Удивительная история национальной традиционной одежды чукчей

Каждый костюм народов России по-своему уникален

Как уже выше говорилось, в России собрано множество народов. В разных краях в прошлые времена национальные костюмы народов России имели разный цвет, фасон и ткань. Вот, к примеру, в Костроме девушки и женщины одевались в весьма яркие, красиво оформленные костюмы.А главным отличием от других был большой оригинальный кокошник. А в Нижнем Новгороде девушки предпочитали кокошникам красивые повязки, расшитые золотыми и серебряными нитями. Такой аксессуар украшали даже драгоценными камнями. И, кстати, в Нижегородском районе никогда не носили лаптей. Там больше предпочитали привлекательные сапожки на небольших каблучках, которые были покрыты материалом, очень напоминающим нашу современную обувь. Девушки и женщины с севера России тоже немного отличались своим нарядом от остальных. Их костюмы были весьма сдержанны и неимоверно красивы. А их главным атрибутом был не только изящный, но и практичный головной убор. Он умело укрывал волосы девушки от чужих взглядов. Ведь в те времена это был весьма строгий обычай. Хоть такой головной убор и назывался кокошником, он не был похож на аксессуар, который носили костромские девушки. Хозяйка обшивала свой головной убор красивыми нитями и изысканными жемчужинами.

Люди состояли из зятя, дворянина, сармата, более поздней филоманы и филарета, затем легионера и восставшего. Взглядом на порабощенное женское тело было мобилизовать их на борьбу, защиту, освобождение. Автор польской Полонии вспоминает, что замученный женский организм в Полонии проявляет очень сильную эротичность. Никакой проблемы не может быть найдено в этом извращении — тело нации, пронизанное казаком. Копье, похоже, монтируется половым путем. Существует нездоровое увлечение, что-то садомазохистское.

Тот факт, что Польша воплощается в плену, не означает, что активных воинов нет. Мы знаем о присутствии в польской культуре таких женщин, как Эмилия Платер или Гражина Мицкевичская — девственник-герой, который переходит на войну. Но в национальной мифологии такие активные персонажи должны умереть. Хороший воин — мертвый воин. Сегодняшняя поп-культура показывает также наше воображение вокруг бойцов. Примером может служить серия «Время чести», которая очень развила воображение молодых поляков. Молодые девушки также были вплетены в эту историю как воины.

Женская рубаха

Один из главных элементов традиционного наряда. Для ее пошива брали хлопок, лён или дорогостоящие ткани (например, шёлк). Длина рубахи не ниже щиколоток. Подол, рукава и ворот обильно украшали разнообразной вышивкой, орнаментом.

Причем тип узора и его расцветка отличались в зависимости от того, в каком регионе проживала барышня. Например, дамы из Воронежа предпочитали рисунки чёрного оттенка, которые отличались строгостью и изысканностью. В Тульской и Курской губерниях рубахи декорировали орнаментом из красной нити. На севере и в центре страны преобладал синий, золотистый и алый цвет.

Для каждого типа деятельности имелась своя сорочка. Например, у барышни были «посевные», «пожнивные» рубахи. При этом рабочий предмет гардероба обладал богатым декором и приравнивался к праздничному одеянию.

Славянские барышни часто вышивали на рубахах молитвенные обереги или заклинательные знаки. Они искренне верили, что, отбирая у земли ее плоды, отнимая жизнь у ржи или пшеницы, они нарушают естественную гармонию и вступают в конфликт с природой. Перед забоем животного или скосом травы девушки обязательно говорили: «Господи, прости меня!».

Отдельного внимания заслуживает этимология слова «рубаха». Происходит оно вовсе не от глагола «рубить», как многие могут подумать, хотя колоть дрова в ней очень удобно. Истоки названия в слове «рубь», то есть рубеж.

Получается, что рубаха – это сшитое полотнище с рубчиками. Ранее сорочки не подшивали, а подрубали. Впрочем, в некоторых поселениях подобные выражения используют до сих пор.

Кто придумал квас?

Когда главный холодный русский напиток появился в России неизвестно. Возможно, его придумали даже не русские. Что-то, напоминающее квас, готовили в Древней Греции и в Древнем Египте. В V веке до н. э. Геродот рассказывал о напитке под названием «зифос»: его делали путем замачивания хлебных корок, в результате брожения получалось нечто похожее на квас.

«Квасник» — Владимир Маковский

По всей видимости, квас готовили везде, но из-за сочетания нескольких факторов — всегда доступное сырье, плюс  погодные условия — прижился он именно здесь. Первое письменное упоминания его относят к летописи 996 года: новообращенных христиан по указу князя Владимира угощали «пищей, медом и квасом». Со временем, в других государствах напитки подобного рода во что-то эволюционировали (например, в пиво), а квас так и остался русским «изобретением». Но «национализация» кваса начала все самое интересное.

Элементы национального костюма в современной моде

Традиционный костюм народов России вдохновляет дизайнеров ведущих домов мод. Толчком к такому интересу невольно послужила революция 1917 года, когда русские аристократы массово уезжали в Европу. Помимо фамильных драгоценностей они везли с собой традиционную одежду, платки, обувь и головные уборы. Многообразие узоров, нежнейшая вышивка, воздушное кружево заинтересовали европейского обывателя, и вскоре Европа начала носить платья с элементами русского костюма.

Современная одежда имеет следующие черты русского этно-стиля:

  1. Сочетание в вещах белого и красного, а также синего, зеленого, золотистого и черного цветов.
  2. Древнеславянские орнаменты, вышивка.
  3. Рукава-фонарики.
  4. Шапки-ушанки, круглые меховые шапки, варежки.
  5. Платки и шали.
  6. Браслеты из кожи и дерева.

Например, Джон Гальяно создал этническую коллекцию по мотивам женского русского национального костюма с дубленками и валенками. Верхняя одежда в стиле древней Руси принесла своему создателю оглушительный успех. Светлана Левадная, дизайнер из Крыма, уверена, что народные русские костюмы России – это не красно-желтые сарафаны, а нечто большее. Она адаптировала традиции в современном искусстве. Платья из ее коллекции выдержаны в нежных, пастельных тонах, расшиты вручную и украшены тонким кружевом.

Дизайнеры бренда Tsar Bird вовсю используют русские этнические элементы, вышивку, ленты и кружево. Косоворотки, рубахи, платки, валенки, кафтаны и даже головные уборы в виде кокошников с орнаментом из цветов и сказочных птиц рождаются в мастерских торговой марки как по мановению волшебной палочки. Не только старинные национальные узоры, но и элементы кроя, части костюма заимствованы брендом в наследии русского народа.

Особенности

Основными элементами национального костюма являются длинная рубаха (кулмэк), распашной халат, шаровары (ыштан). Для девушек шились нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек) и татарский фартук, который скрывал открывающийся при движении или танце вырез на груди. Одежда должна была быть свободной, однако в женском образе всегда присутствовал акцент на талии.

Краткое описание особенностей традиционного наряда:

  • широкая рубаха, которая не подпоясывается: для мужчин — по колено, для женщин — до щиколотки;
  • штаны: для татарина они могли быть полосатыми, женский вариант всегда был однотонным;
  • верхняя одежда, которая была выполнена из разных материалов, соответственно, называлась по-разному: камзол, казакин, бишмет, чабулы чикмен, чабулы тун; для воскресного и праздничного посещения мечети мужчинам шился чапан, а на верхней одежде татарки присутствовали декоративные строчки, мех, кожаные вставки, позумент, вышивка.

Несмотря на всю яркость и колоритность, татарский костюм не отличался разнообразием цветов. В основном использовали вишневый, белый, темно-бордовый, желтый, зеленый. Оттенок одежды определял возраст, благосостояние, семейное положение человека.

Наряд и головной убор, особенно праздничный вариант, украшали золотыми и разноцветными нитями, бусинами, монетами, бисером. Узоры на одежде носили мотивы животного или растительного мира, что показывало уважение народа к природе и всему живому.

Национальные костюмы Япония

В Японии национальный костюм — это кимоно, халат с широкими рукавами. Он изготавливается из шелковой ткани и всегда только на подкладке. Японка в красочном кимоно — это самое очарование. В любом возрасте кимоно проявляет внутреннею красоту и изящество его обладательницы.

Сегодня кимоно надевают — как мужчины, так и женщины – по случаю важных событий. Кимоно сохранило свою весомость, и потому в него наряжаются для участия в особенных событиях, как, чайная церемония, свадьба или похороны. Каждому из этих событий соответствует наряд определенного цвета и стиля, в зависимости от сезона, возраста, семейного положения и социального статуса человека.

Национальные мотивы в современной моде или этнический стиль

Хотя традиционный костюм сейчас является только частью богатой русской истории, многие дизайнеры используют его детали при создании современных нарядов

Этнический стиль сейчас в тренде, поэтому обратить внимание на подобную одежду стоит каждой моднице

Платья в русском стиле должны быть сдержанными, ведь вульгарность, короткие юбки и слишком глубокое декольте тут просто неуместны. Одной из главных ценностей наших предков была целомудренность. Девушки должны были одеваться скромно и сдержанно, не выставляя напоказ свое тело. Современные наряды в русском этническом стиле создаются по тому же принципу.

Платья в русском стиле украшают изысканными цветочными узорами, ручной вышивкой, кружевом или набивными рисунками. Подол и манжет декорируются бахромой или элегантной мережкой.

В тренде натуральные ткани и природные оттенки. Прекрасно смотрятся такие цвета, как зеленый, фисташковый, красный или бежевый. Сарафаны могут быть, как длинными, в традиционном стиле, так и более короткими. Впрочем, выбирая платье минимальной длины, обязательно дополняйте свой образ плотными колготками, чтобы образ не выглядел слишком вульгарно.

Различается также длина рукавов. Крой платье тоже может быть разным. Стильно смотрятся, как приталенные наряды, так и свободные. Наряд с юбкой клеш и завышенной талией ни в чем не проигрывает модели рубашечного кроя.

Но для создания полноценного образа в русском народном стиле недостаточно одного только платья. Как и наши предки, женщины нередко дополняют платье разными аксессуарами и верхней одеждой. В сочетании с таким платьем отлично смотрятся объемные бусы или сережки.

В качестве головного убора можно использовать экстравагантный кокошник или расшитый яркими узорами платок. А поверх платья накинуть жилетку или пальто. В прохладную погоду не отказывайте себе в удовольствии дополнить образ шубой, муфтой и теплой меховой шапкой.

Русский национальный костюм – это часть нашей истории и одновременно настоящий источник вдохновения для современных дизайнеров.

Русский народный русский костюм — советы и рекомендации по одежде и этикету на Krasota4All.ru

«Самое важное в женской одежде — женщина, которая ее носит» — Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ

Общая характеристика

Информация о национальных костюмах народов России была собрана из произведений искусства и сохранившихся образцов одежды, которые были найдены в музеях, коллекциях, захоронениях, домах. Для них характерны такие особенности:

  • Однородность. Крестьяне и бояре в древние времена одевались одинаково по стилю — различались только стоимость материалов и богатство украшения. Фасон и расцветка костюмов не менялись на протяжении столетий, а моды не существовало как таковой.
  • Многослойность. Наряды, особенно женские, состояли из множества элементов одежды, надевавшихся поверх друг друга. Даже простой повседневный наряд включал 7 компонентов, в то время как праздничные костюмы могли состоять из 20 и более. Носить менее 3 «одёжек» считалось неприличным. Платья знати были более многослойными и подчёркивали достаток рода.
  • Свободный покрой. Вся одежда жителей древней Руси отличалась простотой шитья и не сковывала движений. Для удобства она дополнялась прямоугольными или косыми вставками. Такая особенность позволяла людям одеваться в одном стиле и свободно себя чувствовать как при работе, так и на танцах или торжественных мероприятиях.
  • Вышивка. Все элементы костюма обязательно украшались узорами ручной работы. По символичной информации, заложенной в рисунках, можно было узнать возраст человека, его социальный статус, род занятий и другие детали. По поверьям вышивка также служила защитой от нечистых сил и сглаза.
  • Пояс как обязательный элемент одежды. Он использовался не только для украшения и поддержки одежды, но и считался оберегом. Существовал традиционный ритуал опоясывания новорождённого мальчика или девочки. Появиться в одежде без ремня было серьёзным грехом — его не снимали даже в бане.
  • Богатые и яркие украшения. Даже бедняцкие и крестьянские костюмы отличались пёстрой раскраской, большим количеством украшений, яркими и сложными узорами, рисунками, орнаментами.
  • Головные уборы. Как и пояс, они считались обязательной частью старорусского костюма. Праздничные и свадебные разновидности были очень большими и весили более 5 килограмм. Вид головного убора зависел от возраста и семейного статуса.

Многие особенности древнерусской одежды сформировались под влиянием украинской, белорусской, татарской, польской культуры. В 1699 году Пётр I запретил ношение традиционного наряда всем, кроме крестьян и служителей церкви. После этого его популярность пошла на спад. Но как говорит история, русский костюм использовался до начала XX века, когда его надевали на праздники и торжественные мероприятия.

Разновидности

Не только барышни Руси и юноши могли похвастаться собственными нарядами, национальное одеяние было даже у малышей. Каждый костюм имел отличительные черты и уникальные элементы.

Женский

Вещи девушек были намного интересней и разнообразней, чем у мужчин. Это был настоящий образец искусства от славянских рукодельниц. В Древней Руси барышни облачались в сорочницу (длинная рубаха), сарафан и передник. В прохладные дни для сохранения тепла под рубашку надевали плотную сорочку.

Неотъемлемый элемент русской одежды – вышивка. Каждая губерния имела собственный узор, отличающийся по цвету. Орнамент применяли для декорирования подола и рукавов.

Отдельного внимания заслуживают платья славянских барышень. Во времена правления Ивана Грозного считалось недопустимым облачаться в одно одеяние. Как правило, носили сразу по три платья. Подобная многослойность придавала фигуре массивность. К тому же ходить в нем на протяжении дня было сложно из-за приличного веса.

Женские сарафаны имели форму трапеции, были распашными или глухими. Для пошива изделия брали одно или несколько полотен. Для повседневной жизни изготавливали платье из сукна и ситца. Праздничные модели шили из дорогостоящей материи, например, шёлка или парчи.

Мужской

Крестьян предпочитали в нарядах практичность и комфорт. Русская культура всегда была тесно связана с природой и землей. Это нашло отражение в одеянии парней из простого сословия. Для пошива вещей использовали натуральные материи, декорированные растительным орнаментом.

В состав мужского наряда входила простая сорочка, штаны и пояс. Для покрытия головы использовали грешневик из валяной шерсти. Самая популярная обувь по тем временам – это лапти.

Изделие отличалось легкостью и удобством, плюс они хорошо защищали ноги от повреждений при проведении полевых работ. Но для ношения в зимнее время лапти не подходили. С наступлением холодов мужики доставали валенки. На праздничные мероприятия они предпочитали обуваться в сапоги из кожи.

Для детей

Малышня на Руси носила простую одежду, без лишних изысков. Чаще всего это были сорочки свободного кроя без декоративного оформления. Для детей состоятельных славян шили изысканные костюмы, которые практически на 100% копировали наряд взрослых.

Однако молодые барышни в отличие от зрелых женщин до замужества обходились без головного убора.

Украшения народного костюма для женщин

Специфическим аксессуаром славянских дам были уникальные височные кольца. Также часто встречались такие украшения, как бусы, ожерелья и массивные браслеты.

В кинофильмах женщин Древней Руси часто изображают с огромными и сложными аксессуарами, но поскольку в стране было слабо развита ювелирная отрасль, основная часть изделий отличалась простотой.

На древнерусских модницах чаще всего можно было увидеть серьги и ожерелья. Выделялось несколько разновидностей этих аксессуаров. Среди сережек наибольшей популярностью пользовались следующие модели:

  • Колты. Золотые или серебряные литые подвески, которые располагались на лентах возле виска. Они заменяли традиционные серьги и одновременно служили защитным амулетом. Представляли собой два выпуклых щитка, соединенных друг с другом и оснащенных сверху дужкой для подвешивания. Имеют округлую форму или выполнены в виде звезды.
  • Пясы. Вошли в обиход с четырнадцатого века. Это массивные подвески на кольце, оснащенные по краю колокольчиками. Крепились к головному убору и уху.
  • Одинцы, двойчатки. Появились на Руси в пятнадцатом веке. Висячие сережки с одной, двумя или тремя стержнями декорированными шариками, бусинками или жемчугом.
  • Голубцы (орлики). Украшение получило распространение в шестнадцатом веке. Массивные серьги, напоминающие фигурку одной или двух птиц.

Не меньшей популярностью, чем сережки у барышень пользовались ожерелья. Их разнообразие и красота до сих пор поражает воображение:

  • Гайтан. Нагрудный или наспинный аксессуар, состоявший из сплетенных металлических колец. В наши дни гайтана — это длинная полоска бисера шириной до десяти сантиметров. Два ее конца соединены подвеской с украшением.
  • Грибатка. Бисерная полоса, которая с помощью медальонов поделена на равные участки. Внизу может смыкаться или нет.
  • Колодочка. Имитирует тело змеи. Туго сплетенный объемный «ошейник» из бисера или цепочки пользовался популярностью в Калуге и Рязани.
  • Гривна. Ободок, который надевали на шею. Некоторые модели оснащены широкой ставкой из золота или серебра.

Большим спросом у древнерусских красавиц пользовались перлы. Это оригинальное ожерелье из речного жемчуга, нанизанного на конский волос.

Грузия.

Национальные одежды этой страны пропитаны грациозностью и элегантностью. Бедные и богатые грузинские сословия объединялись в схожих чертах национального наряда. Отличался только материал. Естественно, что богатые сословия использовали более дорогую ткань.

«Картули» — длинные приталенные платья, придавали грузинским девушкам особую привлекательность и утонченность. Платье было украшено бисером и драгоценными камнями. Длинная юбка полностью закрывала ступни женщины. Пояс, изготовленный из шелка, был украшен жемчугом.

Грузинский мужской костюм – это образ война – всадника. Шаровары, рубахи и кафтаны – это основные составляющие одежды грузинского мужчины. Черкеска (вид распашной одежды) – обязательный элемент костюма. Черкеска плотно перетягивалась поясом с металлическим набором. Также зимой были распространены бурки, тулупы и войлочные шапки.

Национальные костюмы жителей России

Национальные костюмы российских народов отличались по географическому положению, но все имели общие черты. Основу костюма составляла рубаха. Сверху, в зависимости от пола, носили кафтан или сарафан. Одежда сочетала красоту и функциональность. По вышивке можно было судить о статусе человека, например, у богатых сословий она была золотая или серебряная.

Национальный гардероб северян имел свои отличия: использовались местные материалы, преимущественно шкуры зверей. Характерная одежда — малица сплошного покроя из оленьей шкуры. Она была не длинной, носили ее зимой и летом без пояса.

Народы Сибири и Дальнего Востока предпочитали рубахи со скошенными плечами и штаны, аналогичные нарядам тюркоязычных народов. У женщин штаны преимущественно однотонные, у мужчин — полосатые. Верхняя одежда распашная.

Для жителей Центра характерны туникообразные глухие одежды. У женщин преобладал распашной сарафан, бока которого дополнялись клиньями, придававшими ему трапециевидную форму.

Национальные костюмы Россия

На Руси национальный костюм имел свою характерность в зависимости от региона и делился на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом и к какому социальному классу он принадлежит. В народном костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях и семейных событиях.

В русском традиционном наряде существовало чёткое разделение на повседневный и праздничный наряд.

На Руси национальный костюм имел свою характерность в зависимости от региона и делился на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом и к какому социальному классу он принадлежит. В народном костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях и семейных событиях.

В русском традиционном наряде существовало чёткое разделение на повседневный и праздничный наряд.

Праздничная национальная одежда

Праздничные одежды отличались богатством украшений, даже бедные сословия на свадьбу старались лучше украсить наряд. Одежда жениха была простой: белая рубашка, традиционные штаны и чоха. Но использовались для этого дорогие ткани: сатин, атлас, кашемир, сукно. Сверху надевался плащ, расшитый золотом. Обязательным атрибутом был пояс, украшенный вышивкой, а также имеющий кольцо для кинжала.

Наряд невесты был полностью белого цвета. Его шили из атласа или шелка. Обязательным элементом были широкие длинные рукава. Для удобства они создавались двойными: верхние разрезанные, открывали руку до локтя, но под ними тоже был рукав, так как оголять кожу не позволялось.

Платья невесты имели традиционный крой, но были более богато украшены. Их обязательно расшивали шелковой, золотой или серебряной нитью, бисером. Широкий пояс тоже отделывался вышивкой. На голове женщины была бархатная шапочка и кружевная фата.

Обувь

В разных частях огромной страны национальная обувь называлась по-разному: обувок, обутка, обуй, обуя или обуща. Из истории русского народного костюма известно, что славяне сначала носили подошву из кожи, загнутую кверху и зафиксированную на лодыжках ремешком или лыком. Прародители современных ботинок назывались курпами, поршнями или опанками. Примерно в одно время с ними появились лапти – легкие национальные тапочки, сплетенные из лыка, вязи, ракиты, бересты. Надевали их на работу, и лишь самые бедные люди ходили в изделиях постоянно, даже зимой. С лаптями носили обертки, которые закреплялись привязками. Другие названия национальной обуви: онучи, портянки, обмотки, калоши, завои.

Летом носили курпы, поршни и чеботы, сшитые из цельного куска кожи, которые нередко были на каблуках, обитых подковками. В холодное время года на ноги надевали коты (башмаки), сапоги, ощетни (из кожи с щетиной) и валенки. Сапоги (ичиги) были достаточно распространенной обувью. Изготавливали их цельными (вытяжными), либо выворотными (с пришивными голенищами) из кожи. Для большинства русских крестьян они являлись праздничной обувью, их оберегали и даже передавали по наследству.

У мужчин и женщин обувь различалась лишь оформлением, фасон оставался неизменным. Для детей изделия делали такими же, как для взрослых. Женские праздничные национальные сапоги расшивали бисером, кружевом и обережной вышивкой.

ВаленкиЛаптиПоршни

Этнические грузинские мотивы в современной моде

Сейчас Грузия возрождает немного забытые традиции одежды. Причем интерес к ее национальным костюмам растет во всем мире. Особенно востребована традиционная чоха. Люди в этой одежде ходят не только на национальные праздники. Ее надевают на любое торжественное мероприятие. А свадьба и сейчас в Грузии проводится только в национальных нарядах.

Различные их элементы, особенности кроя, аксессуары до сих пор используются при пошиве даже современной одежды. В Грузии придерживаются традиций в цветах, украшении предметов гардероба. Распространены черные, серые и белые одежды, популярна ручная вышивка. Если в городах уже редко встретишь традиционные наряды, то в горных районах мужчины до сих пор носят папахи и чоху, а женщины длинные платья.

Национальная одежда – это отражение истории и обычаев народа. Те, кому дороги эти понятия, ценят ее. В Грузии не теряют связи со своими традициями, поэтому не забывают особенностей костюма, используя его элементы на праздниках и даже в повседневной жизни.

«Вульгарный» напиток

Бочка с квасом — Харрисон Форман

Позиции кваса пошатнулись во второй половине XIX века, на верхах: квас и подобные кислые вкусы начали уходить из аристократического обихода и были записаны в так называемую «вульгарную» диету. Хотя по-прежнему он ценился в мелкочиновной, купеческой, мещанской и крестьянской среде.

О чем напоминал и лейб-медик Екатерины II в 1807 году: «Старейший из лейб-медиков доктор Рожерсон, бывший любимый лейб-медик великой Екатерины, находит, что кислая капуста, соленые огурцы и квас в гигиениче­ском отношении чрезвычайно полезны для нашего петербургского простона­родья и предохраняют его от разных болезней, которые бы в нем развиться могли от влияния климата и неумеренного во всех случаях образа жизни».

Квас. На улице Горького — Николай Паламодов

В середине века началась индустриализация, и квас стали варить реже даже в обычных домах. Желая сохранить наследие, Российское общество охранения народного здоровья взяло покровительство над напитком и его производство начали открывать при госпиталях. Госпитальный квас уже целый век к тому моменту входил в обязательное довольствие армии, флота и заключенных. Где стоял полк, там должен был быть лазарет, а где был лазарет — был и ледник с квасом. Если кваса не хватало, об этом докладывали высшему руководству, с требованием немедленно выделить деньги на закупку солода.

Но последний «оплот» кваса рухнул, когда в 1905 году в полковых лазаретах и госпиталях его заменили на чай. Все из-за того, что квас гораздо труднее готовить и хранить в походах. С тех пор квас перестал быть неотъемлемым напитком русских людей и стал просто любимым. В советское время его начали наливать на разлив уже не из деревянных, а металлических желтых бочек, которые стояли по городу с наступлением жары и до осени.

Томас Тейлор Хэммонд

В постсоветской России началась бутылочная продажа кваса, его теперь можно купить в каждом магазине. Традиционные желтые бочки, кстати, до сих пор существуют. Квас в них стандартизированный и не может больше похвастаться разнообразием вкусовых оттенков, но и у такого «обычного» кваса есть свои фанаты.

Женская одежда

Великороссияне разных губерний. 1862 Девичий сарафан. Курская губерния, начало XX века. Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные

. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и называлисьдолгорукавными . Длина рукавов могла достигать 8—10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.

Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом (ожерельем).

Два основных вида русского женского костюма — сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплексы:

  • Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
  • Понёва — набедренная одежда, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию.
  • Запона — девичья холщевая одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного пополам и имевшего на сгибе отверстие для головы.
  • Телогрея — одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола.
  • Приволока — безрукавная накидка.
  • Шушпан — холщовый кафтан, с красною оторочкой, обшивкою, иногда вышитый гарусом.
  • Летник — старинная верхняя женская одежда.

Верхняя одежда

Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.

Знатные женщины любили носить шубки

— женскую разновидность шубы. Шубка была похожей на летник, но отличалась от него формой рукавов. Декоративные рукава шубки были длинными и откидными. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали в поперечные сборки. К шубке пристёгивали круглый меховой воротник.

Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой. На душегрею был похож шугай и его разновидность без рукавов бугай

Также женщины носили одежду, сходную с мужской: однорядку, шубу в накидку.

Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить 15—20 килограммов.

Муфта — рукав, шитый мехом внутрь и с меховой опушкой.

Головные уборы

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники

илиповойники и повязывались ещё платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.

Другая отличительная черта русского национального костюма — большое разнообразие женских головных уборов:

  • Кичка (кика) — праздничный головной убор замужней женщины.
  • Сорока — род повязки с твёрдым околышем.
  • Кокошник — в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
  • Повойник — мягкая шапочка, которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две.
  • С. Соломко

    . Сорока

  • Сорока. Белгородская область
  • К. Маковский

    . Кичка

  • Кичка. Калужская губерния
  • Кичка. Тверская губерния
  • Рогатая кичка. Рязанская губерния
  • М. Нестеров

    . Кокошник

  • К. Маковский

    . Кокошник

  • В. Суриков

    . Кокошник

  • Кокошник. Белгородская область
  • В. Суриков

    . Убрус

  • Повойник (очипок). Курская губерния
  • Повойник (очипок). Курская губерния
  • Повойник (очипок). Воронежская губерния

Мужской казахский национальный костюм

Мужской казахский национальный костюм всегда отличался простотой, лаконичностью и функциональностью. Но при этом он выглядел празднично и нарядно, его раскраска радовала яркими красками.

Обязательная часть комплекта мужской одежды – широкие штаны-шаровары со специальными клиньями из овчины, оберегающими ноги казаха от натирания во время верховой езды. Они назывались шалбар. Наряд дополнял бешмет – удобный камзол из практичной ткани, защищающей от ветра и палящего солнца. Они подразделялись на летние и зимние модели.

Также жители Казахстана носили шеклен – широкий пояс с красивой вышивкой, выступающей в роли оберега для своего владельца. В качестве верхней одежды бедные мужчины носили войлочные халаты с длинными полами, более состоятельные отдавали предпочтение меховым шубам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector