Причины распада арабского халифата
Содержание:
- С чего начался Арабский халифат?
- Предыстория
- История арабского халифата
- Распад халифата
- Арабский халифат сегодня
- Торговые связи и развитие экономики
- Упадок
- Новая империя, второй халифат
- Новая империя, второй халифат
- Коран как идеология халифата
- Мединская община
- Распад халифата.
- Халифат династии Аббасидов
- Феодальный строй в халифате.
- Ислам как фактор, объединивший арабов
- Народные восстания.
- Причины распада
- Что мы узнали?
С чего начался Арабский халифат?
Примерно в 630-х арабы начали устраивать регулярные вылазки за пределы родного Аравийского полуострова. Причина проста – молодому государству требовались ресурсы и новые территории.
Подчиняя себе другие земли, арабская знать получала доступ к «рогу изобилия»: рабов, пленников, которых можно было вернуть за богатый выкуп, а главное – дань, собираемая со всех захваченных народов.
В самом начале арабы достаточно лояльно относились к населению и устройству захваченных ими стран. Они не лезли в местные традиции, не устраивали массового переселения народов и отличались веротерпимостью. Более того, они даже перенимали некие элементы культа у покоренных чужаков.
Но позже ситуация начала меняться. Во всех покоренных государствах был запущен процесс арабизации местного населения. Наиболее быстро и относительно безболезненно это проходило там, где еще до образования халифата жили многочисленные арабские общины. Например, в Сирии, Палестине, Месопотамии и Египте. Примерно то же самое наблюдалось и с распространением ислама.
Христианство, иудаизм, зороастризм на подчиненных территориях начали постепенно угасать, хоть арабы и не преследовали представителей других религий.
Правда, иноверцы были сильно ограничены в правах.
Столь быстрое превращение халифата в крупную державу многие историки до сих пор называют феноменом. Дело в том, что на своем пути к величию арабы столкнулись с двумя самыми мощными государствами того времени – Византией и Сасанидской Персией. Но выходцам из Аравийского полуострова повезло. Обе эти империи были в упадке из-за многолетнего противостояния друг с другом и внутреннего кризиса. Арабы воспользовались слабостью грозных соперников, что вылилось в три волны завоевательных походов.
Предыстория
Создание халифата связано с появлением новой монотеистической религии – ислама. Она возникла в арабском мире в первой половине VII века.
Рис. 1. Арабский халифат.
Период его существования с 661 по 750 год получил название “золотого века ислама”. С ним связано множество достижений в науке, философии и литературе. Столица государства почти все годы его существования находилась в Дамаске и с 744 по 750 год в городе Харране на современной сирийско-турецкой границе. При халифе Хишам ибн Абдул-Малике период арабской экспансии подошел к концу. В 732 году мусульманская армия потерпела поражение при Пуатье на территории Франции и вскоре отступила в Пиренеи. В 739 году произошло берберское восстание на территории современного Марокко. Таким образом, появилось первое независимое государство за пределами халифата. С этими событиями совпали поражения мусульман на востоке в сражениях с индийской династией Чалукья.
В 744 году на трон вступил четырнадцатый халиф Марван II ибн Мухаммад. В годы его правления началась различные мятежи и восстания. В результате, они вылились в гражданскую войну – Третью фитну. К 750 году войско под командованием Марвана II проиграло битву Абу Муслиму, который командовал шиитами, в битве на реке Большой Заб на территории современного Ирака. В этом сражении погибли почти все Омейяды.
Площадь халифата составляла 11 млн кв.км. Его населяло от 33 до 62 миллионов человек. Из них больше всего было персов (20 млн) и коптов из Египта (7 млн). Среди других крупных народов стоит назвать арабов, сирийцев, индийцев, армян, евреев, берберов и испанцев.
Рис. 2. Арабский халифат распад.
История арабского халифата
После смерти Мухаммеда арабами управляли халифы. — наследники Пророка. При первых четырех халифах, его ближайших сподвижниках и родственниках, арабы вышли за пределы Аравийского .полуострова и обрушились на Византию и Иран. Главной силой их войска была конница. Арабы завоевали богатейшие византийские провинции — Сирию, Палестину, Египет и огромное Иранское царство. В начале VIII в. в Северной «Африке они подчинили племена берберов и обратили их в ислам. В 711 г. арабы переправились в Европу, на Пиренейский полуостров, и завоевали почти полностью королевство вестготов; Но в дальнейшем, при столкновения с франками (732), арабы были отброшены на юг. На востоке они подчинили народы Закавказья и Средней Азии, сломив их упорное сопротивление. Завоевав затем Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.
Так в течение VII — первой половины VIII в. возникло огромное государство — Арабский халифат, простиравшееся от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Его столицей стал Дамаск. В середине VII в. при халифе Али, двоюродном брате Мухаммеда, в стране вспыхнули междоусобицы, приведшие к расколу мусульман на суннитов и шиитов.
Сунниты признают священными книгами не только Коран, но и Сунну — собрание рассказов из жизни Мухаммеда, а также считают, что халиф должен быть главой мусульманской церкви. Шииты отвергают Сунну как священную книгу и требуют, чтобы верующими руководили имамы — духовные наставники из рода Али.
После убийства Али власть захватили халифы из династии Омеиядов, опиравшиеся на суннитов. Шиитское восстание против Омеиядов началось в Средней Азии и перекинулось на Иран и Ирак, чем и воспользовались Аббасиды — потомки дяди Мухаммеда, Аббаса. Войска халифа потерпели поражение, сам халиф бежал в Сирию, а потом в Египет, где и был убит восставшими. Почти все Омейяды были истреблены (один из бежавших Омеиядов создал в Испании самостоятельное арабское государство — Кардовский эмират, с Х в. — Кордовский халифат). В 750 г. власть в халифате перешла к династии Аббасидов. Иранские землевладельцы, поддержавшие Аббасидов, получили высокие должности в государстве. Они могли занимать даже пост везира — высшего чиновника, помощника халифа. Вся земля в государстве была собственностью халифа. Эмиры (наместники) из числа его ближайших родственников собирали в провинциях налоги, содержали за счет этого войско, руководили завоевательными походами. Послабления в уплате налогов для мусульман заставляли многих жителей завоеванных стран переходить в ислам. В итоге ее временем ислам приняло большинство населения Сирии, Египта, значительной части Африки, Ирана, Ирака, Афганистана, части Индостана и Индонезии.
При Аббасидах завоевания арабов почти прекратились: были присоединены лишь острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга ‘Италии. На пересечении торговых путей на реке Тигр была основана новая столица — Багдад, давшая название государству арабов при Аббасйдах — Багдадский халифат. Время его расцвета пришлось на годы правления легендарного Харуна ар-Рашида (766-809), современника Карла Великого. В VIII-IX вв. по халифату прокатился ряд восстаний. Особенно значительным было движение карматов (одна из ветвей шиитов), которым даже удалось создать свое государство, просуществовавшее около полутора веков.
Огромный халифат недолго оставался единым. Все большую власть в нем приобретали гвардия, набранная из пленных тюрок (выходцев из Средней Азии), и наместники-эмиры, становившиеся независимыми правителями. В IX в. от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран и Афганистан. Под властью халифа находилась лишь Месопотамия, но халиф оставался главою мусульман-суннитов. В середине XI в. турки-сельджуки (названы так по имени их предводителя Сельджука), захватившие, к тому времени часть Средней Азии, завоевали большую часть владений арабов на Ближнем Востоке. В 1055 г. они захватили Багдад. Халиф короновал правителя турок-сельджуков и даровал ему титул султана.
Распад халифата
Так как власть халифов серьёзно ослабла, начиная с 847 года, правители пытались заручиться поддержкой духовенства, чтобы те повлияли на народ. Начался период гонения всех отраслей наук, не исключая даже математику. Учёные объявлялись врагами ислама и безжалостно уничтожались. Ничего хорошего из этого не вышло. Умнейшие люди покинули халифат, а оставшиеся не в силах были как-то повлиять на ситуацию.
Уже в начале 10 века тюркская гвардия полностью захватила власть в стране, оставив халифам только Багдад и громкие титулы. Вскоре династия Буидов, заметив ослабление халифата, собрала войско и получила власть над империей почти на 100 лет, хотя прежние халифы всё ещё юридически считались правителями страны.
Арабский халифат сегодня
Сегодня можно наблюдать за попыткой возрождения арабского халифата. Печально известная своими терактами группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» давно уже заявила всему миру, что создаёт новый халифат, который превзойдёт своей славой все достижения средневекового арабского халифата. Воспользовавшись постоянными сварами племён и религиозных группировок, бандиты захватили часть территории Сирии и Ирака. Объявив о создании Исламского государства, группировка провозгласила своего лидера халифом, и предложила всем правоверным мусульманам присягнуть на верность новому халифу всех мусульман Абу Бакру Багдади. Громко заявляя о своих правах терактами по всему миру, группировка пыталась узаконить захват территорий Ирака на политической карте мира.
Даже такие серьезные государства, как ОАЭ и Саудовская Аравия, восприняли заявления Исламского государства, как личное оскорбление. Особое недовольство выказывает король Саудовской Аравии, который имеет титул «Хранитель двух святынь», что по мнению многих мусульман практически равнозначно титулу халифа.
Торговые связи и развитие экономики
Арабское покорение народов поспособствовало развитию торговых взаимоотношений, а также распространению мусульманского государственного уклада. На огромных восточных и европейских территориях воссоздавались и укреплялись торговые направления, проторенные еще в античные времена. По ним перемещалось множество торговых караванов с самыми разнообразными видами грузов и товаров. Пик расцвета торговли приходился на IX–XII века.
Торговые лавки европейских государств наполнялись пряностями, экзотическими фруктами, восточными сладостями, изделиями арабского ремесленничества, драгоценными камнями и золотыми украшениями. Вследствие развития ремесел и торговых отношений множество государств, находящихся в составе Арабского халифата, испытывали экономический и культурный подъем. На маршрутах трансарабских торговых связей появлялись все новые и новые города.
Кроме того, улучшалась жизнь самих арабов. Благодаря оживленной коммерции, старинная Мекка превратилась в крупнейший торгово-ремесленнический центр. Карта халифата той поры обзавелась многими новыми торговыми центрами, а прославленные восточные базары становились воплощенными легендами.
Упадок
Арабский халифат несколько веков был одним из могущественнейших государств в истории, но постепенно он пришел в упадок. Это произошло по следующим причинам:
- Обширные территории. Многочисленные народы с разным вероисповеданием не могли долго находиться под властью единого правителя.
- Отсутствие религиозного единства среди мусульман (возникновение разных течений ислама);
- Восстания покоренных народов;
- Стремление эмиров к независимости;
- Наемная армия.
Уже к началу IX века на окраинах халифата появились независимые провинции. Эмиры формально подчинялись династии Аббасидов, при этом самостоятельно решая все важные вопросы. К середине X века под контролем халифов остались лишь Багдад и земли Месопотамии. А в 945 году Аббасиды лишились оставшихся территорий. Багдад был захвачен Буидами.
В период с 945 по 1132 годы династия Аббасидов осуществляла лишь духовную власть. Они утратили былое влияние и получали низкое, едва хватающее на жизнь, жалование. В 1055 году положение династии немного улучшилось. Багдад перешел к туркам-сельджукам, более почтительно относящимся к Аббасидам.
С середины XI века шло постепенное восстановление политической власти династии арабских халифов. Они воссоздали Аббасидский халифат в бассейне рек Тигра и Евфрата. После падения сельджуков это государство просуществовало около 60 лет. Земли халифата были захвачены монгольскими завоевателями. Выжившие аббасиды по приглашению султанов переехали в Мамлюкский султанат, где к 1368 году их род прекратил свое существование.
Всемирная история
- Этапы развития человечества. Самое главное
- Краткая история Средневековья
- Очень кратко о Древнем мире
- Древний Рим. Краткая история
- Вклад Древней Греции в мировую историю
- Президенты США по порядку и годы их правления
- История возникновения США
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
Новая империя, второй халифат
Этот исторический период в арабском мире связан с династией Омейядов, представителем которой был и Муавия I. Сын, унаследовав всю полноту власти, еще более расширил границы халифата. Он захватил многие страны, такие как Афганистан, Северную Индию, Кавказ, а также части Франции и Испании.
И только лишь византийскому императору Льву Исавру и болгарскому хану Тервелу удалось положить предел территориальной экспансии халифата. Спасение от арабских захватчиков европейские летописцы приписывают военачальнику Карлу Мартелю. Армия франков под его командованием наголову разгромила войска завоевателей в прославленной битве при Пуатье.
Новая империя, второй халифат
Этот исторический период в арабском мире связан с династией Омейядов, представителем которой был и Муавия I. Сын, унаследовав всю полноту власти, еще более расширил границы халифата. Он захватил многие страны, такие как Афганистан, Северную Индию, Кавказ, а также части Франции и Испании.
И только лишь византийскому императору Льву Исавру и болгарскому хану Тервелу удалось положить предел территориальной экспансии халифата. Спасение от арабских захватчиков европейские летописцы приписывают военачальнику Карлу Мартелю. Армия франков под его командованием наголову разгромила войска завоевателей в прославленной битве при Пуатье.
Коран как идеология халифата
Все эти правила были основаны на Священном Писании мусульман — Коране, в котором говорится, что государству не нужно никаких других законов, кроме обозначенных в этой книге. Например, Коран строго запрещает воровство, занятие ростовщичеством, употребление алкогольных напитков, при этом разрешает многожёнство. Объединение большинства арабских племён единой верой и поддержка халифами завоеваний и расширения владений Аравии послужили развитию и укреплению халифата.
Халифат — это (изначально) арабо-мусульманское государство, которое и создал Мухаммед, после его смерти возглавленное халифами. После правления первых четырёх халифов власть над Аравийским полуостровом и завоёванной территорией взял в свои руки род Омейядов, происходивших из Мекки. Во время их правления столица Арабского халифата была перенесена в Дамаск. Обширная территория государства делилась на пять частей, называемых наместничествами, во главе которых были эмиры.
Мединская община
В период возникновения ислама мусульмане не думали создании государства или халифате, главной целью и задачей мусульман стало стремление поклоняться только одному Богу, совершая богоугодные дела, отвергнув многобожие, которое было распространено в Аравии. Также мусульмане вели призыв к исламу среди своих соплеменников, а затем стали подвергаться гонениям и притеснениям, после чего все мекканские мусульмане переехали на новое место жительства в Медину, в которой мединские мусульмане дали приют Пророку ﷺ и всем переселенцам.
Основу будущего халифата составила мусульманская община или умма, которую создал в начале седьмого века в Западной Аравии, в Хиджазе Пророк Мухаммад ﷺ. Поначалу мусульманская умма или община мусульманства представляла собой небольшое протогосударственное образование, которое носило суперрелигиозный характер, точно так же, как это происходило во время появления Первых христовых общин и Моисеева государства.
Арабский халифат получил терминологическое определение как государство, которое после Мухаммада ﷺ создали арабы-завоеватели под руководством наместников или халифов.
Распад халифата.
Покорённые народы не прекращали борьбы против завоевателей. Их восстания ослабляли халифат.
Крупные феодалы — наместники областей очень усилились. Имея свои военные силы, тысячи крепостных и рабов, они отказывались повиноваться халифу.
В середине VIII века образовалось самостоятельное арабское государство в Испании. Восточная часть арабских владений вошла в Багдадский халифат со столицей в Багдаде на реке Тигре.
В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет, Средняя Азия, Иран, Афганистан. В подчинении у багдадского халифа оставалась лишь Месопотамия. В середине XI века большая часть прежних арабских владений в Азии была завоёвана турками-сельджуками.
Усиление крупных феодалов и борьба покорённых народов за независимость привели Арабский халифат к распаду.
Источник
Халифат династии Аббасидов
Справедливо отметить, что если в годы Праведного халифата для всех его правителей политическая власть по своему значению уступала место религиозному влиянию, то теперь она заняла главенствующую позицию. По своему политическому величию и культурному расцвету наибольшую славу в истории Востока заслуженно приобрёл Аббасидский халифат.
Что это такое — знает в наши дни большинство мусульман. Воспоминания о нём доныне укрепляют их дух. Аббасиды — династия правителей, подарившая своему народу целую плеяду блестящих государственных мужей. Среди них были и полководцы, и финансисты, и истинные ценители и покровители искусства.
Феодальный строй в халифате.
Бесконечной вереницей тянулись в столицу из завоёванных стран караваны с награбленным добром; воины гнали тысячи пленных. Но добычу и рабов захватили халифы и знать. Разбогатели и купцы, они стали торговать в обширных владениях халифата. Простые же воины так и остались бедняками. Один арабский поэт как-то сказал: «Мы участвуем в одних и тех же походах; почему же те (то есть знать) живут в изобилии, а мы остаёмся в нищете?» Завоевания ещё более усилили неравенство среди арабов.
Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Часть земель он раздал своим родственникам и приближённым; из знати были назначены наместники в завоёванные страны. Крестьяне, которые здесь жили, стали крепостными новых господ.
В странах Востока земледелием возможно было заниматься там, где орошались поля. В народе говорили: «Где кончается вода, там кончается земля». По приказу халифа тысячи крестьян сгонялись на постройку оросительных сооружений. Каналы и плотины принадлежали халифу и крупным землевладельцам., За пользование землёй и водой крепостные крестьяне платили оброк. Сборщиков не интересовало, хорош или плох в этом году урожай. Даже если суховей нанёс на поля тучи песка и пыли, если саранча уничтожила посевы, оброк всё равно собирали сполна со всей обработанной земли.
В халифате
К- IX веку в Арабском халифате окончательно установился феодальный строй, но ещё долго сохранялись остатки рабства.
Ислам как фактор, объединивший арабов
Раздробленность и разделенность всех территорий, постоянные конфликты друг с другом привели к тому, что очень многие люди в Аравии в это время осознали необходимость объединения. Такое объединение было возможным на религиозной почве. С 570 по 632 год в городе Мекка жил человек, который получил имя Мухаммед (Рис. 1). Именно его называют основоположником не только арабской религии, но и арабской цивилизации. Таким образом, Мухаммед стал основоположником новой религии – ислама. Именно ислам в начале VII века разработал новую религиозно-философскую доктрину, опиравшуюся как на доисламские учения и традиции арабских племен, так и на христианские и иудейские традиции. Можно проследить взаимосвязь ислама и христианства: например, исламские тексты упоминают библейских пророков под арабизированными именами, считая их предшественниками ислама.
Рис. 1. Картина Н.К. Рериха «Пророк Магомет» ()
Именно такое синкретическое понимание религии стало залогом успеха ислама на территории западной Аравии, а затем и всего будущего арабского мира. Однако борьба между Мухаммедом и его видением религии и теми людьми, которые населяли в это время Аравию, не могла проходить мирным образом. Мухаммеду даже пришлось в 622 году бежать из своего родного города Мекки. Именно эта дата – 622 год – является моментом, с которого начинается отсчет истории исламской цивилизации и исламской культуры. Этот год также называется «хиджра», то есть «бегство», он стал точкой отсчета в исламском летоисчислении. Датируются события в исламском мире до сегодняшнего дня не по годам от рождества Христова, а по годам хиджры.
Из Мекки Мухаммед со своими сторонниками переехал в город Ясриб. Этот город стал называться Медина («город пророка»). Мекканцы поняли, что сторонники Мухаммеда, которые стекаются в Медину, вполне могли бы стекаться и в Мекку. В 630 году Мухаммед был приглашен обратно. Он вернулся в свой родной город, но настоял на том, чтобы именно ислам был признан официальной религией не только в Мекке, но и на тех территориях, на которые этот город распространял свое влияние. Именно в 630 году, когда Мухаммед возвращается в Мекку, начинается отсчет существования общего арабского государства. Это государство имело форму имамата (в одних руках сочеталась светская и религиозная власть). Имамат – это форма исламской теократии. После смерти Мухаммеда в 632 году к власти приходят его наследники или заместители – халифы. Первые четыре халифа, так называемые праведные халифы, правили в то время, когда арабский мир очень быстро расширяет свои границы. Халифы Абу Бакр, Оман Осман и Али, правившие до 661 года, внесли огромный вклад в распространение религии ислама на территории не только Азии и Северной Африки, но и на прилегающие территории Европы. Ислам оказался очень популярной религией благодаря тому, что исламское государство очень быстро набирало силу (Рис. 2).
Рис. 2. Первые халифы – Омар и Абу Бакр (Источник)
Росту популярности ислама не помешала даже гражданская война, которая началась в халифате в 650-е годы. Два последних праведных халифа (Осман и Али) были убиты во время междоусобиц в 656 и 661 годах. Все это не помешало расширять территорию Арабского государства. Под руководство Мекки и халифов перешла вся территория Аравии, а затем были завоеваны новые земли.
Завоевательные походы арабов в VII веке:
v 640 год – завоевание Палестины и Сирии,
v 642 год – завершение покорения Египта,
v 649 год – завоевание Карфагена,
v 651 год – распространение власти на территории современного Ирана (Рис. 3).
Рис. 3. Территории Арабского халифата (
)
Народные восстания.
Покорённые народы томились под властью арабов-завоевателей. Все немусульмане облагались восстания.
непосильными налогами и должны были снабжать войска продуктами. Чтобы крестьяне не могли уклониться от уплаты налога, на шею им вешали свинцовые таблички с указанием, где они живут.
В VIII — IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний. Они были направлены против арабского владычества и гнёта феодалов. Около 20 лет продолжалось крестьянское восстание в Азербайджане. Восстание возглавлял Бабёк. В молодости он был погонщиком верблюдов. Путешествуя с караванами, Бабек всюду видел страдания народа и проникся ненавистью к угнетателям. Под его руководством восставшие наносили сильные поражения войскам халифа. Крестьяне перестали подчиняться властям и платить налоги. Они восстанавливали прежние общинные порядки. Из Азербайджана восстание перекинулось в Армению и Иран. Халифу пришлось двинуть против восставших свои главные силы. Хорошо вооружённые войска халифа разгромили восставших. Бабек был предательски схвачен одним из местных феодалов, выдан халифу и казнён.
Но огромный Арабский халифат был непрочным.
Причины распада
Основной причиной можно считать огромную территорию. Населявшие ее народности не могли вечно находиться под властью Дамаска. На окраинах была заметна тенденция к сепаратизму. Вторая причина – религиозный состав. Например, регионы с христианством стремились вернуться в состав Византии. Третья причины – раскол среди самих мусульман на шиитов и суннитов. Четвертой причиной следует считать феодальную структуру общества. Она привела к тому, что на местах появилось множество мелких правителей. Халифат постигла феодальная раздробленность. Это делает его судьбу похожей на империю Карла Великого и Киевскую Русь после смерти Владимира Мономаха.
После распада халифата остатки династии Омейядов стали править в Кордовском эмирате, который охватывал большую часть территории современных Испании и Португалии. Появившийся в 750 году халифат Аббасидов (Багдадский) унаследовал большую часть территории государства Омейядов, от реки Инд до Туниса.
Рис. 3. Аббасидский халифат.
Что мы узнали?
Кратко причины распада халифата проходят в школьном курсе истории Средних Веков в 6 классе. Следует понимать почему арабский халифат распался, такая судьба в тот исторический период постигла все крупные государства.
-
/5
Вопрос 1 из 5