Халифат

Предпосылки и происхождение

Система гарема впервые стала полностью институционализированной в исламском мире при халифате Аббасидов . Хотя термин гарем не обозначает женские кварталы в Коране , ряд коранических аятов, в которых обсуждаются скромность и уединение, были выдвинуты кораническими комментаторами как религиозное обоснование отделения женщин от мужчин, включая так называемый стих о хиджабе (33:53). ). В современном использовании хиджаб в разговорной речи относится к религиозной одежде, которую носят мусульманские женщины, но в этом стихе он означал «вуаль» или «занавес», физически отделяющий женское от мужского пространства. Хотя классические комментаторы согласились с тем, что в этом стихе говорится о занавеске, отделяющей жилые помещения жен Мухаммеда от посетителей его дома, они обычно рассматривали эту практику как образец для всех мусульманских женщин.

В отличие от более ранней эпохи исламского пророка Мухаммеда и халифата Рашидун , женщины в обществах Омейядов и Аббасидов в идеале содержались в уединении и отсутствовали на всех аренах центральных дел общины.

Растущее уединение женщин было проиллюстрировано борьбой за власть между халифом Аль-Хади и его матерью Аль-Хайзуран , которая отказалась жить в уединении, но вместо этого бросила вызов власти халифа, давая свои аудиенции просителям-мужчинам и должностным лицам и, таким образом, общение с мужчинами. Ее сын посчитал это неприличным, и он публично обратился к проблеме общественной жизни своей матери, собрав своих генералов и спросил их:

«Кто среди нас лучше, ты или я?» — спросил халиф аль-Хади у своих слушателей.
«Очевидно, вам лучше, командующий правоверных», — ответило собрание.
— А чья мать лучше, моя или твоя? — продолжил халиф.
«Твоя мать лучше, командир правоверных».
«Кто из вас, — продолжал аль-Хади, — хотел бы, чтобы мужчины распространяли новости о вашей матери?»
«Никто не любит, когда говорят о его матери», — ответили присутствующие.
«Тогда почему мужчины идут к моей матери, чтобы поговорить с ней?»

Завоевания принесли мусульманской элите огромное богатство и большое количество рабов. Большинство рабов составляли женщины и дети, многие из которых были иждивенцами или членами гарема побежденных сасанидских высших классов. После завоеваний элитный человек потенциально мог владеть тысячей рабов, а у обычных солдат могло быть десять человек, обслуживающих их.

Набия Эбботт , выдающийся историк элитных женщин халифата Аббасидов, следующим образом описывает жизнь женщин гарема.

Реклама людей, особенно женщин, в качестве объектов для сексуального использования означала, что мужчины из элиты владели подавляющим большинством женщин, с которыми общались, и относились к ним так же, как хозяева к рабам.

Завоевания — арабов.

Вскоре после смерти Мухаммеда мусульмане подчинили себе всю Аравию. Образовалось Арабское государство.  Им управляли халифы (или «заместители» Мухаммеда).

При первых халифах многочисленные отряды арабов, двигаясь на верблюдах, лошадях и пешком, вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, лёгкая конница.

Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Эти страны был истощены длительной войной друг с другом. Население, страдавшее от военных действий и тяжёлых налогов, не оказало арабам сильного сопротивления. Многие города сдавались без боя. В короткий срок арабы захватили богатейшие византийские провинции — Сирию и Египет — и завоевали огромное Иранское царство.

В начале VIII века арабы покорили Северную Африку.

В 711 году они переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров, где находилось ослабевшее государство вестготов. За несколько лет арабы завоевали почти всю Испанию. Только жители её северной горной части не покорились и продолжали борьбу. Затем арабская конница перешла через Пиренеи и напала на королевство франков. Но в жестоком бою франки отбросили арабов на юг.

На востоке арабы встретились с упорным сопротивлением народов Закавказья и Средней Азии. Походы в эти страны долго не приносили успеха завоевателям. Но затем многие местные феодалы перешли на сторону арабов и помогли им в борьбе против своих народов. Продвигаясь дальше на восток, арабы проникли в Северо-Западную Индию и дошли до границ Китая. В ожесточённом сражении китайские войска остановили их дальнейшее продвижение.

Так в течение VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов — Арабский халифат. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Столицей государства стал Дамаск — большой город в Сирии.

История ранних веков

Круглый город Багдад

Багдад был основан 1 259 лет назад 30 июля 762 года. Его спроектировал халиф Аль-Мансур . Согласно ученому XI века Аль-Хатибу аль-Багдади в своей « Истории Багдада», каждый ряд состоял из 162 000 кирпичей, так как первая треть стены была 80 футов высотой, увенчана зубцами и окружена бастионами. По периметру внешней стены был окружен глубокий ров.

Гробница Зумурруд Хатон в Багдаде, 1932 г.

Тысячи архитекторов, инженеров, юристов, геодезистов, плотников, кузнецов, землекопов и простых рабочих со всей империи Аббасидов были приглашены для обследования, измерения и раскопок фундамента. Якуби в своей Книге стран подсчитал, что в этом участвовало 100 000 рабочих. «Они говорят, что ни один круглый город не известен во всех регионах мира», — сказал аль-Хатиб аль-Багдади . Четыре равноудаленных ворот пронзали внешние стены, по которым прямые дороги вели в центр города. Ворота Куфы на юго-западе и ворота Басры на юго-востоке выходили на канал Сарат — ключевую часть сети водных путей, которые стекали воды Евфрата в Тигр. Шамские (сирийские) ворота на северо-западе вели к главной дороге на Анбар и через пустынные пустоши в Сирию. К северо-востоку недалеко от Тигра лежали Хорасанские ворота, ведущие к мосту лодок через него.

Четыре прямые дороги, ведущие к центру города от внешних ворот, были выложены сводчатыми аркадами с торговыми лавками и базарами. Улицы поменьше отходили от этих четырех главных артерий, открывая доступ к ряду площадей и домов; ограниченное пространство между главной стеной и внутренней стеной отвечало желанию Мансура сохранить сердце города как королевский заповедник.

К 766 году Круглый город Мансура был построен. Сказал эссеист IX века, эрудит и полемист аль-Джахиз . «Я видел большие города, в том числе те, которые известны своей прочной постройкой. Я видел такие города в районах Сирии, на Византийской территории и в других провинциях, но я никогда не видел города большей высоты, более совершенной круговой формы. , более наделенный превосходными качествами или обладающий более просторными воротами или более совершенной защитой, чем Аль-Заура (Багдад), то есть город Абу Джафар аль-Мансур.

В городе был впечатляющий набор основных услуг и работал большой штат государственных служащих. В их число входили ночные сторожа, фонарщики, санитарные инспекторы, рыночные инспекторы (которые проверяли вес и меры, а также качество товаров) и сборщики долгов. У него также была полиция с начальником полиции, который жил во дворце халифа.

Разрушение и заброшенность

Круглый город был частично разрушен во время осады 812–813 годов, когда халиф Аль-Амин был убит своим братом, который затем стал новым халифом . Он так и не восстановился; его стены были разрушены 912 г., от них ничего не осталось, и нет согласия относительно того, где он находился.

Историография

Точная и всеобъемлющая история революции оказалась трудной для составления по ряду причин. Нет современных отчетов, и большинство источников были написаны более чем через столетие после революции. Поскольку большинство исторических источников было написано во времена правления Аббасидов, к описанию Омейядов следует относиться с недоверием; такие источники описывают Омейядов, в лучшем случае, просто как посредников между Рашидунским и Аббасидским халифатами.

Историография революции особенно важна из-за доминирования Аббасидов в большинстве ранних мусульманских исторических повествований; именно во время их правления история в мусульманском мире утвердилась как самостоятельная область, отдельная от письменности в целом. Первоначальный двухсотлетний период, когда Аббасиды фактически имели фактическую власть над мусульманским миром, совпал с первым сочинением мусульманской истории. Следует также отметить, что, хотя революция Аббасидов несла религиозный подтекст против нерелигиозных и почти светских Омейядов, разделение мечети и государства произошло и при Аббасидах. Историографические обзоры часто сосредотачиваются на укреплении мусульманской мысли и обрядов при Аббасидах, с конфликтами между разделенными классами правителей и клерикалами, которые в конечном итоге привели к разделению империи на религию и политику.

Праведный халифат

Расширение территорий Халифата

История халифата связана с образованием Праведного халифата, который просуществовал с 632 года по 661 год. Возникновение халифата произошло уже после смерти пророка Мухаммада ﷺ в 632 году, и во главе его стояли по очереди праведные халифы, которых было четверо: Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. В тот период времени, когда арабским халифатом правили праведные халифы, его территории расширились Аравийским полуостровом, Левантом или Шамом, Кавказом, а также частично территориями Северной Африки от Туниса до Египта и землями Иранского нагорья.

После своей смерти в 632 году Пророк Мухаммад ﷺ наследника после себя не оставил, что стало причиной спора между мекканцами или мухаджирами и мединцами или ансарами о том, кто должен стать преемником Посланника Аллаха ﷺ. Итогом этих споров стало то, что халифом был избран Абу Бакр ас-Сиддик, который был Пророку Мухаммаду ﷺ близким другом.

Весть о том, что Пророк Мухаммад ﷺ умер, спровоцировала ридда или отход от ислама почти всей Аравии, за исключением Медины, Мекки и ат-Таифа. Абу Бакр начал вести войну с вероотступниками, и в результате этой войны племена Аравии были возвращены назад к исламу. Основным помощником Абу Бакру в этом деле стал Халид ибн аль-Валид, который был опытным полководцем и сумел справиться с сорокатысячной армией тех, кто являлся последователями лжепророка Мусайлимы в стычке «ограда смерти», которая состоялась при Акрабе. Когда же удалось усмирить восстание, Абу Бакр повел свое войско воевать против персов и византийцев, продолжая тем самым политику, которую вел Пророк Мухаммад ﷺ.

Эти завоевания были успешно продолжены праведным халифом Умаром ибн аль-Хаттабом, и к концу его правления халиф правил уже не только Аравией, но и Месопотамией, Сирией, Вавилонией, частично Ираном, а также Египтом, Триполи и Баркой в Африке.

Халифу Усману удалось завоевать восточный Иран до самой реки Оксус или Амударьи, а также остров Кипр и часть территории Карфагена. Когда же был убит халиф Усман, среди арабов вспыхнула междоусобица, и в завоеваниях был сделан перерыв, а в ходе этого перерыва отпали и некоторые области, являющиеся пограничными на тот момент.

Абу ибн Абу Талиб стал последним из Праведных халифов. Он погиб от руки хариджитов, и после его гибели правителем Халифата стал Муавия ибн Абу Суфьян, представитель рода Омейядов, сосредоточив в своих руках единоличную власть. Своим наследником Муавия назвал Язида, своего старшего сына, что привело к тому, что халифат из государства, в котором правление имело выборный характер, превратилось в наследственную монархию. Муавия ибн Абу Суфьян положил начало династии Омейядов.

Наследие

Аббасидская революция вызвала большой интерес как у западных, так и у мусульманских историков. По словам профессора социологии Государственного университета Нью-Йорка Саида Амира Арджоманда , аналитические интерпретации революции редки, и большинство дискуссий просто выстраиваются вокруг иранской или арабской интерпретации событий. Часто ранние европейские историки рассматривали конфликт исключительно как неарабское восстание против арабов. Бернард Льюис , почетный профессор ближневосточных исследований в Принстонском университете , отмечает, что, хотя революцию часто характеризовали как победу персов и поражение арабов, халиф по-прежнему оставался арабом, язык управления по-прежнему был арабским, а арабское дворянство не было принудительным. отказаться от своих земельных владений; скорее, арабы были просто вынуждены делиться плодами империи наравне с другими расами.

Крепость Аль-Ухайдир , ранний образец архитектуры Аббасидов.

К. В. Превите-Ортон утверждает, что причиной упадка Омейядов было быстрое распространение ислама. В период Омейядов массовые обращения в ислам привели иранцев , берберов , коптов и ассирийцев . Эти «клиенты», как их называли арабы, часто были более образованными и более цивилизованными, чем их арабские хозяева. Новообращенные на основе равенства всех мусульман изменили политический ландшафт. Превите-Ортон также утверждает, что вражда между арабами в Сирии и арабами в Месопотамии еще больше ослабила империю.

Революция привела к предоставлению избирательных прав неарабским людям, обратившимся в ислам, предоставив им социальное и духовное равенство с арабами. После снятия социальных ограничений ислам превратился из арабской этнической империи в универсальную мировую религию. Это привело к большому культурному и научному обмену, известному как золотой век ислама , большинство достижений которого произошло при Аббасидах. То, что позже было известно как исламская цивилизация и культура, было определено Аббасидами, а не более ранними халифатами Рашидун и Омейядов. Новые идеи были приняты во всех сферах общества, независимо от их географического происхождения, и началось появление социальных институтов, которые были скорее исламскими, чем арабскими. Хотя класс мусульманского духовенства отсутствовал в течение первого века ислама, это произошло с революцией Аббасидов, после которой алимы появились как сила в обществе, позиционируя себя как арбитры справедливости и ортодоксальности.

С перемещением столицы на восток из Дамаска в Багдад империя Аббасидов в конечном итоге приобрела отчетливо персидский характер, в отличие от арабского характера Омейядов. Правители становились все более самодержавными, временами заявляя о божественном праве в защиту своих действий.

Рождение и происхождение

Будущий аль-Муктадир родился 14 ноября 895 года и был вторым сыном халифа аль-Мутадида (годы правления 892–902). Его матерью была греческая рабыня, наложница Шагаб . Аль-Мутадид был сыном аль-Муваффака , принца Аббасидов, который стал главным военным командующим Халифата и фактическим регентом во время правления своего брата аль-Мутамида ( годы правления 870–892). Власть Аль-Муваффака опиралась на его тесные связи с гильманами , «солдатами-рабами» иностранного происхождения, которые теперь составляли профессиональную опору армии Аббасидов. Гулямы были очень опытными в военном отношении , но и очень дорого, и потенциальная политическая опасность, так как их первый приоритет был обеспечить их оплату; чуждые мейнстриму мусульманского общества, гильман не питал никаких угрызений совести по поводу свержения визиря или даже халифа для достижения своих целей, как это было продемонстрировано во время « анархии в Самарре » (861–870), когда пять халифов сменили друг друга.

Власть халифа в провинциях рухнула во время «анархии в Самарре», в результате чего к 870-м годам центральное правительство потеряло эффективный контроль над большей частью халифата за пределами столичного региона Ирака . На западе Египет попал под контроль Ахмада ибн Тулуна , который также оспаривал контроль над Сирией с аль-Муваффак, в то время как Хорасан и большая часть исламского Востока были захвачены Саффаридами , которые заменили лояльного губернатора Аббасидов Мухаммеда. ибн Тахир . Большая часть Аравийского полуострова также была потеряна для местных властителей, в то время как в Табаристане к власти пришла радикальная династия Зайди- шиитов . Даже в Ираке, восстание из зинджами рабов угрожали самому Багдаду, и дальше на юг , в карматы были нарождающейся угрозой. До своей смерти в 891 году аль-Муваффак вел постоянную борьбу, чтобы предотвратить полный крах, но сумел подавить зандж и отразить саффаридов. После его смерти его сын принял его власть, и когда халиф аль-Мутамид умер в 892 году, он узурпировал трон у своих сыновей. Аль-Му’тадид оказался воплощением «воина-халифа», проводившего большую часть своего правления в кампании. Ему удалось свергнуть местные династ захвативших власти во время анархии и восстановить контроль над Jazira , приграничными городами Thughur , и Джибалем , но его попытка захват Фарс и Керман была безуспешной. В других областях, однако, фрагментация исламского мира продолжала: саджиды была создана в Adharbayjan , что армянские князи стали де — факто независимым, Йемен был утрачен в местную династию Зайди и новая радикальная секта, в карматах , возникли и в 899 г. захватили Бахрейн . Его преемник, старший сводный брат аль-Муктадира аль-Муктафи , был более оседлым человеком, но продолжал политику аль-Мутамида и смог одержать крупную победу над карматами и отвоевать владения Тулунидов .

Все это произошло за счет ориентации государства на войну: согласно историку Хью Н. Кеннеди , основанному на казначейском документе со времени вступления аль-Мутадида, «из общих расходов в 7915 динаров в день, около 5121 являются полностью военными, 1943 год — областями (например, верховыми животными и конюшнями), которые обслуживали как военных, так и невоенных, и только 851 — в таких областях, как бюрократия и гарем, которые можно охарактеризовать как действительно гражданские (хотя даже в этом случае Основная цель бюрократов, по-видимому, заключалась в том, чтобы организовать оплату армии). Кажется разумным сделать вывод, что более 80% зарегистрированных государственных расходов было направлено на содержание армии ». Таким образом, оплата армии стала главной заботой правительства, но это становилось все труднее, поскольку отдаленные провинции были потеряны. Ситуация еще больше усугублялась тем фактом, что в остальных провинциях полуавтономные губернаторы, вельможи и члены династии смогли создать виртуальные латифундии при помощи системы muqāṭa’a , формы сбора налогов в обмен на фиксированная дань, которую они часто не платили. Известно, что даже доходы Савада , богатых сельскохозяйственных земель Ирака, в то время значительно снизились. Тем не менее, благодаря строгой экономии и несмотря на почти постоянную войну, и аль-Мутадид, и аль-Муктафи смогли оставить после себя полную казну. Таким образом, восстановленный Халифат на момент смерти аль-Муктафи был меньше половины размера, чем во времена его расцвета при Харуне ар-Рашиде (годы правления 786–809), но он оставался мощным и жизнеспособным государством с армией, которая » хотя он был очень дорогим, он был, вероятно, самым эффективным в мусульманском мире »и почти безоговорочно имел право называться истинными преемниками Мухаммеда .

Фон

К 740-м годам Империя Омейядов оказалась в критическом состоянии. Спор о престолонаследии в 744 году привел к Третьей мусульманской гражданской войне , которая бушевала на Ближнем Востоке в течение двух лет. Уже в следующем году ад-Даххак ибн Кайс аль-Шайбани инициировал восстание хариджитов , которое продолжалось до 746 года. Одновременно с этим вспыхнуло восстание в ответ на решение Марвана II перенести столицу из Дамаска в Харран , в результате чего разрушение Хомса — также в 746 году. Лишь в 747 году Марван II смог умиротворить провинции; Революция Аббасидов началась в течение нескольких месяцев.

Нашр Ибн Сейяр был назначен губернатором Khurusan от Хишама ибн Абд аль-Малик в 738. Он провел на своем посту в течение гражданской войны, подтверждается как губернатор Марван II в последствии.

Большой размер и низкая плотность населения Хурусана означали, что арабские жители — как военные, так и гражданские — жили в основном за пределами гарнизонов, построенных во время распространения ислама. Это отличалось от остальных провинций Омейядов, где арабы, как правило, уединялись в крепостях и избегали взаимодействия с местными жителями. Арабские поселенцы в Хорасане оставили свой традиционный образ жизни и поселились среди коренных иранских народов . Хотя смешанные браки с арабами в других частях Империи не поощрялись или даже запрещались, постепенно они стали привычкой в ​​восточном Хорасане; Когда арабы начали перенимать персидскую одежду и эти два языка оказали влияние друг на друга, этнические барьеры исчезли.

Тактика

Этническое равенство

В военном отношении единичная организация Аббасидов была разработана с целью этнического и расового равенства сторонников. Когда Абу Муслим набирал на Шелковом пути смешанных арабских и иранских офицеров, он регистрировал их не на основании их племенной или этнонациональной принадлежности, а на основании их нынешнего места жительства. Это значительно уменьшило племенную и этническую солидарность и заменило обе концепции чувством общих интересов между людьми.

Пропаганда

Революция Аббасидов является раннесредневековым примером эффективности пропаганды. «Черный стандарт», развернувшийся в начале открытой фазы революции, нес мессианский подтекст из-за прошлых неудачных восстаний членов семьи Мухаммеда с явными эсхатологическими и миллениальными уклонами. Аббасиды — их лидеры произошли от дяди Мухаммеда Аль-Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба — провели яркую историческую реконструкцию убийства внука Мухаммеда Хусейна ибн Али армией второго правителя Омейядов Язида I , за которым последовали обещания возмездия

Основное внимание уделялось наследию семьи Мухаммеда, в то время как подробности того, как Аббасиды на самом деле намеревались править, не упоминались. В то время как Омейяды в первую очередь тратили свою энергию на уничтожение линии Алидов в пророческой семье, Аббасиды тщательно пересмотрели мусульманские хроники, чтобы сделать больший акцент на отношениях между Мухаммедом и его дядей.

Аббасиды потратили больше года на подготовку своей пропагандистской кампании против Омейядов. Всего в провинции Хорасан было семьдесят пропагандистов, которые работали под руководством двенадцати центральных чиновников.

Секретность

Революция Аббасидов отличалась рядом тактик, которые отсутствовали в других, неудачных восстаниях против Омейядов в то время. Главным из них была секретность. В то время как все шиитские и другие восстания в то время возглавлялись общеизвестными лидерами, выдвигавшими четкие и четко определенные требования, Аббасиды скрывали не только свою личность, но также свою подготовку и простое существование. Ас-Саффах впоследствии стал первым аббасидским халифом, но он не явился, чтобы получить клятву верности от народа, до тех пор, пока халиф Омейядов и большое количество его князей уже не были убиты.

Абу Муслим аль-Хорасани, который был главным военачальником Аббасидов, был особенно загадочным; даже его имя, которое буквально означает «отец мусульманина из большой равнинной территории восточной мусульманской империи», не давало никакой значимой информации о нем лично. Даже сегодня, хотя ученые уверены, что он был одним реальным, последовательным человеком, существует широкое согласие в том, что все конкретные предположения о его истинной личности сомнительны. Сам Абу Муслим не одобрял вопросов о своем происхождении, подчеркивая, что все, что имеет значение, — это его религия и место жительства.

Кем бы он ни был, Абу Муслим построил секретную сеть проаббасидских настроений, основанную на смешанных арабских и иранских офицерах в гарнизонных городах Шелкового пути . Посредством этой сети Абу Муслим обеспечил вооруженную поддержку Аббасидов многонациональной силой за годы до того, как революция даже вышла наружу. Эти сети оказались очень важными, поскольку офицеры, расположенные вдоль Великого шелкового пути, годами сражались со свирепыми тюркскими племенами Центральной Азии и были опытными и уважаемыми тактиками и воинами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector