Большие противолодочные корабли проектов 1155 и 1155.1

Введение

В воде источников водоснабжения обнаружено несколько тысяч органических веществ разных химических классов и групп. Органические соединения природного происхождения (гуминовые вещества, различные амины и другие) — способны изменять органолептические свойства воды, и по этой причине они должны быть удалены в процессе водоподготовки.

Несомненно, что органические вещества техногенного происхождения при поступлении их с питьевой водой могут неблагоприятно действовать на организм. Аналитический контроль их содержания в питьевой воде затруднен не только ввиду громадного их числа, но и вследствие того, что многие из них весьма неустойчивы и в воде происходит их непрерывная трансформация. Поэтому при аналитическом контроле невозможно идентифицировать все органические соединения, присутствующие в питьевой воде.

Однако многие органические вещества обладают выраженными органолептическими свойствами (запахом, вкусом, цветом, способностью к пенообразованию), что позволяет их выявить и ограничить их содержание в питьевой воде. Примерами таких веществ являются: синтетические поверхностно-активные вещества (СПАВ), в незначительных (нетоксических) концентрациях образующие пену; фенолы, придающие воде специфический запах; многие фосфорорганические соединения.

В природной воде водоемов всегда присутствуют органические вещества. Их концентрации могут быть иногда очень малы (например, в родниковых и талых водах). Природными источниками органических веществ являются разрушающиеся останки организмов растительного и животного происхождения, как живших в воде, так и попавших в водоем с листвы, по воздуху, с берегов. Кроме природных, существуют также техногенные источники органических веществ: транспортные предприятия (нефтепродукты), целлюлозно-бумажные и лесоперерабатывающие комбинаты (лигнины), мясокомбинаты (белковые соединения), сельскохозяйственные и фекальные стоки и т.д. Органические загрязнения попадают в водоем разными путями, главным образом со сточными водами и дождевыми поверхностными смывами с почвы.

Что такое БПК

В 1966-м году в советском военно-морском флоте был введен новый, не существовавший ранее класс кораблей. Это решение было обусловлено резко возросшими возможностями подводных лодок. Особенную опасность представляли атомные субмарины, вооруженные баллистическими ракетами. Специально для борьбы с ними строились сторожевые корабли проекта 61. Первый из них был спущен на воду еще в 1962-м году, а общая численность со временем достигла двадцати единиц.

Именно эти специализированные корабли и получили первыми официальное название больших противолодочных (сокращенно БПК). Этот термин использовался только в советских ВМС и был наиболее точным. В дальнейшем его использовали и в отношении других кораблей, имевших сходное предназначение и возможности. Строились они по проектам 61, 1134А, 1134Б, 1155 и 1155.1.

Методика поиска субмарин

Вертолет Ка-27 совершает посадку на палубу головного корабля проекта 1155 «Удалой». Снимок сделан в Норвежском море

Первоначально предполагалось, что большие противолодочные корабли будут осуществлять поиск и уничтожение подводных лодок противника в ближней зоне обороны, недалеко от побережья. Отчасти это было обусловлено сравнительно небольшим радиусом действия тех баллистических ракет, которые устанавливались на первые атомные субмарины.

Дальнее обнаружение должны были осуществлять другие корабли – вертолетоносцы. Но уже БПК проекта 61 получили возможность для размещения на палубе собственного вертолета, что позволяло заметно расширить контролируемую территорию. Поэтому большие противолодочные корабли стали действовать не только в прибрежной, но и в океанической зоне.

Поиск субмарин сводится к установлению и поддержанию контакта с подводной целью. Для этого применяется соответствующее оборудование самого БПК, а также опускаемые гидроакустические станции вертолетов, входящих в авиагруппу корабля. Обнаруженная и отслеживаемая цель может быть уничтожена глубинными бомбами или самонаводящимися торпедами. Запуск их выполняется либо непосредственно с БПК, либо с вертолета (в последнем случае подразумевается совместная работа пары машин – одна даёт целеуказание, другая атакует подводную лодку).

Чем опасны высокие уровни ХПК и БПК

Плохо очищенная вода.

Плохо очищенная вода наносит урон природе:

  1. Если вредные вещества попадают в открытые источники, это грозит гибелью животным, пьющим из них воду.
  2. Накапливаясь в почве, вредные вещества усваиваются растениями. Зараженные овощи, фрукты попадают на стол людям.
  3. В водоемах при высоком содержании органических загрязнений возрастает потребность в кислороде. Он расходуется на окисление, а флора и фауной испытывают дефицит.

ХПК и БПК: критерий загрязнения

Химическое и биологическое потребление кислорода — основные показатели наличия органики. Химический анализ оценивает суммарное количество нечистот, которые находятся во всем объеме стоков. Биохимические исследования учитывают переработанные аэробными бактериями частицы в литре жидкости. Органика содержится во всех стоках, но ее количество не должно превышать уровень, который окисляется естественным способом.

Стадии снижения ХПК и БПК в процессе очистки

Предприятия, в случае превышения норм загрязнения сбрасываемой воды, обязаны обрабатывать ее. Строятся очистные сооружения, различающиеся производительностью, по типам и принципам действия.

Снижение ХПК и БПК проходит в 4 последовательных стадии, в результате каждой затраты кислорода уменьшаются. На изменение показателей влияют характеристика и происхождение стоков. После каждого этапа забирают пробы для контроля.

Показатели загрязненности снижаются в большей степени на первой стадии после отстаивания. Удаляются вещества, которые разлагаются только сильными окислителями. После этого остается больше примесей, которые окисляются биологически. Поэтому перед биологической очисткой снижают их концентрацию. Чаще предприятия строят станции, где применяется только механическая и химическая очистка.

Стоки не всегда подвергают всем стадиям очистки. Необходимые нормы иногда достигаются после первого этапа.

Примечания

  1. Ввиду отсутствия ангара, вертолёт мог базироваться на БПК проекта 61 лишь временно.
  2. Небезынтересно отметить, что «Грозный» и «Сообразительный» (бортовой № 524) в этот период несли светлую окраску цвета «слоновая кость», поскольку их планировалось демонстрировать на Всемирной выставке в Монреале как образцы достижений советского кораблестроения. По ряду причин этот поход не состоялся, зато оба новейших на то время корабля приняли участие в съёмках кинофильма «Нейтральные воды», где «Сообразительный» «сыграл роль» американского фрегата.
  3. Сведений про командиров за период службы «Сообразительного» в Черноморском флоте (1962-1982) найти не удалось, поэтому в таблице приведены только те, кто командовал кораблём на Северном флоте (с 1982 до расформирования экипажа в 1992 году).

Примечания

  1. ↑ Данные о суммарной мощности энергоустановки БПК проекта 1155 разнятся от источника к источнику — например, справочник Бережного описывает её как 4 агрегата по 20000 л. с. (всего 80000 лошадиных сил). Значение в 62000 л. с. взято по «Нашим авианосцам» В. Бабича, как более заслуживающим доверия. Согласно этой работе (раздел «Газотурбинный бросок в океаны») — суммарная мощность каждого из двух газотурбинных агрегатов М9 складывается из основного двигателя ДТ59 в 22500 л. с. и маршевого ГТД ДО63 в 8500 л. с., что даёт 31000 л. с. на один агрегат и 62000 л. с. на энергоустановку в целом.
  2. По датам строительства корабля есть серьёзные расхождения в различных источниках; кроме указанных здесь, называется также дата закладки 11.04.1982 и спуска 28.08.1984 или 02.1983. В статье указаны даты закладки/спуска 25.03.1983/5.11.1983, как лучше всего согласующиеся со сроками формирования экипажа, а также строительства предыдущего заказа на ПСЗ — БПК «Адмирал Захаров».
  3. Головные образцы ЗРК «Кинжал» прошли корабельные испытания на ТАКР «Баку» только в 1987 году.
  4. Мыс Финистерре на западе Пиренейского полуострова считался южной границей ответственности Северного флота, далее начиналась уже зона ответственности Тихоокеанского флота СССР.
  5. Вывод в резерв вполне исправного корабля по причине непрохождения планового осмотра ГТД может выглядеть перестраховкой, но авария двигателя и пожар на однотипном БПК «Адмирал Захаров» в феврале 1992 года убедительно доказали, что пренебрегать штатными процедурами нельзя.

Представители проекта

Наименование б/н Верфь Зав. № Заложен Спущен В строю Флот Состояние Прим.
Удалой 637 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 111 23.07.1977 05.02.1980 31.12.1980 КСФ Списан Утилизирован
Вице-адмирал Кулаков 626 ССЗ им. А. А. Жданова 731 04.11.1977 16.05.1980 29.12.1981 КСФ В строю
Маршал Василевский 687 ССЗ им. А. А. Жданова 732 22.04.1979 29.12.1981 08.12.1983 КСФ Списан Утилизирован
Адмирал Трибуц 564 ССЗ им. А. А. Жданова 733 19.04.1980 26.03.1983 30.12.1985 ТОФ В строю
Адмирал Захаров 513 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 112 16.10.1981 04.11.1982 30.12.1983 ТОФ Списан Утилизирован
Адмирал Левченко 605 ССЗ им. А. А. Жданова 734 27.01.1982 21.02.1985 30.09.1988 КСФ В строю Заложен как «Хабаровск»
Адмирал Спиридонов 555 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 113 11.04.1982 28.04.1984 30.12.1984 ТОФ Списан Утилизирован
Маршал Шапошников 543 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 114 25.05.1983 27.12.1984 30.12.1985 ТОФ В ремонте
Североморск 619 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 115 12.06.1984 24.12.1985 30.12.1987 КСФ В строю До 27.12.1995 — «Симферополь»
Адмирал Виноградов 572 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 116 05.02.1986 04.06.1987 30.12.1988 ТОФ В строю
Адмирал Харламов 678 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 117 07.08.1986 29.06.1988 30.12.1989 КСФ В резерве
Адмирал Пантелеев 548 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 118 28.01.1988 07.02.1990 19.12.1991 ТОФ В строю

Цвета таблицы:

Белый —не достроен или утилизирован неспущенным на воду Зелёный —действующий в составе ВМФ России Синий —находится в ремонте или на модернизации Серый —выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный —списан, утилизирован или потерян

Постройка и испытания

Строительство больших противолодочных кораблей проекта 1134-А было развёрнуто в закрытом эллинге Ленинградского судостроительного завода им. А. А. Жданова. Главным строителем головного корабля был назначен Д. Б. Афанасьев, а ответственным сдатчиком — Ю. А. Большаков. Главными строителями других кораблей были Г. И. Цветков и Г. В. Филатов, а ответственными сдатчиками — Г. Г. Нарсесов, М. И. Шрамко, А. К. Бондаренко, К. П. Юсупов, В. М. Архаров и В. С. Воробьёв. Начальником группы технического сопровождения Северного проектно-конструкторского бюро был В. П. Мишин.

Постройка кораблей производилась поточно-производственным способом на четырёх позициях эллинга, где происходило формирование блоков корпуса из секций. Массогабаритные характеристики секций были ограничены грузоподъёмностью транспортных средств и стапельных кранов, а также размерами проёмов цехов и коридоров. Перестановка блоков корпуса осуществлялась при помощи трансбордера, предназначенного для бокового спуска кораблей. Соединение всех блоков осуществлялось единым кольцевым швом автоматической сварки. В процессе строительства серии проходила реконструкция завода и его оборудования.

Всего за одиннадцать лет (с 1966 по 1977 годы) было построено 10 кораблей, хотя различными вариантами кораблестроительных программ предполагалось построить для флота 32 корабля проектов и 1134-А.

Испытания кораблей серии проходили в напряжённой обстановке, типичной для времени холодной войны. Программа государственных испытаний включала: 6 — 8 стрельб зенитно-ракетным комплексом, до 10 артиллерийских стрельб комплексом АК-725, 5 — 6 стрельб противолодочным оружием. Проверка гидроакустических станций проводилась по дальности определения места подводной лодки проекта 613 (глубина 30 м, скорость 6 узлов). Дальности обнаружения воздушных и надводных целей всеми имеющимися на вооружении РЛС проверялись по самолёту Ил-28 при высоте полёта 11 000 м и сторожевым кораблям проекта 1135. Государственные испытания обычно не превышали трёхмесячный срок, но за этот период корабли проходили не менее 6000 морских миль. Водоизмещение и устойчивость кораблей проекта определялись по результатам кренгования головного корабля. Результаты испытаний показали вполне удовлетворительную мореходность кораблей проекта 1134-А.

Новейший патрульный корабль «Василий Быков»

В феврале 2014 года произошла закладка головного корабля по проекту 22160 на Зеленодольском судостроительном заводе. Проект разрабатывался Северным проектно-конструкторским бюро. До 2020 года флот должен получить 12 кораблей этой серии. Новый корабль предназначен для патрулирования экономической зоны в закрытых и открытых морях, охраны территориальных вод, пресечения пиратской и контрабандной деятельности, для экологического мониторинга, поиска пострадавших в морских катастрофах.

Кроме этого, перед кораблями ставится задача охраны судов , предупреждения о нападении противника в военное время. Корабль относится к новому поколению, в нем использован модульный принцип, благодаря чему его можно быстро переоборудовать под поставленные задачи:

  • его можно использовать как патрульный корабль;
  • как спасательный корабль;
  • как корабль медицинского обеспечения.

Головной корабль по проекту 22160 был назван в честь контр-адмирала В.И. Быкова, Героя Советского Союза.

Северный флот России: состав, вооружение

На Северном флоте базируется единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов». Если для российского флота будут построены новые авианосцы, то, скорее всего, их тоже разместят на Северном флоте, который является частью Объединённого стратегического командования «Север».

В настоящее время российское руководство уделяет много внимания Арктике. Этот регион является спорным, к тому же там разведано огромное количество полезных ископаемых. Вероятно, в ближайшие годы именно Арктика станет «яблоком раздора» для крупнейших мировых государств.

В состав Северного флота входят:

  • ТАКР «Адмирал Кузнецов» (проект 1143 «Кречет»);
  • два атомных ракетных крейсера проекта 1144.2 «Орлан», «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий», который является флагманом Северного флота;
  • ракетный крейсер «Маршал Устинов» (проект «Атлант»);
  • четыре БПК проекта 1155 Фрегат и один БПК проекта 1155.1;
  • два эсминца проекта 956 Сарыч;
  • девять малых боевых кораблей, морские тральщики разных проектов, десантные и артиллерийские катера;
  • четыре больших десантных корабля проекта 775.

Основной силой Северного флота являются подводные лодки. В их число входят:

  • десять атомных подводных лодок, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами (проекты 941  Акула, 667БДРМ Дельфин, 995 Борей);
  • четыре атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами (проекты 885 Ясень и 949А «Антей»);
  • Четырнадцать атомных субмарин с торпедным вооружением;
  • восемь дизельных подлодок (проекты 877 «Палтус» и 677 Лада). Кроме того, имеется в наличии семь атомных глубоководных станций и экспериментальная подводная лодка.

Также в состав СФ входит морская авиация, войска береговой обороны и подразделения морской пехоты.

Атомное превосходство

К главным достижениям отечественного судостроения эксперты относят введение в строй новых кораблей проектов «Борей-А» и «Ясень-М».

Машины проекта 885М («Ясень-М») были разработаны конструкторами АО «СПМБМ «Малахит» (Санкт-Петербург). Строительство атомных субмарин данного класса ведётся в Северодвинске, на предприятии АО «ПО «Севмаш».

Также по теме


«Укрепит боеготовность российского флота»: на что способен новый малый ракетный корабль «Грайворон»

Черноморский флот РФ пополнится малым ракетным кораблём «Грайворон», оборудованным универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК». В…

Многоцелевые АПЛ предназначены для поражения боевых надводных кораблей, транспортных средств, подводных лодок и наземных объектов противника. «Ясени» оснащены восемью вертикальными пусковыми установками, способными запускать крылатые ракеты «Калибр» и «Оникс». Также АПЛ несут на борту по 30 торпед калибра 533 мм.

В начале мая на баланс ВМФ России была принята АПЛ проекта 885М «Казань» — судно стало головным крейсером серии.

Как ранее сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, вторая субмарина проекта 885М, «Красноярск», может быть спущена на воду в августе этого года.

Первый серийный ракетоносец проекта 995А («Борей А») «Князь Олег» был спущен на воду летом 2020 года. Об этом сообщили в ПО «Севмаш», занятом выпуском кораблей этой серии. Как уточнил в апреле 2021 года гендиректор Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, АПЛ «Князь Олег» будет передана флоту в октябре.

Подводные корабли проекта «Борей» должны заменить устаревшие АПЛ третьего поколения 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин» и 941 «Акула».

Начиная с 2013 года ВМФ получил три ракетоносца проекта «Борей»: К-535 «Юрий Долгорукий», АПЛ К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах».

  • Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий»
  • РИА Новости

Параллельно велась разработка модернизированной серии АПЛ проекта 995А («Борей-А»). Головной корабль серии К-549 «Князь Владимир» был передан военным в 2020 году.

Помимо «Князя Владимира» и «Князя Олега», в рамках проекта будут построены АПЛ «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Все они уже заложены на «Севмаше».

«Бореи» обеих модификаций несут на борту 16 МБР «Булава» с ядерными боезарядами. Одним из важных преимуществ АПЛ проекта «Борей» считается малая заметность. Она обеспечивается использованием звукопоглощающих материалов. Всего планируется построить десять кораблей этой серии.

Как отметил Владимир Поспелов в комментарии РИА Новости, Россия может продолжить строительство стратегических подводных ракетоносцев проекта 995 и после сдачи законтрактованных на сегодняшний день кораблей.

Также по теме


Гибридная субмарина: что представляет собой российский погружающийся патрульный корабль «Страж»

Российское Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) «Рубин» ведёт разработку ныряющего патрульного корабля «Страж». Об этом сообщили в…

«Серия может быть продолжена. Проект показал себя как удачный, имеет хорошие перспективы по модернизации», — пояснил он.

Он также напомнил, что суммарно возможное количество носителей МБР с ядерными боезарядами определяется договором СНВ-3.

Как отмечают эксперты, флот играет важнейшую роль в качестве компонента стратегических ядерных сил страны.

«Известно, что именно баллистические ракеты подводных лодок составляют значительную долю в нашем потенциале стратегического ядерного сдерживания. Это самый скрытный и самый мобильный компонент наших стратегических ядерных сил. В этом смысле флот должен в первую очередь обеспечивать оперативное развёртывание, прикрытие районов применения наших ракетных подводных крейсеров стратегического назначения», — пояснил Виктор Мураховский. 

Вторая важная задача ВМФ — обеспечение безопасности мореплавания и границ ближней морской зоны. Её выполняют корветы, малые ракетные и патрульные катера.

«Флот должен восстанавливать свои возможности, этот процесс мы сейчас и наблюдаем», — добавил эксперт.

Похожее мнение высказал и Игорь Коротченко.

«Флот обеспечивает ядерное сдерживание своей морской стратегической компонентой. Также ВМФ вносит свой вклад в потенциал неядерного сдерживания. Особую роль сегодня играют морские носители крылатых ракет «Калибр»», — подытожил эксперт.

Методы определения и расчета ХПК

Существует две методики определения химического потребления кислорода, отличающиеся применяемыми окислителями:

  • перманганатная методика, использующая в качестве окислителя перманганат калия в сернокислой среде;
  • бихромная, в основе которой лежит применение бихромата калия с серной кислотой.

Перманганатная окисляемость определяется следующим образом. В пробу исследуемой воды добавляют раствор серной кислоты в дистиллированной воде (1:3). После этого пробирка нагревается и в неё добавляется раствор перманганата калия. Далее раствор обесцвечивается оксалатом натрия или щавелевой кислотой. Обесцвеченный раствор титрируют рабочим раствором перманганата калия до появления бледно-розового оттенка.

Аналогичным образом параллельно основному опыту проводят так называемый холостой опыт, в котором вместо пробы исследуемой воды используется пробирка с дистиллированной водой.

Значение перманганатной окисляемости, измеряемой в мгО/дм3, вычисляется по формуле:

где V3 и V0 — титрирующий объём перманганата калия соответственно в основном и холостом опытах, V4 — объём пробы воды, подвергающейся анализу. Таким образом, количество потреблённого кислорода определяется путём сопоставления с титрирующим объёмом перманганата калия. Значения коэффициентов в приведенной формуле принимаются в соответствии с ГОСТ Р 55684 – 2013.

Определение ХПК бихромным методом регулируется ГОСТ 31859 – 2012. Суть методики заключается в том, что в пробу воды, предназначенной для исследования, добавляется серная кислота и бахромат калия. В качестве катализатора окислительной реакции используется сульфат серебра, а для нейтрализации влияния хлоридов, искажающих результаты исследования, — сульфат ртути.

Определение ХПК производится путём измерения оптической проницаемости раствора. А так как оптические свойства раствора имеют функциональную связь с концентрацией в нём кислорода, то ХПК находится по специальной градуировочной шкале. При этом в зависимости от предполагаемого диапазона, в котором находится истинное значение ХПК, измерение проводится на одной из двух значений длины волны оптического излучения:

  • 440 нм в случаях, когда значение ХПК лежит в пределах 10 – 160 мгО/дм3;
  • 600 нм, если предполагаемое значение ХПК находится в диапазоне от 80 до 800 мгО/дм3;
  • в зоне значений ХПК 80 – 160 мгО/дм3 допускается использование любой из рекомендованных длин волн.

Основным средством измерения является фотометрический анализатор, адаптированный для измерения оптической плотности водных растворов.

БПК

Определение БПК производится согласно РД 52.24.420-2006.

В основе метода — измерение концентрации кислорода путём титрования йодидом калия исследуемых проб до инкубации и после неё. Таким способом определяется разность концентрации кислорода между исходной пробой и пробой, прошедшей инкубацию. Инкубация осуществляется в течение 5-ти суток (в случае определения БПК-5) при температуре 20°С без доступа освещения и воздуха. Для этого исследуемые пробы помещаются в термостат. Для определения полной БПК инкубационный период устанавливается в 20 суток.

Примечания

  1. Ангара нет, поэтому вертолёт мог базироваться на корабль только временно.
  2. Кроме 15 построенных в Николаеве кораблей проекта, ещё 5 единиц строилось на заводе имени Жданова в Ленинграде — всего, таким образом, серия этих БПК составила 20 единиц.
  3. Сроки модернизации «Стройного» по проекту 61МП (начало — 28 декабря 1975, подписание приёмного акта после всех испытаний и ревизии — 30 августа 1980 года) здесь указаны согласно монографии «Универсальный проект» В. П. Заблоцкого. Бережной в справочнике о советском ВМФ относит дату окончания модернизации на 14 июля 1981 года, а Костриченко в «Поющих фрегатах» указывает весь срок этой модернизации всего в несколько месяцев, с 6 ноября 1980 года по 14 июля 1981-го — то и другое не стыкуется с известными фактами службы корабля, поэтому верными следует считать сведения именно Заблоцкого.
  4. 4 ТА этого типа остались на Черноморском судостроительном заводе после демонтажа с ПКР «Москва» и «Ленинград» при модернизации этих крейсеров.
  5. Таким образом, на модернизированных кораблях проекта 61МП остались только 12-ствольные бомбомёты РБУ-6000.
  6. Аббревиатура УНИТА происходит от португальского сокращения, означающего «Национальный союз полной независимости Анголы».
  7. Ввиду крайней опасности работы для неё вызвали добровольцев. Подводное обследование выполняли командир БЧ-3 «Стройного» старший лейтенант Максим Иванов и командир трюмной группы старший лейтенант Андрей Алдошин.

Служба

Введён в состав ВМФ 18 февраля 1986 года.

В 1986—1990 годах нёс боевую службу в Индийском океане и Персидском заливе.

18 — 23 ноября 1987 года посетил порт Аден (Южный Йемен), 16 — 21 мая 1990 года — Пинанг (Малайзия).

В 2001 году совершил визит в порт Сосебо (Япония). В 2004 году совершил визит в порт Ипгхоп (Республика Корея)

В 2005 году в составе отряда кораблей Тихоокеанского флота совершил дальний морской поход с деловым визитом в Вишакхапатнам (Индия), где 14 и 20 октября принял участие в совместном российско-индийском учении «Индра-2005», после чего посетил ряд портов: 28 октября — Танжиприок (Индонезия), 4 ноября — Черги (Сингапур), 15 ноября — Саттахип (Таиланд) и 27 ноября — Дананг (Вьетнам).

С 30 июля по 15 октября 2009 года в составе отряда кораблей Тихоокеанского флота (танкер «Борис Бутома», морской буксир МБ-99) участвовал в миссии ООН по борьбе с пиратством у берегов Сомали. За время патрулирования в Аденском заливе провёл 13 караванов, 101 судно из 26 стран мира. Дальний поход длился 141 сутки (с 29 июня по 16 ноября 2009 года). Деловые заходы в порты Виктория (Республика Сейшельские острова), Келанг (Малайзия). 16 ноября прибыл во Владивосток.

С 29 июня по 8 июля 2010 года принял участие в морской части оперативно-стратегических учений Восток-2010. В рамках первого эпизода с борта корабля в воздух был поднят вертолёт Ка-27ПЛ, который обнаружил подводную лодку «противника» и передал данные о ней на корабли противолодочного охранения корабельной ударной группы — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» Северного флота, гвардейский ракетный крейсер «Москва» Черноморского флота и корабли охранения. В четвёртом эпизоде артиллерийским огнём прикрывал высадку морского десанта.

25 июля 2010 года корабль принял участие в параде кораблей на рейде Амурского залива во Владивостоке в рамках празднования Дня ВМФ.

27 июля 2010 года в заливе Петра Великого Японского моря совместно с большим противолодочным кораблём «Адмирал Пантелеев», эсминцем «Хиэй» и фрегатом «Дзинцу» морских сил самообороны Японии принял участие в российско-японских учениях по поиску и спасению корабля, терпящего бедствие в открытом море.

15 января 2012 года сформирован 7-й по счёту отряд в составе БПК, морского буксира МБ-37, танкера «Печенга», для несения службы по охране судов в Аденском заливе.

26 марта 2012 года завершена 3-х месячная служба отряда, проведено 5 конвоев. 11 апреля корабль зашёл в порт Хошимин, затем отправился в воды Жёлтого моря для проведения российско-китайских учений «Морское взаимодействие 2012»

24 апреля 2012 года — начало совместных учений с Китаем, с участием с российской стороны трёх БПК «Адмирал Трибуц», «Адмирал Виноградов», «Маршал Шапошников», в учениях разыграны условия по отражению воздушных атак, штурм вод, опасных от подводных лодок, осуществлены практические стрельбы из реактивных бомбомётных установок, нанесение ударов по морским целям, проведены поисково-спасательные действия по спасению захваченного судна

С 2012 года БПК «Адмирал Трибуц» находился на плановом ремонте на «Дальзаводе». Передача корабля флоту состоялась в июле 2016 года.

С октября по ноябрь 2016 года отряд кораблей Тихоокеанского флота в составе БПК «Адмирал Трибуц» ЭМ «Быстрый» и БМТ «Борис Бутома» нёс боевую службу в Тихом и Индийском океанах, после чего БПК «Адмирал Трибуц» и БМТ «Борис Бутома» с официальным визитом посетили порт Саттахип Королевства Таиланд. 6 декабря корабли покинули Таиланд. С 14 декабря 2016 года корабль принял участие в российско-индийских военно-морских учениях «Индра Нэви–2016».

6 января 2017 года БПК «Адмирал Трибуц» и танкер «Борис Бутома» зашли в порт Манилы для пополнения запасов продовольствия и отдыха. В порт прибыл президент Филиппин Родриго Дутерте, который осмотрел корабль и поприветствовал «российских друзей».

С 1 апреля 2019 года совершает дальний морской поход с заходами в порты государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Принял участие в российско-китайском военно-морском учении «Морское взаимодействие-2019».

«Адмирал Трибуц» в бухте Золотой Рог

Литература и источники информации

Литература

Бережной С. С. Советский ВМФ 1945-1995. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1995. — 32 с.

Заблоцкий В. П. Большой противолодочный корабль «Николаев». — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №5/2006. — 32 с.

Костриченко В. В., Простокишин А. А. «Поющие фрегаты». Большие противолодочные корабли проекта 61. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1999. — 32 с.

Петровичева Р. Ф. (составитель) Городской хронограф — 2010. Календарь знаменательных и памятных дат г. Фокино. — Фокино: Централизованная библиотечная система ЗАТО г. Фокино, 2010. — 178 с.

Описание конструкции

Основная статья: эсминцы типа «Гневный».

Корпус и архитектура

Эсминец проекта 57бис и БПК проекта 57А, общий вид

«Упорный» представлял собой переходный тип между торпедно-артиллерийскими эсминцами классической конструкции и ракетными кораблями: даже пусковые установки управляемых крылатых ракет были сконструированы по образцу артиллерийских башен и размещены подобно последним, в нос и корму от надстройки. В целом, даже несмотря на увеличение размерений, архитектура мало отличалась от предшественников. Стальной гладкопалубный корпус за счёт седловатости верхней палубы обеспечивал достаточно большую высоту форштевня, а посередине корпуса смонтирована надстройка с двумя дымовыми трубами и двумя мачтами. При помощи 17 главных переборок обеспечивалось поперечное разделение корпуса на 18 водонепроницаемых отсеков. Обеспечению непотопляемости также способствовало продольное разделение корпуса тремя палубами — верхней, промежуточной и нижней. В конструкции корпуса предусматривалось две пары скуловых килей и успокоитель качки с двумя втягивающимися внутрь бортовыми управляемыми рулями.

Энергетическая установка и ходовые качества

На эсминцах проекта 57бис применили паротурбинную силовую установку, состоявшую из двух суммарной мощностью 85000 л. с., вращавших два гребных винта. Пар для турбин вырабатывали четыре паровых котла модели КВ-76-1. Мощность энергетической установки позволяла эсминцу развивать наибольшую скорость в 34,5 узла. Запас топлива составлял 618 тонн, что позволяло преодолеть экономическим ходом 18 узлов до 3000 миль без дозаправки.

Вооружение и оборудование

Основой вооружения эсминцев проекта 57бис были крылатые ракеты КСЩ, ради размещения которых конструкторы полностью отказались от универсальной артиллерии.

Пуск ракеты КСЩ с «Зоркого» проекта 57бис

В двух боевых погребах эсминец мог нести двенадцать (в перегруз — до шестнадцати) крылатых ракет. 2960-килограммовая ракета КСЩ доставляла мощную 625-килограммовую боевую часть на дистанцию до 100 километров от корабля-носителя и могла поражать как надводные корабли, так и наземные радиоконтрастные цели, наподобие крупных зданий или нефтяных терминалов. Система наведения ракеты реализовывала революционный для 1950-х годов принцип «выстрелил и забыл». От корабля-носителя требовалось только предварительно навести пусковую установку по горизонту перед пуском и потом дистанционно дать команду на включение самонаведения — всё остальное ракета, оснащённая активной радиолокационной головкой самонаведения, выполняла самостоятельно. Однако то, что задумывалось как достоинство, на практике стало недостатком ракеты: развитие техники того времени ещё не позволяло реализовать достаточно надёжные селекцию и захват цели бортовыми средствами. Вероятность успешного поражения желаемой цели оставалась низкой, к тому же ракета КСЩ оказалась очень уязвимой как со стороны средств атакованного корабля, так и для традиционных огневых средств поражения. Вследствие низкой эффективности этот ракетный комплекс был в 1972 году снят с вооружения.

корабля обеспечивали четыре 57-мм автоматические счетверённые установки ЗИФ-75. Боезапас был унифицирован с наземной артсистемой буксируемого комплекса С-60 и мог включать в себя осколочно-трассирующие и фугасные снаряды. Управление огнём 57-мм установок осуществлялось двумя приборами управления стрельбой «Фут-Б».

Противолодочное вооружение было представлено торпедными аппаратами и реактивными бомбомётами для глубинных бомб. Каждый эсминец проекта 57бис нёс по два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата ТТА-53-57 и по две реактивных шестнадцатиствольных установки РБУ-2500.

Постоянного авиационного вооружения эсминец не нёс и ангара не имел, однако при необходимости мог принять один лёгкий вертолёт Ка-15 на предусмотренную в корме площадку.

Радиоэлектронное оборудование эсминца включало в себя обзорную РЛС «Ангара», навигационную РЛС «Нептун», гидроакустическую станцию «Геркулес-2М», системы управления оружием, средства связи и радиоэлектронной борьбы.

Итоги

  • Показатели ХПК и БПК после каждого этапа очистки становятся ниже.
  • Четыре этапа очистки проходят не все стоки. Очень часто уровень ХПК приходит в норму после первого этапа очистки.
  • Бытовые и промышленные стоки. Разница между ними.
  • Бытовые стоки содержат такие виды загрязнений, как мусор, органика, бытовая химия.
  • Стоки с промышленных предприятий имеют отходы производства. Содержат много химических примесей и разного рода загрязнений.
  • Как говорилось выше показатели ХПК выше БПК.
  • Соотношение показателей дает полную картину биохимического окисления, насколько стоки готовы к биологической очистке.
  • Допустимый интервал соотношения БПК и ХПК от 0,4 – 0,75 единиц.
  • После гравитационного разделения стоков, удаляют трудно окисляемые вещества. Завершение процесса увеличивает показатель соотношения.
  • Биологическая очистка понижает уровень показателей на 0,2.
  • Согласно СанПин, показатель ХПК не должен быть выше БПК более чем в 1,5 раза.
  • Уровень ХПК позволяет провести анализ природных водоемов и понять, какой масштаб загрязнения и какой уровень очистки ей необходим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector