Авианосцы сша
Содержание:
- Сравнение американских и российских авианосцев
- Сопровождение перевозчиков
- Американские атомные авианосцы
- Куин Элизабет
- Сколько авианосцев у США сегодня?
- Последняя капля
- История военного кораблестроения в США
- Кто может что-то противопоставить авианосцам США?
- Чакри Нарубет | 183 метра
- «Джеральд Р. Форд»
- На море и в воздухе
- История создания Авианосцев США
- Авианосец Энтерпрайз
- А что думает по этому поводу командование ВМС США?
- ЭВОЛЮЦИЯ АВИАНОСНОГО ФЛОТА США
- Проблема «вызрела»
- После холодной войны
- Авианосцы США – оснащение американского флота в 2021 году
Сравнение американских и российских авианосцев
Так как в России один авианосец, а в США – 11, сравнивать стоит военные корабли со схожими характеристиками. Это классический первый «Нимиц» и «Адмирал Кузнецов».
«Нимиц» | «Адмирал Кузнецов» | |
Тип | Атомный авианосец | Тяжёлый авианесущий крейсер |
Спущен на воду | 1975 год | 1985 год |
Водоизмещение, тонн | 98 425 | 61 390 |
Длина наибольшая, метров | 332,8 | 306,45 |
Скорость хода, узлов | 31,5 | 29 |
Автономность плавания | не известно | 45 суток |
Авиационная группа | 90 самолётов и вертолётов | 50 самолётов и вертолётов |
Вооружение | Радиолокационное
Радиоэлектронное Ракетное |
Навигационное
Радиолокационное Радиоэлектронное Зенитная артиллерия Ракетное Противолодочное |
Для наглядности сравним новый авианосец Форд с «Адмиралом Кузнецовым», а также со строящимся российским авианосцем «Аванпроект»:
Логичный вопрос: почему в США так много авианосцев, и их продолжают строить, а в России – один. Всё просто: авианосец – наступательное военно-морское оружие для политики доминирования. Россия же придерживается оборонительной доктрины, поэтому вкладывать финансы в данную сферу смысла не видит. Тем не менее, с количеством авианосцев в России против США связана интересная история.
В СССР было больше авианосцев, но после распада СССР их продали. Например, знаменитый авианосец Варяг был продан Китаю, и называется сейчас Ляонин, Liaoning.
Сопровождение перевозчиков
Во время Второй мировой войны , то ВМС США построили эскортные авианосцы в больших количествах для патрулирования и разведки и сопровождения конвоев . Эскортные авианосцы, основанные на корпусах торговых судов, были меньше авианосцев ; Экипажи эскортных авианосцев называли эти корабли «джиповозами», в прессе их называли «малолитражками». У эскортных авианосцев была более легкая броня, чем у авианосцев, они были медленнее, имели меньшее защитное вооружение и меньшую грузоподъемность по сравнению с авианосцами. Этот меньший вариант носителей получил обозначение «CVE»; обычная шутка среди экипажей заключалась в том, что «CVE» означает «горючие, уязвимые и расходные материалы».
В начале войны судоходству мешали немецкие подводные лодки и авиация. Наихудшие потери произошли далеко в море — вне досягаемости наземных военно-воздушных сил — что привело Королевский флот к экспериментам с катапультными истребителями с торговых судов, что было в некоторой степени успешным подходом. Однако количество самолетов по-прежнему было ограниченным, поэтому Великобритания обратилась за помощью к США .
Перед началом Второй мировой войны ВМС США рассматривали возможность преобразования торговых судов в небольшие авианосцы для этой цели, поэтому быстрым решением было построить эскорт-авианосцы на корпусах торговых судов. Первый эскортный авианосец, USS Long Island , был преобразован из грузового корабля. Из-за нехватки корпусов торговых судов четыре эскортных авианосца — USS Sangamon , USS Suwanee , USS Chenango и USS Santee — были построены на корпусах нефтяных танкеров . Всего с июня 1941 по апрель 1945 года было построено и спущено на воду 78 эскортных авианосцев.
Обозначение | Класс | Корабли | Описание | Головной корабль |
---|---|---|---|---|
CVE-1 | Длинный остров | 2 | Один на вооружении USN ( Лонг-Айленд ) и HMS Archer . | |
CVE-9 | Bogue | 45 | 11 лет на службе в Королевском флоте , отдыхает в ВМС США . Британский сервис как класс Attacker (первая партия) и класс Ruler (вторая партия). | |
CVE-26 | Сангамон | 4 | Все в сервисе УСН. Построен на корпусах нефтяных танкеров, а не на корпусах торговых судов. | |
CVE-30 | Зарядное устройство | 4 | Один ( USS Charger ) в основном используется в USN, три — в Великобритании как класс Avenger . | |
CVE-55 | Касабланка | 50 | Все в сервисе УСН. | |
CVE-105 | Начальный залив | 19 | Все в сервисе УСН. Включает в себя два агрегата, которые были приняты, но не пущены в эксплуатацию и оставлены на много лет после войны. |
Американские атомные авианосцы
Мощь атомной энергии всегда интересовала военную отрасль, поэтому логично, что после создания подводных атомных лодок перед инженерами поставили задачу – конструирование наводного атомного корабля.
Первый опыт был реализован уже в 1961 году, после чего американское военно-морское командование переориентировало работу верфи на разработку и выпуск авианесущих атомоходов:
- «Энтерпрайз» CVN-65 – первый в мире атомный авианосец и единственные представитель одноимённой военной серии. Спущен на воду в 1961 году. Имел длину 342,3 метра, что было рекордом в тот временной период. Общий объём вооружения на борту превышал 2500 тонн.
- «Нимиц» CVN-68 – первый атомоход одноимённой серии, пополнил ряды военного флота в 1975 году. По сегодняшний день находится в строю, участвует в военных действиях по всему миру. Длина полётной палубы – 317 метров, водоизмещение – около 100 тысяч тонн.
- «Gerald R. Ford» CVN-78 – последнее поколение американских атомоходов, в составе флота числится с 2021 года, но полномасштабная эксплуатация запланирована только с 2021.
Атомные авианосцы считаются самым совершенным типом, это можно заметить и на фотографиях авианосцев, размещенных на нашем сайте.
Gerald R. Ford: новый, дорогой, устаревающий
Gerald R. Ford – это самый современный американский авианосец, последняя модель. На строительство авианосца нового поколения бюджет США выделил 12,9 млрд. долларов, что делает военный корабль самым дорогим в мире.
В конструкции авианосца реализованы лучшие инновационные и ядерные технологии – два энергоёмких реактора, электромагнитная катапульта EMALS, автоматизированы многие процессы управления. Длина судна – 332 метра, водоизмещение – более 98 тонн. Количество самолёто-вылетов увеличено до 160 в день – со стандартных 140. Численность экипажа значительно уменьшена.
Недостаток у новейшего авианосца один – устаревание военных наработок происходит слишком быстро. Аналитики опасаются, что судно вместо авианосца «будущего» станет кораблём «из прошлого». И будет еще одним музеем военно-морского вооружения.
Куин Элизабет
Современный авианосец «Куин Элизабет» проектировался в паре с «Принц Уэльс» для ВМС Великобритании, корабли имеют схожие характеристики. Особенностью «Куин Элизабет» является строительство двух надстроек для управления полётами (в задней части) и самим судном (спереди). За счёт распределения функционала и перемещения блоков управления на корму и хвост корабля значительно увеличена площадь палубы. Расположение службы управления самолётами в задней части авианосца позволяет отслеживать и корректировать заход на посадку и саму посадку.
Технические характеристики:
- Дата постройки: 07.07.2009
- Сдан в эксплуатацию: 07.12.2007
- Водоизмещение: 70 600 тонн
- Длина: 284 м
- Возможности по размещению боевой техники: до 40 летательных машин.
- Численность экипажа: 600 человек
- Численность авиаперсонала: 900 человек
Сколько авианосцев у США сегодня?
Военно-морской флот США имеет в составе 11 атомных ударных авианосцев. Американские авианесущие корабли значительно превышают по мощности все остальные авианосцы в мире вместе взятые.
Джеральд Р. Форд (CVN-78)
Самая последняя разработка в сфере авианосцев представлена новым кораблем типа «Форд», который вступил в ряды ВМФ Америки 31 мая 2017 года. На сегодняшний день среди действующих авианосцев в мире «Форд» – самый большой экземпляр. Стоимость его строительства обошлась американцам почти в 13 миллиардов долларов. Судно оснащено электромагнитной катапультой Emals, которая обеспечивает более плавный разгон самолетов. Новые реакторы способны создавать на 25% электроэнергии больше, чем его предшественник. Благодаря увеличенному количеству автоматизированных элементов удалось сократить количество задействованных при эксплуатации человек. Таким образом, появляется экономия при использовании корабля в размере 4 миллиардов долларов. «Джеральд Р. Форд» имеет возможность автономного плавания до 30 лет.
Последняя капля
Действительно, с определенного времени гордость ВМС США — авианосцы все реже и реже стали появляться в различных уголках Мирового океана. Как оказалось, это связано отнюдь не с отсутствием желания нести «ценности западной демократии» всем сопротивляющимся «недемократическим» странам, а с возникшими проблемами в оборонном комплексе США, в частности с кораблестроительными фирмами.
Факты, связанные с техническими проблемами у авианосца «Джеральд Форд», эсминца «Замволт» и проблемы с сварными швами при строительстве атомных подлодок типа «Вирджиния», оказались лишь вершиной айсберга, подводную часть которого удавалось долго скрывать за ширмой дорогостоящих проектов. Пока американским адмиралам предлагали «чудо-оружие» в виде авианосца-невидимки («Джеральд Форд») или корабля с рельсотроном («Замволт»), ремонтные доки заполнились до отказа кораблями, которые составляют костяк ВМС США.
Именно авианосцы стали последней «каплей», которая вскрыла неудовлетворительное состояние военного флота США, и, может быть, именно поэтому Дональд Трамп заговорил о возможной скорой отставке Джеймса Мэттиса. Это неудивительно: выступая на предвыборных дебатах, Трамп обещал американцам за счет ввода в строй новых надводных кораблей и подводных лодок нарастить мощь флота страны до 355 единиц. Под эти обещания Пентагону был выделен рекордный бюджет — 716 млрд долларов.
И вдруг такой прокол! Авианосцы ломаются — как новые, так и старые. Союзники негодуют, русские вместе с китайцами — смеются. А еще при этом сведения о том, что в России есть гиперзвуковые противокорабельные ракеты, оказываются достоверными…
Ситуация с авианосцами схожа с положением дел в ВВС США, где 60% авиапарка требует срочного ремонта. При этом новые самолеты F-35 тоже постоянно ломаются, вызывая скепсис у потенциальных заказчиков. Да и баллистические ракеты «Минитмен-3» при проверке показали себя не лучшим образом.
История военного кораблестроения в США
Первая мировая война привела к резкому увеличению морской авиации в США – с 54 самолётов до Первой мировой войны до 2107 в 2020 году. Но воздушные суда по-прежнему оставались только вспомогательной военной силой. Для изменения ситуации США потребовались авианосцы, которые бы смогли перемещать самолёты по всем мировым водным путям. В 1919 году было решено переоборудовать угольщик ВМС США «Юпитер» в первый авианосец.
За период с 1919 по 2021 с верфей США сошло 70 боевых кораблей, адаптированных для базирования и обслуживания авиационных групп. Каждое новое поколение было больше и совершеннее предыдущего, а распространение авианосцев по всему миру обеспечило США статус мощной военной державы.
Инженеры Соединенных Штатов предлагали всё новые и новые модификации боевых кораблей. Перспективные – запускали в производство глобальными сериями, неудачные – тестировали и отправляли на слом. В количестве более 2-х единиц верфи США выпускали серии:
- «Йорктаун» – первый стандартизированный тип, активно использовался во Второй Мировой войне.
- «Эссекс» – тяжёлые ударные боевые единицы, выпущенные в период 1940-1945 гг.
- «Индепенденс» – лёгкие авианосцы США, результат ускоренного строительства военных кораблей в период Второй мировой войны
- «Мидуэй» – тяжёлые ударные авианосцы с повышенным водоизмещением, построенные по аналогии с британскими кораблями того же назначения.
- «Форрестол» – большие тяжёлые ударные авианосцы послевоенных лет.
- «Китти Хоук» – модифицированные варианты моделей «Форрестол» с увеличенной длиной и иным расположением лифтов.
- «Нимиц» – атомные современные авианосцы США с водоизмещением до 106 тонн, самые большие военные корабли во всём мире.
Следующей масштабной в производстве серией обещает стать линейка «Форд» – многоцелевые атомные авианосцы, улучшенная версия серии «Нимиц».
Кто может что-то противопоставить авианосцам США?
Все это неминуемо ставит вопрос о том, что могут противопоставить американским авианосцам и АУГ другие страны. Даже во времена СССР, когда советский флот находился на пике своего могущества, соотношение сил этих сверхдержав на море оценивалось как 1 к 3 и считалось, что при применении почти всего своего арсенала советский флот в лучшем случае сможет потопить 2-3 такие группировки. А сейчас же, когда в составе ВМФ России осталась лишь малая часть от былой советской мощи, решение данной задачи усложнилось в разы. Считается, что значительными возможностями и вооружением обладают также ВМФ Франции и Великобритании, однако и они не способны даже близко потягаться по оснащению с теми АУГ, которые есть в распоряжении США.
Единственным, на что в реальности может рассчитывать Россия при потенциальном столкновении с авианосцами США – это ракеты и подводные лодки. В составе ВМФ России есть несколько субмарин и многоцелевых атомных подводных лодок, способных нести на своем борту более-менее опасное для авианосца вооружение. В частности, речь идет о ракетах «Калибр-ПЛ» и «Гранит», которые могут довольно эффективно поражать разные классы надводных целей. Кроме этого, у России есть ряд серьезных комплексов береговой охраны, стреляющих ракетами «Уран» и «Яхонт», однако их дальность составляет всего лишь 120-300 км. Венцом всего этого являются гиперзвуковые ракеты «Кинжал», которые если они все-таки в действительности существуют, способны стать довольно грозным оружием против авианосцев.
Но для применения всех этих ракет необходимо подойти к авианосцу на расстояние, приемлемое для ракетного удара. А сделать это будет довольно сложно, ведь любая американская АУГ имеет зону обороны до 1,5 тыс. км. Это означает, что любые потенциально опасные цели, приближающиеся к авианосцу США ближе этого расстояния, будут обнаруживаться и уничтожаться. Потенциально, преодолеть этот барьер способны только гиперзвуковые или баллистические ракеты, а также новейшие российские подводные лодки. Но на практике сделать это будет практически невозможно. Поэтому единственным реальным шансом расправиться с американской АУГ станет применение тактического ядерного оружия, но опять-таки его еще нужно будет правильно навести и успеть сделать залп до того, как противник нанесет ответный удар.
Чакри Нарубет | 183 метра
“Чакри Нарубет” (Тайланд) – лёгкий авианосец открывает десятку самых больших кораблей в мире, состоящих на вооружении. Он же является самым малым современным авианосцем. Основными задачами тайландского судна являются поисково-спасательные операции и обеспечение воздушной поддержки. Низкая боеспособность корабля связана с недостатком финансирования и нечастыми выходами в море. Длина “Чакри Нарубет” составляет 183 метра. На корабле способно разместиться более 600 членов экипажа. Так как авианосец большую часть времени неактивен, его могут посетить приезжие туристы. Помимо этого, “Чакри Нарубет” прозван как самая большая в мире королевская яхта, так как во время выходов в море, на нём очень часто присутствует королевская семья.
«Джеральд Р. Форд»
Это головной корабль новой серии, которая, согласно планам ВМС США, должна заменить корабли типа «Нимиц».
Работы по созданию авианосца начались 13.11.09. Введён в боевой состав 31.05.17 с присвоением бортового номера CVN-78, заменив им отслуживший свой срок авианосец «Энтерпрайз» с бортовым номером CVN-65, который с 01.12.2012 года вывели из боевого состава и отправили на консервацию.
Работа над двумя другими кораблями данного типа, «Джон Ф. Кеннеди» и «Энтерпрайз» (бортовые номера: CVN-79, CVN-80) находятся на разных стадиях реализации проектов.
Первый заложен и идёт его плановое строительство. По второму только подписаны документы на строительство.
Основные характеристики авианосца «Джеральд Р. Форд» | |
---|---|
Характеристики | Их значения |
Водоизмещение | Стандартное – 98 425 т |
Полное – 106 300 т (вероятно) | |
Длина | Максимальная – 337 м |
Ширина | Максимальная – 78 м |
По ВЛ – 41 м | |
Высота | 76 м |
Осадка | Максимальная – 12,5 м |
Стандартная – 11,3 м | |
Силовая установка основная | Ядерные реакторы Bechtel A1B мощностью по 700 МВт – два |
Паровые турбины – 4 | |
Вспомогательная установка | Дизельные двигатели – 4 |
Дальность хода | Не ограничена |
Скорость хода | Крейсерская превышает 30 узлов |
Автономность плавания | По наличию питания – 100 суток |
По запасам авиационного керосина – 30 суток | |
Экипаж | 4 660 чел. |
Вооружение | Информация весьма разрозненная и разноречивая. Можно предположить, что корабль получил все лучшие системы от своих предшественников, как по радиоэлектронным вооружениям, так и З)РК, ЗАК (см. выше).В качестве достоверных можно привести сведения о наличии на борту многофункциональной РЛС типа AN/SPY-3 (трехкоординатная). И ЗРК RIM-162 с ракетами среднего радиуса действия (корабль-воздух) Evolved Sea Sparrow, являющуюся модификацией ЗУР RIM-7 “СиСпарроу”. |
Авиационная группа | 90 единиц (ожидаемая) |
Палубный штурмовик (истребитель-бомбардировщик) | F/A-18E/F, F-35 |
Радиоэлектронной разведки | EA-18G |
ДРЛО | E-2D |
Тактический палубный транспортный самолет | C-2A |
Корабельный многоцелевой вертолет | MH-60R/S |
БПЛА |
На море и в воздухе
Когда смотришь на «Нимиц», сразу обращает на себя внимание надстройка, максимально сдвинутая вбок: это необходимо, чтобы было как можно больше свободного места на палубе. На этом «острове» находятся флагманский командный пост, ходовая, оперативная и штурманская рубки
Там же расположены посты управления полетами, центр технического обслуживания авиатехники, системы опознавания, а кроме того, походные каюты командира и флагмана. Отметим, что авианосец использует боевую информационно-управляющую систему NTDS/ACDS. Тактическая связь обеспечивается в том числе сетью обмена данных типа Link 16. Спутниковую связь поддерживают УКВ-трансиверы, среди которых WSC-3.
С высоты «птичьего полета» лучше всего следить за взлетом и посадкой – это еще одна причина, по которой все авианосцы имеют надстройку на палубе. К слову, «Нимиц» имеет плоскую полетную палубу и четыре катапульты. Именно посредством последних самолеты и запускают в воздух. Принцип работы катапульты относительно прост: сначала самолет цепляют передним шасси за разгонное устройство, а потом «выстреливают» в воздух. Это чем-то напоминает рогатку. Работают катапульты с помощью пара, который при пуске заполняет два цилиндра, где расположены поршни, соединенные специальным поводком с зацепом для самолетов. Оператору катапульты нужно учесть размер ЛА, скорость ветра и измерить ряд других параметров. И только потом самолет разбегается по палубе и взмывает в небо. Катапульта обеспечивает взлет крылатых машин массой до 43 тонн со скоростью около 300 км/ч. Отметим, что паровые катапульты уходят в историю – на новом авианосце «Джеральд Р. Форд» их роль будут выполнять электромагнитные катапульты (EMALS).
F/A-18E Super Hornet взлетает с борта авианосца «Нимиц»/ Википедия
Клуб стран-обладательниц авианосцев по понятным причинам невелик. Сейчас в него входят восемь государств, а еще четыре имеют универсальные десантные корабли, которые с определенными оговорками тоже можно отнести к авианосцам. При этом строить такие корабли своими силами может еще меньшее количество стран мира.
С борта «Нимица» самолеты можно запускать с промежутком всего лишь 20 секунд. Но, конечно, запускать больше нескольких самолетов с такой интенсивностью не выйдет. В целом, авианосцы типа Nimitz могут обеспечить примерно 120 вылетов в сутки.
Особая трудность – посадка. Летчику нужно зацепиться специальным гаком за трос на палубе корабля. Это не всегда удается сделать с первой попытки (ведь топливо у крылатой машины ограничено, а вокруг раскинулся океан). Во время посадки самолет цепляет гаком один из трех тросов, которые соединены с поршнем цилиндра останавливающего устройства. Данный цилиндр заполнен жидкостью, которая под действием поршня поднимается вверх по трубе к клапану, закрывающемуся постепенно, по мере поступления жидкости.
Авианосец типа «Нимиц» / Navy
В «нерабочее» время самолеты не простаивают на палубе, а с помощью специальных элеваторов убираются во внутренние ангары. Это неудивительно: ведь если выставить на полетную палубу все авиакрыло, места на ней почти не останется. Всего на корабле типа «Нимиц» для подъема летательных аппаратов на палубу предусмотрено четыре элеватора. На новом авианосце «Джеральд Р. Форд» их будет только три.
Как уже отмечалось, именно самолеты обеспечивают «Нимицу» его ударный потенциал. В состав авиагруппы входят истребители F/A-18, самолеты радиоэлектронной борьбы EA-6 Prowler, самолеты ДРЛО E-2C, транспортники C-2 Greyhound и вертолеты Sea King. Особый интерес представляют F/A-18E/F Super Hornet. Это очень многофункциональные машины: они могут эффективно бороться с воздушной угрозой и наносить удары по земле. Ракеты Maverick, HARM, AGM-154 JSOW, корректируемые бомбы JDAM и Paveway II – вот лишь часть арсенала этого самолета. Таким разнообразием вооружений, пожалуй, не может похвастаться ни один другой истребитель в мире. Скоро ранние версии F/A-18 (С, D) будут полностью заменены на новейшие истребители пятого поколения F-35C, и это еще больше увеличит общий потенциал авианосца «Нимиц». Самолеты F-35C также станут частью авиагруппы авианосцев типа «Джеральд Р. Форд».
F-35C / Navy
История создания Авианосцев США
Идея создания плавучей взлетной полосы принадлежит американцам. И это неудивительно. Основные сражения практически всегда происходят вдали от берегов Северной Америки, при этом США всегда стремились контролировать любые военные конфликты.
В период Первой мировой войны активно использовался флот Великобритании, по окончании военных действий Америка тщательно изучила действия морской авиации Англии. Первый авианосец США был переоборудован из судна, занимающегося перевозкой угля, и получил имя CV-1 «Лэнгли». На корабле была создана палуба длиной 163 метра и установлены краны для поднятия самолетов на борт. Следующие корабли – авианосец Лексингтон (CV-2) и авианосец Саратога (CV-3) были переоборудованы с линейных кораблей еще на этапе строительства.
CV-1 «Лэнгли»
1927 год является важной датой в истории американских авианосцев. В этом году было принято решение о строительстве (а не переоборудовании) первых пяти авианесущих кораблей
Каждый из судов вмещал в себя от 70 до 80 самолетов.
В первой половине прошлого века в ряде стран появились авианесущие корабли разных размеров и соответственно, отличающиеся по назначению. Выделяли несколько классов судов:
- Легкий авианосец. Корабль небольшого размера в сравнении с аналогами другого класса, вмещает от 20 до 50 летательных аппаратов.
- Эскортный авианосец. Является подвидом легкого авианосца. Эти корабли перестраивались из гражданских судов. Особенностью такой техники являлась низкая скорость и ненадежность в сражениях. Первый экспериментальный авианосец Лэнгли можно отнести именно к этому классу кораблей.
- Тяжелый/ударный авианосец. Представляет собой тип крупных кораблей, позволяющих осуществлять горизонтальный взлет и посадку. Вмещают от 70 до 100 воздушных судов. Такая морская техника способна нанести масштабные удары по врагу, может длительное время находиться вдали от берега. Во время войны и в послевоенный период были построены такие авианосцы США типа «Эссекс» и «Мидуэй».
Авианосец Энтерпрайз
Еще один самый большой авианосец, достойный попадания в наш рейтинг. Своей длиной в 342,3 метра он превосходит все военные корабли. Но не только длина отличает этот авианосец от других – он первым был оснащен силовой установкой, работающей на энергии цепной реакции деления ядра. В планы военных разработчиков США входил выпуск еще 5 подобных авианосцев, но поскольку на создание первого судна ушло больше 459 млн долларов, продолжать данную линию передумали. Именно поэтому на авианосец не поставили слишком дорогой корабельный зенитно-ракетный комплекс «Terrier», вместо него была установлена американская управляемая ракета RIM-7 Sea Sparrow с меньшей дальностью, а в дальнейшем прибавили и другие комплексы.
Любопытно, что одной загрузки ядерного горючего вполне достаточно, чтобы обеспечить бесперебойную работу корабля в течение тринадцати лет. За этот период он может покрыть около миллиона миль.
На создание гиганта понадобилось порядка трех лет, в 1957 году началось строительство авианосца. Спустя пять лет корабль отправился в свое первое настоящее морское крещение под руководством капитана Винсента ДеПо. Дебютную военную операцию “Энтерпрайз” совершил во время Карибского кризиса. В 1965 году военному кораблю нашли применение в Юго-Восточной Азии, где ему довелось поучаствовать во Вьетнамской войне. Кстати, в тот момент он был первым авианосцем с ядерной установкой, участвующим в военных действиях. В этот же период «Энтерпрайз” установил мировой рекорд – в течение 24 часов с борта авианосца поднялось 165 боевых единиц.
Довелось «Энтерпрайзу» пережить и аварию – недалеко от ракеты Zuni в 127 миллиметров располагался заведенная самоходная безрельсовая наземная транспортная машина, предназначенная для буксировки транспортных средств. Именно ее выхлопные газы высокой температуры стали причиной самозапуска ракеты, в результате чего она врезалась в бак с топливом, находившейся на борту самолета, а это уже привело к разливу горючего. Последствия были глобальны – взорвались авиационные бомбы, больше двадцати человек экипажа погибли, почти 350 получили ранения, пятнадцать самолетов были разрушены. Суммарный урон составил больше ста млн американских долларов. Кстати, сам гигант совсем не пострадал.
В 80-х годах на «Энтерпрайзе» провели капремонт ядерного реактора и сняли корабельный радар SCANFAR компании Hughes Aircraft. В начале нового столетия авианосец принял участие в военной операции, проведенной США и Великобританией против Ирака, «Лис пустыни», также его использовали для изгнания талибов из Афганских земель. После чего он вернулся в воды Персидского залива, где оказывал воздушную поддержку американцам во время боевых действий против Ирака. Несколько лет назад «Энтерпрайз» снова обустроился в Персидском заливе.
А что думает по этому поводу командование ВМС США?
Оно, мягко говоря, не в восторге. Идея поступаться боевым потенциалом ради цены, по понятным причинам, адмиралов совершенно не привлекает, а вот опасения того, что для реализации программы строительства легкого авианосца придется уменьшать количество тяжелых, существуют и высказываются.
Собственно говоря, с учетом сегодняшнего состояния военного бюджета США строить легкие авианосцы можно только за счет атомных «суперов», либо за счет универсальных десантных кораблей. Очевидно, что первый вариант не по душе морякам, а второй – корпусу морской пехоты, который неоднократно поднимал вопрос нехватки десантно-высадочных средств для ожидаемого от них масштаба амфибийных операций.
ЭВОЛЮЦИЯ АВИАНОСНОГО ФЛОТА США
Первым атомным супергигантом был авианосец ВМФ США «Энтерпрайз» (CVN-65), вступивший в строй 25 ноября 1961 г. и бессменно остававшийся в его составе до 2012 года, за исключением перерывов на капитальные ремонты и дозаправку ядерным топливом.
Авианосец ВМФ США «Гарри С. Трумэн» (CVN-75), современный корабль подкласса «Теодор Рузвельт» атомных авианосцев класса «Нимиц», идет через Атлантический океан. |
Первым представителем следующего класса американских атомных авианосцев стал «Нимиц» (CVN-68), который вошел в строй 3 марта 1975 г. За ним последовали авианосцы «Дуайт Д. Эйзенхауэр» (CVN-69) и «Карл Виисон» (CVN-70), также принадлежащие к классу «Нимиц». Последний в этом ряду корабль «Карл Винсон» вступил в строй в 1982 г. Первым кораблем следующей серии атомных авианосцев стал «Теодор Рузвельт» (CVN-71), который вошел в строй 25 октября 1986 г., то есть более чем через десять лет после «Нимица».
Следующей новинкой для американской авиации морского базирования станет футуристический авианосец, который служит сейчас предметом оживленных обсуждений среди военно-морских специалистов всего мира. Это будет атомный авианосец XXI века CVN-21. Конечно, из практических соображений этот авианосец сейчас носит бортовой номер CVN-78, очередной номер после авианосца ВМФ США «Джордж Г. У. Буш» (CVN-77). По внешнему виду это судно будет мало отличаться от своего предшественника, однако системы внутри корпуса будут гораздо более современными.
Главный итог развития ВМФ США в начале нового тысячелетия — вывод из его состава многих типов самолетов. Снят с вооружения любимый пилотами и имеющий почти культовый статус F-14 «Томкэт», такая же участь постигла S-3 «Викинг». На смену эти самолетам пришел F/A-18E/F «Супер Хорнет», а в перспективе ожидается постановка на вооружение революционного единого ударного истребителя F-35C. Основной самолет радиоэлектронного противодействия ЕА-6B «Праулер» будет заменен самолетом EA-18G. Самолет командования и управления Е-2 «Хокай» начал свою службу на флоте еще в 1973 г. Сейчас ВМФ США испытывает значительно усовершенствованным «Хокай» E-2D, оборудованный радиолокатором с активной решеткой ADS-18. Он должен заменить самолет «Хокай» E-2D.
Кроме того, к самолетам «Оспрей» и «Харриер» присоединятся беспилотные летательные аппараты RQ-4 «Глобал Хок», RQ-8A и MQ-8B «Файр Скаут». Не исключено, что дни, когда воздушная группа состояла из истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, противолодочных и разведывательных самолетов, а также самолетов-заправщиков, прошли, однако всегда останется место для авиации наземного базирования, которая компенсирует уязвимые места в боевой мощи авианосцев.
Проблема «вызрела»
В сентябре 2018 года американское интернет-издание The Business Insider опубликовало статью These are the world’s 7 worst aircraft carriers that are currently in service, в которой составила рейтинг худших авианосцев мира. В список попали наш ТАВКР «Адмирал Кузнецов», таиландский авианосец «Чакри Наруэбет», два австралийских — «Канберра» и «Аделаида», а также два американских — «Уосп» и новейший «Джеральд Форд».
Наш авианесущий крейсер не критиковал только самый ленивый журналист из зарубежных СМИ, а вот чтобы в антирейтинг попала новинка, корабль, который только-только сошел со стапелей верфи, — необычный случай.
Факты о преследующих «Джеральда Форда» поломках периодически появляются в различных открытых источниках информации. Что это — рядовой случай с головным кораблем серии или закономерность, которую тщательно скрывает от налогоплательщиков командование ВМС США?
Вдогонку на сайте Военно-морского института США появилась статья эксперта Сэма ЛаГрона о текущем положении дел с авианосцами. Сразу после этого пролить свет на происходящее с американскими авианосцами попытался бельгийский интернет-ресурс Dedefensa, который опубликовал свой отклик на статью ЛаГрона. Одномоментное появление такого массива информации говорит о том, что проблема «вызрела».
ЛаГрон приводит такие факты. Самое большое количество авианосцев — 30 кораблей — было в 1973 году, когда флот США оказал максимальную авиационную поддержку сухопутным войскам в Южном Вьетнаме. На этот же год приходится самая большая операционная доступность авианосцев — 42% из списочного состава.
То есть во время Вьетнамской войны в боевых действиях были задействованы 12 таких кораблей ВМС США. По нынешним временам — это практически все американские авианосцы. В то же время были периоды, когда эти корабли больше простаивали на якорной стоянке или в ремонтных доках. Неудивительно, что этот период пришелся на 2018 год — 15% операционной доступности и всего 11 авианосцев в составе флота.
Казалось бы, что такого в этой информации? Для простых американских граждан стоящий на якоре авианосец — это повод для экскурсий или шанс попасть на авиашоу, приуроченное ко Дню независимости США. Специалисты же такой простой считают опасной тенденцией.
После холодной войны
Когда холодная война закончилась в 1991 году ВМС США были традиционно приведенные в действие носители из Midway , Форрестол и Китти Хок классов активных, вместе с USS John F. Kennedy ; и ядерный класс « Нимиц » и военный корабль США « Энтерпрайз» ; однако все обычные авианосцы были выведены из эксплуатации. Строительство самолетов класса Nimitz продолжалось после окончания холодной войны, и последний авианосец класса Nimitz , USS George HW Bush , был введен в эксплуатацию в 2009 году.
Следующий класс Суперкарриеры-на Джеральда Форда класса -launched первый корабль в 2017 году новых носителей будет скрытно и функция A1B реакторов , электромагнитные катапульты , передовые аэрофинишера, уменьшенные требования экипажа и дизайн корпуса основан на том , что из Нимиц класса. Десять авианосцев запланированы для класса Джеральда Р. Форда .
Обозначение | Класс | Корабли | Активный | Описание | Головной корабль |
---|---|---|---|---|---|
CVN-78 | Джеральд Р. Форд |
|
2017-настоящее время | Суперкарджер нового поколения для ВМС США. Авианосцы класса Джеральда Р. Форда будут включать в себя множество новых конструктивных особенностей, включая новую конструкцию ядерного реактора , скрытые функции, которые помогут уменьшить профиль радара, электромагнитные катапульты , усовершенствованное тормозное снаряжение и уменьшенные требования к экипажу. Класс Джеральда Р. Форда использует базовую конструкцию корпуса предыдущего класса Нимиц . В настоящее время запланировано десять кораблей класса Джеральд Р. Форд . |
Авианосцы США – оснащение американского флота в 2021 году
В качестве предисловия
В настоящее время на мировой арене представлено только десять стран, в которых стоят на вооружении авианосцы. Бесспорным лидером этой десятки по количеству авианосцев является США. В составе американского ВМФ находится 11 авианосцев. Вторую позицию после Америки делят Италия и Испания, у которых имеется по два корабля данного типа. Затем идут Китай, Россия, Индия, Бразилия, Франция, Таиланд и Англия, у которых в строю по одному авианосцу.
Немного истории
За годы Второй мировой войны было построено 24 корабля, которые относились к классу авианосных. По окончании войны, в США, после проведения научных исследований и испытаний, было принято решение о создании авианосца нового поколения, не имеющего аналогов в мире. Это был суперавианосец, носящий имя «Энтерпрайз». Он был введен в строй в 1961 году и задействован в Карибском кризисе и войне во Вьетнаме. В 1969 году произошла трагедия — взрыв на авианосце одной из ракет, в результате чего пострадало 27 человек, а причиненный ущерб исчислялся в 126 миллионов долларов.
В действующих сегодня условиях наличие авианосцев в стране является олицетворением власти и могущества. Американские адмиралы называют такие корабли «становыми хребтами» своего флота. Это соответствует действительности, так как учитывая возможности атомных авианосцев, надо признать, что они могут в течение нескольких месяцев находиться в автономном режиме в водном пространстве (море либо океане), в удаленности от сухопутных баз, кроме того, они способны развивать огромную скорость, что позволяет оперативно перемещаться в любой уголок земного шара, участвовать в военных действиях с противником, причем территориально находиться от него на огромном расстоянии с минимальной угрозой для собственной безопасности.