Возникновение арабского халифата
Содержание:
- Конфессиональные споры и завоевания новых территорий
- МЕДИЦИНА
- История Халифата: появление
- Арабский халифат сегодня
- Распространение ислама
- Что мы узнали?
- История возникновения Арабского государства
- Ислам как фактор, объединивший арабов
- Халифат династии Аббасидов и ослабление халифата
- Распространение ислама среди других народов
- Искусство халифата
- Развитие хозяйства
- Феодальный строй в халифате.
- Усман ибн Аффан — третий халиф
- Халифы Каира (13 июня 1261 — 22 января 1517)
- Золотой век арабской культуры халифата
- Новая империя, второй халифат
- Арабский халифат и исламизация
Конфессиональные споры и завоевания новых территорий
Появление халифата спровоцировали дебаты о преемнике Мухаммеда после его кончины. В результате повелителем и конфессиональным лидером стал близкий друг пророка — Абу Бакра ас-Саддика. Свое правления он начал с того, что развязал военные действия против вероотступнического движения, члены которого отошли от учений Мухаммеда и стали приверженцами лжепророка Мусайлимы. Все их сорокатысячное войско было разбито в сражении при Аркабе.
Следующие за Абу Бакром халифы-праведники продолжали покорение народов и расширяли границы халифата. Последним был Али ибн Абу Талиб, ставший жертвой восставших хариджитов. На этом закончилась выборность правителей, поскольку овладевший властью халиф Муавия I поставил своего преемника – сына. Это установило в государстве наследственную монархию ― Омейядский халифат.
МЕДИЦИНА
Безусловно, эта отрасль могла развиваться и без вклада в нее мусульман, но сложно предугадать, на какой стадии развития она бы сейчас находилась. Дело в том, что именно в Арабском халифате еще в 707 году появилась первая больница (сейчас ее бы назвали «бюджетная», поскольку финансировалась она государством). Здесь же придумали госпитали с медсестрами, начали функционировать медицинские институты. В течение многих веков именно мусульманские врачи считались экспертами в области исследования и лечения глазных болезней.
Известнейшего средневекового врача Авиценну на самом деле звали Ибн Сине
Он первым обратил внимание на то, что некоторые болезни могут быть заразными, описал проказу, открыл анестезию. Его труд «Канон врачебной науки» был настольной книгой медиков того времени, в ней, в том числе, описывались лекарственные средства, способы их изготовления и употребления
Этот учебник вплоть до XVIII века использовался в ведущих европейских медицинских институтах.
Именно мусульманские врачи провели хирургическую операцию по онкологии и придумали технологию, избавляющую от катаракты, которая используется до сих пор. Кроме того, арабский врач Абуль-Касим аз-Захрави изобрел множество сложных хирургические инструментов вроде скальпеля, шприцов и щипцов и описал их применение в операциях.
История Халифата: появление
Из основных общемировых религий самой молодой является ислам. Его зарождение в VII веке н.э. связано с пророком Мухаммедом, исповедовавшим единобожие. В Хаджизе (Западная Аравии) была основана единоверная община (умма), ставшая прообразом будущего государства. Дальнейшее покорение аравийских территорий, а также прочих держав определило появление могущественного Арабского халифата. В него вошли многие земли, принявшие тем самым ислам.
Арабские завоевания
При преемниках Мухаммеда арабы начали завоевания за пределами Аравийского полуострова, вмешавшись в давнюю борьбу между Византийской империей и Сасанидской Персией, существенно ослабившую обе эти державы. Арабы успешно распространяли ислам среди иных народов. Византия была сотрясаема религиозными распрями между последователями различных течений в христианстве, обвинявшими друг друга в ереси. Эта религиозная междоусобица шла не на жизнь, а на смерть. Ислам же требовал полного истребления лишь тех, кто исповедовал языческие верования. В отношении христиан и иудеев в халифате вводились лишь некоторые ограничения, и для приверженцев этих религий, которых мусульмане именовали «людьми Книги», вводилось повышенное налогообложение. В таких условиях многим христианам было спокойнее жить по законам халифата, нежели под властью византийского императора, если он был приверженцем иного течения в христианстве. Арабская конница в сражениях продемонстрировала свою эффективность и мобильность. Эти факторы предопределили значительный успех арабских завоеваний. В 637 г. после долгой осады арабы овладели Иерусалимом. Этот важнейший для иудеев и христиан город считается священным и у мусульман наряду с Меккой и Мединой. За несколько лет власть халифата распространилась в Сирии, Палестине, Месопотамии и в Персии, откуда арабы вскоре проникли в Северную Индию и в Среднюю Азию. Дальнейшее проникновение мусульман на Восток было остановлено китайскими войсками. В 751 г. они сумели разбить арабов в генеральном сражении. Не меньших успехов войска халифата достигли и в западном направлении, овладев Египтом и странами Магриба. Мусульманский полководец Тарик ибн Зарид высадился в Гибралтаре с войском, состоявшим из арабов и берберов, и разгромил армию вестготов, овладев к 714 г. всем Пиренейским полуостровом, кроме отдельных горных районов в северной его части, населённых народом басков. Арабы, получившие в средневековых европейских хрониках прозвище «сарацины» (саранча), продолжили своё продвижение и за Пиренеи, овладев многими городами в южной Франции. Но в 732 г. войско франков во главе с Карлом Мартеллом сумело разбить их под Пуатье и остановить дальнейшее продвижение арабов на европейском континенте. Продолжались столкновения между христианами и мусульманами на Средиземном море. Некоторое время арабы удерживали под контролем южную Италию и Сицилию и безуспешно пытались осаждать Константинополь. На Пиренейском полуострове христианские монархи более 700 лет вели войны за изгнание арабов. Они получили название Реконкиста (отвоевание). В ходе этих войн и сложилась современное государство Испания. К середине VIII в. власть халифата распространялась на гигантскую территорию от Атлантики до р. Инд. И от Балканского полуострова до Нильских порогов. Позже ислам проник в страны Индокитая и тропической Африки.
Арабский халифат сегодня
Сегодня можно наблюдать за попыткой возрождения арабского халифата. Печально известная своими терактами группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» давно уже заявила всему миру, что создаёт новый халифат, который превзойдёт своей славой все достижения средневекового арабского халифата. Воспользовавшись постоянными сварами племён и религиозных группировок, бандиты захватили часть территории Сирии и Ирака. Объявив о создании Исламского государства, группировка провозгласила своего лидера халифом, и предложила всем правоверным мусульманам присягнуть на верность новому халифу всех мусульман Абу Бакру Багдади. Громко заявляя о своих правах терактами по всему миру, группировка пыталась узаконить захват территорий Ирака на политической карте мира.
Даже такие серьезные государства, как ОАЭ и Саудовская Аравия, восприняли заявления Исламского государства, как личное оскорбление. Особое недовольство выказывает король Саудовской Аравии, который имеет титул «Хранитель двух святынь», что по мнению многих мусульман практически равнозначно титулу халифа.
Распространение ислама
Пик могущества Арабского Халифата, целью которого было распространить ислам по всей земле, пришелся с 632 по 655 годы. За это время арабы подчинили и обратили в ислам жителей следующих территорий: Аравийского полуострова, Ближнего Востока, Средней Азии, Малой Азии, Кавказа, Египта, Северной Африки, Крита и Кипра.
Рис. 2. Арабский халифат в 632 году.
В 661 году к власти в Арабский халифат пришла династия Омейядов. Столица была перенесена в Дамаск, но завоевательные походы продолжены. Сначала мусульмане захватили часть Сицилии, а затем вторглись и покорили Испанию и собирались двинуться дальше на север. Лишь в битве при Пуатье в 732 году французам под командованием Карла Мартелла удалось остановить продвижение арабов в Европу.
В 750 году династия Омейядов прервалась и к власти пришли Аббасиды. Произошел распад огромной державы на два независимых халифата – Кордовский (располагавшийся в Европе) и Аббасидский (унаследовавший остальные территории).
Рис. 3. Государство Омейядов.
Что мы узнали?
Говоря кратко о времени распространения ислама, то оно произошло очень удачно. В Европе молодые государства еще только проходили путь становления, а окружающие арабов земли не могли противостоять организованной и крупной армии, собравшейся под зеленым знаменем пророка. Именно поэтому ислам так быстро распространился на огромные территории и получил большое число верующих за счет принятия новой веры покоренных народов.
-
/10
Вопрос 1 из 10
История возникновения Арабского государства
Арабы, как группа племен, возникают задолго до начала эпохи средневековья. Еще в I тысячелетии до н.э. на территории современного Аравийского полуострова возникают первые государства. Но племенные объединения здесь существовали и ранее.
Основным видом деятельности для арабских племен этой эпохи была посредническая торговля. Именно этот фактор предопределил возвышение государств, расположенных на территории современного Йемена. Например, Химьяритское царство. Арабы в это время занимались торговлей между Эфиопией, Индией и территориями Ближнего Востока. Это позволяло накапливать значительные богатства, но в то же время приводило к тому, что три очень развитых региона Древнего Востока оказывали на зарождающийся арабский мир свое влияние. Например, в начале I века н.э. на территории Эфиопии появляется христианство. Ближний Восток влиял на арабский мир благодаря серьезному движению иудаизма.
Что касается индийского влияния, то оно осуществлялось со стороны науки и философии. Именно это привело к тому, что в арабском регионе между собой соприкасаются и сталкиваются различные религиозные учения. Все это дополнялось религиозными учениями самих арабов, которые также играли значительную роль.
Единое государство, которое бы охватывало весь Аравийский полуостров, в это время так и не сложилось. Государства были не очень многочисленными, и у них не было поводов для объединения. Наоборот, они соперничали друг с другом за торговые пути. На рубеже эр многие из этих государств переживали период упадка, связанный с климатическими изменениями.
В середине I тысячелетия до н.э. возвышается территория Хиджаза – района на западе Аравийского полуострова, прилегающего к Красному морю. Города этого региона также занимались посреднической торговлей. Большую роль там играли и такие отрасли хозяйства, как скотоводство и ремесло. Земледелие в Хиджазе было возможно далеко не всегда. В районе города Мекка земледелия не было вовсе. Там попросту не было плодородных земель, земли были непригодны для выращивания каких-либо злаков. Тем не менее, именно этот регион сыграл огромную роль как в истории Арабского мира, так и в истории человечества.
Ислам как фактор, объединивший арабов
Раздробленность и разделенность всех территорий, постоянные конфликты друг с другом привели к тому, что очень многие люди в Аравии в это время осознали необходимость объединения. Такое объединение было возможным на религиозной почве. С 570 по 632 год в городе Мекка жил человек, который получил имя Мухаммед (Рис. 1). Именно его называют основоположником не только арабской религии, но и арабской цивилизации. Таким образом, Мухаммед стал основоположником новой религии – ислама. Именно ислам в начале VII века разработал новую религиозно-философскую доктрину, опиравшуюся как на доисламские учения и традиции арабских племен, так и на христианские и иудейские традиции. Можно проследить взаимосвязь ислама и христианства: например, исламские тексты упоминают библейских пророков под арабизированными именами, считая их предшественниками ислама.
Рис. 1. Картина Н.К. Рериха «Пророк Магомет» ()
Именно такое синкретическое понимание религии стало залогом успеха ислама на территории западной Аравии, а затем и всего будущего арабского мира. Однако борьба между Мухаммедом и его видением религии и теми людьми, которые населяли в это время Аравию, не могла проходить мирным образом. Мухаммеду даже пришлось в 622 году бежать из своего родного города Мекки. Именно эта дата – 622 год – является моментом, с которого начинается отсчет истории исламской цивилизации и исламской культуры. Этот год также называется «хиджра», то есть «бегство», он стал точкой отсчета в исламском летоисчислении. Датируются события в исламском мире до сегодняшнего дня не по годам от рождества Христова, а по годам хиджры.
Из Мекки Мухаммед со своими сторонниками переехал в город Ясриб. Этот город стал называться Медина («город пророка»). Мекканцы поняли, что сторонники Мухаммеда, которые стекаются в Медину, вполне могли бы стекаться и в Мекку. В 630 году Мухаммед был приглашен обратно. Он вернулся в свой родной город, но настоял на том, чтобы именно ислам был признан официальной религией не только в Мекке, но и на тех территориях, на которые этот город распространял свое влияние. Именно в 630 году, когда Мухаммед возвращается в Мекку, начинается отсчет существования общего арабского государства. Это государство имело форму имамата (в одних руках сочеталась светская и религиозная власть). Имамат – это форма исламской теократии. После смерти Мухаммеда в 632 году к власти приходят его наследники или заместители – халифы. Первые четыре халифа, так называемые праведные халифы, правили в то время, когда арабский мир очень быстро расширяет свои границы. Халифы Абу Бакр, Оман Осман и Али, правившие до 661 года, внесли огромный вклад в распространение религии ислама на территории не только Азии и Северной Африки, но и на прилегающие территории Европы. Ислам оказался очень популярной религией благодаря тому, что исламское государство очень быстро набирало силу (Рис. 2).
Рис. 2. Первые халифы – Омар и Абу Бакр (Источник)
Росту популярности ислама не помешала даже гражданская война, которая началась в халифате в 650-е годы. Два последних праведных халифа (Осман и Али) были убиты во время междоусобиц в 656 и 661 годах. Все это не помешало расширять территорию Арабского государства. Под руководство Мекки и халифов перешла вся территория Аравии, а затем были завоеваны новые земли.
Завоевательные походы арабов в VII веке:
v 640 год – завоевание Палестины и Сирии,
v 642 год – завершение покорения Египта,
v 649 год – завоевание Карфагена,
v 651 год – распространение власти на территории современного Ирана (Рис. 3).
Рис. 3. Территории Арабского халифата (
)
Халифат династии Аббасидов и ослабление халифата
Халифат династии Аббасидов является настоящим «золотым веком» в истории развития арабского государства. Воспоминания об этом времени до сих пор является гордостью всех мусульман. В эту эпоху на главенствующее место вышла не политическая власть, а религиозное влияние.
Уже в 9 веке в Арабском халифате были заложены основы тех процессов, которые в конечном итоге привели к его уничтожению. Эту ошибку совершил халиф Мутасим, который ещё до прихода власти начал готовиться, набирая для себя личную гвардию из тюрков. Для этого, он сначала скупил всех тюркских рабов в Багдаде. После прихода к власти, он продолжал выделять свою тюркскую гвардию, которая с годами сделалась подобной римской преторианской гвардии. Постепенно тюркская гвардия стала настолько влиятельной, что диктовала свои условия халифам, которые фактически потеряли реальную власть.
Распространение ислама среди других народов
Арабы начали массово селиться на завоёванных землях и смешиваться с местным населением. Постепенно распространялись арабский язык и культура. Завоеватели на протяжении длительного времени не закрывали христианские и другие храмы и не препятствовали местным жителям исполнять религиозные ритуалы. При этом все те, кто не являлись мусульманами, были обязаны платить налог, но освобождались от его уплаты в том случае, если принимали ислам.
Часто именно из-за этого многие становились мусульманами. Спустя несколько столетий некогда христианские страны, например, такие, как Палестина, Сирия и Египет, стали исламскими, а подавляющее большинство населения начало разговаривать на арабском языке. Жители Средней Азии, Ирана и Северо-Западной Индии также были обращены в ислам, но при этом местные народы сохранили свой родной язык. Со временем ислам продолжил своё распространение на другие соседние страны, которые были неподвластны арабскому халифату.
Искусство халифата
Одним из видов искусства, прославившим культуру Арабского халифата, стала литература. Особенно известны поэзия и сказки этого народа. Самый известный поэт периода расцвета Арабского халифата — Фирдоуси. Перс по национальности, Фирдоуси создал бессмертный эпос «Шахнамэ» или «Книга царей», в котором он поведал миру историю царствования персидских правителей. Не менее известна и арабская сказка «Тысяча и одна ночь», переведенная на множество языков и до сих пор читаемая во всех странах мира. А перенятый у китайцев секрет изготовления бумаги дал возможность арабам сохранять и передавать знания и произведения национального искусства потомкам. Да и сами арабы много читали и были большими любителями книгособирательства — многие знатные и богатые жители имели свои библиотеки.
Быт и досуг арабов был окружен роскошью: тончайшие ткани, удивительная керамика, выдувные стеклянные сосуды различного назначения, ковры, резьба по кости… Не менее знаменитым искусством халифата стало и искусство разведения садов. Вокруг царила музыка: именно арабы придумали и дали названия таким струнным музыкальным инструментам, как лютня и гитара.
Развитие хозяйства
Сначала страны Халифата раскинулись на бескрайних степях. Позже они занялись разным хозяйством:
- земледелие;
- садоводство;
- виноградарство;
- животноводство.
Долины Сирии покрылись виноградниками и плодовыми садами, на берегах рек сеяли пшеницу, ячмень, сахарный тростник и финики. Путешественники привезли из Индии и Китая другие культуры — рис, хлопок, цитрусовые.
С этого начался расцвет ремесел. Мастера научились изготавливать прочные и легкие ткани из хлопка и шерсти, шелковые изделия, ткать ковры. Прославились арабы своими стеклянными изделиями и оружием. Такие изделия из дамасской стали, как защитные панцири, сабли и кинжалы, пользовались популярностью в европейских странах.
Халифат наладил торговые отношения с Китаем и Индией. Товары арабы провозили через пустыни на лошадях и верблюдах, а по морям доставляли их кораблями и лодками. Из Индии поставляли драгоценные камни и дорогие ткани, специи. Эти товары Халифат продавал в Европе. Во время торговли в разных государствах арабы устанавливали с ними деловые отношения.
Феодальный строй в халифате.
Бесконечной вереницей тянулись в столицу из завоёванных стран караваны с награбленным добром; воины гнали тысячи пленных. Но добычу и рабов захватили халифы и знать. Разбогатели и купцы, они стали торговать в обширных владениях халифата. Простые же воины так и остались бедняками. Один арабский поэт как-то сказал: «Мы участвуем в одних и тех же походах; почему же те (то есть знать) живут в изобилии, а мы остаёмся в нищете?» Завоевания ещё более усилили неравенство среди арабов.
Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Часть земель он раздал своим родственникам и приближённым; из знати были назначены наместники в завоёванные страны. Крестьяне, которые здесь жили, стали крепостными новых господ.
В странах Востока земледелием возможно было заниматься там, где орошались поля. В народе говорили: «Где кончается вода, там кончается земля». По приказу халифа тысячи крестьян сгонялись на постройку оросительных сооружений. Каналы и плотины принадлежали халифу и крупным землевладельцам., За пользование землёй и водой крепостные крестьяне платили оброк. Сборщиков не интересовало, хорош или плох в этом году урожай. Даже если суховей нанёс на поля тучи песка и пыли, если саранча уничтожила посевы, оброк всё равно собирали сполна со всей обработанной земли.
В халифате
применялся и труд рабов. Они работали в рудниках, осушали болота, строили каналы. Рабы были слугами в домах знати, воинами в охране халифа. Но основную массу трудящихся в халифате составляли не рабы, а крепостные крестьяне.
К- IX веку в Арабском халифате окончательно установился феодальный строй, но ещё долго сохранялись остатки рабства.
Усман ибн Аффан — третий халиф
Праведный халиф Усман ибн ‘Аффан, которого называли «обладателем двух сияний».
Преемником Умара был назначен Усман ибн ‘Аффан или Осман. Усман прожил с 575 по 656 год, продолжив эпоху праведных халифов, а ранее был соратником Пророка Мухаммада ﷺ и его зятем – две дочери Пророка Мухаммада ﷺ были женами Усмана в разное время.
В период его правления был окончательно сформирован и принят канонический текст Корана.
Границы государства к середине праведной эпохи расширились, и территория государства теперь простиралась от земель Северной Африки до самого Закавказья. Усман принял решение объявить большую часть земель Ирака, Сирии и Египта государственными, а крестьянам был присвоен статус наследственных арендаторов, которым полагалось выплачивать поземельную подать. После ряда завоеваний новых земель на захваченные территории начали переселяться арабы, и в Сирии и Ираке стала происходить арабизация. Арабизация распространилась и на территорию Северной Африки и Египта, но совершенно не затронула Среднюю Азию, Иран и Закавказье.
По указу Усмана были собраны все откровения Пророка Мухаммада ﷺ, которые стали основой первого официального канонического текста Корана, который был составлен специальной комиссией. Этот текст был признан единственно верным.
Усман был повелителем верующих в течение двенадцати лет. В течение первых шести лет люди не имели никаких претензий к нему, и курайшиты даже любили его больше, чем Умара ибн аль-Хаттаба, потому что Умар был суров к ним, а Усман проявил мягкость и стал поддерживать с ними более тесные связи.
В мусульманском обществе появилось новое поколение, готовое занять своё место под солнцем. Это было уже не поколение сподвижников, и жили представители этого поколения не в ту эпоху, на которую пришлась жизнь абсолютного большинства сподвижников.
Вера этого поколения была много слабее веры первого поколения мусульман, которое вынесло ислам на своих плечах и построило исламское государство. То, первое поколение отличали сила веры, правильное понимание сути исламских убеждений и полная готовность покориться установленному исламом порядку, представленному Кораном и Сунной.
В новом поколении ярче обозначились корыстные интересы, национализм, племенной фанатизм. Сподвижники не создавали поводов для возникновения смут, но чем больше времени проходило после кончины Посланника Аллаха ﷺ, тем больше разногласий возникало внутри мусульманского общества, тем сильнее и яснее обозначался наметившийся раскол. Представители этого поколения перестали понимать представителей поколения сподвижников. Поэтому уклонившиеся от прямого пути люди из числа представителей нового поколения присоединились к разжигателям смуты.
Из тех, кто был враждебно настроен по отношению к Усману – были шииты («шиа» в переводе означает «группировка»), а затем превратились в отдельное направление в исламе. Шииты выступали за то, что во главе Халифата должен стоять Али, зять Пророка ﷺ, а после того, как он покинет этот мир, власть должна перейти к Алидам, то есть его родственникам, потомкам Пророка Мухаммеда ﷺ через его дочь Фатиму. Это касается как духовного главы или имама, так и политического главы.
Правитель пал от рук убийц, когда на него совершили нападение арабы и послы из Египта, которые были недовольны его правлением. В тот момент в Медине появились сразу несколько групп недовольных граждан, из Куфы, Басры и Египта, и начали требовать сместить наместников Усмана. В день 20 июня 656 г.х. группы недовольных подожгли ворота его дома, ворвались к нему на подворье. Усман повелел, чтобы его сподвижники и рабы ничего не предпринимали, убедил своих защитников, чтобы они остановились и покинули дом.
Когда же в доме остался только он сам и его семья, он открыл дверь, развернул Коран и начал читать его. В это время Усман соблюдал пост.
Один из бунтовщиков вошел в его дом и ударил Усмана мечом. Кровь из его раны оросила Коран, который лежал перед ним, и попала как раз на слова Аллаха: «Аллах избавит тебя от них, ибо Он – Слышащий, Знающий» (2:137). По самой вероятной из версий на момент смерти Усману было восемьдесят два года.
В тот день в доме было убито четыре человека – сам Усман, Наджих, а также двое преступников – Кутайра и Саудан. Дом подвергся грабежу со стороны преступников: они забрали даже то, что было надето на женщинах. После того, как преступники ограбили дом Усмана, они добрались и до государственной казны.
Халифы Каира (13 июня 1261 — 22 января 1517)
В 1261 году халифат Аббасидов был восстановлен кадетской ветвью династии в Каире под эгидой местных султанов мамлюков, но эти халифы были чисто религиозными и символическими фигурами, в то время как светская власть оставалась за мамлюками. Возрожденный халифат Аббасидов просуществовал до османского завоевания Египта в 1517 году, после чего титул халифа перешел к османской династии .
Каирские Аббасиды были в основном церемониальными халифами под покровительством султаната мамлюк , существовавшего после прихода к власти династии Айюбидов .
Нет. | Царствовать | Regnal Имя | Личное имя | Родители | Заметки |
---|---|---|---|---|---|
1 | 13 июня 1261 — 28 ноября 1261 | аль-Мустанṣир би-ллах | Абу’л-Касим Ахмад | ||
2 | 16 ноября 1262 — 19 января 1302 | аль-Шаким би-Амриулла I | Абу’л-Аббас Ахмад |
|
|
3 | 20 января 1302 г. — февраля 1340 г. | аль-Мустакфи би-ллах I | Абу ар-Рабих Сулейман | ||
4 | 1340 февраля — 17 июня 1341 г. | аль-Ватик би-‘ллах I | Абу Исхак Шибрахим | ||
5 | 1341–1352 | аль-Хаким би-Амриулла II | Абу’л-Аббас Ашмад | ||
6 | 1352–1362 | аль-Мухтахид би-‘ллах I | Абу аль-Фату Абу Бакр | ||
7 | 1362–1377 | аль-Мутаваккил Салаллах I | Абу Абдаллах Мухаммад | ||
8 | 1377 | аль-Мустатим би-аллах | Абу Яйа Закарийах | ||
(7) | 1377–1383 | аль-Мутаваккил Салаллах I | Абу Абдаллах Мухаммад | ||
9 | Сентябрь 1383 г. — 13 ноября 1386 г. | аль-Ватик би-‘ллах II | Абу Шафу Умар | ||
(8) | 1386–1389 | аль-Мустатим би-аллах | Абу Яйа Закарийах | ||
(7) | 1389 г. — 9 января 1406 г. | аль-Мутаваккил Салаллах I | Абу Абдаллах Мухаммад | ||
10 | 22 января 1406 — 9 марта 1414 | аль-Мустатин би-аллах | Абу аль-Фаḍл аль-Аббас |
|
|
11 | 1414–1441 | ал-Мухтахид би-‘ллах II | Абу аль-Фатх Давуд |
|
|
12 | 1441-29 января 1451 | аль-Мустакфи би-ллах II | Абу аль-Рабих Сулейман |
|
|
13 | 1451–1455 гг. | аль-Кашим би-Шамр Аллах | Абу аль-Баках Хамза |
|
|
14 | 1455-7 апреля 1479 | аль-Мустанджид би-аллах | Абу аль-Махасин Юсуф |
|
|
15 | 5 апреля 1479 г. — 27 сентября 1497 г. | аль-Мутаваккил Салаллах II | Абу аль-Азиз Абд аль-Азиз |
|
|
16 | 1497–1508 | аль-Мустамсик би-аллах | Абу аль-Табр Якуб | ||
17 | 1508–1516 | аль-Мутаваккил Салаллах III | Мухаммад | ||
(16) | 1516–1517 | аль-Мустамсик би-аллах | Абу аль-Табр Якуб | ||
(17) | 1517 | аль-Мутаваккил Салаллах III | Мухаммад |
|
Золотой век арабской культуры халифата
Западная историография называет эпоху, в которую существовал Арабский халифат, как и последующие несколько веков, на которые пришелся небывалый расцвет общеисламской культуры и науки, — Золотой век ислама.
В этот период времени в Халифате стремительно развивается медицина, образование и культура, письменность, появляется множество школ и университетов, переводятся труды европейских и восточных ученых, появляются новые направления в науке.
Во время правления Аббасидов расцвела заграничная меновая торговля, а в арабских сказках главным героем стали купец и промышленник. Арабский халифат наводнили товары иранского производства, среди которых были всевозможные шелковые ткани, оружие, металлы и изделия из слоновой кости, а также стекольные и бумажные изделия. Эти предметы составляли часть роскошной жизни высших сословий общества.
Персидское влияние было заметно не только в образе жизни людей, но и в арабской культуре:
- в поэзии на смену бедуинским песням пришли утонченные произведения Абу-Нуваса из Басры, которого назвали «арабским Гейне», поэтом при дворе Харуна ар-Рашида,
- начала развиваться правильная историография – Ибн Исхак по приказу Мансура составил «Жизнеописание Посланника Аллаха ﷺ», появились светские историки, появились более точные и подробные карты,
- развивается переводческая литература – Ибн аль-Мукаффа перевел «Книгу царей» сисанидов, были обработаны и переведены индийские притчи «Калила и Димна», привнесены произведения персидских и греческих философов. При Мамуне была устроена в Багдаде целая переводческая коллегия.
- работа по комментированию толкований Корана трансформируется в создание целой науки — арабскую филологию, которая ведет к созданию арабской грамматики.
Период правления Аббасидов вошел в историю как век высшего напряжения исламской религиозной мысли. В этот период получило серьезное развитие сектантство, а после массового перехода персов в ислам началась оживленная догматическая борьба, а мусульманское богословие разделилось на четыре богословские школы – ханафитов в Багдаде, маликитов в Медине, шафиитов при Харуне и ханбалитов при Мамуне.
Новая империя, второй халифат
Этот исторический период в арабском мире связан с династией Омейядов, представителем которой был и Муавия I. Сын, унаследовав всю полноту власти, еще более расширил границы халифата. Он захватил многие страны, такие как Афганистан, Северную Индию, Кавказ, а также части Франции и Испании.
И только лишь византийскому императору Льву Исавру и болгарскому хану Тервелу удалось положить предел территориальной экспансии халифата. Спасение от арабских захватчиков европейские летописцы приписывают военачальнику Карлу Мартелю. Армия франков под его командованием наголову разгромила войска завоевателей в прославленной битве при Пуатье.
Арабский халифат и исламизация
Арабский халифат — феодальное теократическое арабо-мусульманское государство, возникшее в результате арабских завоеваний в VII-IX вв.
После смерти Мухаммеда государство возглавили халифы (по-арабски — «заместитель, преемник»), которых первоначально избирала община верующих из сподвижников пророка. Несмотря на внутриусобицу, ислам распространяется. Перейдя через Гибралтар, арабы завоевали Испанию и, пройдя через Пиренеи, вторглись во Францию, где лишь в битве при Пуатье (732 г.) их победоносное продвижение было остановлено.
К 750 г. владения халифата (Арабского государства) раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая, Столицей халифата первоначально была Мекка, затем Дамаск в Сирии. Причиной побед стал, с одной стороны, ислам, сплотивший арабов, а с другой стороны, то, что главные противники арабов — Византия и Персидское царство — были давними соперниками и истощили друг друга во взаимных войнах, население было разорено налогами и не оказывало арабам серьезного сопротивления. В ходе завоеваний ислам превратился в мировую религию.
Арабские завоевания зиждились на весьма прочной основе, завоевание шло параллельно с исламизацией завоеванных народов. И если вначале, во времена пророка, едва ли не важнейшим побудительным стимулом для завоеваний была погоня за военной добычей, которая одна только могла возместить убытки, что понесли арабские города от упадка торговли, то позже обстоятельства изменились.
Распространение ислама достигалось разными способами, В районах близких, где издревле обитало немало арабов или родственных им семитских племен, исламизация практически свелась к арабизации. Сложнее обстояло дело в Ливане, где сравнительно сильные корни пустило христианство, но и там процесс шел достаточно успешно. Примерно такой же была ситуация в северной Африке — с той лишь разницей, что местное население здесь (особенно в долине Нила) не было семитским.
В Испании исламизация шла за счет экономических привилегий, которые были установлены для перешедших в ислам. Эти привилегии, во всяком случае вначале (позже они были пересмотрены либо отменены), сыграли очень существенную роль. Вся земля в халифате была объявлена государственной собственностью. Как правило, все земли оставляли их прежним владельцам. Рента-налог почти со всех земель стекалась в казну халифа. Но мусульмане в качестве налога платили ушр — одну десятую часть дохода, а все остальные — харадж, размер которого колебался от одной до двух третей урожая, а также подушную подать (джизию). Торговая пошлина для мусульман тоже была льготной (2,5% против 5% для остальных).
Исламизация сильно унифицировала образ жизни, систему семейных и общественных отношений, этику, право на всей территории халифата.
Арабский халифат постепенно сформировался в огромную державу, объединившую силой оружия ряд стран Азии, Африки и Европы. Эти страны были населены народами, имевшими различное историческое прошлое, с несходным образом жизни и верованиями, языками и обычаями.
Верховным собственником всех земель халифата являлось государство. Существовало несколько категорий землевладения, которые делились на облагаемые налогами общинные земли и условные землевладения, получаемые воинами за службу.
Во второй половине VIII-IX вв. Арабский халифат переживал кризис, вызванный внутриполитической борьбой за власть среди потомков Мухаммеда, значительным социальным расслоением и неравноправным положением мусульман неарабского происхождения. В результате, к концу IX века халифат распался на ряд независимых государств.
Вы смотрели конспект по всеобщей теории «Арабский халифат и исламизация».
Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.