Миг-31бм– лучший перехватчик баллистических ракет, спутников и бпла

HEAT-FS

Фугасные противотанковый плавник стабилизировался или HEAT -FS раундов. Обычно используется против более легких или старых танков и бронетранспортеров .

3VBK7 / 3BK12

Поступил на вооружение в 1962 году.

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Размер снаряда : 680 мм.
  • Масса снаряда : 19 кг
  • Максимальная дисперсия : 0,21 мил (0,21 мрад)
  • Начальная скорость пули : 905 м / с
  • Заряд : кумулятивный заряд, гильза стальная, А-IX-1 ( флегматизированный гексогеном 5% парафина), детонатор И-238.
  • Бронепробиваемость : 420 мм RHA при 0 градусах

3БК12М

Поступил на вооружение в 1968 г., заменив гильзу из стали на гильзу из меди. «М» означает медь (по-русски «медь»). Использует детонатор 3В-15. Из-за политики экономии меди в Советском Союзе производство модели ограничено. Заявленные характеристики пенетрации на 10% выше, чем у версии со стальной гильзой.

Страна происхождения : Советский Союз

3VBK10 / 3BK14

Поступил на вооружение в 1968 году.

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Размер снаряда : 680 мм.
  • Масса снаряда : 19 кг
  • Максимальная дисперсия : 0,21 мил (0,21 мрад)
  • Начальная скорость пули : 905 м / с
  • Заряд : кумулятивный заряд, стальная гильза, Окфол (флегматизированный октоген с 5% пластификатором); Детонатор 3В-15
  • Вес заряда : 1,62 кг
  • Бронепробиваемость : 450 мм RHA при 0 градусах

3БК14М

Снаряд 3БК14М

Улучшенная версия, заменяющая стальную гильзу на медную гильзу.

3VBK16 / 3BK18

Введен в эксплуатацию ориентировочно в 1975 году. Введен волноводный усилитель.

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Вес выстрела: 29,0 кг
  • Размер снаряда : 680 мм.
  • Масса снаряда : 19 кг
  • Максимальная дисперсия : 0,21 мил (0,21 мрад)
  • Начальная скорость пули : 905 м / с
  • Заряд : кумулятивный заряд, гильза стальная, Окфол (флегматизированный октоген с 5% пластификатором); Детонатор 3В-15
  • Бронепробиваемость : 500 мм RHA при 0 градусах

3БК18М

Улучшенная боевая часть. Введен в эксплуатацию ориентировочно в 1978 году, при замене стальной футеровки на медную. Улучшенный усилитель формирования волны.

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Масса снаряда : 19,02 кг
  • Начальная скорость пули : 905 м / с
  • Бронепробиваемость : 550 мм RHA при 0 градусах

3VBK17 / 3BK21

Поступил в эксплуатацию примерно в 1980 году. Усовершенствования для повышения надежности формирования медной струи.

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Размер снаряда : 680 мм.
  • Масса снаряда : 19 кг
  • Максимальная дисперсия : 0,21 мил (0,21 мрад)
  • Начальная скорость пули : 905 м / с
  • Заряд : кумулятивный заряд, гильза медная, Окфол (флегматизированный октоген с 5% пластификатора); Детонатор 3В-15
  • Бронепробиваемость : 550 мм RHA при 0 градусах

3БК21Б

Поступил в эксплуатацию приблизительно в 1982 году. Вкладыш из сплава обедненного урана «Материалом В» для улучшения проникновения в усовершенствованную композитную броню, такую ​​как Chobham .

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Размер снаряда : 680 мм.
  • Масса снаряда : 19 кг
  • Начальная скорость пули : 905 м / с
  • Бронепробиваемость : 750 мм RHA при 0 градусах

3VBK21 / 3BK25

Поступил на вооружение ориентировочно в 1985 году.

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Начальная скорость пули : 905 м / с

3ВБК25 / 3БК29 «Брейк»

Тепловой снаряд 3БК29

Поступил на вооружение ориентировочно в 1988 году. Был применен новый тип взрывчатого вещества, улучшивший фокусировку струи.

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Вес выстрела: 28,4 кг
  • Размер снаряда : 680 мм.
  • Масса снаряда : 18,4 кг.
  • Начальная скорость пули : 915 м / с
  • Проникновение : от 350 мм до 400 мм RHA при тандемном заряде 60 градусов

3VBK25M / 3BK29M

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Масса снаряда : 18,4 кг.
  • Вес заряда : 1,62 кг
  • Начальная скорость пули : 915 м / с
  • Бронепробиваемость : Расчетная при тандемном заряде 800 мм ТЕПЛО

3VBK27 / 3BK31 «Пуск»

Впервые опубликовано в 1998 году. Сообщается, что боеголовка с тройным зарядом предназначена для снижения эффективности элементов NERA.

  • Страна происхождения : Россия
  • Масса снаряда : 18,4 кг.
  • Вес заряда : 1,62 кг
  • Начальная скорость пули : 915 м / с
  • Бронепробиваемость : расчетная, при тройном заряде 800 мм HEAT.

Огненный меч «бога войны»

К маю 1945 года в частях реактивной артиллерии имелось около трёх тысяч боевых машин самых разных типов и множество «рам» со снарядами М-31. Ни одно советское наступление, начиная со Сталинградской битвы, не начиналось без артподготовки с использованием «катюш». Залпы боевых установок стали тем самым «огненным мечом», с помощью которого наши пехота и танки прокладывали себе путь через вражеские укреплённые позиции. В ходе войны установки БМ-13 порой использовались для стрельбы прямой наводкой по танкам и огневым точкам противника. Для этого задними колёсами боевая машина заезжала на какое-нибудь возвышение, чтобы её направляющие принимали горизонтальное положение. Конечно, точность такой стрельбы была довольно низкой, но прямое попадание 132-мм реактивного снаряда разносило на куски любой вражеский танк, близкий взрыв опрокидывал боевую технику противника, а тяжёлые раскалённые осколки надёжно выводили её из строя.


После войны советские конструкторы боевых машин продолжили работу над «катюшами» и «андрюшами». Только теперь они стали называться не гвардейскими миномётами, а системами залпового огня. В СССР были сконструированы и построены такие мощные СЗО, как «Град», «Ураган» и «Смерч». При этом потери противника, попавшего под залп батареи «Ураганов» или «Смерчей», сопоставимы с потерями от применения тактического ядерного оружия мощностью до 20 килотонн, то есть со взрывом атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Послевоенная история системы залпового огня

После победы, история создания Катюши продолжилась. Работы по совершенствованию установки залпового огня не прекратились. Продолжались они и в мирное время. Основной моделью стала реактивная система БМ-13-СН, совершенствование и испытание которой с разной степенью успеха продолжались несколько лет.

Интересно, что реактивная система залпового огня «Катюша» в почти неизменном виде (менялось только шасси) оставалась востребованной вплоть до 1991 года. СССР продавал РСЗО практически всем социалистическим и некоторым развивающимся странам. А Иран, Китай, Чехословакия и Северная Корея производили их.

Если абстрагироваться от сложных технических новшеств, то все послевоенные РСЗО, известные под названиями: БМ-24, БМ-21 «Град», 220 мм «Ураган», «Смерчь», без сомнения могут считать своей «проматерью» знаменитую во всем мире «Катюшу».

Самолеты, корабли и сани

Ракетные установки типа БМ-13 (а также БМ-8 и БМ-31) монтировались и на самолетах, и на кораблях, и на катерах, даже на санях. В корпусе Льва Доватора, когда он пошел в рейд по немецким тылам, эти установки находились именно на санях.

Однако классическая версия — это, конечно, грузовик. Когда машины только попали в производство, они ставились на грузовик ЗИС-6 с тремя осями; когда он разворачивался в боевое положение, сзади устанавливались еще два домкрата для большей устойчивости. Но уже с конца 1942-го, особенно в 43-м году, все чаще эти направляющие стали монтироваться на поставляемых по ленд-лизу и хорошо зарекомендовавших себя американских грузовиках «Студебекер». У них была хорошая скорость и проходимость. Это, кстати, одна из задач системы — сделать залп и быстро скрыться.

«Катюша» действительно стала одним из главных орудий Победы. Все знают танк Т-34 и «катюшу». Причем знают не только у нас в стране, но и за рубежом. Когда СССР вел переговоры по ленд-лизу, обменивался информацией и техникой с англичанами и американцами, то советская сторона требовала поставок радиоаппаратуры, радаров, алюминия. А союзники требовали «катюши» и Т-34. Танки СССР дал, насчет «катюш» — не уверен. Скорее всего, союзники и сами догадались, как делаются эти машины, но ведь можно создать идеальный образец и не суметь наладить массовое производство.

История

Первые экспериментальные пусковые установки БМ-13 на шасси машин ЗИС-6 были изготовлены в июне 1941 года в количестве восьми штук — две в Воронеже, на заводе имени Коминтерна и шесть в Москве в НИИ-3 НКБ СССР, причём одна установка была отправлена в Севастополь на испытания. Поэтому на формирование первой экспериментальной батареи в МВО были использованы семь установок.

БМ-13-16 на шасси ЗИС-151. 2008

До апреля 1943 года для монтажа пусковых установок М-13-16 (для шестнадцати 132-мм рективных снарядов М-13) гвардейских реактивных миномётов БМ-13-16 использовали разные шасси — с июля до 15 октября 1941 года ЗИС-6 (372, в том числе и для небольшого числа БМ-8-36). Затем на шасси гусеничного артиллерийского тягача СТЗ-5-НАТИ и грузовика ЗИС-5, а с начала 1942 года на шасси поставляемых в СССР по Ленд-лизу американских, британских и канадских грузовиков: Студебекер ЮС6 (Studebaker US6, США), Джи-Эм-Си 352 (GMC CCRW 352, США), Итернейшнл М-5 «Интер» (International М-5Н-6-318, США), Форд-Мармон-Херрингтон (Ford-Marmon-Herrington НН6-СОЕ4, США), Шевроле Г7107/Г7117 (Chevrolet G7107/ G7117, США), Додж Т203 (Dodge Т-203В, Канада) (не путать с известными Dodge WC-51 и WC-52 (США) грузоподъёмностью 3/4 тонны — «Додж три четверти»), Бедфорд (Bedford OYD, Великобритания), Форд ВОТ-8 «Фордзон» (Ford WOT-8 «Fordson», Канада — «Форд „канадский“»), трёхосный Остин К-6 (Austin К-6А, Великобритания).

С апреля 1943 года появилась БМ-13Н

— модификация БМ-13-16 на шасси только Студебекер ЮС6. Индекс «Н» — нормализованная.

За 4 года войны из 3374 автомобильных шасси, использованных для монтажа пусковых установок гвардейских реактивных миномётов, Студебеккеры ЮС6 составляют 1845 — 54,7 %, ЗИС-6 — 372 — 11 %, остальные 17 типов шасси — 1 157 — 34,3 %.

Сделано в СССР

Разработка новой РСЗО началась в 1959 году в НИИ №147 (сейчас — АО НПО «Сплав», входит в корпорацию «Ростех»). В 1963-м был принят на вооружение 9к51 «Град», в этом же году началось серийное производство РСЗО на Пермском заводе им. Ленина.

Также по теме


«Впору справлять поминки»: как Украина модернизирует ракетные войска

3 ноября Украина отмечает День ракетных войск и артиллерии. Однако у руководства страны нет поводов для торжественных заявлений: за…

«Град» использует неуправляемые реактивные снаряды калибра 122 мм, запускаемые из 40 направляющих. В качестве шасси применялись тягачи «Урал», а также ЗИЛ-131.

На базе РСЗО «Град» создан ряд модификаций, в частности авиадесантируемые установки «Град-В» и «Град-ВД», 9к59 «Прима» с 50 направляющими. Для ВМФ разработаны БМ-21ПД «Дамба» для борьбы с морскими диверсантами и подводными лодками, а также «Град-М» для установки на корабли.

«Град» использует широчайшую номенклатуру неуправляемых снарядов: осколочно-фугасные, зажигательные, дымовые, осветительные, учебные, кассетные, кумулятивные, минопостановочные. Минимальная дальность стрельбы РСЗО «Град» — 5 км, максимальная — 20 км.

Высокая интенсивность огня вкупе с большой зоной поражения позволяет эффективно применять «Град» против живой силы и бронетехники противника. После нанесения ракетного залпа установка может быстро покинуть огневую точку, избежав ответного огня.

Вслед за «Градом» в НПО «Сплав» была создана РСЗО с улучшенными характеристиками — «Ураган». В 1975 году 9к57 «Ураган» (калибр — 220 мм) c 16 направляющими принят вооружение. Для «Урагана» впервые в мире был разработан снаряд с кассетной головной частью с осколочными боевыми элементами.

В состав РСЗО «Ураган» дополнительно входят автомобиль для топографической съёмки и радиопеленгационный метеорологический комплекс.

Залп одной боевой машины накрывает площадь более 42 га. Огонь может вестись на дистанции от 8 до 35 км как одиночно, так и залпами. «Ураган» использует широкий спектр неуправляемых снарядов: осколочно-фугасные, минопостановочные, кассетные, термобарические, зажигательные.

Также по теме


Финальный бой: войска Союзного государства завершили учения «Запад-2017» уничтожением условных террористов

Российские и белорусские военнослужащие завершили совместные стратегические учения «Запад-2017». Финальное сражение с условным…

Разработкой «Смерча» занималось НПО «Сплав», в 1987 году систему приняли на вооружение.

В состав РСЗО «Смерч» дополнительно входят автомобиль для топографической съёмки и радиопеленгационный метеорологический комплекс.

Для «Смерча» были разработаны корректируемые реактивные снаряды с инерциальной системой управления, которая позволила уменьшить рассеивание снарядов в три раза по сравнению с неуправляемой ракетой, увеличив при этом кучность стрельбы вдвое. Дальность огня «Смерча» — от 20 до 90 км, площадь поражаемой территории может достигать 70 га.

В 2017 году был принят на вооружение бикалиберный вариант «Урагана» — «Ураган-1М» (калибры — 220 и 300 мм). В отличие от систем предыдущего поколения, «Ураган-1М» заряжают, целиком заменяя пакет с направляющими.

Согласно данным IISS, в начале 2017 года на вооружении российской армии стояло 550 «Градов», 200 «Ураганов» и 100 «Смерчей».

Это российское трио РСЗО пользуется большим спросом за рубежом и экспортируется в десятки стран.

Характеристики реактивных снарядов

Параметры M-13 М-8 M-31
Масса корпуса ракетного двигателя, кг 14 4,1 29
Внутренний диаметр корпуса, мм 123,5 73 128
Толщина стенки корпуса, мм 4 3,5 5
Диаметр критического сечения сопла αкр, мм 37,5 19 45
Диаметр соплового раструба αа, мм 75 43 76,5
Отношение αакр 2 2,26 1,7
Критерий Победоносцева 170 100 160
Плотность заряжения, г/см3 1,15 1,0 1,0
Коэффициент массового совершенства двигателя α 1,95 3,5 2,6
Показатель интенсивности двигателя β, кгс.с/кг 95 55 70

Немцы ужасно боялись этого нашего смертоносного оружия, называя его «сталинскими органами». Реактивные снаряды чаще всего применяли для подавления наступающего противника. Обычно после нанесения ракетного удара пехота и танки прекращали движение вперед и долго не проявляли активности на данном участке фронта.

Поэтому и не нуждается в объяснении стремительное развитие реактивной артиллерии в ходе войны.

30 тысяч
пусковых установок и 12 млн. ракетных снарядов выпустила оборонная промышленность страны в период с 1941-1945 год

Основная масса установок базировалась сначала на автомобилях ЗиС-6, а после поставок по «ленд-лизу» на американских машинах «Студебекерах». Использовались и другие транспортные средства: мотоциклы, аэросани, бронекатера, железнодорожные платформы и даже отдельные виды танков. Но БМ-13, «Катюша» была самой эффективной установкой.  

О стрельбе батареи капитана Флерова по Орше 14 июля 1941 года

Ни какой стрельбы советских реактивных установок ни под Оршей, ни по Орше, 14 июля 1941 года не было и не могло быть. Для того, чтобы с этим разобраться мы опять посмотрим на немецкие карты.

Сначала посмотрим на часть карты Группы армий «Центр» датируемой 13 июля 1941 года, даты предшествующей «первому боевому применению» (рисунок 3)

Можно обратить внимание, что город Орша полностью захвачен немцами. Захвачен весь город и ближайшие к нему районы

Рисунок 3. Часть карты Heeresgruppe „Mitte“, датируемой 13 июля 1941 года.

Батарея советских MLR БМ-13 не могла обстреливать станцию Орша не только 14 июля, но даже 13. Причина для этой невозможности очень проста – батарея оказалась бы в полном окружении, ей некуда отходить от города Орша. Дорога на юг – перекрыта частями 18-й танковой дивизии Вермахта.

Дорога на восток (в направлении на Смоленск) перекрыта частями 29-й моторизованной дивизии Вермахта. И это все происходит 13 июля 1941 года. Тогда как советские идеологи сообщают точную дату – 14 июля 1941 года. Хорошо – их есть у нас (рисунок 4).

Рисунок 4. Часть карты Heeresgruppe „Mitte“, датируемой 14 июля 1941 года.

И еще проблема в том, что советские идеологи забыли укомплектовать ужасно секретную батарею капитана Флерова дивизией (да-да) – военно-транспортной авиации. Чтобы у этого командира дивизии должность называлась – заместитель командира батареи по авиации. С его помощью батарея могла легко и непринужденно перемещаться из Москвы в Борисов, оттуда в Оршу, а оттуда: то ли под Псков, то ли под Вязьму.

Ситуация еще более сложная для батареи капитана Флерова. Если мы переведем то, что написано в так называемом журнале боевых действий батареи Флерова на то, что можно наблюдать по немецкой карте, то получится приблизительно следующее:

‒ во-первых – 14. 7. 1941 г. 15 часов 15 минут батарея капитана Флерова не могла нанести удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Не могла по причине того, что у нее для этого не хватило бы дальности стрельбы;

‒ во-вторых – исходя из пункта первого, не было ни каких вообще отличных результатов и тем более не было сплошного моря огня;

‒ в-третьих – 14. 7. 1941 г. 16 часов 45 минут, батарея капитана Флерова не делала второго залпа по переправе фашистских войск через Оршицу. По причине того, что эти самые фашистские войска переправились через Оршицу 13 июля 1941 года;

‒ в-четвертых – исходя из пункта третьего, не было больших потерь врага в живой силе и боевой технике, как и не было паники. Кроме того, всех уцелевших гитлеровцев на восточном берегу, советские подразделения не могли принимать в плен по той причине, что ни каких советских подразделений 14 июля 1941 года в районе Орши не было.

Конструкция МиГ-31БМ

Устойчивости полёту придают подфюзеляжные кили. Обшивка сверхзвукового самолёта состоит из жаропрочных марок сталей и лёгкого прочного титанового сплава, который сделан из 50% нержавеющей стали, 33% алюминия, 16% титана и 1% композитных материалов. Шасси усиленные, из 3-х стоек, носовая конструкция с тележкой на 2-х колёсах. В дополнение к тормозному парашюту, находящемуся в контейнере, как тормозные щиты, используются створки главных стоек, чтобы максимально сократить тормозной путь.Самолёт вырос за период модернизаций до 22,7 м длины. Высота его 6,15 м. размах крыльев скоростной 13,45 м. Значительная взлётная масса составляет 50 т, удивительно большая и нагрузка вооружением 9 т. Двигатели Д-30Ф6.

Специально для последней версии МиГ-31БМ была разработана принципиально новая схема комплектации кабин для пилота и штурмана от ЗАО «Русская авионика», теперь экипаж может обмениваться информацией. Аналогично фронтовому истребителю МиГ-29СМТ, в кабине пилота справа появился цветной ЖК-монитор с удобным размером экрана 6х8 дюймов.Штурман-оператор видит у себя в кабине три аналогичных монитора для получения и обработки тактической, навигационной информации, телеизображения с управляемых средств поражения и другое, что касается обстановки и состояния самолёта.

Читайте Учебно-боевой самолет ЯК 130

Реактивная атака

Хотя «Катюша» стала первой реально воюющей отечественной наземной реактивной боевой установкой, работа над созданием реактивного оружия были начаты задолго до ее появления. Первые исследования были проведены еще в царской России, в 1916 году. После победы революции был создан особый Реактивный научно-исследовательский институт (НИИ-3).

Он успешно разработал несколько конструкций реактивных снарядов, и первые из них в 1937-1938 гг. начали использовать в авиации. Успех применения этого оружия на Халхин-Голе вызвал у военного руководства страны желание получить подобный снаряд и для наземной артиллерии. В декабре 1938 года это задание было выполнено – новый снаряд РС-132 летел дальше и более точно, чем его авиационный предшественник. Была разработана также особой конструкции пусковая платформа с направляющими «рельсами» для снарядов, расположенными поперек оси автомобиля. Ее можно было монтировать на грузовом автомобиле ЗИС.


Прототип «Катюши»: пусковая установка для 132-мм ракет (1938 г.)

Однако изобретение нужно было протестировать в производственных условиях и обеспечить выпуск сперва опытной, а потом и серийных партий. Для выполнения этой задачи был выбран завод им. Коминтерна в Воронеже. Официально он занимался производством сельхозтехники и оборудования для пищевой промышленности, но знающим людям давно был известен как секретный оборонный объект.

Родственники «катюши»

При всех своих достоинствах осколочно-фугасные реактивные снаряды РС-82 и РС-132 имели один недостаток — большое рассеивание и малую эффективность при воздействии на вражескую живую силу, находящуюся в полевых укрытиях и траншеях. Чтобы исправить этот недостаток, были изготовлены специальные реактивные снаряды калибра 300 мм. В народе они получили прозвище «андрюша». Запускались они с пускового станка («рамы»), изготовленного из дерева. Пуск производился с помощью сапёрной подрывной машинки. Впервые «андрюши» были применены в Сталинграде. Новое оружие было просто в изготовлении, но их установка на позиции и наводка на цель требовали много времени. К тому же небольшая дальность реактивных снарядов М-30 делала их опасными для своих же расчётов. Поэтому в 1943 году в войска стал поступать усовершенствованный реактивный снаряд, который при той же мощности имел большую дальность стрельбы. Снаряд М-31 мог поразить живую силу на площади 2 тысячи квадратных метров или образовать воронку глубиной 2-2,5 м и диаметром 7-8 м. А вот время для подготовки залпа новыми снарядами было значительным — полтора-два часа. Такие снаряды применялись в 1944-1945 годах при штурме вражеских укреплений и во время уличных боёв. Достаточно было одного попадания реактивного снаряда М-31, чтобы разрушить вражеский ДЗОТ или огневую точку, оборудованную в жилом здании.

Послевоенное развитие

Российские войска используют ракетные установки БМ-27 Ураган во время Второй чеченской войны

Успех и экономичность реактивных систем залпового огня (РСЗО) привели к их дальнейшему развитию. В годы после Второй мировой войны БМ-13 была заменена 140-мм БМ-14, а БМ-31 была заменена 240-мм БМ-24 . Во время холодной войны Советский Союз выставил на вооружение несколько моделей РСЗО типа «Катюша», в частности, пусковые установки БМ-21 «Град », несколько вдохновленные более ранним оружием, и более крупный БМ-27 «Ураган» . Достижения в области артиллерийских боеприпасов были применены к некоторым реактивным системам залпового огня типа «Катюша», включая минометные суббоеприпасы , дистанционно устанавливаемые наземные мины и химические боеголовки .

После распада Советского Союза Россия унаследовала большую часть своего военного арсенала, включая большое количество РСЗО. В новейшей истории они использовались российскими войсками во время Первой и Второй чеченских войн, а также армянами и азербайджанскими войсками во время Первой нагорно-карабахской войны . Сообщается, что правительственные войска Грузии использовали БМ-21 Град или аналогичную реактивную артиллерию в ходе войны в Южной Осетии в 2008 году .

Пусковые установки типа «Катюша» экспортировались в Афганистан , Анголу , Чехословакию , Кхмерскую Республику , Египет , Восточную Германию , Венгрию , Иран , Ирак , Монголию , Северную Корею , Польшу, Сирию , Йемен и Вьетнам . Их также построили в Чехословакии , Китайской Народной Республике , Северной Корее и Иране .

Собственные «Катюши» (БМ-13) также участвовали в войне в Корее и использовались Народной добровольческой армией Китая против войск Юга и ООН . Известно, что советские БМ-13 были импортированы в Китай до китайско-советского раскола и находились на вооружении Народно-освободительной армии .

Израиль захватил РСЗО БМ-24 во время Шестидневной войны (1967), использовал их в двух батальонах во время Войны Судного дня (1973) и Ливанской войны 1982 года , а затем разработал пусковую установку МАР-240 для тех же ракет на основе танк Шерман шасси.

Ракеты использовались Народными силами обороны Танзании в Угандо-танзанийской войне . Танзанийские силы назвали их Баба Мтакатифу ( суахили, что означает «Святой Отец»), а угандийцы — Саба Саба.

Во время ливанской войны 2006 года « Хезболла» выпустила от 3970 до 4228 ракет из легких грузовиков и переносных пусковых установок с одной направляющей. Около 95% из них были 122-мм (4,8 дюйма) сирийские артиллерийские ракеты типа M-21OF, которые несли боеголовки до 30 кг (66  фунтов ) и имели дальность действия 20 км, возможно, до 30 км (19 миль). Большинство ракет, выпущенных по Израилю из сектора Газа, относятся к более простому типу ракет «Кассам» , но ХАМАС также выпустил 122-мм ракеты типа « Град» « Катюша» по нескольким городам в Израиле, хотя, как сообщается, у них нет установленных на грузовиках пусковых установок. Хотя «Катюша» изначально называлась «мобильная пусковая установка», сегодня ракеты часто называют «катюшами».

Некоторые утверждают, что ЦРУ покупало «Катюш» у египетских военных и поставляло их моджахедам (через пакистанскую разведку ) во время советской афганской войны .

РСЗО типа «Катюша» также предположительно использовались Патриотическим фронтом Руанды во время его вторжения в Руанду в 1990 году в ходе геноцида 1994 года. Они были эффективны в бою, но выразились в сильных анти-тутси настроениях в местных СМИ.

Сообщалось, что пусковые установки БМ-21 «Град» использовались против американских войск во время вторжения в Ирак в 2003 году . Они также использовались в мятежах в Афганистане и Ираке. В Ираке, согласно сообщениям Associated Press и Agence France-Presse , в конце марта 2008 года по Зеленой зоне были выпущены ракеты типа «Катюша» .

По сообщениям, ракеты «Катюша» использовались как сторонниками и силами, действующими против Каддафи, во время гражданской войны в Ливии .

В феврале 2013 года министерство обороны Йемена сообщило об аресте иранского корабля, и что в его грузе были (среди прочего вооружения) ракеты «Катюша».

19 мая 2019 года в Зеленой зоне Багдада, Ирак, была выпущена ракета «Катюша», которая приземлилась менее чем в миле от посольства США возле статуи Неизвестного солдата. О жертвах не сообщалось.

4 января 2020 года четыре ракеты «Катюша» были выпущены в районе Багдада. Согласно двум источникам в иракской полиции и официальному заявлению иракских военных, одна ракета «Катюша» упала в зеленой зоне на площади Празднования возле посольства США, а другая — в соседнем районе Джадрия. Две другие ракеты «Катюша» упали на авиабазу Балад, где находятся американские военнослужащие, по словам двух источников в спецслужбах.

Преимущества и недостатки ракетной установки БМ-13 “Катюша”

Основным преимуществом реактивных установок было большое количество снарядов, которое они выпускали за один залп. Если по одной площади работали сразу несколько РСЗО, то разрушительный эффект увеличивался за счет интерференции ударных волн.

Простота в использовании. «Катюши» отличались предельной простой конструкции, несложными были и прицельные приспособления этой установки.

Низкая стоимость и простота в изготовлении. Во время войны производство реактивных установок было налажено на десятках заводов. Не представляло особых сложностей и производство боеприпасов для этих комплексов. Особенно красноречиво выглядит сравнение стоимость БМ-13 и обычного артиллерийского орудия схожего калибра.

Мобильность установки. Время одного залпа БМ-13 – примерно 10 секунд, после залпа машина покидала огневой рубеж, не подставляясь под ответный огонь противника.

Однако были у этого оружия и недостатки, главным была низкая точность стрельбы из-за большого рассеивания снарядов. Эту проблему частично решили БМ-13СН, но окончательно она не решена и для современных РСЗО.

Недостаточное фугасное действие снарядов М-13. «Катюша» была не слишком эффективной против долговременных оборонительных укреплений и бронетехники.

Малая дальность стрельбы в сравнении со ствольной артиллерией.

Большой расход пороха при изготовлении реактивных снарядов.

Сильное задымление во время залпа, что служило демаскирующим фактором.

Высокий центр тяжести установок БМ-13 приводил к частым опрокидываниям машины во время марша.

Примечания

БМ-14 и БМ-14-17 можно увидеть в музее Вооруженных Сил Республики Казахстан (г. Астана).

На малом артиллерийском корабле Каспийской флотилии России МАК-160 «Гомель» (бывшем ракетном катере Р-160 пр. 12411) на месте снятых 2х2 ПУ ПКР «Москит» установлены 4х17/140-мм ПУ НУРС БМ-14-17.

Источники

  1. The Military Balance 2010 / International Institute for Strategic Studies. — Abingdon: Routledge, 2010. — 492 p. — ISBN 978-1857435573.
  2. Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественного ракетного оружия 1817—2002 / Под общ. ред. А. Е. Тараса. — Мн.: Харвест, 2003. — С. 65—67. — (Библиотека военной истории). — ISBN 9-85130-949-4.
  3. Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественного ракетного оружия 1817—2002 / Под общ. ред. А. Е. Тараса. — Мн.: Харвест, 2003. — С. 68. — (Библиотека военной истории). — ISBN 9-85130-949-4.
  4. The Military Balance 2010. — P. 245.
  5. The Military Balance 2010. — P. 356.
  6. The Military Balance 2010. — P. 433.
  7. 123456 [armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php Stockholm Internation Peace Research Institute — Arms Transfers Database]
  8. The Military Balance 2010. — P. 248.
  9. The Military Balance 2010. — P. 407.
  10. The Military Balance 2010. — P. 277.
  11. The Military Balance 2010. — P. 398.
  12. The Military Balance 2010. — P. 400.
  13. The Military Balance 2010. — P. 301.
  14. The Military Balance 2010. — P. 78.
  15. The Military Balance 2010. — P. 272.
  16. 12C. F. Foss. Artillery of the World. — Shepperton, Surrey: Ian Allan Publishing, 1974. — P. 160. — 192 p. — ISBN 0-71100-505-2.
  17. The Military Balance 2010. — P. 135.
  18. The Military Balance 2010. — P. 153.
  19. The Military Balance 2010. — P. 125, 159.

Покорители стратосферы

МиГ-31 – первый советский самолет четвертого поколения, ставший в 1980-е годы преемником успешного истребителя-перехватчика МиГ-25П, выпускавшегося с 1967 по 1984 годы. «Двадцать пятый» был одной из самых совершенных машин своего времени. Ему принадлежит 39 мировых рекордов, в том числе до сих пор не побитый рекорд высоты – фантастические 37,65 км. В стандартном исполнении МиГ-25 мог подниматься на 21,5-23 км, что давало Советскому Союзу большие преимущества, как в разведывательной деятельности, так и в защите собственных рубежей. 

МиГ-31 разрабатывался для перехвата и уничтожения различных воздушных целей в любых условиях и на любой высоте, в первую очередь – бомбардировщиков и крылатых ракет противника. Первый полет машина совершила в 1975 году, а принята на вооружение была в 1981 году. Основным «местом работы» новых «МиГов» стала протяженная арктическая зона.  


МиГ-31, 1986 год

Мощные двухконтурные двигатели Д-30Ф6 обеспечили истребителю необходимую дальность, продолжительность и скорость полета.  МиГ-31 способен развивать скорость до 3 тыс. км/ч и быстро подняться на высоту до 21 тыс. м. Инженеры ОКБ имени А.И. Микояна учли трудности пилотов предыдущих истребителей-перехватчиков и добавили кабину для второго члена экипажа − штурмана-оператора. Причем его роль в выполнении боевых задач стала решающей. 

МиГ-31 выпускался до 1994 года, и всего было произведено более 500 самолетов. За более чем 40 лет своей истории «тридцать первый» пережил восемь модификаций и модернизаций и сегодня продолжает оставаться на вооружении и развиваться. Стоит отметить, что МиГ-31 – единственный российский истребитель, по своей взлетной массе попадающий в категорию воздушных кораблей. В полном вооружении и с заправленными баками «тридцать первый» по взлетной массе находится на уровне гражданского авиалайнера Ту-134.
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector