танк т-72б3

Ходовая часть и двигатель Т-72Б3

У рассматриваемой модели были заменены гусеничные траки. По сравнению с предшественником, новый танк получил ходовые элементы с параллельным шарниром, служащим для повышения эксплуатационных показателей и увеличения ресурса движения. Трансмиссионный узел остался идентичным образцу Т-72.

Обновленный вариант оснащен более мощным многотопливным силовым агрегатом. Его мощность достигает 1130 конских сил. Мотор позволяет машине развивать скорость до шестидесяти километров в час по пересеченной местности, 70 км/ч – по шоссе. Полной заправки топливных баков хватает для преодоления пути в полтысячи километров. Танку вполне по силам водные преграды до 2,8 метра.

Т-72Б3М

По сообщениям СМИ, в марте 2016 года УВЗ получил контракт стоимостью 2,5 млрд рублей на модернизацию 150 танков в вариант «Б3». Согласно контракту, работа включает переоснащение на В-92С2Ф мощностью 1.130 л.с. (специальная разработка для установки в габаритах силового отделения строевой техники) и установку комплекта динамической защиты «Реликт» вместо более древнего «Контакт-5».

Также сообщается о замене гусеничных траков на более надёжные, с параллельным шарниром. Размещение боеприпасов и топлива в танке оптимизировано, установлена система климат-контроля, дополнительные защитные экраны и решётки. Используются отечественные матрицы ИК приборов вместо импортных. На отдельных танках установлен новый панорамный прицел командира, что улучшило возможности по поиску целей и точному наведению оружия.

Опыт Ближнего Востока нашёл отражение в установке автоматической коробки передач, позволяющей быстрее давать задний ход. Сирийские танкисты часто применяли Т-72Б3 в ходе боёв в населённых пунктах, быстро выдвигаясь из укрытия для выстрела по противнику, и, не мешкая, возвращаясь обратно, чтобы не попасть под ответный огонь.

Фото автора
Т-72Б3М выставлялись на площадках форума «Армия».

Танки модификации «Б3» нового облика и более мощные с недавних пор привлекаются к участию в парадах, соревнованиях и выставках. На площадках форума «Армия», включая статическую экспозицию у «Конгресс-Центра» в Кубинке, выставлялись образцы с таблицами данных к ним, что дало возможность сравнить их с более ранними экспонатами.

Согласно таблицам, масса в боевом снаряжении увеличилась с 45,6 до 46,5 тонн, а мощность двигателя возросла с 840 л.с. (первые партии Т-72Б3 сохраняли В-84, прошедшие капремонт) до 1.130 л.с. (при установке нового В-92С2Ф). Максимальная скорость по шоссе сохранилась на уровне 60 км/ч. Запас хода по шоссе сократился на полсотни километров, до пятисот.

Выступая 6 сентября с.г. по итогам Армейских Игр-2020, Сергей Шойгу сказал, что «появилась не уступающая по своим характеристикам, а в чём-то и превосходящая современные зарубежные танки». «В планах Министерства обороны провести модернизацию всех имеющихся на вооружении танков Т-72 до данной модификации», — заявил он.

Экскурс в историю создания танка


Танк Т-72

Перевооружение танковых соединений СССР началось практически сразу после войны. В 1946-47 годах развернуто производство Т-54. В начале 60-х их начали менять на Т-64 и его модификации. Однако новые исследования в области бронирования, вооружений и сборки двигателей быстро сделали новые машины устаревшими.

Именно в данный период наметилось изменение классификации. Новые разработки позволили объединить быстроходность, защиту и мощное орудие. Соответственно средний танк стал основным боевым, став основой танковых соединений.

В данном контексте в 1967 началась разработка Т-72, его основной задачей ставилась замена Т-64А. Последние использовались в качестве испытаний новых двигателей В-45 с эжекционным и вентиляторным охлаждением. Также велись исследования по созданию автомата заряжания пушки на 22 выстрела.

Разработки над машиной на этом не закончились. Танк получил признание не только в СССР и России, но и во множестве других государств. На его основе разработано множество модификаций, включая модернизированные версии. Последние до сих пор остаются на вооружении разных армий.

Модернизация 2016 года

Т-72Б3 образца 2020 на репетиции Парада Победы на Красной площади 9 мая 2020 года По данным заказа № 31603190542 Уралвагонзавода в реестре закупок, Омсктрансмаш должен выполнить модернизацию Т-72Б до уровня Т-72Б3. По условиям соглашения, завершение модернизации запланировано до конца 2020 года. Цена ремонта — 2 525 984 345,88 (78,9 млн за танк). Модернизация танка включает установку:

  • прицелов «Сосна-У» и 1А40-4;
  • автомата сопровождения целей;
  • радиостанции Р-168-25У-2 и комплекса программно-аппаратного АВСКУ;
  • пушки типа 2А46М-5-01;
  • зенитного пулемета 6П50 «Корд»
  • двигателя В-92С2Ф (1130 л. с.) с системами, обеспечивающими его работу;
  • дисплейного комплекса механика-водителя и телевизионной камеры заднего обзора;
  • гусеничных лент с косыми грунтозацепами и ведущих колес с улучшенной очищаемостью;
  • бортовых экранов корпуса с интегрированными модулями динамической защиты типа «Реликт» и решетчатых экранов проекции МТО корпуса;

Комплектование одиночного ЗИП танка комплекта:

  • дополнительных модулей динамической защиты в «мягком» корпусе, повышающих стойкость бортовой проекции корпуса к противотанковым кумулятивным средствам, с возможностью их снаряжения и навески в условиях эксплуатации;
  • модулей динамической защиты и решетчатых экранов башни, повышающих её стойкость к противотанковым кумулятивным средствам и устанавливаемых вместо ящиков ЗИП башни в зависимости от характера поставленной задачи;

Также:

  • доработку АЗ, обеспечивающего использование с изделиями С-1 и С-2;
  • доработку танков в части обеспечения противоминной стойкости, на которых указанное мероприятие не выполнено.
  • изменения конструкции танков с учетом модификации изделий и годов их выпуска, не оговоренных в контракте, не допускаются, за исключением случаев прекращения производства и невозможности восстановления штатных комплектующих изделий.

На новую броню

Танковый батальон 126-й отдельной бригады береговой обороны (оБрБО) в Крыму начал перевооружение на новейшие машины Т-72Б3М, сообщили источники «Известий» в военном ведомстве. Ранее подразделение было оснащено танками предыдущей модификации Т-72Б3.

На сегодняшний день Т-72Б3М — один из самых современных российских танков, он способен поражать в том числе надводные и воздушные цели. По словам собеседников издания, танковые подразделения береговых войск должны иметь технику, позволяющую не только вести общевойсковой бой, но и отразить высадку морского десанта. Благодаря автоматизированной системе управления огнем Т-72Б3М может легко уничтожать десантные катера и даже небольшие корабли противника. А за счет наличия в арсенале управляемых ракет эти боевые машины могут сбивать вертолеты противника с десантом.

Сегодня к юго-западному стратегическому направлению приковано особое внимание, отметил экс-замглавы МИД Сергей Орджоникидзе. — В последние годы именно здесь страны НАТО активно создают напряжение как в политическом, так и в военном плане, — пояснил дипломат «Известиям»

— Мы видим не только масштабный характер маневров Sea Breeze, которые сейчас проходят, но и постоянное приближение к нашей границе военных формирований и инфраструктуры стран Североатлантического альянса. Это серьезная военная угроза, и нам надо заботиться об охране наших рубежей, о защите территориальной целостности страны. В этих условиях особое значение приобретает группировка сил в Крыму

— В последние годы именно здесь страны НАТО активно создают напряжение как в политическом, так и в военном плане, — пояснил дипломат «Известиям». — Мы видим не только масштабный характер маневров Sea Breeze, которые сейчас проходят, но и постоянное приближение к нашей границе военных формирований и инфраструктуры стран Североатлантического альянса. Это серьезная военная угроза, и нам надо заботиться об охране наших рубежей, о защите территориальной целостности страны. В этих условиях особое значение приобретает группировка сил в Крыму.

В прошлом году глава Минобороны Сергей Шойгу заявил, что все оставшиеся в российском парке машины Т-72 будут модернизированы до уровня Т-72Б3М. Он рассказал, что в 2015 году предыдущая модификация Т-72Б1 приняла участие в первых Армейских международных играх, а после их завершения инженеры предложили технические решения для увеличения эффективности и надежности машин. «В результате появилась модификация Т-72Б3М, не уступающая по своим характеристикам, а в чем-то и превосходящая современные зарубежные танки», — подчеркнул министр. По его словам, предложенные технические решения позволили повысить подвижность, надежность и эргономику боевых машин.

В завершение

На вопрос о том, сколько танков Т-72Б3 у России, ответить сложно, поскольку военные секреты редко открываются полностью. Можно предположить, что таких машин не очень много. Это связано с изначальным предназначением машины в виде экспериментального новшества. Судя по специфике производства и учитывая мнение экспертов, рассматриваемая модификация служит скорее переходной моделью между устаревшими образцами и будущими разработками. Это необходимо для того, чтобы усилить броневую мощь вооруженных сил, при этом не растрачивая финансовые средства.

Хочется верить, что выпуск новой модификации не за горами. Если она будет оснащена всеми инновационными разработками, которых в России немало, а также вберет все лучшее от предшественников, то наверняка станет одной из боеспособных в мире. К сожалению, финансовая сторона, как это часто бывает, играет превалирующую роль. Несмотря на это, отечественная военная техника с каждым годом становится совершеннее. Российские танки мало чем уступают, а во многом и превосходят зарубежные аналоги. Все-таки недаром отечественное вооружение — одно из самых грозных в мире.

Заключительные замечания

В ходе модернизации трех основных боевых танков России за
прошедшие годы, прежде всего, значительно улучшены огневая мощь и защита. С
введением прицельного устройства «Сосна-У» с мощным французским
тепловизором ликвидировано более, чем десятилетнее отставание в ведении ночного
боя. Особенно модели Т-72Б3/Б4 и Т-90М с новой 125 мм гладкоствольной пушкой 2
А46М-5 и современной системой управления огнем «Калина» по уровню
огневой мощи почти догнали танк Т-14 «Армата». Целенаправленно
улучшена защищенность, среди прочего, благодаря использованию самой мощной динамической
брони типа «Реликт».

Динамическая броня «Реликт»

С другой стороны, в настоящей статье также показано, что
правительство России не смогло реализовать объявленное в 2015 г. полноценное
восстановление сухопутных войск путем введения разнообразных новых боевых машин.
Вместо этого оно инициировало комплексную программу модернизации представленных
моделей основных боевых танков. Возможно, это решение обусловлено множеством
причин – как, например, стоимость.

Новые боевые машины, представленные в 2015 г. частично
характеризуются значительным увеличением сложности, из-за чего, вероятно, будут
иметь цену за единицу порядка 6-7 млн. евро. С сокращающимся оборонным бюджетом
удалось бы достигнуть только минимальных показателей норм производства – в результате
поступление в войска значительного количества отложено на длительный срок.

Возможно, с одной стороны, российская оборонная
промышленность была не в состоянии, изготавливать особенно сложные опто-электронные
комплектующие с необходимым стабильным качеством и в требуемом количестве.
После распада Советского Союза в военной промышленности имели место
многочисленные распады производств, а также приватизации компаний со
значительным сокращением производственных мощностей. В пользу этого говорит,
например, обращение к современному прицельному устройству из Беларуси (с
тепловизором из Франции).

Прицельный комплекс «Сосна-У»

С другой стороны, очевидно стремление к сохранению всех возможных
производств танков. Даже деактивированный танковый завод в Омске снова
обеспечен новыми заказами. Как следствие, за обозримый промежуток времени
произошло оснащение ВС России относительно современными боевыми машинами.

Реактивация Омского танкового завода может быть также связана
с сильным влиянием местных политиков, нацеленных на возрождение промышленности
в этом регионе. Повышение боевой ценности нескольких типов танков в
относительно большом количестве позволяет сохранять больше рабочих мест. Напротив,
очень сложные системы изготавливаются крайне ограниченными партиями.

В целом, снова упущен шанс использовать паузу в планировании
для упрощения логистики и стандартизации. В ближайшие 10-15 лет снова потребуется
обеспечивать три типа ОБТ различными комплектующими в таких логистически
критических областях, как привод и трансмиссия. Но также весьма вероятно, что
дизельные модели имели бы значительные проблемы в арктическом климате,
например, при холодном старте.

Российская система активной защиты «Арена-Е»
демонстрировалась на каждой выставке вооружений, начиная с 1992 г. Недостатками
этой версии, среди прочего, были размер и расположение сенсорной головки. С
2012 г. представляется новая версия «Арена-2» со значительно меньшими
компонентами. Примечательно, что ни в одном из модернизированных боевых танков
России эта система защиты не установлена. Не обнаружены на обновленных боевых
танках и компоненты системы активной защиты «Афганит», представленные
в 2015 г. на новых боевых машинах. О вероятных причинах можно только дискутировать.

Хотя в течение многих лет в России, как и на Западе.
разрабатывается информационная система боевого управления (СБУ) для сухопутных
войск, ни в одной статье (в Интернете) не упоминается, что такая система установлена
в модернизированных версиях. О возможных причинах можно только догадываться: затраты,
техническая зрелость, доступность всех необходимых компонентов и т. д. Остается
открытым вопрос, разработана ли новая радиостанция Р-168-25 У-2 также и для обмен
данными в будущей СБУ.

Возможно для российской стороны основанием для принятия
решения служит то, что в настоящее время на Западе также предпринимаются усилия
по повышению боевой эффективности старых танков. Но только в отдельных случаях присутствуют
конкретные планы по разработке боевых машин будущего. Запланированное введение
в строй имеет перспективу около 16-20 лет, а будут ли в итоге эти проекты
успешно введены в серию, по опыту, довольно сомнительно.

По материалам журнала
«Europäische Sicherheit & Technik»

Оптика и прицел

На вопрос: «Танк боевой Т-72Б3 — что это за зверь?» — можно ответить по-разному. Имеются и у него слабые места. Например, разработчики оснастили машину допотопным комбинированным перископическим прицелом, который не изменился с 1991 года. Его характеристики оставляют желать лучшего.

Об этом свидетельствует тот факт, что уже на первых полевых испытаниях были зафиксированы травмы глаз у членов экипажа. Связано это с тем, что, если при выстреле вовремя не убрать голову от прицела, то кратковременная контузия наводчику обеспечена, поскольку система имеет большую отдачу. К плюсам ТКН-ЗМК можно отнести возможность перестраиваться в автоматическом режиме, в зависимости от положения башни. При этом загорается индикатор «командир», который свидетельствует о том, что прицеливание переходит под управление старшего по званию члена экипажа.

Здесь снова возникает дилемма. Если ночью наводчик будет наблюдать цель на дистанции до трех с половиной километров, то командир сможет координировать действия лишь на пять сотен метров. В аспекте наводки и видимости, особенно в ночное время, модернизированный Т-72Б3 – не самый лучший пример для подражания.

Предназначение и система защиты

Т-72Б3 предназначен для выполнения различных боевых операций. Среди них:

  • ликвидация бронированной техники противника;
  • уничтожение личного вражеского состава;
  • разрушение различного типа укреплений и огневых точек;
  • сопровождение и поддержка сухопутных войск при наступлении и в обороне.

Поставленную боевую задачу машина может выполнять в любое время суток, независимо от погодных условий.

Тип брони рассматриваемой модификации обеспечивает надежную защиту экипажа. Корпус и башня изготовлены из комплексной катаной стали, в состоянии противостоять большинству бронебойных и подкалиберных снарядов, а также любым видам бронебойных пуль.

От кумулятивного поражения танк защищает специальный комплекс «Контакт-5». На башне имеется восемь гранатометов «Туча», а также может монтироваться система «Штора», защищающая от противотанковых ракет лазерного наведения.

Т-80БВМ «Мотобол-2»

Начиная с середины семидесятых годов прошлого века и до развала Советского Союза, отечественная промышленность параллельно выпускала две линейки основных боевых танков. Одна — «уральская», в лице Т-72 и его дальнейшего развития Т-90; другая представлена Т-64 и Т-80. Первая отличалась применением дизельных двигателей, тогда как на Т-80 применяется газотурбинный. По итогам боевых действий в Чеченской республике, а также в рамках оптимизации численности Вооружённых сил, газотурбинные танки решили передать на базы хранения.

Одно время казалось, что по завершении выполнения заказов Южной Кореи и Кипра на полторы сотни Т-80УЕ, эта линия отомрёт. Однако события последних лет показали обратное: Министерство обороны не просто вернуло Т-80 с баз хранения в строевые части, но и приняло решение на модернизацию. Тема поручена АО «Омсктрансмаш» и АО «СКБ транспортного машиностроения».

mil.ru
Танкисты ЗВО в Подмосковье получили танки Т-80БВМ.

Общее направление работ — унификация Т-80БВ (1985г.) с «уральской линией». получат прицел наводчика «Сосна-У», средства связи и другое оборудование с Т-72Б3, а комплекс защиты — с Т-90М. Промышленность получила заказ на модернизацию строевых машин типа Т-80БМ в ходе одного из форумов «Армия». Соответствующая тема носит «долгосрочный характер». Сначала предполагается выпуск установочной партии численностью порядка 60-80 единиц, для переоснащения пары танковых батальонов.

Модернизированный образец впервые продемонстрировали в сентябре 2017 г. по случаю Дня танкиста на территории 33-го общевойскового полигона возле города Луга Ленинградской области. Затем одна машина выступала в динамическом показе на полигоне «Алабино» в ходе МВТФ «Армия-2018». Внешне обновлённый танк заметно отличается от Т-80УЕ-1, которые в большом количестве традиционно принимают участие в различных мероприятиях на площадках форума, выполняя стрельбу по мишеням в полигонных условиях и показывая лёгкость и точность управления в «танковом балете».

Численность парка Т-80 в составе Сухопутных войск России зарубежными источниками оценивается: пятьсот единиц в строевых частях и ещё три тысячи — на складах хранения. Среди этого множества присутствуют модификации «Б», «БВ» и «У», которые собирали в Ленинграде и Омске. Сначала их комплектовали моторами (разработки конструкторского бюро имени В.Я. Климова) мощностью 1.000 л.с., позднее — 1.100 и 1.250 л.с. За годы серийного выпуска масса танка увеличилась с 42 до 46 тонн, и ещё немного подросла в ходе доработок.

mil.ru
Т-80БВМ выполняет стрельбу по мишеням в полигонных условиях.

Модификация «УЕ-1» при весе 47 тонн разгоняется до 70 км/час и показывает запас хода по шоссе 500 км. Сохранив мощность на прежнем уровне, улучшенные силовые агрегаты ГТД-1250 на Т-80БВМ демонстрируют меньший расход топлива, сравнимый с «дизельными аналогами». Словом, модернизация в вариант Т-80БВМ «Мотобол-2» значительно повысит боевые возможности строевых машин, доведя их до уровня современных требований.

Вооружение Т-72Б3

  • Пушка. В башню устанавливается высокоточная пушка 2А46М-5 (увеличена скорость попадания на 30%), благодаря увеличению количества люфтовыбирающих устройств и длины люльки. Что даёт возможность применять «длинные» подкалиберные снаряды Свинец-1 и Свинец-2. Уменьшился эффект изгибания ствола, т.к. уменьшилась разностенность. На стволе есть термозащитный кожух – защита от воздействия внешних температур на точность стрельбы. Откат орудия современный – работают два тормоза отката и накатник. 
  • Пулемёты. Вместе с орудием расположен пулемёт ПКТМ 7,62 мм. с боекомплектом на 2000 патронов. А для борьбы с низколетящими вертолётами на башне установлен 12,7 мм пулемёт СНВ, его боекомплект 750 патронов.
  • Система управления огнём СУО. Прицел «Сосна-У» расположен на башне в бронированном кожухе. Он с разным режимом наблюдения, стабилизируется в вертикальной и горизонтальной плоскости, для стрельбы днём есть оптический канал. Дальность обнаружения цели 5 км. Без наводчика-операторатора система прицеливания может захватить и проводить, просчитывая действия цели наперёд. Скрывшийся из виду объект будет автоматически сопровождаться АСЦ, обнаруживаться тепловизором, а расстояние замеряться лазером. На случай выхода из строя Сосны-У есть прицел ТПД-К1, доставшийся от Т-72Б .

Т-72Б3 с КДЗ

Танковые биатлоны 2013-2017 гг. запомнились появлением образцов Т-72Б3 с дополнительными доработками по опыту испытаний, начальной эксплуатации в частях и участия в боевых действиях в горячих точках. Помимо того, отдельные экземпляры модернизированных машин принимали участие в динамическом показе на полигоне «Алабино», а другие — выставлялись на пути прохода зрителей к трибунам, для более подробного ознакомления. По словам военнослужащих, дававших пояснения для публики у выставочных образцов, мощность двигателя была увеличена до 930 л.с., а отдельных случаях — ещё выше.

Фото автора
На статических площадках МВТФ «Армия» 2017-2018 гг. выставлялся T-72Б3 с КДЗ.

На статических площадках МВТФ «Армия» 2017-2018 гг. выставлялся T-72Б3 с КДЗ. От машин-участниц танковых биатлонов Т72Б3 с КДЗ отличался внешним видом: иные бортовые экраны, дополнительная защита в виде решёток плюс мешки, навешенные по бортам танка для лучшей защиты от средств поражения кумулятивного действия.

Согласно таблице данных к нему, конкретный экземпляр Т-72Б3 с КДЗ оснащался двигателем В-84М мощностью 840 л.с., тогда как штатно на Т-72Б (Б1) ставили В-84-1 с аналогичным показателем, а на первоначальный Т-72 (без суффикса) — В-46 мощностью 780 л.с.

Т-72Б3: вооружение

Главным орудием рассматриваемого танка является пушечная пусковая установка 2А-46М5, калибром сто двадцать пять миллиметров, боекомплект которой вмещает четыре десятка снарядов. Пушка агрегирует с современными бронебойными, кумулятивными и подкалиберными, осколочными и фугасными снарядами. Максимальная дистанция поражения достигает четырех километров.

Кроме того, боевая машина Т-72Б3 оснащается следующими типами вооружения:

  • противотанковые управляемые ракеты типа ЗВБМ-22/23;
  • пулемет марки ПКТМ, стреляющий пулями калибра 7,62 миллиметра;
  • зенитный пулемет для борьбы с воздушными летательными аппаратами (марка – НСВ, калибр – 12,7 мм).

Общий запас пулеметных патронов составляет 2750 штук.

Основной боевой танк может вести огонь несколькими типами специально разработанных, увеличенных по длине снарядов, типа «Свинец», причем обеими имеющимися вариациями. При этом повышается не только максимальное расстояние поражение мишени, но и степень пробивания брони, независимо от дистанции. Четкость заряжения новых боеприпасов обеспечивается измененным и усовершенствованным автоматическим приспособлением.

Основные узлы

  • Защищённость. На корпус устанавливается ВДЗ «Контакт-5», на башне она установлена под углом, чтобы не реагировать на пули, а защищать от противотанковых средств. Это защищает Т-72 в 2 раза лучше от кумулятивных снарядов, а от подкалиберных в 1,5. По опыту иракцев, даже пустые металлические конструкции эффективно применялись на Т-72 против английских и американских 120 мм танковых орудий.
  • Силовая установка. На Т-72Б3 устанавливается турбодвигатель повышенной мощности – модернизированный В-84, он даёт хорошую скорость, ускорение и тяговое усилие. Состоит из 12-ти цилиндров. С охлаждением жидкости в алюминиевом радиаторе с сердцевиной пластинчато-ленточного типа (модернизация), что защищает двигатель увеличенной мощности от перегрева и весь танк от вражеских тепловизоров. Обвес двигателя термодымовой аппаратурой, инжекционной системой происходит при монтаже, устанавливается муфту масляные и водяные отводы и подводы. После установки в силовое отделение отлаживается его работа. 
  • Ходовая. Всё та же надёжная ходовая, не слетающие гусеницы улучшены параллельными шарнирами. Что увеличивает срок их службы. Ходовая у танка получилась очень плавной. По грунту машина достигает скорости до 65 км/ч. В комплектацию входят две семиступенчатых коробки передач и мультипликатор «Гитара» (трансмиссия) – устройство передачи крутящего момента от двигателя коробке. С повышением скоростей управлять танком становится легче. Протестировав работу ходовой части в полевых условиях, танк возвращается в цех.
  • Системы связи. Радиостанция Р-168-25У-2 «Акведук» с дальностью 20 км., возможностью шифрования и запасных частот УКВ. Спутниковая связь отсутствует.

Основные цели и задачи

Т-72 относится к средним танкам. Основной акцент таких машин делался на скорости и хорошей ударной мощи, позволяющей развивать наступление и преодолевать слабо укрепленные линии. В современной классификации такие машины определяются как основные боевые танки.

Ключевая особенность данного типа техники — универсальность и многозадачность. Сочетание подвижности, боевой мощи и значительной защиты расширяет потенциал применения танка. Он может использоваться в масштабных наступлениях и локальных конфликтах, поддерживать небольшие отряды или преодолевать укрепленные линии обороны.

Отдельных боевых задач или специализации для таких машин не выделяют. Они определяются фронтовой обстановкой и практической необходимостью. Именно данный аспект и считается ключевым преимуществом основного боевого танка.

Параметры технического плана

Боевая машина Т-72Б3, характеристики которой превосходят по многим аспектам предшественника, обладает следующими основными показателями:

  • состав экипажа – три человека (командир, механик и стрелок);
  • масса в боевом состоянии – сорок шесть тонн;
  • основная пушка (калибр/марка) – 125 мм/2А45-6М5;
  • мощность силовой установки составляет 840 лошадиных сил;
  • длина корпуса (с пушкой и без) – 9,53/6,86 м;
  • запас хода – не менее пятисот километров;
  • высота машины – 2,22 м;
  • просвет дорожный – 49 сантиметров.

Также стоит отметить, что агрегат Т-72Б3, скорость которого по максимуму составляет до семидесяти километров в час, оборудован новейшими системами прицеливания, радиосвязи и пожаротушения.

Положительные моменты

Ради объективности стоит отметить и плюсы рассматриваемой боевой машины:

  1. В общей комплектации остался прицел ТПД-К1, который оснастили защитой от лазерной атаки. Это позволяет при повреждении одного наводящего узла воспользоваться его аналогом.
  2. За местом наводчика смонтировали крайне необходимые приборы (датчики температуры, направления ветра, скорости воздушного потока).
  3. Возможность установки дополнительного вооружения, включая самые современные снаряды.
  4. Более мощный силовой агрегат.

Основной боевой танк Т-72 проигрывает модернизированному «собрату» по многим параметрам, однако и обновленный экземпляр показал себя не в лучшем свете.

Что дала модернизация?

Переделка серийных танков Т-72Б в модернизированную версию Т-72Б3 позволила усилить боевой потенциал машины. Однако такое решение вызывает массу споров и рассуждений. С одной стороны, капитальный ремонт и частичное усовершенствование позволяет усилить армию при минимальных затратах. Другая точка зрения основана на том, что неэффективно и непрактично совмещать нелогичные вещи, включая крышку оптики на болтах и открытую пулеметную площадку.

В итоге недочеты могут свести на нет все объективные преимущества. Похоже на то, что разработчики просто пытались уложиться в определенную смету, поэтому и оставили столько «черных дыр». А пока только остается ждать и верить, что конструкторы учтут все ошибки и смогут их нивелировать в последующих проектах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector