Лётчик-ас кожедуб иван никитович

Об атомном проекте СССР

В мае 1940 года вышел указ о возможности получения награды Героя Соцтруда дважды и даже трижды. В 1973 году ограничения были отменены, что давало гипотетическую возможность наиболее заслуженным деятелям науки и производства получить медаль в четвертый раз. Однако за период действия награды никто такой чести не удостаивался.

В ходе работы над атомным проектом в СССР была создана ядерная бомба, после чего в 1953-м пятеро ученых, организаторов производства и конструкторов, впервые в истории стали трижды Героями Социалистического Труда. Перечислим их:

  • И. В. Курчатов, руководитель проекта. Сегодня имя ученого-физика присвоено научному центру, основателем которого он являлся. До своей кончины в 1960 году он возглавлял Институт атомной энергии.
  • Ю. Б. Харитон. Он находился в должности главного конструктора. Ученый прожил долгую жизнь, до 92 лет возглавлял КБ-11 (г. Саров), созданное при АН СССР, при Лаборатории № 2.
  • К. И. Щелкин, первый заместитель Ю. Б. Харитона. Кирилл Иванович ушел из жизни в возрасте 57 лет, в 1968-м. Он вошел в историю как первый научный руководитель ядерного центра, известного под названием «Челябинск-70».
  • Я. Б. Зельдович, ученый-физик, возглавлявший теоретический отдел. Яков Борисович ушел из жизни в 1987-м. Он возглавлял предприятие, занимавшееся разработкой “ядерного щита” для страны.
  • Н. Л. Духов, еще один заместитель Ю. Б. Харитона. Генерал-лейтенант являлся разработчиком ядерного оружия, но он также известен как конструктор тяжелых танков. Трижды Герой Социалистического труда Николай Леонидович с 1941 года занимался производством танков КВ на базе ЧТЗ (Челябинского тракторного). С 1943 по 1948 г. он занимал должность главного конструктора, наладив их конвейерное производство. Среди его разработок следующие модификации: ИС, КВ-1с, КВ-85. Ученый ушел из жизни в 1964 году в возрасте 59 лет.

Любопытно, что факт награждения участников атомного проекта долгое время был засекречен, поэтому официально первым трижды Героем Социалистического Труда стал узбекский хлопковод.

Довоенные годы

Город Николаевск, ныне Новосибирск. 19 марта 1913 года в семье рабочих рождается второй мальчик — Саша. Всего в семье Покрышкиных было семь детей: шесть мальчиков и одна девочка. С детства Саша был смышлёным парнишкой. Мечту о небе у Саши Покрышкина породил агитсамолет Общества друзей воздушного флота. Это был купленный на пожертвования сибиряков «Юнкерс», который приземлялся на пустыре у военного городка. Десятилетним мальчиком будущий ас впервые увидел так близко самолет.

«Буду делать все, но стану только летчиком!»

Закончив семилетнюю школу, Александр начинает работать на стройке, а после поступает в ФЗУ. Родители его не поддержали, и мальчик покинул отчий кров навсегда. Через года заветная путевка в авиацию получена – он едет в Пермь. Но, приехав учиться, Покрышкин узнает, что зачислен на курс авиамехаников, так как авиашкола была перепрофилирована с летного учебного заведения в авиационно-техническое.

Александр Покрышкин в 1940 году

В 1932 году зачислен в Красную Армию добровольцем. И здесь начинается его путь как лётчика. Александр пишет начальству в общей сложности 44 рапорта о том, чтобы его направили на обучение летной профессии, но ответа так и не было. Тогда он просит разрешения быть лётчиком-наблюдателем в самолете Всеволода Севастьянова «Р-1» (разведчик-1) и ему разрешают. По сути Севастьянов становится учителем у Александра Покрышкина.  Свой первый самостоятельный полет Покрышкин совершил в аэроклубе Краснодара во время своего отпуска. Там за 17 дней он осваивает двухгодичную программу аэроклуба и экстерном на «отлично» сдает экзамен. Начальник клуба сказал:

Дальше он поступает в Качинскую военную авиационную школу летчиков. Менее, чем за один год оканчивает знаменитую Качу и получает назначение в 55-й истребительный авиаполк, располагавшийся на западной границе, под Бельцами (Молдавия). Там и застало А.И. Покрышкина начало Великой Отечественной войны.

Воздушный учитель

«Зайцев воспитал эскадрильи умелых и смелых истребителей. Молодёжь учится у молодого по возрасту, но опытного истребителя немецких самолётов», — так писала о советском асе газета «Комсомольская правда» в августе 1942 года.

По словам Андрея Горбунова, 5-й гвардейский истребительный авиационный полк стал одним из самых результативных в СССР по количеству сбитых вражеских самолётов.

  • Василий Зайцев

«Зайцев был выдающимся командиром и воспитателем, именно под его командованием из молодых, необстрелянных лётчиков выросли мастера воздушного боя», — подчеркнул эксперт.

«Полк полноценно включился в войну и блестяще себя проявил, был примером для других подразделений», — подчеркнул эксперт.

По словам заслуженного военного лётчика России, генерал-майора Владимира Попова, Зайцев остро ощущал ответственность за коллектив, болел душой за своих подчинённых и старался, чтобы его полк никогда не «ударил в грязь лицом».

  • Лётчики 5-го гвардейского истребительного авиационного полка. Слева направо: Ю.М. Беркаль, В.В. Ефремов, Г.Д. Онуфриенко, Б. Афанасьев, Н.Е. Романов, Г.А. Инякин, И. Бикмухамедов, В.П. Рулин

Командование настолько высоко ценило Зайцева, что его опыт начали транслировать в масштабах всей страны. В сентябре 1942 года в газете «Красная Звезда» вышел материал Зайцева, в котором лётчик делился своим боевым опытом и давал советы молодым пилотам.

«Перед атакой взвесь обстановку и, если нет возможности удобно подойти к врагу, лучше немного выждать. Пройдёт несколько минут, и противник вдруг совершит такой разворот, что подставит своё уязвимое место, либо облако удобное подвернётся, откуда будет легче незаметно сблизиться с противником. Когда атакуешь, не забывай самого главного — веди только прицельный огонь и только с коротких дистанций», — просто и доходчиво объяснял Зайцев азы воздушного боя молодым коллегам на страницах «Красной Звезды», дополняя в дальнейшем теорию примерами из своих конкретных боёв.

По словам историков, Зайцев лично принял участие во многих крупных воздушных сражениях. 24 августа 1943 года он во второй раз стал Героем Советского Союза. Осенью того же года при перелёте на УТ-2 Зайцев был атакован двумя нацистскими истребителями. Советский ас смог уклониться от попаданий, но при посадке самолёт перевернулся, лётчик получил тяжёлые травмы и на несколько месяцев попал в госпиталь.

Василий Зайцев участвовал в освобождении от нацистов УССР и стран Восточной Европы. В 1944 году он был назначен заместителем командира 11-й гвардейской истребительной авиадивизии, а в 1945 году — 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса.

  • Самолёт-истребитель ЛаГГ-3 (1940 год) советских авиационных конструкторов Семёна Алексеевича Лавочкина (1900—1960), Владимира Петровича Горбунова и Михаила Ивановича Гудкова
  • РИА Новости

«В последнее время некоторые исследователи уменьшают количество побед Зайцева, но, по моим данным, у него было 427 боевых вылетов и 163 воздушных боя. Он сбил лично 34 и в составе группы 19 самолётов противника», — рассказал RT Николай Бодрихин.

При этом, по словам эксперта, в годы войны Зайцев летал на нескольких типах самолётов, дольше всего — на Ла-5.

Великая Отечественная война и подвиги Кожедуба

После начала Великой Отечественной войны Ивана Кожедуба и все училище переводят в Казахстан, но после многочисленных рапортов, осенью 1942 года его отправляют в Москву. Здесь он попадает в 240 истребительский авиаполк под командование Игнатия Солдатенко. На первое боевое задание Иван Никитович вылетел в марте 1943 года, но попав под огонь, просто чудом смог приземлится практически невредимым. Прежде чем будущий великий летчик сел за свой новый самолет Ла-5 прошло около месяца.

Личный боевой счет Иван Кожедуб открывает в июле 1943 года, во время Курского сражения. Это был его сорокой боевой вылет. За несколько дней в списке уже значились 4 победы. 6 августа 1943 года Иван Никитович Кожедуб получает свою первую награду – орден Боевого Красного Знамени. В это же время он сам начинает командовать эскадрильей. Осенью 1943 года его отправляют в тыл, впереди предстояли горячие тяжелые бои, нужно было восстановить силы.

После возвращения на фронт он решает поменять свою тактику, остановившись на бреющем полете, что требовало мужества и большого мастерства. За боевые заслуги в начале февраля 1944 года молодому перспективному летчику-истребителю было присвоено звание Героя Советского Союза. К августу 1944 года Кожедуб получил уже вторую Золотую Звезду Героя Сооветского Союза, в это время он лично сбил уже 48 самолетов противника за 246 боевых вылетов. В первый осенний месяц 1944 года группа летчиков во главе с Кожедубом была направлена в Прибалтику.

Здесь всего за несколько дней под его командованием было сбито 12 немецких самолетов, своих они потеряли только 2. После такой победы противник отказался от активных действий на этой территории. Еще один значимый воздушный бой прошел зимой, в феврале 1945 года. Тогда было сбито 8 самолетов противника, и уничтожен 1 самолет советской армии. Значимым личным достижением для Ивана Кожедуба было уничтожение реактивного Ме-262, который значительно превосходил по скорости его «Лавочкина». В апреле 1945 великим летчиком-истребителем были сбиты его последние 2 самолета противника.

К концу Великой Отечественной войны Иван Кожедуб был уже майором, на его счету было 62 сбитых самолета и 330 боевых вылетов и 120 боев в воздухе. В августе 1945 года уже в третий раз он Героем Советского Союза.

Военная служба

В 1941 году жизнь Ивана Кожедуба разделилась на две эпохи: до и после войны. С педагогическим составом авиашколы молодой человек оказался в Чимкенте (ныне Шымкент). Этот город располагается на территории Казахстана. Вскоре Ивану присвоили звание старшего сержанта, а уже через несколько месяцев доставили Кожедуба в 240 истребительный полк 302 истребительной авиационной дивизии, которая была размещена в Иваново. Годом позже летчик оказался на Воронежском фронте.

Вот самолет Ивана взлетает в воздух, но первый блин оказался комом. Ла-5, на котором передвигался Кожедуб, был поврежден. Только спинка из непробиваемого материала позволила летчику сохранить жизнь. Самолет оказался полностью разбит, но мастерство пилота позволило приземлиться на взлетно-посадочной полосе. Восстановить одномоторный истребитель не удалось.

Летчик Иван Кожедуб

Из-за нехватки летательных аппаратов Кожедуба пытались перевести на пост оповещения, но непосредственный командир встал на защиту солдата. Уже летом 1943 года Иван получил очередную звездочку и стал носить звание младшего лейтенанта. Благодаря этим изменениям пилот поднялся по карьерной лестнице до заместителя командира эскадрильи.

Верность Отчизне Иван доказывал каждый день, поднимаясь в небо и защищая русскую землю. 6 июля 1943 года началась битва на Курской дуге. В этот раз взмыл в небесную синеву Кожедуб уже в 40 раз. Юбилей отметил летчик сбитым немецким самолетом-бомбардировщиком. Спустя сутки пилот заявил об еще одном летательном аппарате, который сбил. 9 июля под огонь попали 2 истребителя противника.

Истребитель Ла-7 Ивана Кожедуба

За такие достижения Иван получил звание лейтенанта и Героя Советского Союза. В 1944 году Кожедуб пересел на уникальный самолет Ла-5ФН. Летательный аппарат создали на пожертвование пчеловода из Сталинградской области В.В. Конева. В это же время пилота награждают званием капитана и переводят на должность заместителя командира 176 гвардейского полка. В небо отныне военнослужащего поднимал новенький истребитель Ла-7. На счету Кожедуба присутствует 330 боевых вылетов и 62 сбитых самолета.

Для Ивана завершилась Великая Отечественная война 17 апреля 1945 года. Победу пилот встретил уже в Берлине. Здесь же мужчине вручили очередную медаль «Золотая Звезда». Эту награду присуждали тем людям, которые проявили отвагу, мужество и высокое воинское мастерство. Из основных черт Кожедуба можно выделить желание рисковать. Открывать огонь летчик предпочитал на близком расстоянии.

Позже Иван Никитович напишет автобиографию, в которой расскажет, что в 1945 году, незадолго до завершения военных действий, на хвосте самолета оказались два «американца». Военнослужащие США восприняли Кожедуба как врага, поэтому стали обстреливать советский летательный аппарат. Сами и пострадали: погибать Иван не планировал, а, напротив, мечтал вновь ступить на землю. В итоге американцы погибли.

Нельзя недооценивать подвиги, которые совершил Иван Никитович в военные годы. Не единожды Кожедуб оказывался в неприятных ситуациях, из которых любой другой пилот не смог бы выбраться. Но летчик каждый раз выходил из битв победителем. Мужчина сажал фактически разрушенные истребители и сам оставался в живых.

Иван Кожедуб вместе с летчиками-асами

Оставлять службу после окончания Великой Отечественной войны Кожедуб не желал, поэтому остался на службе в ВВС. Для дальнейшего продвижения Ивану Никитовичу требовалось получить высшее образование, поэтому летчик поступил в Краснознаменную Военно-воздушную академию. Постепенно авиастроительные заводы стали создавать уникальные конструкции. Кожедуб поднимался в воздух и испытывал летательные аппараты.

Так в 1948 году Иван Никитович испытал реактивный МиГ-15. Спустя 8 лет судьба привела летчика в Военную академию Генерального штаба. Настало время новой войны, которая проходила в Корее. Оставить без руководства 324 истребительную авиационную дивизию командир не мог, поэтому отправился с солдатами в другую страну. Благодаря навыкам Кожедуба за год в войне погибли 9 пилотов, было одержано 216 побед в воздухе.

Иван Кожедуб в последние годы

После возвращения из Кореи занял пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Эту должность покинул в 1971 году в связи с переводом в центральный аппарат Военно-воздушных сил. Спустя 7 лет Иван Никитович оказался в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году Кожедуб получил звание Маршала авиации.

Помимо любви к военной службе, у Ивана Никитовича было другое направление деятельности. Это политика. Однажды Кожедуба избрали народным депутатом в Верховный Совет СССР II-V созывов.

Подвиги

 22 июля 1941 года на границе Молдавии старший лейтенант Покрышкин Александр Иванович встретил немецкое вражеское нападение. Но первый боевой опыт был крайне неудачным: он подбил советский СУ-2.

Легендарный советский Су-2

На всевозможных допросах у особистов лейтенант доказывал, что произошло это лишь потому, что данная модель была новой и он не знал, как она выглядит. Но уже через пару дней Покрышкин сбил в бою свой первый вражеский Мессершмитт.

Мнение эксперта
Петр Васильевич Лановой
Научный сотрудник, доцент кафедры археологии «Одесской археологической школы», доктор исторических наук СССР, профессор.

  Александр Иванович был гениальным воздушным тактиком и стратегом. Он сразу заметил то, что техника воздушного боя советской авиации чрезвычайно устарела и значительно уступает технике вражеских войск. После каждого вылета герой авиации записывал в дневник все наблюдения и идеи. Он расписывал детально каждый вылет свой и своей группы.Именно Покрышкин разработал новую тактику ведения сражения в небе, которую впоследствии внедрили на всех фронтах.

Но особисты не забыли первый грех летчика — истребителя и в начале 1942 года его перевели в тыл на Закавказье. Ценой неимоверных просьб, Александр Иванович вернулся на фронт. С этого момента начался геройский путь пилота.

Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин стоит у боевого самолета. 1 октября 1942 года

Уже в начале июня 1943 года Александр Иванович сбил 7 вражеских самолетов, а к концу июня- 13. Награда не заставила себя ждать и 24 мая он получил первое звание Героя Советского Союза. К августу 1943 года количество сбитых вражеских самолетов приблизилось к 30! За мужество и отвагу Покрышкина второй раз наградили званием Героя Советского Союза. Отважный ас брал участие в легендарной авиа битве над Кубанью.

19 августа 1944 года, уже гвардии подполковник Покрышкин, был третий раз награжден почетным званием Героя.

 Им гордилась вся страна! Известный факт, что немцы разлетались в разные стороны, когда узнавали, что в бой вылетел Покрышкин!

 Войну летчик — истребитель окончил в Чехословакии. Последний бой с победой провел в небе над Прагой. По время Парада Победы на Красной площади Покрышкин нес знамя Первого украинского фронта.

Знаменная группа сводного полка 1-го Украинского фронта перед Парадом Победы .

По архивным данным и воспоминаниям самого пилота, количество боевых вылетов переваливало за 600, а сбитых им лично немецких самолетов больше чем 116!

Мирная жизнь

 После окончания войны карьерная лестница выдающегося истребителя Александра Покрышкина взлетела стремительно вверх. Он поэтапно прошел все ступени карьеры военного и окончил ее в звании Маршала авиации. При этом, Покрышкин стал автором нескольких автобиографических книг.

 Известно, что будучи главою ЦЛ ДОСААФ именно Покрышкин помог известному актеру и режиссеру Леониду Быкову в организации съемок киноленты “В бой идут одни старики”. Фрагмент из фильма, в котором главный герой был подбит и ему пришлось пешком добираться до своего расположения, взят из жизни маршала. Также реальным был факт угона вражеского Мессершмитта.

Капитан советской авиации Покрышкин

 Всю свою жизнь Александр Иванович посвятил небу. До конца своих дней он активно работал, писал, занимал высокие чины. Но при этом всегда оставался добрым человеком, отзывчивым.Колоссальную поддержку он получал со стороны своей супруги Марии Кузьминичны, с которой познакомился в далеком 1941 году. Во время войны она служила в медсанбате. Они прожили долгую счастливую совместную жизнь. В браке родился сын Александр, который посвятил свою жизнь океанологии.

Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.

 13 ноября 1985 года Покрышкин Александр Иванович скончался и был похоронен со всеми почестями на Новодевичьем кладбище города Москвы.  Супруга маршала, пережила его на 15 лет.

 Каждого человека ведет по жизни мечта

Прикоснувшись в детстве к металлическому корпусу аэроплана, маленький светловолосый мальчишка по имени Саша твердо решил для себя, что он обязательно будет летать!

Легендарный советский военачальник маршал авиации А.И.Покрышкин

Не знал он тогда, что его мечте суждено сбыться, как не ведал о том, что станет трижды Героем Советского Союза и Маршалом авиации.

Имя героя, аса-истребителя, маршала советской авиации навеки вошло в историю нашего народа. Герои не умирают-они уходят в небо!

Коллекционирование вражеских самолётов

В августе 1944 года Кожедуб во второй раз стал Героем Советского Союза. Награду он получил за 256 боевых вылетов и 48 сбитых крылатых машин.

Вообще, за всё время войны на счету Ивана Никитовича было 330 боевых вылетов, 120 воздушных дуэлей и более 60 сбитых самолётов противника. В коллекции его трофеев были пикирующие бомбардировщики Ju-87, бомбардировщики Ju-88 и He-111, истребители Bf-109 и 21 Fw-190, штурмовики Hs-129, а также реактивный истребитель Ме-262. И ни один из противников не сумел подбить Кожедуба. Раз за разом именно советский пилот выходил победителем из воздушных дуэлей.

Помимо «немцев», на счету Кожедуба есть и американские самолёты. В автобиографии Иван Никитович вспоминал, что в 1945 году ему пришлось вступить в схватку с двумя Р-51 «Мустанг». Американские пилоты, не разобравшись в ситуации, приняли самолёт Кожедуба за немецкий и открыли огонь. Ас не стал указывать союзникам на ошибку, а просто продемонстрировал им своё мастерство. Итог: американские самолёты были подбиты.

В третий раз Кожедуб стал Героем Советского Союза в августе 1945 года. Затем была учёба в Военно-воздушной академии, знакомство с реактивным самолётом МиГ-15. Но в 1951 году о мирной жизни пришлось забыть. Разгорелась война в Корее. Кожедуб и его дивизия были отправлены в горячую точку, чтобы противостоять недавним союзникам — американцам. СССР выступил на стороне КНДР, американцы и силы ООН — на стороне Южной Кореи.


Памятник на Новодевичьем кладбище. (Wikimedia Commons)

Американские пилоты на «летающих крепостях» (бомбардировщики В-29 Superfortress) чувствовали себя хозяевами неба над Северной Кореей. Но советских пилотов это не смутило. С апреля 1951 года по январь 1952 года они сумели одержать более двухсот побед в воздушных дуэлях. Сам Кожедуб официально не участвовал в сражениях. Но есть сведения, что несколько раз он всё-таки нарушил запрет. И даже пополнил коллекцию трофеев ещё одним американским самолётом.

С небом Иван Никитович не расставался. Он освоил самые разнообразные самолёты, включая МиГ-21. В 1985 году ему присвоили звание маршала авиации. Не стало трижды Героя Советского Союза в августе 1991 года.

Послевоенные годы

После окончания войны он решил продолжить свою службу. В конце 1945 года Иван Никитович познакомился со своей будущей женой. У браке у них было двое детей: сын и дочь. Он также продолжал учиться, в 1949 году закончил Военно-Воздушную Академию, а в 1956 году Военную академию Генерального штаба. Участвовал в военных действия в Корее, под его командованием была 324 истребительская авиационная дивизия. В 1985 году Ивану Кожедубу выло присвоено высокой звание Маршала авиации.

Также в его биографии необходимо отметить общественную деятельность. Он был депутатом Верховного Совета СССР, а также народным депутатом СССР. Умер Иван Кожедуб у себя на даче 08 августа 1991 года.

Первый неудачный опыт

Когда началась ВОВ, Ивана вместе с его летной школой перевели в Казахстан. Но парень очень сильно просил руководство пустить его на фронт, одобрили просьбу лишь в 1942 году. Кожедуб приехал в Иваново, где создавали полк, а через несколько месяцев отправился непосредственно на фронт.

Первое сражение в воздухе оказалось провальным, его активно сбивали, но Иван все же смог приземлиться. Его здоровью ничего не угрожало, а вот самолет восстановлению уже не подлежал. После этого Кожедуба даже планировали отстранить от воздушных боев, но за него заступился командир и, как показало время, не зря!

Детство и юность

Кожедуб Иван Никитович родился в большой крестьянской семье на Украине в деревне Ображиевка Черниговской губернии. Он был самым младшим ребенком, имел трех старших братьев и сестру. Датой рождения официально принято считать 08 июня 1920 года, но, как известно, он добавил себе два года, которые были нужны для зачисления в техникум. Настоящей датой рождения Ивана Кожедуба является 06 июля 1922 года. Его отец занимался землей и работал на фабрике, но находил время для книг и даже сам сочинял стихи. Детей он воспитывал в строгости, старался привить им такие качества, как упорство, трудолюбие и исполнительность.

Когда Ваня пошел в школу, он уже умел писать и читать. Учился он хорошо, но школу посещал с перерывами, поскольку по окончании первого учебного года отец отправил его в соседнюю деревню работать подпаском. Перед поступлением в химико-технологический техникум в 1934 году Иван Никитович успел поработать в библиотеке. 1938 год стал переломным в судьбе юноши – тогда он начинает посещать аэроклуб.

Весной 1939 года произошел первый его полет, который оставляет большое впечатление. Уже в 1940 году приняв решение стать истребителем, он поступает в военное летное училище, по окончании которого его оставляют инструктором здесь же.

Звание

Звание появилось в 1934 году, Президиумом Верховного Совета СССР было принято решение о том, что всем гражданам, которые отличились в военных действиях, необходимо присвоить звание Героя СССР. Первоначально награда и звание не имели никаких точек соприкосновения. Всем, кто получил звание, присваивали другой знак отличия — орден Ленина.

Так продолжалось на протяжении двух лет, после было принято решение о том, что званию полагается соответствующая награда, которая считалась одной из самых ценных. «Золотая Звезда» Союза появилась в 1936 году, в разработке дизайна участвовал архитектор Мирон Мержанов.

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза

Медаль считалась дополнительным знаком, изначально не было никакой информации о том, сколько раз можно присваивать звание и вручать медаль одному человеку. Как не имелось информации о том, стоит ли присваивать награжденным еще и орден Ленина. Но впоследствии эти моменты были уточнены.

Звания Героя СССР мог быть удостоен любой гражданин, который проживал на территории СССР. Герой мог быть отмечен наградой дважды, кроме того, получение медали и присвоение звания позволяло человеку получить определенные льготы и пользоваться ими на протяжении всей жизни.

Естественно, что наибольшее количество медалей было получено в период Второй мировой войны. Кроме того, помимо звания гражданин получал:

  1. Орден Ленина или медаль «Золотая Звезда», в зависимости от года вручения.
  2. Почетную грамоту.

Помимо этого, герою устанавливали бюст из бронзы на его родине, если человеку звание было присвоено дважды, если же трижды, то бюст из бронзы устанавливали в Кремле.

Идея о том, что отличившимся гражданам необходимо присваивать звание настолько понравилась руководителям стран, находившихся под влиянием СССР, что во многих из них были учреждены подобные награды.

Наградной знак имел особую ценность среди коллекционеров, на сегодняшний день медаль «Золотая Звезда» является неплохим экспонатом для любой коллекции. Но вот продажа и покупка медалей времен СССР на территории нашей страны преследуется по закону. Поэтому встретить подобный лот можно нечасто.

Учитывая, что звание присваивалось только до распада СССР, а после награда уже именовалась иначе, сколько точно она стоит на аукционе, сказать сложно. Оценивая ее рыночную стоимость, можно сказать, что цена колеблется в пределах от одной до двух тысяч долларов. Но коллекционеры наверняка предложат более высокую стоимость.

Звание бесценно и по этой причине людям, которым оно было присвоено, был положен ряд льгот. Звание также нередко сочетали с другими наградами и медалями. Герой Социалистического Труда и Герой Советского Союза — эти звания нередко присваивались вместе. Космонавты и летчики пользовались особой любовью у генсеков, поэтому награду им вручали чаще, чем остальным представителям военных структур.

Статистика лишения звания:

  • всего 72 человека были лишены звания Героя по тем или иным причинам, в основном этой причиной были уголовные преступления;
  • 15 человек из этого списка впоследствии были расстреляны;
  • 13 человек так и не получили звание по причине того, что указы о присвоении были отозваны, причиной тому послужило необоснованное присвоение;
  • 61 человек по тем или иным причинам был лишен звания Героя, но после был восстановлен в звании;
  • 11 человек из тех, которые были лишены звания и расстреляны, впоследствии были реабилитированы.

Последним, кто получил награду, был Леонид Солодков, но на момент присвоения ему звания самого Советского Союза уже не существовало. С момента распада прошло меньше месяца, поэтому при вручении новоиспеченный герой вместо того, чтобы ответить «Служу Советскому Союзу», ограничился только фразой: «Спасибо».

Удостоверение к медали

Примечательным считается и тот факт, что четыре Героя Советского Союза уже после его распада получили звание Героев Российской Федерации. Двое из них были космонавтами.

Во времена СССР лишь два человека четырежды становились Героями. Такой чести удостоился только маршал Жуков и, конечно же, Леонид Брежнев, который питал любовь к орденам и медалям, по этой причине вручал их себе сам без видимых на то оснований.

Были среди Героев и женщины, до начала Великой Отечественной войны звания удостоились три представительницы прекрасного пола. В период Второй мировой войны число женщин среди награжденных значительно увеличилось и достигло 90 человек. Но 47 из них звание было присвоено посмертно.

Путь от инструктора до лётчика-аса

Немецкий реактивный истребитель Мессершмитт Ме-262 считался грозным противником. Встреча с ним в небе для советских пилотов не сулила ничего хорошего. Дело в том, что «немец» летал быстрее и мог находиться в небе дольше, чем советские самолёты. Но у него был один недостаток — манёвренность. Когда Ме-262 только появились, советские лётчики не знали, как с ними сражаться, поскольку тактика воздушных дуэлей ещё не была разработана.

17 февраля 1945 года Иван Никитович Кожедуб встретил немецкий реактивный истребитель. Ему повезло, он заметил противника первым, поэтому решил атаковать. Его Ла-7 уступал Ме-262 по всем параметрам, кроме манёвренности. Этот козырь и решил использовать Иван Никитович. Немецкий пилот не ожидал появления противника. Совершив несколько манёвров, Кожедуб приблизился к врагу на 500 метров. Оставалось совсем чуть-чуть, и можно было открывать огонь.


Иван Кожедуб. (Wikimedia Commons)

Неожиданно Кожедуб увидел, как в «немца» полетели трассы пуль — его сослуживец не выдержал накала и начал стрельбу раньше времени. Застигнутый врасплох вражеский пилот начал разворачивать свою крылатую машину, не оценив ситуацию. Расстояние между Ла-7 и Ме-262 резко сократилась. Кожедуб открыл огонь. Бой закончился, и не начинаясь. «Немец» был уничтожен.

Эта победа стала для Кожедуба 55-й. К тому моменту 24-летний уроженец черниговского села Ображиевка был уже дважды удостоен звания Героя Советского Союза.

Иван Кожедуб родился в июне 1920 года. С детства он любил читать и рисовать, занимался спортом. В 13 лет Иван мог одной рукой поднимать двухпудовую гирю. А когда он влюбился в небо, все навыки, полученные в детстве, сильно пригодились. Глазомер, дисциплина, наблюдательность и физическая подготовка помогли Кожедубу стать одним из лучших в Шосткинском аэроклубе. Затем была армия и Чугуевская военная авиационная школа лётчиков. Здесь Иван и остался в качестве инструктора.

Началась Великая Отечественная война. Авиационную школу эвакуировали в Чимкент. В этом казахском городе поселился и Кожедуб. Он по-прежнему был инструктором и готовил пилотов. И лишь в марте 1943 года начался его боевой путь.

Первый воздушный бой сложился неудачно. Кожедуб попал под обстрел немецких самолётов и получил сильные повреждения. Иван направил подбитую машину на аэродром, но угодил под огонь своих же зенитных орудий. Позже лётчик вспоминал, что хотел было катапультироваться из Ла-5, но передумал, решил рискнуть и посадить машину. Это у него получилось. Вот только командование сделало определённые выводы.

Истребитель Ла-7 Кожедуба в Центральном музее авиации в Монино. (Wikimedia Commons)

На пилоте, конечно, крест не поставили, но в небо практически не пускали. Пока не вмешался командир эскадрильи. Требовались опытные пилоты, поэтому он дал Кожедубу второй шанс. И не прогадал. За короткий срок тот проделал путь до пилота-аса. А Героем Советского Союза он стал в начале февраля 1944 года. Эту награду он получил за 146 боевых вылетов и два десятка сбитых вражеских самолётов.

Немного биографии

Иван родом из простой семьи, его отец был церковным старостой. Помимо него было еще четверо детей. В те времена царил голод, что касалось и его семьи, так как жили бедно. Но все же Иван рос образованным мальчиком, любил читать книжки, даже сам сочинял стихотворения.

Воспитывался мальчик в строгости. Уже в 5 лет Ваня охранял сад от воров в течение всей ночи, хотя к ним никогда никто и не забирался. Оказалось, отец заставлял его это делать для того, чтобы воспитать стойкость к жизненным испытаниям.

Отучился Иван в химико-технологическом СУЗе, ходил на подработку в библиотеку. У него появилось увлечение – авиация. Но он серьезно к этому не относился, считал, что это просто его хобби. Тогда он еще не знал, насколько навыки пилотирования станут для него важными, да и для всей страны.

Впоследствии начал посещать аэроклуб, все больше втягивался в это дело, а после службы в армии понял, что точно хочет стать летчиком!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector