Арабский халифат
Содержание:
- Современное понимание слова халифат
- Формирование
- Багдад
- Кордовский халифат
- Конфессиональные споры и завоевания новых территорий
- Арабская экспансия
- Увеличение религиозного натиска
- Распространение ислама на территориях Халифата
- Причины распространения ислама
- Ханбалитский мазхаб
- История Халифата: появление
- Аль-Кааба — главный храм Арабского халифата
- Что такое Халифат — простыми словами
- Османская империя
- Конфессиональные споры и завоевания новых территорий
- Предыстория
- История Халифата: появление
- Архитектура халифата
- Формирование
- Военные действия против Исламского государства
- Список халифатов
- Становление государства
- Халифат ИГ вчера и сегодня
- Наследие
- Государственное устройство Арабского халифата при династии Омейядов и Аббасидов
Современное понимание слова халифат
Для большинства читателей даже простыми словами очень сложно объяснить, что такое халифат. Проблема заключается в том, что такая форма правления использовалась полторы тысячи лет назад. Главари теоретических организаций, которые пытаются создать халифат используют только название, а саму суть они не смогут реализовать, так как все должно идти только по мирному пути.
Ислам – это мирная религия, а когда человек пытается доказать, что оружием прикрываясь религией не является таковым. Чаще всего это сторонние течение ислама которые полностью перестроили учения Мухаммеда под свой лад.
Халифат – это государственное образование, идентичное республике, но имеющая свои правила, своды законов, единого правителя, который должен советоваться со старейшинами. Завоевательные действия полностью исключены в данном случае и любое развязывание агрессии. Именно так простыми словами можно сказать что это такое халифат.
Формирование
Изучение исторических фактов поможет разобраться в том, что такое халифат. Определение, основанное на обстоятельствах возникновения данного государства, характеризует его как территорию, находящуюся под контролем исламского правителя, который считается духовным преемником пророка Мохаммеда и лидером глобального сообщества мусульман. Этот вождь, именуемый халифом, обладал и духовной, и светской властью.
Существовал ещё один признак, свойственный данному типу государства и описанный во всех учебниках по истории. Что такое халифат по определению исследователей Средневековья? Это транснациональная империя, включающая в себя многочисленные этнические группы. История Средних веков содержит сведения о трёх наиболее значительных халифатах: Праведном, Омейядском и Аббасидском. Султаны Османской империи также провозглашали себя преемниками пророка Мохаммеда и лидерами всего мусульманского мира. Как и любые другие империи, халифаты постоянно стремились к расширению границ своих владений.
Багдад
Датой его основания считается 762 год, только назывался город тогда по-другому — Мадиной-эль-Мудаввара, что в переводе с арабского означает «город-круг». Это был город, в котором все улицы были расположены кругами. Построен он на западном берегу Тибра на землях Месопотамии по повелению халифа аль-Мансура. В следующем веке город поменял имя на Мадина-ас-Салам, что переводится как «город мира».
В XI веке город был окружен защитной стеной. Позже его обнесли еще двумя стенами высотой в 18 м. В стенах имелись башни высотой в 3 м и четверо ворот, из которых на данный момент остались в целости только одни (Баб аль-Вастани). Ворота соответствовали четырем дорогам, ведшим в столицу Арабского халифата — из Куфы, из Басры, из Хорасана и из Дамаска.
В центре исторической территории Багдада — в Круглом городе было две жемчужины арабской архитектуры — мечеть Джами аль-Мансур и дворец халифа Баб аз-Захаб. Еще одна удивительная архитектурная доминанта — новый халифский дворец на берегу Тибра — аль-Хульд.
В XIII веке Багдад был разграблен ордынцами и вошел в состав их государства.
Кордовский халифат
В 711–718 годах Пиренейский полуостров в большинстве своем был завоеван полчищами арабского халифата. Образовалась и столица только что сформированной провинции аль-Андалус с наименованием Кордова. Позже, уже в 755 год,у аль-Андалус была отделена от Арабского халифата, после чего оказалась первым самостоятельным эмиратом. Исторически сложилось так, что это государство приобрело название по имени своей столицы – Кордовский эмират (755-1031). Этот период характеризуется самыми яркими историческими страницами Кордовы.
https://youtube.com/watch?v=-SOwLIYy8hc
Кордова оказалась маленьким отражением всего государства. Доминирующим положением в нем обладали мусульманские граждане. Самой привилегированной и богатой их частью были, естественно, арабы, из которых и сформировалась чиновническая, офицерская и придворная элита. Первоначально маленькой, но с течением времени интенсивно увеличивавшейся группой народонаселения являлись берберы, которые были и тогда и сейчас кочевым североафриканским народом. Они, как правило, пребывали на службе в качестве солдат или мелких чиновников.
Религиозные ограничения, с которыми столкнулась большая часть местных жителей-немусульман, и выгоды, которые предоставляло новое верование, поставили их перед необходимостью принять ислам. В особенности с удовольствием переходило в ислам аристократическое сообщество, которое при таком раскладе могло сохранять свои высокие положения. Мусульмане здешнего происхождения получали название мувалладады или мулады.
В противоположность европейцам, андалусские мусульманские знатные и чиновничьи верхушки предпочитали проживать не в пригородных поместьях, а на территории крупных городов, например, в Кордове. Там они тратили немалые деньги на роскошную жизнь. Это предоставляло работу местному ремесленничеству, а также многим творческим людям. Культурное развитие жизни в Кордове вследствие этого находилось в необыкновенно оживленном состоянии, а внешние городское обличье поражало всех гостей своими красотами.
Невзирая на доминирующее положение, мусульманские правители были вполне снисходительны к прочими религиозным группам. Иноверцы обязаны были уплачивать дополнительные налоги, и не имели права быть на государственных должностях. Однако в прочей своей деятельности были всецело свободными в выборе своего вероисповедания, они могли свободно отправлять любые религиозные обряды. При таком мягком отношении все религиозные общины жили в добром согласии.
Переход к исламу происходил не под натиском местной власти, а из-за социальных преимуществ этого вероисповедания и привлекательности арабского образа проживания. Немногие христианские граждане, сохранившие свое вероисповедание, получили название мосарабы (от измененного арабского мустаараб – «приравнивавшиеся арабам») за усвоение многих восточных обычаев. Старшее поколение мусульман часто жаловалось на то, что христианская молодежь умела высказываться по-арабски с высшим уровнем изящности и сочиняла стихотворения на их языке более красиво и искусно, чем само арабское население.
Кордовский халифат к тому же населяло множество евреев, поскольку это была единственная европейская страна, в которой они не преследовались за свое вероисповедание.
Конфессиональные споры и завоевания новых территорий
Преемником Мухаммеда стал его друг-пророк Абу Бакра ас-Саддика. С самого начала правления его действия были направлены на завоевание новых территорий. Все военные действия против отступников, которые не хотели принимать ислам вели к геноциду.
Но это положительно сказывалось на самом халифате, так как они получали несметные богатства и новые территории. Всего, кто не придерживались учений Мухаммеда стали создавать свои общины. Сегодня узнать, что это такое халифат простыми словами будет затруднительно, хотя есть подробные научные понятия.
Халифат – это часть исламской религии и то каким образом должно существовать государство на благо своего населения. Мирная жизнь населения в достатке – это основная цель халифа. В общем чтобы более основательно понять все это, нужно погрузиться в историю.
Арабская экспансия
Омейядская династия вела завоевательную политику и стремилось расширить границы своей территории. В результате походов их армии, государства Пиренейского полуострова, Средней Азии и Северной Африки вошли в число стран халифата. Экспансия арабской империи успешно продолжалась в течение всего периода правления династии. При Омейядах претерпели изменение взгляды на то, что такое халифат. Определение главы государства, присущее раннему исламу, отводило правителю роль избранного общиной блюстителя установлений Корана. При Омейядах эта концепция трансформировалась в традиционную систему наследственной монархии.
Увеличение религиозного натиска
Потеряв былую власть, халифы предприняли попытку найти поддержку у правоверных духовных лидеров. Правители, начиная с Аль-Мутаваккиля (847 год), своими главными политическими линиями избирали борьбу с любым вольнодумством.
Государство, ослабленное подрывом авторитета властных структур, приступило к активной фазе религиозного гонения философской и прочих научных областей, не осталась без внимания и математика. Арабский халифат с его распадом явился наглядным образчиком того, в какой мере благодетельно воздействие науки во взаимодействии со свободой мышления на формирование государственности, и в какой степени пагубны травля и гонение мыслителей для цивилизационного прогресса империи.
Распространение ислама на территориях Халифата
Исламская религия предписывала покоренным народам обращаться в ислам по своему внутреннему убеждению, и это происходило в реальности, поскольку немало таких примеров, когда в ислам обращались христиане-еретики, проявившие стойкость по отношению к своей вере под гнетом преследований в Византии или в царстве Хосровом, но сменившие веру при мусульманах, чья религия была проста для понимания и отвечала порывам их сердец.
Ислам для христиан и иудеев не был новшеством, идущим в разрез с их собственной верой – исламская религия была близка как к Христианству, так и к вере персов. С точки зрения Европы, мусульмане, которые почитают высоко как пророка Иисуса, так и Деву Марию, и их исламская вера вполне могли быть расценены как одна из ересей христианства. Христофор Жара, православный архимандрит, араб по происхождению, говорил, что религия Пророка Мухаммада ﷺ – это то же арианство.
В результате того, что ислам принимали христиане и иранцы, ряды арабов, пополняли новообращенные, которые приняли новую религию по велению своей души. Такие люди были образованными, и именно они положили начало научной обработке исламского богословия, а также исламской юриспруденции, которые до этого момента изучались лишь небольшой группой мусульман, которые придерживались религии Пророка Мухаммада ﷺ. И теоретическая работа, которую до этого вели сахабы (сподвижники Пророка ﷺ) и табиины (последователи сподвижников Пророка ﷺ), над правильным толкованием Священной Книги Коран и созданием Сунны Пророка Мухаммада ﷺ, определением мусульманских традиций, по которым следует строить жизнь, закипела с новой силой.
Но участие бывших иноверцев в научной разработке исламского богословия сыграло и плохую службу: оно спровоцировало возникновение течений и идей, которые не были свойственны Пророку Мухаммаду ﷺ. Возникновение секты мурджиитов, утверждавшей, что Господь долготерпим и милосерден безмерно, произошло под влиянием христиан, как и секты кадаритов, и секты мутазилитов. Под влиянием сирийских христиан начала развиваться секта мистического монашества, а под влиянием христиан из Месопотамии появилась секта хариджитов. Династия Омейядов была свергнута позже именно хорасанскими персами-шиитами, но получить престол Алидам не удалось – их получили Аббасиды, родственники Посланника Аллаха ﷺ со стороны его дяди. Но государство Арабский халифат повернулось лицом к персам, столица была перенесена в Иран, в Анбар, а затем в Багдад.
Причины распространения ислама
Что же обусловило столь быстрое распространение арабской культуры на другие территории? Ислам на начальных этапах своего существования не был обязательной религией. В первые века существования Арабского халифата там проводилась политика веротерпимости. Арабы, приходя на новые территории, не меняли существовавших там ранее порядков. Они поощряли любые религии, а не только ислам.
Но в VIII–IX вв. эта политика постепенно начинает меняться. Для немусульман стали создаваться неблагоприятные условия. Например, они должны были выплачивать поземельный налог харадж, размеры которого постоянно увеличивались. Если человек принимал ислам, то харадж он все равно продолжал платить. Также в Арабском халифате существовала джизья – подушная подать с иноверцев в мусульманских государствах. От выплаты подати освобождались женщины, старики, инвалиды, нищие, рабы, монахи (до начала VIII в.) и христиане, воевавшие в мусульманской армии.
Таким образом, обращение людей в ислам было связано не только с идеологической обработкой сознания, но и с тем, что здесь были вполне явные экономические рычаги.
Ханбалитский мазхаб
Основателем четвертого ханбалитского мазхаба является имам Ахмад ибн Ханбаль, который отдавал основное предпочтение при вынесении правовых решений именно материалу хадисов, который считал токованием Корана или тафсиром. Отбирая хадисы, он решающую роль отводил цепочке передатчиков или инсаду, которая восходит непосредственно к самому Пророку Мухаммаду ﷺ. Если же два хадиса друг другу противоречат, то он сверял их с сахих, прочими достоверными хадисами.
В источники, на которых основывался ханбалитский мазхаб, включались нассы, то есть Коран и Сунна, которые рассматривались как единое Откровение при вынесении правовых решений, фетвы сподвижников Посланника Аллаха ﷺ и их мнение, иджма, то есть единое мнение, которого придерживались различные поколения правоведов, истисхаб, когда действие любой фетвы считалось временным до момента, когда будут предъявлены новые доказательства.
Ханбалитский мазхаб в исламе включает в себя несколько направлений, которые опираются на разные мнения табиинов и сахабов, на разночтения и сомнения в фетвах имама ибн Ханбаля, а также на различия, которые существуют в передаче сделанных им выводов. Закрытия «врат иджтихада» ханбалисткий мазхаб не признавал никогда, и выступал за то, чтобы исследования по любым вопросам религиозно-правового характера в исламе продолжались. Ханбалисты также выступают за необходимость муджтахида, который должен быть наделен полномочиями выносить независимые суждения по любому вопросу.
Распространения в исламе ханбалитский мазхаб не получил. Его видные представители — Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи, ибн Кайим аль-Джаузия и ибн Таймия. В современном исламском мире ханбалитский мазхаб доминирует в Саудовской Аравии.
История Халифата: появление
Зарождение религии ислам в 7 веке привело к тому, что нужно было создавать государственность для верного управления регионом и народом. Именно поэтому последователи пророка Мухаммеда решили вопрос созданием единоверной общины – умма.
Это было первоначальное зарождение будущего халифата. Дальнейшие завоевания арабских правителе привели к образованию великого Арабского халифата. Это единственный вариант, когда управление соответствовало всем канонам ислама. В состав государства вошли все земли, которые проповедовали ислам.
Интересно!
Мухаммед разработал основные государственные каноны существования халифата.
Читайте еще: Зачем гаишники прокалывают глаза на фотографии правах
Халифат в переводе с арабского значит «наследование». То есть трактовать образование названия можно следующими словами. После смерти Мухаммеда его последователи унаследовали власть и должны были проповедовать ислам.
Стоит отметить что правителям халифатов удалось создать уникальные условия для своего народа. По мнению многих историков это был Золотой век для приверженцев Ислама.
Аль-Кааба — главный храм Арабского халифата
«Что это такое «аль-Кааба»?» — спросите вы. В переводе это слово означает «куб» или «четыре стены». «Почему?» — опять зададите вы вопрос. Ответ простой: это сооружение действительно имеет форму куба. Сделано оно из камня и имеет размеры основания 12х10 м, а высоту — 15 м. Углы Каабы располагаются соответственно сторонам света, и их названия связаны с расположением: северный — иракский, западный — сирийский, южный — йеменский. А вот главный — восточный угол называется по-другому — «черный». Это связано с тем, что в угол вмурована святыня арабов — черный камень, заключенный в серебряное обрамление. Он расколот на три части красновато-черного цвета.
Существует несколько версий об обретении камня. Некоторые считают, что это метеорит, а другие — что это дар. Дар Аллаха Адаму. Согласно известной истории из Ветхого Завета о грехопадении Адама, вкусивший яблоко вместе Евой, он был отправлен на землю. Только в вариации исламского вероучения они оба были сброшены на землю и попали в разные места, долгое время бродили по Земле в поисках друг друга. Адам раскаивался в свершенном и молил Бога о прощении. И однажды к нему явился Аллах. Он вручил Адаму белый яхонт. В глубине камня был виден рай. Именно для яхонта сын Адама возвел Каабу. Во время Всемирного потопа Аллах поднял ее в воздух, чтобы она не была разрушена стихией. За много тысячелетий Кааба не один раз разрушалась, но пророк Исмаил ее восстанавливал. Так почему же белый яхонт вдруг почернел и раскололся? В Мекку ходило много паломников. Во искупление грехов каждый стремился дотронуться до святыни рукою. От огромного бремени человеческих грехов камень поменял цвет, и рай в нем уже не виден. Но поговаривают, будто если человечество осознает греховность своего бытия и искупит все совершенные грехи, камень снова станет белым, и рай в нем станет виден всем.
Внутри аль-Кааба выстлана коврами, а на территории рядом есть священный колодец — Земзем. Доступ в Каабу разрешен всем, кроме христиан и иудеев.
Что такое Халифат — простыми словами
Настолько древняя форма правления государствам появилась после смерти Мухаммеда. Власть перешла в руки четырех халифов, которые разделили территорию на равные части и обязаны были нести наследие и его идеи в народ. На начальных этапах зарождения государственности и в средние века, халифаты были распространены и представляли собой небольшие образования.
Также Османская Империя носила статус халифата до 1924 года. В последствие к власти пришел первый президент, что ознаменовалось созданием демократического общества. Не многие понимают, что это такое халифат даже самыми простыми словами.
Османская империя
Государство, созданное турками, достигло пика могущества в 16-17 веках. Оно соответствовало всем характеристикам империи. Огромная территория включала в себя многочисленные провинции и вассальные государства. Население Османской империи было многонациональным. В период правления султана Селима Первого турецкое государство провозгласило себя халифатом. Эти претензии основывались на неоспоримом факте: Османская империя, завоевав и объединив мусульманские земли, взяла под свою защиту священные города Мекку и Медину.
В начале 20-го века турецкое государство пришло в упадок. В 1922 году был упразднён султанат. Первый президент Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк официально объявил о прекращении существования халифата.
Конфессиональные споры и завоевания новых территорий
Преемником Мухаммеда стал его друг-пророк Абу Бакра ас-Саддика. С самого начала правления его действия были направлены на завоевание новых территорий. Все военные действия против отступников, которые не хотели принимать ислам вели к геноциду.
Но это положительно сказывалось на самом халифате, так как они получали несметные богатства и новые территории. Всего, кто не придерживались учений Мухаммеда стали создавать свои общины. Сегодня узнать, что это такое халифат простыми словами будет затруднительно, хотя есть подробные научные понятия.
Халифат – это часть исламской религии и то каким образом должно существовать государство на благо своего населения. Мирная жизнь населения в достатке – это основная цель халифа. В общем чтобы более основательно понять все это, нужно погрузиться в историю.
Читайте еще: Бесплатная парковка для инвалидов в любом регионе
В последствие халифы, которые придерживались действий Абу Бакра, продолжали покорять другие народы и делать свое государство более масштабным. То есть сам Халифат состоял из нескольких десятков халифатов и их число постоянно увеличивалось с завоеванием новых территории.
Отклонением от проповедей Мухаммеда привело к тому, что халифа не выбирали старшины, а власть передавалась из поколения в поколение. То есть халифат перестал выполнять свое назначение, можно было считать его полноправной монархией.
Предыстория
Создание халифата связано с появлением новой монотеистической религии – ислама. Она возникла в арабском мире в первой половине VII века.
Рис. 1. Арабский халифат.
Период его существования с 661 по 750 год получил название “золотого века ислама”. С ним связано множество достижений в науке, философии и литературе. Столица государства почти все годы его существования находилась в Дамаске и с 744 по 750 год в городе Харране на современной сирийско-турецкой границе. При халифе Хишам ибн Абдул-Малике период арабской экспансии подошел к концу. В 732 году мусульманская армия потерпела поражение при Пуатье на территории Франции и вскоре отступила в Пиренеи. В 739 году произошло берберское восстание на территории современного Марокко. Таким образом, появилось первое независимое государство за пределами халифата. С этими событиями совпали поражения мусульман на востоке в сражениях с индийской династией Чалукья.
В 744 году на трон вступил четырнадцатый халиф Марван II ибн Мухаммад. В годы его правления началась различные мятежи и восстания. В результате, они вылились в гражданскую войну – Третью фитну. К 750 году войско под командованием Марвана II проиграло битву Абу Муслиму, который командовал шиитами, в битве на реке Большой Заб на территории современного Ирака. В этом сражении погибли почти все Омейяды.
Площадь халифата составляла 11 млн кв.км. Его населяло от 33 до 62 миллионов человек. Из них больше всего было персов (20 млн) и коптов из Египта (7 млн). Среди других крупных народов стоит назвать арабов, сирийцев, индийцев, армян, евреев, берберов и испанцев.
Рис. 2. Арабский халифат распад.
История Халифата: появление
Зарождение религии ислам в 7 веке привело к тому, что нужно было создавать государственность для верного управления регионом и народом. Именно поэтому последователи пророка Мухаммеда решили вопрос созданием единоверной общины – умма.
Это было первоначальное зарождение будущего халифата. Дальнейшие завоевания арабских правителе привели к образованию великого Арабского халифата. Это единственный вариант, когда управление соответствовало всем канонам ислама. В состав государства вошли все земли, которые проповедовали ислам.
Интересно!
Мухаммед разработал основные государственные каноны существования халифата.
Архитектура халифата
Самая богатая архитектура представлена арабскими дворцами правителей-халифов. Внешне они напоминают неприступные крепости: окружены стенами с башнями. Внутри же вид их совершенно сказочен: большие залы для приемов, уютные жилые помещения, бани и гаремы. Стены покрыты цветными орнаментами и напоминали ковры. На территории дворцов было много фонтанов и зелени. А дворы со всех сторон были оформлены колонными галереями. Везде царила удивительная роскошь.
Особое внимание следует отвести в нашем рассказе традициям арабской религиозной архитектуры, которые связаны с разработкой пророком Мухаммадом ритуала церемоний. И хотя мусульмане могут молиться Аллаху в любом месте, даже на открытом воздухе, все же в традицию исламской культуры вошло возведение специальных храмов — мечетей
За основу этого типа храма было взято строение дома Мухаммада.
Формирование
Изучение исторических фактов поможет разобраться в том, что такое халифат. Определение, основанное на обстоятельствах возникновения данного государства, характеризует его как территорию, находящуюся под контролем исламского правителя, который считается духовным преемником пророка Мохаммеда и лидером глобального сообщества мусульман. Этот вождь, именуемый халифом, обладал и духовной, и светской властью.
Существовал ещё один признак, свойственный данному типу государства и описанный во всех учебниках по истории. Что такое халифат по определению исследователей Средневековья? Это транснациональная империя, включающая в себя многочисленные этнические группы. История Средних веков содержит сведения о трёх наиболее значительных халифатах: Праведном, Омейядском и Аббасидском. Султаны Османской империи также провозглашали себя преемниками пророка Мохаммеда и лидерами всего мусульманского мира. Как и любые другие империи, халифаты постоянно стремились к расширению границ своих владений.
Военные действия против Исламского государства
Войска США, недовольные агрессивными действиями новоиспечённого халифата, давно уже вели войну с Исламским государством. Создавалось впечатление, что Америка была не заинтересована в окончании этого конфликта. Иначе как можно объяснить тот факт, что одна из мощнейших мировых держав никак не могла расправиться с кучкой бандитов, возомнивших себя правителями мира.
Арабский халифат внёс бесценный вклад в мировую культуру. До сих пор люди во всём мире читают знаменитых поэтов той эпохи. Попытка террористов возродить халифат в настоящее время, опираясь на грубую силу, смотрится просто смешно.
Список халифатов
Исторические халифаты
Название | Столица | Территория | Предшествующиегосударства | Последующиегосударства | Халифы(династии) | |
---|---|---|---|---|---|---|
Арабский халифат |
630—656: Медина |
630 — 1517 | Аббасидскийхалифат |
Мединская общинаГосударство СасанидовВизантийская империяГассанидыКоролевство вестготовКавказская АлбанияХорезмСогдиана |
ИдрисидыАглабидыТахиридыТулунидыОсманский халифат (Османская империя). |
Праведные халифыОмейядыАббасиды |
Праведный халифат |
630—656: Медина |
630—661 |
Мединская общинаГосударство СасанидовВизантийская империя |
Омейядский халифат | Праведные халифы | |
Омейядский халифат | 661—750: Дамаск | 661—750 | Праведный халифат |
Аббасидский халифатКордовский эмират |
Омейяды | |
Аббасидский халифат |
750—762: Эль-Куфа |
750—945 | Омейядский халифат | Аббасиды | ||
Аббасидские халифы под властью Буидов (Буиды) |
Столица и резиденция халифов |
945—1055 | Аббасидский халифат | Шаханшахи аль-азам малик аль-мулук — Буиды.Халифы-Аббасиды | ||
Аббасидские халифы под властью Сельджукидов (Государство Сельджукидов) |
Столица — |
1055—1124 | Буиды | «Цари Востока и Запада» — Сельджукиды. Халифы-Аббасиды. | ||
Аббасидский халифат |
1124—1127: Багдад |
1124-1127 | Государство Сельджукидов | Государство Зангидов | Аббасиды | |
Аббасидские халифы под покровительством Зангидов (Государство Зангидов). |
1127—1174: Багдад |
1127-1174 | Аббасидский халифат | Султанат Айюбидов | Аббасиды | |
Аббасидские халифы под покровительством Айюбидов (Султанат Айюбидов). |
1174-1194: Багдад |
1174-1194 | Государство Зангидов | Аббасидский халифат | Аббасиды | |
Аббасидский халифат |
1194—1258: Багдад |
1194-1258 | Султанат Айюбидов | Государство Хулагуидов | Аббасиды | |
Аббасидские халифы в изгнании в гостях у египетского султана (Мамлюкский султанат) |
Столица и резиденция халифов — |
1259—1517 | Айюбиды | Мамлюкские султаны — Бахриты,Бурджиты. Халифы-Аббасиды. | ||
Османская империя |
1299—1329: Сёгют |
1517—1923 |
Конийский султанатВизантийская империяСербская деспотовина |
ТурцияСултанат ЕгипетХиджаз (королевство)Асир (эмират)Йеменское Мутаваккилийское королевствоАрабское королевство СирияМесопотамия (мандатная территория)Администрация Западной АрменииПонт (республика)Британский мандат в Палестине |
Османы | |
Турция |
Столица — Анкара |
1923—1924 |
3 марта 1924 года был окончательно ликвидирован Османский халифат. |
Халиф-Абдул-Меджид II.Президент Турецкой республики — Мустафа Кемаль Ататюрк. |
Непризнанные и самопровозглашённые халифаты
Название | Столица | Территория | Предшествующиегосударства | Последующиегосударства | Халиф | |
---|---|---|---|---|---|---|
Кордовский халифат | Кордова | 929—1031 | Кордовский эмират | Тайфа | Омейяды | |
Идрисидский халифат |
786—828: Тлемсен |
786—985 | Аббасидский халифат | Идрисиды | ||
Фатимидский халифат |
909—969: Махдия |
909—1171 | Аббасидский халифат |
АйюбидыАльмохады |
Фатимиды | |
Альмохадcкий халифат |
1145—1147: Севилья |
1121—1269 | Фатимидский халифат | Хафсидский халифат | Альмохады | |
Хафсидский халифат | 1229—1574 | Альмохадcкий халифат | Османская империя | Хафсиды | ||
Халифат Сокото |
1804: Гуду |
1809—1903 | Северная Нигерия и Камерун | Протекторат Нигерия | Халифы Сокото | |
Махдистский халифат | 1881—1898 | Египетский хедиват | Англо-Египетский Судан | Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша | ||
Хиджаз | Мекка | 1923—1924 | Османская империя | Неджд и Хиджаз | Хусейн ибн Али аль-Хашими | |
Исламское государство | Эр-Ракка (29.06.2014 — 16.06.2017)Меядин (16.06.2017 — 14.10.2017)Эль-Кайм (14.10.2017 — 26.10.2017)Абу-Кемаль (26.10.2017 — 4.11.2017)Рава (4.11.2017 — 17.11.2017)Хаджин (4.11.2017 — настоящее время) | 2014 — ? | Сирия, Афганистан, Йемен | Часть территории Ливана (до 2017), Ливии (до 2016), Сирии (до 2019), Ирака (до 2017), Йемена, Cомали, Нигерии, Афганистана, Мозамбика, Мали, Нигера, Чада, Египта и Пакистана. | Абу Ибрагим аль-Хашеми аль-Кураши |
Становление государства
Арабы с давних времен жили на Аравийском полуострове
Он не привлекал внимание соседних племен и народов из-за жаркого климата. Поэтому арабы могли спокойно жить в небольших оазисах и кочевать по полуострову в поисках пастбищ для скота
В VI веке в городе Мекка, расположенном на юго-западе Аравии, родился Мухаммед. Он был караванным торговцем, поэтому часто путешествовал. В ходе экспедиций Мухаммед познакомился с религиозными традициями людей разных вероисповеданий. В 610 году он начал проповедовать ислам. Со слов посланника Аллаха была записана священная книга — Коран.
Мухаммед создал Мединскую общину, объединяющую приверженцев ислама. При его жизни эту религию приняли все арабы. А после смерти бездетного Мухаммеда в 632 году править мусульманами стал один из его сподвижников Абу Бакр. Он получил титул «халиф» (в переводе с арабского «заместитель, наместник»). Так началась эпоха «Праведного халифата».
В эту эпоху государство существенно расширилось. Халифат занял весь Аравийский полуостров, часть Северной Африки, Кавказ и Иранское нагорье. В 661 году заговорщики убили 4-го «праведного халифа». К власти пришли Омейяды, правившие в период с 661 по 750 год.
Омейядский халифат продолжил завоевательную политику «Праведного халифата». Арабы захватили земли Северной Африки, Средней Азии и юг Пиренейского полуострова. Столицей халифата стал Дамаск. Захваченные земли были разделены на наместничества, возглавляемые эмирами. Иноверцы выплачивали поземельный налог «харадж» и подушную подать «джизья». В период правления Омейядов в исламе появились 2 течения: суннизм и шиизм.
>> Генуэзская конференция: заплатила ли Россия по счетам?
Халифат ИГ вчера и сегодня
Так называемое «Исламское государство» (запрещенное в РФ) начало свое формирование в 2013 году на территории Ирака и Сирии. В 2014 году боевики ИГ уже контролировали 35% сирийской территории и большинство ее нефтегазовых залежей. В сумме территория, контролируемая группировкой, доходила до 90 тысяч кв. км, но к 2016 году ИГ лишилось около 22% всех территорий. В ИГ состояло приблизительно 33 тысячи наемников. В декабре 2015 года сообщалось о примерно 2 000 российских граждан, которые сражаются за халифат. Что же представляет собой халифат?
Это интересно: 938,Героическая оборона Сталинграда и Кавказа (видео)
Наследие
Движение Халифат вызывает споры и твердые мнения. Критики расценивают это как одну из политических агитаций, основанную на панисламистской, фундаменталистской платформе и в значительной степени равнодушную к делу независимости Индии. Критики халифата рассматривают его союз с Конгрессом как брак по расчету. Сторонники халифата видят в нем искру, которая привела к отказу от сотрудничества в Индии, и важную веху в улучшении индуистско-мусульманских отношений, в то время как сторонники Пакистана и мусульманского сепаратизма рассматривают его как важный шаг на пути к созданию отдельного мусульманского государства. Братья Али считаются отцами-основателями Пакистана, а Азад, доктор Ансари и Хаким Аджмал Хан широко известны как национальные герои в Индии.
Критики также утверждают, что движение было связано с массовыми убийствами индусов, такими как резня в Моплах .
Государственное устройство Арабского халифата при династии Омейядов и Аббасидов
Завоевания продолжались и при новой династии Омейядов, которая начала править в 661 году. За время их нахождения у власти до 750 года арабы распространили свое влияние на огромные территории, включая даже территорию современной Испании. Так был создан Арабский халифат. Официально он просуществовал до 1258 года, а временем его максимального расцвета считается именно эпоха правления династии Омейядов: 661–750 гг. В 750 году завоевания арабов были прекращены. После этого изменения границ происходили не в пользу Арабской цивилизации.
Новая династия Аббасидов (750–1258 гг.) также оставила свой след в истории Арабского мира. В их задачи уже не входили завоевания. Деятельность Аббасидов была направлена на то, чтобы сохранить единство земель, находившихся в их подчинении. Именно в это время единое Арабское государство постепенно начинает распадаться. Независимость получают территории, подчиненные арабам в Испании, а затем и государства, образовавшиеся на территории Магриба (Марокко, Алжир и Тунис). Аббасиды продолжали сохранять титул халифов. Они сочетали в своих руках светскую и духовную власть. С течением времени светскую власть они постепенно теряют. Она сосредотачивается в руках их заместителей – визиров. Также появляется специальный судейский аппарат, который оказывал свое влияние на внутреннюю политику государства. Кроме этого, появляется институт наместников (или эмиров). В 762 году Аббасиды перенесли столицу в Багдад, так как оттуда было удобнее управлять столь большим государством. В итоге эмиры получили власть на местах, и постепенно эта власть становится наследственной. Наместники Арабского халифата начинают постепенно формировать собственные династии и передавать власть своим сыновьям, внукам, не спрашивая даже формального согласия на то из Багдада. Так, династии превращают свои территории в отдельные государства. В итоге к XIII веку Аббасиды практически полностью потеряли рычаги управления страной. Это предопределило распад арабского государства.