Игорь сикорский

Годы учебы

В 1900 году Игорь Сикорский поступил в Первую киевскую гимназию — старейшее киевское учебное заведение с замечательными педагогическими традициями. В разные годы ее выпускниками были выдающийся художник Николай Ге, исследователь Киева Николай Закревский, литератор и государственный деятель Анатолий Луначарский, ученый-экономист Николай Бунге, писатели Константин Паустовский и Михаил Булгаков и много других выдающихся личностей. Тем не менее образование в классических гимназиях было сугубо гуманитарным, а юношу привлекали точные науки. Старший брат Игоря Сергей учился в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге и много рассказывал об этом привилегированном учебном заведении, которое за два века существования окончили выдающиеся флотоводцы, морские инженеры и ученые, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю Российской империи. Поэтому родители решили отдать туда и младшего сына.

Обучение в Морском кадетском корпусе для Игоря было успешным, но он быстро понял, что военная карьера, пусть и связанная со службой на море, его не привлекает. К тому времени уже окончательно определился круг его интересов: он старался отслеживать все новинки, появлявшиеся в технических отраслях, во внеурочное время что-то конструировал или мастерил в учебных мастерских. А после появления газетных сообщений о первых полетах американцев братьев Райт решение вызрело окончательно: он хочет строить аэропланы и летать на них. Поэтому по окончании в 1906 году общих классов он оставил корпус с намерением поступить в учебное заведение, где можно было бы осуществить эти мечты. Впрочем, в России таких еще не было. И к тому же в связи с революционными событиями 1905 года большинство высших учебных заведений в стране были временно закрыты. Родители решили отправить сына учиться за границу — профессор Киевского университета такую возможность имел.

Игорь Сикорский уезжает в Париж, где начинает овладевать наукой в технической школе Дювинье де Ланно. Однако уровень обучения его не удовлетворяет и через шесть месяцев он возвращается домой, где поступает в Киевский политехнический институт императора Александра ІІ.

КПИ, основанный в 1898 году по образцу Парижской эколь политекник, был высшей технической школой нового типа, где студенты получали глубокую естественнонаучную фундаментальную подготовку по математике, физике, химии, другим дисциплинам, на которых строилось преподавание общеинженерных курсов. Обучение сочеталось с профессионально-практической работой на производстве и в лабораториях. Всячески поощрялась научно-исследовательская и практическая работа преподавателей и студентов в профильных научных кружках. С самого начала институт имел четыре отделения: механическое, химическое, инженерно-строительное и сельскохозяйственное. Но уже в 1899 году преподаватели выступили за создание пятого — воздухоплавательного отделения.

Возглавил эти начинания один из крупнейших в то время киевских энтузиастов авиации профессор Николай Артемьев, талантливый ученик Николая Жуковского. Открыть отделение тогда не удалось, так что по его инициативе в 1905—1906 годах при механическом Отделении КПИ была организована Воздухоплавательная секция с отделами аэропланов, вертолетов, орнитоптеров и двигателей. Секция стала фактически главным научно-исследовательским и конструкторским центром авиации в Российской империи. Недаром же за период 1909—1912 годов киевские энтузиасты создали около 40 различных типов самолетов — больше, чем было создано в другом центре российской авиации — Санкт-Петербурге. Естественно, что активным участником вертолетного отдела стал Игорь Сикорский.

Примечания

  1. [www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/aviaciya_i_kosmonavtika/SIKORSKI_IGOR_IVANOVICH.html Сикорский, Игорь Иванович] — статья из энциклопедии «Кругосвет»
  2. [www.hrono.ru/biograf/bio_s/sikorski.php Сикорский Игорь Иванович — XPOHOC]
  3. Гидропланы Сикорского были первыми самолётами, летавшими через океан.
  4. [starosti.ru/article.php?id=20984 Русское слово. 25 (12) сентября 1909 года]
  5. [starosti.ru/article.php?id=21886 Новое время. 2 декабря (19 ноября) 1909 года]
  6. Надеждин Н. Я., 2011, с. 34.
  7. [starosti.ru/article.php?id=22560 Утро Россіи. 6 февраля (24 января) 1910 года]
  8. [www.odin-fakt.ru/iskry/_25_jurnala_iskry_god1914/ Иллюстрированный журнал «Искры» от 29 июня 1914 года № 25]
  9. Надеждин Н. Я., 2011, с. 96.
  10. Воронин, 2013, с. 450.
  11. [www.asme.org/Governance/Honors/SocietyAwards/American_Society_Engineers.cfm ASME Medal]. asme.org. [www.webcitation.org/619sLyyBg Архивировано из первоисточника 23 августа 2011].
  12. [www.bank.gov.ua/control/uk/currentmoney/cmcoin/details;jsessionid=01ACBE5698AFAD30FAB348400314B016?coin_id=424 Пам’ятні монети України — Ігор Сікорський] (укр.). [www.webcitation.org/6HIL0BZmP Архивировано из первоисточника 11 июня 2013].
  13. [vpk.name/news/78883_tu160_prisvoili_imya_amerikanskogo_aviakonstruktora_sikorskogo.html Ту-160 присвоили имя американского авиаконструктора Сикорского] (рус.). [www.webcitation.org/6HIL1CDUQ Архивировано из первоисточника 11 июня 2013].
  14. [poan.ru/bogema/2353-sikors В США открыт памятник Игорю Сикорскому] (укр.). [www.webcitation.org/6HIL2VzFt Архивировано из первоисточника 11 июня 2013].
  15. 2016-08-26. [news.bigmir.net/capital/1021226-KPI-prisvoili-imja-byvshego-ego-vypusknika КПИ присвоили имя бывшего его выпускника]. news.bigmir.net. Проверено 22 октября 2020.
  16. 123456 [lenta.ru/news/2013/07/13/helicopter/ В Канаде создали первый достойный приза Сикорского педальный вертолёт]
  17. [vtol.org/awards/hph.html Sikorsky Prize — American Helicopter Society] (англ.)
  18. (англ.)

Детство и юность

Игорь Сикорский был украинцем по национальности. Он родился в Киеве 28 мая 1889 года и оказался вторым ребенком из пятерых, что воспитывались в семье. Интерес к изобретательской деятельности, которую Игорь демонстрировал с юных лет, помогали развивать родители. Отец был психиатром и профессором Киевского университета. Мать имела медицинское образование, была склонна к научной работе, интересовалась творчеством Леонардо да Винчи и его изобретениями.

Игорь Сикорский в молодости

В свободное время Игорь занимался созданием электробатареек, на которых позднее работал электромотор. Скрупулезное изучение законов физики и прикладные опыты привели к тому, что в 12 лет подросток собрал модель вертолета. В роли привода у него выступала обычная резинка. Изделие летало, и это было главным достижением для мальчика.

В 1903 году Игорь стал курсантом Морского училища в Петербурге, последовав показательному примеру старшего брата Сергея. Спустя 3 года оказалось, что интереса к профессии военного молодой человек не испытывает. В 1906-м он покинул учебное заведение, чтобы посвятить биографию инженерии.

Революционное движение, охватившее государство в начале 20-го века, не позволило Сикорскому поступить в подходящий вуз. Он предпочел получить образование в Париже, где стал учеником школы Дювигнау да Ланно. Через полгода получилось вернуться в Киев, где Игорь был зачислен в Киевский политехнический институт. Здесь он состоял в кружке под управлением математика и теоретика воздухоплавания Николая Делоне.

На чужбине

В марте 1918 года Игорь Сикорский выехал во Францию. Но в изувеченной войной стране было не до новых авиационных проектов. Работы почти не было, поэтому спустя какое-то время Сикорский отправляется в Соединенные Штаты.

Невыразимо тяжелыми были первые годы жизни Сикорского в Америке. Авиационная промышленность сокращалась и здесь. Даже у известных предприятий заказов было немного. Наконец известному конструктору удалось устроиться преподавателем математики в одной из вечерних школ для русских эмигрантов в Нью-Йорке. Параллельно он начал читать лекции об авиации и ее перспективе в разных общественных организациях, а также разрабатывать пассажирско-грузовой самолет.

Вскоре его энтузиазм вдохновил небольшую группу соотечественников, решивших построить этот самолет, и в марте 1923 года для реализации замысла создали компанию Sikorsky Aeroengineering Corporation. Все ее основатели были выходцами из России. Производственные площади снимали на птицеферме в Лонг-Айленде — в пригороде Нью-Йорка. Источником многих деталей и материалов стала автомобильная свалка. Средств на сооружение самолета постоянно не хватало, поэтому основатели компании объявили подписку на ее акции среди своих земляков. В самый трудный момент помог еще один великий соотечественник — композитор Сергей Рахманинов, приобретший акций на пять тысяч долларов — довольно значительную по тем временам сумму — и даже согласившийся в рекламных целях занять должность вице-президента компании. Благодаря этой помощи энтузиастам удалось снять более удобное помещение для работы — настоящий ангар на расположенном неподалеку аэродроме.

Строительство первого на американской земле самолета Игоря Сикорского S-29A («A» означало «американский») было закончено в 1924 году. Испытывал новую машину сам конструктор. Самолет получился на редкость удачным, с хорошими характеристиками: мог перевозить до 1900 кг полезного груза, имел неплохую крейсерскую и небольшую посадочную скорости, что позволяло использовать в качестве аэродрома небольшие площадки. В 1927 году самолет продали известному летчику и бизнесмену Роско Тернеру, осуществлявшему чартерные перевозки по всей стране. Со временем он перепродал эту машину одной из голливудских киностудий, где его сняли в кинофильме о воздушных баталиях Первой мировой войны.

Самолет S-29А был построен в единственном экземпляре, тем не менее позволил фирме улучшить финансовое положение и стать известной в промышленных кругах Америки. Благодаря этому в течение трех последующих лет были разработаны проекты еще пяти самолетов, четыре из которых были построены. Среди них стоит выделить пассажирский летающий челнок Сикорского S-38, выпускавшийся в нескольких модификациях и обеспечивший «российскими крыльями» развитие транспортной сети всего Американского континента. Самолет продавался столь успешно, что компания смогла приобрести участок земли в Статфорде (штат Коннектикут), где в короткие сроки был построен современный авиастроительный завод — предприятие, быстро ставшее известным во всем мире. Настоящим шедевром того времени стала четырехмоторная амфибия Сикорского S-40, способная перевозить 40 пассажиров на расстояние до 800 км или 24 пассажиров — на 1500 км. Кстати, именно на борту этого великана Игорь Сикорский наяву увидел картины из своего детского сна о море…

«Американский клипер» Сикорского

В 1931 году Сикорский запускает в производство летающую лодку S-40 «Американский клипер». Она представляла собою тяжелый самолет-амфибию, способный осуществлять перевозку людей через океан.

Лайнеры этого типа обслуживали панамериканские почтово-пассажирские перевозки по тихоокеанским маршрутам. Наиболее выдающимися моделями серии были скоростные лайнеры S-42, S-43 и S-44. Их прототипом, во многом, стал ранний, произведенный еще в царской России «Гранд».

Однако лодка S-44, созданная в 1937 году, завершила серию и спрос на летающие лодки снизился. К этому времени Сикорский сумел создать 15 моделей самолетов.

Жизнь в США

Игорь Сикорский на обложке журнала Time , 1953 год.

В США Сикорский сначала работал школьным учителем и преподавателем, пока искал возможность работать в авиационной промышленности. В 1932 году он поступил на факультет Университета Род-Айленда, чтобы сформировать программу авиационной инженерии, и оставался в университете до 1948 года. Он также читал лекции в Университете Бриджпорта .

В 1923 году Сикорский основал Sikorsky Manufacturing Company в Рузвельте, штат Нью-Йорк . Ему помогли несколько бывших российских военнослужащих. Среди главных сторонников Сикорского был композитор Сергей Рахманинов , который представился, выписав чек на 5000 долларов США (примерно 61 000 долларов в 2007 году). Хотя его прототип был поврежден во время первого испытательного полета, Сикорский убедил своих упрямых сторонников вложить еще 2500 долларов. На дополнительные средства он произвел S-29 , один из первых двухмоторных самолетов в США, вместимостью 14 пассажиров и скоростью 115 миль в час. Характеристики S-29, медленные по сравнению с военными самолетами 1918 года, оказались решающим моментом для финансирования Сикорского.

В 1928 году Сикорский стал натурализованным гражданином США. Компания Sikorsky Manufacturing Company переехала в Стратфорд, штат Коннектикут, в 1929 году. В июле того же года она стала частью United Aircraft and Transport Corporation (ныне United Technologies Corporation ). Компания производила летающие лодки , такие как S-42 «Клипер», которые Pan Am использовала для трансатлантических перелетов.

Тем временем Сикорский также продолжил свою раннюю работу по вертикальному полету, живя в Николсе, штат Коннектикут . 14 февраля 1929 года он подал заявку на патент самолета-амфибии с «прямой подъемной силой», в котором для тяги использовался сжатый воздух, приводящий в действие «пропеллер» с прямой подъемной силой и два меньших винта. 27 июня 1931 года Сикорский подал заявку на патент на еще один «самолет с прямым подъемом» и 19 марта 1935 года получил патент № 1 994 488. Его проектные планы в конечном итоге увенчались первым (привязным) полетом самолета Vought-Sikorsky VS. -300 14 сентября 1939 года, а первый свободный полет произошел через восемь месяцев, 24 мая 1940 года. Успех Сикорского с VS-300 привел к созданию R-4 , который стал первым в мире серийным вертолетом в 1942 году. Окончательная конфигурация несущего винта VS-300 компании Sikorsky, состоящая из одного несущего винта и одного рулевого винта с защитой от трения , оказалась одной из самых популярных конфигураций вертолетов, используемых в большинстве вертолетов, производимых сегодня.

Ранние годы

Игорь Сикорский родился в Киеве, Российская Империя (ныне Киев , Украина ). Он был младшим из пяти детей. Его отец, Иван Алексеевич Сикорский, был профессором психологии Университета Святого Владимира (ныне Национальный университет имени Тараса Шевченко), психиатром с международной репутацией и ярым русским националистом .

Игорь Сикорский был православным христианином. На вопрос о его корнях он отвечал: «Моя семья русского происхождения. Мой дед и другие предки со времен Петра Великого были русскими православными священниками».

Мать Сикорского, Мария Стефановна Сикорская (урожденная Темрюк- Черкасова ), была врачом, не работавшим профессионально. Ее иногда называют Зинаидой Сикорской. В то время как Homeschooling молодой Игорь, она дала ему большую любовь к искусству, особенно в жизни и творчестве Леонардо да Винчи , а также рассказы о Жюля Верна . В 1900 году, в возрасте 11 лет, он сопровождал своего отца в Германию и в беседах с отцом заинтересовался естественными науками . Вернувшись домой, Сикорский начал экспериментировать с моделями летательных аппаратов и к 12 годам создал небольшой вертолет с приводом от резиновой ленты.

Сикорский начал учиться в Санкт-Петербургском морском кадетском корпусе в 1903 году в возрасте 14 лет. В 1906 году он решил, что его будущее — инженерное дело, поэтому он ушел из академии, несмотря на свое удовлетворительное положение, и покинул Российскую Империю, чтобы учиться в Париже. Он вернулся в Российскую империю в 1907 году, поступив в механический техникум Киевского политехнического института . После учебного года Сикорский снова сопровождал своего отца в Германии летом 1908 года, когда он узнал о достижениях братьев Райт «Flyer и Фердинанд фон Цеппелин » s жестких дирижаблей . Позже Сикорский сказал об этом событии: «В течение суток я решил изменить работу своей жизни. Я буду изучать авиацию».

К началу Первой мировой войны в 1914 году научно-исследовательский и производственный бизнес Сикорского в Киеве процветал, а во время войны его завод производил бомбардировщики. После того, как в 1917 году началась большевистская революция , Игорь Сикорский бежал с родины, потому что новое правительство пригрозило его застрелить. Он переехал во Францию, где ему предложили контракт на разработку нового, более мощного самолета типа « Муромец» . Но в ноябре 1918 года война закончилась и французское правительство перестало субсидировать военные заказы, он решил перебраться в США. 24 марта 1919 года он покинул Францию ​​на океанском лайнере Lorraine, прибывшем в Нью-Йорк 30 марта 1919 года.

Наследие

Семейный дом Сикорских в историческом центре Киева, октябрь 2009 г.

В 1966 году Сикорский был занесен в Международный зал славы авиации и космонавтики .

Сикорского и Андрей Туполев были покрыты профессиональной карьеры «s в 1979 году советский биографического Поэма Крылья ( русский : Поэма о крыльях ) , где Сикорский изображаемого Юрий Яковлев . Для съемок воссоздана рабочая модель Сикорского Ильи Муромца .

В его честь назван мемориальный мост Сикорски , который ведет через бульвар Мерритт через реку Хаусатоник к штаб-квартире Sikorsky. Сикорский был назначен пионером авиации Коннектикута Законодательным собранием штата Коннектикут. Sikorsky Aircraft Corporation в Стратфорде, штат Коннектикут, по сей день остается одним из ведущих мировых производителей вертолетов, а близлежащий небольшой аэропорт был назван аэропортом Мемориал Сикорски .

Сикорский был занесен в Национальный зал славы изобретателей и Зал славы бизнеса США за достижения в области юношества в 1987 году.

В октябре 2011 года одна из улиц Киева была переименована в имя Сикорского. Такое решение горсовет принял по запросу посольства США в Украине , открывшего на этой улице свой новый офис. Семейный дом Сикорских в историческом центре города сохранился до наших дней, но находится в запущенном состоянии и требует реставрации.

В ноябре 2012 года одному из российских сверхзвуковых тяжелых стратегических бомбардировщиков Ту-160 , базирующемуся на базе ВВС Энгельс-2 , было присвоено имя Игоря Сикорского, что вызвало споры среди членов экипажа авиабазы. Один из офицеров сказал, что Игорь Сикорский этого не заслуживает, потому что заложил основы авиации США, а не России. Однако командир Дальней авиации заявил, что Игорь Сикорский не несет ответственности за деятельность своего военного самолета, отметил, что Сикорский также спроектировал первый тяжелый бомбардировщик для России. В 2013 году журнал Flying поставил Сикорского на 12 место в своем списке 51 Героя авиации.

В августе 2016 года Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт» был назван Национальным техническим университетом Украины «КПИ им. Игоря Сикорского» своим бывшим студентом и выдающимся авиаконструктором.

22 марта 2018 года Киевский горсовет официально переименовал Международный аэропорт «Киев» в «Международный аэропорт Киев-Жуляны имени Игоря Сикорского».

Главный конструктор

Именно после этого студента КПИ Игоря Сикорского пригласил на работу выдающийся организатор промышленности тех лет, председатель правления Петербургского акционерного общества «Русско-Балтийский вагонный завод» (РБВЗ) Михаил Шидловский. Молодой авиатор стал главным конструктором авиационного отделения этого прославленного предприятия.

С этим предприятием связаны наибольшие достижения И.Сикорского в авиастроении в России. Здесь он смог реализовать свою идею увеличить мощность и повысить надежность и безопасность самолетов, оснастив их несколькими двигателями. В первые десятилетия ХХ века такое решение считалось поистине пионерским. В короткий срок строятся многомоторные аэропланы «Гранд» и «Русский витязь», ставшие предшественниками грандиозного четырехмоторного «Ильи Муромца», которому суждено было стать лучшим самолетом Первой мировой войны. Здесь было разработано его вооружение, сформировано боевое соединение этих великанов — Эскадра воздушных кораблей — и организовано обучение их экипажей.

Следует отметить, что сначала Государственная дума всячески противилась выделению средств для закупки этих самолетов военным ведомством. Поводом для отказа было распространенное мнение, что такой огромный аппарат не сможет подняться выше, чем на тысячу метров. В ответ Сикорский пригласил пять членов думы подняться с ним в воздух и установил новый мировой рекорд высоты — 2 тыс. метров! А самых больших пессимистов убедил сверхдальний перелет, который осуществил лично Сикорский вместе с тремя членами экипажа в июне 1914 года по маршруту Петербург — Киев — Петербург.

Утро 17 июня 1914 года (по ст. ст.) выдалось в Киеве пасмурным. Тяжелые тучи буквально цеплялись за старинные колокольни и, казалось, вот-вот прольются на землю густым дождем. Однако плохая погода не помешала нескольким десяткам членов Киевского общества воздухоплавания, студентам и преподавателям КПИ, журналистам собраться на Куреневском аэродроме. Все напряженно всматривались в низкое небо. Наконец издалека донеслось шмелиное жужжание двигателей — и вдруг из пепельного киселя туч вынырнул аэроплан невиданной доселе конструкции. Он быстро приближался и заметно увеличивался в размерах так, что уже ясно можно было различить все его четыре мотора и оценить мощь этой огромной рукотворной птицы. Самолет описал над аэродромом большой круг и мягко приземлился. Закончился первый этап перелета Петербург — Киев.

Второй его этап — перелет из Киева в Петербург — начался 29 июня и с одной промежуточной посадкой для дозаправки длился немногим более четырнадцати часов. На летном поле в Санкт-Петербурге отважных пилотов лично встретил и приветствовал сам российский император Николай II. Общественность и пресса велеречиво приветствовали разработчика «Ильи Муромца» и участников перелета, ведь всему миру были доказаны преимущества многомоторных машин и то, что именно они определят будущее авиации. Кроме того, был получен первый опыт полета в плохих погодных условиях по приборам

Впрочем, настоящую важность события уже омрачало гнетущее предчувствие Первой мировой войны..

Достижения Игоря Сикорского.

22-летний киевлянин Игорь Сикорский стал известен на всю Европу в 1911 г., когда поднял в небо самолет собственной конструкции С-5 с мотором 50 л. с., скоростью 125 км/ч и дальностью полета в 85 км с максимальным потолком полета в 500 м.

Молодого авиаконструктора пригласили в Петербург, где он 1912-1914 гг. создал 4-моторные самолеты «Гранд» (1913 г.) и «Илья Муромец» (1914), положившие начало многомоторной авиации сразу 2-х направлений — пассажирского и бомбардировочного, т. к. могли перевозить до 40 человек или до 2,8 т груза.

Это был небывалый прорыв, когда 17 июня 1914 г. в Киев из Москвы прилетел первый самолет «Илья Муромец», преодолевший расстояние в 1020 верст всего за 13 часов 10 мин.

18 февраля 1918 года Сикорский через Архангельск  навсегда покидает большевистскую Россию, эмигрировав сначала в Лондон и Париж, затем в 1919 навсегда поселившись в США, где он сумел воплотить в жизнь первую свою юношескую мечту — создание вертолетов. В 1923 году Сикорский основал собственную авиационную фирму Sikorsky Aero Engineering Corporation, первым инвестором которой стал его друг, композитор Сергей Рахманинов, вложивший в предприятие 5000 долларов (около 82000 долларов в пересчете на цены 2015 года).

Первый в мире вертолет Vought-Sikorsky VS-300 поднялся в небо 14 сентября 1939 года: двигатель — 90 л. с., скорость  — 90 км/ч. Правительство США заказало 400 (реально выпустили 130) боевых вертолетов для армии и береговой охраны сначала США, а затем и Великобритании с бомбовым отсеком, способным нести до восьми противолодочных бомб весом по 12,5 кг и садиться на поверхность воды, суши или палубу крейсера или авианосца.

Он стал первым и единственным вертолетом, принявшим участие во Второй мировой войне.

В 1954 г. в небо поднялся Геликоптер Sikorsky S-58, определивший развитие вертолетостроения на полвека вперед.  Именно такой конструкции вертолеты выпускают и по сей день. Скорость — 198 км/ч, дальность — 450 км. В 1959 г. во время визита Никиты Хрущева в США американский президент генерал Эйзенхауэр прокатил советского генсека именно на этом S-58. Согласно американским историкам, Сикорский был в шоке, узнав, что Эйзенхауэр согласился продать 2 вертолета, с которого не успели снять множество новинок (включая автопилот), в Советский Союз, которые сразу передали в  ОКБ Миля.

Всего в США Сикорским было создано 17 базовых типов самолетов и 18 — вертолетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector