Александр покрышкин — биография, информация, личная жизнь
Содержание:
Путь в небо
В 1931 году Александр был принят в комсомол, а год спустя вступил в ряды Красной армии и отправился на учёбу в Пермскую военную авиационно-техническую школу. В 1933-м Покрышкин успешно её окончил и получил направление на курсы усовершенствования технического состава ВВС Красной армии имени Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде. Обучение он прошёл с отличной аттестацией, после чего был направлен в Краснодар на прохождение службы в должности старшего авиационного техника авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа. Параллельно с учёбой Покрышкин занимался в планерном клубе.
Также по теме
«Пример братьям по оружию»: как советский лётчик Ююкин совершил первый в истории авиации таран наземной цели
80 лет назад советский лётчик Михаил Ююкин совершил в ходе боёв с японскими военными на Халхин-Голе первый в истории мировой авиации…
На Кубани Александр прослужил четыре года. Здесь его называли ходячей энциклопедией — он читал художественную и техническую литературу, вносил предложения по совершенствованию систем вооружения, участвовал в спортивных соревнованиях.
В 1938 году в Краснодаре Покрышкин за несколько недель прошёл подготовку по годовой программе пилота гражданской авиации. Это позволило ему получить направление в Качинскую краснознамённую военную авиационную школу имени Мясникова под Севастополем.
Год спустя Покрышкин её с отличием окончил, но на этом его военная карьера едва не завершилась. При проверке биографических данных всплыл факт лишения его отца избирательных прав как торговца. Покрышкина спасли товарищи по комсомольской организации, давшие ему на собрании положительную характеристику. Александр получил допуск к лётной службе и должность младшего лётчика 55-го истребительного авиаполка Одесского военного округа с местом дислокации в Кировограде. Во время Бессарабской операции 1940 года полк был переведён в Бельцы.
- Александр Покрышкин
Покрышкин стал одним из лучших лётчиков-снайперов в подразделении. В ходе полётов он использовал смелые манёвры, не предусмотренные программами обучения, за что в его адрес не раз звучали нарекания со стороны некоторых командиров.
Записные книжки летчика
А через пять лет, когда гениального лётчика уже не стало в живых, вдова его, Мария Кузьминична, открыла личный архив Александра Покрышкина. Это его дневники, письма, а главное – записные книжки, сохранившиеся с военного времени, где с уставной точностью скрупулёзно записано всё о сбитых самолётах – тип, место и все обстоятельства, при которых это произошло. Причём записывалось только то, что подтверждали официально наземные войска. А Покрышкин же воевал не только как истребитель, но и выполнял функции разведчика. Он нередко встречал противника в одиночку над Черным морем, следовательно, задокументировать гибель врага никто не мог. Кроме того, Александр Покрышкин понимал волнение молодых летчиков за исход боевых вылетов, их переживания по поводу отсутствия опыта, из-за чего они не попадают по неприятельским машинам, поэтому часто убеждал ребят, что сбитый фашистский самолет — на их счету.
Весь 1941-й и почти весь 1942 годы, когда наша армия отступала, причём поначалу в абсолютном беспорядке, какие могли быть подтверждения? Не до них. Был даже случай, когда часть, выходя из окружения с боями, не смогла сберечь штабные документы, сгорела их полная машина – и лётные книжки в том числе, где у Покрышкина были записаны пятнадцать самолётов, сбитых им лично.
И вот они числятся только в записной книжке, которую мы увидели после смерти маршала авиации. Сам Покрышкин не только не настаивал на “авторстве”, но и вообще не упоминал об этом случае – что сгорело, то сгорело. И он никогда не вёл разговоров о себе лично и о собственных заслугах. Однако уже после смерти Александра Ивановича исследователи доказали: их было минимум 116.
Довоенные годы
Город Николаевск, ныне Новосибирск. 19 марта 1913 года в семье рабочих рождается второй мальчик — Саша. Всего в семье Покрышкиных было семь детей: шесть мальчиков и одна девочка. С детства Саша был смышлёным парнишкой. Мечту о небе у Саши Покрышкина породил агитсамолет Общества друзей воздушного флота. Это был купленный на пожертвования сибиряков «Юнкерс», который приземлялся на пустыре у военного городка. Десятилетним мальчиком будущий ас впервые увидел так близко самолет.
«Буду делать все, но стану только летчиком!»
Закончив семилетнюю школу, Александр начинает работать на стройке, а после поступает в ФЗУ. Родители его не поддержали, и мальчик покинул отчий кров навсегда. Через года заветная путевка в авиацию получена – он едет в Пермь. Но, приехав учиться, Покрышкин узнает, что зачислен на курс авиамехаников, так как авиашкола была перепрофилирована с летного учебного заведения в авиационно-техническое.
Александр Покрышкин в 1940 году
В 1932 году зачислен в Красную Армию добровольцем. И здесь начинается его путь как лётчика. Александр пишет начальству в общей сложности 44 рапорта о том, чтобы его направили на обучение летной профессии, но ответа так и не было. Тогда он просит разрешения быть лётчиком-наблюдателем в самолете Всеволода Севастьянова «Р-1» (разведчик-1) и ему разрешают. По сути Севастьянов становится учителем у Александра Покрышкина. Свой первый самостоятельный полет Покрышкин совершил в аэроклубе Краснодара во время своего отпуска. Там за 17 дней он осваивает двухгодичную программу аэроклуба и экстерном на «отлично» сдает экзамен. Начальник клуба сказал:
Дальше он поступает в Качинскую военную авиационную школу летчиков. Менее, чем за один год оканчивает знаменитую Качу и получает назначение в 55-й истребительный авиаполк, располагавшийся на западной границе, под Бельцами (Молдавия). Там и застало А.И. Покрышкина начало Великой Отечественной войны.
Новый этап
Вскоре после окончания Великой Отечественной войны Покрышкину предложили поступить в Военно-воздушную академию. Но он отказался и отправился учиться на основной факультет Военной академии имени Фрунзе, чтобы освоить незнакомые ему ранее общевойсковые дисциплины. Искусство управления пехотой и артиллерией лётчик освоил на отлично.
Также по теме
«Нанёс врагу огромный ущерб»: как Иван Кожедуб стал одним из самых результативных асов антигитлеровской коалиции
75 лет назад лётчику-истребителю Ивану Кожедубу было присвоено первое звание Героя Советского Союза. Всего за годы Второй мировой…
Вскоре Александр был переведён из ВВС на должность заместителя командира истребительного авиационного корпуса ПВО. Хотя она была генеральской, звание генерал-майора Покрышкину было присвоено только в августе 1953 года.
В 1951-м он стал командиром 88-го истребительного авиационного корпуса ПВО, а через четыре года — командующим истребительной авиацией Северо-Кавказской армии ПВО. После окончания Высшей военной академии имени Ворошилова Покрышкин возглавил 52-ю воздушную истребительную армию. В 1959 году он занял должность заместителя командующего Киевским военным округом, а в 1968-м — заместителя главнокомандующего войсками ПВО СССР.
«Покрышкин был очень ответственным и прямолинейным человеком, он никогда не шёл на компромиссы с совестью ради личного комфорта», — рассказал в беседе с RT военный историк Юрий Кнутов.
Поэтому при переходе на политический уровень руководящей работы Покрышкин был многим неудобен. В 1972 году его перевели на весьма почётную, но не боевую должность председателя центрального комитета ДОСААФ. 16 декабря ему было присвоено звание маршала авиации. В 1981-м Покрышкин вошёл в группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
- Маршал авиации Александр Покрышкин (слева), маршал Советского Союза Георгий Жуков (в центре) и генерал-полковник авиации Иван Кожедуб
По словам Алексея Тимофеева, маршал превратил ДОСААФ в прибыльную структуру, нарастил бюджет, выделенный на учебную и спортивную работу, наладил практическую подготовку специалистов для нужд оборонной сферы.
Умер Покрышкин 13 ноября 1985 года от онкологического заболевания, предположительно, вызванного его участием в ядерных испытаниях.
Как отмечает Кнутов, «помимо своих заслуг на войне, Покрышкин внёс значительный вклад в развитие советской противовоздушной обороны, помог пилотам преодолеть боязнь реактивной авиации».
Григорий Речкалов
Григорий Андреевич Речкалов родился в деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии (ныне посёлок Зайково Ирбитского района Свердловской области). С авиацией он познакомился во время учёбы в кружке планеристов при фабрично-заводском училище Верх-Исетского завода Свердовска. В 1937 году он поступил в Пермскую военную школу лётчиков и впоследствии с успехом её закончил. В 1939 году в звании сержанта он был зачислен в 55-й авиационный истребительный полк в Кировограде.
Основной чертой Речкалова была настойчивость. Несмотря на то, что медкомиссия определила у лётчика дальтонизм, он добился права продолжить службу и в 1941 году был направлен в 55-й истребительный авиаполк. По словам сослуживцев, Речкалов отличался довольно неровным характером. Являя образец дисциплины в одном вылете, в следующем он мог отвлечься от выполнения главной задачи и столь же решительно начать преследование случайного противника.
Покрышкин Александр Иванович
Покрышкин Александр Иванович Родился: 6 (19) марта 1913 Умер: 13 ноября 1985 (72 года)
Биография
Александр Иваннович Покрышшкин — советский лётчик-ас, второй по результативности (после Ивана Кожедуба) пилот-истребитель среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Первый трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (1972).
Александр Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье фабричного рабочего. Отец его был выходец из крестьян Вятской губернии. Семья жила небогато, в не самом благополучном районе города, но это не помешало Саше с самого детства много времени уделять учёбе.
Покрышкин увлёкся авиацией в возрасте 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов. В 1928 году, после окончания семилетней школы он пошёл работать на стройку. В 1930 году, после конфликта с отцом, Александр покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев по специальности слесаря-лекальщика. Затем учился в вечернем институте сельскохозяйственного машиностроения и одновременно работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой». С 1931 года — член комсомола.
В Красной Армии с 17 июня 1932 года, доброволец. Был направлен в 3-ю Пермскую авиационную школу авиатехников, которую окончил в 1933 году. Затем учился на курсах усовершенствования технического состава ВВС Красной Армии имени К. Е. Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде, которые окончил в 1934 году. В декабре 1934 года Покрышкин стал старшим авиационным техником авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа (Краснодар) и оставался в этой должности до ноября 1938 года. В течение этого периода он предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.
В 1936—1938 годах Покрышкин обучался в Краснодарском аэроклубе мастерству лётчика. Во время отпуска зимой 1938 года он втайне от начальства прошёл всего за 17 дней годичную программу гражданского пилота. Это помогло ему добиться в ноябре 1938 года направления на учёбу в Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу имени А. Ф. Мясникова, которую он окончил с отличием в ноябре 1939 года. В звании лейтенанта А. И. Покрышкин был распределён на должность младшего лётчика в 55-й истребительный авиационный полк, входивший в состав ВВС Одесского военного округа. Полк базировался в Кировограде, а в 1940 году был передислоцирован в Бельцы (Молдавская ССР).
Подвиги
22 июля 1941 года на границе Молдавии старший лейтенант Покрышкин Александр Иванович встретил немецкое вражеское нападение. Но первый боевой опыт был крайне неудачным: он подбил советский СУ-2.
На всевозможных допросах у особистов лейтенант доказывал, что произошло это лишь потому, что данная модель была новой и он не знал, как она выглядит. Но уже через пару дней Покрышкин сбил в бою свой первый вражеский Мессершмитт.
Мнение эксперта
Петр Васильевич Лановой
Научный сотрудник, доцент кафедры археологии «Одесской археологической школы», доктор исторических наук СССР, профессор.
Александр Иванович был гениальным воздушным тактиком и стратегом. Он сразу заметил то, что техника воздушного боя советской авиации чрезвычайно устарела и значительно уступает технике вражеских войск. После каждого вылета герой авиации записывал в дневник все наблюдения и идеи. Он расписывал детально каждый вылет свой и своей группы.Именно Покрышкин разработал новую тактику ведения сражения в небе, которую впоследствии внедрили на всех фронтах.
Но особисты не забыли первый грех летчика — истребителя и в начале 1942 года его перевели в тыл на Закавказье. Ценой неимоверных просьб, Александр Иванович вернулся на фронт. С этого момента начался геройский путь пилота.
Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин стоит у боевого самолета. 1 октября 1942 года
Уже в начале июня 1943 года Александр Иванович сбил 7 вражеских самолетов, а к концу июня- 13. Награда не заставила себя ждать и 24 мая он получил первое звание Героя Советского Союза. К августу 1943 года количество сбитых вражеских самолетов приблизилось к 30! За мужество и отвагу Покрышкина второй раз наградили званием Героя Советского Союза. Отважный ас брал участие в легендарной авиа битве над Кубанью.
19 августа 1944 года, уже гвардии подполковник Покрышкин, был третий раз награжден почетным званием Героя.
Им гордилась вся страна! Известный факт, что немцы разлетались в разные стороны, когда узнавали, что в бой вылетел Покрышкин!
Войну летчик — истребитель окончил в Чехословакии. Последний бой с победой провел в небе над Прагой. По время Парада Победы на Красной площади Покрышкин нес знамя Первого украинского фронта.
Знаменная группа сводного полка 1-го Украинского фронта перед Парадом Победы .
По архивным данным и воспоминаниям самого пилота, количество боевых вылетов переваливало за 600, а сбитых им лично немецких самолетов больше чем 116!
Мирная жизнь
После окончания войны карьерная лестница выдающегося истребителя Александра Покрышкина взлетела стремительно вверх. Он поэтапно прошел все ступени карьеры военного и окончил ее в звании Маршала авиации. При этом, Покрышкин стал автором нескольких автобиографических книг.
Известно, что будучи главою ЦЛ ДОСААФ именно Покрышкин помог известному актеру и режиссеру Леониду Быкову в организации съемок киноленты “В бой идут одни старики”. Фрагмент из фильма, в котором главный герой был подбит и ему пришлось пешком добираться до своего расположения, взят из жизни маршала. Также реальным был факт угона вражеского Мессершмитта.
Капитан советской авиации Покрышкин
Всю свою жизнь Александр Иванович посвятил небу. До конца своих дней он активно работал, писал, занимал высокие чины. Но при этом всегда оставался добрым человеком, отзывчивым.Колоссальную поддержку он получал со стороны своей супруги Марии Кузьминичны, с которой познакомился в далеком 1941 году. Во время войны она служила в медсанбате. Они прожили долгую счастливую совместную жизнь. В браке родился сын Александр, который посвятил свою жизнь океанологии.
Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.
13 ноября 1985 года Покрышкин Александр Иванович скончался и был похоронен со всеми почестями на Новодевичьем кладбище города Москвы. Супруга маршала, пережила его на 15 лет.
Каждого человека ведет по жизни мечта
Прикоснувшись в детстве к металлическому корпусу аэроплана, маленький светловолосый мальчишка по имени Саша твердо решил для себя, что он обязательно будет летать!
Легендарный советский военачальник маршал авиации А.И.Покрышкин
Не знал он тогда, что его мечте суждено сбыться, как не ведал о том, что станет трижды Героем Советского Союза и Маршалом авиации.
Имя героя, аса-истребителя, маршала советской авиации навеки вошло в историю нашего народа. Герои не умирают-они уходят в небо!
Тактика
В первые же дни войны после нескольких боёв Александр Покрышкин понял, что наша авиация отстаёт не только в техническом отношении, но и в тактическом. Лётчик это был гениальный, а потому пришел к выводу, что нужны новые приёмы ведения боя, которые помогут преодолеть этот дисбаланс. И немедленно начал придумывать новые лётные приёмы, завёл тетрадь, в которой и разрабатывал новую тактику истребителя в бою. Она быстро заполнялась графиками, схемами, заметками. Причём свои задумки, прежде чем законспектировать, обязательно на себе проверял Покрышкин Александр, кратко описывал поиски решений, обозначал ошибки, подчёркивал удачи. Всё это очень часто расходилось с инструкциями, которые были выработаны для применения военно-воздушных сил.
Результативность боя начальство никак убедить не могла. Поэтому за первые пару десятков поверженных врагов Покрышкин получал не похвалу, а нахлобучку за ведение боя не по уставу. Но отступить от своих изысканий лётчик не мог. Странное дело: чем больше появлялось на фюзеляже звёздочек за сбитые вражеские машины, тем напряжённее становились отношения с командованием. И, наконец, в 1942 году лучшего воздушного аса исключили из партии, посадили на гауптвахту и собрались отдать под трибунал за нарушение инструкций ведения боя. Повезло – приехало гораздо более высоко стоящее начальство и попросило показать новую тактику в бою. Покрышкина освободили, чтобы показать собственный полётный почерк. И самолет Покрышкина показал всё, что умеет. Начальство было в восторге. Однако попросили инструкций больше не нарушать. Как же такое возможно для настоящего гения? Настоящий гений никогда от своего не отступает.
Личная жизнь
Сердце Александра Покрышкина занимали две страсти — авиация и Мария Кузьминична, медсестра. Знакомство с последней состоялось в 1942 году на берегу Каспийского моря. Молодые люди влюбились без памяти, слали с разных линий фронта друг другу письма, часть из которых оставалась без ответа: не успевала найти адресанта.
Александр Покрышкин и его жена Мария
Личную жизнь молодые люди узаконили 1 апреля 1944 года в Черниговке, ныне это село Приморского края. Тогда Мария Кузьминична уже носила под сердцем первенца — дочку Светлану. Она прожила 52 года, скончавшись от рака. Наследник Покрышкина, тоже Александр, родился в 1947 году.
Летчик с женой успели понянчить внуков — Александра, Павла и Екатерину.
Память
В Москве:
бюст в Зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе (2002 год);
мемориальная доска на доме по улице Большая Бронная, 19, где жил Покрышкин (ск. М. В. Переяславец, арх. А. П. Семёнов, открыта 7.5.1987);
В Краснодаре:
памятник в Краснодаре в микрорайоне имени Жукова (Энка), перенесённый в 2008 году с улицы Постовой;
мемориальная доска на доме у перекрёстка улиц Постовой и Седина, известный как «стодворка», в котором с 1936 года по 1938 год жил А. И. Покрышкин;
В Новосибирске:
бронзовый бюст в Новосибирске (Красный проспект), установлен в 1949 году в соответствии с правилом об установке бюста дважды Героя Советского Союза на его родине. Первоначально был установлен на пересечении Красного проспекта и улицы Гоголя. Но с началом сооружения метрополитена (1981 год) его «временно» переместили на площадь Свердлова (пересечение Красного проспекта и улицы Свердлова), где он и остался стоять;
в 1980 году имя А. И. Покрышкина было присвоено профессиональному училищу № 2 (с 2010 года — Новосибирский техникум металлургии и машиностроения);
с 1994 года в Новосибирском техникуме металлургии и машиностроения имени А. И. Покрышкина существует музей, посвящённый А. И. Покрышкину;
в 2000 году именем маршала Покрышкина была названа новая станция Новосибирского метрополитена. Через 12 лет, к столетнему юбилею маршала, при входе в один из её вестибюлей (см. фото) был установлен бронзовый бюст;
улица Покрышкина, названная так постановлением мэра Новосибирска от 2 июля 2001 года;
в 2003 году на площади Карла Маркса в Новосибирске был установлен памятник, а в 2006 году был проведён опрос населения на переименование площади в «Площадь Александра Покрышкина»;
в 2013 году около Новосибирского техникума металлургии и машиностроения имени А. И. Покрышкина установлен бюст;
к дню города в 2013 году в Новосибирске появилась Аллея маршала Покрышкина. Инициатива создания принадлежала студентам НГАХА. Она располагается от улицы Свердлова до улицы Коммунистическая, по Красному проспекту. Проект реконструкции его участка был утверждён 10 апреля 2013 года, на заседании архитектурно-градостроительного совета мэрии города. В ходе реконструкции здесь, согласно проекту стоимостью 10 млн рублей, появились: лавочки, обелиски и мозаики с изображениями самолётов, которые пилотировал Александр Покрышкин. На аллее также существующую тротуарную плитку поменяли на цветной гранит;
6 марта 2013 года Новосибирский Главпочтамт использовал спецгашение «100 лет со дня рождения А. И. Покрышкина (1913—1985)».
В Новокузнецке:В Перми:
мемориальная доска на бывшей школе авиатехников (ул. Орджоникидзе, 12), в которой он учился. Установлена в 1990 году, пропала в 2003 году, восстановлена с гипсового слепка в 2008 году.
Во Ржеве:
мемориальная доска в Ржевском авиагарнизоне, которым в 1950-е годы командовал А. И. Покрышкин;
площадь имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации Александра Ивановича Покрышкина;
в 2013 году, на аллее в войсковой части 40963 6-й бригады военно-космической обороны, был установлен бронзовый бюст А. И. Покрышкина;
имя А. И. Покрышкина присвоено 6-й бригаде военно-космической обороны, штаб которой дислоцирован во Ржеве.
В Ростове-на-Дону:В Севастополе:На Украине:
в Киеве, на доме, в котором он жил в 1968 году (ул. Грушевского, 34а), установлен памятный знак;
бюст на аэродроме «Широкое» под Запорожьем. На этом аэродроме в 1988—1992 годах базировалось Запорожское авиационное училище лётчиков ДОСААФ СССР, которое носило имя трижды Героя Советского Союза маршала авиации А. И. Покрышкина;
в 1985 году Киевскому высшему инженерному радиотехническому училищу ПВО присвоено почётное звание имени маршала авиации А. И. Покрышкина.
В Казахстане:Воинские части:
почётные наименования «Имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации А. И. Покрышкина» присвоены 4-й и 6-й бригадам противовоздушной обороны (ПВО) Войск воздушно-космической обороны (ВКО), дислоцированные в Долгопрудном (Московская обл.) и Ржеве (Тверская обл.);
его именем назван 689-й гвардейский Сандомирский, ордена Александра Невского истребительный авиационный полк (входит в состав Балтийского флота).
А также:
пионерский лагерь имени Покрышкина (Аэрокосмического объединения «Полёт», научно-производственное объединение «завод имени Баранова») в Омской области (курортная зона Чернолучье);
Художественная марка: 22 февраля 2013 года в обращение была введена художественная марка «100 лет со дня рождения А. И. Покрышкина (1913—1985)». (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1675).
-
Назад
-
Вперёд
Добавить комментарий
Александр – это защитник
Зато о заслугах других говорил громко и настойчиво. Михаил Девятаев, тот самый, что угнал из концлагеря “Хейнкель-111” и вывез наших пленных на нём, только благодаря Покрышкину получил звезду Героя, и то после долгих хлопот. Уже после войны из лагеря военнопленных (это была американская зона!) им был вызволен любимый ученик Иван Бабак, который сбил более сорока вражеских асов и которого перед самым трагическим вылетом Покрышкин представил к званию Героя.
Лётчик Григорий Дольников был сбит, попал в плен, бежал, и добрался до своих, которые начали было судить его. Покрышкин вмешался и отстоял: “У Дольникова на коже написана вся биография!” – сказал он. И правда, того сильно били и пытали в плену. Имя Александр переводится с греческого как “защитник”. Покрышкин полностью его оправдал.
Почести и награды
- Советские награды
- Трижды Герой Советского Союза (24 мая 1943 г. — № 993, 24 августа 1943 г. — II № 10, 19 августа 1944 г. — III № 1).
- Шесть орденов Ленина (22 декабря 1941 г. — № 7086; 24 мая 1943 г. — № 9600; 24 августа 1943 г. — № 124904; 21 октября 1967 г. — № 344099; 21 февраля 1978 г. — № 429973; 5 марта 1983 г. — № 400362).
- Орден Октябрьской революции (5 марта 1973 г. — № 1793).
- Орден Красного Знамени , четыре раза (22 апреля 1943 г. — № 66983; 18 июля 1943 г. — № 8305/2; 24 декабря 1943 г. — № 448/3; 20 апреля 1953 г. — № 1392/4).
- Орден Суворова 2 степени дважды (6 апреля 1945 г. — № 1484; 29 мая 1945 г. — № 1662).
- Орден Отечественной войны I степени (11 марта 1985 г. — № 537850).
- Орден Красной Звезды дважды (6 ноября 1947 г. — № 2762070; 4 июня 1955 г. — № 3341640).
- Орден «За заслуги перед Отечеством в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени (30 апреля 1975 г. — № 0039).
- Медаль за боевую службу (3 ноября 1944 г.)
- Медаль «За освоение целинных земель» (5 ноября 1964 г.).
- Медаль «Ветеран Вооруженных Сил СССР» (30 апреля 1984 г.).
- Медаль «За укрепление военного сотрудничества» (31 мая 1980 г.).
- Походные, юбилейные и памятные медали
- Почетный гражданин: Мариуполь , Новосибирск , Бельцы.
- Зарубежные награды
- Медаль за выдающиеся заслуги (США)
- Орден Народной Республики Болгарии I степени (Болгария)
- Орден Тудора Владимиреску 2-й и 3-й степени (Румыния)
- Орден Карла Маркса (Восточная Германия)
- Серебряный крест Virtuti Militari (Польша)
- Рыцарский крест ордена Polonia Restituta (Польша)
- Орден Сухэ-Батора (Монголия)
- Орден Красного Знамени (Монголия)
После войны
В 1948 году окончил Военную академию имени Фрунзе . С 1949 по 1955 год — заместитель командира 33-го истребительного авиационного корпуса ПВО, командир 88-го истребительного авиационного корпуса в Ржеве. Его неоднократно пропускали по службе, возможно, потому, что он был слишком умен (или честен) для утешения Сталина. Только после смерти Сталина он снова оказался в фаворе и, наконец, получил звание маршала авиации.
В 1957 году окончил Академию Генерального штаба . По окончании учебы служил начальником истребительной авиации Северо-Кавказской военной обороны. С 1959 года служил в 8-й отдельной воздушной армии ПВО (Киев), с 1961 по 1968 годы — командующий 8-й армией ПВО, заместитель командующего войсками ПВО Киевского военного округа. В 1968 году стал заместителем командующего войсками противовоздушной обороны.
Его высшее положение было президентом ДОСААФ (1972–1981), в основном гражданской организации, которой в основном было поручено обучать молодых гражданских лиц и готовить их к службе в ВВС. Покрышкин снова подвергся остракизму за свою честность. Несмотря на сильное давление, он никогда не писал и не поддерживал прославление роли премьер-министра Леонида Брежнева в битве на Кубани, где Брежнев был генерал-майором. Покрышкин умер 13 ноября 1985 года в возрасте 72 лет. В Новосибирске в его честь названы улица, площадь и станция метро .
Он написал несколько книг на русском языке о своем военном опыте. Он появился в эпизоде документального телесериала « Неизвестная война », в частности в эпизоде 9, озаглавленном «Война в воздухе», и в начале и в конце эпизода он разговаривал с ведущим и рассказчиком Бертом Ланкастером .
Есть два документальных фильма советского производства с Александром Покрышкиным в главной роли; Покрышкин в небе (1945) Русский ас Александр Покрышкин (1985).
Николай Гулаев
Николай Дмитриевич Гулаев родился в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области). Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ, вечерами учился в аэроклубе. Это увлечение помогло ему в 1938 году, когда Гулаева призвали в армию. Лётчика-любителя направили в Сталинградское авиационное училище, которое он окончил в 1940 году.
Во время войны Гулаев пользовался репутацией сорвиголовы. В августе 1942 года с ним приключился инцидент, который показал как отвагу, так и некую своевольность его характера. У молодого лётчика не было разрешения на ночные полёты, и когда 3 августа 1942 года в зоне ответственности полка, где служил Гулаев, появились гитлеровские самолёты, в небо отправились опытные пилоты.
Вместе с ними полетел и Гулаев, который решил доказать, что он не хуже «стариков». В итоге в первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов уничтожил немецкий бомбардировщик. Когда Гулаев вернулся на аэродром, прибывший генерал изрёк: «За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолёт, повышаю в звании и представляю к награде».