Рт-2пм «тополь»

Эксплуатация и перспективы

Сооружение 15У135 «Крона» для несения боевого дежурства на стационарной позиции — ангар с раздвижной крышей, из которого может производиться пуск

На марше: машина охраны, пусковая установка, машина обеспечения боевого дежурства

Максимальное количество ракет «Тополь», находившихся на вооружении РВСН — 369 единиц.

В 2007 году было ликвидировано 36 пусковых установок «Тополь», выслуживших установленные сроки эксплуатации. По состоянию на январь 2008 года, на боевом дежурстве находилось 213 ракет «Тополь».

За последние несколько лет количество находившихся на вооружении РТ-2ПМ «Тополь» стремительно сокращалось. Так, если по данным на декабрь 2010 года, в составе РВСН оставалась 171 единица ПГРК «Тополь», по состоянию на начало 2016 года на вооружении РВСН предположительно находилось уже 72 единицы ПГРК «Тополь», а к началу 2018 года их количество сократилось до 36 ракет. В настоящее время ракетные комплексы «Тополь» постепенно заменяются в войсках более современными мобильными ракетными комплексами РС-24 «Ярс».

По информации, полученной от представителя РВСН после пуска ракеты комплекса «Тополь» из Плесецка 3 сентября 2011 года:

Данные по срокам эксплуатации непосредственно ракет комплекса были сообщены после пуска 3 ноября 2011 с космодрома Плесецк (ракета 1987 года изготовления), целью которого было подтверждение стабильности лётно-технических характеристик ракет в продлённые до 24 лет сроки эксплуатации, а также оценка возможности продления их сроков эксплуатации до 25 лет.

Правила эксплуатации септика Тополь

Для более долгого использования Тополя следует следовать нескольким простым правилам:

  1. Запрещается бросать в септик твердые, неорганические отходы, так как бактерии, что участвуют в процессе переработки не в силах переработать полиэтилен, шерсть, вещества которые содержат хлор, и соединения что содержат марганец. Список всех запрещенных веществ и предметов содержится в инструкции по эксплуатации. Эти вещества могут нанести вред колонии полезных бактерий или же создать засор.
  2. Необходимо также помнить о допустимом значении количества человек, которые пользуются канализацией. Превышение допустимого порога может повлечь переполнение баков и вероятность заполнения других рабочих секторов станции.
  3. При отключении электричества следует максимально урезать использование Тополя, чтобы не переполнить секторы.

Соблюдая эти простые правила, вы сократите расходы на обслуживание очистительной станции Тополь, которые связаны с ремонтом и устранением возникших проблем из-за неправильной эксплуатации станции.

Приглашение в святая святых

Watch this video on YouTube

В конце 1994 года меня, тогда военного корреспондента газеты «Известия», пригласили в Главный штаб РВСН и предложили написать о дальнейшем развитии, а точнее о модернизации стратегического ракетного комплекса «Тополь». Теперь, рассказали мне, он мог располагаться не только на подвижной грунтовой платформе, но и в шахте. И стал называться РТ-2ПМ2 «Тополь-М», или SS-27 по западной классификации.

Накануне с полигона в Плесецке Архангельской области в сторону ракетного полигона Кура на Камчатке в ходе заводских испытаний была запущена первая такая ракета, что стало сюрпризом для всего мира. В том числе и для США, хотя их о таком пуске, как и положено по Договору СНВ-1, предупредили заранее. Но обещать — не значит жениться, помнили в Вашингтоне знаменитую русскую поговорку. И кто мог тогда поверить в Белом доме и в Пентагоне, что в стране, находившейся в глубочайшем экономическом кризисе, с разоренной оборонкой, потерявшей все деловые связи со своими партнерами в республиках бывшего СССР, все же смогут сделать такую совершенно новую ракету.

Правда, в руководстве страны и в Главкомате РВСН эти слова «новая стратегическая ракета» произносить категорически отказывались. По Договору СНВ-1, ни одна из стран — участниц этого соглашения не имела права создавать новую ракету — только модернизировать старые. Да и то с определенными ограничениями. В частности, забрасываемый вес «модернизированной» ракеты не должен был превышать исходный более чем на 21%.

И для того, чтобы подчеркнуть факт «модернизации» РТ-2ПМ, меня и пригласили в святая святых — главный штаб РВСН, предоставили для материала необходимые сведения, объяснили, что модернизированный «Тополь» должен в перспективе заменить все существующие ныне жидкостные стратегические ядерные ракеты с разделяющимися головными частями индивидуального наведения. В том числе и упоминавшуюся «Воеводу» («Сатану»), РС-22 «Молодец» (SS-24 Scalpel, она твердотопливная), РС-16 (SS-17 Spanker), РС-18 (SS-19 Stiletto), созданные в семидесятых и восьмидесятых годах прошлого века с использованием комплектующих двухсот предприятий России, Украины, Таджикистана и Прибалтики. Эти ракеты в начальные десятилетия ХХI века, рассказывали мне, полностью выработают свой технический ресурс и вынужденно уступят свое место одной универсальной, как для шахтного, так и мобильного способа базирования, моноблочной твердотопливной ракете, сделанной исключительно на российских предприятиях и в КБ.

А для того, чтобы мой материал получился глубоким и убедительным, мне предоставили все сведения, которые даже тогда, по моему мнению, составляли если не государственную, то военную тайну. Такой поистине сенсационной информации мне, полковнику, никогда не доводилось держать в руках. Надо ли говорить, что через пару дней статья моя была готова, представлена тогдашнему главкому РВСН генералу армии Игорю Сергееву. Она ему очень понравилась. Он подписал её и разрешил опубликовать.

Достаточно сильно сокращенный материал «И все-таки мы делаем ракеты» появился в газете 20 января 1995 года. Тогдашнее ультралиберальное руководство издания считало невозможным пропагандировать, как говорили некоторые мои начальники, «милитаризацию страны». И хотя в заголовке присутствовала определенная ирония, напоминающая известную строку из песни Юрия Визбора «Еще мы делаем ракеты, перекрываем Енисей и даже в области балета мы впереди планеты всей», о «Тополе-М» удалось рассказать главное. То, что он полностью соответствует всем ограничительным параметрам Договоров СНВ-1 и СНВ-2. И то, что собран он на Воткинском машиностроительном заводе, выход продукции из которого круглосуточно контролируется американской инспекцией, но тем не менее появление модернизированной ракеты стало и для нее все же неожиданностью. По ряду параметров, заметили заокеанские специалисты, эта «машина» опережает американское ракетостроение на пять-шесть лет.

Время работы без загрузки, уголь или пеллеты?

Заявлено, что котел на полной загрузке может работать до 10 часов. В реальности эта цифра чуть ниже и то если полностью загрузить топку углем. Но и 6-7 часов — очень даже неплохо.

Можно ли топить пеллетами — часто можно видеть на формах и такой вопрос от новых владельцев Тополей. Ответ тут очевиден — конечно можно, это сколько денег вы потратите впустую — очень много. В разы эффективнее и дешевле топить углем, причем углем даже низкого качества.

Можно закидывать огромные куски угля (главное, чтобы в топку влезли) и котел будет топить и топить. Сравните сами — тонна высококачественного угля стоит 3500 рублей, низкокачественного — 2-2.5 тысячи за тонну. Тонна пеллетов — аж 6500 рублей. Разница аж в 2 раза!

Источники

  • https://MilitaryArms.ru/boepripasy/rakety/mbr-topol-m/
  • https://WarBook.club/boepripasy/rakety/topol-m/
  • https://kotel-zota.ru/topol-m
  • https://remont-system.ru/kotly/obzor-kotla-zota-topol-m-s-polzovatelskimi-otzyvami
  • https://fb.ru/article/156034/topol-m-harakteristiki-mejkontinentalnyiy-raketnyiy-kompleks-topol-m-foto
  • https://kotel-kontur.ru/tverdotoplivny-e-kotly/kotel-zota-topol-m20-tverdotoplivnyj-kotel-na-ugle-i-drovah-otzyvy-naroda/

Разработка

Работы по созданию нового комплекса начались в середине 1980-х годов. Постановление Военно-промышленной комиссии от 9 сентября 1989 года предписывало создать два ракетных комплекса (стационарный и мобильный) и универсальную твердотопливную трёхступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету для них. Эта опытно-конструкторская работа получила название «Универсал», разрабатываемый комплекс — обозначение РТ-2ПМ2. Разработка комплекса велась совместно Московским институтом теплотехники и Днепропетровским КБ «Южное».

Ракета должна была быть унифицирована для обоих типов комплексов, но в первоначальном проекте предполагалось различие в системе разведения боевого блока. Боевая ступень для ракеты шахтного базирования должна была оснащаться ЖРД на перспективном монотопливе «Пронит» на основе динитрата пропиленгликоля (англ.)русск.. Для подвижного комплекса МИТ разрабатывал двигательную установку на твёрдом топливе. Существовали и различия в транспортно-пусковом контейнере. Для подвижного комплекса он должен был изготавливаться из стеклопластика. Для стационарного — из металла, с креплением на нём ряда систем наземного оборудования. Поэтому ракета для подвижного комплекса получила индекс 15Ж55, а для стационарного — 15Ж65.

В марте 1992 года было принято решение разработать на базе наработок по программе «Универсал» комплекс «Тополь-М» (в апреле «Южное» прекратило своё участие в работах по комплексу). Указом Бориса Ельцина от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения — с двигательной установкой боевой ступени на твёрдом топливе.

Испытания ракеты начались в 1994 году. Первый пуск был проведён из шахтной пусковой установки на космодроме Плесецк 20 декабря 1994 года. В 1997 году, после четырёх успешных пусков начато серийное производство этих ракет. Акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М» был утверждён Госкомиссией 28 апреля 2000 года, а Указ Президента РФ о принятии БРК на вооружение был подписан Владимиром Путиным летом 2000 года, после чего на лётные испытания вышел подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) на базе восьмиосного шасси МЗКТ-79221. Первый пуск с мобильной ПУ был осуществлён 27 сентября 2000 года.

Задействованные структуры

В разработке и производстве боевых и учебных средств комплексов «Тополь-М» были задействованы следующие структуры:

  • Ракета — ЗАО «НТЦ «Комплекс-МИТ», Москва (разработка);ОАО «Воткинский завод», Воткинск, Удмуртская Республика (производство);
  • Система управления — ФГУП «НПЦ автоматики и приборостроения им. академика Н. А. Пилюгина», Зюзино, Москва (разработка); ОАО «ЛОМО», Санкт-Петербург (разработка/производство);
  • Головная часть и боевые блоки — РФЯЦ «ВНИИЭФ», Саров, Нижегородская обл. (разработка/производство);
  • Приводы — ГУП «ВНИИ «Сигнал», Ковров, Владимирская обл. (разработка); ОАО «ПО «Завод им. А.В. Ухтомского», Люберцы, Московская обл. (производство);
  • Пусковая установка и машина обеспечения — ФГУП «ЦКБ «Титан» (разработка) и ГП «ПО «Баррикады», Волгоград, Волгоградская обл. (производство);
  • Стартовый ракетный двигатель, базовые несущие конструкции (БНК) для ракет — ФЦДТ «Союз», Дзержинский, Московская обл. (разработка);
  • Шахтные пусковые установки — ФГУП «ОКБ «Вымпел», Москва (разработка, создание и переоборудование имеющихся под новые ракеты);ОАО «ГОЗ», Санкт-Петербург (производство конструкций);
  • Контейнер из композитных материалов — ОАО «ЦНИИ Спецмашиностроения», Хотьково, Московская обл.

Су-57 / Т-50 / И-21 / ПАК ФА

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)

Су-57 / Т-50 / И-21 / ПАК ФА

 
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) пятого поколения создавался в рамках программы И-21 (наименование программы) как истребитель Т-50 (наименование опытного самолета). Назначение — многофункциональный многоцелевой истребитель. Разработка самолета начата ОКБ им.П.О.Сухого в конце 1990-х годов. В апреле-мае 2001 г. по программе И-21 / ПАК ФА был объявлен тендер в котором приняли участие ОКБ Сухого, ОКБ МиГ с взаимодействием обоих КБ с ОКБ Яковлева по проработке варианта проекта с вертикальным взлетом. Решение государственной комиссии по итогам конкурса принято в начале 2002 г. — выиграл проект самолета Т-50 ОКБ Сухого (главный конструктор — А.Давиденко), как наименее рискованный в реализации и полностью удовлетворяющий тактико-техническим требованиям. В июне 2002 г. решением правительства утверждено решение комиссии, поручено подготовить целевую комплексную программу и приступить к эскизному проектированию. Тактико-техническое задание выдано МО России в июле 2002 г. Эскизный проект Т-50 завершен в ОКБ в ноябре 2004 г. и утвержден МО России в декабре 2004 г. Начаты эксперименты на самолетах-лабораториях. Электронный макет Т-50 (вероятно, компьютерная модель компоновки самолета) продемонстрирована Главкому ВВС России В.Михайлову не позже января 2005 г. К 2005 г. обнародованы наименования Т-50 и И-21 и объявлено о возможной защите технического проекта самолета в 2006 г. К началу 2006 г. макет планера самолета прошел продувки в аэродинамической трубе. Производство конструктивно-подобных образцов Т-50-0 (Т-50-КПО) начато на КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре) в ноябре 2006 г. В апреле 2007 г. руководством ВВС утвержден макет Т-50, ведется выпуск конструкторской документации. В августе 2008 г. разработка комплекта конструкторской документации завершена, чертежи переданы на КнААПО для изготовления опытной серии Т-50. Сборка опытной партии летных прототипов (Т-50-КНС и Т-50-1) начата в декабре 2007 г. и продолжена в 2008 г. По состоянию на 1 июня 2009 г. завершается сборка Т-50-0 предназначенного для статических испытаний, ведется сборка самолетов летно-испытательной серии (Т-50-КНС и Т-50-1). По состоянию на 20 августа 2009 г. созданы два или три технических образца Т-50 (1-2 Т-50-КПО и 1 Т-50-КНС) для наземных испытаний и ведется сборка первого летного прототипа Т-50-1. Испытания: 24 декабря 2009 г. на аэродроме Дземги (г.Комсомольск-на-Амуре) первую пробежку совершил один из двух прототипов первой серии И-21 — Т-50-КНС. 16 января 2010 г. самолет-летающая лаборатория Т-10М-10 борт №710 с 14-28 по 14-54 московского времени на аэродроме ЛИИ в Жуковском совершил первую скоростную рулежку с прототипом двигателя Т-50 — «изделие 117», а 21 января самолет-летающая лаборатория Т-10М-10 совершил первый полет с двигателем «изделие 117». 22 января Т-50-1 совершил пробежку по ВПП аэродрома КнААПО Дземги с поднятием передней стойки шасси в воздух и выпуском тормозного парашюта. И, наконец, 29 января 2010 г. в 11-19 по местному времени пилот Сергей Богдан совершил первый полет на Т-50-1 продолжительностью 47 минут (подробная хронология — см. ниже). Второй полет Т-50-1 в камуфляжной окраске ВВС России состоялся 12.02.2010 г. в Комсомольске-на-Амуре. Кроме первого полета изначально предполагалось в Комсомольске-на-Амуре совершить еще 2-7 полетов (по разным данным) после чего первый прототип должен поступить на аэродром Гордый (база ЛИИ ВВС в Жуковском). Особая благодарность сайту «Стелс машины» и лично Paralay (http://paralay.com) за огромный вклад в сбор и анализ информации по ПАК ФА, а так же за замечательные графические материалы.

Взлетает Т-50 / ПАК ФА борт №054, Раменское, 22.08.2013 г. (фото — Сергей Копцев, http://russianplanes.net/id117986).

Топливо:

Загрузка ручная Вид топлива твердое топливо, уголь, дрова, топливные брикеты Возможные виды топлива (опционно) газ и пеллеты (отдельная горелка), электричество (ТЭН) Размер фракции угля 20-300 мм Содержание угля фракции 1-10 мм не более 4% Насыпная плотность 650 кг/куб.м Влажность не более 23-25% Зольность не более 10-15% Содержание угольной пыли не более 4% Теплопроизводительность угля не более 5000-6000 ккал/кг Теплопроизводительность угольных брикетов не менее 6000 ккал/кг Теплопроизводительность древесных брикетов не менее 4150 ккал/кг Теплопроизводительность дров не менее 3000 ккал/кг

Работа котла Зота Тополь-М

В комплекте с каждым котлом Зота Тополь-М поставляется руководство по использованию. Но эти нехитрые агрегаты настолько просты, что им не нужны никакие инструкции. Загрузка дров здесь производится через верхнюю дверцу (по шахтному типу), что очень удобно. Подправить поленья в топке поможет шуровочная дверца на передней панели. Для контроля температуры предусмотрен простой термометр.

Загрузка дров для обычного горения осуществляется через шуровочную дверцу. Если же необходимо обеспечить длительное горение, закройте её и заложите дрова до самого верха через загрузочную дверцу в верхней части.

Запуск котла Зота Тополь-М производится следующим образом – укладываем дрова на колосниковую решётку, поджигаем, не забыв полностью открыть поддувало. Как только поленья разгорятся, подкладываем ещё порцию топлива. Помните, что топка должна быть заполнена дровами минимум на 15 см. Пока теплообменник не прогреется до температуры выше +60 градусов, на нём возможно образование конденсата.

Регулировка мощности в Зота Тополь-М осуществляется с помощью задвижки в дымоходе и заслонкой. Если используется механический тягорегулятор, установите на нём предел +60 градусов и дождитесь его достижения. Как только температура теплоносителя достигнет установленного показателя, выставьте такую длину цепочки, чтобы заслонка (она же поддувало) была приоткрыта на 2 мм. Теперь котёл сможет самостоятельно поддерживать заданную температуру, открывая или закрывая заслонку.

Обратите внимание, что котлы Зота Тополь-М нуждаются в периодической чистке – они засоряются сажей, которая не отличается теплопроводностью. Также необходимо чистить зольник и колосниковую решётку (особенно перед работой в режиме длительного горения).

Ответный удар

Разработка твердотопливной ракеты нового поколения велась в Московском институте теплотехники с 1975 года. Этот НИИ специализировался на твердотопливных ракетах мобильного базирования — именно здесь ранее были созданы комплексы РТ-2С «Темп-2С» и РСД-10 «Пионер» (SS-20). Руководил проектом генеральный конструктор Александр Надирадзе. После его смерти в 1987 году работа была продолжена под руководством Бориса Лагутина.

Официальное постановление ЦК КПСС и Совета Министров о разработке «Тополя» вышло 19 июля 1977 года. Новая ракета получила название РТ-2ПМ и обозначение по договору СНВ — РС-12М. Однако она была не модифицированной версией шахтной ракеты РТ-2П (РС-12), находившейся на вооружении с 1972-го, а оригинальной разработкой.

Советские военные рассчитывали, что подвижный ракетный комплекс будет сложно обнаружить, что существенно уменьшит его уязвимость по сравнению с ракетами шахтного базирования. США, и их союзники по НАТО не имели мобильных межконтинентальных ракет, ограничившись созданием комплексов средней дальности MGM-31C Pershing II.

РС-12М «Тополь»

Как рассказал ТАСС доктор технических наук, профессор, генерал-майор Владимир Дворкин, «Тополь» стал первым развернутым в массовом порядке мобильным комплексом в Советском Союзе в ответ на постоянно повышающуюся точность попадания американских ракет (до этого был создан мобильный комплекс «Темп-2С» в ограниченном количестве только на полигоне в Плесецке).

Эксперт отмечает, что еще были морские ракетоносцы ВМФ, они также выполняли функции сдерживания, то есть часть ядерного потенциала для ответных действий. «Но флот был слабее, чем наземная составляющая. Только небольшая часть лодок могла находиться на морских маршрутах патрулирования. Таким образом, «Тополь» — первый мобильный ракетный комплекс, который обеспечивал значительный потенциал ядерного сдерживания в тех условиях», — говорит Дворкин.

Дворкин отмечает, что мобильный «Тополь» находился на такой площади, что «поражать его, тем более с моноблочной головной частью, не могло быть приоритетом для американцев, у них не хватало для этого ракет».

Поэтому «Тополь», полагает военный эксперт, сыграл свою важную роль по мере повышения точности попадания американских ракет и девальвации нашего ответного удара, который находился на стационарных пусковых установках.

С мнением Дворкина согласен и экс-начальник Главного штаба РВСН, генерал-полковник Виктор Есин. «Шахтные координаты комплексов всем известны — мы даже обмениваемся с американцами этими координатами. С большой вероятностью, если ракета не успеет оттуда уйти, то если она не уничтожена, может быть засыпана крышка шахты, не готова к пуску, то мобильный комплекс — местоположение его очень трудно определить и точно по нему нанести удар. Это средство гарантированного нанесения ответного удара вместе с морской составляющей», — говорит он.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Как ранее упоминалось, ракета Тополь М трехступенчатая. Ее длина вместе с головной частью составляет 22.7 м, а диаметр равен 1.8 м. Сам комплекс готов к пуску уже через 2 минуты после постановки задачи. Другие характеристики ракеты «Тополь М» отражены в таблице.

Мощность заряда Тополь М 0,55 Мт
Точность стрельбы (КВО) 900/200* метров
Площадь района боевого патрулирования 125000 км2
Пусковая установка 7-осное шасси МАЗ-7310
Гарантийный срок хранения 15 лет

Межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж58 (РТ-2ПМ)

Дальность стрельбы 10500 км
Радиус поражения Тополь М в км 10000 кв. км
Стартовая масса 45,1 тонн
Масса головной части 1 т
Головная часть моноблочная отделяемая
Двигатель РДТТ
Скорость ракеты Тополь М 2-5 махов
Масса снаряженной первой ступени ракеты 27,8 т
Тип старта наземный из ТПК
за счет ПАД

Автономная пусковая установка (АПУ)

База – колесная МАЗ-7912, МАЗ-7917
Колесная формула 14х12
Число ракет на пусковой установке 1

Масса

пусковой установки без ТПК 52,96 т

Габаритные размеры (без ТПК/с ТПК)

ширина 3,850/4,5 м
длина 19,520/22,303 м
высота 3,0/4,5 м
Запас топлива 825 л
Мощность 710 л.с.
Двигатель дизель В-58-7 (12V)
Запас хода 400 км
Скорость 40 км/ч

Машина обеспечения боевого дежурства ( МОБД )

Масса 43500 кг

Габаритные размеры

Высота 4,415 м
Ширина 3,23 м
Длина 15,935 м
Запас хода 850 км
Мощность 525 л.с.
Скорость 40 км/ч

Сейчас наряду с комплексами ранних версий на вооружение поступает МБР «Тополь-М». В связи с международными соглашениями России, существенные изменения полетных и тактических характеристик (ТТХ Тополь М) стало вне рамок правового поля.

Поэтому в новых ракетах основной упор сделан на мощность взрыва Тополь М, непредсказуемость полета и повышение сопротивляемости узлов и агрегатов маршевого двигателя мощному электромагнитному импульсу (ЭМИ).

Количество и качество

В пятидесятые годы руководство СССР главную ставку сделало не на дальние бомбардировщики, а на стратегические межконтинентальные ракеты, и, как показало время, такое решение было правильным. Удаленность американского континента перестала быть гарантией безопасности. Во время Карибского кризиса США превосходили Советский Союз по числу ядерных боеголовок, но гарантировать жизнь своим гражданам в случае войны с СССР президент Кеннеди не мог. По оценке экспертов выходило, что в случае глобального конфликта Америка формально одержит победу, но число жертв может превысить половину населения. Опираясь на эти данные, президент Дж. Ф. Кеннеди поумерил воинственный пыл, оставил Кубу в покое и пошел на другие уступки. Все, что происходило в последующие десятилетия в области стратегического противостояния, сводилось к соревнованию не просто возможности нанести всесокрушающий удар, но и избежать при этом возмездия или минимизировать его. Вопрос ставился не только о количестве бомб и ракет, но и о возможности перехватывать их.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector