«проект такого масштаба реализуется впервые»: чем уникальны модернизированные противолодочные корабли вмф

Вооружение кораблей

Иногда БПК проекта 1155.1 называют эскадренными миноносцами. Это связано главным образом с существенным изменением комплекса вооружения. Единственный представитель этого подтипа, «Адмирал Чабаненко», намного более универсален, чем его предшественники.

БПК проекта 1155

На борту БПК проекта 1155, таких, как «Удалой», или «Адмирал Харламов», размещалось противолодочное, артиллерийское и противовоздушное оружие. Оно позволяло уничтожать практически все виды целей, а также защищать корабль от крылатых ракет и торпед.

Главной частью противолодочного вооружения является комплекс «Раструб-Б» для стрельбы ракето-торпедами. Он представляет собой две пусковые установки, размещенные под ходовым мостиком.


Схема применения комплекса «Раструб-Б»

При установлении контакта с подводной лодкой, находящейся на расстоянии до 50 километров от корабля, может быть выполнен запуск ракеты, которая доставит в район обнаружения субмарины малогабаритную торпеду УГМТ-1 (имеется также вариант с боевой частью в виде ядерной глубинной бомбы). Это средство поражения способно самостоятельно выполнять поиск целей и наводиться на них. Всего в двух установках имеется восемь ракето-торпед.

На коротких дистанциях (до шести километров) против субмарин, или для перехвата атакующих торпед может быть применен двенадцатиствольный реактивный бомбомет РБУ 6000 «Смерч-2». На кораблях проекта 1155 имеется две таких установки. Размещены они на кормовой надстройке.

Кроме того, БПК оснащается двумя торпедными аппаратами (в каждом по четыре трубы) . Устанавливаются они на вращающихся платформах. В состав боекомплекта могут входить как противолодочные торпеды СЭТ-65, так и 53-63К для поражения надводных целей.

Дополняют артиллерийское вооружение четыре шестиствольных автомата АК-630 калибром 30 мм. Эти установки предназначены для уничтожения воздушных целей, включая подлетающие противокорабельные ракеты. Кроме того, автоматы могут с успехом применяться против небольших судов.


Модуль из четырех пусковых установок комплекса «Кинжал». Находится на полубаке

Противовоздушная оборона корабля обеспечивается зенитно-ракетным комплексом «Кинжал». На полубаке размещен модуль с четырьмя пусковыми установками, еще четыре таких устройства находятся на корме – две продольно в передней части задней надстройки, между реактивными бомбометами, и еще две поперечно в задней части средней настройки. В состав боекомплекта входит 64 ракеты, по 8 на каждую установку.

Дальность действия «Кинжала» составляет 12 километров, высота поражения целей – от 10 до 6000 метров. Вертикальный старт ракет обеспечивает всеракурсность комплекса, способного одновременно вести огонь по четырём разным целям. Основной режим работы «Кинжала» автоматический, система самостоятельно выбирает приоритетные цели и осуществляет запуск.

БПК проекта 1155.1

«Адмирал Чабаненко», единственный представитель больших противолодочных кораблей проекта 1155.1, наряду с противолодочным и противовоздушным оружием мог применять крылатые ракеты «Москит-М», предназначенные для поражения надводных кораблей и наземных объектов, находящихся на значительном удалении. Дальность действия этого оружия при полете по маловысотной траектории на сверхзвуковой скорости (до 2,5М) может составлять до 120 километров.

Несмотря на то, что в ходе учений американским корабельным средствам ПВО удалось по крайней мере один раз поразить малоразмерную цель, летящую со скоростью «Москита», проделать то же самое с настоящей ракетой будет значительно труднее, поскольку она еще и маневрирует по траектории, причем очень активно.


Противокорабельная крылатая ракета «Москит»

Перечень других изменений, внесенных в комплекс вооружения, выглядит следующим образом:

  1. Установки «Раструб-Б» демонтированы. Вместо них используется противолодочный комплекс «Водопад» — те же самые ракето-торпеды запускаются из обычных торпедных аппаратов. Боекомплект составляет 64 ракето-торпеды;
  2. Вместо двух артустановок АК-100 поставлена одна двуствольная АК-130;
  3. Автоматы АК-630 демонтированы;
  4. Установлены два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик»;
  5. Вместо РБУ-6000 используются РБУ-12000 – десятиствольные 300-мм реактивные бомбометы.

ЗРАК «Кортик» представляет собой комбинацию из пусковой установки для зенитных ракет 9М311-1 и двух шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Он способен уничтожать воздушные цели на дистанциях до 8 километров в диапазоне высот от 5 до 3500 метров. В боекомплект входят 128 ракет и 24 000 патронов.

Представители проекта

Наименование б/н Верфь Зав. № Заложен Спущен В строю Флот Состояние Прим.
Удалой 637 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 111 23.07.1977 05.02.1980 31.12.1980 КСФ Списан Утилизирован
Вице-адмирал Кулаков 626 ССЗ им. А. А. Жданова 731 04.11.1977 16.05.1980 29.12.1981 КСФ В строю
Маршал Василевский 687 ССЗ им. А. А. Жданова 732 22.04.1979 29.12.1981 08.12.1983 КСФ Списан Утилизирован
Адмирал Трибуц 564 ССЗ им. А. А. Жданова 733 19.04.1980 26.03.1983 30.12.1985 ТОФ В строю
Адмирал Захаров 513 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 112 16.10.1981 04.11.1982 30.12.1983 ТОФ Списан Утилизирован
Адмирал Левченко 605 ССЗ им. А. А. Жданова 734 27.01.1982 21.02.1985 30.09.1988 КСФ В строю Заложен как «Хабаровск»
Адмирал Спиридонов 555 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 113 11.04.1982 28.04.1984 30.12.1984 ТОФ Списан Утилизирован
Маршал Шапошников 543 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 114 25.05.1983 27.12.1984 30.12.1985 ТОФ В ремонте
Североморск 619 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 115 12.06.1984 24.12.1985 30.12.1987 КСФ В строю До 27.12.1995 — «Симферополь»
Адмирал Виноградов 572 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 116 05.02.1986 04.06.1987 30.12.1988 ТОФ В строю
Адмирал Харламов 678 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 117 07.08.1986 29.06.1988 30.12.1989 КСФ В резерве
Адмирал Пантелеев 548 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 118 28.01.1988 07.02.1990 19.12.1991 ТОФ В строю

Цвета таблицы:

Белый —не достроен или утилизирован неспущенным на воду Зелёный —действующий в составе ВМФ России Синий —находится в ремонте или на модернизации Серый —выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный —списан, утилизирован или потерян

Примечания

  1. ↑ Данные о суммарной мощности энергоустановки БПК проекта 1155 разнятся от источника к источнику — например, справочник Бережного описывает её как 4 агрегата по 20000 л. с. (всего 80000 лошадиных сил). Значение в 62000 л. с. взято по «Нашим авианосцам» В. Бабича, как более заслуживающим доверия. Согласно этой работе (раздел «Газотурбинный бросок в океаны») — суммарная мощность каждого из двух газотурбинных агрегатов М9 складывается из основного двигателя ДТ59 в 22500 л. с. и маршевого ГТД ДО63 в 8500 л. с., что даёт 31000 л. с. на один агрегат и 62000 л. с. на энергоустановку в целом.
  2. Головные образцы ЗРК «Кинжал» прошли корабельные испытания на ТАКР «Баку» только в 1987 году.
  3. В этом походе вместо штатной авиагруппы из двух новейших Ка-27 на борту «Удалого» находился единственный вертолёт Ка-25ПЛ.
  4. Командир вертолёта майор М. В. Фиров, штурман старший лейтенант Муравьёв и бортмеханик капитан Бурунчаков.

Представители проекта

Наименование Верфь Заложен В строю Флот Состояние
Удалой 637 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 111 23.07.1977 05.02.1980 31.12.1980 СФ Списан Утилизирован
Вице-адмирал Кулаков 626 ССЗ им. А. А. Жданова 731 04.11.1977 16.05.1980 29.12.1981 СФ В строю
Маршал Василевский 687 ССЗ им. А. А. Жданова 732 22.04.1979 29.12.1981 08.12.1983 СФ Списан Утилизирован
Адмирал Трибуц 564 ССЗ им. А. А. Жданова 733 19.04.1980 26.03.1983 30.12.1985 ТОФ В строю
Адмирал Захаров 513 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 112 16.10.1981 04.11.1982 30.12.1983 ТОФ Списан Утилизирован
Адмирал Левченко 605 ССЗ им. А. А. Жданова 734 27.01.1982 21.02.1985 30.09.1988 СФ В строю Заложен как «Хабаровск»
Адмирал Спиридонов 555 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 113 11.04.1982 28.04.1984 30.12.1984 ТОФ Списан Утилизирован
Маршал Шапошников 543 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 114 25.05.1983 27.12.1984 30.12.1985 ТОФ В ремонте и модернизации Переклассифицирован во фрегат в ремонте до 2020 года
Североморск 619 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 115 12.06.1984 24.12.1985 30.12.1987 СФ В строю До 27.12.1995 — «Симферополь»
Адмирал Виноградов 572 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 116 05.02.1986 04.06.1987 30.12.1988 ТОФ В строю
Адмирал Харламов 678 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 117 07.08.1986 29.06.1988 30.12.1989 СФ В резерве
Адмирал Пантелеев 548 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 118 28.01.1988 07.02.1990 19.12.1991 ТОФ В строю

Цвета таблицы: Белый — не достроен или утилизирован неспущенным на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ России Синий — находится в ремонте или на модернизации Серый — выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный  — списан, утилизирован или потерян

В составе ВМФ СССР

БПК «Адмирал Чабаненко»

В конце 50-х годов ХХ века в СССР было принято решение создать эшелонированную противолодочную оборону, где в дальней зоне лодки перехватывались вертолётоносцами (проекта 1123) и базовой противолодочной авиацией, а в ближней — ракетными сторожевыми кораблями, первыми из которых стали БПК проекта 61. Стоит отметить, что временно в состав ВМФ СССР включались также корабли проекта 61МЭ, которые строились по заказу ВМС Индии. Позже в составе индийского военного флота эти БПК были переклассифицированы в эсминцы.

Дальнейшим развитием БПК проекта 61 стали большие противолодочные корабли с усиленным вооружением – проект 1134 «Беркут», решение о проектировании которых было принято ЦК КПСС и Советом Министров СССР 30 декабря 1961 года.

Позже проект 1134 получил развитие в виде БПК проектов 1134А и 1134Б. Несмотря на большую схожесть названий этих проектов, по сути это были существенно отличающиеся друг от друга корабли.

По тактико-техническому заданию 1972-1973 годов Северным проектно-конструкторским бюро был разработан проект новых противолодочных кораблей проекта 1155. Всего было построено 12 таких БПК.

В середине 1970-х годов в СССР начались работы по созданию нового корабля, который должен был стать ответом на создание в США крупной серии современных эсминцев УРО типа Spruance. Однако созданные эсминцы проекта 956 не удовлетворяли требованию универсальности из-за недостаточно эффективных противолодочных средств. По этой причине на основе БПК проекта 1155 был создан новый проект – большие противолодочные корабли проекта 11551. Всего планировалось построить 10 кораблей данного типа, однако до развала СССР были заложены только 3 из них, а достроен только один – «Адмирал Чабаненко».

Кроме перечисленных типов, к БПК также относили переоборудованные из эскадренных миноносцев боевые единицы – проекты 57А и 56-ПЛО. Также до 1977 года к большим противолодочным относились корабли проекта 1135, которые позже переклассифицировали в сторожевые (СКР).

Список больших противолодочных кораблей ВМС СССР

БПК проекта 57А БПК проекта 61 БПК проекта 61МЭ БПК проекта 1134 «Беркут» БПК проекта 1134А БПК проекта 1134Б БПК проекта 1155 БПК проекта 11551
«Гневный» (1958) «Комсомолец Украины» (1960) «Надёжный» (1977) «Адмирал Зозуля» (1965) «Кронштадт» (1968) «Николаев» (1969) «Удалой» (1980) «Адмирал Чабаненко» (1992)
«Упорный» (1959) «Сообразительный» (1961) «Губительный» (1978) «Вице-адмирал Дрозд» (1968) «Адмирал Исаков» (1968) «Очаков» (1971) «Вице-адмирал Кулаков» (1980)
«Гремящий» (1959) «Проворный» (1962) «Ловкий» (1979) «Владивосток» (1968) «Адмирал Нахимов» (1969) «Керчь» (1972) «Маршал Василевский» (1981)
«Жгучий» (1959) «Огневой» (1963) «Твёрдый» (1983) «Севастополь» (1969) «Адмирал Макаров» (1970) «Азов» (1973) «Адмирал Захаров» (1982)
«Зоркий» (1960) «Образцовый» (1964) «Толковый» (1986) «Маршал Ворошилов» «Петропавловск» (1974) «Адмирал Спиридонов» (1983)
«Бойкий» (1959) «Одарённый» (1964) «Адмирал Октябрьский» (1971) «Ташкент» (1975) «Адмирал Трибуц» (1983)
«Дерзкий» (1960) «Отважный» (1964) «Адмирал Исаченков» (1972) «Таллин» (1976) «Маршал Шапошников» (1985)
«Гордый» (1960) «Славный» (1965) «Маршал Тимошенко» (1973) «Симферополь» (1987)
«Храбрый» (1961) «Стройный» (1965) «Василий Чапаев» (1974) «Адмирал Левченко» (1985)
«Стерегущий» (1966) «Адмирал Юмашев» (1976) «Адмирал Виноградов» (1987)
«Красный Кавказ» (1966) «Адмирал Харламов» (1988)
«Решительный» (1966) «Адмирал Пантелеев» (1988)
«Смышлёный» (1966)
«Строгий» (1967)
«Сметливый» (1967)
«Смелый»
«Красный Крым» (1969)
«Способный» (1970)
«Скорый» (1971)
«Сдержанный» (1972)

Что такое БПК

В 1966-м году в советском военно-морском флоте был введен новый, не существовавший ранее класс кораблей. Это решение было обусловлено резко возросшими возможностями подводных лодок. Особенную опасность представляли атомные субмарины, вооруженные баллистическими ракетами. Специально для борьбы с ними строились сторожевые корабли проекта 61. Первый из них был спущен на воду еще в 1962-м году, а общая численность со временем достигла двадцати единиц.

Именно эти специализированные корабли и получили первыми официальное название больших противолодочных (сокращенно БПК). Этот термин использовался только в советских ВМС и был наиболее точным. В дальнейшем его использовали и в отношении других кораблей, имевших сходное предназначение и возможности. Строились они по проектам 61, 1134А, 1134Б, 1155 и 1155.1.

Методика поиска субмарин

Вертолет Ка-27 совершает посадку на палубу головного корабля проекта 1155 «Удалой». Снимок сделан в Норвежском море

Первоначально предполагалось, что большие противолодочные корабли будут осуществлять поиск и уничтожение подводных лодок противника в ближней зоне обороны, недалеко от побережья. Отчасти это было обусловлено сравнительно небольшим радиусом действия тех баллистических ракет, которые устанавливались на первые атомные субмарины.

Дальнее обнаружение должны были осуществлять другие корабли – вертолетоносцы. Но уже БПК проекта 61 получили возможность для размещения на палубе собственного вертолета, что позволяло заметно расширить контролируемую территорию. Поэтому большие противолодочные корабли стали действовать не только в прибрежной, но и в океанической зоне.

Поиск субмарин сводится к установлению и поддержанию контакта с подводной целью. Для этого применяется соответствующее оборудование самого БПК, а также опускаемые гидроакустические станции вертолетов, входящих в авиагруппу корабля. Обнаруженная и отслеживаемая цель может быть уничтожена глубинными бомбами или самонаводящимися торпедами. Запуск их выполняется либо непосредственно с БПК, либо с вертолета (в последнем случае подразумевается совместная работа пары машин – одна даёт целеуказание, другая атакует подводную лодку).

Общие сведения

В начале 1980-х годов советский ВМФ начал пополняться эсминцами и БПК нового поколения, несущими самые современные на тот момент образцы ударного и противолодочного вооружения. Эти корабли — БПК проекта 1155 и эсминцы проекта 956 — были спроектированы для работы в паре, взаимно дополняя боевые возможности друг друга. БПК обеспечивал поиск и уничтожение подводных лодок, а эсминец работал против надводных и, при необходимости — наземных целей; задачи ПВО корабли решали совместно. Расчётная эффективность такой пары при охранении корабельных соединений в океане превосходила возможности пары самых современных на то время американских эсминцев типа «Спрюэнс», что вполне естественно: при прочих равных условиях специализированный корабль свою узкую задачу будет решать заведомо лучше, чем универсальный. Недостаток подобного решения состоит в том, что разнотипные корабли пары осложняют комплектование отрядов и манёвр наличными силами. Кроме того, разнотипное вооружение, энергетические установки (на БПК — газотурбинные, на эсминцах — котлотурбинные) и ходовые качества кораблей затрудняют их снабжение и совместное маневрирование.

Исходя из этих соображений, было решено спроектировать более универсальный корабль, который за счёт отказа от части специализированного вооружения мог бы решать задачи как эсминцев, так и БПК. Новая конструкция базировалась на проекте газотурбинных БПК типа «Удалой», сохранив от предшественников мощную гидроакустическую станцию и размещение на борту сразу двух противолодочных вертолётов. От эсминцев новый проект получил главный ударный комплекс крылатых ракет (вместо ракето-торпед противолодочного комплекса) и 130-мм универсальную артиллерию. По своим боевым возможностям такой корабль уже являлся скорее эсминцем, но за ним сохранили официальную классификацию «большой противолодочный корабль». Проект получил обозначение 11551.

На стапелях калининградского судостроительного завода «Янтарь» новые корабли должны были сменить строившиеся там БПК типа «Удалой» и далее строиться крупной серией (не менее 10 единиц). Головной корабль проекта, «Адмирал Чабаненко», был заложен в 1988 году, второй — «Адмирал Басистый» — в 1990-м. Однако далее отделение от СССР прибалтийских республик в 1991 году и приход там к власти антироссийски настроенных правительств превратило Калининградскую область России в изолированный анклав, что существенно затруднило снабжение завода «Янтарь» необходимыми для строительства ресурсами; к тому же в условиях тяжёлого экономического кризиса на продолжение строительства просто не хватало средств. В итоге серия кораблей проекта 11551 так и не была построена, и в боевой состав флота с большой задержкой ввели только головной «Адмирал Чабаненко».

История создания

Проектирование корабля началось в 1956 г. Согласно оперативно-тактическому заданию, в функции корабля входила противовоздушная оборона соединений кораблей от атак самолётов и крылатых ракет, а также противолодочная оборона. Разработка проекта была поручена Институту военного кораблестроения.

В процессе предэскизного проектирования определялся состав вооружения и его рациональная компоновка. Было принято линейно-возвышенное расположение ЗРК и артустановок (по одному ЗРК и одной артустановке в носовой и кормовой частях корабя); гидроакустические средства для уменьшения осадки было решено разместить в выдвижном обтекателе; из состава вооружения исключили противолодочные ракеты, за счёт чего боекомплект зенитных ракет увеличили до 24; при этом стандартное водоизмещение корабля составило 3600 т. При утверждении тактико-технического задания было предложено рассмотреть вариант применения на корабле газотурбинного двигателя. В итоге этот вариант, уменьшавший водоизмещение на 400 т, был принят. Таким образом, корабль стал первым в мире крупным боевым кораблём с газовыми турбинами в качестве основного двигателя

После утверждения в начале 1957 г. основных тактико-технических элементов, ЦКБ-53 во главе с Б. И. Купенским приступило к разработке эскизного проекта. Технический проект был завершён и утверждён в 1958 г., после чего на заводе им. 61 коммунара в Николаеве 15 сентября 1959 г. был заложен головной корабль — «Комсомолец Украины». 31 декабря 1960 г. он был спущен на воду, а 15 октября 1962 г. был передан флоту для государственных испытаний. Программа испытаний была полностью выполнена кроме испытаний на полный ход, которые из-за неотработанности двигательной установки перенесли на 1963 г. Было обнаружено также отсутствие достаточного запаса остойчивости и водоизмещения, однако со скидкой на принципиальную новизну корабля результат был признан удовлетворительным.

К числу прочих, более мелких замечаний, впоследствии успешно устранённых, была недостаточная надёжность первых образцов ЗРК «Волна» и системы управления артогнём «Турель». Было отмечено, что малый радиус обнаружения подводных лодок гидроакустическими средствами не позволял использовать противолодочные торпеды и бомбомёты РБУ-6000 на максимальную дальность. Испытания подтвердили хорошую мореходность корабля, обеспечение полной скорости хода при волнении до 4-5 баллов, хорошую работу успокоителей качки. Максимальная скорость головного корабля составила 35.5 узлов, а на всех других кораблях серии не опускалась ниже 34 уз.

31 декабря 1962 г. после подписания акта Госприёмки корабль был зачислен в состав ВМФ СССР. В 1966 г. создатели корабля были удостоены Ленинской премии.

История создания

Предшественники

Проект 1135

Предшественником проекта считались корабли, СКР проект 1135 (шифр Буревестник) и БПК проект 1134А (шифр Беркут). Эти противолодочные корабли обладали хорошим вооружением и мореходными качествами. Действуя группой, решали универсальные задачи. Недостаток проектов в радиоэлектронном вооружении и малой дальности обнаружения.

Предпосылки к созданию

Проект 1134А

Появление более совершенных атомных подводных лодок вынудило ВМФ СССР, приступить к созданию противолодочных кораблей нового поколения. Следовало увеличить дальность обнаружения и уничтожения вероятного противника. Требовалось улучшить обитаемость и безопасность. Необходимо усилить защиту от ПКР. Также следовало усилить артиллерийское вооружение.

Зона интересов СССР расширялась, это требовало усиления морского присутствия. Создание нового проекта противолодочного корабля, для дальнего обнаружения и борьбы, становилось приоритетным. С появлением на флоте новых систем вооружения и радио-сопровождения, в начале 1970-х годов Северным ПКБ был получен заказ на проект БПК.

Многие наработки применили с предыдущих проектов. Идея использования за основу предыдущий проект 1135 (проект 1134А), который строился большой серией, позволила бы строить на старых стапелях. Однако требование флота разместить на корабле ГАК нового поколения, заставило отказаться от ограничений в размере.

Проектирование

Схема наружного вида БПК пр. 1155

В 1972 году Северное проектно-конструкторское бюро (Ленинград), под руководством Н.П. Соболева и В.П. Мишина, поступило техническое задание флота, проект большого противолодочного корабля нового поколения проект 1155.

Изначальное водоизмещение в 4000 т исключало установку ГАК «Полином» и двух вертолетов. Подкильный гидроакустический комплекс нового поколения, массой 800 т и длиной 30 м, потребовали новых обводов корпуса в носовой части.

Использование ферменной конструкции мачт с РЛС сократило общее количество надстроек. Кормовая часть приобрела новую форму с ангарами для вертолетов. Что позволило, в отличии от предыдущих проектов, базироваться на борту. Проектное водоизмещение возросло до 7000 т.

В следствии роста водоизмещения, увеличили мощность артиллерии. Установили две арт-установки АК-100 и АК-630 с большим боезапасом. Проектом предусматривалась установка новой РЛС СУАО МР-123-01.

Вместо ЗРК «Оса-М» установили многоканальный ЗРК «Кинжал», с управляемыми ракетами, в кормовой части и на полубаке. УРК-5 «Раструб-Б» разместили, взяв за основу проект 1134А, под ходовым мостиком. Оснастили системой оповещения лазерного наведения и комплексом космической связи «Прицеп-А».

На БПК проект 1155 установили газотурбинную силовую установку. Достоинством которой, является возможность быстро перейти в режим полной мощности за 10-15 минут. Имеют высокую удельную мощность при небольших габаритах, по сравнению с паротрубными установками. Два ГТА М9, более экономичные и удобные в эксплуатации. Для удобства замены агрегатов ГТД, газо-вывод идет от каждого эшелона в две дымовые трубы. Улучшен пост аварийного управления форсажными ГТД. Установлены новые системы пожаротушения и оповещения.

Все это привело к появлению универсального боевого корабля. В городе Калининград на ССЗ «Янтарь» соорудили новый стапель. 23 июля 1977 года заложен головной корабль «Удалой».

Перспективы ПЛО

На данный момент надводные корабли нескольких типов являются основным элементом противолодочной обороны российского ВМФ. В общей сложности в списках флота числится 36 больших и малых противолодочных кораблей. Несколько вымпелов сейчас находятся на ремонте, тогда как другим придется временно уйти со службы в ближайшем будущем.

Самым новым и наиболее оснащенным БПК в нашем флоте является корабль «Адмирал Чабаненко» пр. 1155.1, однако он временно небоеспособен. С 2014 г. этот БПК находится на ремонте, а его возвращение в боевой состав ВМФ возможно не ранее начала двадцатых годов.

По проекту 1155 было построено 12 больших противолодочных кораблей, треть которых в прошлом была списана и утилизирована. Шесть или семь БПК этого типа несут службу, тогда как «Маршал Шапошников» с 2016 г. находится на ремонте и модернизации. После его возвращения к службе командование планирует решить вопрос обновления оставшихся однотипных БПК. Пока четкие планы такого рода отсутствуют.

По проекту 1124М было построено более трех десятков МПК. После распада СССР часть таких кораблей досталась ВМС Украины. К настоящему времени российский ВМФ сохранил в строю два десятка «Альбатросов». МПК пр. 1124М служат в составе Северного (6 единиц), Тихоокеанского (7 единиц) и Черноморского (5 единиц) флотов; также имеется два корабля пр. 1124.

Самые новые МПК пр. 1124М вошли в состав ВМФ в первой половине девяностых годов, и с тех пор их вооружение и оснащение успело морально устареть. В рамках запланированной модернизации новые приборы может получить значительная часть имеющихся кораблей, что приведет к заметному росту боеспособности существующих соединений МПК.

БПК «Адмирал Чабаненко» пр. 1155.1 до убытия на нынешний ремонт

В составе Балтийского флота отсутствуют МПК семейства «Альбатрос», но имеются корабли того же класса пр. 1331М в количестве шести единиц. Эти корабли вступили в строй во второй половине восьмидесятых и в дальнейшем неоднократно проходили ремонт. Какие-либо данные о грядущей их модернизации по типу пр. 1124М пока не поступали.

Нетрудно заметить, что российская группировка надводных кораблей ПЛО не отличается небольшим возрастом, а кроме того, имеет определенные проблемы в контексте потенциала целевого оборудования и вооружения. БПК и МПК все еще способны решать поставленные задачи, но сохранение требуемой эффективности в будущем оказывается под вопросом.

Таким образом, возникает необходимость в строительстве принципиально новых противолодочных кораблей двух классов, а также в модернизации имеющихся вымпелов. Разработка и строительство новых образцов пока отложены на неопределенный срок. Ранее представители флота говорили, как минимум, о начале двадцатых годов. Модернизация кораблей ведется уже сейчас, и подобные планы постепенно расширяются.

Учитывая доступную информацию, в том числе последние новости, можно предполагать, что в средней перспективе количество противолодочных кораблей в ВМФ России почти не изменится. Возможно списание окончательно устаревших кораблей, но оно вряд ли будет массовым. При этом планируется осуществить постепенную модернизацию наличных БПК и МПК.

Следует отметить, что задачи ПЛО решаются не только специализированными кораблями. Большая часть новых боевых единиц изначально имеет ГАК и ракетно-торпедное вооружение для борьбы с подлодками. Таким образом, не самая лучшая ситуация с МПК и БПК частично компенсируется появлением кораблей других классов с аналогичными возможностями.

ВМФ России продолжает модернизацию надводных сил и осуществляет ее всеми доступными способами. Одним из самых удобных методов поддержания боеспособности является модернизация имеющихся кораблей. Подобные процессы в сфере ПЛО уже начаты и будут продолжены в будущем.

//

Модернизация БПК «Маршал Шапошников»

С 11.02.2016 г. БПК «Маршал Шапошников» находится на модернизации в ОАО «Центр судоремонта Дальзавод» (Владивосток). Согласно опубликованному плану закупок «Дальзавода» на 2017 год, для модернизации корабля проекта 1155 закуплено:

  • поз. 601-ЕП: УВПУ 3С-14-1155, 2 шт., поставщик — АО «КБСМ», г. Санкт-Петербург (пусковые установки комплекса «Калибр»);
  • поз. 570-ЕП: Изделие 3Р-14Н-1155, 1 шт., поставщик — АО “Концерн «Моринсис-Агат», г. Москва (система управления стрельбой комплекса «Калибр»);
  • поз. 432-ЗЦ: АПК ИПЭ-1155 (аппаратно-программный комплекс информационной поддержки эксплуатации);
  • поз. 431-ЗЦ: СИП БЖ 1155—114 (система информационной поддержки борьбы за живучесть);
  • поз. 596-ЕП: КАСУ 3Р-60У, поставшик — АО “Концерн «Гранит-Электрон», г. Санкт-Петербург (аппаратура системы управления ПКРК «Уран»);
  • поз. 576-ЕП: Изделие «Пурга-115», поставыщик — АО “Концерн «Гранит-Электрон», г. Санкт-Петербург (система управления торпедной и бомбовой стрельбой противолодочного оружия).

Также планируются работы:

  • поз. 147-ЗЦ, 395-ЕП: Восстановление стеклопластиковой части обтекателя ГАК МГК-355 (ГАК «Полином»);
  • поз. 418-ЗЦ: Средний ремонт газотурбинных двигателей ДО63 (маршевые двигатели);
  • поз. 417-ЗЦ: Средний ремонт газотурбинных двигателей ДТ59 (форсажные двигатели);

Таким образом, в результате модернизации на корабле планируется установить 8 ПКР «Уран» и комплекс «Калибр» с УВП на 16 ячеек.

10 июля 2020 года «Маршал Шапошников» вышел в Японское море для проведения заводских ходовых испытаний. На корабле проведён ремонт донно-забортной арматуры и корпусных конструкций, смонтировано новое оборудование. Демонтированы и вновь изготовлены более 20 % надстройки корабля. Частично заменены магистральные кабельные трассы. Установлены комплексы ударного ракетного оружия «Калибр-НК» и «Уран», смонтирована новая артиллерийская установка. После проверки в море работы главной энергетической установки корабль вернётся к причалу «Дальзавода». Возврат корабля в состав флота планируется на конец 2020 года.

В результате модернизации установлены:

  • Вместо носовой 100-мм артиллерийской установки АК-100 — новая 100-мм АУ А-190-01 в стелс-исполнении.
  • Вместо второй башни АК-100 — два модуля УВП 3С14 комплекса «Калибр-НК» по 8 ячеек каждый (всего 16 ячеек). УВП позволяет применять ПКР 3М54, крылатые ракеты средней дальности 3М14, ПКР «Оникс», ПКР 3К22 «Циркон» и ПЛУР 91РТ.
  • Вместо двух пусковых установок противолодочных ракет «Раструб» — две ПУ 3С24 комплекса «Уран» по 4 контейнера для ПКР каждая.
  • На топе фок-мачты, где у БПК проекта 1155 расположена РЛС обнаружения низколетящих целей МР-350 «Подкат» (на «Маршале Шапошникове» отсутствовала) — РЛС общего обнаружения 5П-30Н2 «Фрегат-Н2».
  • СУО корабельной артиллерии МР-123-02/3 «Багира»;
  • Комплекс РЭБ ТК-25-2;
  • Комплекс связи Р-779-28.

Представители проекта

Наименование Верфь Заложен В строю Флот Состояние
Удалой 637 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 111 23.07.1977 05.02.1980 31.12.1980 СФ Списан Утилизирован
Вице-адмирал Кулаков 626 ССЗ им. А. А. Жданова 731 04.11.1977 16.05.1980 29.12.1981 СФ В строю
Маршал Василевский 687 ССЗ им. А. А. Жданова 732 22.04.1979 29.12.1981 08.12.1983 СФ Списан Утилизирован
Адмирал Трибуц 564 ССЗ им. А. А. Жданова 733 19.04.1980 26.03.1983 30.12.1985 ТОФ В строю
Адмирал Захаров 513 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 112 16.10.1981 04.11.1982 30.12.1983 ТОФ Списан Утилизирован
Адмирал Левченко 605 ССЗ им. А. А. Жданова 734 27.01.1982 21.02.1985 30.09.1988 СФ В строю Заложен как «Хабаровск»
Адмирал Спиридонов 555 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 113 11.04.1982 28.04.1984 30.12.1984 ТОФ Списан Утилизирован
Маршал Шапошников 543 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 114 25.05.1983 27.12.1984 30.12.1985 ТОФ В строю Модернизирован 2021 году и переклассифицирован во фрегат. Получил УКСК под 16 ракет «Калибр», «Оникс» и 8 ПКР «Уран».
Североморск 619 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 115 12.06.1984 24.12.1985 30.12.1987 СФ В строю До 27.12.1995 — «Симферополь»
Адмирал Виноградов 572 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 116 05.02.1986 04.06.1987 30.12.1988 ТОФ В строю Возможно в 2021 году встанет на ремонт и модернизацию под РК «Калибр», «Оникс», «Уран», станет фрегатом.
Адмирал Харламов 678 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 117 07.08.1986 29.06.1988 30.12.1989 СФ Списан Выведен из состава флота в 2021 году, готовится к утилизации
Адмирал Пантелеев 548 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 118 28.01.1988 07.02.1990 19.12.1991 ТОФ В строю

Цвета таблицы:

Белый —не достроен или утилизирован неспущенным на воду Зелёный —действующий в составе ВМФ России Синий —находится в ремонте или на модернизации Серый —выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный —списан, утилизирован или потерян

Заключение.

Даже по сегодняшним меркам, эти устаревшие противолодочные корабли производят впечатления и представляют реальную опасность подводным лодкам противника. Они вполне способны выполнять свои противолодочные функции.

Да их начинка серьезно устарела, один только ГАС «Полином» имеет вес около 800 тонн и имеет максимальную дальность обнаружения 50 км. И корпус так же не соответствует современным тенденциям к снижению радиолокационной заметности.

Но нашему флоту не хватает кораблей первого ранга, и модернизация вполне удачных кораблей проекта 1155, может положительно сказаться на укреплении нашего флота.

Надеюсь все корабли этой серии пройдут такую (или более продвинутую) модернизацию.

Итог

Адмирал Андрей Трофимович Чабаненко сделал очень много для Военно-морского флота и укрепления обороноспособности страны. Кроме того, он оставил богатое наследие для будущих поколений военных моряков.

Под руководством Чабаненко началось масштабное освоение атомных подводных ракетоносцев, что открыло новую эру в строительстве ядерного щита нашей страны. Наработки, появившиеся при нем, используются до сих пор.

Кроме того, благодаря адмиралу А.Т. Чабаненко, была заложена мощная и стабильная строительная база, на основе которой Советским Союзом было преодолено отставание от Запада в способах базирования военно-морских сил.

Увековечивание памяти

Могила А.Т. Чабаненко

БПК «Адмирал Чабаненко»

По инициативе Чабаненко в заполярном городе Североморске – столице Северного флота, был построен Дом офицеров флота, первый на Кольском Заполярье широкоформатный кинотеатр, современный плавательный бассейн, военная поликлиника, городская больница, а также парк. Фактически, Чабаненко создал в Североморске инфраструктуру для жизни и работы моряков, их семей и служащих ВМФ.

В 1990 году в память об А.Т. Чабаненко была названа улица в г. Североморск.

В память об адмирале назван большой противолодочный корабль Северного флота «Адмирал Чабаненко».

Много сил Андрей Трофимович и его друзья отдали, добиваясь восстановления доброго имени адмирала Николая Герасимовича Кузнецова, которого они высоко ценили, глубоко уважали. Но порадоваться восстановленной справедливости Андрей Трофимович не успел. Третий Инфаркт. 19 декабря 1986 года адмирала Чабаненко не стало.

Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector