Оружие возмездия. как «тополь» сохранил независимость россии (15 фото)

Конструкция ракеты

Конструкции большинства ракет в основном схожи между собой. Они удовлетворяют в большинстве случаев, так скажем, идеальной «эмпирической ракете»:

  • длина ракеты полная: L= 15~25 D

  • длина головного обтекателя: Ln = 2.5~3.5*D

  • размах стабилизатора: S = 1~2*D

  • общая площадь стабилизаторов: F= 0,7~0,8*A,где A=L*D — площадь продольного сечения корпуса,

  • запас устойчивости: k = 1,5~3*D

«Эмпирическая ракета» Rocki

В зависимости от поставленных целей и используемых компонентов параметры ракеты могут варьироваться, конечно же, но почти всегда укладываются в вышеобозначенные границы. В моём случае размер ракеты будет определяться исходя из размеров двигателя, парашюта и электроники. Чтобы уместить всё в корпусе ракеты я использую трубу диаметром в 50мм. Трубу можно сделать, в идеале, из стеклопластика, а можно взять ПП канализационную трубу — она сравнительно прочная и лёгкая. Головной обтекатель также делается из этой же трубы — вырезается «корона» (длиной в 2-3 диаметра ракеты) и склеивается вместе, образуя параболическую форму. Хотя, конечно есть и другие варианты — выточить обтекатель из деревянной заготовки на токарном станке или распечатать его на 3D-принтере. Обтекатель должен быть максимально правильной формы, гладким — это необходимо для снижения аэродинамического сопротивления ракеты и снижения вредных срывных течений в носовой части ракеты. 

Стабилизаторы стоит изготавливать из достаточно лёгкого, но прочного материала. Например пластика, фанеры или бальзы. Форма и размер стабилизаторов зависят от размеров ракеты, а если быть точным, то от расположения центра тяжести ракеты и центра давления.

Модель устойчивости ракетыПроверка стабильности ракеты — просто раскручиваем ракету над головой

Центр тяжести ракеты определяется простым методом «взвешивания». Положив ракету на руку, нужно найти точку, в которой достигается равновесие.

Центр давления рассчитывается используя метод определения центра давления по Борроумену. К слову сказать, есть и другой, хотя и куда менее точный способ определения центра давления — метод аэродинамической проекции. В любом случае, какой бы мы метод не использовали, чтобы ракета была устойчивой, расстояние между центром тяжести и центром давления должно составлять хотя бы 1,5 диаметра самой ракеты. Эта, так называемая «устойчивость в диаметрах» может быть и выше, хотя устойчивость больше 2-2,5 диаметров не рекомендуется, так как в этом случае стабилизаторы будут больше, а значит тяжелее. Кроме того, большая площадь стабилизаторов приведёт к тому, что ракета будет испытывать большие боковые нагрузки, что приведёт к тому, что она будет, как флюгер разворачиваться по ветру и лететь не вверх, а вбок; в худшем случае — флаттер приведёт к разрушению ракеты в полёте. Подробно об устойчивости можно почитать здесь.

Интерфейс Rocki-design и модель будущей ракеты

Есть готовые программные решения для расчёта параметров ракеты. Я использую Rocki-design, но чаще, тем более в англоязычном мире используют OpenRocket. Подобрав нужный размер стабилизаторов, вырезаем их из заготовки и прикручиваем винтами к корпусу, используя металлические уголки. Крепление должно быть жёстким. Для лёгких ракет сгодится и просто приклеивание, но для тяжелой ракеты лучше перестраховаться.

История создания

Работы над созданием новой межконтинентальной баллистической ракеты с твердотопливными двигателями начались еще в середине 80-х годов. Этим проектом занимались Московский институт теплотехники и днепропетровское КБ «Южное». Перед конструкторами была поставлена задача создать универсальную ракету для стационарного и мобильного ракетного комплекса. Единственным отличием между ними являлся двигатель ступени разведения боевого блока: на ракетах шахтного базирования конструкторы планировали установить жидкостный двигатель, а на мобильных комплексах – твердотопливный.

В 1992 году КБ «Южное» прекратило участие в данных разработках и доведение «Тополя» полностью легло на плечи российской стороны. В начале 1993 года появился президентский указ, который регламентировал дальнейшие работы над ракетным комплексом, также давались гарантии дальнейшего финансирования. Головным предприятием по этому проекту был назначен МИТ.

Конструкторам нужно было разработать универсальную ракету, пригодную для различных видов базирования, с высокой точностью, дальностью полета, способной преодолеть систему противоракетной обороны противника.

«Тополь-М» создавался как модернизация советского ракетного комплекса «Тополь». При этом Договор СВН-1 четко определял, что именно считать модернизацией и какие характеристики комплекса должны быть изменены. Новая баллистическая ракета должна была отличаться по одной из следующих характеристик:

  • количеством ступеней;
  • видом топлива хотя бы одной из ступеней;
  • длиной ракеты или длиной первой ступени;
  • диаметром первой ступени;
  • массой, которую ракета могла забрасывать;
  • стартовой массой.

Исходя из вышесказанного, становится понятно, что конструкторы ракетного комплекса были изначально сильно ограничены. Поэтому тактико-технические характеристики (ТТХ) ракеты «Тополь-М» не могли серьезно отличаться от своего предшественника. Основными отличиями стали особенности полета ракеты и ее способность к преодолению вражеской системы ПРО.

Усовершенствованные твердотопливные двигатели трех ступеней ракеты позволили значительно сократить продолжительность активного участка полета ракеты, чем была серьезно понижена вероятность ее поражения противоракетными системами противника. Система наведения ракеты гораздо более устойчива к электромагнитному излучению и другим факторам ядерного взрыва.

Государственные испытания начались в 1994 году. Был произведен запуск «Тополя-М» с космодрома Плесецк. Он был успешен. Затем были проведены еще несколько запусков, и в 1997 году началось серийное производство комплекса «Тополь-М». В 2000 году на вооружение был принят ракетный комплекс «Тополь-М» шахтного базирования, в том же году начались испытания и запуски мобильного комплекса.

Размещение «Тополя-М» шахтного базирования началось в 1997 году, в шахтах, которые ранее использовались для ракет УР-100Н. В конце 1998 года на боевое дежурство заступил первый ракетный полк. Мобильные комплексы «Тополь-М» стали массово поступать в войска в 2005 году, тогда же была принята новая государственная программа перевооружения, согласно которой до 2018 года Министерство обороны планировало закупить 69 новых МБР.

С 1994 по 2014 год было проведено шестнадцать запусков МБР «Тополь-М», из которых только один запуск был признан неудачным: ракета отклонилась от своего курса и была ликвидирована. Запуски производились и с установок шахтного базирования, и с мобильных ракетных комплексов.

В 2008 году было озвучено решение об установке на МБР «Тополь-М» разделяющихся боевых частей. Первые подобные ракеты начали поступать в войска в 2010 году. Годом раньше было объявлено об остановке производства мобильных комплексов «Тополь-М» и о начале работ над комплексом с более высокими характеристиками.

скорость ракеты — С какой скоростью летит ракета в космос.? — 22 ответа



ракеты в космосе

В разделе Наука, Техника, Языки на вопрос С какой скоростью летит ракета в космос.? заданный автором Какой уж есть. лучший ответ это Чушь, бездумно усвоеная со школы.8 или точнее 7,9 км/с — это первая космическая скорость — скорость горизонтального движения тела непосредственно над поверхностью Земли, при которой тело не падает, а остается спутником Земли с круговой орбитой на этой самой высоте, т. е. над поверхностью Земли (и это без учета сопротивления воздуха) . Таким образом ПКС — это абстрактная величина, связывающая между собой параметры космического тела: радиус и ускорение свободного падения на поверхности тела, и не имеющая никакого практического значения. На высоте 1000 км скорость кругового орбитального движения будет уже другой.Ракета наращивает скорость постепенно. Например Ракета-носитель Союз имеет через 117.6 с после старта на высоте 47.0 км имеет скорость 1.8 км/с, на 286.4 с полета на высоте 171.4 км, 3.9 км/с. Примерно через 8.8 мин. после старта на высоте 198.8 км скорость КА составляет 7.8 км/с.А вывод орбитального корабля на околоземную орбиту из верхней точки полета ракеты-носителя осуществляется уже активным маневрированием самого ОК. И скорость его зависит от параметров орбиты.

22 ответа

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: С какой скоростью летит ракета в космос.?

Ответ от Екатерина Тарутина8 км/сек, чтобы преодолеть притяжение Земли

Ответ от Л.Б.Если на околоземную орбиту то 8 км в сек.Если за пределы то 11 км в сек. Примерно так.

Ответ от Мфт — уникальный лодырь3-5км/с, учитывайте скорость вращения земли вокруг солнца

Ответ от AkmaljonТочный — со скоростью 7,9 км/секунд выходя она (ракета) будет врашатся вокруг земли, если со скоростью 11 км/ секунд то это уже парабола, т. е. она чуть дальше поедить, есть вероятность что может и не верннутся

Ответ от Михаил грищенков чёрной дыре можно разагнатся до субсветовой скоросте

Ответ от Ўрий Лихонин33000 км/ч

Ответ от Игорь Юровабстрактная наука-пораждает иллюзии у зрителя

Ответ от Osman Ataevна какойвысоте летит космический корабль.

Ответ от Xero33600Всё это бред. Важную роль играет не скорость, а сила тяги ракеты. При высоте в 35км начинается полноценный разгон до ПКС (первая космическая скорость) до 450км высоты, постепенно придавая курс направлению вращения Земли. Таким образом сохраняется высота и сила тяги во время преодоления плотных слоёв атмосферы. В двух словах — не нужно расгонять одновременно горизонтальную и вертикальную скорости, значительное отклонение в горизонтальном направлении происходит на 70% нужной высоты.

Ответ от Вася ПетинРекорд скорости космического аппарата (240 тыс. км/ч) был установлен американо-германским солнечным зондом «Гелиос-Б», запущенным 15 января 1976 г.Самая высокая скорость, с которой когда либо передвигался человек (39897 км/ч), была развита основным модулем «Аполлона 10» на высоте 121,9 км от поверхности Земли при возвращении экспедиции 26 мая 1969 г. На борту космического корабля были командир экипажа полковник ВВС США (ныне бригадный генерал) Томас Паттен Стаффорд (род. в Уэтерфорде, штат Оклахома, США, 17 сентября 1930 г.), капитан 3-го ранга ВМФ США Юджин Эндрю Сернан (род. в Чикаго, штат Иллинойс, США, 14 марта 1934 г.) и капитан 3-го ранга ВМС США (ныне капитан 1-го ранга в отставке) Джон Уотте Янг (род. в Сан Франциско, штат Калифорния, США, 24 сентября 1930 г.).Из женщин наивысшей скорости (28115 км/ч) достигла младший лейтенант ВВС СССР (ныне подполковник-инженер, летчик-космонавт СССР) Валентина Владимировна Терешкова (род. 6 марта 1937 г.) на советском космическом корабле «Восток 6» 16 июня 1963 г.

Ответ от Дарья Сюткина39600 км/ч

Ответ от Elena Maksimova8000 км/с

Ответ от Ђра М вайъОколо 40000 км/ч

2 ответа

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

Космический полёт на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про Космический полёт

Космос семейство ракет-носителей на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про Космос семейство ракет-носителей

Межзвёздный полёт на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про Межзвёздный полёт

Орбитальная скорость на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про Орбитальная скорость

Р-37 на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про Р-37

С-8 на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про С-8

Служебная Search search=ДЦП на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про Служебная Search search=ДЦП

Союз ракета-носитель на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про Союз ракета-носитель

Разработка

Работы по созданию нового комплекса начались в середине 1980-х годов. Постановление Военно-промышленной комиссии от 9 сентября 1989 года предписывало создать два ракетных комплекса (стационарный и мобильный) и универсальную твердотопливную трёхступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету для них. Эта опытно-конструкторская работа получила название «Универсал», разрабатываемый комплекс — обозначение РТ-2ПМ2. Разработка комплекса велась совместно Московским институтом теплотехники и Днепропетровским КБ «Южное».

Ракета должна была быть унифицирована для обоих типов комплексов, но в первоначальном проекте предполагалось различие в системе разведения боевого блока. Боевая ступень для ракеты шахтного базирования должна была оснащаться ЖРД на перспективном монотопливе «Пронит» на основе динитрата пропиленгликоля (англ.)русск.. Для подвижного комплекса МИТ разрабатывал двигательную установку на твёрдом топливе. Существовали и различия в транспортно-пусковом контейнере. Для подвижного комплекса он должен был изготавливаться из стеклопластика. Для стационарного — из металла, с креплением на нём ряда систем наземного оборудования. Поэтому ракета для подвижного комплекса получила индекс 15Ж55, а для стационарного — 15Ж65.

В марте 1992 года было принято решение разработать на базе наработок по программе «Универсал» комплекс «Тополь-М» (в апреле «Южное» прекратило своё участие в работах по комплексу). Указом Бориса Ельцина от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения — с двигательной установкой боевой ступени на твёрдом топливе.

Испытания ракеты начались в 1994 году. Первый пуск был проведён из шахтной пусковой установки на космодроме Плесецк 20 декабря 1994 года. В 1997 году, после четырёх успешных пусков начато серийное производство этих ракет. Акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М» был утверждён Госкомиссией 28 апреля 2000 года, а Указ Президента РФ о принятии БРК на вооружение был подписан Владимиром Путиным летом 2000 года, после чего на лётные испытания вышел подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) на базе восьмиосного шасси МЗКТ-79221. Первый пуск с мобильной ПУ был осуществлён 27 сентября 2000 года.

Задействованные структуры

В разработке и производстве боевых и учебных средств комплексов «Тополь-М» были задействованы следующие структуры:

  • Ракета — ЗАО «НТЦ «Комплекс-МИТ», Москва (разработка);ОАО «Воткинский завод», Воткинск, Удмуртская Республика (производство);
  • Система управления — ФГУП «НПЦ автоматики и приборостроения им. академика Н. А. Пилюгина», Зюзино, Москва (разработка); ОАО «ЛОМО», Санкт-Петербург (разработка/производство);
  • Головная часть и боевые блоки — РФЯЦ «ВНИИЭФ», Саров, Нижегородская обл. (разработка/производство);
  • Приводы — ГУП «ВНИИ «Сигнал», Ковров, Владимирская обл. (разработка); ОАО «ПО «Завод им. А.В. Ухтомского», Люберцы, Московская обл. (производство);
  • Пусковая установка и машина обеспечения — ФГУП «ЦКБ «Титан» (разработка) и ГП «ПО «Баррикады», Волгоград, Волгоградская обл. (производство);
  • Стартовый ракетный двигатель, базовые несущие конструкции (БНК) для ракет — ФЦДТ «Союз», Дзержинский, Московская обл. (разработка);
  • Шахтные пусковые установки — ФГУП «ОКБ «Вымпел», Москва (разработка, создание и переоборудование имеющихся под новые ракеты);ОАО «ГОЗ», Санкт-Петербург (производство конструкций);
  • Контейнер из композитных материалов — ОАО «ЦНИИ Спецмашиностроения», Хотьково, Московская обл.

Самый быстрый космический объект, созданный человеком

Автоматический зонд НАСА под названием Parker Solar Probe был создан для изучения внешней короны Солнца и стартовал 12 августа 2018 года. По замыслу исследователей, он должен приблизиться к нашей звезде на расстояние 8,86 ее радиуса, то есть на 6,2 миллиона километров.

Это совершенно удивительный космический аппарат, который уже внесен в книгу рекордов Гиннесса как самый быстрый объект, созданный человеком. После старта зонд разогнался до скорости 69,72 км/с (почти 251000 км/ч), а в дальнейшем после нескольких маневров рядом с Венерой скорость зонда составит 194 км/с (700000 км/ч). С такой скоростью путешествие из Москвы в Нью-Йорк займет всего 39 секунд.

Также зонд поставил и другой рекорд, приблизившись к Солнцу на рекордно близкое расстояние 40 миллионов километров.

Parker Solar Probe был назван в честь американского астрофизика, Юджина Паркера, который 60 лет назад предсказал существование солнечного ветра, что впоследствии подтвердили исследования при помощи космических аппаратов. 91-летний Паркер посетил космодром в день запуска и присутствовал при старте.

Разумеется, что для подобного космического аппарата, который подлетает к звезде на близкие расстояния, весьма важна хорошая защита – не столько от сильных излучений всех видов, сколько от температуры

И этой защите было уделено особое внимание. Был создан специальный защитный шестиугольный экран, который установили на обращенную к Солнцу сторону космического аппарата

Этот экран является чуть ли не центральным элементом конструкции зонда, так как от него полностью зависит работоспособность научных приборов.

Диаметр экрана составил 2,3 метра, а толщина – 11 см. В основу экрана лег композитный армированный углеродсодержащий материал, который выдерживает температуру до 1370 градусов. Сверху экран покрыт слоем белого оксида алюминия, улучшающего отражение. Все научные приборы располагаются в теневой зоне экрана, исключая тем самым влияние прямого солнечного излучения.

Возникает вопрос, как экран может быть повернут все время к Солнцу при движении зонда? Для этого служат четыре фотодатчика, расположенных по краям экрана. В случае попадания света в один из датчиков, происходит коррекция положения зонда таким образом, чтобы он все время находился в тени экрана. В случае случайной поломки экрана зонд выйдет из строя в течение нескольких секунд.

Для питания приборов используются небольшие солнечные батареи – ведь в солнечном свете недостатка нет. Наоборот, солнечной энергии так много, что приходится применять жидкостное охлаждение, поддерживающее рабочую температуру панелей.

Пока зонд прошел 23% из всего своего запланированного пути. Так что самые интересные открытия нас ожидают через несколько лет.

Источник

Тактико-технические характеристики «Тополь-М»

Ракетный комплекс 15П165 шахтного базирования состоит из 10 баллистических ракет, хранящихся в ТПК в любой степени боевой готовности. Подвижный комплекс представляет собой 9 ракет, каждая из которых смонтирована на автономной пусковой установке. АПУ 15У175 выполнен на базе восьмиосного шасси МЗКТ-79221. Ракета помещена в контейнер из стеклопластика. На боевом дежурстве в зоне дислокации мобильный ракетный комплекс, вернее, каждая АПУ размещена в сооружении «Корона» (15У182), которое снабжено раздвигающейся крышей.

ТТХ Баллистической ракеты комплекса «Тополь-М»:

  • Баллистическая ракета – 15Ж65;
  • Дальность поражения – 12000 км;
  • Стартовая масса ракеты – 47,1 т;
  • Скорость – 7 км/с;
  • Длина ракеты – 22,6 м;
  • Длина ракеты без боевой части – 17,5 м;
  • Максимальный диаметр корпуса – 1,81 м;
  • Масса ракеты в ТПУ – 76 т;
  • Масса боевой части – 1,2 т;
  • Круговое вероятное отклонение – 200 м;
  • Тип топлива – Твердое топливо;
  • Боевая часть – ядерный заряд мощностью 550 т (тротиловый эквивалент).

ТТХ тягача МЗКТ-79221:

  • Модель двигателя – ЯМЗ-847.10;
  • Грузоподъемность – 80 т;
  • Мощность двигателя – 800 л.с.;
  • Масса – 44 т;
  • Длина – 22,7 м;
  • Ширина – 3,4 м;
  • Высота – 3,3 м;
  • Дорожный просвет – 475 мм;
  • Радиус поворота – 18 м;
  • Преодолеваемый брод – 1,1 м;
  • Запас хода – 500 км;
  • Объем топливного бака – 875 л;
  • Максимальная скорость – 45 км/ч.

35 лет назад состоялся первый успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты РТ-2ПМ. ТАСС — об истории появления и возможностях этого мобильного ракетного комплекса стратегического назначения

Учебно-боевой пуск МБР «Тополь»

 Андрей Смирнов/ТАСС

8 февраля 1983 года с испытательного военного полигона Плесецк был произведен первый успешный запуск советской межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) РТ-2ПМ (15Ж58) мобильного грунтового ракетного комплекса РС-12М «Тополь». При этом это был второй пуск — первый прошел 27 октября 1982-го с полигона Капустин Яр и оказался неудачным.

Кстати, первые три запуска проводились из переоборудованной шахты, четвертый (10 августа 1983 года) — с самоходной пусковой установки. Всего было 17 испытательных запусков «Тополя», лишь четыре из них неудачные. В 1985 году комплекс заступил на боевое дежурство. На Западе ракета получила обозначение SS-25 «Sickle», что в переводе означает «Серп».

Переоборудование

Шахтная модификация ракетного спецкомплекса «Тополь-М» включает в себя десять ракет (15Ж65)с пусковыми установками, а также командный пункт, который оборудован средствами повышенной защитой. Он находится внутри специальной шахты и располагается при помощи амортизаторов, что значительно снижает уязвимость.

Мобильный вариант вооружения состоит из девяти МБР (15Ж55), которые установлены на автономных ПУ.

Для устройства стационарного комплекса были использованы уже готовые шахтные механизмы под тяжелые межконтинентальный баллистический тип вооружения. Для этого дополнительно необходимо было залить бетонную смесь высотой в пять метров. Такое переоборудование значительно ускоряло работу, сокращало затраты на переоборудование, а также экономило время.

Поскольку «Тополь-М» является модификацией предыдущей модели «Тополь» его переоборудование должно было проводиться с учетом Договора СНВ-1. При этом в документе было определено, какие характеристики можно считать модернизированными, а что должно быть изменено.

Новый вариант баллистического оружия должен был отличаться хотя бы одним из следующих пунктов:

  • забрасываемым весом;
  • массой на старте;
  • общей длиной или размером и диаметром первой ступени;
  • количеством отделяемых частей;
  • видом горючего.

Конструкция и возможности «Тополя»

РТ-2ПМ — трехступенчатая твердотопливная МБР с последовательным расположением ступеней. Использует твердое смесевое топливо. Каждая из трех ступеней — с твердотопливным двигателем с одним неподвижным соплом. На первой ступени размещены поворотные газоструйные и аэродинамические рули. Также оснащена отдельной ступенью выведения боевого блока.

ТАСС/Минобороны РФ

Старт «Тополя» — из транспортно-пускового контейнера, «минометный», с использованием порохового аккумулятора давления: ракета «выстреливается» из контейнера, после чего запускается двигатель первой ступени. Операции предстартовой подготовки и пуска полностью автоматизированы. Система управления — автономная инерциальная.

Комплекс патрулирует на площади по дорогам различной категории. «Для него должна быть густая сеть дорог. Если дорог будет мало, то живучесть его снизится. Поэтому необходимо, чтоб была плотность этих дорог по площади», — подчеркивает Дворкин.

И надо иметь в виду, что он не все время движется, обычно стоит либо в «Кронах» (стационарные легкие укрытия) на пунктах постоянной дислокации, откуда он может выходить по тревоге, либо на полевых стартовых позициях. Он в основном стоит, но периодически меняет свое положение, поскольку противник может обнаружить его из космоса или другим способом Владимир Дворкин доктор технических наук, профессор, генерал-майор

На время эксплуатации ракета размещается в герметичном транспортно-пусковом контейнере длиной 22,3 м и диаметром 2 м, в котором поддерживаются постоянная температура и влажность. Пусковая установка размещена на автомобильном шасси МАЗ-7912/7917.

Развернуть

В состав ракетного комплекса также входит подвижной командный пункт боевого управления

 Богдан Руденко/Минобороны России

Комплекс способен преодолевать реки вброд высотой 1,1 м. Пусковая установка может перевозиться на понтонах. «Да, определенная местность должна выдерживать определенную нагрузку на грунт. Я хочу сказать, что удельная нагрузка комплекса, там делается специальное приспособление, когда шины подспускаются. Он идет по не очень твердой местности. Удельная нагрузка — это как человек весом 100 кг давит на грунт», — рассказывает генерал-полковник Есин.

Комплекс может заходить в лесную местность, маскироваться под кронами деревьев, если его ширина и длина пусковой установки позволяют пройти между этими деревьями. То есть «Тополю» не требуется инженерной подготовки местности Виктор Есин экс-начальник Главного штаба РВСН, генерал-полковник

Согласно данным из открытых источников, РТ-2ПМ имеет следующие характеристики:

  • дальность полета — около 10 тыс. км;
  • стартовый вес — 45,1 т;
  • забрасываемый груз — до 1 т;
  • боевое оснащение — один термоядерный заряд мощностью 550 кт;
  • точность (круговое вероятностное отклонение) — 150–900 м;
  • габариты: диаметр — 1,8 м, высота — 21,5 м.

У РС-12М две модификации: «Тополь-М» — твердотопливная ракета универсального (шахтного и мобильного) базирования с новой системой управления, повышенной точностью, большей полезной нагрузкой и новым комплексом преодоления ПРО; «Тополь-Э» — экспериментальная ракета для проведения испытаний новых типов боевого оснащения МБР.

Развернуть

Автоматический гирокомпас пусковой установки «Тополь»

 Роман Азанов/ТАСС

Кстати, на многих фото комплекс «Тополь» часто показывают только с одного бока. Дворкин объясняет это обычной традицией, «потому что на другом боку находится устройство, которое помогает обеспечивать ему прицеливание». Эта система связана с определением местоположения пусковой установки после того как она начинает развертываться. «Она определяет местоположения точки, хотя он считывает, когда идет, — у него тоже курсовая система считывается. А здесь — чтоб окончательно определить свое точное местоположение и точно азимут пуска», — говорит о предназначении этой системы Есин.

О названии комплекса часто высказывалось много домыслов и предположений, почему вдруг «Тополь». Генерал Есин так прокомментировал: «Все опытно-конструкторские работы (ОКР), которые проводятся оборонно-промышленным комплексом, сведены в единый свод, и каждый раз машина случайным образом выбирает название, и оно потом утверждается. «Тополь», «Ярс» — некоторые пытаются к чему-то привязать, а на самом деле это название ОКР, шифр который задается, чтоб не секретно можно было вести переписку по той или иной ОКР, не раскрывая ее смысл, задается такое название». При этом заводское название уже совсем другое.

Не «Тополем» единым

Предсказания эти оправдались не полностью. На сегодняшний день (предположительные сведения из открытых источников) из 532 развернутых носителей ядерных вооружений (в РВСН, на флоте и в авиации) у России осталось 45 РТ-2ПМ «Тополей» в Выползово и под Барнаулом, а также 60 «Тополей-М» РТ-2ПМ2 шахтного базирования в Татищево Саратовской области и 18 мобильных комплексов в Тейково Ивановской области. Производство «Тополей-М», как и «Тополей», на Воткинском заводе прекращено. Им на смену пришли РС-24 «Ярс», или РС-12М2Р, обладающие повышенной точностью и разделяющейся головной частью индивидуального наведения. Шахтного и мобильного способа базирования. Способные преодолеть любую систему ПРО, что нынешнюю, что перспективную. Также созданные в Московском институте теплотехники под руководством Юрия Соломонова.

Правда, кроме твердотопливных стратегических ракетных комплексов семейства «Тополь» в стране сейчас создается жидкостная шахтная ракета «Сармат», которая придет на смену РС-20 «Воевода» (SS-18 Satan), и ещё остаются на боевой вахте несколько ракетных комплексов УР-100НУТТХ или РС-18 (SS-19 Stiletto). В конце прошлого года некоторые из этих ракет были оснащены боевым планирующим гиперзвуковым блоком «Авангард», в ходе испытания которого блок достиг скорости 27 махов. И, естественно, он не имеет никаких преград в виде любой системы ПРО и не будет их иметь ещё много-много лет, надежно обеспечивая, как и «тополиная семья», сдерживание любого вероятного противника.

Заканчивая материал, не могу не сказать несколько слов о младшем из «тополиного семейства» — о твердотопливном «Ярсе» (шахтного и подвижного способа базирования). В договоре СНВ-III он обозначен как РС-12М2Р. Расшифровка его названия до сих пор остается тайной. Как остаются секретом для широкой публики и многие его тактико-технические характеристики. Известно только, что у него три твердотопливные ступени, что несет он к цели четыре боеголовки, как мы уже упоминали, индивидуального наведения, мощностью от 150 до 500 кт. Максимальная дальность полета боеголовок — 12 тыс. км, их круговое вероятное отклонение — 150 м, а длина ракеты вместе с головной частью — примерно 23 м.

Это можно определить на глаз, так как мобильные комплексы «Ярс» уже неоднократно участвовали в параде Победы на Красной площади. В том числе и в юбилейном — 24 июня нынешнего года, посвященном 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Можно было заметить, что движется РС-24 на платформе с восемью осями (у «Тополя», как мы помним, семь осей). По всей видимости, тележка комплекса создана на Минском заводе колесных тягачей.

В открытой печати сообщается, что для «Ярса» не нужна специальная инженерная подготовка местности. Комплекс может заходить в лесную местность и маскироваться под кронами деревьев, если ширина и длина пусковой установки позволяют пройти между деревьями. И может быть развернут в боевое положение в считаные минуты. Этот комплекс оснащен системой пересчета полетных заданий, что позволяет ему вести стрельбу ракетой мобильного комплекса с любой точки маршрута патрулирования и не привязываться к заранее назначенным позициям пуска.

«Ярс», как в свое время и «Тополь», продолжает модернизироваться. В ближайшее время, как сообщил командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев, войска пополнят ещё несколько таких модернизированных комплексов. До конца 2021 года ими будут оснащены ещё три полка.

Вместе с другими ракетными комплексами РВСН, ВМФ и ВКС богатырская семья «Тополей» надежно защитит национальные интересы России.

ЛИТОВКИН Виктор, Военный обозреватель ТАСС

Устройство

Чтобы уяснить как работает ракета-носитель следует разобраться в её устройстве. Начнем описание узлов сверху к его нижней части.

САС

Аппарат, выводящий на орбиту спутник или грузовой отсек всегда отличает от носителя, который предназначен для транспортировки экипажа его конфигурация. У последнего в самом верху расположена специальная система аварийного спасения, служащая для эвакуации отсека с космонавтов при поломке ракета-носителя. Эта нестандартной формы башенка, размещенная на самом верху, является миниатюрной ракетой, позволяющей «вытянуть” капсулу с людьми вверх при экстраординарных обстоятельствах и сместить её на безопасное расстояние от точки аварии. Это актуально в начальной стадии полета, где ещё есть возможность провести парашютный спуск капсулы. В безвоздушном пространстве роль САС становиться не столь важна. В околоземном пространстве спасти космонавтов позволит функция, дающая возможность отделить от ракета-носителя спускаемый аппарат.

Грузовой отсек

Ниже САС расположен отсек, несущий полезную нагрузку: пилотируемый аппарат, спутник, грузовой отсек. Исходя от типа и класса ракета-носителя, масса выводимого на орбиту груза, может колебаться от 1,95 до 22,4 тонн. Весь транспортируемый кораблем груз защищен головным обтекателем, который сбрасывается после прохождения атмосферных слоёв.

Маршевый двигатель

Далекие от космоса люди думают, что если ракета оказалась в безвоздушном пространстве, на высоте ста километров, где начинается невесомость, то на этом её миссия окончена. На самом деле в зависимости от задачи, целевая орбита, выводимого в космос груза может находиться значительно дальше. Например, телекоммуникационные спутники необходимо транспортировать на орбиту, находящуюся на высоте более 35 тысяч километров. Чтобы достичь необходимого удаления и нужен маршевый двигатель, или как его по-другому называют – разгонный блок. Для выхода на запланированную межпланетную или отлетную траекторию следует не один раз менять скоростной режим полета, осуществляя определенные действия, поэтому этот двигатель должен неоднократно запускаться и выключаться, в этом его несходство с прочими аналогичными узлами ракеты.

Многоступенчатость

У ракета-носителя лишь малую долю его массы занимает транспортируемая полезная нагрузка, всё остальное – двигатели и топливные баки, которые расположены в разных ступенях аппарата. Конструктивной особенностью этих узлов является возможность их отделения после выработки топлива. После чего они сгорают в атмосфере, не достигая земли. Правда в последние годы была разработана технология, позволяющая возвращать в отведенную для этого точку отделившиеся ступеням невредимыми и вновь запускать их в космос. В ракетостроении при создании многоступенчатых кораблей используется две схемы:

  • Первая – продольная, позволяет размещать вокруг корпуса несколько одинаковых двигателей с топливом, одновременно включающихся и синхронно сбрасывающихся после использования.
  • Вторая – поперечная, дает возможность располагать ступени по возрастающей одну выше другой. В этом случае их включение происходит исключительно после сброса нижней, отработанной ступени.

Но часто конструкторы отдают предпочтение сочетанию поперечно-продольной схеме. Ступеней у ракеты может быть много, но увеличение их числа рационально до определенного предела. Их рост влечет за собой увеличение массы двигателей и переходников, работающих только на определенной стадии полета. Поэтому современные ракета-носители не комплектуются более чем четырьмя ступенями. В основном топливные баки ступеней состоят из резервуаров, в которых закачивается разные компоненты: окислитель (жидкий кислород, тетроксид азота) и горючее (жидкий водород, гептил). Только при их взаимодействии можно разогнать ракету до нужной скорости.

С какой скоростью летит ракета в космосе

В зависимости от задач, которые должен выполнить ракета-носитель ее скорость может разнится, подразделяясь на четыре величины:

  • Первая космическая. Она позволяет подняться на орбиту где она становиться спутником Земли. Если перевести на привычные значения, она равняется 8 км/с.
  • Вторая космическая. Скорость в 11,2 км/с. дает возможность преодолеть кораблю земное притяжение для исследований планет нашей солнечной системы.
  • Третья космическая. Придерживаясь скорости 16,650 км/с. можно преодолеть тяготение солнечной системы и покинуть её пределы.
  • Четвертая космическая. Развив скорость 550 км/с. ракета способна улететь за пределы галактики.

Но как бы ни были велики скорости космических аппаратов, для межпланетных путешествий они слишком малы. При таких значениях до ближайшей звезды придется добираться 18 000 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector