Катюша: оружие победы (7 фото)

А как же ЗИС-5 и ЗИС-150

Интересный факт: после войны для создания памятников «Катюшам» часто использовали ЗИС-5 и ЗИС-150. Но причина была, скорее всего, не в незнании истории, а просто в том, что ЗИС-6 не удавалось раздобыть для этих целей.

До начала войны в Советском Союзе выпускалась только легендарная «полуторка» в разных модификациях под названием ЗИС-5. Эта машина отлично подходила для перевозки людей, небольших грузов, но в качестве шасси для систем залпового реактивного огня она была явно слабоватой. Силовой агрегат мощностью 73 лошадиные силы расходовал 33 литра бензина на 100 километров пробега.

При этом по асфальту автомобиль мог разгоняться до 60 км/час. Бездорожье он чаще всего не имел сил преодолевать. Из-за того, что установка могла стрелять только в поперечном положении, во время залпов машину сильно раскачивало. Это негативно влияло на точность попадания. По этим причинам на ЗИС-5 никогда не устанавливали систему реактивного залпового огня.

Грузовой автомобиль ЗИС-150 должен был прийти на смену легендарной «полуторке» ЗИС-5 еще в конце 30-х годов прошлого века. Это событие отложилось из-за начала войны, поэтому первые опытные образцы стали появляться только в 1944 году. Серийное производство началось лишь с 1947 года. В качестве шасси для легендарной «Катюши» эта машина, конечно, вообще не использовалась.

Таким образом, знаменитая «Катюша» приобрела наибольшую эффективность и надежность только на американских колесах, которые массово поставлялись в страну по программе «Ленд-лиз».

ЗИС-6 и другая техника

БМ-13 представляет собой металлическую раму из восьми направляющих рельсов, связанных между собой с помощью сварных лонжеронов. Шестнадцать реактивных мин, каждая из которых весила 42,5 килограмм, размещались на таком основании.

Изначально эта артиллерийская система должна была иметь высокую мобильность, быстро перемещаться по разбитым фронтовым дорогам, нанося сокрушительные удары по противнику в самый неожиданный момент. При этом место атаки должно быть всегда секретным.

Специально для этих целей на базе легендарной довоенной полуторки ЗИС-5 советскими конструкторами был создан автомобиль ЗИС-6:

  1. Повышенную проходимость обеспечивали 6 колес с формулой 6х4. Именно за счет двух задних ведущих мостов машина уверенно преодолевала самое страшное бездорожье, снежные сугробы.
  2. Грузоподъемность составляла 4 тонны.
  3. Этот грузовик получил усиленную раму, увеличенный объем радиатора и вместительный топливный бак емкостью 105 литров.
  4. Машина оснащалась тормозами с вакуумным усилителем. Кроме того, в штатную комплектацию входил компрессор для быстрой подкачки шин.

К сожалению, мощность силового агрегата осталась на уровне все тех же 73 «лошадок». По трассе ЗИС-6 разгонялся до 55 км/час, в то время, как бездорожье преодолевалось со скоростью 10 км/час. При этом в первом случае на 100 километров пути тратилось около 40 литров, а по разбитым проселочным колеям – до 70 литров топлива.

Общая масса автомобиля с полным боекомплектом составляла около восьми тонн. Его обслуживали 5-7 человек.

ЗИС-6 отличался повышенной проходимостью и вполне выдерживал интенсивную стрельбу реактивной системы. Эта версия выпускалась на отечественных заводах тыла до октября 1941 года. За этот промежуток времени было выпущено более 20000 единиц смертоносной техники.

С самого начала военных действий и после прекращения выпуска ЗИС-6 реактивная система «Катюша» устанавливалась на гусеницы, бронепоезда. Однако такие шасси тоже отошли на задний план после появления более мощного американского транспорта.

Аналогичные прозвища

«Андрюша» — боевая машина БМ-31-12

«Ванюша» — реактивный миномёт Nebelwerfer

Помимо получившего широчайшую известность во всём мире народного прозвища «Катюша», в отношении советских боевых машин реактивной артиллерии в период Великой Отечественной войны существовал также ряд его аналогов, менее известных.

Существует мнение, изложенное в англоязычных источниках, что боевая машина БМ-31-12, по аналогии с «Катюшей», получила у советских солдат прозвище «Андрюша», хотя, возможно, «Андрюшей» назывался М-30. Также весьма популярное, оно, однако, не получило столь значительных распространения и известности, как «Катюша», и не распространилась на другие модели пусковых установок; даже сами БМ-31-12 чаще называли «Катюшами», нежели собственным прозвищем. Вслед за «Катюшей» русским именем советские бойцы окрестили также немецкое оружие аналогичного типа — буксируемый реактивный миномёт 15 cm Nb.W 41 (Nebelwerfer), получивший прозвище «Ванюша». Кроме того, фугасный реактивный снаряд М-30, применявшийся с простейших переносных пусковых установок залпового огня рамного типа, впоследствии также получил несколько шутливых прозвищ аналогичного вида: «Иван Долбай», связанное с высокой разрушительной силой снаряда, и «Лука» — от имени персонажа Луки Мудищева из порнографической поэмы XIX века, в связи с характерной формой головной части снаряда; из-за явного непристойного подтекста шутки прозвище «Лука», имевшее определённую популярность у солдат, практически не получило отражения в советских прессе и литературе и осталось малоизвестным в целом.

Миномётные установки назывались «Маруся» (производное от МАРС — миномётная артиллерия реактивных снарядов), а на Волховском фронте назывались «гитарой».

Тогда как в советских войсках боевые машины БМ-13 и аналоги получили устойчивое прозвище «Катюша», в немецких войсках эти машины были прозваны «сталинскими орга́нами» (нем. Stalinorgel) — из-за ассоциации внешнего вида пакета направляющих реактивной установки с системой труб этого музыкального инструмента и из-за характерного звука, издававшегося при запуске реактивных снарядов. Советские установки данного типа получили известность под этим прозвищем, помимо Германии, также в ряде других стран — Дании (дат. Stalinorgel), Финляндии (фин. Stalinin urut), Франции (фр. Orgues de Staline), Норвегии (норв. Stalinorgel), Нидерландах (нидерл. Stalinorgel), Венгрии (венг. Sztálinorgona) и Швеции (швед. Stalins orgel).

Среди немецких солдат также распространилось и советское прозвище «Катюша» — Katjuscha. Из воспоминаний разведчика Н. П. Русанова известно о неадекватной реакции некоторых немецких солдат на это слово:

Когда подводили его (фельдфебеля) к своим, у штаба стояла «катюша». Только немец услышал это слово «катюша», сразу весь затрясся, кинулся в сторону, так что еле удержали. Сколько было смеху у нас, мальчишек ещё!.

Немного истории БМ-13 «Катюша»

После окончания Первой мировой войны заметно повысился интерес к твердотопливным пороховым ракетам, и разработками в этом направлении занимались конструкторы сразу в нескольких странах. Сами по себе реактивные ракеты нельзя назвать чем-то инновацией, скорее это — возвращение к «хорошо забытому старому». Дело в том, что пороховые ракеты не так уж редко применялись вплоть до середины XIX столетия, но по мере развития нарезной артиллерии они до поры сдали свои позиции.

Возрождению интереса к ракетному оружию способствовали несколько причин: во-первых, были изобретены более совершенные виды пороха, что позволило значительно увеличить дальность полета реактивных снарядов; во-вторых, ракеты прекрасно подходили в качестве оружия для боевых аэропланов; а в-третьих, ракеты можно было использовать для доставки отравляющих веществ.

Последняя причина была наиболее важной: исходя из опыта Первой мировой войны, военные практически не сомневались, что следующий конфликт без боевых газов точно не обойдется. В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов — Артемьева и Тихомирова

В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации

В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов — Артемьева и Тихомирова. В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации.

В 1933 году появились экспериментальные образцы авиационных реактивных снарядов двух калибров: РС-82 и РС-132. Основным недостатком нового оружия, который абсолютно не устраивал военных, была их малая точность. Снаряды имели небольшое оперение, которое не выходило за его калибр, а в качестве направляющих использовалась труба, что было весьма удобно. Однако для повышения точность ракет их оперение пришлось увеличить и заняться разработкой новых направляющих.

Кроме того, пироксилино-тротиловый порох не слишком хорошо подходил для массового производства этого вида оружия, поэтому решено было использовать трубчатый нитроглицериновый порох.

В 1937 году испытали новые ракеты с увеличенным оперением и новые отрытые направляющие рельсового типа. Нововведения значительно улучшили кучность стрельбы и увеличили дальность полета ракеты. В 1938 году реактивные снаряды РС-82 и РС-132 были приняты на вооружение и начали выпускаться серийно.

В том же году перед конструкторами была поставлена новая задача: создать реактивную систему для сухопутных войск, взяв за основу реактивный снаряд калибра 132 мм.

В 1939 году был готов 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13, он имел более мощную боевую часть и увеличенную дальность полета. Добиться таких результатов удалось за счет удлинения боеприпаса.

В этом же году была изготовлена и первая реактивная установка МУ-1. Восемь коротких направляющих устанавливались поперек грузового автомобиля, шестнадцать реактивных снарядов крепились к ним попарно. Эта конструкция получилась весьма неудачной, во время залпа машина сильно раскачивалась, что приводило к значительному снижению кучности боя.

В сентябре 1939 года начались испытания новой реактивной установки – МУ-2. Основой для нее служил трёхосный грузовик ЗиС-6, эта машина обеспечивала боевому комплексу высокую проходимость, позволяло быстро менять позиции после каждого залпа. Теперь направляющие для ракет располагали вдоль автомобиля. За один залп (примерно 10 секунд) МУ-2 выстреливала шестнадцать снарядов, вес установки с боекомплектом составлял 8,33 тонны, дальность стрельбы превышала восемь километров.

При такой конструкции направляющих раскачивание машины во время залпа стало минимальным, кроме того, в задней части автомобиля были установлены два домкрата.

В 1940 году были проведены государственные испытания МУ-2, и ее приняли на вооружение под обозначением «реактивный миномет БМ-13».

За день до начала войны (21 июня 1941 года) правительство СССР приняло решение о серийном производстве боевых комплексов БМ-13, боеприпасов к ним и формировании специальных частей для их использования.

Первый же опыт применения БМ-13 на фронте показал их высокую эффективность и способствовал активному производству этого вида оружия. Во время войны «Катюша» выпускалась несколькими заводами, был налажен массовый выпуск боеприпасов для них.

История создания боевой машина реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша»

В 1937 году на вооружение советской военной авиации поступило новое оружие под названием РС-82. Реактивный снаряд калибром 82-мм, по сути, неуправляемая авиационная ракета класса «воздух-воздух». Годом позже успешно прошли испытания и более солидные по калибру реактивные снаряды РС-132, предназначавшиеся на этот раз для ударов авиации по скоплениям бронетехники и живой силы противника.

Оружие получилось настолько мощным, что сразу же после окончания испытаний, Главное артиллерийское управление РККА поставило перед разработчиками реактивных снарядов «РС» новую задачу — создать на основе РС-132 полевую реактивную системы залпового огня. Уточненное тактико-техническое задание на разработку было выдано НИИ-3 (ранее Реактивный НИИ) в июне 1938 года.

К лету 1939 года институт (группа в составе Г. Э. Лангемака, А. Г. Костикова, И. И. Гвая, В. В. Аборенкова) разработал новый реактивный снаряд получивший позднее обозначение 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13. По сравнению с авиационным РС-132 этот снаряд имеет большую дальность полета (8470 м) и значительно более мощную боевую часть (4,9 кг, при весе снаряда 42 кг). Возрастание дальности достигнуто за счет увеличения количества ракетного топлива. Для размещения большего по весу ракетного заряда и взрывчатого вещества потребовалось удлинить ракетную и головную части реактивного снаряда на 48 см. Снаряд М-13 имеет несколько лучшие, чем РС-132, аэродинамические характеристики, что позволило получить более высокую кучность.

К снаряду была разработана также самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант, созданный на базе грузового автомобиля ЗИС-5 и обозначавшийся как МУ-1 (механизированная установка, первый образец), имел 24 направляющих, установленных на специальной раме в поперечном положении по отношению к продольной оси автомобиля. Проведенные в период с декабря 1938 года по февраль 1939 года полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечает поставленным требованиям. Ее конструкция позволяла производить пуск реактивных снарядов только перпендикулярно продольной оси автомашины, причем струи горячих газов повреждали элементы установки и автомашину. Не обеспечивалась также безопасность при управлении огнем из кабины автомашин. Пусковая установка сильно раскачивалась, что ухудшало кучность стрельбы реактивными снарядами. Заряжание пусковой установки с передней части направляющих производить было неудобно и требовало много времени, кроме того автомашина ЗИС-5 имела ограниченную проходимость.


Классическое исполнение БМ-13 «Катюша» — на шасси ЗИС-6. «Студебекеры» были значительно позже, да и установка там была уже немного другая

С учетом результатов испытаний Реактивный НИИ разработал новую пусковую установку МУ-2, которая в сентябре 1939 года была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний, на этот раз взяв в качестве базы более мощное шасси от трехосного грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6. Весь комплекс включающий пусковую установку МУ-2 и ракеты М-13, чуть позже получил название боевая машина реактивной артиллерии БМ-13.

По результатам окончившихся в ноябре 1939 года испытаний институту были заказаны пять пусковых установок для проведения войсковых испытаний. Еще одну установку заказало Артиллерийское управление Военно-Морского Флота для использования ее в системе береговой обороны. Учитывая почти полное отсутствие производственных мощностей у НИИ-3, шесть заказанных установок были готовы только к осени 1940 года. Сейчас это кажется парадоксальным, но даже в январе 1941 года на новое оружие, казалось, никто не обращал внимания — план на весь год включал изготовление всего 40 пусковых установок БМ-13 и 10788 снарядов М-13 к ним.

Эксплуатация боевой машина реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша»

Ситуация с дальнейшей судьбой «Катюши» резко изменилась после того, как 21 июня 1941 года (за день до начала войны!) на смотре образцов вооружения Красной Армии установка была представлена руководителям ВКП(б) и Советского правительства. В тот же день, было принято решение о срочном развертывании серийного производства БМ-13 и снарядов к ней на Воронежском заводе им. Коминтерна и на Московском . Основным предприятием по выпуску реактивных снарядов стал Московский завод им. Ленина.

Первая батарея полевой реактивной артиллерии, отправленная на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года под командованием капитана И.Л.Флерова, была вооружена всего семью установками БМ-13, изготовленными Реактивным НИИ. Первый бой этой батареи случился в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года, когда «Катюши» стерли с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимися на нем немецкими эшелонами с войсками и боевой техникой.

Исключительная эффективность действий батареи капитана Флерова и сформированных вслед за ней еще семи таких батарей способствовала быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. Уже к осени 1941 года на фронтах действовало 45 дивизионов трехбатарейного состава по четыре пусковых установки в батарее. Для их вооружения в 1941 году было изготовлено 593 установки БМ-13.


Гвардейские минометы ведут огонь по врагу

По мере поступления боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, состоявших из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13, и зенитного дивизиона. Полк имел 1414 человек личного состава, 36 пусковых установок БМ-13 и 12 зенитных 37-мм пушек. Залп полка составлял 576 снарядов калибра 132 мм. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожались на площади свыше 100 гектаров. Официально полки назывались гвардейскими минометными полками артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования, а БМ-13 «Катюша», соответственно, гвардейским реактивным минометом.

БМ-13 на базе ЗИС-6 находилась в производстве до 1943 г., пока не была сменена более тяжелой и мощной реактивной системой БМ-13Н выполненной на шасси американского грузового «Студебеккера».

Кроме варианта на самоходном грузовом шасси, применялся также варианты «Катюши» в виде стационарных установок (в основном на кораблях и речных мониторах), а также облегченных переносных установок на базе снарядов М-8 («горная катюша») и даже гусеничном шасси легких танков Т-70.

Реактивные снаряды

За год, с 1937 по 1938 в РНИИ были разработаны, а затем и приняты на вооружение реактивные снаряды РС-82. Мощные снаряды устанавливались на истребители И-16: при Халхин-Гол они показали себя великолепно. Командование РККА задумалось о другом применении РС-82, и приказы придумать новую конструкцию получили все те же специалисты РНИИ.

К зиме 1941 года инженеры Гвай, Галковский, Павленко и Попов создали уникальную пусковую установку для нового типа снарядов (РС-132) и смонтировали ее в кузове грузовика. Уже в марте того же года состоялись успешные полигонные испытания БМ-13 (боевая машина со снарядами калибра 132 мм). Смонтированная на ЗИС-6 установка была принята на вооружение 21 июня 1941 года: дату можно считать днем рождения легендарной «Катюши».

История запомнила и первый залп, и командира первой батареи «Катюш». 3 августа 1941 года на Ленинградском фронте старший лейтенант Дегтярев показал немцам, что такое на самом деле «чудо-оружие». Никакие фауст-патроны и рядом не стояли с этим достижением советской инженерной мысли.

ЗИС-6 по многим причинам не мог долго оставаться основным шасси для миномета. Здесь нам помогли английские и американские поставки по ленд-лизу: с 1942 года реактивный миномет устанавливался именно на эти полноприводные шасси, самым известным из которых был Studebaker US6. За всю войну Советский Союз выпустил более десяти тысяч боевых машин реактивной артиллерии.

В годы войны были созданы многочисленные модификации как реактивных установок, так и боеприпасов к ним. К примеру, модель БМ-13-СН имела спиральные направляющие, которые придавали снаряду вращательное движение, чем значительно повышали его точность. БМ-8-48 стреляла снарядами калибра 82 мм и имела 48 направляющих, а БМ-31-12 так и вовсе смущала противника гигантами калибра 310 мм.

Основным преимуществом реактивных установок было большое количество снарядов, которое они выпускали за один залп. Если по одной площади работали сразу несколько машин, то разрушительный эффект увеличивался за счет интерференции ударных волн. «Катюши» отличались предельной простой конструкции, простыми были и прицельные приспособления этой установки. Кроме того, БМ-13 делала залп всего за 10 секунд и просто уходила с огневого рубежа, тем самым избегая ответного удара.

Конечно, у любой монеты две стороны. «Катюши» страдали от большого рассеивания снарядов и низкой точности стрельбы. Эффективность против бронетехники и серьезных укреплений была достаточно мала, как и дальность стрельбы. На марше «Катюши» часто опрокидывались из-за высокого центра тяжести, а клубы дыма во время стрельбы демаскировали установку.

published on
according to the materials

Подготовка серийного производства

В феврале 1941 года наркомат общего машиностроения издает приказ об организации на воронежском заводе им. Коминтерна (сейчас – ОАО «ВЭКС») производство машин БМ-13. Опытный образец должен был быть изготовлен к 1 июля, еще 40 штук – до конца 1941 года.

Директор завода Ф.Н. Муратов был срочно вызван в Москву. Вернувшись на предприятие, он ознакомил с приказом наркомата начальника отдела П.С. Гаврилова, которому поручил подобрать группу конструкторов для проработки чертежей. В нее вошли ведущий конструктор Н.А. Пучеров, главный технолог С.С. Сильченко, конструкторы  М.И. Павлов, А.Н. Яковлев, Н.Н. Авдеев. На завод из Реактивного НИИ прибыли чертежи БМ-13-16.

Первоначально планировалось лишь ознакомление конструкторов завода  с присланными чертежами, которые должны были технологически  адаптировать их к условиям, необходимым для организации серийного производства. Но вскоре стало ясно, что отдельные узлы пусковой установки следует серьезно доработать. В частности, вызывала сомнение надежность винтовых креплений направляющих планок в полевых условиях. Для того чтобы ускорить согласование необходимых конструктивных изменений, на завод срочно приезжают сотрудники РНИИ: начальник отдела И.И.Гвай, ведущий конструктор В.Н.Гвалковский, технолог С.И.Калашников.

Вся работа с чертежами проходила в строжайшей тайне. После детального обсуждения сложные фигурные направляющие решили упростить, заменив двутавровой балкой. Еще одной «ахиллесовой пятой» установки был выносной пульт управления огнем, с 25-метровым кабелем. Чтобы произвести выстрел, из кабины машины следовало взять катушку с кабелем и пробежать с ней 25 метров до ближайшего укрытия, откуда поворотом ключа замкнуть контакты.  А после залпа, быстро смотав кабель, вновь положить катушку в кабину. Это не могло не сказаться на маневренности установки. Инженеры-электрики завода Я.М.Тупицын и Е.Я.Низовцев предложили сократить время залпа, установив пульт управления огнем рядом с панелью управления машины. Чтобы обезопасить командира и водителя, над самой кабиной сделали броневой щит.

Были внесены серьезные изменения и в другие узлы: переделали контакторы для зажигания пиропатронов в реактивном снаряде, изменили замковую часть, поворотную раму и конструкцию несущей фермы, механизмы наводки и др.

15-17 июня 1941 года пять машин, изготовленные в опытных мастерских РНИИ, были представлены на смотре новых образцов вооружения Красной Армии. Новую необычную технику оценивало высшее командование РКК – нарком обороны, маршал С.К. Тимошенко, начальник Генерального штаба Г.К. Жуков, нарком вооружения Д.Ф. Устинов. Залпы из БМ-13  произвели сильнейшее впечатление даже на видавших виды военачальников. Окутанные дымом и пламенем боевые машины зa несколько секунд выпускали по шестнадцать реактивных 132-мм снарядов, а там, где только что были мишени, крутились огненные смерчи.

По итогам смотра, 21 июня, за несколько часов до начала войны, было подписано постановление о серийном производстве реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13.

Операция “Катюши”

Во время первого применения было ясно, что даже маленькое количество машин могут давать ошеломительные результаты от боевого применения. Снаряды могут разрушать железную дорогу, уничтожать пехоту, военные ресурсы, здания и технику. И первый запуск показал все эти “способности” БМ-13. Взрывная сила от нового оружия СССР была настолько сильной, что генеральный начальник Рейха Ф.Гальдер написал, что на месте взрывов плавилась даже земля.

Операция Катюши стала первой возле Орши, ведь именно там скорее всего базировались немцы и сохраняли большое количество военных ресурсов, а также скорее всего находились запасы и русских, которые не успели вывезти до захвата немцами.

Мнение эксперта

Гречко Петр Олексеевич

Социолог, исследователь истории СССР, эксперт в области социализма, изучал марксизм, ленинизм и период Второй мировой.

Батарею сопровождала целая танковая дивизия и это была очень рисковая миссия, в которой отдали приказ уничтожить БМ-13, чтобы ее ни в коем случае не получили противники. Именно этот приказ войска и выполнят, но гораздо позже, когда немцы окружат их в районе Вязьмы.

Главнокомандующий Флёров погиб в этой операции вместе с Катюшей, а ему присвоили звание Героя.

История создания боевой машина реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша»

В 1937 году на вооружение советской военной авиации поступило новое оружие под названием РС-82. Реактивный снаряд калибром 82-мм, по сути, неуправляемая авиационная ракета класса «воздух-воздух». Годом позже успешно прошли испытания и более солидные по калибру реактивные снаряды РС-132, предназначавшиеся на этот раз для ударов авиации по скоплениям бронетехники и живой силы противника.

Оружие получилось настолько мощным, что сразу же после окончания испытаний, Главное артиллерийское управление РККА поставило перед разработчиками реактивных снарядов «РС» новую задачу — создать на основе РС-132 полевую реактивную системы залпового огня. Уточненное тактико-техническое задание на разработку было выдано НИИ-3 (ранее Реактивный НИИ) в июне 1938 года.

К лету 1939 года институт (группа в составе Г. Э. Лангемака, А. Г. Костикова, И. И. Гвая, В. В. Аборенкова) разработал новый реактивный снаряд получивший позднее обозначение 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13. По сравнению с авиационным РС-132 этот снаряд имеет большую дальность полета (8470 м) и значительно более мощную боевую часть (4,9 кг, при весе снаряда 42 кг). Возрастание дальности достигнуто за счет увеличения количества ракетного топлива. Для размещения большего по весу ракетного заряда и взрывчатого вещества потребовалось удлинить ракетную и головную части реактивного снаряда на 48 см. Снаряд М-13 имеет несколько лучшие, чем РС-132, аэродинамические характеристики, что позволило получить более высокую кучность.

К снаряду была разработана также самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант, созданный на базе грузового автомобиля ЗИС-5 и обозначавшийся как МУ-1 (механизированная установка, первый образец), имел 24 направляющих, установленных на специальной раме в поперечном положении по отношению к продольной оси автомобиля. Проведенные в период с декабря 1938 года по февраль 1939 года полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечает поставленным требованиям. Ее конструкция позволяла производить пуск реактивных снарядов только перпендикулярно продольной оси автомашины, причем струи горячих газов повреждали элементы установки и автомашину. Не обеспечивалась также безопасность при управлении огнем из кабины автомашин. Пусковая установка сильно раскачивалась, что ухудшало кучность стрельбы реактивными снарядами. Заряжание пусковой установки с передней части направляющих производить было неудобно и требовало много времени, кроме того автомашина ЗИС-5 имела ограниченную проходимость.

Классическое исполнение БМ-13 «Катюша» — на шасси ЗИС-6. «Студебекеры» были значительно позже, да и установка там была уже немного другая

С учетом результатов испытаний Реактивный НИИ разработал новую пусковую установку МУ-2, которая в сентябре 1939 года была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний, на этот раз взяв в качестве базы более мощное шасси от трехосного грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6. Весь комплекс включающий пусковую установку МУ-2 и ракеты М-13, чуть позже получил название боевая машина реактивной артиллерии БМ-13.

По результатам окончившихся в ноябре 1939 года испытаний институту были заказаны пять пусковых установок для проведения войсковых испытаний. Еще одну установку заказало Артиллерийское управление Военно-Морского Флота для использования ее в системе береговой обороны. Учитывая почти полное отсутствие производственных мощностей у НИИ-3, шесть заказанных установок были готовы только к осени 1940 года. Сейчас это кажется парадоксальным, но даже в январе 1941 года на новое оружие, казалось, никто не обращал внимания — план на весь год включал изготовление всего 40 пусковых установок БМ-13 и 10788 снарядов М-13 к ним.

Почему “Катюша”?

Как говорят историки, первое прозвище этого агрегата действительно связано с песней “Выходила на берег Катюша”. В городе Рудни сделали залп по немецкому штабу и главнокомандующий с восхищением сказал “Это просто песня”, а ему в ответ сказали “Прям как Катюша”. Вот таким вот образом эта батарея смогла получить такое красивое и нежное прозвище. 

Некоторые же считают, что Катюша пошла из-за того, что завод ставил на своих машинах букву “К”, которая символизировала “Коммунар”. Солдаты же заметили, что машина буквально пела во время ведения огня, поэтому и начали называть именем девушки из легендарной военной песни. 

Немцы же с устрашением называли БМ-13 “Сталинским оргАном”, ведь ракеты напоминали трубы этого музыкального инструмента, а свист во время стрельбы также напоминал музыку органа. 

Вот такая вот Катюша стала одним из самых главных символов победы Второй Мировой войны, а также главным оружием, секрет которого так немцы и не получили.

А как вы думаете, не преувеличивают ли значимость этого неповторимого оружия в войне русских и нацистов?

https://youtube.com/watch?v=1A5X7z8cVlw

Чудесные совпадения

По одной из существующих версий, «Катюша» была написана в Приморском крае, а прототипом её героини стала именно Екатерина Алексеева. К сожалению, эта красивая легенда плохо стыкуется с воспоминаниями автора слов песни Михаила Исаковского. Согласно этим записям, он начал писать стихи о некой Кате ещё в начале 1938 года. Но на восьмой строчке работа застопорилась, и он вернулся к ней только более полугода спустя после уговоров Матвея Блантера.

Дело в том, что композитору пришлось по душе начало песни, предложенной Исаковским, и он успел написать к ней музыку. И только после его неоднократных просьб, в августе 1938 года, поэт завершил своё произведение, отдыхая в Ялте.

Создание БМ-13

Идея об реактивных снарядах возникла еще в 20-х годах. Реактивные системы активно исследовали и уже в 39-41 годах впервые представили эти разработки.

Странно, но решение о введении этой батареи в производство было сделано буквально за сутки до начала вторжения Рейха на территории СССР. БМ-13 впервые появилась уже в июле и продолжалось совершенствование этих машин, поэтому в 43-м году представили уже улучшенную версию катюши. Был создан для специальный и уникальный порох, который имел секретный состав. Немцы очень хотели заполучить хотя бы один образец машины или хотя бы пороха, но им это так и не удалось. Порох им нужен был для того, чтобы убрать разсекречиваемость мест ведения огня. Ведь немецкие ракетницы оставляли за собой длинный хвост дыма, а вот русские ракеты летели непонятно откуда. 

Все разработки связанные с этими батареями были перенаправлены на тыл фронта, чтобы немцы не могли захватить и получить желаемые образцы и разработки. 

Как создавалось победное оружие

Судьба самого грозного оружия во время Великой Отечественной войны поначалу складывалась не совсем гладко. Лишь в 1921 году управляющий делами совнаркома Бонч-Бруевич смог после двух лет скитаний по инстанциям, в буквальном смысле выбить лабораторию для разработки изобретений Н. И. Тихомирова.

Талантливый ученый создал самодвижущуюся мину, которая из-за особенностей конструкции могла развивать любую скорость. Уже в 1928 году к Тихомирову и Артемьеву присоединяется молодой выпускник военно-технической академии Георгий Лангемак.

После того как работа над снарядом была завершена, в 1932 году в реактивном институте разработали установку для стрельбы этими боеприпасами. Семь лет вооружение простояло на полигоне, пока в 1939 году его не решили испытать в боевых условиях на Халхин-Голе.

По лживому доносу директора реактивного института А. Костикова Лангемак был осужден и расстрелян. Увидев возможность прославиться, Костиков поднимает чужие чертежи, объявляет конкурс и немного меняет конструкцию. Он фактически вписал в историю людей, имеющих отдаленное отношение к великой разработке.

История будущей «Катюши» решалась медленно, а точнее, вообще никак не решалась. Командование в упор не замечало стараний конструкторов реактивной артиллерии.

Тем временем к западным границам Советского Союза вермахт стянул 190 дивизий: 119 танковых, 14 моторизованных, почти 15 тысяч орудий и минометов, четыре с половиной тысячи самолетов. Это было накануне, 21 июня 1941 года.

В этот же день на подмосковном полигоне проходили испытания. Как ни парадоксально, но именно тщеславие Костикова и В. Аборенкова сыграло решающую роль в судьбе «Катюши».

На свой страх и риск Костиков договорился продемонстрировать установку перед высоким начальством. Миномет стрелял последним, и эффект оказался впечатляющим. Нарком обороны маршал С. Тимошенко и начальник Генштаба Г. К. Жуков с удивлением выясняют, почему столь мощное оружие еще не в серийном производстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector