Бм-13 «катюша»
Содержание:
- Немного истории БМ-13 “Катюша”
- История создания боевой машина реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша»
- На суше и на море…
- Уцелели немногие
- Лебедка против неприступного ДОТа
- История
- Сделано в СССР
- Устройство БМ-13 «Катюша»
- Самолеты, корабли и сани
- Островская крепость
- Загадка гибели батареи Флерова
- Резерв верховного главнокомандования
- Боевая машина БМ-13 на шасси трёхосного автомобиля
Немного истории БМ-13 “Катюша”
После окончания Первой мировой войны заметно повысился интерес к твердотопливным пороховым ракетам, и разработками в этом направлении занимались конструкторы сразу в нескольких странах. Сами по себе реактивные ракеты нельзя назвать чем-то инновацией, скорее это – возвращение к “хорошо забытому старому”. Дело в том, что пороховые ракеты не так уж редко применялись вплоть до середины XIX столетия, но по мере развития нарезной артиллерии они до поры сдали свои позиции.
Возрождению интереса к ракетному оружию способствовали несколько причин: во-первых, были изобретены более совершенные виды пороха, что позволило значительно увеличить дальность полета реактивных снарядов; во-вторых, ракеты прекрасно подходили в качестве оружия для боевых аэропланов; а в-третьих, ракеты можно было использовать для доставки отравляющих веществ.
Последняя причина была наиболее важной: исходя из опыта Первой мировой войны, военные практически не сомневались, что следующий конфликт без боевых газов точно не обойдется. В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов – Артемьева и Тихомирова
В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации
В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов – Артемьева и Тихомирова. В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации.
В 1933 году появились экспериментальные образцы авиационных реактивных снарядов двух калибров: РС-82 и РС-132. Основным недостатком нового оружия, который абсолютно не устраивал военных, была их малая точность. Снаряды имели небольшое оперение, которое не выходило за его калибр, а в качестве направляющих использовалась труба, что было весьма удобно. Однако для повышения точность ракет их оперение пришлось увеличить и заняться разработкой новых направляющих.
Кроме того, пироксилино-тротиловый порох не слишком хорошо подходил для массового производства этого вида оружия, поэтому решено было использовать трубчатый нитроглицериновый порох.
В 1937 году испытали новые ракеты с увеличенным оперением и новые отрытые направляющие рельсового типа. Нововведения значительно улучшили кучность стрельбы и увеличили дальность полета ракеты. В 1938 году реактивные снаряды РС-82 и РС-132 были приняты на вооружение и начали выпускаться серийно.
В том же году перед конструкторами была поставлена новая задача: создать реактивную систему для сухопутных войск, взяв за основу реактивный снаряд калибра 132 мм.
В 1939 году был готов 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13, он имел более мощную боевую часть и увеличенную дальность полета. Добиться таких результатов удалось за счет удлинения боеприпаса.
В этом же году была изготовлена и первая реактивная установка МУ-1. Восемь коротких направляющих устанавливались поперек грузового автомобиля, шестнадцать реактивных снарядов крепились к ним попарно. Эта конструкция получилась весьма неудачной, во время залпа машина сильно раскачивалась, что приводило к значительному снижению кучности боя.
В сентябре 1939 года начались испытания новой реактивной установки – МУ-2. Основой для нее служил трёхосный грузовик ЗиС-6, эта машина обеспечивала боевому комплексу высокую проходимость, позволяло быстро менять позиции после каждого залпа. Теперь направляющие для ракет располагали вдоль автомобиля. За один залп (примерно 10 секунд) МУ-2 выстреливала шестнадцать снарядов, вес установки с боекомплектом составлял 8,33 тонны, дальность стрельбы превышала восемь километров.
При такой конструкции направляющих раскачивание машины во время залпа стало минимальным, кроме того, в задней части автомобиля были установлены два домкрата.
В 1940 году были проведены государственные испытания МУ-2, и ее приняли на вооружение под обозначением «реактивный миномет БМ-13».
За день до начала войны (21 июня 1941 года) правительство СССР приняло решение о серийном производстве боевых комплексов БМ-13, боеприпасов к ним и формировании специальных частей для их использования.
Первый же опыт применения БМ-13 на фронте показал их высокую эффективность и способствовал активному производству этого вида оружия. Во время войны «Катюша» выпускалась несколькими заводами, был налажен массовый выпуск боеприпасов для них.
История создания боевой машина реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша»
В 1937 году на вооружение советской военной авиации поступило новое оружие под названием РС-82. Реактивный снаряд калибром 82-мм, по сути, неуправляемая авиационная ракета класса «воздух-воздух». Годом позже успешно прошли испытания и более солидные по калибру реактивные снаряды РС-132, предназначавшиеся на этот раз для ударов авиации по скоплениям бронетехники и живой силы противника.
Оружие получилось настолько мощным, что сразу же после окончания испытаний, Главное артиллерийское управление РККА поставило перед разработчиками реактивных снарядов «РС» новую задачу — создать на основе РС-132 полевую реактивную системы залпового огня. Уточненное тактико-техническое задание на разработку было выдано НИИ-3 (ранее Реактивный НИИ) в июне 1938 года.
К лету 1939 года институт (группа в составе Г. Э. Лангемака, А. Г. Костикова, И. И. Гвая, В. В. Аборенкова) разработал новый реактивный снаряд получивший позднее обозначение 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13. По сравнению с авиационным РС-132 этот снаряд имеет большую дальность полета (8470 м) и значительно более мощную боевую часть (4,9 кг, при весе снаряда 42 кг). Возрастание дальности достигнуто за счет увеличения количества ракетного топлива. Для размещения большего по весу ракетного заряда и взрывчатого вещества потребовалось удлинить ракетную и головную части реактивного снаряда на 48 см. Снаряд М-13 имеет несколько лучшие, чем РС-132, аэродинамические характеристики, что позволило получить более высокую кучность.
К снаряду была разработана также самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант, созданный на базе грузового автомобиля ЗИС-5 и обозначавшийся как МУ-1 (механизированная установка, первый образец), имел 24 направляющих, установленных на специальной раме в поперечном положении по отношению к продольной оси автомобиля. Проведенные в период с декабря 1938 года по февраль 1939 года полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечает поставленным требованиям. Ее конструкция позволяла производить пуск реактивных снарядов только перпендикулярно продольной оси автомашины, причем струи горячих газов повреждали элементы установки и автомашину. Не обеспечивалась также безопасность при управлении огнем из кабины автомашин. Пусковая установка сильно раскачивалась, что ухудшало кучность стрельбы реактивными снарядами. Заряжание пусковой установки с передней части направляющих производить было неудобно и требовало много времени, кроме того автомашина ЗИС-5 имела ограниченную проходимость.
Классическое исполнение БМ-13 «Катюша» — на шасси ЗИС-6. «Студебекеры» были значительно позже, да и установка там была уже немного другая
С учетом результатов испытаний Реактивный НИИ разработал новую пусковую установку МУ-2, которая в сентябре 1939 года была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний, на этот раз взяв в качестве базы более мощное шасси от трехосного грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6. Весь комплекс включающий пусковую установку МУ-2 и ракеты М-13, чуть позже получил название боевая машина реактивной артиллерии БМ-13.
По результатам окончившихся в ноябре 1939 года испытаний институту были заказаны пять пусковых установок для проведения войсковых испытаний. Еще одну установку заказало Артиллерийское управление Военно-Морского Флота для использования ее в системе береговой обороны. Учитывая почти полное отсутствие производственных мощностей у НИИ-3, шесть заказанных установок были готовы только к осени 1940 года. Сейчас это кажется парадоксальным, но даже в январе 1941 года на новое оружие, казалось, никто не обращал внимания — план на весь год включал изготовление всего 40 пусковых установок БМ-13 и 10788 снарядов М-13 к ним.
На суше и на море…
Помимо БМ-13, в СКБ Воронежского завода им. Коминтерна, на котором выпускались эти боевые установки, были разработаны новые варианты размещения реактивных снарядов. Например, учитывая крайне низкую проходимость автомобиля ЗИС-6, был разработан вариант установки направляющих для реактивных снарядов на шасси гусеничного трактора СТЗ-5 НАТИ. Кроме того, нашёл применение и реактивный снаряд калибра 82 мм. Для него были разработаны и изготовлены направляющие, которые позднее устанавливали на шасси автомашины ЗИС-6 (36 направляющих) и на шасси лёгких танков Т-40 и Т-60 (24 направляющих).
Была разработана 16-зарядная установка под снаряды РС-132 и 48-зарядная установка под снаряды РС-82 для бронепоездов. Осенью 1942 года во время боевых действий на Кавказе для использования в горных условиях были изготовлены 8-зарядные горновьючные пусковые установки снарядов РС-82.
Позднее их ставили на американские автомобили-вездеходы «Виллис», поступавшие в СССР по ленд-лизу.Специальные пусковые установки для реактивных снарядов калибра 82 мм и 132 мм изготовили для их последующей установки на боевые корабли — торпедные катера и бронекатера.
Сами же пусковые установки получили народное прозвище «катюша», под которым они и вошли в историю Великой Отечественной войны. Почему «катюши»? На сей счёт существует множество версий. Наиболее достоверная — из-за того, что на первых БМ-13 стояла буква «К» — как информация о том, что изделие выпущено на заводе им. Коминтерна в Воронеже. Кстати, такое же прозвище получили и крейсерские лодки советского военно-морского флота, имевшие буквенный индекс «К». Всего за время войны было разработано и выпущено 36 конструкций пусковых установок.
А с весны 1942 года направляющие с реактивными снарядами стали устанавливать на ввозимые в СССР по ленд-лизу британские и американские полноприводные шасси. Всё же ЗИС-6 оказался машиной с низкой проходимостью и грузоподъёмностью. Наиболее подходящим для установки реактивных установок оказался трёхосный полноприводный американский грузовик Studebakker US6. Боевые машины стали выпускаться на его шасси. При этом они получили наименование БМ-13Н («нормализированная»).
За все время Великой Отечественной войны советская промышленность произвела более десяти тысяч боевых машин реактивной артиллерии.
Уцелели немногие
Об эффективности боевого применения «катюш» в ходе наступления на укреплённый узел противника может послужить пример разгрома Толкачёвского оборонительного узла в ходе нашего контрнаступления под Курском в июле 1943 года. Деревня Толкачёво была превращена немцами в сильно укреплённый узел сопротивления с большим количеством блиндажей и дзотов в 5-12 накатов, с развитой сетью траншей и ходов сообщений. Подходы к деревне были плотно минированы и прикрыты проволочными заграждениями. Залпами реактивной артиллерии значительная часть дзотов была разрушена, траншеи вместе с находившейся в них вражеской пехотой засыпаны, огневая система полностью подавлена. Из всего гарнизона узла, насчитывавшего 450-500 человек, уцелели только 28. Толкачёвский узел был взят нашими частями без какого-либо сопротивления.
Лебедка против неприступного ДОТа
Во время битвы за Новороссийск на плацдарме “Малая земля” служил и сражался морской пехотинец Степан Щука — потомок керченских рыбаков, поколениями промышлявших в Черном море.
Благодаря его смекалке солдатам удалось без потерь взять вражеский ДОТ (долговременная огневая точка), который до этого казался неприступным. Он представлял собой каменный дом с толстыми стенами, пути к которому были перегорожены колючей проволокой. На “колючке” были навешаны пустые жестяные банки, гремевшие от каждого прикосновения.
Все попытки взять ДОТ боем заканчивались неудачей — штурмовые группы несли потери от пулеметного, минометного и артиллерийского огня и были вынуждены отступать. Степан же смог раздобыть лебедку с тросом, и ночью, незаметно подобравшись к проволочным заграждениям, прицепил к ним этот трос. А когда он вернулся обратно, то привел механизм в действие.
История
Первые экспериментальные пусковые установки БМ-13 на шасси машин ЗИС-6 были изготовлены в июне 1941 года в количестве восьми штук — две в Воронеже, на заводе имени Коминтерна и шесть в Москве в НИИ-3 НКБ СССР, причём одна установка была отправлена в Севастополь на испытания. Поэтому на формирование первой экспериментальной батареи в МВО были использованы семь установок.
БМ-13-16 на шасси ЗИС-151. 2008
До апреля 1943 года для монтажа пусковых установок М-13-16 (для шестнадцати 132-мм рективных снарядов М-13) гвардейских реактивных миномётов БМ-13-16 использовали разные шасси — с июля до 15 октября 1941 года ЗИС-6 (372, в том числе и для небольшого числа БМ-8-36). Затем на шасси гусеничного артиллерийского тягача СТЗ-5-НАТИ и грузовика ЗИС-5, а с начала 1942 года на шасси поставляемых в СССР по Ленд-лизу американских, британских и канадских грузовиков: Студебекер ЮС6 (Studebaker US6, США), Джи-Эм-Си 352 (GMC CCRW 352, США), Итернейшнл М-5 «Интер» (International М-5Н-6-318, США), Форд-Мармон-Херрингтон (Ford-Marmon-Herrington НН6-СОЕ4, США), Шевроле Г7107/Г7117 (Chevrolet G7107/ G7117, США), Додж Т203 (Dodge Т-203В, Канада) (не путать с известными Dodge WC-51 и WC-52 (США) грузоподъёмностью 3/4 тонны — «Додж три четверти»), Бедфорд (Bedford OYD, Великобритания), Форд ВОТ-8 «Фордзон» (Ford WOT-8 «Fordson», Канада — «Форд „канадский“»), трёхосный Остин К-6 (Austin К-6А, Великобритания).
С апреля 1943 года появилась БМ-13Н
— модификация БМ-13-16 на шасси только Студебекер ЮС6. Индекс «Н» — нормализованная.
За 4 года войны из 3374 автомобильных шасси, использованных для монтажа пусковых установок гвардейских реактивных миномётов, Студебеккеры ЮС6 составляют 1845 — 54,7 %, ЗИС-6 — 372 — 11 %, остальные 17 типов шасси — 1 157 — 34,3 %.
Сделано в СССР
Разработка новой РСЗО началась в 1959 году в НИИ №147 (сейчас — АО НПО «Сплав», входит в корпорацию «Ростех»). В 1963-м был принят на вооружение 9к51 «Град», в этом же году началось серийное производство РСЗО на Пермском заводе им. Ленина.
Также по теме
«Впору справлять поминки»: как Украина модернизирует ракетные войска
3 ноября Украина отмечает День ракетных войск и артиллерии. Однако у руководства страны нет поводов для торжественных заявлений: за…
«Град» использует неуправляемые реактивные снаряды калибра 122 мм, запускаемые из 40 направляющих. В качестве шасси применялись тягачи «Урал», а также ЗИЛ-131.
На базе РСЗО «Град» создан ряд модификаций, в частности авиадесантируемые установки «Град-В» и «Град-ВД», 9к59 «Прима» с 50 направляющими. Для ВМФ разработаны БМ-21ПД «Дамба» для борьбы с морскими диверсантами и подводными лодками, а также «Град-М» для установки на корабли.
«Град» использует широчайшую номенклатуру неуправляемых снарядов: осколочно-фугасные, зажигательные, дымовые, осветительные, учебные, кассетные, кумулятивные, минопостановочные. Минимальная дальность стрельбы РСЗО «Град» — 5 км, максимальная — 20 км.
Высокая интенсивность огня вкупе с большой зоной поражения позволяет эффективно применять «Град» против живой силы и бронетехники противника. После нанесения ракетного залпа установка может быстро покинуть огневую точку, избежав ответного огня.
Вслед за «Градом» в НПО «Сплав» была создана РСЗО с улучшенными характеристиками — «Ураган». В 1975 году 9к57 «Ураган» (калибр — 220 мм) c 16 направляющими принят вооружение. Для «Урагана» впервые в мире был разработан снаряд с кассетной головной частью с осколочными боевыми элементами.
В состав РСЗО «Ураган» дополнительно входят автомобиль для топографической съёмки и радиопеленгационный метеорологический комплекс.
Залп одной боевой машины накрывает площадь более 42 га. Огонь может вестись на дистанции от 8 до 35 км как одиночно, так и залпами. «Ураган» использует широкий спектр неуправляемых снарядов: осколочно-фугасные, минопостановочные, кассетные, термобарические, зажигательные.
Также по теме
Финальный бой: войска Союзного государства завершили учения «Запад-2017» уничтожением условных террористов
Российские и белорусские военнослужащие завершили совместные стратегические учения «Запад-2017». Финальное сражение с условным…
Разработкой «Смерча» занималось НПО «Сплав», в 1987 году систему приняли на вооружение.
В состав РСЗО «Смерч» дополнительно входят автомобиль для топографической съёмки и радиопеленгационный метеорологический комплекс.
Для «Смерча» были разработаны корректируемые реактивные снаряды с инерциальной системой управления, которая позволила уменьшить рассеивание снарядов в три раза по сравнению с неуправляемой ракетой, увеличив при этом кучность стрельбы вдвое. Дальность огня «Смерча» — от 20 до 90 км, площадь поражаемой территории может достигать 70 га.
В 2017 году был принят на вооружение бикалиберный вариант «Урагана» — «Ураган-1М» (калибры — 220 и 300 мм). В отличие от систем предыдущего поколения, «Ураган-1М» заряжают, целиком заменяя пакет с направляющими.
Согласно данным IISS, в начале 2017 года на вооружении российской армии стояло 550 «Градов», 200 «Ураганов» и 100 «Смерчей».
Это российское трио РСЗО пользуется большим спросом за рубежом и экспортируется в десятки стран.
Устройство БМ-13 «Катюша»
Основное достоинство реактивной установки БМ-13 – ее предельная простота как в производстве, так и в применении. Артиллерийская часть установки состоит из восьми направляющих, рамы, на которой они находятся, поворотного и подъемного механизмов, прицельных приспособлений и электрооборудования.
Направляющие представляли собой пятиметровый двутавр со специальными накладками. В казенной части каждого из направляющих было установлено стопорное устройство и электрозапал, с помощью которого производился выстрел.
Направляющие были закреплены на поворотной раме, которая с помощью простейших подъемных и поворотных механизмов обеспечивала вертикальную и горизонтальную наводку.
Каждая «Катюша» была оборудована артиллерийским прицелом.
Экипаж машины (БМ-13) состоял из 5-7 человек.
Реактивный снаряд М-13 состоял из двух частей: боевой и реактивного порохового двигателя. Боевая часть, в которой находилось взрывчатое вещество и контактный взрыватель, весьма напоминает БЧ обычного артиллерийского осколочно-фугасного снаряда.
Пороховой двигатель снаряда М-13 состоял из камеры с пороховым зарядом, сопла, специальной решетки, стабилизаторов и запала.
Основной проблемой, с которой столкнулись разработчики ракетных систем (и не только в СССР), стала низкая точность кучность реактивных снарядов. Для стабилизации их полета конструкторы пошли двумя путями. Немецкие реактивные снаряды шестиствольных минометов вращались в полёте за счет косо расположенных сопел, а на советских РСах были установлены плоские стабилизаторы. Для придания снаряду большей точности нужно было увеличить его начальную скорость, для этого направляющие на БМ-13 получили большую длину.
Немецкий способ стабилизации позволял уменьшить габариты как самого снаряда, так и оружия, из которого его выпускали. Однако при этом значительно уменьшалась дальность стрельбы. Хотя, следует сказать, что немецкие шестиствольные минометы были точнее «Катюш».
Советская система была более простой и позволяла вести стрельбу на значительные дистанции. Позже на установках стали использовать спиральные направляющие, которые еще более увеличивали кучность.
Самолеты, корабли и сани
Ракетные установки типа БМ-13 (а также БМ-8 и БМ-31) монтировались и на самолетах, и на кораблях, и на катерах, даже на санях. В корпусе Льва Доватора, когда он пошел в рейд по немецким тылам, эти установки находились именно на санях.
Однако классическая версия — это, конечно, грузовик. Когда машины только попали в производство, они ставились на грузовик ЗИС-6 с тремя осями; когда он разворачивался в боевое положение, сзади устанавливались еще два домкрата для большей устойчивости. Но уже с конца 1942-го, особенно в 43-м году, все чаще эти направляющие стали монтироваться на поставляемых по ленд-лизу и хорошо зарекомендовавших себя американских грузовиках «Студебекер». У них была хорошая скорость и проходимость. Это, кстати, одна из задач системы — сделать залп и быстро скрыться.
«Катюша» действительно стала одним из главных орудий Победы. Все знают танк Т-34 и «катюшу». Причем знают не только у нас в стране, но и за рубежом. Когда СССР вел переговоры по ленд-лизу, обменивался информацией и техникой с англичанами и американцами, то советская сторона требовала поставок радиоаппаратуры, радаров, алюминия. А союзники требовали «катюши» и Т-34. Танки СССР дал, насчет «катюш» — не уверен. Скорее всего, союзники и сами догадались, как делаются эти машины, но ведь можно создать идеальный образец и не суметь наладить массовое производство.
Островская крепость
Крепость Остров, конец XIX века
На западной рубеже древней Руси, в Псковской области, было множество защитных крепостей, которые строили в страхе нападения Ливонского ордена. Одна из них — Изборская крепость — выдержала несколько осад рыцарей, но сохранилась до наших дней.
А вот крепости в городе Остров повезло меньше — серьезное разрушение принесло ей в конце XVI века войско польского короля Стефана Батория. После город пришел в упадок и нужды в восстановлении фортификационных сооружений не было — в XVII веке крепость почти полностью была утрачена.
Церковь Святого Николая в городе Остров Псковской области
Во время Второй Мировой Остров оккупировали нацисты и окончально разрушили древние постройки. Сегодня от Островской крепости осталась лишь одна каменная церковь Церковь Николая Чудотворца (построенная в 1542 году).
Загадка гибели батареи Флерова
До сих пор загадочными остаются и обстоятельства гибели батареи Флерова 7 октября 1941 года. Нередко указывается, что батарея, дав залп прямой наводкой, была уничтожена экипажем.
Повторимся: для «Катюш» стрельба прямой наводкой чрезвычайно опасна и близка к самоубийственной – очень велик риск, что реактивный снаряд, соскользнувший с направляющих упадет рядом с установкой. По советской версии батарея была взорвана, а из 170 бойцов и командиров из кольца удалось вырваться только 46.
В числе погибших в этом бою был и Иван Андреевич Флеров
11 ноября 1963 года он посмертно был удостоен ордена Отечественной войны 1-ой степени, а в 1995 году отважному командиру было присвоено звание Героя Российской Федерации. До нашего времени сохранились и фрагменты реактивных установок, обнаруженных на месте гибели батареи
Резерв верховного главнокомандования
По решению Ставки в январе 1945 года было начато формирование двадцати гвардейских миномётных полков — так стали называть части, имевшие на вооружении БМ-13. Гвардейский миномётный полк (Гв.МП) артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) по штату состоял из управления и трёх дивизионов трёхбатарейного состава. Каждая батарея имела четыре боевые машины. Таким образом, залп только одного дивизиона из 12 машин БМ-13-16 ПИП (директива Ставки №002490 запрещала использование реактивной артиллерии в количестве менее дивизиона) по силе мог сравниться с залпом 12 тяжёлых гаубичных полков РВГК (по 48 гаубиц калибра 152 мм в полку) или 18 тяжёлых гаубичных бригад РВГК (по 32 гаубицы калибра 152 мм в бригаде).
Виктор Сергеев
Боевая машина БМ-13 на шасси трёхосного автомобиля
Калибр снаряда — 132 мм. Масса снаряда — 42,5 кг. Масса боевой части — 21,3 кг. Максимальная скорость полёта снаряда — 355 м/с. Количество направляющих — 16. Максимальная дальность стрельбы — 8470 м. Время заряжания установки — 3-5 минут. Продолжительность полного залпа — 7-10 секунд.
Гвардейский миномёт БМ-13 Катюша на шасси Студебекера
1. Пусковая установка 2. Реактивные снаряды 3. Автомобиль, на котором монтировалась установка Пакет направляющих Бронещиты кабины Походная опора Подъёмная рама Аккумулятор пусковой установки Кронштейн прицела Поворотная рама Рукоятка подъёмного механизма Пусковые установки крепились на шасси автомобилей ЗИС-6, «Форд-Мармон», «Интернационал Джиемси», «Остин» и на гусеничных тягачах СТЗ-5 Наибольшее число «Катюш» было смонтировано на полноприводных трёхосных автомобилях «Студебеккер».
Снаряд М-13
01. Стопорное кольцо взрывателя 02. Взрыватель ГВМЗ 03. Шашка детонатора 04. Разрывной заряд 05. Головная часть 06. Воспламенитель 07. Дно камеры 08. Направляющий штифт 09. Пороховой ракетный заряд 10. Ракетная часть 11. Колосниковая решётка 12. Критическое сечение сопла 13. Сопло 14. Стабилизатор