Значение слова «штука»

Содержание

Открывая коробку, обнаруживаю внутри 2 пакета с литниками, пакет с фототравлением, пакет с декалью и инструкцию. Аккуратно разрезав пакетики обнаруживаю обычный для италери серый пластик. Качество отливок отличное. Все детали пронумерованы, что приятно. Облоя нет. Если и есть где нибудь небольшие утяжины, то они находятся внутри и снаружи их вообще не видно. Приятно удивляет деталировка и отношение к мелочам. Колеса уже сделаны слегка “примятыми”, что избавляет от проделывания данной процедуры. Хотя это и не сложно, но никогда не знаешь как она пройдет. Этот же литник с обратной стороны. Видно, что следы от толкателей очень аккуратны и практически не заметны на маленьких деталях. Литник с крыльями и кабиной пилота и бортстрелка. Конечно, лонжероны можно было сделать отдельной деталью или несколькими. Опять же, радует деталировка кабины. Этот же литник с другой стороны. Небольшая утяжина с внутренней стороны крыла возле места стыка с фюзеляжем не представляет никакой проблемы. Она совсем не видна снаружи, и, как мне кажется, не будет мешать соединению половинок крыла. Литник с бомбами и дополнительными топливными баками такой же качественный, как и предыдущие. Литник с фюзеляжем, и моторным отсеком. На мой взгляд, все очень хорошо. Кто-то скажет, что, дескать, мало детализирован. Но, по моему, все отлично. Многие киты идут с двигателем, но чтобы его увидеть надо резать пластик и придумывать различные ходы, чтобы открыть мотор. Та же Хася вообще не дает двигателя. Здесь же можно сделать как открытый вариант, так и закрытый, как кому нравится. Опять же, радует отношение к мелочам в виде всяких стрелочек и индикаторов.

Кровавое 15 августа

За две недели до вторжения в Польшу именно Ю-87 понесли одни из самых страшных небоевых потерь, произошедших в одно время и в одном месте.

Первая группа 76-й эскадры оттачивала мастерство перед будущей войной и для этого перелетела на полигон Нойхаммер в нижней Силезии (сейчас это Свентошув в Польше). На новом месте предстояло отбомбиться учебными бомбами, показав свое мастерство высоким гостям, что делали уже много раз.

Низкая облачность не испугала опытных летчиков: метеорологи передали, что нижняя кромка облаков будет на 900 метрах, а бомбы предстояло бросать с 300 (по другим данным, с 500) метров. Оттого задача становилась только экстремальнее: спикировать сквозь облака, пробить их, опуститься ниже и снайперски уложить бомбы в указанное место в лесу.

Однако перед самой атакой полигон затянуло вполне безобидным туманом. Теперь нижняя кромка облаков заканчивалась… на земле. И 30 машин на высоте 4000 метров обрушились в пике. Впереди командир группы, гауптман Вальтер Зигель, за ним два ведомых и три эскадрильи Первой группы — третья, вторая, первая. Шли секунда за секундой, облака не расходились. А потом наконец стали реже, и Зигель увидел в каких-то 100 метрах под собой землю, куда пикировали остальные два с лишним десятка машин. Гауптману повезло: крича по радио «Выход! Выход! Впереди земля!», он сумел вывести самолет из пике на высоте буквально пары метров.

Следующим повезло меньше. Огненными шарами взорвались два ведомых Зигеля, потом все девять «87-х» третьей эскадрильи. Имевшие чуть больше времени «Юнкерсы» второй эскадрильи попытались выйти из пике — получилось почти у всех. Подвело то, что пикировать пришлось на лес, два бомбардировщика при выходе зацепили деревья и взорвались.

Первой эскадрилье повезло: на момент начала катастрофы она только вошла в облака и не потеряла в итоге ни одного самолета. Всего разбилось 13 из 30 самолетов, 26 человек погибли — по два на бомбардировщик.

Нойхартская катастрофа стала одной из страшнейших за историю военной авиации — на Вторую мировую отправились на 26 ветеранов люфтваффе меньше.

В битве под Курском

Первое крупное использования немецких противотанковых самолетов произошло в битве под Курском. В начале июля 1943 г. противотанковые эскадрильи на восточном фронте смогли использовать более 5100 машин «Хеншель Hs 129» (Henschel Hs 129B), «Юнкерс Ю-87G» и «Мессершмитт Bf 110G» (Messerschmitt Bf 110G). Однако, основной удар танковых бомбардировщиков по-прежнему ложился на плечи «Штук», которые атаковали бомбами.

Штурмовик СС Вильгельм РОЕС (Wilhelm ROES) пережил наступление на Курск в качестве радиста для связи с самолетами на командном танке лейбштандарта «Адольф Гитлер»:

13 июля 1943 года командование 9 армии севернее Курска также подтвердило то, что В.Роес пережил на юге:

Советские танки, пораженные пикированием

Под дружественным огнем

Время от времени войска могли на себе почувствовать, что значит быть целью атаки «Штуки». Так, Рудольф фон Риббентроп (Rudolf von Ribbentrop) командир  танковой роты лейбштандарта:

Риббентроп и его люди слегка отстали. Другим же повезло меньше. 13 июля 1943 г. Георг ЛУТТЕР (Georg LUTTER) военнослужащий противотанкового подразделения, стал свидетелем того, как Ю-87 «Штука» непреднамеренно атаковала их позицию:

Наземная команда на полевом аэродроме у «Штуки». 1942 г.

«Юнкерсы» и итальянцы

Фото: themotart.blogspot.com

Не слишком известной страницей в истории Второй мировой стало участие итальянских Военно-воздушных сил. Обычно итальянцев воспринимают как «вечных мальчиков для битья». А между тем летчики «Реджио Аэронаутика» подчас показывали себя неплохо.

Летали они и на «Штуках». Несколько десятков Ju 87 было передано ВВС Италии еще в 1940 году, через два месяца порядка полусотни итальянских пилотов начали переподготовку в Австрии

Они вспоминали, что готовили их неважно: немцы не слишком рассчитывали на мало боеспособного (как им казалось) союзника. Потому летчики Италии вынуждены были разрабатывать свою военную науку. Основным театром военных действий для них, разумеется, стал Средиземноморский, потому бомбить приходилось зачастую морские цели

И итальянцы первыми среди стран Оси стали применять, в том числе и на «Штуках» — их мелодично переименовали в «Пиччиателло», — топмачтовое бомбометание. При такой системе бомбу бросают не в сам корабль, а на воду поблизости от него. При определенной высоте и скорости полета бомба начинала скакать по поверхности воды, как плоский камешек, в итоге врезаясь в борт корабля

Основным театром военных действий для них, разумеется, стал Средиземноморский, потому бомбить приходилось зачастую морские цели. И итальянцы первыми среди стран Оси стали применять, в том числе и на «Штуках» — их мелодично переименовали в «Пиччиателло», — топмачтовое бомбометание. При такой системе бомбу бросают не в сам корабль, а на воду поблизости от него. При определенной высоте и скорости полета бомба начинала скакать по поверхности воды, как плоский камешек, в итоге врезаясь в борт корабля.

Вот как это выглядело.

Обычно соединение «Пиччиателло» строилось кругом и начинало по очереди пикировать на жертву. Несмотря на то, что ни у немцев, ни у итальянцев не было особого превосходства в воздухе, противостоящие им британцы чувствовали себя крайне дискомфортно. Отдельные участки Средиземного моря они со страхом называли «аллеей бомб» — самолеты Оси не давали покоя «владычице морей».

29 июня 1941 года итальянцам удалось потопить с бомбометания австралийский эсминец Waterhen. Примечательно, что его атаковали всего семь самолетов, тогда как британцы из-за страха и неразберихи насчитали в небе 42 бомбардировщика.

Применение

С самого начала Второй мировой войны пикирующий бомбардировщик Ju 87 стал одним из символов немецкого блицкрига.

До появления управляемых и самонаводящихся бомб и ракет пикирующие бомбардировщики являлись самым высокоточным оружием. Также пикирование позволяло увеличить скорость бомбы, что при бомбометании с малых высот по бронированным кораблям и бетонным инженерным сооружениям, при установке взрывателя на замедление, улучшало пробивную способность бомбы.

Свидетельством высокой эффективности боевого применения данного типа самолёта может послужить факт уничтожения американскими пикирующими бомбардировщиками SBD Dauntless наиболее сильной ударной японской авианосной группы из четырёх тяжёлых авианосцев в сражении у атолла Мидуэй.

Также свидетельством эффективности такого типа самолётов стала японская атака на Пёрл-Харбор, в результате которой японцы уничтожили 3 американских линкора (“Оклахома”, “Аризона” и “Юта”), два эсминца и один минный заградитель, а также уничтожили, в основном бомбардировками аэродромов, 188 американских самолётов. Еще 4 линкора, два крейсера и 1 эсминец получили тяжёлые повреждения, повреждены были и 159 самолётов. Потери японцев составили всего лишь 29 самолётов, из них 15 — пикировщики.

Точность попадания у немецкого Ju 87 была несколько выше, чем у «пешки», поскольку «юнкерс» производил сброс бомб с высоты всего 600 — 700 метров, в отличие от Пе-2, бомбившего как минимум с километра. К тому же пикировал на относительно низкой скорости (немногим более 500 км/ч), и у лётчика было достаточно времени на корректирование траектории полёта (ошибка в наведении всего в один градус давала промах в 50 метров). Однако по всем прочим лётным параметрам эта модель морально устарела уже к середине войны.

Стоит отметить, что пикирующие бомбардировщики требовали более высокого мастерства пилота по сравнению с обычными, имели место случаи, когда пилоты не могли вывести самолеты из пике при бомбометании. Советские конструкторы решили эту проблему, добавив в помощь лётчику ещё одного члена экипажа. Таким образом, наведение Пе-2 на цель было «двойным» — штурман замерял скорость и направление ветра (чтобы определить снос бомбы и самого самолёта), рассчитывал угол боевого разворота и выставлял прицел, в то время как лётчик держал мишень в перекрестии и старался предельно точно выдержать траекторию пикирования. Именно за счёт такого «разделения труда» точность попадания составляла 40—50 метров (этого было вполне достаточно), а опытный экипаж «пешки» мог уложить бомбу в десятиметровый круг. К тому же значительно более скоростной и лучше вооруженный Пе-2 куда меньше, чем Ju 87, нуждался в истребительном прикрытии и меньше страдал от зенитного огня — фактически уже в начале войны Ju 87 был лёгкой добычей любых типов советских боевых самолётов[источник не указан 2672 дня].

Только к концу 1944 года началось поступление в части пикировщиков Ту-2, так что петляковская машина оставалась основным советским фронтовым бомбардировщиком до самого конца войны.

В 1944 году немцами была предпринята попытка использовать в качестве пикирующего бомбардировщика истребитель Focke-Wulf Fw190F, который значительно превосходил по лётным характеристикам и Пе-2 и Ju 87. Основное преимущество заключалось в том, что, освободившись от бомбовой нагрузки, этот пикировщик мог легко дать отпор любым истребителям. Однако практика показала, что точность попадания Fw190F оказалась значительно ниже, чем у «старика» Ju 87. Это было связано, прежде всего, с выросшей скоростью пикирования: сам по себе тяжёлый и к тому же перегруженный «фокке-вульф» во время пикирования стремительно разгонялся и становился неуклюжим и плохо управляемым, и даже высококлассный пилот просто не успевал одновременно управлять самолётом и целиться. Как показало время, только развитие специализированных автопилотов сделало бомбометание из пикирования достаточно удобным для лётчика одноместной машины.

Як-9

Як-9 стал самым массовым самолетом, который производился в 40-х годах на территории СССР. За это время советские конструкторы создали 22 модификации летательного аппарата, из которых 15 поступили в соответствующие армейские подразделения.

Такой популярности способствовало то, что Як-9 отличался простотой конструкции. Самолет состоял не только из алюминия: часть деталей изготавливалась из древесины. Як-9 после внесенных изменений стал способен противостоять немецким «Мессершмидтам». Но последние выигрывали схватки с советским самолетом на больших высотах.

За время производства Як-9 получил:

  • 5 типов двигателей;
  • 6 вариантов топливных баков;
  • 7 видов вооружения;
  • 2 варианта оборудования специального назначения.

Также советские войска использовали Як-9 с двумя разновидностями крыльев: смешанные и цельнометаллические.

В словаре Д.Н. Ушакова

ШТУ́КА *****Что за штука там лежит? Ружье — хорошая штука.4. Какое-нибудь происшествие, выходка, проделка, выдумка (·разг. ·фам. ). «Она сочла письмо братца за пустую угрозу, за штуку Софьи Николаевны.» С.Аксаков. «Нет, да ты послушай, какая со мной штука случилась!» Салтыков-Щедрин. «Он, знаете ли, какую штуку отколол?» А.Островский. «Такие штуки выкидывал, что тебе и в голову не придет.» А.Островский. «Ведь славная будет штука, как увидят они, что все их мечтания в прах рассеялись.» Салтыков-Щедрин. «Удумал штуку новую.» Некрасов. «Мне хочется сыграть с ним штуку.» М.Горький. Стара штука. (погов. в знач.: не удивишь). Это всё штуки (выдумки).5. только ед. употр. во многих выражениях в знач. обстоятельство, дело, вещь (·разг. ·фам. ). «Вся штука в том, Захар Иванович, что человек слаб.» Салтыков-Щедрин. «Ты сейчас и в полицию жаловаться можешь и всякая штука.» Лейкин.

Боевое применение

Тимур Фрунзе сбивает Ju-87

Первой войной для Ju 87 Stuka стала Гражданская война в Испании. В 1936—1937 годах в Испании испытывался прототип Ju 87. В 1938 году в страну перебросили три Ju 87 A. Они вошли в состав легиона «Кондор». В реальных боевых условиях проходила финальная обкатка машины и новой тактики применения пикирующих бомбардировщиков. В конце 1938 года лётчики «Кондора» пересели на Ju 87 B.

«Штука» использовалась в авангарде немецкого вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года, являясь ключевым элементом немецкого блицкрига. На Ju 87 была одержана первая воздушная победа стран оси во время Второй мировой войны — 1 сентября 1939 года пилот люфтваффе лейтенант Ф. Нойберт сбил польский истребитель PZL P.11, пилотируемый капитаном Мечиславом Медвецким. После этого Ju 87 успешно применялся во время вторжения в Норвегию, Голландию и Францию.

Несмотря на прочность, точность и высокую эффективность, «Штука» обладала низкой скоростью и недостаточной манёвренностью. Слабое оборонительное вооружение делало её лёгкой добычей вражеских истребителей. Во время Битвы за Британию немцы осознали, что для успешного использования «Штук» предварительно должно быть достигнуто превосходство в воздухе. В частности, 18 августа 1940 года в одном бою британские «Харрикейны» сбили 16 пикирующих бомбардировщиков, при этом сами британцы в этом бою потеряли на земле от ударов «Юнкерсов» не менее 22 самолётов уничтоженными и более 30 повреждёнными. Из-за слишком больших потерь применение этих самолётов в битве за Британию было приостановлено.

После Битвы за Британию Ju 87 мало использовались в западной Европе, но оставались достаточно эффективны на юге, где истребители союзников имели плохое снабжение, особенно в Битве за Крит и Мальту. На Средиземном море самолёт успешно использовался против кораблей. Ju 87 также использовался в югославской операции и греческой операции. 22 мая 1941 во время боёв за Крит, «Юнкерсы» потопили английский крейсер HMS Gloucester, погибло почти 700 британских моряков. Кроме того, бомбардировщики Ju 87 поддерживали танковые удары африканского корпуса в северной Африке.

Ярким примером большой уязвимости Ju 87 для вражеских истребителей является случай, когда 5 декабря 1941 года над Ливией австралийский ас Клайв Колдуэл (Clive Caldwell) сбил пять Ju 87 в течение нескольких минут на своём P-40 «Tomahawk».

В больших количествах «Штуки» применялись на восточном фронте, но с ростом мощи советских ВВС подразделения, оснащённые этим самолётом, стали нести тяжёлые потери на завершающих стадиях войны. Так, старший лейтенант Горовец в одном бою сбил девять бомбардировщиков[источник не указан 244 дня] (эта версия основана на свидетельстве не названных наземных подразделений, наблюдавших бой одинокого советского самолёта с группой немецких и затем обнаруживших обломки девяти немецких самолётов (не уточняется, девяти Ju-87 или девяти самолётов разных типов; также неясно, были они сбиты в одном бою или в разных) на ограниченном участке земли, из-за чего и возникла версия, что все они сбиты Горовцом[источник не указан 244 дня].

К концу войны Ju 87 постепенно заменялся на штурмовые варианты Fw-190. Тем не менее, некоторые «Юнкерсы» использовались до самого конца войны.

Последним заметным участим пикировщиков данного типа было их использование в ходе подавления Варшавского восстания в августе-сентябре 1944 г., где они использовались в условиях практического отсутствия противодействия ПВО.

Процедура пикирования

Junkers Ju 87 G-2 в музее RAF в Хэндоне

Вариант пикирования Ju.87 с переворотом

Итальянские пилоты при атаке английских кораблей на Средиземном море выработали другой метод: пикирование проводилось под умеренными углами — 40-50 градусов — но без использования воздушных тормозов, вследствие чего скорость постоянно росла, что затрудняло ведение зенитного огня.

Как пикировала «Штука»

Пикирование на цель начиналось на высоте 4600 метров. Пилот выбирал цель, используя для этого наблюдательный застекленный люк, находящийся в полу кабины. Затем он убавлял газ, выпускал аэродинамические тормоза и, переворачивая машину на 180 градусов, отправлял ее в пике под углом 60-90 градусов. С помощью специальной шкалы, нанесенной на фонарь кабины, пилот мог контролировать угол пикирования.

Затем убирались воздушные тормоза, шаг винта приводился в режим горизонтального полета, дроссель открывался и пилот принимал управление на себя. В точности бомбометания с пикирования Ju-87 превосходил советский пикировщик Пе-2. Немецкий самолет сбрасывал бомбы с меньшей высоты (менее 600 метров), Пе-2 обычно производил бомбометание примерно на километровой отметке. Кроме того, Ju-87, обладая меньшей скоростью, давал пилоту больше времени на прицеливание. Хотя, главной причиной высокой эффективности «штуки» был отличный уровень подготовки немецких пилотов.

Описание конструкции

Пикирующий бомбардировщик Ju-87 – это цельнометаллический одномоторный низкоплан с неубирающимся шасси. Фюзеляж Ju-87 типа полумонокок овального сечения. Экипаж самолета состоял из двух человек: пилота и стрелка-радиста.

Кабины пилотов находились в центральной части самолета, они были закрыты общим фонарем, который мог быть сброшен аварийно. В задней части кабины находилась пулеметная установка (MG 15). В фюзеляже пикировщика находился застекленный люк, сверху закрытый металлической крышкой. Через него пилот мог выбирать цели и точно определять момент начала пикирования. Между кабинами пилота и стрелка-радиста располагалась коротковолновая радиостанция.

Ju-87 имел трапециевидное крыло с закругленными краями, состоящее из центроплана и двух консолей. Его силовой каркас состоял из нервюр, лонжеронов и работающей обшивки. Крыло Ju-87 было выполнено по схеме «обратная чайка», что позволило уменьшить массу и размеры неубирающегося шасси.

Механизация крыла состояла из щелевых элеронов и закрылков. Под каждой из консолей крыла устанавливался аэродинамический тормоз, который использовался для уменьшения скорости пикирования самолета. Он представлял собой металлическую пластину со щелью посередине. Управление тормозными щитками происходило с помощью автомата пикирования Ahfanggerat. Управление тормозными щитками и закрылками осуществлялось с помощью гидравлической системы.

В центроплане крыла также располагались весьма объемные топливные баки.

Пикировщик Ju-87 был оснащен двигателем водяного охлаждения Jumo 211, который в зависимости от модификации машины имел разную мощность. Самолет имел деревянный трехлопастный винт с изменяемым шагом (на поздних модификациях установили металлический). Автомат управлением шагом винта и управления мотором были объединены в одну систему с автоматом пикирования, который также управлял подачей топлива, открытием и закрытием створок радиаторов. Автомат пикирования стал важнейшим новшеством Ju-87, во многом обеспечившей ее эффективность. Он значительно упрощал работу пилотов, позволяя полностью сосредоточиться на бомбометании. Позже в схему был включен высокомер, поэтому «штука» выводилась из пикирования, независимо от того, была ли сброшена бомба.

Ю-87 имел одинарное цельнометаллическое хвостовое оперение с подкостным стабилизатором. Каждый руль высоты имел по два триммера, которые соединялись с автоматом пикирования. Регулировка стабилизаторов была возможна только вместе с закрылками.

Бомбардировщик имел трехопорное неубирающееся шасси с масляно-пневматической амортизацией. Его конструкция позволяла пикировщику использовать аэродромы с грунтовым покрытием, находящиеся рядом с линией фронта. На Ju-87 можно было установить лыжи.

Топливная система состояла из двух протектированных баков, расположенных в центроплане крыла, емкостью по 250 литров.

Радиатор водяного охлаждения располагался в носовой части машины, в туннеле под двигателем.

Пикирующий бомбардировщик Ju-87 был вооружен тремя 7,92-мм пулеметами: два неподвижных MG-17 размещались в консолях крыла, еще один MG-17 устанавливался в кабине стрелка и использовался для защиты задней полусферы и обстрела земли во время выхода из пикирования.

Бомбовая нагрузка пикировщика составляла 1 тыс. кг, машина имела три точки подвески: под фюзеляжем и под консолями крыла. Во время пикирования специальная вилка Н-образной формы отводила центральную бомбу от винта самолета.

Состав вооружения Ju-87 несколько изменялся у разных модификаций. Так, например, штурмовик Ю-87 (модификация Ju-87G) имел на вооружении две 37-мм пушки.

Ju.87 D-1

Junkers Ju.87 D-1 S2+LH l/StG77 с подвешенной бомбой SC 1000 лето 1942 года

Первое упоминание о планах серийного производства Ju.87 D-1 относится к 1940 году, когда был размещен первоначальный заказ на поставку 495 самолетов в период с мая 1941 по март 1942 года. В начале февраля 1942 технический департамент RLM увеличил заказ до 832 бомбардировщиков Ju.87 D-1. Все эти самолеты должны были быть построены на заводе Weser. Но проблемы с двигателями Jumo 211J стали причиной задержек в реализации планов производства.

Первые Ju.87D в январе 1942 года передали группе I/StG2, которая действовала на Восточном фронте.

Ju-87D

Ju-87D-3
румынских ВВС (Forţele Aeriene Regale ale României)

Немецкие самолеты, и в первую очередь
Ju-87, стали нести значительные потери. Не помогло и появление
на фронте новой модификации «штуки» Ju-87D, оснащенной
1400-сильным двигателем и имеющей лучшую живучесть за счет дополнительного
бронирования. Первые
Ju-87D-1 появились на фронте в январе 1942 года под
Ленинградом. Затем они приняли активное участие в ходе немецкого наступления под
Сталинградом, где выполнили тысячи вылетов, практически полностью уничтожив
город (См.:
Сталинградская битва
).
В это время у немцев появились два новых варианта самолета – буксировщик
планеров
Ju-87D-2 и штурмовик D-3 с усиленным бронированием.

К началу  немцы подготовили усовершенствованные самолеты
Ju-87D-5 с крылом увеличенного размаха и крыльевыми 20-мм
пушками, а также истребитель танков
Ju-87G, под крылом которого подвешивались
две 37-мм пушки. При этом Ju-87G не производились серийно, а переоборудовались
из Ju-87D-3 и D-5, получая при этом обозначение G-1 и G-2 соответственно.На
испытаниях Ju87G-1 показал себя медлительным и очень неповоротливым, что в
сочетании с уменьшенным бронированием и слабым оборонительным вооружением делало
машину идеальной мишенью для истребителей. Максимальная скорость самолета
снизилась на 30-40 км/ч. Ju87G-1 уже не пикировал. атака целей производилась с
планирования под углами не более 10-12 градусов. Кроме этого, по показаниям
пленных немецких летчиков ввод в планирование был затруднительным.
Затруднительным было и прицеливание вследствие плохой путевой устойчивости
самолета, обусловленной аэродинамическим влиянием пушечных установок, большими
разнесенными массами.Пушки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector