Танки, стоящие на вооружении армии россии

Новейшие танки России последнего поколения

Вопрос о необходимости создать новые танки в России для ВС РФ назрел уже к середине 90-х годов прошлого века, когда выяснилось, что обновленные американские «M1A2 SE» и британские «Challenger 2» не уступают по ряду ТТХ российскому Т-90, а по некоторым показателям даже превосходят его.

Тогда и началась разработка двух параллельных проектов в ОКБТМ и УКБТМ, получившим названия перспективные танки России «Черный орел» и «Совершенствование-88» соответственно.

Работы завершились изготовлением прототипов, прошедших испытания.

Но новые танки России не были запущены в серийное производство, вследствие изменения общей концепции обороны страны. Однако некоторые технологические новшества, обкатанные на Т-95 и «Черном орле», использовались при создании танка нового поколения.

Новейшие танки России — Армата по своим боевым возможностям превосходит не только основные боевые машины ведущих в военном отношении держав, но и перспективные разработки ВПК США, Великобритании, Китая, Израиля, ФРГ, Франции.

Инновационные конструктивные решения с использованием прорывных технологий обеспечивают ему высокую мобильность, впечатляющую огневую мощь, неуязвимость. Т-14 способен эффективно взаимодействовать с другими элементами тактического боевого звена – САУ, БМП, ударными вертолетами, беспилотными аппаратами.

Кроме того, стоимость российской боевой машины относительно невысока по сравнению с большинством продуктов зарубежного танкостроения. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в таблицу:

Основной танк (фото) Модель Страна производства

Стоимость в USD

AMX-56 Leclerc Франция 10 000 000
K2 Black Panther Южная Корея 8 800 000
Abrams M1A2 SE США 8 500 000
Challenger 2 Великобритания 6 500 000
Leopard 2 Германия 5 700 000

На этом фоне стоимость Т-14 в $3,7 млн при всех его возможностях выглядит просто нереально низкой. По данному показателю с российской боевой машиной может поспорить только китайский ZTZ-99, или Т-99, как его часто называют.

В строю и в запасе

Кроме того, официальный военный сайт не упоминает и о танках, хранящихся в резерве, — устаревших, но не потерявших своих боевых возможностей Т-55, Т-62 и Т-64. А их не так уж и мало — почти 8000. Больше всего зарезервировано танков Т-55: как-никак это самый массовый советский послевоенный танк первого поколения. Принятая на вооружение в 1958 году, эта бронированная машина только в СССР и только в основных модификациях была выпущена в количестве свыше 20 000 штук! Большинство из них, конечно, уже утилизировано, но примерно 2800 Т-55 хранятся в арсеналах на консервации.

Чуть меньше — около 2300 штук — законсервировано танков Т-64. Эта машина оказалась весьма удачной, несмотря на свой низкий модернизационный потенциал, а на Западе ее появление вообще сравнивали с выходом на поле боя прославленного Т-34. А вот предшественник и современник Т-64 — танк Т-62 — сохранился в арсеналах в гораздо меньших количествах: приблизительно 1600 штук. Еще совсем недавно их было почти 2500, но 900 машин было утилизировано, при том что с вооружения Т-62 окончательно сняли лишь в 2011 году.

Современное состояние

Т-80У 4-й гвардейской танковой дивизии.

В 90-е года многие танковые дивизии на территории РСФСР, включая те что выводились с территории Германии, были расформированы.

Также сокращению количества танковых дивизий и танковых полков способствовала доктрина, принятая в бытность Министра обороны Сердюкова А. Э., согласно которой все дивизии Сухопутных войск следовало преобразовать в бригады. По этой причине все танковые полки к 2010 году были переформированы в отдельные танковые батальоны в составе танковых и мотострелковых бригад.

По мнению Главнокомандующего Сухопутных войск генерала армии В. А. Болдырева танковые войска являются главной ударной силой Сухопутных войск, а танк продолжает оставаться уникальным боевым средством

Указом Президента России № 435Ф от 16 апреля 2005 года и приказом Министра обороны России № 043 от 27 мая 2005 года приняты на вооружение модернизированные танки Т-72БА, Т-80БА, Т-80УА, Т-80У-Е1 и Т-90А.[источник не указан 425 дней] За период 2001—2010 годы выпущено 280 танков.

Т-90А в Алабино на репетиции Парада Победы в 2013 году.

В 2005 году на вооружении армии в России состояло 23 тысячи танков.

В 2009 году было заявлено о сокращении количества танков в России до 2 тысяч единиц.

В 2008—2010 годах одной из приоритетных задач развития Сухопутных войск являлось их оснащение — в первую очередь, соединений и частей постоянной готовности — современными танками Т-90. Основные проблемы танковых войск заключаются в большом разнообразии образцов танкового парка, необходимости повышения огневой мощи танков, их защищенности и подвижности.

В 2010—2011 годах принято решение о прекращении закупок Т-90, БТР-90, БТР-80, БМД-4, БМП-3 и любой другой отечественной бронетехники сроком на 5 лет, до создания платформы Армата.

В 2018 году на вооружении Береговых и Сухопутных войск ВС России числилось 3030 танков, 10200 танков находятся на хранении.

Т-80БВМ «Мотобол-2»

Начиная с середины семидесятых годов прошлого века и до развала Советского Союза, отечественная промышленность параллельно выпускала две линейки основных боевых танков. Одна — «уральская», в лице Т-72 и его дальнейшего развития Т-90; другая представлена Т-64 и Т-80. Первая отличалась применением дизельных двигателей, тогда как на Т-80 применяется газотурбинный. По итогам боевых действий в Чеченской республике, а также в рамках оптимизации численности Вооружённых сил, газотурбинные танки решили передать на базы хранения.

Одно время казалось, что по завершении выполнения заказов Южной Кореи и Кипра на полторы сотни Т-80УЕ, эта линия отомрёт. Однако события последних лет показали обратное: Министерство обороны не просто вернуло Т-80 с баз хранения в строевые части, но и приняло решение на модернизацию. Тема поручена АО «Омсктрансмаш» и АО «СКБ транспортного машиностроения».

mil.ru
Танкисты ЗВО в Подмосковье получили танки Т-80БВМ.

Общее направление работ — унификация Т-80БВ (1985г.) с «уральской линией». получат прицел наводчика «Сосна-У», средства связи и другое оборудование с Т-72Б3, а комплекс защиты — с Т-90М. Промышленность получила заказ на модернизацию строевых машин типа Т-80БМ в ходе одного из форумов «Армия». Соответствующая тема носит «долгосрочный характер». Сначала предполагается выпуск установочной партии численностью порядка 60-80 единиц, для переоснащения пары танковых батальонов.

Модернизированный образец впервые продемонстрировали в сентябре 2017 г. по случаю Дня танкиста на территории 33-го общевойскового полигона возле города Луга Ленинградской области. Затем одна машина выступала в динамическом показе на полигоне «Алабино» в ходе МВТФ «Армия-2018». Внешне обновлённый танк заметно отличается от Т-80УЕ-1, которые в большом количестве традиционно принимают участие в различных мероприятиях на площадках форума, выполняя стрельбу по мишеням в полигонных условиях и показывая лёгкость и точность управления в «танковом балете».

Численность парка Т-80 в составе Сухопутных войск России зарубежными источниками оценивается: пятьсот единиц в строевых частях и ещё три тысячи — на складах хранения. Среди этого множества присутствуют модификации «Б», «БВ» и «У», которые собирали в Ленинграде и Омске. Сначала их комплектовали моторами (разработки конструкторского бюро имени В.Я. Климова) мощностью 1.000 л.с., позднее — 1.100 и 1.250 л.с. За годы серийного выпуска масса танка увеличилась с 42 до 46 тонн, и ещё немного подросла в ходе доработок.

mil.ru
Т-80БВМ выполняет стрельбу по мишеням в полигонных условиях.

Модификация «УЕ-1» при весе 47 тонн разгоняется до 70 км/час и показывает запас хода по шоссе 500 км. Сохранив мощность на прежнем уровне, улучшенные силовые агрегаты ГТД-1250 на Т-80БВМ демонстрируют меньший расход топлива, сравнимый с «дизельными аналогами». Словом, модернизация в вариант Т-80БВМ «Мотобол-2» значительно повысит боевые возможности строевых машин, доведя их до уровня современных требований.

Оптика

В качестве «специализированных» вариантов использовались и винтовка Мосина, и карабин Маузера. В первую очередь их применяли в качестве снайперских, устанавливая оптические прицелы. И здесь кажущееся превосходство немецкой винтовки с ее цейсовской оптикой оказывается вовсе неочевидным. Как рассказал военный историк Андрей Уланов, советские прицелы ПУ и ПЕ, созданные еще в тридцатых на основе немецких, были как минимум не хуже — давали увеличение в 3,5 — 4 раза. А большинство немецких прицелов, которые ставили на «маузеры», были всего лишь полуторакратными. Захваченные винтовки с такими прицелами после испытаний советских офицеров не впечатлили. Здесь первенство за «мосинкой».

Танк Т-80 БВМ (объект 219 РВМ)

Реактивация ОБТ типа Т-80Б и инициирование программы
модернизации этой модели удивило многих западных наблюдателей. Поскольку еще в
2011 г. Министерство обороны России объявило, что для дальнейшего развития боевых
танков России будут рассматриваться только дизельные модели Т-72 и Т-90. Из-за
высоких эксплуатационных расходов танк T-80Б/T-80У постепенно бы выводился из
эксплуатации, производство в Омске оставило бы только экспортные заказы.

Однако, в 2016 г. появилось неожиданное объявление о том,
что определенная часть из около 3,5 тыс. законсервированных ОБТ Т-80Б снимут с
хранения и подвергнут комплексной программе модернизации. Первые машины версии,
обозначенной как T-80БВМ, появились в Ленинградской области уже в 2017 г.

Боевой танк России T-80БВМ

На Т-80БВМ сохранена прежняя 125 мм гладкоствольная пушка 2
A46M 4. Оружие позволяет осуществлять пуск управляемой ракеты 9М119М «Инвар»
с тандемной кумулятивной боевой частью. Подобно Т-72Б3, этот танк также
получает новую систему управления огнем с аппаратом сопровождения цели и цифровым
 вычислителем. Наводчик также
дополнительно получил новый прицел «Сосна-У» с французским
тепловизором. Аналогичным образом в механизм заряжания внесены изменения,
позволяющие вести огонь современными подкалиберными боеприпасами с удлиненным
сердечником. Кроме того, установлена новая радиостанция Р-168-25 У-2.

Радиостанция Р-168-25 У-2

Особенности трансмиссии

В прошлом ОБТ T-80Б являлся лучшим моторизированным
российских танком
со специфической удельной мощностью двигателя (20 кВт/т, или
27 л.с./т). Благодаря чему, машина демонстрировала наилучшие показатели
ускорения и развивала максимальную скорость около 80 км/ч. Причина была в
установке газовой турбины с мощностью в 1000 кВт/1360 л.с., позднее 1250 кВт/1700
л.с., выше среднего для российских условий.

Обратной стороной медали, ожидаемо, стал значительный расход
топлива, тем более что, газовая турбина не имела теплообменника. При движении
по дороге расход топлива достигал не менее 750 л на 100 км. Расход газовой
турбины на холостом ходу был около 50 кг/час. Тут подразумевается использование
современной газовой турбиной GTD 1250 TF с цифровым управлением, при котором  расход значительно снижен.

Кроме того, были предприняты меры по обеспечению уверенного
пуска газовой турбины вплоть до температуры минус 50 градусов. В связи с этим, танки
Т-80БВМ должны дислоцироваться преимущественно в холодных/арктических регионах:
в районе Мурманска, в Сибири и в дальневосточных областях, вдоль Амура.

У машины сохранена старая чугунная башня, хотя она не
является оптимальной для установки специальных элементов брони. Защиту ОБТ
T-80БВМ должны улучшить элементы динамической брони типа «Реликт».
Боевой вес снова вырос до 46,5 т.

Заключительные замечания

В ходе модернизации трех основных боевых танков России за
прошедшие годы, прежде всего, значительно улучшены огневая мощь и защита. С
введением прицельного устройства «Сосна-У» с мощным французским
тепловизором ликвидировано более, чем десятилетнее отставание в ведении ночного
боя. Особенно модели Т-72Б3/Б4 и Т-90М с новой 125 мм гладкоствольной пушкой 2
А46М-5 и современной системой управления огнем «Калина» по уровню
огневой мощи почти догнали танк Т-14 «Армата». Целенаправленно
улучшена защищенность, среди прочего, благодаря использованию самой мощной динамической
брони типа «Реликт».

Динамическая броня «Реликт»

С другой стороны, в настоящей статье также показано, что
правительство России не смогло реализовать объявленное в 2015 г. полноценное
восстановление сухопутных войск путем введения разнообразных новых боевых машин.
Вместо этого оно инициировало комплексную программу модернизации представленных
моделей основных боевых танков. Возможно, это решение обусловлено множеством
причин – как, например, стоимость.

Новые боевые машины, представленные в 2015 г. частично
характеризуются значительным увеличением сложности, из-за чего, вероятно, будут
иметь цену за единицу порядка 6-7 млн. евро. С сокращающимся оборонным бюджетом
удалось бы достигнуть только минимальных показателей норм производства – в результате
поступление в войска значительного количества отложено на длительный срок.

Возможно, с одной стороны, российская оборонная
промышленность была не в состоянии, изготавливать особенно сложные опто-электронные
комплектующие с необходимым стабильным качеством и в требуемом количестве.
После распада Советского Союза в военной промышленности имели место
многочисленные распады производств, а также приватизации компаний со
значительным сокращением производственных мощностей. В пользу этого говорит,
например, обращение к современному прицельному устройству из Беларуси (с
тепловизором из Франции).

Прицельный комплекс «Сосна-У»

С другой стороны, очевидно стремление к сохранению всех возможных
производств танков. Даже деактивированный танковый завод в Омске снова
обеспечен новыми заказами. Как следствие, за обозримый промежуток времени
произошло оснащение ВС России относительно современными боевыми машинами.

Реактивация Омского танкового завода может быть также связана
с сильным влиянием местных политиков, нацеленных на возрождение промышленности
в этом регионе. Повышение боевой ценности нескольких типов танков в
относительно большом количестве позволяет сохранять больше рабочих мест. Напротив,
очень сложные системы изготавливаются крайне ограниченными партиями.

В целом, снова упущен шанс использовать паузу в планировании
для упрощения логистики и стандартизации. В ближайшие 10-15 лет снова потребуется
обеспечивать три типа ОБТ различными комплектующими в таких логистически
критических областях, как привод и трансмиссия. Но также весьма вероятно, что
дизельные модели имели бы значительные проблемы в арктическом климате,
например, при холодном старте.

Российская система активной защиты «Арена-Е»
демонстрировалась на каждой выставке вооружений, начиная с 1992 г. Недостатками
этой версии, среди прочего, были размер и расположение сенсорной головки. С
2012 г. представляется новая версия «Арена-2» со значительно меньшими
компонентами. Примечательно, что ни в одном из модернизированных боевых танков
России эта система защиты не установлена. Не обнаружены на обновленных боевых
танках и компоненты системы активной защиты «Афганит», представленные
в 2015 г. на новых боевых машинах. О вероятных причинах можно только дискутировать.

Хотя в течение многих лет в России, как и на Западе.
разрабатывается информационная система боевого управления (СБУ) для сухопутных
войск, ни в одной статье (в Интернете) не упоминается, что такая система установлена
в модернизированных версиях. О возможных причинах можно только догадываться: затраты,
техническая зрелость, доступность всех необходимых компонентов и т. д. Остается
открытым вопрос, разработана ли новая радиостанция Р-168-25 У-2 также и для обмен
данными в будущей СБУ.

Возможно для российской стороны основанием для принятия
решения служит то, что в настоящее время на Западе также предпринимаются усилия
по повышению боевой эффективности старых танков. Но только в отдельных случаях присутствуют
конкретные планы по разработке боевых машин будущего. Запланированное введение
в строй имеет перспективу около 16-20 лет, а будут ли в итоге эти проекты
успешно введены в серию, по опыту, довольно сомнительно.

По материалам журнала
«Europäische Sicherheit & Technik»

Основной танк Т-72 «Урал»

Число танков, стоящих на вооружении: около 2000 единиц.
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: около 30 000 штук (примерно 7500 штук находится на хранении).
Вес: 41 т;
Вооружение: 125-мм пушка, пулемет калибра 12,7 мм, пулемет калибра 7,62 мм;
Экипаж: 3 человека;
Скорость на пересеченной местности: 35–45 км/ч.

Танк Т-72

Т-72 можно считать самым массовым советским послевоенным танком всех поколений, что закономерно: его приняли на вооружение 7 августа 1973 года, в том же году была выпущена установочная партия в 30 машин, а прекращен выпуск модели только в 2005-м, то есть 32 года спустя! Главный конструктор танка Леонид Карцев отмечал, что зарубежные специалисты считают эту машину «лучшим и самым массовым танком второй половины ХХ века».

За три десятка лет танк неоднократно модернизировался: общее число модификаций, включая экспортные версии, достигает двух десятков. Но основными были модификации Т-72А и Т-72Б, а также более современные Т-72БА и Т-72Б3. Первая модификация — Т-72А — была проведена в 1979 году: на машину установили новые приборы наведения и наблюдения, заменили пушку на более новую и усилили навесную защиту, а также поменяли двигатель на более мощный.

Спустя шесть лет появилась модификация Т-72Б — с новым комплексом управляемого вооружения «Свирь», новым комплексом динамической защиты «Контакт» и новым двигателем, а также пушкой — пусковой установкой вместо обычной пушки.

Третья модификация представляет собой глубокую модернизацию Т-72Б с усилением защиты, в том числе и встроенной динамической, и более современными элементами системы управления огнем и самим танком. А последняя модификация — Т-72Б3 — поступает в войска последние три года и отличается новейшей системой управления огнем, существенно увеличившей возможности бортового вооружения, самым мощным двигателем во всей линейке и усовершенствованной ходовой частью.

«Особенная школа»

Алексей Хлопотов считает, что отечественное танкостроение добилось существенных успехов, которые выражаются в появлении Т-14 и увеличении боевого потенциала модернизированных советских образцов. При этом, как рассказал эксперт, российские гусеничные машины хорошо приспособлены для массового серийного производства и, как правило, недороги.

«У России сложилась своя, особенная школа танкостроения. По своей огневой мощи, защищённости и вооружениям российские танки нисколько не уступают западным, а зачастую и превосходят их. При должной выучке экипажа вероятность поражения целей управляемыми ракетами, которые входят в арсенал российских танков, составляет почти 100%», — отметил Хлопотов.

По его словам, развитие российского танкостроения соответствует общемировому тренду на роботизацию. В Т-14 и модернизированных отечественных машинах электроника занимает заметно больше места. В перспективе такой подход должен привести к уменьшению риска для жизни военнослужащих, прогнозирует Хлопотов.

  • Танк третьего поколения Т-14 на форуме «Армия»

Сергей Суворов считает, что качество российских танков по многим параметрам превосходит западные образцы. По мнению аналитика, отечественные гусеничные машины надёжнее, неприхотливее и проще в эксплуатации. По этой причине танки из РФ пользуются популярностью на международном рынке.

Количество танков в РФ

Нет здесь данных и об устаревших, но все еще обладающих боевыми возможностями Т-55, Т-62 и Т-64. Они хранятся в резерве, но их немало – около 8 тыс. (порядка 2,8 тыс. из них Т-55, до 2,3 тыс. – Т-64, 1,6 тыс. – Т-62).

Бронемашина нового поколения «Армата» своим выходом в свет дала старт курсу на усиленное оснащение воинских частей новинками. Около 2 300 «Армат» появится в войсках по планам Министерства обороны РФ. Кстати, серийные машины, поступившие для испытаний, отличаются от представленных ранее опытных образцов: на них заменен ряд узлов и агрегатов, также появились новые системы.

Но не изжили себя полностью и более ранние поколения бронемашин Т-80 и Т-90.

Таблица 1. Характеристики бронетанковой техники армии РФ, тыс. шт.

Модель На вооружении Выпущено всего На хранении и консервации Модификации
Т-72 «Урал» ~ 2,0 ~ 30,0 ~ 7,5 Модификации Т-72А, Т‑72Б, Т-72БА, Т-72Б3
Т-80 ~ 4,0 > 10,0 Т-80У
Т-90 «Владимир» ~ 0,9 > 1,8 Т-90 – глубокая модернизация Т-72БУ. Т-90А
Т-14 «Армата» Проходит войсковые испытания 2,3 до 2021 (прогноз)

Самые разные источники по-разному оценивают оснащенность этой боевой техникой. Можно уверенно заявлять, что реальное их количество не назовет никто, кроме военного ведомства.

Таблица 2. Количество танков в России

Годы Штук
1990-1992 64 000
1991-2001 18 000
2005 23 000
2008-2010 12 800
2012 17 500
2015 15 000
2018 20 300
2019 21 932
2024-2026 (прогноз) 7700 – 13000

Далеко не все машины из почти 64 тысяч, которые СССР имел в войсках и на хранении на начало 1990 года, пережили потрясения 90-х. Значительные их количества были переданы правительствам образовавшихся независимых государств. Сократилась российская армия. К тому же федеральное правительство не могло содержать слишком много техники.

К середине 2000-х в армии было около 22–23 тысяч танков, а к началу 2010-х годов это число постепенно сократилось. Причем основная масса машин находится в консервации.

Примечание! С момента распада Союза парк грузовых автомобилей в России вырос вдвое.

Военно-морской флот (ВМФ)

Значительное количество как надводных кораблей, так и подводных лодок получит флот. В частности, пополнится четырьмя субмаринами

(в том числе двумя атомными подлодками (АПЛ) проекта 955А «Борей-А» с баллистическими ракетами «Булава» —«Князь Олег» и«Генералиссимус Суворов» , а также одной АПЛ проекта 885М «Ясень-М» —«Казань» ). Кстати, в соответствии с текущей государственной программой вооружения до 2027 года предусмотрена передача 14 АПЛ проектов «Борей-А» и «Ясень-М».


АПЛ «Казань» проекта 885М «Ясень-М»

Источник изображения: Пресс-служба ПО «Севмаш»

В боевой состав ВМФ должны войти шесть надводных кораблей

, а также22 катера и суда обеспечения . Среди них — один фрегат проекта 22350«Адмирал Головко» и два корвета проекта 20380«Ретивый» и«Резкий» . Также предполагается, что флоту будет сдан один корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» —«Яков Баляев» .


Корабль противоминной обороны «Яков Баляев» проекта 12700 «Александрит»

Источник изображения: Александр Демьянчук/ТАСС

Ожидает ВМФ и передачу значительного количества кораблей после ремонта и модернизации. В частности, источники ТАСС сообщили, что до конца года в боевой состав флота вернется АПЛ проекта 671Р

и проекта 971«Леопард». Запланирована передача большого десантного корабля проекта 775 «Александр Шабалин» .

Большой десантный корабль «Александр Шабалин» проекта 775

Источник изображения: Виталий Невар/ТАСС

Военное ведомство уделяет значительное внимание модернизации вспомогательных сил флота. Так, в 2021 году флот получит океанографическое исследовательское судно проекта 02670 «Евгений Горигледжан». , один большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г, два противодиверсионных катера проекта 21980«Грачонок» , катер-торпедолов нового проектаТЛ-2195 , судно тылового обеспечения проекта 23120«Всеволод Бобров» и ряд других вспомогательных судов и катеров

, один большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г, два противодиверсионных катера проекта 21980«Грачонок» , катер-торпедолов нового проектаТЛ-2195 , судно тылового обеспечения проекта 23120«Всеволод Бобров» и ряд других вспомогательных судов и катеров.


Океанографическое исследовательское судно «Евгений Горигледжан» проекта 02670

Источник изображения: Александр Aрхипов/ТАСС

Завершится модернизация и ремонт подводного аппарата АС-36 «Бестер»

Северного флота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector