Как устроен грузовой самолет boeing 747-8f
Содержание:
- Содержание
- Модели 1/32
- В культуре
- Учебные бои
- Катастрофы и происшествия
- External links
- Модификации самолета F6F «Hellcat»
- Fokker F.VIII Транспортный самолёт
- Модификации Ла-5
- F-5E Tiger II armaments
- F-5 Tiger II radar
- Проекты
- Литература
- Модификации[ | ]
- Usage in battles
- General info
- Источники
Содержание
- 1 История
- 2 Конструкция
- 3 Модификации
- 4 Боевое применение 4.1 Война во Вьетнаме
- 4.2 Третья индо-пакистанская война
- 4.3 Мятеж на авиабазе Кенитра
- 4.4 Война в Западной Сахаре
- 4.5 Эфиопо-сомалийская война
- 4.6 Таиланд
- 4.7 Кампучийско-вьетнамский конфликт
- 4.8 Ирано-иракская война
- 4.9 Вторая гражданская война в Судане
- 4.10 Мятеж на Филиппинах
- 4.11 Операция «Буря в пустыне»
- 4.12 Кения
- 4.13 Турецко-греческий конфликт
- 4.14 Гражданская война в Йемене
- 4.15 Другие конфликты
5 Аварии и катастрофы
6 Эскадрильи Агрессор
7 Тактико-технические характеристики
8 В культуре
9 См. также
10 Примечания
11 Литература
Модели 1/32
Производитель: Academy
Артикул производителя: 7115
Технология: ЛВД
Производитель: Ace
Артикул производителя:
Технология: ЛВД
Hasegawa 1/32 F-5E Tiger II «Aggressor»
Производитель: Hasegawa
Артикул производителя: ST12/8062
Технология: ЛВД
131 деталь. Пресс-форма первой половины 80-х годов, внешняя расшивка, слабая для 32-го масштаба деталировка.
Ccылки:
-
Модель на сайте Largescaleplanes
-
Модель на сайте ARC
-
Модель на сайте Modellversium
-
Модель на сайте Modellversium
-
Модель на сайте Modellversium
Hasegawa 1/32 F-5E Tiger II «Shark Nose»
Производитель: Hasegawa
Артикул производителя: ST16/8066
Технология: ЛВД
Варианты:
- F-5E, 741568, Red 15, VFC-13, US Navy, NAS Fallon.
- F-5E, 10, VF-43, US Navy, NAS Oceana.
131 деталь. Релиз 2001 г. Пресс-форма первой половины 80-х годов, внешняя расшивка, слабая для 32-го масштаба деталировка.
Ссылки:
-
Обзор на сайте Flevoaviation
-
Модель на сайте Largescaleplanes
-
Модель на сайте ARC
-
Модель на сайте ARC
-
Модель на сайте ARC
-
Модель на сайте ARC
-
Модель на сайте Hyperscale
-
Модель на сайте Hyperscale
-
Модель на сайте Modellversium
Hasegawa 1/32 F-5E Tiger II «Top Gun»
Производитель: Hasegawa
Артикул производителя: 8113
Технология: ЛВД
125 деталей. Релиз 1999 г. Пресс-форма первой половины 80-х годов, внешняя расшивка, слабая для 32-го масштаба деталировка.
Ccылки:
-
Модель на сайте ARC
-
Конверсия в CF-5A на сайте Hyperscale
Hasegawa 1/32 F-5E Tiger II «Patrouille Suisse»
Производитель: Hasegawa
Артикул производителя: 8117
Технология: ЛВД
Варианты:
F-5E, Swiss Air Force’s «Patrouille Suisse» acrobatic team
131 деталь. Релиз 2000 г. Пресс-форма первой половины 80-х годов, внешняя расшивка, слабая для 32-го масштаба деталировка.
Ссылки:
Hasegawa 1/32 F-5E Tiger II
Производитель: Hasegawa
Артикул производителя: 1148
Технология: ЛВД
Варианты:
- F-5E, Navy Aggressor
- F-5E, Silver USAF Finish
Пресс-форма первой половины 80-х годов, внешняя расшивка, слабая для 32-го масштаба деталировка.
Ссылки:
Hasegawa 1/32 F-5N ‘VFC-111 Sundowners’
Производитель: Hasegawa
Артикул производителя: 8182
Технология: ЛВД, limited_edition
Варианты:
- F-5E, 761548, AF/101, VFC-111, NAS Key West, 2007, Skipper’s aircraft (formerly Swiss AF J-3023)
- F-5E, 761575, AF/107, VFC-111, NAS Key West, 2007 (formerly Swiss AF J-3050)
- F-5E, 761576, AF/111, VFC-111, NAS Key West, 2007 (formerly Swiss AF J-3051)
135 деталей. Релиз 2008 г. Пресс-форма первой половины 80-х годов, внешняя расшивка, слабая для 32-го масштаба деталировка.
Ссылки:
-
Обзор на сайте Cybermodeler
-
Модель на сайте Largescaleplanes
Kangnam 1/32 F-5E Tiger II
Артикул производителя:
Технология: ЛВД
Перепаковка модели Hasegawa с более низким качеством литья. Пресс-форма первой половины 80-х годов, внешняя расшивка, слабая для 32-го масштаба деталировка.
Ссылки:
Revell 1/32 F-5E Tiger II Swiss AF
Производитель: Revell
Артикул производителя: 4720
Технология: ЛВД
Перепаковка модели от Hasegawa. Пресс-форма первой половины 80-х годов, внешняя расшивка, слабая для 32-го масштаба деталировка. 154 детали, добавлены дополнительные литники.
Ссылки:
-
Обзор на сайте Largescaleplanes
-
Модель на сайте Largescaleplanes
-
Конверсия в F-5A на сайте Largescaleplanes
-
Конверсия в F-5F на сайте Largescaleplanes
-
Модель на сайте ARC
-
Модель на сайте Modelingmadness
В культуре
В кино: в фильме «Топ Ган»: F-5E и F-5F эскадрильи Top Gun, специально покрашенные в чёрный цвет для фильма, сыграли главную роль вымышленного МиГ-28. После этого некоторые F-5E и F-5F также красили в чёрный цвет с красными звездами на килях, в частности для выступления в роли МиГ-28 на различных авиашоу. Черные Тигры стоят на вооружении эскадрильи VFC-13 The Saints и до 1996 года в VFA-127.
Red Flag:The Ultimate Game,
«Горячие головы!»,
«Апокалипсис сегодня»,
в японском мультсериале «Area 88»;
В компьютерных играх: DLC F-5E Tiger II для
- Jane’s, 1975.
- Johnsen, Frederick A., 2006, p. 90
- Freedom Fighter — «Борец за свободу»,Tiger — «Тигр».
- Islamic Republic News Agency (IRNA) «Commander says air defense equipment provided domestically»
- F-5 Tigers Over Vietnam. Anthony J. Tambini. Branden Books. 2001. P.31
- Red Rockets Destroy F-5A // Aviation Week & Space Technologies. — 1973. — Vol. 99. — 19 November. — №. 21 — P. 14.
- South Viet Nam Air Force — VNAF — Aircraft Deliveries
- Desert Sun, 28 April 1975 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 11 декабря 2020. Архивировано 14 мая 2020 года.
- Intelligence/Chapter 6. Col. Hoang Ngoc Lung. Pickle Partners Publishing. 2020 (см. фотографию F-5, уничтоженного A-37)
- F-5 Tigers Over Vietnam. Anthony J. Tambini, Branden Books, 2001
- Мал, да удал. Н. Секач. Моделист-Конструктор № 3 2007. стр.36 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 21 января 2020. Архивировано 22 января 2020 года.
- ↑ 12 Мятежи ВВС
- Coup d’État. Edward N. Luttwak, Harvard University Press, 2016
- Assassin. John Bowyer Bell, Transaction Publishers, 1979. P.157
- Militsry Flight Safety 1985
- Пленники Сахары
- Morocco AF
- ↑ 123456М. Жирохов, А. Заблотский. Опаленные пески Огадена (рус.).Уголок неба . https://www.airwar.ru/+(1 июня 2019). Дата обращения 1 июня 2019.
- В.И.Мураховский. ТОТАЛЬНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ВОЙНА. Недокументальные записки Война между Эфиопией и Сомали 1977-78 гг. (рус.).Военно-патриотический сайт «ОТВАГА» . Сайт Отвага (13.10.2012). Дата обращения 1 июня 2020.
- Wings over Ogaden: The Ethiopian-Somali War, 1978—1979. Tom Cooper. Helion and Company, 2020. P.33
- ↑ 12 F-5A/B Freedom Fighter
- Spencer Tucker. A Global Chronology of Conflict: From the Ancient World to the Modern Middle East, стр.2513
- Somalis in Control of Tthiopian Town. John Darntonsept. New York Times. September 29, 1977
- Таиландская граница
- Northrop F-5E/F Tigers in Service With Vietnam
- F-5 US Warplanes (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 5 января 2020. Архивировано 22 января 2020 года.
- Iranian Tigers at War: Northrop F-5A/B, F-5E/F and Sub-Variants in Iranian Service Since 1966. Babak Taghvaee. Helion. 2015
- Iran strikes back in Operation Kaman 99 Архивировано 4 октября 2013 года.
- Неизвестный «МиГ». Гордость советского авиапрома (2012)/Разведчики/бомбардировщики МиГ-25. Николай Якубович.
- Chronological Listing of Iraqi Losses & Ejections Архивировано 22 ноября 2010 года.
- ВВС в первой Ирано-Иракской войне
- Chronological Listing of Iranian Air Force Northrop F-5 Losses & Ejections (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 13 июля 2013. Архивировано 3 ноября 2013 года.
- Iranian Air-to-Air Victories 1976—1981
- Iranian Air-to-Air Victories, 1982-Today
- Iraqi Air-to-Air Victories since 1967
- Bombed by Blinders — Part 2
- Iran at War: 1500—1988 (General Military) (2011). Kaveh Farrokh. стр.454
- 7.0 The Beginning of the War of Attrition
- X. THE COMBINATION OF IRAQI OFFENSIVES AND WESTERN INTERVENTION FORCE IRAN TO ACCEPT A CEASE-FIRE: SEPTEMBER 1987 TO MARCH 1989 The War Enters Its Final Phase
- Потери ВВС Ирана
- Sudan, Civil war after 1955. Tom Cooper
- Kenyan Jets Spearhead Somalia Operation
- Kenya Army Plane Crashes in Somalia
- Cyprus 1974: Greek Point of View
- Война в Йемене 1994 года
- Chronological Listing of Iranian Air Force McDonnell-Douglas F-4 Phantom II Losses & Ejections Архивировано 10 июля 2015 года.
- История ВВС Венесуэлы
- Venezuelan cuop attemp, 1992
- Nicaragua, 1980—1988
- F5 Aviation Safety Network
- McDonnell Douglas F-15A Eagle, 28 Feb 1977
- В. Н. Кондауров. Взлетная полоса длиною в жизнь
- В. Марковский, И. Приходченко. Истребитель МиГ-23. На защите неба Родины. М.: Яуза, 2020, стр.119
- В. Ильин, М. Левин. Истребители. — М.: Виктория, Аст, 1996. — С. 221.
- Опаленные пески Огадена
- Cuban Defector Recalls Life as a Top Officer
Учебные бои
Несколько трофейных самолётов северовьетнамцы передали СССР, ЧССР и Польше, где они прошли всестороннюю оценку и испытания. В Советском Союзе была проведена серия учебных боёв F-5E на ближней дистанции с истребителями МиГ-21бис и МиГ-23М. Испытатель В. Н. Кандауров указывает, что все его бои закончились победой американского самолёта. Хотя победы F-5 одерживал только в ближнем бою, против МиГ-23М на средней дистанции F-5 оказывался беспомощным, в отличие от ближнего боя. Согласно В. Марковскому и И. Приходченко, в 18 проведённых воздушных боях МиГ-21бис ни разу не смог зайти в хвост американскому истребителю. По данным ведущего эксперта в области военной авиации ЦАГИ В. Ильина, был организован условный воздушный бой F-5A с МиГ-21М, из этого боя F-5A вышел победителем.
После окончания эфиопо-сомалийской войны кубинцы организовали серию учебных боёв на своих МиГ-21 против эфиопских F-5. Как и во время испытаний в СССР, успех оказался на стороне F-5. Кубинский генерал Рафаэль дель Пино также организовал учебные бои F-5 с МиГ-23, самыми современными кубинскими самолётами того времени. С кубинской стороны участвовали два лучших лётчика, с эфиопской — случайно отобранный пилот. По результатам боёв с участием МиГ-23 кубинское командование сказало дель Пино прекратить эксперименты, поскольку у лётчиков могло сложиться неблагоприятное впечатление, что американские технологии превосходят советские.
Катастрофы и происшествия
На 12 июля 2012 года по неофициальным зарубежным данным в различный лётных происшествиях было потеряно 21 машина. В катастрофах погибло 107 человек.
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
26.09.1992 | 9N-ACI | Лукла | 0/14 | Разбился на взлёте. |
05.12.1992 | D-0066 | Чойбалсан | н. д./н. д. | Крушение на взлёте. |
14.05.1993 | 334/OB-1499 | Аталайя | 0/н. д. | При посадке выкатился за пределы ВПП. |
08.11.1993 | 9N-ACS | Джомсом | 0/19 | При посадке выкатился за пределы ВПП и упал в реку. |
13.12.1993 | RDPL-34117 | Пхонсаван | 18/18 | При заходе на посадку в туман зацепил деревья врезался в землю и загорелся. |
02.02.1995 | 9M-TAE | Куала-Лумпур | 0/19 | |
04.03.1995 | PNP-224 | Бон-Жезус | 0/8 | |
04.04.1995 | 333/OB-1498 | около Икитос | 3/3 | Упал сразу после взлёта. |
21.06.1996 | B-3822 | Шанхай | 2/12 | |
20.01.1997 | CR851 | Джафна | 4/4 | |
06.03.1997 | CR856 | около Военная база Вавунативу | 0/н. д. | Уничтожен ракетным ударом. |
10.06.1997 | JU-1020 | Мандалгоби | 7/12 | Рухнул из-за попадания в зону сильного сдвига ветра при взлёте. |
26.05.1998 | JU-1017 | около Эрденет | 28/28 | Взлетел с перегрузом (26 пассажиров, хотя самолёт рассчитан на 19), через 13 минут полёта врезался в вершину горы. |
19.06.1999 | B-3886 | в провинции Синьцзян | н. д./н. д. | Врезался в провода ЛЭП во время опыления полей. |
20.10.2000 | RDPL-34130 | 12 км от Самныа | 8/17 | Разбился в горах в сложных метеоусловиях. |
14.02.2002 | RDPL-34118 | Самныа | 0/15 | При взлёте во время отрыва из-за порыва ветра рухнул на ВПП и разрушился. |
18.05.2005 | AF-216 | Монгу | 13/13 | Разбился сразу после взлёта. |
10.04.2006 | 132 | около Марсабит | 14/17 | В облаках врезался в гору. |
15.06.2008 | B-3841 | около Чифэн | 3/4 | Врезался в небольшой холм при проведении разведывания алюминиевых месторождений. |
16.01.2010 | AF-215 | Mukinge Airport | 0/н. д. | При посадке выкатился за пределы ВПП. |
12.07.2012 | 5T-MA | около Нуакшота | 7/7 | Борт Военно-воздушных сил Мавритании упал вскоре после взлёта. |
External links
- Top Gun Day: Premium F-5C in Red Menace camo for pre-order!
Northrop Corporation | |
---|---|
Fighters | P-61A-1 · P-61C-1 |
Jet fighters | F-89B · F-89D |
F-5C · F-5E | |
Export | ␗F-5A |
USA jet aircraft | |
---|---|
F-4 | F-4C Phantom II · F-4E Phantom II |
F-5 | F-5C · F-5E |
F-8 | F8U-2 · F-8E |
F-80 | F-80A-5 · F-80C-10 |
F-84 | F-84B-26 · F-84F · F-84G-21-RE |
F-86 | F-86A-5 · F-86F-25 · F-86F-2 · F-86F-35 |
F-89 | F-89B · F-89D |
F-104 | F-104A · F-104C |
F9F | F9F-2 · F9F-5 · F9F-8 |
FJ-4 | FJ-4B · FJ-4B VMF-232 |
Other | P-59A · F2H-2 · F3D-1 · F3H-2 · F11F-1 · F-100D |
A-4 | A-4B · A-4E Early |
A-7 | A-7D |
AV-8 | AV-8A · AV-8C |
B-57 | B-57A · B-57B |
USA premium aircraft | |
---|---|
Fighters | Thach’s F2A-1 · Galer’s F3F-2 · F2G-1 · F4U-4B VMF-214 · P-26A-34 · P-40C · P-43A-1 |
P-47M-1-RE · ⋠P-47M-1-RE · P-51A · P-51D-10 · P-51D-20-NA · ␠Kingcobra · XP-55 | |
▃A6M2 · ▃Ki-43-II · ▃Ki-61-Ib · ▃Bf 109 F-4 · ▃Fw 190 A-8 · ▃Spitfire LF Mk IXc | |
Twin-engine fighters | XP-38G · Bong’s P-38J-15 · P-38K · YP-38 · P-61A-1 · XF5F · XP-50 · F7F-3 |
Jet fighters | P-59A · F-86F-35 · F-89B · F-89D · F-5C |
Strike aircraft | A2D-1 · AU-1 · XA-38 · AV-8A |
Bombers | A-26C-45DT · B-10B · BTD-1 · PBM-3 «Mariner» · PV-2D |
Модификации самолета F6F «Hellcat»
- XF6F-1 опытный образец, который первоначально летал с двигателем Wright R-2600-10 Cyclone 14 мощностью 1700 л.с., а позже с двигателем Pratt & Whitney R-2800-10 Double Wasp мощностью 2000 л.с. в качестве опытного образца XF6F-3.
- XF6F-2 опытный самолет c двигателем Wright R-2600-16.
- F6F-3E, F6F-5E ночные истребители с поисковым радаром Вестингауз AN/APS-4, расположенном в обтекаемом контейнере из диэлектрического материала (фибры) под правой консолью. Па приборной доске размещался радиолокационный высотомер AN/APN-l и индикатор РЛС. Уже с конца 1943 года эти самолеты использовались на флоте. Было изготовлено 18 F6F-3E и 245 F6F-5E.
- F6F-3N, F6F-5N эти самолеты оснащались радиолокационным высотомером AN/APN-I и РЛС «Sperry» AN/APS-6 (A1A), paзмещенной в обтекателе на правой консоли. Индикатор paдapa находился на приборной доске. Применялось освещение кабины красным светом. Скорость на высоте 5486 м достигала 579 км/ч, скороподъемность — 945 м/мин Самолеты F6F-5N оснащались РЛС AN/APS-6 и «Далмо-Виктор Веспинауз’ и AN/APS-6А . Большая часть F6F-5N имели вооружение состоящее из 2-х пушек кал. 20мм с боеприпасом по 250 снарядов на нушку и 4-х пулеметов калибра 12.7мм с 400 патронами на пулемет. Часа. F6F-3N так-же была вооружена аналогичным образом (новый комплект вооружения устанавливался в полевых условиях). Иногда на левой плоскости устанавливали прожектор для визуальной идентификации обнаруженных радаром подводных лодок. Изготовлено 229 (205) F6F-3N и 1189 F6F-5N.
- F6F-3P, F6F-5P фоторазведчикн F6F-3/5P оснащались двумя длиннофокусными фотокамерами К-18 (позднее К-17) — угловой, на левом борту зa крылом, и вертикальной, и нижней части фюзеляжа.
- F6F-3K, F6F-5K в 1946 году некоторое количество оснащено оборудованием для управления самолетом по радио. Эти машины получили обозначение F6F-3K и F6F-5K. Они использовались для исследования результатов ядерных взрывов, а также как самолеты-мишени в программах разработки нового оружия. В 1952 году, во время войны в Корее, радиоуправляемые F6F-5K с бомбой весом 908 кг под фюзеляжем и телевизионными камерами в подкрыльевых контейнерах применялись как летающие бомбы для уничтожения целей, хорошо защищенных средствами ПВО.
- XF6F-4 опытный образец, модернизированный из F6F-3 для оценки двигателя Pratt & Whitney R-2800-27 мощностью 2100 л.с.
- F6F-5D самолет дистанционного управления радиоуправляемыми летательными аппаратами. Небольшое количество таких машин использовалось в 1949 — 1958 годах.
- XF6F-6 опытный образец, модернизированный из F6F-5 для оценки двигателя Pratt & Whitney R-2800-18W и четырехлопастным винтом Hamilton Standard. Первый полет — 6 июля 1944 года.
Fokker F.VIII Транспортный самолёт
Как опытный экземпляр, Фоккер F.VIII поднялся в воздух 12 марта 1927г. Сохранив общую компоновку своих предшественников, новый самолет имел более широкий фюзеляж, способный вместить 15 пассажиров и экипаж из двух человек. Носовая часть вмещала установленный на шарнирах багажный отсек, а два двигателя Гном Рон Юпитер (подвешивались под крылом. Опытный экземпляр и шесть серийных самолетов F.VIII были поставлены компании KLM в 1927-28 гг.; Самолеты компании KLM были впоследствии оснащены другими типами двигателей; различные машины имели либо Райт Циклон (Wright Cyclone) R-1820 мощностью 515 кВт (690л.с.), либо Пратт-Уитни Восп (Pratt & Whitney Wasp) мощностью 373 кВт (500л.с.).
Этот самолёт являлся логическим продолжением линии F.VII, но отличался тем, что оборудовался двумя, вместо одного или трех, двигателями и значительными переделками в конструкции. В частности, был перепроектирован и увеличен более чем на 2 метра фюзеляж, в котором могли разместиться десять (по другим данным – 15) пассажиров, крыло и хвостовое оперение. Оно стало больше по площади, что позволило улучшить управляемость самолёта на некоторых режимах полёта. В носовой части фюзеляжа оборудовали багажный отсек, придавший F.VIII нехарактерную для машин Фоккера “курносость”. Первый прототип, полетевший 12 марта 1927 года оснащался двумя двигателями Gnome Rhоne “Jupiter” мощностью 358 кВт (480л.с.). В течении 1927-1928 гг. голландской компании KLM был поставлен прототип и шесть серийных экземпляров, еще один был передан Венгерской авиакомпании MALERT в 1928г. Компания Манфред Вайсс (Manfred Weiss) в Будапеште построила по лицензии еще два самолета для авиакомпании MALERT. Впоследствии, вместо моторов “Jupiter” голландские F.VIII были оснащены американскими Wright “Cyclone” R-1820 мощностью 690 л.с., либо Pratt & Whitney “Wasp” мощностью 500 л.с. Можно сказать, что F.VIII занял промежуточную ступень между транспортным F.VII и его военным вариантом F.IX, однако в бомбардировщик он не перестраивался.
О предвоенной жизни немногих F.VIII известно очень мало. Наибольшую известность приобрел самолёт, подаренный шведской организацией G.A. Flygrederi в помощь Финляндии. Транспортник был доставлен финнам к 12 ноября 1940 года и, разумеется, не смог принять участие в Зимней войне. F.VIII прошел перерегистрацию и получил в финских ВВС бортовой код FE-1 (до этого он был зарегистрирован как SE-AHA, а при перелете в Финляндию код временно поменяли на OH-FOA), в 1941 году войдя в состав эскадрильи LeLv 46. Самолёт налетал всего 45 часов 15 минут и был вскоре списан ввиду полного износа. Ещё один F.VIII эксплуатировался в ВВС Швеции. Под обозначением Тр 10 этот самолёт в годы войны прошел реконструкцию и совершал транспортные рейсы в течении 1942 – 1944 гг.
Модификации Ла-5
Ла-5. На планер самолета ЛаГГ-3 цельнодеревянной конструкции установлен двигатель М-82 (мощностью 1700 л.с). Для сопряжения капота с фюзеляжем добавлялась вторая обшивка из дюралюминиевых панелей. Машины первых серий имели круглый козырек кабины и выпуклые створки хвостового колеса, как у ЛаГГ-3. Самолеты оборудовались воздухозаборником, расположенном в переднем кольце капота, небольшим обтекателем на капоте и створками с выштамповками под выхлопные коллекторы. Взлетная масса — до 3360 кг. Скорость на высоте 6300 м — 556 км/ч. Выпускался серийно с апреля 1942 г.
Ла-5Ф. Осенью 1942 г. был разработан новый вариант истребителя с форсированным двигателем М-82Ф. Носовая часть фюзеляжа была доработана в соответствии с габаритами нового двигателя. Ла-5Ф стали оборудоваться новым козырьком с плоским лобовым стеклом и улучшенной сдвижной частью фонаря. Хвостовое колесо глубже убиралось в фюзеляж Створки колеса имели новую форму и продолжали линию фюзеляжа. Скорость на высоте 6300 м — 600 км/ч. Самолет Ла-5Ф выпускался серийно с начала 1943 г.
Был построен один Ла-5Ф с облегченным вооружением: одна 20-мм пушка ШВАК и один 12,7-мм пулемет УБС.
Ла-5Ф «облегченный». В начале 1943 г. был разработан новый фонарь кабины с улучшенным обзором, имевший переднее и заднее бронестекла, выпуклую сдвижную часть и остекленную заднюю, плавно переходящую в пониженный гаргрот. Самолет имел уменьшенный запас горючего, так как два бензобака из пяти были сняты. Строился серийно.
Ла-5 с двигателем М-71. Опытный экземпляр самолета оснащался двигателем М-71 мощностью 2000 л.с. Взлетный вес — 3526 кг, скорость на высоте 5500 м — 685 км/ч. Из-за недоведенности мотора испытания окончены не были.
Ла-5ФН. Эта модификация самолета оснащалась двигателем М-82ФН, с непосредственным впрыскиванием топлива в цилиндры. Взлетная мощность мотора увеличилась более чем на 100 л.с. Выхлопные коллекторы были заменены индивидуальными патрубками (по 7 на каждой стороне). На верхней части капота разместили туннельный воздухозаборник Фюзеляж имел пониженный гаргрот. Была улучшена общая аэродинамика самолета, внутренняя герметизация фюзеляжа, теплоизоляция кабины со стороны двигателя. Первый полет состоялся в марте 1943 г. С 1944 г. борта фюзеляжа у кабины были дополнительно обшиты тонкими дюралюминиевыми листами. Деревянный лонжерон крыла заменен на металлический, что позволило облегчить шасси. Взлетный вес снижен до 3290 кг. Максимальная скорость возросла в среднем на 30 км/ч. Строился большими сериями с лета 1943 г.
Ла-5ФН с ТК — вариант Ла-5ФН с турбокомпрессорами. В порядке эксперимента несколько серийных Ла-5ФН переоборудовали нагнетателями конструкции Трескина. Самолет был признан неперспективным.
Ла-5УТИ — двухместный учебно-тренировочный вариант с мотором М-82Ф, оборудованный второй кабиной, с двойным управлением. Испытан в сентябре 1943 г. По основным характеристикам близок к серийному Ла-5Ф. Общая компоновка осталась неизменной. Но в отличие от Ла-5Ф правая пушка ШВАК, бронестекла фонаря, бронеспинка кресла, кислородное и радиооборудование не устанавливались. Серийное производство начато в конце 1943 г. С 1944 г. также выпускался Ла-5УТИ с двигателем М-82ФН.
F-5E Tiger II armaments
The F-5E Tiger II is armed with two 20mm pontiac M39A2 cannons on either side of the nose. The M39A2 is a single-barrelled automatic cannon and can fire munitions at the rate of 1,500rpm. The aircraft features seven hard-points – two under the wing tip, four under the two wings, and one under the fuselage pylon station.
Four AIM-9 Sidewinder air-to-air missiles and two AGM-65 Mavericks air-to-surface missiles as well as rockets are mounted on the seven hard points. The aircraft is also armed with unguided iron bombs, CBU-24/49/52/58 cluster bomb munitions, napalm bomb canisters and M129 leaflet bombs.
F-5 Tiger II radar
The F-5 Tiger II was initially equipped with an AN/APQ-153 radar. In all the upgraded variants produced later, the Emerson AN/APQ-159 radar was installed. The aircraft comprises an air-to-air fire control radar system and a lead computing gunsight.
“The aircraft is powered by two General Electric J85-GE-21B turbojet engines.”
The AN/APQ-159 has replaced the AN/APQ-153 radar. The AN/APQ-159 is an air-to-air radar system, which operates in four primary modes and two search modes with various ranges.
The advanced radar system provides increased off-boresight and doubles the range while enhancing the reliability. It is equipped with new planar phased array antenna similar to the parabolic dish of the AN/APQ-153.
Проекты
Общее описание
Модуль DCS: F-5Е Tiger II представляет лёгкий тактический истребитель F-5Е разработки американской фирмы Northrop Corporation, который во второй половине XX века стоял на вооружении почти 30 стран мира. Основное предназначение самолёта – завоевание превосходства в воздухе, а также непосредственная поддержка войск с нанесением ударов по наземным объектам и живой силе противника.
Пушечное вооружение F-5Е состоит из двух 20-мм пушек М39-А3 с боезапасом 280 снарядов на каждую пушку. Скорострельность каждой пушки 1500–1700 выстрелов в минуту.
На законцовках крыла установлены несъёмные пусковые устройства для управляемых ракет с тепловой головкой самонаведения AIM-9.
На пяти точках подвески (подфюзеляжный пилон и четыре пилона под крылом) самолёт может нести различные средства поражения по наземным объектам (бомбы, кассетные боеприпасы, неуправляемые ракеты) общей массой более 6400 фунтов (около 3000 кг), также возможна подвеска осветительных боеприпасов и контейнеров для перевозки грузов.
На трёх точках подвески (подфюзеляжный пилон и два внутренних пилона под крылом) возможна установка подвесных топливных баков для увеличения дальности и продолжительности полёта.
При необходимости противостояния истребителям противника все подвески и пилоны могут быть сброшены для обеспечения достаточных разгонных и манёвренных характеристик.
Основные характеристики F-5E-3
Экипаж | 1 | |
Тактико-технические характеристики | ||
Масса пустого самолёта | lb // кг | 10659 // 4835 |
Максимальный взлётный вес | lb // кг | 24663 // 11180 |
Нормальный взлётный вес (топливо, снаряды к пушке) | lb // кг | 15556 // 7057 |
Максимальная масса боевой нагрузки | lb // кг | 7000 // 3175 |
Топливо во внутренних баках (JP-4, 0.778 kg/l) | lb // кг | 4511 // 2046 |
Топливо в ПТБ | lb // кг | 5950 // 2700 |
Двигатель J85-GE-21 | 2 | |
Тяга на максимале одного двигателя | lb // кгс | 3250 // 1474 |
Тяга на форсаже одного двигателя | lb // кгс | 4650 //2109 |
Максимальная скорость у земли | kt // км/ч | 670 // 1240 |
Максимальная скорость (истинная) на 36,000 ft (форсаж) | kt // км/час | 950 // 1760 (М=1,63) |
Максимальная скорость (истинная) на 36,000 ft (максимал) | kt // км/час | 652 // 1050 (М=0,98) |
Практический потолок (для веса 14,000 lbs) | ft // м | 54000 // 16460 |
Максимальная скороподъемность, | ft/m // м/сек | 32480 // 165 |
Максимальная дальность без ПТБ | nm // км | 870 // 1400 |
Максимальная дальность со сбросом ПТБ | nm // км | 1780 // 2860 |
Размерные характеристики | ||
Длина | ft // м | 47,04 // 14,45 |
Ширина (размах крыла)/с ракетами | ft // м | 26,7/28 // 8,13/8,53 |
Высота по килю | ft // м | 13,3 //4,06 |
Стреловидность крыла | град | 32 |
Площадь крыла | м2 | 17,3 |
Колея шасси | ft // м | 12,5 // 3,8 |
База шасси | ft // м | 16,9 // 5,15 |
Вооружение | ||
Две 20-мм пушки M39-A3 | боекомплект | 2 Х 280 |
УР AIM-9 Sidewinder | кол-во | 2 |
Различные бомбы, кассетные боеприпасы, блоки неуправляемых ракет |
Геометрические характеристики F-5E-3
КОМПОНОВКА И КОНСТРУКЦИЯ
F-5Е — одноместный самолёт нормальной аэродинамической схемы с низкорасположенным трапециевидным крылом. В хвостовой части фюзеляжа располагаются два турбореактивных двигателя (17) с форсажными камерами. Крыло, стабилизатор (12) и вертикальное оперение (киль) (13) умеренной стреловидности. Крыло оснащено полётной механизацией (отклоняемые носки (8) и закрылки (10)) для улучшения взлётно-посадочных, манёвренных характеристик, а также дальности и продолжительности полёта. Улучшенная носовая часть (по типу акулий нос) и увеличенные наплывы крыла (20) обеспечивают устойчивость самолёта на больших углах атаки.
Общая компоновка самолёта
|
|
Литература
Медиафайлы на Викискладе
- Jane’s All The World’s Aircraft 1975-76 / Taylor, John W. R. ed.. — London: Macdonald and Jane’s, 1975. — P. 408—410. — 830 p. — ISBN 0-354-00521-9.
- Loftin L. K., Jr. Appendix A. Physical and Performance Data. // Quest for performance: The evolution of modern aircraft. — Washington, D.C.: NASA Scientific and Technical Information Branch, 1985.
- Johnsen, Frederick A. Northrop F-5/F-20/T-38. — North Branch, MN, USA: Specialty Press, 2006. — 104 p. — (WarbirdTech Vol. 44). — ISBN 1-58007-094-9.
- Никольский М. Истребитель «Свободного мира». О самолёте F-5 и его модификациях (рус.) // Крылья Родины. — М., 2000. — № 2. — С. 9—13. — ISSN 0130-2701.
Модификации[ | ]
- F-5A «Фридом Файтер» — серийная версия первой модели F-5. Первый полёт прототипа состоялся в 1959 году, первого серийного самолёта — в 1963 году. Выпускался на экспорт.
- F-5B — двухместный учебно-боевой вариант.
- NF-5A — одноместный истребитель-бомбардировщик для ВВС Нидерландов.
- F-5E «Тайгер» II — второе поколение F-5. Продавался в 19 стран. 120 самолётов строились на Тайване по лицензии.
- F-5F — двухместная версия F-5. Производился на Тайване и в Канаде по лицензии.
- F-5G — третье поколение самолёта для экспорта с новой силовой установкой и изменённой геометрией крыла. По существу, совершенно новый самолёт. Получил обозначениеF-20 «Тайгершарк» (Tigershark). Первый полёт прототипа состоялся в 1982 году. Серийно не выпускался.
Usage in battles
In air RB, the F-5C can be played as both a support and offensive plane. In medium range engagements, it plays well as a support fighter, either baiting enemies to use up missiles with the large amount of flares/chaff or launching missiles at enemies who are chasing friendly aircraft to give a chance to let your teammate get in a better position. In close range engagements, with some effort you can stay on the tail of the enemy, if possible making the enemy pull as many manoeuvres as possible to slow them down so you can get a short burst from the respectable 20 mm cannons mounted in the nose. Due to the plane’s characteristics, overshooting an enemy won’t be the end of a dogfight, the F-5C is able bleed enough speed in a quick turn to get right back on the enemy if they don’t take avantage of the overshoot or if they are going too slow to be able to make any quick counterattack.
In mixed ground battles (RB), the F-5C is able to function as a light strike aircraft, while also being able to maintain air supremacy. The F-5Cs versatile loadout of air to ground ordinance allows the player to choose what range they want to do air support, for example the 4x AGM-12B loadout is great for medium range engagements with the enemy ground units. Its largest downfall as a light strike aircraft is the lack of RWR, so SPAA are easily able to deal with a pilot that does not notice them fast enough.
Pros and cons
Pros:
- Good top speed
- Light and small
- Has countermeasures
- Guns are effective
- Good turn rate
Cons:
- Only gets AIM-9Es while the Chinese equivalent gets AIM-9Ps
- No radar
General info
Flight performance
Air brakes
Allows you to dramatically reduce the flight speed by releasing special flaps
Drogue parachute
Reduces braking distance when landing on any runway
Max speed
at 10 668 m1 444 km/h
Turn time27 s
Max altitude15 240 m
Engine2 х General Electric J85-GE-13
Type
Cooling systemAir
Take-off weight24 t
The F-5C is generally an all-round good fighter. It’s not the fastest plane and not the most manoeuvrable, but the combination of its decent speed, acceleration, and manoeuvrability make it a joy to fly and fight in.
Characteristics | Max Speed(km/h at 10,668 m) | Max altitude(metres) | Turn time(seconds) | Rate of climb(metres/second) | Take-off run(metres) | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
AB | RB | AB | RB | AB | RB | |||
Stock | 1,429 | 1,421 | 15240 | 27.1 | 28.2 | 112.7 | 99.2 | 850 |
Upgraded | 1,460 | 1,443 | 26.9 | 27.0 | 159.1 | 133.6 |
Details
Features | |||||
---|---|---|---|---|---|
Combat flaps | Take-off flaps | Landing flaps | Air brakes | Arrestor gear | Drogue chute |
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | X | ✓ |
Limits | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Wings (km/h) | Gear (km/h) | Flaps (km/h) | Max Static G | |||
Combat | Take-off | Landing | + | — | ||
1458 | 444 | 926 | 560 | 555 | ~11 | ~5 |
Optimal velocities (km/h) | |||
---|---|---|---|
Ailerons | Rudder | Elevators | Radiator |
< 680 | < 750 | < 700 | N/A |
Engine performance
Engine | Aircraft mass | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Engine name | Number | Basic mass | Wing loading (full fuel) | ||||
General Electric J85-GE-13 | 2 | 4,051 kg | 366 kg/m2 | ||||
Engine characteristics | Mass with fuel (no weapons load) | Max TakeoffWeight | |||||
Weight (each) | Type | 11m fuel | 20m fuel | 30m fuel | 37m fuel | ||
271 kg | Afterburning axial-flow turbojet | 4,580 kg | 4,992 kg | 5,463 kg | 5,814 kg | 9,000 kg | |
Maximum engine thrust @ 0 m (RB/SB) | Thrust to weight ratio @ 0 m (WEP) | ||||||
Condition | 100% | WEP | 11m fuel | 20m fuel | 30m fuel | 37m fuel | MTOW |
Stationary | 960 kgf | 1,426 kgf | 0.62 | 0.57 | 0.52 | 0.49 | 0.32 |
Optimal | 1,200 kgf(1,400 km/h) | 2,459 kgf(1,400 km/h) | 1.07 | 0.99 | 0.90 | 0.85 | 0.55 |
Survivability and armour
Flares/Chaff
Aircraft countermeasures to distract IR and radar-guided missiles and also AA radar
Crew1 person
Speed of destruction
Structural1 458 km/h
Gear444 km/h
- 6.35 mm Steel — Below cockpit
- 6.35 mm Steel — Below engines
- Self-sealing fuel tanks (2 in fuselage)
Modifications and economy
Repair cost
AB5 070
RB5 070
SB14 510
Crew training10 000
Experts1 510 000
Aces2 800
Research Aces2 150 000
Reward for battleAB / RB / SB
2 × 100 / 270 / 220 % 2 × 232 / 232 / 232 %
Modifications
Flight performance | Survivability | Weaponry | ||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
|
Источники
- ↑ 12Xiong Wenjie. [www.dtic.mil/cgi-bin/GetTRDoc?AD=ADA354789&Location=U2&doc=GetTRDoc.pdf Improved ‘Y-11’ general-purpose transport designated ‘Y-12’] (англ.) (pdf).China Report. Science and Technology . Foreign Broadcast Information Service (26.03.1984). — Перевод с китайского. Оригинальная статья: Guoji Hangkong (International Aviation), №12, 5.12.1983, стр. 2-4. Проверено 23 мая 2010. [www.webcitation.org/67D9CNHmS Архивировано из первоисточника 26 апреля 2012].
- JWR Taylor 1988, p.38.
- Taylor, Michael J.H. (ed.). Brassey’s World Aircraft & Systems Directory 1999/2000. London: Brassey’s, 1999. P. 189
- [www.aviationweek.com/aw/sourcebook/channelSB_profiles_military.jsp?channelName=pro World Military Aircraft Inventory] (англ.). Aviationweek.com (26.1.2009). Проверено 23 мая 2010.
- Вооружённые силы зарубежных стран // «Зарубежное военное обозрение», № 7 (772), 2011. стр.105
- [aviation-safety.net/database/type/type-stat.php?type=510 ASN Aviation Safety Database. Yunshuji Y-12]
- [www.baaa-acro.com/Types%20d’avions/Harbin%20Yunsunji%20Y12.htm Harbin Yunsunji Y-12] (англ.). Aircraft Crashes Record Office (www.baaa-acro.com). Проверено 23 мая 2010.
- [planecrashinfo.com/1996/1996-36.htm Accident Details (June 21, 1996)] (англ.). Planecrashinfo.com. Проверено 23 мая 2010. [www.webcitation.org/67D9DwPcE Архивировано из первоисточника 26 апреля 2012].
- [planecrashinfo.com/2000/2000-67.htm Accident Details (October 19, 2000)] (англ.). Planecrashinfo.com. Проверено 23 мая 2010. [www.webcitation.org/67D9EMS8i Архивировано из первоисточника 26 апреля 2012].
- [aviation-safety.net/database/record.php?id=20050518-0 Accident description (18 MAY 2005)] (англ.). Aviation-safety.net (08.02.2007). Проверено 23 мая 2010. [www.webcitation.org/67D9Elj5Q Архивировано из первоисточника 26 апреля 2012].
- [www.1001crash.com/index-page-description-accident-KenyaAF_Y12-lg-2-crash-29.html Kenya Air Force — Harbin Y-12. Marsabit, Kenya. 10th April, 2006] (англ.). 1001crash.com. Проверено 23 мая 2010. [www.webcitation.org/67D9FTzmF Архивировано из первоисточника 26 апреля 2012].