Чем различаются шииты и сунниты?
Содержание:
Противоречия
Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам.
Коран – главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не меньшую важность приобретают сунны – свод норм и правил, основывающихся на примерах из жизни пророка Мухаммеда. Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле
Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды
Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле. Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды.
Шиитам догматизм суннитов неприемлем. С их точки зрения, это порождает различные радикальные течения, такие как ваххабизм. В свою очередь сунниты считают ересью традицию, согласно которой шииты называют своих аятолл (религиозный титул) посланниками Аллаха.
Если главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются всеми мусульманами согласно одним и тем же традициям, то в день Ашура существуют расхождения. Для шиитов день Ашура это поминальные мероприятия, связанные с мученической смертью Хусейна, внука Мухаммеда.
В настоящее время в некоторых шиитских общинах сохранилась практика, когда под сопровождение траурных песнопений верующие наносят себе кровоточащие раны мечом или цепями. Для суннитов этот день не отличается от любого другого траура.
Расходятся сунниты с шиитами и в оценке временного брака. Сунниты считают, что временный брак разрешил пророк Мухаммед во время одного из своих военных походов, однако вскоре его же и отменил. Но шиитские проповедники, ссылаясь на один из аятов, признают временные браки и не ограничивают их количество.
Сунниты и шииты
Если рассматривать исламские течения, то есть определенные направления в мусульманской вере, то важно понимать, что расхождение в направлениях веры имело свое начало еще при Омейядах, затем продолжилось при Аббасидах, когда труды иранских и древнегреческих ученых начали переводить на арабский язык и проводить их анализ с религиозной точки зрения. В мусульманских странах все также имели место этноконфессиональные противоречия, и это отразилось в разных течениях религии
Между учениями шиитов и суннитов имеется ряд кардинальных разногласий. Но даже при имеющихся разногласиях ислам является единой религией для мусульман всех стран и народов. Некоторые несовпадения существуют между суннитами и шиитами в характере праздников, в юридических принципах, и в вопросах вероубеждения
В мусульманских странах все также имели место этноконфессиональные противоречия, и это отразилось в разных течениях религии. Между учениями шиитов и суннитов имеется ряд кардинальных разногласий. Но даже при имеющихся разногласиях ислам является единой религией для мусульман всех стран и народов. Некоторые несовпадения существуют между суннитами и шиитами в характере праздников, в юридических принципах, и в вопросах вероубеждения.
Сунниты на сегодняшний день – это 85 % мусульман мира, а остальные 15 % — это все остальные течения, в том числе и шииты. То есть сунниты являются в исламе самым крупным течением. Представителей этого течения называют «Людьми Сунны», так как полное название течения звучит как «Ахлю Сунна валь-Джамаат». По мнению суннитов, первыми законными преемниками Мухаммада являются первые четыре халифа — Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Люди Сунны признают Сунну, то есть предания о Пророке Мухаммаде ﷺ наряду с Кораном, и наиболее авторитетными источниками для них считаются хадисы Муслима и Бухари. У суннитов мусульманской общине принадлежит руководящая роль при решении важных жизненных вопросов и проблем. Они проповедуют те основные мусульманские ценности, которые зафиксированы в Священном Писании.
Для Людей Сунны являются признанными четыре богословских правовых школы или мазхаба – ханбалитский, ханафитский, шафиитский и маликитский, и все эти школы между собой признают взаимную правомерность.
Шииты же считаются в мусульманской религии второй по величине ветвью. Шиитское течение было сформировано после смерти Пророка Всевышнего Мухаммада ﷺ, когда группа мусульман, ставших первыми шиитами, выдвинула идею, что только потомки Мухаммада ﷺ, то есть его дети от Фатимы и дети его двоюродного брата Али, достойны имамата, то есть власти в общине. Шииты считают, имам должен быть потомком Пророка Мухаммеда ﷺ, и все, кто не имеет отношения к роду Али или Мухаммеда ﷺ, имамом быть не имеют право — такое право, по мнению шиитов, закреплено за родом Мухаммада ﷺ и Али через божественное установление. Шиитское течение переросло в религиозное направление из политической партии, которой являлось первоначально. В шиитском направлении выделяются умеренные шииты или зейдиты и крайние шииты (алавиты, исмаилиты).
В современной России большинство мусульман принадлежат к суннитскому течению шафиитского или ханафитского мазхабов, где ханафитов — 65 %, а шафиитов — 30 %. Суннитами ханафитского толка являются татары, а также казахи, карачаевцы, ногайцы, балкарцы, черкесы, башкиры, абазины и шапсуги, кабардинцы, адыгейцы и некоторые ингуши, осетины-мусульмане. Шафиитский суннизм проповедуют часть ингушей и большинство чеченцев, дагестанцы, кроме таких народностей, как ногайцы и таты.
Среди шиитов-джафаритов — около 3 % российских мусульман, в том числе большинство азербайджанцев, небольшая часть лезгин.
Между суннитами и шиитами существуют определенные разногласия, но и те, и другие веруют в Единого Бога Аллаха и в Коран.
Основополагающими постулатами для татарина являются главные исламские заповеди и законы шариата, которых он придерживается неукоснительно и воспитывает своих детей в вере и уважении к своей религии, любви и поклонении Богу.
Сунниты Чечни против салафитов Саудовской Аравии
Чтобы был понятен резонанс, который вызвали и сама конференция, и фетва, принятая на ней, стоит разъяснить ряд важнейших религиозно-политических моментов. Дело в том, что фетва Чеченского муфтията, принятая ещё в 2005 году, была одной из первых, которая благословляла на борьбу с ваххабизмом, при этом не давая чёткого определения того, что такое ваххабизм. Грубо говоря, ваххабиты считались «заблудшими братьями по вере». Нынешняя фетва, говоря языком аналогий, фактически «анафема». Отсечение салафитских течений от уммы, непризнание за ними статуса мусульман.
Богословская тонкость заключается в том, что в рамках религиозного мышления физическая смерть – это, в общем-то, не катастрофа. Более того, даже война между верными и заблудшими верными — это ещё не самое плохое, что может быть. Но вот смерть духовная – это нечто совсем из ряда вон выходящее, полный крах всего для мусульманина. Тем более что в мусульманской среде есть вполне адекватное для всех традиционных религий стремление к сохранению единства: «Ислам один и един».
Всемирная конференция в Чечне фактически объявила на всю умму, что ваххабиты духовно мертвы. Шаг этот, наверное, можно сравнить с расколом мусульман на суннитов и шиитов. Нужно ли говорить о том, как оскорбились наследники учения аль-Ваххаба?
Саудовская Аравия – родина одиозного проповедника, именно салафизм, или ваххабизм, считается доминирующим государственным исламским течением в этой стране, поэтому ответ саудитов последовал незамедлительно. Ответ, кстати, весьма характерный. Так, саудовский богослов Мухаммед бен Абдельрахман объявил главу Чечни Рамзана Кадырова «неверным», а кровь чеченского лидера «дозволенной», назвав Кадырова «врагом Ислама», и сообщил последователям-салафитам, что по этой причине у них есть право убить главу Чеченской Республики.
Кстати, что характерно, самого Рамзана Кадырова на открытии августовской конференции не было, у него в этот день была встреча с Владимиром Путиным
Для стороннего и светского наблюдателя в заявлении саудовского богослова самое важное и радикальное – про «дозволенную кровь», а для человека религиозного – про «врага ислама и неверного». Именно из логики этих взаимных «отлучений от уммы» и исходят те, кто пишет, про назревающий раскол
На самом деле, правильнее вести речь не о расколе, а о давно назревшем отсечении от суннитского сообщества тех религиозных групп, которые настолько своеобразно исповедуют ислам, что назвать их мусульманами не поворачивается язык у всё большего количества последователей учения Пророка. Более того, об этом свидетельствует сама чрезвычайно жестокая реакция саудитских проповедников, которые назвали Кадырова «неверным» и, по сути, объявили ему «малый джихад».
Главной целью грозненской фетвы является вынесение глобального салафизма «за скобки» традиционного ислама. Изменение мировоззрения суннитской уммы к салафитам во всём мире.
И, судя по резонансу, эта цель была в той или иной мере достигнута.
Суннитов суфийского толка, собравшихся в Грозном, можно понять и с чисто человеческой точки зрения. Уже много лет «заблудшие братья-ваххабиты» режут, взрывают и уничтожают именно умеренных мусульман. В этом плане российский Кавказ так и не стал окончательно умиротворённым после завершения чеченских кампаний. Но гораздо хуже приходится странам и мусульманам Ближнего Востока, где Саудовская Аравия, пользуясь безусловным политическим и религиозным доминированием, сеет семена ваххабизма, которые всходят в виде террористических организаций.
Именно радикальной политикой Саудовской Аравии объясняется то, что в самой Всемирной конференции приняли участие богословы из Египта, а Иран и официальная Сирия приняли и поддержали Грозненскую фетву. Какие глобальные религиозно-политические процессы произойдут после этого – тема отдельная и очень интересная, но заявление саудитов, что единственной целью конференции было исключение Саудовской Аравии из списка стран – «последователей Сунны», недалеки от истины. Это была далеко не единственная и даже не самая важная цель, но она была достигнута.
Мусульмане в России
В России также проживает немало людей, которые исповедуют ислам. Это исповедание второе по многочисленности в государстве. Все-таки половина страны находится в Азии, где эта религия является одной из главных. Сунниты в России считаются наиболее многочисленной веткой ислама. Шиитов гораздо меньше, и находятся они большей частью на Северном Кавказе. Также много среди последователей Али азербайджанцев, которые переселились в Россию после того, как Советский Союз распался. Еще можно встретить шиитов в Дагестане среди татов и лезгин.
На сегодняшний день ярко выраженных конфликтов между разными направлениями среди мусульман не наблюдается (хотя в мире этого достаточно).
Распространение суннитов в мире
Мусульмане-сунниты считаются самыми распространенными в исламе. По официальным данным, на все количество верующих их приходится около восьмидесяти процентов (или где-то порядка полутора миллиардов человек).
Теперь рассмотрим, в каких странах и регионах популярны четыре основных школы суннизма. К примеру, маликитская школа распространена в Северной Африке, Кувейте, Бахрейне. Шафиитское направление популярно в Сирии, Ливане, Иордании, Палестине, а также существуют большие группы в Пакистане, Малайзии, Индии, Индонезии, Ингушетии, Чечне и Дагестане. Ханафитское течение распространено в Средней и Центральной Азии, Азербайджане, Казахстане, Турции, Египте, Сирии и др. Ханбалитское направление популярно в Катаре и Саудовской Аравии, многочисленные общины имеются в ОАЭ, Омане и некоторых других государствах Персидского залива.
Таким образом, мусульмане-сунниты имеют значительное распространение в Азии. Также существуют различные общины и в других странах по всему миру.
Кто такие шииты
Чтобы понять непримиримость вероучений, к которым относятся сунниты и шииты, в чем разница противоречий у правоверных, следует знать, что представителями второго по численности течения в исламе (порядка 10%) опровергаются значение Сунны в Исламе.
Общины существуют во множестве стран, хотя большинство мусульман они составляют лишь в Иране. Также шииты проживают в Азербайджане, Афганистане, Бахрейне, Ираке, Йемене, Ливане, Турции и некоторых других странах.
На территории РФ общины шиитов встречается в Дагестане.
Название происходит от арабского слова, которое можно перевести как последователь или приверженец (однако, слово «шиа» может быть переведено и как «партия»). Со времён смерти Мухаммеда шиитов возглавляли имамы, которым в рамках этого течения отдаётся особое уважение.
Даже после смерти Хусейна в 680 году, имамы продолжили быть руководителями шиитской общины, хотя де-юре не имели политической власти.
Бахрейн, шииты или сунниты во время клятвы на верность Аллаху
Однако имамы обладали и обладают колоссальным духовным влиянием на шиитов. Особенно у них почитают 11 первых имамов, а также 12-го, т. н. скрытого имама. Считается, что у Хасана (сына Али) был сын Мухаммад, который в пятилетнем возрасте был скрыт богом и появится на Земле в необходимый момент. Прийти на Землю «скрытый имам» должен как мессия.
Во многом сущность шиизма сводится к культу мученичества.
По сути, это было заложено в первые годы образования течения. Этой отличительной чертой течения в частности воспользовалась организация «Хезболла», которая первой стала использовать террористов-смертников в 1980-е, вербуя именно шиитов.
Эскалация конфликта
Исламская революция 1979 года в Иране коренным образом повлияла на взаимоотношения суннитов и шиитов. Если в 50-е и 60-е годы XX столетия вслед за обретением арабскими странами независимости был взят курс на их сближение (к примеру, браки между суннитами и шиитами считались нормой), то теперь арабы оказались втянуты в открытое вооруженное противостояние.
Суннитским большинством Саудовской Аравии это расценивалось как «иранская экспансия», и саудиты незамедлительно вступили в соперничество с постреволюционным Ираном.
Уже давно нет халифата за власть над которым когда-то сражались сунниты и шииты, а их теологические разногласия настолько незначительны, что не могут служить причиной войны. Было очевидно, что шиитско-суннитское противостояние из религиозного русла окончательно перешло в политическое.
Но растущая популярность идей шиизма и влияние Ирана в первую очередь беспокоили Саудовскую Аравию. Ее политические элиты, связанные с Западом военными и финансовыми нитями, не стеснялись в выборе средств для решения своих проблем. Маховик раскола был запущен. Шиитско-суннитские противоречия оборачиваются масштабными терактами в Ливане, восстанием в Саудовской Аравии, гражданской войной в Сирии.
В чём разница?
Кто такие Мусульмане-Сунниты
Название Суннит происходит от слова «сунна», что означает «традиция». Приверженцы этого направления ислама считают, что они следуют истинной традиции пророка Мухаммеда. Мусульмане-сунниты исповедуют ислам, поскольку их толкование исламского закона ведет их. Эти интерпретации следуют четырем различным школам мышления: ханафи, малики, шафииты и ханбали. Они основаны на учении 4 ранних исламских ученых.
Мусульмане-Сунниты
Некоторые мусульмане-сунниты считают, что исламский закон должен основываться только на одной из этих интерпретаций, другие полагают, что приемлемо выбирать интерпретации конкретных вопросов от каждого ученого и смешивать учения.
Суннитская ветвь на сегодняшний день является крупнейшей конфессией ислама и представляет 89-90% всех последователей, они расположены по всему миру. На всем Ближнем Востоке их число выше, особенно в Саудовской Аравии и Египте. Помимо Ирана, Ирака, Бахрейна и Азербайджана, сунниты составляют большую часть населения, чем шииты в любой другой стране.
Кто такие Мусульмане-Шииты
Мусульмане-шииты следуют одной принципиальной школе мышления: Джафария. Они верят, что Имам существует, чтобы обеспечить моральное и религиозное лидерство в мире. Эти имамы были назначены Богом. В дополнение к Корану, практикующие-шииты чтят книгу Нахдж аль-Балага (Путь Красноречия), которая представляет собой собрание проповедей их первого имама.
Путь Красноречия — Нахдж аль-Балага
Шииты — это конфессия в исламе, составляющая всего 10–13% от общей численности мусульманского населения. Рассчитать их население сложно, потому что если они не составляют большую группу в своей стране, их часто считают суннитами. По оценкам, от 10% до 20% мусульман в мире являются шиитами. Это число достигает примерно 200 миллионов. Они составляют большинство в Иране, Ираке, Бахрейне и Азербайджане. Они также широко представлены примерно в 30% населения Ливана, Йемена и Кувейта. В Турции они составляют чуть более 20% населения и составляют от 10% до 20% в Пакистане и Афганистане.
Сходство между Мусульманами-Суннитами и Мусульманами-Шиитами
Мусульмане-Сунниты и кто такие Мусульмане-Шииты — два направления в исламе, хотя и разные, но они разделяют многие убеждения. Они верят, что есть только один всемогущий Бог, который создал мир и всю жизнь в мире. Они также верят в дьявола, ангелов и демонов. Шииты и сунниты верят, что ислам начался в 610 году нашей эры, когда Мухаммед, последний пророк, начал получать послания от Бога. Эти откровения были записаны в Коране его последователями, которые они уважают как священную книгу.
Исповедуя свою религию, обе группы признают пять столпов ислама, которые обеспечивают основу для повседневной жизни. Эти столпы включают в себя: свидетельство существования только одного Бога и Мухаммеда как его пророка, участие в молитве 5 раз в день, благотворительность, пост во время Рамадана и паломничество в Мекку. Эти две конфессия также верят, что цель человеческой жизни — хвалить Бога, чтобы однажды врата Рая открылись для них.
В чем разница между Мусульманами-Суннитами и Мусульманами-Шиитами?
Последователи суннитов считают, что их пророк Мухаммед не назначил конкретного преемника до своей смерти. После продолжительных дебатов в течение нескольких лет последователи-сунниты выбрали одного из свекров Мухаммеда и близкого друга Абу Бакра Сиддика своим религиозным лидером
Сунниты считают, что имам, занимающий важное положение в Исламе, является формальным лидером. Они также применяют учение Корана ко всей жизни и верят, что люди могут приблизиться к Богу непосредственно через молитву
В суннитской вере Бог явит себя в Судный день.
Течения
Каждое из двух основных исламских направлений внутри себя неоднородно и имеет множество течений, заметно разнящихся друг от друга.
Так, возникший в лоне суннизма суфизм, из-за разбавления индуистскими и христианскими традициями правоверные мусульмане считают искажением учения Мухаммеда. А отдельные практики – почитание умерших учителей – или концепции – растворения суфия в Боге – и вовсе признаны противоречащими исламу.
Против паломничества к могилам святых выступают и ваххабиты. В 1998 году в рамках кампании по уничтожению идолов ваххабиты сравняли с землей могилу матери пророка Мухаммеда, чем вызвали волну протестов во всем исламском мире.
Без радикальных сект не обошелся и шиизм. Однако в отличие от ваххабизма они не несут сколь-нибудь серьезной угрозы обществу. Например, гурабиты верят, что двоюродные братья Мухаммед и Али были внешне похожи друг на друга, и поэтому ангел Джабриль ошибочно дал пророчество Мухаммеду. А дамийты и вовсе утверждают, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.
Более значимым течением в шиизме является исмаилизм. Его последователи придерживаются концепции, согласно которой Аллах вселял свою божественную сущность в земных пророков – Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Приход седьмого мессии, по их убеждениям, принесет миру всеобщую справедливость и благоденствие.
Одной из отдаленных ветвей шиизма считают алавитов. В основе их догматов просматриваются самые разные духовные традиции – доисламских религий, гностического христианства, греческой философии, астральных культов. К алавитам принадлежит семья действующего президента Сирии Башара Асада.
Военные действия между течениями
Война суннитов и шиитов долгое время сдерживалась. Да, были многочисленные столкновения, однако это никогда не выливалось в большую резню мирного населения, с большим количеством жертв. Долгое время эти два течения мирно уживались друг с другом. Новый всплеск нетерпимости начался в 1979 году, когда произошла Исламская революция в Иране.
С тех пор войной разных направлений в исламе заняты многие страны, где жителями являются мусульмане. К примеру, в Сирии противостояние длится уже долгое время. Все начиналось как борьба между действующим правительством и оппозиционерами, а переросло в кровавый конфликт между суннитами и шиитами. Так как в Сирии больше мусульман первого течения, а правительство было из второго, то совсем скоро это стало иметь большое значение. Помимо того, правящую верхушку данного государства поддерживает Иран, шииты в котором являются большинством.
Также следует сказать и о Пакистане, где в последнее время религиозная вражда направлена практически на всех иных представителей религиозных течений. Радикальным силам в стране не по вкусу не только пакистанские шииты, но и христиане, и другие конфессии, которые представлены в этом государстве. Ведь само оно было образовано для всех мусульман (считая и меньшинства, которые проживали на тот момент на территории).
Следует отметить и непрекращающийся конфликт на территории Ирака. Только в 2013 году в государстве погибло больше шести миллионов мирных жителей. Считается, что это самая большая цифра за последние пять лет. Еще нужно сказать о войне в Йемене, где значительная часть населения — шииты.
Как видно, в конфликте находится очень большое количество территорий и стран. Однако действительно ли все так просто? На самом ли деле это естественный ход событий? Возможно, это кому-то выгодно? Ведь война всегда – это чьи-то интересы, причем, не всегда государственные. Зачастую конфликт нужен тогда, когда всплывают меркантильные желания власть имущих. Ведь до сих пор все войны на востоке не урегулированы, продолжаются столкновения с радикальными группировками, в странах имеется большое количество оружия, которое широко применяется.
Islamsng.com
Новый сайт
Islamsng.com должен стать
проводником в мусульманском пространстве Содружества Независимых государств. В
настоящее время страны, где члены уммы являются историческим большинством,
численно преобладают в СНГ. Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан,
Таджикистан и Туркменистан составляют 6 из 11 государств СНГ. И в самой России
существуют регионы с мусульманским большинством в лице Татарстана,
Башкортостана, республик Северного Кавказа; семизначной цифрой выражается
численность мусульман в Волго-Уральском регионе и Западной Сибири. Исторически
большая часть Украины и Молдова входили в состав Золотой Орды, а крымские
татары, несмотря на все трагедии, вновь вернулись на родной полуостров. К
Средневековью относится и формирование общины белорусских татар. Нельзя не
упомянуть о массовом и не всегда добровольном перемещении мусульман в результате
процессов индустриализации в Российской империи, а затем в СССР, миграций после
распада СССР.
Миллионы
людей передвигаются в странах СНГ в рамках безвизового режима. Кто-то из них
осуществляет краткие поездки с целью туризма или посещения друзей и
родственников, кто-то отправляется на учебу и работу, часть из них оседает в
новом месте, происходит воссоединение семей. Стабильный процесс сокращения
российского населения требует все большего количества мигрантов для нашего
Отечества. При этом выходцы их стран СНГ, по причине близости языка и религии,
общего опыта проживания в российском имперском и советском пространстве являются
предпочтительным вариантом.
Изучение
ситуации в странах СНГ не должно ограничиваться только проблемами миграции и
отношений между гражданами. В силу своих природных богатств и выгоды
географического положения страны СНГ, особенно с мусульманским большинством,
являются в настоящее время важным фактором мировой политики и глобальной
экономики. Место «Великого шелкового пути» и «Великого волжского пути» заняли
магистральные газо- и нефтепроводы, соединяющие их с Россией, Западной Европой,
Китаем, Ираном. Однако наличие нестабильных соседей, прежде всего в лице
Афганистана, местами внутренняя нестабильность, неурегулированность ряда
международных споров и вмешательство иностранных государств, не дают возможности
для использования всего потенциала. В свою очередь, это приводит к бедности
граждан, росту среди них чувства ущемленности и радикальных настроений.
Поэтому ради
общего блага необходимо продолжение и расширение стабильного сотрудничества на
евразийском пространстве СНГ. «Великий шелковый путь» от Китая до Черноморья и
«Великий волжский путь» от Балтийского до Каспийского морей сложились уже более,
чем тысячелетие назад. Здесь государства гуннов, Великий Тюркский каганат,
Хазарский каганат, Золотая Орда, Казанское ханство, российское государство
осуществляли связующую роль по обеспечению взаимовыгодных связей между Западом и
Востоком. Ярмарки в Итиле, Сарае, Казани и Нижнем Новгороде были в свое время
важнейшим барометром развития евразийской экономики. Теперь интегрирующая роль
переходит к СНГ в рамках складывающегося единого таможенного пространства. Наш
сайт постарается осветить исторические корни, современное состояние и
перспективы развития мусульманского, да и всего общего пространства в странах
СНГ.