Внутри «т-34»: как устроен танк из фильма

Конструктор М. И. Кошкин создатель танка Т-34

Однако, без непосредственного контроля верховного главнокомандующего, еще в октябре 1937 года, на территории Харьковского паровозостроительного завода, глава конструкторского бюро Михаил Ильич Кошкин совместно с А. А. Морозовым и Н. А. Кучеренко, начал создание нового танка, не опираясь на аналоги западных конструкторов. В основе боевой машины лежал дизельный двигатель. Толстые листы брони толщиной 4-7 см. располагались под крутым углом в 60⁰, чтобы снаряды противника, в случае лобовой атаки, рикошетили от корпуса. 76 мм-вая пушка имела дальность стрельбы до 1 км.

Михаил Ильич Кошкин главный конструктор танка Т-34

В марте 1940 года 2 опытных образца нового танка совершили пробег от г. Харькова до г. Москвы. Дорога вела в обход городов проселочными дорогами. Целью было не только привезти образцы танков к начальству, но и испытать боевые машины

Задача была первостепенной важности, глава конструкторского бюро М. И

Кошкин вызвался сам вести один из танков.

Машины были доставлены в Москву в установленный срок, танки были удостоены всестороннего изучения и в начале 1941 года начался массовый выпуск новой боевой машины Т-34. К сожалению, перегон танка по маршруту Харьков – Москва негативно отразился на здоровье его изобретателя и в сентябре 1940-го года М. И. Кошкин скончался от пневмонии.

Немаловажной причиной перехода на новые танки стали результаты войны с Финляндией (1939-1940 гг.). Именно она показала недостатки уже имеющихся машин

Легкие танки БТ-5 и БТ-7, а также танки Т-26 с бензиновым двигателем, успешно выиграли оба танковых сражения, развернувшиеся в период этой войны. Однако сотни танков просто замерзли, так и не вступив в бой.

Легкий танк БТ-5

Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 года застало врасплох танковые подразделения. Многие машины были сожжены прямо на платформах. Те, что остались, не могли дать достойный отпор: не хватало снарядов, новые машины некому было вести в бой, танкисты не были обучены управлению новыми машинами. Так, из примерно тысячи танков, оборонявших западные границы страны, почти все были потеряны в первые две недели боев. А осенью 1941 года был разрушен Харьковский паровозостроительный завод, на котором выпускалась основная масса Т-34.

Количество победило качество

Сказать, что «легендарная тридцатьчетверка» была лучшим танком Второй Мировой — означало бы сильно приукрасить ситуацию. По сути Т-34 представлял собой «сборную солянку» из узлов и агрегатов, скопированных с зарубежных прототипов конца 20-х — начала 30-х годов ХХ века. Например, ходовая часть — от американского танка «Кристи», двигатель — копия BMW-VI, который немцы ставили на бипланы ещё в середине 20-х, многие другие агрегаты заимствованы у британцев и итальянцев. К устаревшим, с технологической точки зрения, компонентам надо также добавить ужасающе низкое качество производства.

Сборка Т-34-85 на Челябинском танковом заводе

И все же Т-34 стал самым массовым танком WWII. Военная промышленность СССР выпустила столько танков, что у Германии не хватило на них снарядов. Его простая и бюджетная конструкция позволила производить эти машины высокими темпами и в огромных количествах. Всего за годы войны было выпущено свыше 35 тыс. Т-34, в то время как всех модификаций немецкого Т-IV в Германии собрали менее 9 тыс.

История создания и совершенствования «тридцатьчетверки» повторяет, за редкими исключениями, историю всего советского оружия. Ущербная социалистическая экономика, технологическая отсталость и слабая мотивация инженерного и рабочего персонала на заводах и в КБ приводили к тому, что выпускаемое вооружение было нетехнологическим, низкого качества, а сама конструкция заимствовались у каких-либо устаревших зарубежных прототипов. И только огромное число выпускаемого вооружения, помощь по ленд-лизу, а также беспримерный героизм рядовых бойцов помогли в победе над врагом.

Прочее оборудование

Бинокулярный прицел TZF-12 первых “Пантер” имел фиксированную кратность – 2.5х при поле зрения в 30°. Упрощённый (за счёт упразднения левой трубы и превращения в монокулярный) прицел TZF-12A получил переменную кратность – от 2,5× до 5×, поле зрения при этом составляло 30° или 15°.

В 1944 году произвели 63 “Пантеры” с приборами ночного видения. Инфракрасный прожектор и прибор наблюдения на командирской башенке дали возможность ночью наблюдать местность на расстоянии до 200 м.

Для ведения ночного боя цели предполагалось подсвечивать мощным инфракрасным прожектором на шасси бронетранспортёра. С сентября 1943 года на танки наносилось покрытие «циммерит», защищающее от магнитных мин. Через год такая практика прекратилась.

Т-90 против Абрамса

Лучшее от ПМ ко Дню защитника Отечества

Танки Т-90 и М1А1 «Абрамс» являются типичными представителями советской и западной школ танкостроения, в которые заложены различные конструкторские и технологические идеи. Т-90, глубокая модернизация надежного и хорошо зарекомендовавшего себя танка Т-72, был создан уже после распада СССР и вобрал в себя все лучшее, что было заложено в советских танках. В качестве основного орудия на танке установлена модернизированная версия 125 мм гладкоствольного орудия 2А46М4. Бронирование танка возросло практически в 3 раза по сравнению с первыми модификациями Т-72 и включает как мощную пассивную броню, со спецбронированием «полуактивного» типа, так и встроенную «активную» динамическую защиту, что позволило обеспечить высокий уровень бронирования, не выходя за весовые ограничения, обусловленные показателями стратегической мобильности.

Танк М1 «Абрамс» создался в первую очередь не как танк прорыва, а как противотанковое средство, задачей которого было остановить, или, по крайней мере, задержать волны советских танков, рвущихся к проливу Ла-Манш. Создание танка велось в тесном сотрудничестве с немецкими танкостроителями, но с американской спецификой. В качестве основного орудия на танке, начиная с модификации М1А1, установлена 120 мм пушка М-256, которая является несколько модифицированной версией немецкой пушки Rh-120. Бронирование первых модификаций танка представляет собой многослойную композитную броню «Чобхэм», созданную в Великобритании. На более поздних модификациях применена броня с применением уранокерамики первого и второго поколений.


М1А1 «Абрамс»

Бронирование башни танка Т-90 относится к «полуактивному» типу. В передней части башни расположены две полости, расположенные под углом 55 градусов к продольной оси орудия, в которых размещены пакеты спецбронирования «полуактивного» типа. Структура брони с отражающими листами представляет собой преграду, состоящую из 3-х слоев: плиты, прокладки и тонкой пластины. Эффект от использования «отражающих» листов может достигать 40% в сравнении с монолитной броней той же массы. Кроме этого, на танке также применен комплекс встроенной динамической защиты «Контакт-5». Этот тип ДЗ работает как против кумулятивных средств (КС), так и против бронебойных подкалиберных снарядов (БПС). Комплекс обеспечивает мощный боковой импульс, позволяющий дестабилизировать или разрушить сердечник БПС перед тем, как он начнет взаимодействие с основным бронированием.

На Т-90 был впервые серийно установлен комплекс оптико-электронного противодействия ТШУ-1−7 «Штора-1». «Штора-1» предназначена для защиты танка от поражения управляемым оружием с командными полуавтоматическими системами наведения типа «Tow», «Hot», «Milan», «Dragon», лазерными головками самонаведения типа «Maverick», «Hellfire», «Copper-head», а также артиллерийских систем с лазерными дальномерами.

Башня танка М1А1 состоит из наружной и внутренней стальных бронеплит, соединенных поперечными ребрами жесткости, между которыми заложены пакеты спецбронирования из металлических и неметаллических материалов. Благодаря высокой плотности (плотность урана 19.03 г/см?) эти пластины при предельно малой толщине обеспечивают «взрывной» характер разрушения элементов кумулятивной струи.

Виды и модели

То, как будет распланирована баня-танк, зависит от ее общей длины. Наименьшая бочковидная конструкция имеет длину 2 м. Внутри ничего, кроме парилки, нет. Отсутствие внутренней раздевалки в какой-то мере компенсирует навес-козырек над входной дверью.

Трехметровые емкости позволяют оборудовать уже гардероб до 1 м длиной. При общей длине 4 м скамейки увеличивают до 2 м. Наибольшая длина бочковидных бань может достигать 6 м. В этом случае выделяют даже полноценную комнату отдыха.

Форма овала встречается лишь изредка. Но всегда она создает живописный вид. Довольно интересным решением оказывается и квадрат со скруглением углов. Разница может быть связана и с размещением дверей. В одних случаях они ставятся на торцах, а в других — в боковой плоскости бочки.

Куда важнее, впрочем, вид создаваемой бани. Классическая парилка в русском стиле вырабатывает влажный разогретый пар. Кроме парной, обязательно надо предусмотреть отделение для мытья. Потому «русский стандарт» может быть воплощен только в крупной бане. Финская сауна рассчитывается на сильный прогрев и выброс сухого пара.

Надо будет предусмотреть место для подвешивания ведра либо для установки купели. Конструкция рассчитывается на прием контрастных гигиенических процедур. В «танке» может быть поставлен и чан «офуро». Его емкость довольно велика, и обязательно предусматривается каменка.

Русская бочковая баня обязательно оснащается водосточными системами. Учитывая компактность помещения, все стены изнутри обшивают огнестойкими панелями. При создании сауны основной упор делается на герметичность; обязательно предусматривают вентилирующие задвижки в полах и стенах. Горизонтальные бани-танки помогут существенно нарастить общую площадь. Что касается офуро, то их можно делать в форме круга, эллипса; далее либо ставят печь внутри, либо подводят тепло по трубам снаружи.

Последняя важная градация — по используемой древесине:

  • дуб (служит долго, мало изнашивается, внешне приятен, стоит дорого и тяжело обрабатывается);
  • липа (отличается практичностью и безопасностью);
  • осина (бюджетна, но сильно растрескивается и легко деформируется);
  • кедр (отличается мощным оздоравливающим эффектом).

«Монту» — египетский бог из Советского Союза

ИС-3 не успел на Вторую мировую, но поучаствовал в параде в честь её окончания 7 сентября 1945 года в Берлине. Новый советский тяжёлый танк произвёл сильное впечатление на западных военных.

ИС-3 производился до 1946 года и имел все шансы ни разу не поучаствовать в боевых действиях — началась холодная война, когда масштабные танковые сражения только планировались. Однако во время арабо-израильских войн СССР оказал сильную поддержку антиизраильской коалиции, и несложный в освоении танк ИС-3 оказался как нельзя кстати. Об истории этого танка на Ближнем Востоке расскажет новый стиль «Монту».

Боевое применение

Pz.V считались настолько важными для готовящегося наступления на Курской дуге, что начало боя даже откладывали, стремясь собрать в войсках больше “Пантер”. В бою машины уничтожали любые советские танки, их лобовая броня не пробивалась 76 милиметровыми советскими орудий. Но надёжность танка оказалась неприемлемо низкой. Только при выдвижении 10-й танковой бригады на исходные позиции четверть “Пантер” вышла из строя, сломавшись.

В последующих боях 1943 года “Пантеры” продолжали проявлять себя, как мощные в бою, и ненадёжные в эксплуатации. Максимальное количество танков – 522 машины – удалось собрать на Восточном фронте к летней кампании 1944 года. Проблемы с надёжностью в этот период официально считались устранёнными.

В том же 1944 году “Пантеры” пошли в бой в Италии. Там их дебют тоже не принёс ожидаемого успеха – из 62 машин 1-го батальона 4-го полка за дни боёв осталось только 13 боеспособных.

При высадке в Нормандии “Пантеры”, с одной стороны, стали неприятной неожиданностью для англо-американских сил. Встретить ожидалось, как в Италии, небольшое количество Pz.V, в составе отдельных батальонов. На практике оказалось – почти половина из немецких танков в Нормандии – “Пантеры”. Но на стороне союзников были численное превосходство и господство в воздухе, а немцам в очередной раз часто приходилось бросать на поле боя сломавшуюся технику.

Эпизодически трофейные “Пантеры” (под обозначением T-5) применяла Красная Армия. Вооружение танков оценивалось высоко, и, в целом, применялись они успешно. При этом отмечались сложность в эксплуатации и ремонте, а также необходимость применения высококачественного авиабензина.

Летающий танк А-40

Создан советским авиаконструктором Антоновым на базе танка Т-60. Другое название – «Крылья танка». Гибрид танка и планера, предназначением которого была доставка боевой машины по воздуху для помощи партизанам. Экипаж, однако, мог управлять полетом планера прямо из машины. После посадки планер отделялся, и А-40 превращался в стандартный Т-60. Однако чтобы поднять в воздух такую махину (почти 8 т), требовалось лишить танк всех боеприпасов, что делало конструкцию бесполезной при использовании в боевых действиях. Дальше прототипа А-40 не пошел, а первый и последний полет совершил 2 сентября 1942 года.

Летающий танк А-40

Атомный танк Chrysler TV-8

TV-8 был создан компанией Chrysler в 1955 году. Обладает сразу несколькими яркими отличительными чертами. Первая – это огромная неподвижная башня, жестко закрепленная на облегченном шасси единым монолитом без единой прорези. Вторая – это предложенное инженерами решение питать танк от компактного атомного реактора, расположенного прямо в башне. И третья – это телевизионные камеры, расположенные на башне для того, чтобы экипаж танка не ослеп при взрыве атомной бомбы.

TV-8 был предназначен для ведения боевых действий в условиях ядерной войны, то есть поблизости от ядерного взрыва. Машину предполагалось оборудовать двумя пулеметами с 7,62-миллиметровыми патронами и 90-миллиметровой пушкой T208. Проект, конечно, впечатлил военное руководство Штатов, однако вскоре стали ясны непреодолимые проблемы конструкции: во-первых, создание небольшого атомного реактора оказалось трудновыполнимым, а во-вторых, при попадании в такой реактор последствия оказались бы плачевными не только для экипажа, но и для солдат и техники поблизости от TV-8. В итоге не был создан даже прототип, и о проекте забыли.

Эскиз атомного танка TV-8

Танк Т-24 и БТ

В 20-е и 30-е годы танкостроение, как передовая отрасль, была переполнена идеями и новыми конструкторскими решениями. Это период создания Т-24 с 45-мм. орудием, серии легких танков БТ, обладающих хорошей проходимостью и быстроходностью. Однако, все они имели ряд существенных недостатков. В их числе бензиновый двигатель, влекущий за собой высокий риск возгорания при попадании снаряда, а также высокая стоимость производства.

Средний советский танк Т-24

Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.) стала для молодого СССР своеобразным полигоном для испытания нового вида оружия, в том числе и танков.

В мае 1938-го года Иосиф Виссарионович Сталин пригласил к себе инженеров и танкистов, побывавших на полях сражения в Испании. Перед ними был поставлен вопрос – какого рода модернизация необходима танкам. В ходе обсуждений, было принято решение о создании транспортного средства на полностью гусеничном ходу. До этого машины использовали гусенично-колесный ход.

Т-34 в Великой Отечественной войне

Оправившись от первого потрясения, армия Советского Союза начинает ответные боевые действия. Сформированные танковые дивизии вступают в бой. И тут преимущества нового Т-34 становятся большой проблемой для неприятеля. Пушки Т-34 пробивают броню любого танка Германии на километровой дистанции – ни одна из имеющихся в арсенале фашистов машин не может этому противостоять. Ввиду этого, запланированное на осень немцами наступление на г. Тула решено отложить.

Потери боевых машин СССР с начала войны огромны. Так, за 1941 год Советский Союз потерял порядка 20,5 тысяч танков всех типов. Чтобы восполнить недостаток в боевых машинах, заводы, перенесенные на Урал и в Сибирь, в срочном порядке выпускают новые танки, основная масса которых именно Т-34. В процессе производства проявился и еще один плюс 34-го – простота конструкции новой техники. Выполнять многие операции по производству могли низкоквалифицированные рабочие без специальных знаний

Это было очень важно, ведь основную рабочую силу после ухода работников на фронт, составляли женщины и дети

Зима 1941-1942 годов ознаменовалась жестокими боями за Москву. Немцы ввели около 650 танков против армии Рокоссовского. Однако защитники переломили ход сражения – они не только не подпустили противника к столице, но и выступили в контрнаступление. В январе 1942 года разворачивающееся наступление Красной армии могло бы изменить ход войны: планировалось захватить основные группы армий «Центр», что позволило бы закончить войну значительно раньше. Но для такого удара танков по-прежнему не хватало, и шанс был упущен.

1942 год ознаменовался восстановлением мощи танковых войск. Заводы наращивают объемы, впервые налажено поточное производство Т-34. Большим достижением стала разработка метода автоматической электросварки, благодаря чему выпуск танков увеличивается в 5 раз без угрозы качеству. Полевые испытания показали – сваренные новым электросварочным оборудованием швы крепче, чем даже броня танка.

В 1942 году насчитывается уже 20 танковых корпусов. Теперь танки играют важную роль в военном противостоянии. Если в начале 40-х годов им отводилась роль лишь сопровождения пехоты, теперь они являются самостоятельной силой. Бои показали, что советские танки превосходят боевые машины противника. В качестве доказательства, в боях на подступах к Сталинграду за 200 км. до города Т-34 разгромили танковый корпус командующего армии «Дон» Манштейна.

Немецкие конструкторы, изучив преимущества Т-34, выпускают новые типы танков. Боевые машины «Тигр» и «Пантера» получили новую броню и дальность стрельбы порядка 1,5-2 км. Самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» имела пушку 88 мм и 20-сантиметровую броню. Именно такими машинами немцы планировали выиграть Курскую битву и перейти в контрнаступление после провала у Сталинграда.

Landkreuzer P. 1000 Ratte (Крыса)

Тысяча тонн, 39 метров в длину (с орудием), 11 м в высоту. Если бы сверхтяжелый танк Ratte в начале 1940-х годов все-таки был воплощен в металле, то стал бы самым крупным и массивным танком в истории человечества, и этот рекорд не был бы побит до сих пор. Немецкое руководство, однако, не стало развивать проект, так как ресурсов требовалось много, а серьезного перелома на поле боя машина не обеспечила бы, и «Крыса» так и осталась на стадии чертежей и эскизов.

Предполагалось вооружить танк двумя корабельными орудиями с калибром снарядов 280мм, пушкой калибра 128мм, а также почти десятком пулеметов (по некоторым данным – восемью, однако четкого представления о количестве вооружения на стадии проектирования не было; то же касается числа и типа двигателей – от восьми дизельных до двух судовых).

Источник

МТО

Непреодолимое желание сократить размеры этого отсека, безусловно, присутствует. Но как? Ставить новый более компактный двигатель? И где его взять? На базе уже имеющегося дизеля создать десяти или восьми цилиндровый образец? Так это уже новый мотор и его еще надо сделать. При этом он, по определению, потеряет в мощности. В результате и собственная жаба задушит, и ответственные товарищи не поймут. Развернуть дизель В-2 поперек корпуса? А нам такой геморрой и сразу очень нужен? Поэтому оставим почти всё как почти есть. И в русле мыслей коллеги Блэктигера осуществим поворот бортовых передач. Но слегка, градусов на тридцать-сорок. И поимеем с этого сантиметров двадцать вожделенной компактности. Ну и достаточно. Изменение положения масляного насоса на, собственно, конструкцию двигателя не влияет, но позволяет уменьшить его высоту сантиметров на десять. Приятный бонус.

Обратно в Египет

Во время очередного арабо-израильского конфликта — Войны Судного дня 1973 года — несколько танков ИС-3, превращённых в огневые точки, были отбиты египтянами обратно. Как сложилась судьба этих машин, к сожалению, неизвестно, но израильские опознавательные знаки с них точно убрали. Кстати, к этому времени в египетской армии всё ещё оставался полк танков ИС-3М.

Кроме песочной окраски и остатков эмблем стиль «Монту» добавляет некоторые мелкие детали

Это, например, канистры с топливом — со снабжением в пустыне всегда неважно, а когда на коммуникациях действует израильская авиация, то дела совсем плохи

Ещё можно рассмотреть матрас и брезент, самые необходимые вещи для танкиста, которые помогут устроиться в пустыне покомфортнее и холодной ночью, и жарким днём. Брезент и вовсе незаменимая вещь: им накрывались, когда ложились спать, на нём можно было поесть, и им же закрыть танк сверху при перевозке, чтобы в машине не было воды в сырую погоду.

Пулемёт ДШК на башне ИС-3 слегка заметён песком — это надёжное и легендарное оружие пользовалось популярностью по обе стороны фронта во время арабо-израильской войны.

В целом «Монту» — частичка истории советской бронетехники, которую любители ИС-3 могут повернуть вспять. Несколько звёздочек на стволе обладателя стиля «Монту» как нельзя лучше докажут, что ИС-3 — это грозная машина и внушающий страх противник в умелых руках!

Фанера – наше все

Самые прочные игрушки получаются из фанеры. Последняя должна быть первого или второго сорта, чтобы поделки из дерева танк не выделял неприятный запах. Процесс изготовления такого экспоната происходит следующим образом:

  • Обязательно прорисовывается эскиз и чертится чертеж;
  • Далее по чертежу выпиливаются листы фанеры;
  • Из листов собираются вышка и корпус (сборку лучше производить короткими шурупами и клеем, причем под шурупы придется проделать дрелью отверстия, а концы крепежных элементов надо затупить);
  • В вышке проделывается отверстие, куда вставляется пластиковая труба или трубка от шариковой ручки;
  • В корпусе проделываются отверстия под шасси;
  • К корпусу крепятся вышка, а также колеса от старой игрушки или крышки от пластиковых бутылок;
  • Танк красится и лакируется при необходимости.

Готовый экспонат хорош как для выставки, так и для сражений. Кстати, тематическую игрушку можно дополнить электромотором и механизмом передвижения.

Заокеанские рекомендации

Из-за неудовлетворительных технически характеристик Т-34 советское руководство обратилось за помощью в модернизации танка к США. В декабре 1941 года танк Т-34 был передан американцам для всесторонних испытаний и разработки рекомендаций по усовершенствованию.

Еще более удивила американских экспертов трансмиссия. Как оказалось, она была в точности скопирована с устаревшей американской конструкции, разработанной еще в 1920-е годы. Общий вывод звучал безапеляционно: «Мы считаем, что со стороны русского конструктора, поставившего такую трансмиссию в танк, была проявлена нечеловеческая жестокость по отношению к водителям».

А ведь в США был отправлен не рядовой танк, а один из пяти специально собранных «эталонных» Т-34. В результате американцы предложили СССР множество собственных технологий для модернизации Т-34.

С весны 1943 года на Т-34 начали устанавливать модернизированную КПП, что существенно облегчило работу механика-водителя. В том же году на все танки стали устанавливать вполне современные радиостанции 9Р и переговорные устройства ТПУ-3бис.

Танк М4 «Шерман». Около 7 тыс. таких танков СССР получил по ленд-лизу

Фото и видео

Видео-экскурсий по внутреннему устройству Т-34 существует довольно много.

Некоторые из них:

Боекомплект, ремонтный комплект, огнетушители

Схема размещения боекомплекта Т-34

Штатный боекомплект танка Т-34 составлял от 56 до 60 снарядов, в зависимости от их типов. Снаряды размещались в креплениях на стенах кабины, в стеллажной укладке башни и в ящиках над днищем. Под 7,62-мм патроны имелось 30 магазинов, гнёзда для которых также рассредоточены в нескольких местах.

Стеллажные полки под снаряды в башне музейного Т-34-85 пусты. Но в реальном танке они были заполнены целиком, а остальное пространство башни занимали части ремкомплектаОдин из ящиков разнообразного ЗИПа Т-344 диска с патронами к спаренному пулемёту и смотровая щель у места заряжающегоОсновная часть 7,62 мм патронов размещалась возле носового стрелка-пулемётчика

На этом Т-34 фото показывает один из двух огнетушителей, размещённых по бортам корпуса танка. Ручные огнетушители тех времён были крайне неэффективны, с 1944 года в Т-34 их сменила автоматическая противопожарная система на основе стационарных углекислотных огнетушителей.

Историческая справка

Весной 1945-го года военные США дали указание вооружить один из прототипов Т28 120-мм пушкой Т50. Именно эта машина первоначально называлась Т34. Однако после Второй мировой войны работы над Т29 сильно замедлились, так что Т34 не был использован в боевых действиях, но созданные прототипы в дальнейшем использовались для испытаний на полигоне. Позже, в том же году, танки с наименованием Т30, по решению Артиллерийского Департамента США, были оснащены уже другим 120-мм орудием, под названием Т53. Эта пушка, по сути, являлась адаптированной под установку на танк версией зенитной пушки M1, а также была самым мощным из всех трёх орудий установленных на танки проекта T29. В дальнейшем, из-за проблем с сильной загазованностью боевого отделения после стрельбы и риском образования обратной вспышки при открытии затвора, на конце дула пушки T53 установили эжектор для вывода остаточных пороховых газов.

После завершения войны острая необходимость в разработке столь тяжёлых машин отпала и в 1950 году весь проект T29 был окончательно свёрнут.

Защита

Пожалуй, самые кардинальные изменения по сравнению с серийными танками коснулись живучести Т-14 благодаря комплексному подходу и применению многоуровневой системы защиты.

Были проведены работы по снижению тепловой и радиолокационной заметности танка, что привело к большей сложности его обнаружения в ИК- и РЛ-поле. Если «Армата» все же обнаружена противником и подвергается атаке, то в дело вступает внешний уровень — комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит». Он включает в себя пассивные и активные средства борьбы с атакующими боеприпасами.

КАЗ «Афганит». Фото: http://btvt.info/

«Армата» оснащена индикаторами лазерного облучения и многофункциональной РЛС, элементы которой размещены на башне. В случае облучения Т-14 лазером системы наведения ПТРК и пуска по нему управляемой ракеты активируется комплекс оптико-электронного подавления. Он обеспечивает постановку многоспектральных завес путем отстрела ложных ИК- и РЛ-целей, маскирующих «Армату» (в том числе в верхней полусфере) и способных сбить вражескую ТУР с наведения.

Если же этого не произошло либо Т-14 подвергся обстрелу кинетическим боеприпасом, в дело вступает активная часть «Афганита» — пусковые установки с контрбоеприпасами, размещенные по периметру башни в передней полусфере.

Фото: Naked Science

Радар «Арматы» вычисляет скорость и траекторию атакующего снаряда и дает сигнал системе на отстрел поражающего элемента, после чего на определенном расстоянии атакующий боеприпас уничтожается полностью либо значительно ослабляется его ударное свойство.

Если «Афганиту» по каким-то причинам не удалось полностью уничтожить атакующий снаряд, его встречает комбинированная многослойная танковая броня, покрытая элементами динамической защиты (ДЗ) нового типа.

По утверждению разработчиков, лобовая броня Т-14 способна выдерживать попадание не только существующих, но и перспективных кумулятивных и кинетических боеприпасов противника. По экспертным оценкам, стойкость лобового бронирования корпуса может достигать до 1000 мм стального эквивалента с учетом ВДЗ.

Фото: Виталий Кузьмин

Большое внимание было уделено защите традиционно более слабых бортовых проекций и крыши танка. Практически весь борт и значительная часть башни тоже покрыты элементами ДЗ

Отделение МТО защищено решетчатыми экранами.

К танкам предыдущего поколения (Т-64, Т-72, Т-80, Т-90) постоянно предъявлялись обоснованные претензии по поводу низкой выживаемости после пробития и очень высокой взрыво- и пожароопасности. В сети можно отыскать огромное количество фото танков с оторванными после детонации боекомплекта башнями. В «Армате» этот недостаток попытались исправить. Лафетная компоновка и размещение экипажа в капсуле позволили применить беспрецедентные меры по обеспечению его безопасности. Так, спереди экипаж прикрыт толстой лобовой броней. Сзади он отделен от боевого отделения со снарядами бронеперегородкой. Полностью необитаемое боевое отделение с автоматом заряжания снабжено вышибными панелями и очень мощной системой пожаротушения. Таким образом, можно сказать, что «Армата» будет очень крепким орешком для противника, а ее экипаж может надеяться на то, что их боевая машина сохранит им жизнь даже в самых тяжелых условиях.

Корпус

Конструкция уже освоена в производстве, поэтому кардинальных изменений не будет. Легко узнаваемый наклон броневых листов. Надгусеничные полки. Небольшое изменение МТО привело бы небольшому выходу кормовой части корпуса за пределы шасси. Не критично. Но можно обойтись и без этого. В итоге в конструкции кормовой части появилась дополнительная деталь. А сама она по форме стала напоминать таковую у Т-50. Для вожделенного изменения положения люка мехвода нам требуются как минимум ещё сантиметров двадцать длины. Можно установить рубку как на одном из А-34. Можно слегка изменить носовую часть, установив более массивную литую деталь в вместе соединения лобовых листов.

Первый вариант вроде бы слишком архаичен. Но не требует серьёзных изменений в шаблонах. Тем более что в урезанном варианте на машинах образца 1940 года он присутствовал. К тому же на ИС-4 рубка  водителя смотрелась вполне органично.

Второй вариант так и так потребуется – ВЛД доводится до 75 мм.

В сочетании с уменьшением высоты корпуса на десять сантиметров на его крыше появляется место под люк диаметром порядка 450 мм в свету для механика водителя.

Третий вариант – забить на это дело. Военные при решении вопроса о бронестойкости ВЛД  и удобстве эксплуатации машины экипажем, на Т-43 сделали выбор в пользу последнего. А в 1944 году при проработке вариантов модернизации  Т-34-85 нашли возможность усилить лобовое бронирование без изменения конструкции. И такой вариант в глазах тех же военных выглядел вполне конкурентоспособным на фоне Т-44.

Но мне ближе вариант № 2. Что реально сделали в 1944 году с подвеской передних катков, чтобы она безболезненно держала и толстую башню с длинным стволом, и мощную бронеплиту ВЛД – я не знаю. В предлагаемом же варианте есть возможность поставить на передние катки стандартную пружину.

В результате проведенных махинаций длина корпуса осталась прежней, а его высота уменьшилась. При сохранении технологии изготовления. Потом и полки можно убрать, упростив корпус по максимуму, и нарастив лобовую броню до 90 мм, а бортовую – 40 мм до 60 мм.

В общем, есть скромное желание, чтобы немцы в 1942 году если уж не Рак-40, то хотя бы Рак-38 ласково называли «колотушкой».

Боевое применение Т-34

Первый свой боевой опыт Т-34 получил в Великой Отечественной войне. К началу войны было выпущено чуть больше тысячи машин, в приграничных округах находилось 926 «тридцатьчетверок».

Встреча с новыми советскими танками (Т-34 и КВ) стала для немецких войск настоящим сюрпризом. По своим боевым характеристикам Т-34 превосходил практически все имевшиеся на тот момент танки вермахта, однако неудовлетворительное знание экипажами новой техники, тактические просчеты в использовании танков, дефицит боеприпасов, топлива и ремонтно-эксплуатационных средств сводили все преимущества на нет.

В хаосе первых месяцев войны большинство машин было попросту брошено из-за поломок или нехватки топлива. Да и в целом удельный вес «тридцатьчетверок» на фоне БТ-7 и Т-26 был весьма низок.

Ситуация изменилась осенью 1941-го года, когда количество Т-34 в войсках существенно возросло и они стали представлять для немецких танков гораздо более серьезную угрозу, о чем говорят многочисленные свидетельства противоположной стороны.

К концу 1941 года Т-34 становится уже основным советским танком, играя ключевую роль во всех крупных сражениях. Начиная с 1942 года «тридцатьчетверок» выпускается больше, чем всех остальных советских танков вместе взятых.
На Т-34 воевали такие признанные танковые асы, как Д.Ф. Лавриненко (52 уничтоженных немецких танка за 2,5 месяца – лучший результат среди советских танкистов), В.А. Бочковский, Н.Д.Моисеев, К.М. Самохин, А.Ф. Бурда и другие.

Вплоть до битвы на Курской дуге Т-34 продолжал превосходить практически все немецкие танки, однако летом 1943 года ситуация изменилась. Появление новых немецких танков и ПТ-САУ значительно ослабило позиции Т-34, что в конечном счете привело к появлению модификации Т-34-85, постепенно ставшей вытеснять из войск Т-34 с 76-миллиметровой пушкой.
К началу 1945 года Т-34-76 в войсках уже практически не осталось. Некоторое их количество приняло участие в разгроме японской армии.

Выводы

Если бы “Пантера” была создана в мирное время – у неё были бы все шансы стать основой танковых сил Германии на многие годы вперёд. Появись этот танк чуть раньше, когда немецкая промышленность ещё могла обеспечивать качество продукции – и в его боевой ценности никто бы не усомнился.

Возможно, ей удалось бы стать предком нового семейства бронетехники. Но случилось так, как случилось. «Пантера» не смогла переломить ход ни одной из битв Второй Мировой.

После войны немногочисленные эксплуатанты избавлялись от этих танков при первой возможности. В конечном итоге, “Пантера” осталась в истории, как сильный и опасный враг. Но надёжного и незаменимого союзника из неё не получилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector