превратился в политический и культурный центр русского зарубежья. Другие облюбовали Лазурный берег — прежде всего, Ниццу и Марсель. Солидная диаспора, оцениваемая в 3-5 тысяч человек, проживала в Лионе.

Список конструкций самолетов Бартини

Эта таблица дизайнов Бартини включает информацию, взятую из русскоязычной статьи Википедии о Бартини . «(Прототип)» указывает на проект самолета, в котором физический образец был построен в некоторой степени, но никогда не работал. «(Проект)» указывает на проект самолета, который, вероятно, являлся предварительным технико-экономическим обоснованием, когда не было построено никаких физических экземпляров.

Имя Описание
А-55 (Прототип) Летающая лодка-бомбардировщик средней дальности (1955 г.)
А-57 (Проект) Реактивный стратегический бомбардировщик летающей лодки с дальностью полета 14000 километров (8700 миль) (1957)
АЛ-40 (Эскиз) Атомный гидросамолет, СибНИА, 1960-е.
ДАР Летающая лодка из нержавеющей стали для дальней арктической разведки.
Бе-1 Легкий экраноплан-амфибия для изучения экраноплана. (1961)
E-57 Гидросамолет-бомбардировщик, носитель крылатой ракеты К-10, ядерная бомба. Экипаж — 2 человека. По конструкции самолет был идентичен А-57. Бесхвостый. Дальность — 7000 км.
Ер-2 (ДБ-240) Военная версия Сталь-7 разработки Владимира Ермолаева . (Июнь 1940 г.)
Ер-2 2хАМ-35 (Апрель 1942 г.)
Ер-2 2хАЧ-30Б Построено ~ 300 штук. 3х1000кг бомбы. Максимальная скорость 446 км / ч. Дальность 5000 км.
МТБ-2 (Драфт) Морской тяжелый бомбардировщик (1929-1930)
МВА-62 (Прототип) Самолет-амфибия с вертикальным взлетом и посадкой. (1962)
Р-57 (Ф-57) (Проект) Вариант сверхзвукового бомбардировщика А-57.
53,6 тыс. Рэндов (?) Все аэродинамические поверхности были «расчетными» и имели до 4-го значения производной функции. 1940-е годы.
R-AL (Проект) Атомный дальний разведывательный вариант А-57 (1961 г.)
Сталь-6 Экспериментальный истребитель, установивший советский рекорд скорости в 1933 году.
Сталь-7 Прототип 12-местного пассажирского самолета с двумя двигателями из нержавеющей стали, установивший международный рекорд скорости в 1936 (1935).
Сталь-8 Истребитель на базе Сталь-6 (1934 г.)
Т-107 (Прототип) Пассажирский самолет (1945 г.)
Т-108 (Проект) Легкий транспортный самолет (1945 г.)
Т-117 (Прототип) Прототип двухмоторного транспортного самолета — списан до завершения (1948 г.)
Т-200 (Прототип) Тяжелый военно-десантный транспорт (1947 г.)
Т-203 (Проект) Сверхзвуковой самолет с оживляющими крыльями (1952 г.)
Т-210 (Опытный образец) Вариант Т-200 (проект)
Т-500 (Прототип) Тяжелый транспортный экранолет * (проект)
ВВА-14-1 / М-62 (Прототип) Экспериментальный противолодочный экраноплан вертикального взлета. Вариант с понтонами обозначен 14М1П.

* Экранолет — это гибридный экраноплан (экраноплан), который также может летать на более обычных высотах .

Его самолёты опережали своё время минимум на сто лет

Самолёты, которые конструировал Бартини, было невозможно построить в те годы. Впрочем, остались свидетельства, что одна из его невероятных задумок была воплощена в 1935 году — на одном из военных аэродромов был испытан самолёт-невидимка. Об этом испытании стало известно только спустя два десятилетия, и то случайно.

По словам очевидцев, после того, как заработал мотор, самолёт задрожал и… исчез.

После этого был слышен только звук взлетающей и удаляющейся машины, который становился всё тише, потом исчез, потом стал нарастать снова. Невидимый самолёт подлетел к аэродрому и после этого «проявился» — снова возник из пустоты.

В 1935 году в СНИИ, где Бартини работал главным конструктором, был создан 12-местный пассажирский самолёт «Сталь-7» с крылом «обратная чайка». В 1936 году он представлялся на Международной выставке в Париже, а в августе 1939 на нём был установлен международный рекорд скорости на дистанции 5000 км — 405 км/ч. Это был первый разработанный Бартини проект, который был реализован. Первый  – и на долгие годы единственный. 

Во время войны на базе спроектированного Бартини пассажирского самолёта «Сталь-7» был разработан дальний бомбардировщик ЕР-2. Без преувеличения, этот самолёт внёс огромный вклад в победу СССР, поскольку был единственной машиной, преодолевающей большие расстояния. Только ЕР-2, например, был способен долететь с подмосковного аэродрома до Берлина и вернуться обратно.

Бартини разработал проекты ещё нескольких самолётов, совершенно революционных для того времени, но ни один из проектов не был принят в производство — тогда ещё просто не существовало таких технологий. Американцы сделали самолёт с  похожими характеристиками — знаменитую «Валькирию» — только спустя 12 лет.

Но лавров и благодарности гениальный конструктор и бывший миллионер Роберт Людвигович так и не дождался.

Самолёт-невидимка

В журнале «Изобретатель и рационализатор» за 1936 год журналист И. Вишняков рассказал о самолете, сделанном из органического стекла – родоида, который с внутренней стороны был покрыт амальгамой. Бартини оборудовал машину устройством для распыления голубоватого газа. Этого оказалось достаточным, что обеспечить аэроплану маскировку на фоне чистого неба.

«Необычность той машины проявлялась уже в тот момент, когда запускался двигатель, — писал И. Вишняков. — Раздавались привычные команды и ответы: «От винта! Есть от винта!». Потом все увидели густой голубоватый выхлоп от бортовых отверстий. Одновременно с этим резко ускорилось вращение пропеллеров, и самолет стал исчезать из вида. Казалось, что он растворяется в воздухе. Те, кто находился близко к старту, уверяли, что видели, как машина уносится в небо, остальные теряли её из виду ещё на земле».

Он был осуждён «тройкой» на 15 лет и в тюрьме разработал перехватчик с реактивными двигателями и скоростью, равной двум звуковым. И это в 1942 году!

14 февраля 1938 года Роберт Бартини был арестован НКВД СССР. Ему предъявили обвинение в связях с «врагом народа» Тухачевским и шпионаже в пользу Муссолини. Решением внесудебного органа — так называемой «тройки» Бартини приговорили к обычному для таких дел сроку — 10 лет лишения свободы и пять — «поражения в правах». 

Так талантливый конструктор сменил место жительства — из крохотной комнатушки в Мерзляковском переулке он переехал в «шарагу» — камеру спецтюрьмы при закрытом авиационном КБ тюремного типа.

В заключении Бартини начал работать в КБ под руководством Туполева (тоже осуждённого «тройкой»). Cтиль работы конструктора был очень необычным. Он сидел по несколько часов с закрытыми глазами, не шевелясь, и, казалось, даже не дыша, а потом приходил в себя и выдавал фантастические идеи, большинство из которых на тот момент реализовать было невозможно.

Когда началась война, КБ эвакуировали в Омск, а зимой 1942 года Бартини вдруг вызвали к начальству, помыли, побрили, переодели, и отвезли в Москву — к самому Берии. 

Лаврентий Павлович Берия

Лаврентий Павлович принял конструктора радушно и доверительным тоном сказал, что стране нужен истребитель-перехватчик. Бартини пообещал, а потом набрался смелости и попросил освободить его из заключения, потому что никакого преступления он не совершал.

У него появилась надежда. Вернувшись под конвоем в место заключения, Бартини начал работать и уже к лету появился проект зенитного перехватчика Р-114 со стреловидным крылом, четырьмя жидкостно-реактивными двигателями и невиданной в 1942 году скоростью, равной двум звуковым. Но разве можно было тогда построить такое чудо? Надежды на освобождение рухнули и Бартини продолжил «мотать срок».

В 1946 году из омской «шараги» он переехал в таганрогскую и встретил свою жену – женщину по имени Валентина, которая работала на заводе инженером-конструктором

Вскоре его перевели в Институт аэродинамики Новосибирского отделения Академии наук СССР. Начальника НИИ предупредили: «Вы проследите, чтобы он там вам какой-нибудь самолёт не нарисовал»

К счастью, уследить ему не удалось и Бартини «нарисовал» первый в мире межконтинентальный вертикально взлетающий бомбардироващик ВВ-14. И его удалось построить!

Рассказывают, что когда Бартини шёл к нему по взлётному полю, он плакал — это был второй реально построенный самолёт по его проекту. Самолёт с невероятными, фантастическими характеристиками. Он мог взлетать и садиться где угодно, обладал невероятной грузоподъемностью и весовой дальностью. 

ВВА-14, построенный по проекту Бартини в 1972 году. Центральный музей ВВС, Монино

Сделка с дьяволом

В 1939 году самолет «Сталь-7» конструкции Бартини установил новый мировой рекорд: пролетел 5000 километров со средней скоростью 405 км/час. Однако авиаконструктор об этом не узнал. Его обвинили в шпионаже в пользу Муссолини. От верной смерти Бартини спас Климент Ворошилов, заявивший Сталину: «Уж больно голова хорошая».

Конструктора перевели тюремное конструкторское бюро ЦКБ-29 НКВД.

Однажды, в начале войны, Бартини встретил Берию и попросил его отпустить. Лаврентий Павлович поставил ему условие: «Сделаешь лучший в мире перехватчик, отпущу». Вскоре Роберто Бартини предоставил проект сверхзвукового реактивного истребителя. Однако Туполев поставил на этой разработке крест, заявив, что «наша промышленность не потянет этот самолет». Он считал Бартини гением, который, однако, не доводит свои идеи до конца. По другой версии, разговор Берии с Бартини состоялся до войны и касался переделки пассажирского самолета «Сталь-7» в дальний бомбардировщик ДБ-240.

Настоящая биография Бартини видна не более, чем его легендарный амальгамовый самолет.

Ранние годы

Бартини был приемным сыном в семье барона Лодовико Ороса ди Бартини, одного из видных вельмож Австро-Венгерской империи.

В 1912 году уже гимназист Бартини впервые увидел демонстрационный полёт. Им оказался полёт русского авиатора Харитона Славороссова. Это событие оставило у Бартини сильное впечатление, и он страстно увлёкся авиацией на всю жизнь.

В 1916 году он окончил офицерскую школу, а после был отправлен на Восточный фронт. В ходе Брусиловского прорыва Бартини был в числе 417 тысяч солдат и офицеров Центральных держав, которые попали в лагерь военнопленных под Хабаровском. Где, как предполагается, впервые встретился с большевиками.

В 1920 году Роберто вернулся на родину. Его отец уже вышел в отставку и осел в Риме, сохранив звание государственного советника и привилегии, которыми пользовался у Габсбургов, несмотря на смену подданства. Однако сын не воспользовался возможностями отца, в том числе и финансовыми (после смерти ему досталось более 10 млн долларов того времени) — на миланском заводе «Изотта-Фраскини» он был последовательно разнорабочим, разметчиком, шофёром, и, одновременно, за два года сдал экстерном экзамены авиационного отделения Миланского политехнического института (1922) и получил диплом авиационного инженера (окончил Римскую лётную школу в 1921 году).

С 1921 года Бартини являлся членом Итальянской коммунистической партии, которой и передал отцовское наследство. Позднее, как бывший офицер-фронтовик, он был введён в группу охраны руководителей коммунистической партии от фашистов. Его группа также работала и с советской делегацией во главе с Г.В. Чичериным на Генуэзской конференции в 1922 году.

Бартини считал себя русским, а не итальянцем

Идеи Роберто Бартини просто были не в состоянии понять современники. Природа человека проста – если он что-то не может понять, то начинает критиковать. Так произошло и с Бартини, над воззрениями которого смеялись. Однако изобретатель не унывал, и продолжал трудиться, вести свои научные исследования.

Невероятно, но итальянец до конца своих дней оставался предан Советскому Союзу. Над ним измывались, посадили его в тюрьму, не приняли множество проектов, а он просто продолжал трудиться. Все же Бартини был удостоен Ленинской премии, хотя это была ничтожно малая награда за все то, что он сделал.

Сердце изобретателя остановилось 6 декабря 1974-го года. Все его дневники и чертежи увезли в неизвестном направлении, так что сегодня непонятно, где они находятся и почему сотрудники КГБ решили хранить в тайне работы ученого. В завещании Роберто Бартини оставил простые, но такие важные слова: «Извлеките из моей жизни урок».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector