Сунниты
Содержание:
- Ваххабиты
- Пересмотр концепции суннизма
- Суфисты
- Сущность радикальных взглядов
- Асария
- Причины разногласий между шиитами и суннитами
- Причины разногласий между шиитами и суннитами
- Алавиты, алевиты
- Течения ислама
- Матуридиты
- Численность и места проживания суннитов и шиитов
- Две ветви
- Противоречия
- Противоречия
- Алавиты (нусайриты) и алевиты (кызылбаши)
- Течение шиизма
- Чем еще отличаются сунниты и шииты
- Шииты
- Салафиты
- Когда появились течения и направления в Исламе
- Ваххабиты
Ваххабиты
Что обозначает название
Ваххабизм или аль-ваххабийя понимается в исламе как отказ от нововведений или всего того, чего не было в первоначальном исламе, культивирование решительного единобожия и отказ от поклонений святым, борьба за очищение религии (джихад). Названо по имени арабского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба
Когда возникло
В XVIII веке.
Сколько приверженцев
В отдельных странах число может достигать 5% от всех мусульман, однако, точной статистики нет.
Основные районы проживания
Небольшие группы в странах Аравийского полуострова и точечно по всему исламскому миру. Регион появления – Аравия.
Идеи
Разделяют салафитские идеи, почему часто названия используют в качестве синонимов. Однако название «ваххабиты» часто понимается как уничижительное.
Пересмотр концепции суннизма
В 2016 году совет, учрежденный Великим имамом Азхара ( Ахмед ат-Тайеб ) и объединивший 200 суннитских деятелей со всего мира, собрался с целью определения личности тех, кто называет себя ахл ас-сунна ва л. -jamā’ah ( арабский : أهل السنة والجماعة ; «люди традиции Мухаммеда и религиозного большинства») или, короче, ахл ас-сунна ( أهل السنة ; «люди суннизма») путем противостояния различным группам, считающимся потерянными . По завершении своей работы суннитские высокопоставленные лица согласились с тем, что люди суннитского толка; в ашаритах и Maturidites , на уровне веры ; в Hanifites , то маликиты , тем Chafeites и Hanbalites , на уровне закона ; и суфии имама Джунаида аль-Багдади , на уровне гнозиса , нравов и очищения ».
В ответ на исламистский терроризм , то Совет Грозного заявляет , что ваххабизм не является частью суннизма. Таким образом , этот совет вновь подтверждает отлучение от Мухаммеда бен Abdelwahhab произносятся с середины XVIII E века по Sherifs и муфтиев из Мекки , то одобряя опровержение против «потерянного человека , который вводит в заблуждение» под названием: Книга с целью предотвращения » заблуждение и подавление невежества и написано ханбалитским богословом Сулейманом бен Абдельваххабом (который является не кем иным, как его собственным братом).
Суфисты
Что обозначает название
Суфизм или тасаввуф происходит по разным версиям от слова «суф» (шерсть) или «ас-сафа» (чистота). Также первоначально выражение «ахль ас-суффа» (люди скамьи) означало бедных сподвижников Мухаммеда, которые жили в его мечети. Они отличались своим аскетизмом.
Когда возникло
VIII век. Разделяется на три периода: аскетизм (зухд), суфизм (тасаввуф), период суфийских братств (тарикат).
Сколько приверженцев
Число современных последователей невелико, но их можно найти в самых различных странах.
Основные районы проживания
Практически во всех исламских странах, а также в отдельные группы в США и Западной Европе.
Идеи и обычаи
Мухаммед по мнению суфиев указал на своем примере путь духовного воспитания личности и общества – аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти. По верному пути пошли также асхабы (сподвижники Мухаммеда) и ахль ас-суффа (люди скамьи). Аскетизм был присущ многим последующим собирателям хадисов, чтецам Корана и участникам джихада (моджахедам).
Основные черты суфизма – очень строгое следование Корану и сунне, размышления над смыслом Корана, дополнительные молитвы и посты, отречение от всего мирского, культ бедности, отказ от сотрудничества с властями. Суфийские учения всегда были сосредоточены на человеке, его намерениях и осознании истин.
Многие исламские ученые и философы были суфиями. Тарикаты — настоящие монашеские ордена суфиев, воспетые в исламской культуре. В скромных обителях и кельях, разбросанных по пустыням, воспитывались мюриды, ученики суфийских шейхов. Дервиши – монахи-отшельники. Среди суфиев их можно было встретить очень часто.
Сущность радикальных взглядов
Салафитов ошибочно соотносят с ваххабитами. Хотя их идеология все же соответствует суннитам. Но в реалиях современного мира под салафитами принято подразумевать ваххабитов-такфиритов. Если принимать такие группировки в искалеченном значении, можно выделить ряд отличий.
Салафиты, отказавшиеся от своей истиной сути, разделяющие радикальные взгляды, считают всех других людей отступниками, заслуживающими наказания. Салафиты-сунниты же, наоборот, даже христиан и иудеев называют «людьми Писания», которые исповедуют раннее верование. Они могут мирно сосуществовать с представителями других взглядов.
Чтобы понять, кто такие салафиты в исламе, следует обратить внимание на одну истину, отличающую настоящих фундаменталистов от самопровозглашенных сект (которыми, по сути, являются ваххабиты). Сунниты-салафиты не приемлют новых трактовок древних источников воли Аллаха
А новые радикальные группировки их отвергают, заменив истинную идеологию выгодными для себя принципами. Это просто средство управления людьми в своих корыстных целях для достижения еще большей власти
Сунниты-салафиты не приемлют новых трактовок древних источников воли Аллаха. А новые радикальные группировки их отвергают, заменив истинную идеологию выгодными для себя принципами. Это просто средство управления людьми в своих корыстных целях для достижения еще большей власти.
Это не ислам вовсе. Ведь все его главные принципы, ценности и реликвии были отметены, растоптаны и признаны ложными. Вместо них в умы людей искусственно были заложены выгодные властвующей элите понятия и модели поведения. Это разрушительная сила, признающая благим делом убийство женщин, детей и стариков.
Асария
Суннитская теологическая школа, главным направлением деятельности которой является акида, основанная на строго традиционалистском толковании положений Корана. Акида – один из столпов мусульманской религии, форма раскрытия истинности учения Мухаммеда посредством набора религиозных идей, догм, цитат пророков и т.д.
1. Адепты и распространение.
Последователями асарии являются в большинстве своём салафиты и члены других радикальных течений в суннизме. На сегодня они составляют лишь небольшую часть от общего числа верующих.
2. Название.
По-арабски название данной школы акиды звучит как «Ахль-уль-асар» (أهل الأثر ) — «люди предания». Что подразумевает следование пути Мухаммеда посредством сунны (сборника преданий о делах и мыслях пророка).
3. История появления.
Возникновение данной теологической школы относится к 9 веку, как результат борьбы за «чистый ислам». Основы асарии были разработаны богословом ибн-Ханбалем, который ставил главной своей целью борьбу против многочисленных еретических течений, основывавшихся на переосмыслении Корана и придании словам пророка неких метафорических значений.
4. Идеология и обычаи.
Особенностью асарии является осмысление высказываний Корана, основанное на дословном их понимании. Последователи асарии отрицают всяческие иносказательные толкования священного писания, считая их попытками исказить истинность веры. Асарии считают, что человек не должен давать своего толкования любому божественному аяту Корана, даже самому неясному и туманному.
Причины разногласий между шиитами и суннитами
Одна из основных проблем современного ислама – это конфликт шиитов и суннитов. Их несходства во взглядах стали еще более заметными на фоне событий, происходящих сегодня на Ближнем Востоке.
Главное различие между этим двумя течениями заключается в разнице взглядов на вопросы, касающиеся источников власти. Сунниты во всем мире считают, что правителей должна выбирать мусульманская община, опираясь при этом на традиционные подходы. Что же касается шиитов, то они стоят на позициях выбора власти по принципу родства и наследия.
По мнению первых, община должна следовать тем предписаниям, которые занесены в Сунну и Коран, и исходить из них, выбирая правителей. В противовес им шииты полагают, что власть должна передаваться по наследству, а воля Всывышнего Аллаха приходит не столько из Священных писаний, сколько через имама, являющегося прямым потомком пророка Мухаммеда. При этом шиитские богословы сегодня ожидают пришествия последнего 12 имама, и в ожидании его представляют власть в общине.
Еще одно различие между суннитами и шиитами касается вопроса разделения власти. Последователи суннизма уверены, что светская и духовная власть должны быть разделены, в то время как по мнению шиитов вся власть должна быть сконцентрирована в руках божественного наследника (например, в Иране – аятолла).
Проблема различий настолько глубока, что поднимается даже вопрос отдельного намаза двух течений, хотя богословы уверены, что должен быть единым. Различия в намазе наблюдается в положении рук, причем сами мазхабы не могут определиться с вопросом, как же именно держать при намазе руки. Кроме того, шииты практикуют самобичевание, в то время как сунниты не воспринимают такую традицию.
О том, сколько суннитов сегодня насчитывается в мире, говорит статистика. Суннизм исповедуют почти 90% всех правоверных мусульман, это свыше 1,5 миллиарда человек. О том, как велика их численность, можно судить по тому, где они в настоящее время проживают. Расселение их наблюдается почти по всему Ближнему Востоку и в арабских странах. В некоторых странах представители двух основных течений проживают примерно поровну – это Йемен, Ирак и Сирия.
Противостояние между основными направлениями мусульманства сегодня оказалось так велико, что вопросы религиозных догм снова становятся актуальными. Это еще раз доказывает, что ислам как одна из доминирующих мировых религий продолжает трансформироваться и развиваться.
Причины разногласий между шиитами и суннитами
Одна из основных проблем современного ислама – это конфликт шиитов и суннитов. Их несходства во взглядах стали еще более заметными на фоне событий, происходящих сегодня на Ближнем Востоке.
Главное различие между этим двумя течениями заключается в разнице взглядов на вопросы, касающиеся источников власти. Сунниты во всем мире считают, что правителей должна выбирать мусульманская община, опираясь при этом на традиционные подходы. Что же касается шиитов, то они стоят на позициях выбора власти по принципу родства и наследия.
По мнению первых, община должна следовать тем предписаниям, которые занесены в Сунну и Коран, и исходить из них, выбирая правителей. В противовес им шииты полагают, что власть должна передаваться по наследству, а воля Всывышнего Аллаха приходит не столько из Священных писаний, сколько через имама, являющегося прямым потомком пророка Мухаммеда. При этом шиитские богословы сегодня ожидают пришествия последнего 12 имама, и в ожидании его представляют власть в общине.
Еще одно различие между суннитами и шиитами касается вопроса разделения власти. Последователи суннизма уверены, что светская и духовная власть должны быть разделены, в то время как по мнению шиитов вся власть должна быть сконцентрирована в руках божественного наследника (например, в Иране – аятолла).
Проблема различий настолько глубока, что поднимается даже вопрос отдельного намаза двух течений, хотя богословы уверены, что должен быть единым. Различия в намазе наблюдается в положении рук, причем сами мазхабы не могут определиться с вопросом, как же именно держать при намазе руки. Кроме того, шииты практикуют самобичевание, в то время как сунниты не воспринимают такую традицию.
О том, сколько суннитов сегодня насчитывается в мире, говорит статистика. Суннизм исповедуют почти 90% всех правоверных мусульман, это свыше 1,5 миллиарда человек. О том, как велика их численность, можно судить по тому, где они в настоящее время проживают. Расселение их наблюдается почти по всему Ближнему Востоку и в арабских странах. В некоторых странах представители двух основных течений проживают примерно поровну – это Йемен, Ирак и Сирия.
Противостояние между основными направлениями мусульманства сегодня оказалось так велико, что вопросы религиозных догм снова становятся актуальными. Это еще раз доказывает, что ислам как одна из доминирующих мировых религий продолжает трансформироваться и развиваться.
Алавиты, алевиты
2. Название.
Алавиты является общим названием для нескольких религиозных групп шиитов, проживающих в Сирии и Турции. Крупнейшие из них нусайриты (в Сирии) и кызылбаши (в Турции). При этом термин «алавит» принят среди арабов, а «алевит» — у турков. Оба слова означают «почитающие Али» (халифа Али ибн-Талиба, двоюродного брата пророка).
3. История возникновения.
Возникновение алавизма связывают с пророком Нусайрой, от которого и произошло арабское наименование алавитов. Обособление алавитов от остальных шиитов произошло в 9 веке. К середине второго тысячелетия алавитские шейхи становятся весьма влиятельной политической силой, с которой вынуждены считаться даже Османские султаны. К 17 веку алавиты устанавливают свой контроль над большей частью Леванта. Их политическое доминирование в этом регионе продолжается до сих пор: в Сирии алавитский клан во главе с Асадом удерживает власть над страной, где 80% населения составляют мусульмане-сунниты.
4. Идеология и обычаи.
По мнению многих мусульманских теологов, алавиты настолько далеко ушли от первоначального ислама, что уже вряд ли могут считаться мусульманами. В этом они схожи с друзами. В культе алавитов большое место занимают гностика и эзотерия, философские осмысления и понятия. По своей сути алавизм является смесью ислама, христианства и древних местных религий. Так, халиф Али считается воплощением солнца и луны. Алавиты обожествляют Мухаммеда и его семью, но в то же время почитают и ряд христианских святых. Алавитами могут быть только мужчины, женская же часть не допускается до богослужений и религиозных обрядов.
Течения ислама
Ислам – одна из крупнейших мировых религий, которая находится на втором месте (после христианства) по численности последователей. Общее количество ее приверженцев составляет 1,5 млрд человек, проживающих в 120 странах мира. В 28 странах ислам объявлен государственной религией.
Естественно, что столь массовое религиозное учение не может быть однородным. В состав ислама входит много различных течений, некоторые из которых считают маргинальными даже сами мусульмане. Двумя крупнейшими направлениями ислама являются суннизм и шиизм. Существуют и другие, менее многочисленные течения этой религии: суфизм, салафизм, исмаилизм, Джамаат таблиг и другие.
Матуридиты
Суннитская школа религиозной мысли.
Что обозначает название
По имени философа Абу Мансура аль-Матуриди.
Когда возникло
X век
Идеи
Матуридиты считают, что помимо откровения можно опираться на собственный разум и его доводы, но Коран – несотворенное Божье слово. Признают наличие у человека собственной воли, однако выбор им совершается при помощи Божьей силы. Праведники в их мировоззрении смогут увидеть Аллаха в Раю.
Считают, что мусульмане никогда не останутся в аду навечно, даже если не покаятся, а наказание будет лишь соразмерным греху.
Матуридизм в ханафитской правовой школе принят как догма. Правовые школы ислама
Численность и места проживания суннитов и шиитов
Сколько всего суннитов и шиитов в мире? Большая часть мусульман, проживающих сегодня на планете, относится к суннитскому направлению ислама. По разным оценкам, они составляют от 85 до 90% последователей этой религии.
Больше всего шиитов проживает в Иране, Ираке (более половины населения), Азербайджане, Бахрейне, Йемене и Ливане. В Саудовской Аравии шиизм исповедует примерно 10% населения.
Как правило, между приверженцами этих течений ислама не возникает конфликтов при совместном проживании на одной территории. Сунниты и шииты нередко посещают одни и те же мечети, и это также не вызывает конфликтов.
Нынешняя ситуация в Ираке и Сирии – скорее исключение, вызванное политическими причинами. Этот конфликт связан с противостоянием персов и арабов, уходящим своими корнями в мрачную глубину веков.
Это интересно: 2431,Кто такие тайцы? (видео)
Две ветви
Раскол в исламе произошел вскоре поле смерти пророка Мухаммеда в 632 году, когда мусульманский Восток охватила волна вероотступничества. Арабы погрузились в пучину смут и раздора. Среди последователей пророка возник спор, кому должна принадлежать духовная и политическая власть в Арабском халифате.
Ключевой фигурой в разделении мусульман стал двоюродный брат и зять Мухаммеда праведный халиф Али ибн Абу Талиб. После его убийства часть верующих считала, что только потомкам Али принадлежит право стать наследными халифами, так как их связывают кровные узы с пророком Мухаммедом. В итоге победило большинство, которое выступало за выборных халифов.
С тех пор за первыми закрепилось название «шиитов» («приверженцы Али»). Вторые стали именоваться «суннитами» (следующие священному преданию – «суннам»).
Это коренным образом повлияло на распределение сил: сунниты на протяжении столетий доминировали на арабском Востоке, в том время как шииты вынуждены были оставаться в тени.
Противоречия
Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам.
Коран – главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не меньшую важность приобретают сунны – свод норм и правил, основывающихся на примерах из жизни пророка Мухаммеда. Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле
Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды
Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле. Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды.
Шиитам догматизм суннитов неприемлем. С их точки зрения, это порождает различные радикальные течения, такие как ваххабизм. В свою очередь сунниты считают ересью традицию, согласно которой шииты называют своих аятолл (религиозный титул) посланниками Аллаха.
Если главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются всеми мусульманами согласно одним и тем же традициям, то в день Ашура существуют расхождения. Для шиитов день Ашура это поминальные мероприятия, связанные с мученической смертью Хусейна, внука Мухаммеда.
В настоящее время в некоторых шиитских общинах сохранилась практика, когда под сопровождение траурных песнопений верующие наносят себе кровоточащие раны мечом или цепями. Для суннитов этот день не отличается от любого другого траура.
Расходятся сунниты с шиитами и в оценке временного брака. Сунниты считают, что временный брак разрешил пророк Мухаммед во время одного из своих военных походов, однако вскоре его же и отменил. Но шиитские проповедники, ссылаясь на один из аятов, признают временные браки и не ограничивают их количество.
Противоречия
Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам.
Коран – главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не меньшую важность приобретают сунны – свод норм и правил, основывающихся на примерах из жизни пророка Мухаммеда. По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина
По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина.
Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле. Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды.
Шиитам догматизм суннитов неприемлем. С их точки зрения, это порождает различные радикальные течения, такие как ваххабизм. В свою очередь сунниты считают ересью традицию, согласно которой шииты называют своих аятолл (религиозный титул) посланниками Аллаха.
Сунниты не признают непогрешимость людей, в то время как шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, принципах и вере.
Если главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются всеми мусульманами согласно одним и тем же традициям, то в день Ашура существуют расхождения. Для шиитов день Ашура это поминальные мероприятия, связанные с мученической смертью Хусейна, внука Мухаммеда.
В настоящее время в некоторых шиитских общинах сохранилась практика, когда под сопровождение траурных песнопений верующие наносят себе кровоточащие раны мечом или цепями. Для суннитов этот день не отличается от любого другого траура.
Алавиты (нусайриты) и алевиты (кызылбаши)
Алавиты (нусайриты) и алевиты (кызылбаши)
Что обозначает название Алавиты: Название «алавиты» течение получило по имени пророка Али, а «нусайриты» по имени одного из основателей секты Мухаммеда ибн Нусайра, ученика одиннадцатого имама шиитов.
Когда возникло: IX век. Сколько приверженцев: Около 5 миллионов алавитов, несколько миллионов алевитов (точных оценок нет).
Основные районы проживания Сирия, Турция (в основном алевиты), Ливан.
Идеи и обычаи алавитов: Как и друзы, практикуют такия (сокрытие религиозных взглядов, мимикрия под обряды другой религии), считают свою религию тайным знанием, доступным избранным. Алавиты схожи с друзами также и тем, что максимально далеко ушли от остальных направлений ислама. Они молятся всего лишь два раза в день, им разрешается в ритуальных целях пить вино и поститься всего две недели.
Идеи и обычаи алевитов: Алевитов принято обособлять от алавитов. Они почитают Али (точнее троицу: Мухаммед-Али-Истина), а также двенадцать имамов в качестве божественных аспектов Вселенной и некоторых других святых. В их принципах уважение к людям вне зависимости от религии, нации. Почитается труд. Не соблюдают основные исламские обряды (паломничество, пятикратную молитву, пост в Рамадан), не ходят в мечеть, а молятся в домах.
Известные алавиты Башар Асад, президент Сирии.
С этим читают
Течение шиизма
Как было сказано выше, шиизм появился в результате политического раскола в исламе, когда некоторые последователи Пророка Мухаммеда не захотели подчиняться выбранному халифу, а не его кровному родственнику. В результате всего этого через некоторое время появились довольно существенные отличия в этом направлении, которые окончательно разделили две ветви ислама.
Для шиитов вполне позволительно толковать предписания Пророка. Однако на это должно быть у человека право. В свое время шиитов за это величали “немусульманами” и “неверными” (да и сейчас такое случается). В этом заключаются главные различия суннитов и шиитов.
Вторым самым большим отличием является то, что равным Пророку для них является и его племянник – Али. Следовательно, власть переходит только кровным родственникам Мухаммеда.
Мусульмане-шииты изучают в сунне только ту часть, которая относится к Мухаммеду и его родственникам (в отличие от противоположного течения, в котором изучается весь текст). Также для них важен трактат ахбар, который означает весть о Пророке.
Для последователей Али имамом является потомок Пророка и духовный лидер. Также существует верование, что когда-нибудь появится мессия, который предстанет, как скрытый имам. О нем даже есть особая легенда, которая повествует о том, что был двенадцатый имам Мухаммед, который в отроческом возрасте пропал при необъяснимых обстоятельствах. И с тех пор его никто не видел. Однако исламские шииты считают его живым. Они верят, что он находится среди людей и когда-нибудь придет к ним и поведет за собой.
Чем еще отличаются сунниты и шииты
Сунниты и шииты имеют и другие отличия, но они имеют менее принципиальный характер. Так, например, шахада, которая является вербальным выражением первого столпа ислама («Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед — Пророк Аллаха»), у шиитов звучит несколько иначе: в конце этой фразы они добавляют «…и Али — друг Аллаха».
Существуют и другие различия между суннитской и шиитской ветвью ислама:
- Сунниты почитают исключительно пророка Мухаммеда, а шииты, кроме этого, славят и его двоюродного брата Али. Сунниты почитают весь текст сунны (их второе название «люди сунны»), а шииты только ее часть, которая касается Пророка и членов его семьи. Сунниты считают, что точное следование сунне – это одна из главных обязанностей мусульманина. В этом отношении их можно назвать догматиками: у талибов в Афганистане строго регламентируются даже детали внешнего вида человека и его поведение.
- Если крупнейшие праздники мусульман – Ураза-байрам и Курбан-байрам – отмечаются обеими ветвями ислама одинаково, то традиция празднования дня Ашура у суннитов и шиитов имеет значительное отличие. Для шиитов этот день является поминальным.
- Сунниты и шииты по-разному относятся к такой норме ислама, как временный брак. Последние считают это нормальным явлением и не ограничивают количество подобных браков. Сунниты считают такой институт незаконным, так как сам Мухаммед отменил его.
- Есть отличия в местах традиционного паломничества: сунниты посещают Мекку и Медину в Саудовской Аравии, а шииты – иракские Эн-Наджаф или Кербелу.
- Сунниты должны совершать пять намазов (молитв) в день, а шииты могут ограничиться тремя.
Однако главным, в чем отличаются эти два направления ислама, является способ избрания власти и отношение к ней. У суннитов имам – это просто духовное лицо, которое главенствует в мечети. Совсем другое отношение к этому вопросу у шиитов. Глава шиитов — имам – это духовный лидер, который управляет не только вопросами веры, но и политики. Он как бы стоит над государственными структурами. Причем имам должен происходить из рода пророка Мухаммеда.
Типичным примером такой формы управления является сегодняшний Иран. Глава шиитов Ирана – рахбар – находится выше, чем президент или глава национального парламента. Он полностью определяет политику государства.
Сунниты вовсе не верят в непогрешимость людей, а шииты считают, что их имамы полностью безгрешны.
Шииты верят в двенадцать праведных имамов (потомков Али), судьба последнего из которых (его звали Мухаммад аль-Махди) неизвестна. Он просто бесследно исчез в конце IX столетия. Шииты верят, что аль-Махди вернется к людям в канун Страшного суда, чтобы навести порядок в мире.
Сунниты верят, что после смерти душа человека может встретиться с Богом, а шииты считают такую встречу невозможной как в земной жизни человека, так и после нее. Связь с Богом можно поддерживать только через имама.
Также следует отметить, что шииты практикуют принцип «такия», это означает благочестивое скрывание своей веры.
Шииты
Основные пункты, чем шииты отличаются от суннитов:
- Убеждение в том, что руководить общиной мусульман должны имамы из числа потомков пророка, а не выборные халифы.
- Они признают только одного Праведного халифа – Али ибн Абу Талиба. Он жил с 599 по 661 год, а шиитским имамом был с 632 по 661 годы.
- Признают 12 имамов из рода Али.
- Есть отличие и в изучении сунны. Шииты изучают только часть сунны, где идет речь о пророке Мухаммеде.
- Пять столпов веры.
- Шииты верят в приход мессии – “скрытого имама”.
В шиизме выделяют несколько направлений – исмаилиты, двунадесятники, вакифиты, шуккариты, зайдиты, алавиты. Хадж в Мекку они совершают также, как и сунниты.
На планете около 150 млн шиитов. Самая большая по численности община проживает в Иране. Также это направление популярно в Азербайджане, Бахрейне, Ираке, Ливане, Афганистане (у народности хазарейцев), Пакистане (1/5 жителей), Индии, Иордании, Йемене и в самой Саудовской Аравии, где ислам и появился. В России одним из центров шиизма является село Мискинджа в Дагестане.
Рис. 3. Али ибн Абу Талиб.
Салафиты
Является одним из наиболее радикальных течений в суннизме. Последователи его активно выступают за «чистый ислам» и борьбу с «неверными», к которым они традиционно причисляют и своих оппонентов и внутри мусульманского сообщества. Понятие салафизм весьма расплывчато: в наиболее широком смысле, это обобщённое название для всех фундаменталистских направлений суннизма.
1. Адепты и распространение.
Салафизм в чистом виде более всего распространён на Ближнем Востоке – в Египте, Саудовской Аравии, Ираке, Ливии, Секторе Газа и Сирии. В России пик активизации салафитского движения пришёлся на годы конфликта в Чечне (1994 – 2009 гг.). Число его сторонников в мире значительно возросло в начале третьего тысячелетия, что проявляется в активизации ряда радикальных религиозно-политических организаций, идеологически тесно связанных с салафизмом: «Аль-Кайеда», ИГИЛ, «Джебхат-ан-Нусра», «Братья мусульмане», «Боко Харам», «Хамас», и т.п.
2. Название.
Салафия (سلفية) переводится с арабского как «предки», что связано с их борьбой за возврат к «вере праведных предков».
3. История возникновения.
Идеи салафизма, как призывов к возвращению «чистого ислама» можно усмотреть ещё в конце 7 века, во времена большого раскола мусульманской уммы (сообщества). В 18 — 19 веках идеи салафизма были взяты на вооружение борцами за национальное освобождение арабов от европейской и турецкой экспансии. Первоначальная, «не испорченная» вера предков пропагандировалась салафитами как основа побед армий «праведных халифов» над своими врагами.
Но в целом салафиты достаточно снисходительно относились к религиозным особенностям различных течений ислама. В ходе преследования властей, многие салафитские проповедники вынуждены были бежать на родину пророка — в Саудовскую Аравию. В итоге салафия тесно переплелась с господствующим там ваххабизмом, вобрав в себя многие его радикальные положения, превратившись в довольно экстремистское и непримиримое течение.
4. Идеология и обычаи.
Главное положение, на котором основана салафия, это тахиуд – вера в единого Бога. Кратко тахиуд выражается изречением «Нет Бога кроме Аллаха». Главной сферой деятельности салафитов является борьба за очищение веры от различных нововведений. Истинный ислам для них – это вера, бытовавшая во времена Мухаммеда и четырёх «праведных халифов». Все же остальные наслоения и традиции салафиты называют «бида» — ересь.
Так, салафия запрещает совершать паломничество к могилам мусульманских святых, в том числе и к мавзолею Мухаммеда, обосновывая это как возрождение культа усопших. В салафии запрещено обращаться с молитвами или просьбами о заступничестве к пророку или иным святым, поскольку «на всё на земле есть воля Аллаха», и только ему дано управлять судьбой человека. Салафиты отрицательно относятся к любым мусульманским философским или правовым школам, считая их попытками переосмысления, искажения положений Корана.
К примеру, салафиты крайне отрицательно относятся к попыткам суфиев философского постижения Корана и сунны. Между тем, салафия не является однородным течением. Внутри неё имеются как фундаменталистские организации, действующие методами террора, так и миролюбивые направления, отрицающие всякое насилие. К числу последователей мирной борьбы за чистоту ислама, с помощью проповеди и убеждения, относятся салафиты-пуристы.
Когда появились течения и направления в Исламе
Течения в исламе – это основные направления исламской религии, которые возникли еще во время правления династии Аббасидов, когда началось расхождение этих течений по причине того, что арабскими исследователями массово переводились иноязычные труды ученых из Древней Греции и Персии на арабский язык для мусульманской общины, а затем переводы этих трудов подвергались интерпретации с исламской точки зрения.
Общность религии Ислама сплачивала общину мусульман, но в мусульманских странах возникали этноконфессиональные противоречия. И именно эти противоречия легли в основу тех различий, на основе которых возникли течения суннизма и шиизма – они касались вопросов правоприменения и не касались догматики.
Ислам – единая религия всех мусульман, но это не исключает наличия разногласий между представителями основных направлений Ислама. Между представителями разных течений Ислама существуют также достаточно значительные несовпадения в вопросах, касающихся основных принципов юридических решений, а также в вопросах характера мусульманских религиозных праздников. Расходятся представители разных исламских течений и в своем отношении к иноверцам.
По сведениям большинства источников, сунниты составляют 85 % от всего мусульманского мирового населения. Еще 15 % составляют преимущественно шииты, а также представители мелких мусульманских сект – алавитов, ахмадитов, ибадитов, друзов, исмаилитов и прочих.
Ваххабиты
1. Адепты и распространение.
Центром ваххабизма в современном мире является Саудовская Аравия, где он принят в качестве государственной религии. Кроме этого, идеи ваххабизма распространены среди многих исламских радикалов во всём мире. Ваххабизм сегодня часто отождествляют с салафией, хотя первоначальные истоки этих двух течений были различны. В Россию ваххабизм проник в конце ХХ века, распространившись по большей части на Северном Кавказе, особенно в Чечне и Дагестане (так называемый «Имарат Кавказ»).
2. Название.
Своё название «аль-Ваххабия» (الوهابية ) течение получило по имени своего основателя, саудовского богослова Абд аль-Ваххаба.
3. История возникновения.
Ваххабизм в исламе является достаточно новым течением, возникшим всего лишь три столетия назад. В основе движения лежит социальный протест низших слоёв населения. Как считается, ваххабизм распространился среди кочевых племён Аравии в виде протеста против обогащения городской знати и купечества. Первым проповедником новых идей отказа от излишков материальных благ и единению всего исламского сообщества выступил проповедник аль-Ваххаб. Позже племена бедуинов под флагом ваххабизма вели удачную национально-освободительную борьбу, позволившую им освободиться от власти Османской империи. Сегодня ваххабизм продолжает оставаться основной религией Саудовской Аравии, которая всячески способствует его распространению во всём мире.
4. Идеология и обычаи.
По своей идеологии ваххабизм близок к другому радикальному течению ислама – салафии. В ходе своего развития данные направления в значительной мере переплелись, став, по сути, синонимами. Борьба за «чистоту веры», возврат к исконному исламу времён Мухаммеда, отмена всех привнесённых позднее изменений в мусульманскую традицию являются главной целью ваххабитского учения.