Петляков и его рекордные «пешки»

Конструкция Пе-2

Конструкция самолета Пе-2 выполнена по типу низкоплана с двухкилевым оперением. Стоит отметить удачное расположение кабины экипажа, из которой летчик и штурман имели отличный угол обзора. Снижение скорости во время пикирования выполнялось за счет решетчатых тормозных щитков, которые прижимались к нижней части крыла. Торможение происходило путем выставления щитков навстречу потоку.

Данный самолет впервые в СССР оснастили многими механизмами электрического управления. На такой шаг пришлось пойти из-за того, что в гермокабине тяжело будет выводить подвижные тяги. К сожалению, именно электродистанционное оборудование часто становилось причиной возникновения самовозгорания аппарата в воздухе. Искры, которые могли образовываться при работе, поджигали бензиновые испарения.

В гидросистему пикирующего самолета заливали спиртоглицериновую смесь АМГ-6, которую авиаторы называли «ликер шасси».

Самолеты Петлякова. Высотный истребитель ВИ-100.

ВИ-100

В середине 1938г. Владимиру Михайловичу, находившемуся в заключении с 1937г, предложили работать в специальном техническом отделе НКВД СССР. Пятьдесят инженеров-конструкторов, собранных в специальный технический отдел НКВД, под руководством Петлякова, приступили к проектированию высотного истребителя для сопровождения АНТ-42 (Пе-8) летом 1938г.

Также читайте – «Боевые самолеты Ильюшина».

Через год началась сборка двух опытных экземпляров. А в декабре 1939г. «Сотка» Петлякова впервые поднимается в воздух. В процессе заводских испытаний производилась доводка самолета и устранение допущенных при расчетах ошибок. По завершении ЗИ «Сотые» переданы для государственных испытаний, после окончания которых самолет рекомендуют в серийное производство в «пикирующем варианте».

После участия самолета в параде 1 мая 1940г., Петлякову поручают в срочном порядке, за 45 суток, переработать «Сотку» в пикирующий бомбардировщик ПБ-100 и в сентябре представить машину на гос. испытания. В серийное производство «пикировщик» запустят под названием Пе-2.  

Начало работы

Закончив учебу, Петляков начинает работать В ЦАГИ, со временем став близким другом и помощником А.Н.Туполева. Второй моноплан серии АНТ проектировался уже цельнометаллическим.

Будучи ответственным за разработку крыльев, В.М.Петляков с В.Н. Беляевым изобрели способ расчета многолонжеронного крыла. Этим изобретением долгое время пользовались в своих расчетах все КБ страны. В одном из испытательных полетов АНТ-2 участвовал сам Петляков лично.

Также он принимал участие в создании АНТ-3(Р-3) — первого самолета, совершившего рекордные перелеты. Первенец серии с названием «Пролетарий» пролетел 7150 км, а следующий самолет «Наш ответ» преодолел уже 22000 км.

Очень интересна история создания Ант-4(ТБ-4), ставшего первым тяжелым бомбардировщиком страны. Первоначально заказ на создание тяжелого самолета, способного сбрасывать мины, бомбы и торпеды попытались сделать в Англии на известной фирме «Хэндли Пейдж». Однако англичане запросили полмиллиона рублей и полтора года.

Это было непозволительно дорого и слишком долго. Тогда в ЦАГИ провели предварительные расчеты и всего за 200000 рублей и 9 месяцев был создан бомбардировщик, который стал поистине триумфом отечественного самолетостроения.

Было принято решение показать самолет, получивший название «Страна Советов», за рубежом. Техническим руководителем опять назначили Петлякова.

На переделанном из бомбардировщика самолете был совершен сверхдальний полет по маршруту Москва-Петропавловск-Камчатский — Сан-Франциско — Нью-Йорк.

И во время финской компании отличился ТБ-1, сыграв решающую роль при прорыве линии Маннергейма.

Именно Петлякова, после создания АНТ-4, Туполев назначил ответственным за летные испытания всех последующих машин и передачу их на производство для серийного выпуска.

Пе-8: стратегический бомбардировщик

В начале 1930-х годов Советский Союз занимал первое место в мире по тяжелобомбардировочной авиации. Но время тяжелых медленных «бомбовозов» типа АНТ-6 (ТБ-3) постепенно ушло, стране нужны были другие самолеты. Перед конструкторами было поставлено техзадание на новую машину со следующими характеристиками: потолок высоты в 12 000 м, скорость 400 км/ч, бомбовая нагрузка 2-4 тонны, дальность 1200-3800 км.

Самолет ТБ-7 (будущий Пе-8) начали проектировать в середине 1934 года, но сроки поставки моторов, как и стального проката, постоянно срывались. В частности и по этим причинам свой первый полет самолет совершил лишь в декабре 1936 года. В 1937 году Владимир Петляков был арестован. После этого доводкой и внедрением в серийное производство самолета занимался его коллега Иосиф Незваль, позже участвующий в разработке и производстве многих машин КБ Туполева.

На момент создания ТБ-7 был одним из самых крупных, скоростных и высотных самолетов в мире. С практическим потолком в 10 300 метров, боевым радиусом в 3600 км, нагрузкой почти в 6000 кг по своим летно-техническим характеристикам он опережал известные мировые бомбардировщики, такие как первые модификации американского B-17, британский Halifax или немецкий Fw 200.

Во время войны Пе-8 внес большой вклад в битву на Курской дуге, а в июне 1942 года совершил, пожалуй, свой самый важный и секретный полет – доставил Вячеслава Молотова в Лондон и США. Перелет в Великобританию проходил через линию фронта и оккупированную немецкими войсками территорию. Далее Пе-8 с советской делегацией на борту пересек Атлантику, где прошли переговоры в Белом доме. Президент США Франклин Рузвельт был восхищен мастерством советских летчиков и лично пожал руки членам экипажа Пе-8.


В.М. Молотов (в центре, в летном шлеме) в  Шотландии в окружении советской делегации. Фото: Public Domain

В послевоенные годы Пе-8 тоже успел послужить: он участвовал в полярных экспедициях и освоении арктических районов страны. На полярные станции Пе-8 доставлял продовольствие, бензин, а один раз даже перевез вертолет Ми-1.

Самолеты Петлякова. Двухмоторный тяжелый истребитель Пе-3.

Пе-3

Задача разработать на базе пикирующего бомбардировщика истребитель была поставлена В. М. Петлякову в начале августа 1941г. Спустя 4 дня самолет был готов и совершил свой первый вылет. С машины демонтировали оборудование для бомбометания и установили дополнительные топливные баки. Установили дополнительное наступательное вооружение. Экипаж сократили до двух человек – пилота и штурмана. И в конце августа приступили к испытаниям уже серийного самолета. Всего заводами в период с 1941 по 1944гг., выпущено 360 единиц.

Это интересно «Необычные летательные аппараты».

Истребители использовались во время битвы за Москву в качестве истребителей-бомбардировщиков. Они наносили бомбовые удары по наступающим немецким войскам. Активное применение самолетов помогло быстро выявить слабые места и недостатки, которые устранялись заводскими бригадами. Машину Петлякова оснастили дополнительной авиационной пушкой в носовой части, а у штурмана установили пулемет для обороны задней полусферы.

Работа ради свободы

Наступил кровавый 1937-й, который не обошел и Петлякова. Осенью этого года он был арестован за участие в троцкистской «Русско-фашистской партии» и посажен в одну из шарашек (закрытых конструкторских бюро) – ЦКБ-29. Работая там, Петляков сконструировал высотный истребитель ВИ-100. Но результаты «зимней войны» с Финляндией показали, что он уже не нужен. Поэтому самолет приказали переделать в пикирующий бомбардировщик. Военная доктрина Страны Советов была наступательной, и бомбардировщики считались нужнее. Говорят, что Лаврентий Берия заявил прямо: «Если сделаешь такой самолет – освободим, озолотим, наградим».

Петляков поверил и в кратчайшее время создал свой знаменитый Пе-2.

Берия сдержал слово, и в 1940 году Петляков был освобожден, а после награжден Сталинской премией, получил американский автомобиль «Бьюик» и московскую квартиру. Премию в 100 тысяч рублей он разделил между сотрудниками своего КБ.

Производство нового пикирующего бомбардировщика было налажено на Казанском авиационном заводе. После начала войны туда же был переведен выпускавший «Пешки» московский завод №22. Переехал в Казань и Петляков с семьей.

Но к концу 1941 года самолет Пе-2 все еще не имел желаемых темпов выпуска. Многих специалистов в армию призывали прямо от станка, а найти им замену не удавалось. Неужели нарком авиационной промышленности СССР Алексей Шахурин не знал о том, что творится? Конечно, Петляков и звонил ему, и писал о тяжелом положении с кадрами, а нарком докладывал в ГКО о положении дел на заводе. Но реакции не было. Главный конструктор Петляков сам мотался по цехам, помогая рабочим. Практически жил на заводе. Чтобы увеличить производство Пе-2 и быстрее обучить работников, он внедрил конвейерный способ сборки самолетов, взятый у Генри Форда. Худо-бедно, к концу 1941 года было поставлено на крыло более тысячи Пе-2, которые приняли активное участие в обороне Москвы.

Успехи профессионала

В 1928 году Петляков возглавил бригаду создания тяжелых самолетов. Разрабатывая АНТ-6 (ТБ-3) он изобрел конструкцию бензобака, которой пользовались еще более 20 лет все конструкторы самолетов. Размах крыла у самолета был почти 42 метра. С тремя тоннами бомб он мог подняться на высоту до 8000 метров.

ТБ-3 стал основным бомбардировщиком страны. За создание этой машины В.М.Петлякова наградили орденом Красной Звезды и Орденом Ленина. Вот основные достижения ТБ-3:

  • Бои на Халкин-Голе;
  • Участие в Финской войне;
  • Оборона Смоленска;
  • Битва под Москвой;
  • Оборона Петрозаводска;
  • Бомбардировки под Мурманском;
  • Проект «Звено» (самолет-носитель для истребителей);
  • Доставка И.Д.Папанина с экспедицией на первую в мире дрейфующую станцию СП-1.

Бомбардировщик прошел несколько модернизаций для разных целей. До 22 июня 1941 года в авиацию было поставлено 516 машин и 25 во флот. Этот самолет из-за низкой скорости лучше всего зарекомендовал себя на фронте как ночной бомбардировщик.

Очередным гигантом, разработанным в КБ Туполева, был АНТ-16 (ТБ-4). Серийно он не производился, но стал прототипом агитсамолета «Максим Горький», самого большого на тот момент в мире.

Даже сейчас он в Топе 10 самых больших пассажирских самолетов. Длина его составляла 33 метра с размахом крыльев аж 63 метра. 8 моторов суммарной мощностью 7500 л.с. поднимали до 53 тонн общей массы. К несчастью 18 мая 1935 года самолет разбился. Погибли 11 членов экипажа и 47 пассажиров.

При создании самолета АНТ-25 «РД» (Рекорд дальности) Петляков придумал как сделать крыло-цистерну.

Именно на этой машине совершены два рекордных перелета в США через северный полюс. В.М.Петлякова опять назначили отвечать за техническую подготовку перелета.

Вместе с Туполевым

Сказано же: нет пророка в своём Отечестве. Вот и будущего именитого авиаконструктора Владимира Михайловича Петлякова тоже не сразу признали — на механический факультет МТУ (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) он поступил только со второй попытки. Но поскольку семья нуждалась в средствах, а он был старшим из братьев, учёбу пришлось отложить и добывать хлеб насущный на железной дороге.

Работая под началом Туполева, молодой конструктор разработал моноплан с «металлическими элементами», который в честь своего руководителя назвал «АНТ». Следующий моноплан из этой же серии был уже цельнометаллическим. Будучи ответственными за конструирование крыльев, В.М. Петляков и В.Н. Беляев разработали способ расчёта прочности металлических многолонжеронных крыльев, которым долгое время пользовались все конструкторские бюро страны. Потом появился воздушный разведчик АНТ-3 (Р-3) — самолёт, совершивший рекордные перелёты. Первенец серии с названием «Пролетарий» пролетел 7.150 км, а следующий самолёт, названный «Наш ответ», преодолел уже 22.000 км.

Примечательна история создания АНТ-4 (ТБ-1), ставшего первым тяжёлым бомбардировщиком страны. Заказ на создание тяжёлого самолёта, способного сбрасывать мины, бомбы и торпеды, предполагали разместить в Англии на известной фирме «Хэндли Пейдж», но там запросили слишком большую сумму и обозначили довольно продолжительный срок для выполнения работ — полтора года. Это не устраивало страну.

Фото из архива
АНТ-4, получивший название «Страна Советов», не стыдно было показать за рубежом.

Самолёт совершил сверхдальний полёт по маршруту Москва — Петропавловск-Камчатский — Сан-Франциско — Нью-Йорк. А в 1933 году А.В. Ляпидевский на АНТ-4 спасал челюскинцев. После создания АНТ-4 Андрей Туполев назначил Петлякова ответственным за лётные испытания всех последующих машин КБ и передачу их в производство. Забегая вперёд, отметим, что во время Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. ТБ-1 сыграл решающую роль при прорыве «линии Маннергейма».

Любопытная подробность. Принимая участие в разработке АНТ-6 (ТБ-3) Петляков изобрёл конструкцию бензобака, которой пользовались ещё более двадцати лет многие конструкторы. Но что там бензобак… Размах крыла у самолёта был почти 42 метра. С тремя тоннами бомб он мог подняться на высоту до 8.000 метров. ТБ-3 стал основным бомбардировщиком страны. За создание той машины В.М. Петлякова наградили орденами Красной Звезды и Ленина.

Бомбардировщик участвовал в боях на Халхин-Голе, в Советско-финляндской войне, использовался в первом периоде Великой Отечественной. Прошёл несколько модернизаций под разные задачи. До 22 июня 1941 года в авиацию было поставлено 516 машин и 25 Военно-морскому флоту. Однако из-за низкой скорости ТБ-3 стали использовать в качестве ночных бомбардировщиков.

Фото из архива
Петляков участвовал в разработке самого большого самолёта того времени – «воздушного агитпункта» АНТ-20 «Максим Горький».

Затем участие в создании АНТ-25 «РД» («РД» — рекорд дальности). Именно на этой машине совершены два рекордных перелёта в США через северный полюс. В.М. Петляков отвечал за техническую подготовку.

Взрослая жизнь

Будучи студентом, Владимир регулярно помогает маме деньгами, для чего устраивается на работу в железнодорожные мастерские подручным мастера и кочегаром. В 1910 году, окончив училище, Петляков совершает попытку перебраться в столицу. Но ему не удалось поступить в тамошнее техническое училище. Вернувшись в Таганрог, молодой человек начинает трудовой путь техника-механика, занятого ремонтом вагонов и поездов. А каждый вечер он проводит с учебниками по физике и математике. В 1911 году Владимир все же становится студентом московского учебного заведения и в качестве вольного слушателя посещает лекции легендарного Жуковского по аэродинамике. На втором курсе Петляков опять уезжает в Таганрог, чтобы помочь своим родственникам.

Четырехмоторный тяжелый Пе-8 (ТБ-7, АНТ-42).

АНТ-42

Разработку скоростного высотного «бомбера» ТБ-7 бригада Петлякова, работавшая в ОКБ Туполева, начала в июле 1934г. Главным конструктором самолета фактически являлся Петляков. Проектирование и постройка ТБ-7 продолжалась вплоть до конца 1936г, когда, поступили долгожданные двигатели, их за предельно короткие сроки установили на место.

Вас может заинтересовать – «Самолеты Поликарпова».

Но в октябре 1937г. Туполева, Мясищева и Петлякова подвергают аресту по обвинению саботажа в постройке и доводке АНТ-42. Таким образом окончательная доводка самолета и внедрение в серийное производство осуществлялась Иосифом Фомичом Незвалем – главным конструктором ОКБ Туполева.

Примечания

  1. В 1966 году к 75-летию со дня рождения В. М. Петлякова училище названо его именем
  2. «4. Одежда экипажа частично обгорела. Ввиду того, что вблизи расположения трупов на земле очагов пожара не было, о чём свидетельствует отсутствие снежных проталин, следует сделать вывод, что начало обгорания экипажа произошло в воздухе.»
  3. В районе ст. Камкино Казанской железной дороги, спустя 35-40 мин. после вылета, ведущий самолёт ст. лейтенанта тов. Овечкина Ф. А. резко развернулся влево на 1600—2000 и с большим углом снижения пошел на вынужденную посадку.
  4. «2. Следов пожара и копоти на моторах и его агрегатах нет. (Краска моторов, проводка зажигания, дюритовые шланги моторов следов загорания не имели).»
  5. . Классификатор адресов России. Онлайн-сервис.

Фронтовой пикирующий бомбардировщик Петлякова Пе-2 «Пешка».

Пе-2

Скоростной пикирующий «бомбер», основой для которого послужил самолет ВИ-100, был разработан в рекордно-короткий срок – 1,5 месяца. На помощь коллективу Петлякова из КБ Ильюшина, Яковлева и других направили более трехсот специалистов. А в связи с тем, что прототип 100 имел положительные характеристики, опытные экземпляры решено было не строить. Разрабатываемые чертежи, по готовности, в срочном порядке передавались на заводы для изучения и внедрения в производство. И в июне 1940г. приступили к сборке первого серийного самолета. А в конце осени этого же года новенькие «Пешки» стали поступать на испытательные полеты, по результатам которых выносится решение о максимальном ускорении темпов постройки самолетов этого типа. За срок массового выпуска (до 1945г.) со стапелей заводов сошло 11 247 боевых машин Петлякова в различных модификациях. Из эксплуатации самолеты выведут в 1954г.

Тайна, покрытая мраком

Ранним утром 12 января 1942 года Петляков прибыл на аэродром, где к старту готовились два Пе-2 для перегонки в Подмосковье. Свои вещи он положил в ближайший к нему самолет под номером 14/11. Племянница авиаконструктора Валентина вспоминала, что когда Владимир Михайлович уходил из дома, его мать, Мария Евсеевна, была в истерике, словно чувствуя, что в последний раз видит сына. Петляков обнял рыдающую мать и шепнул ей, чтобы успокоить: «Мама, хоть бы была нелетная погода сегодня, тогда я завтра поеду в Москву поездом».

Петляков спешил… И трагически погиб в этот тяжелый день недели, понедельник, 12 января 1942 года. Самолет, в котором летел Петляков, упал на землю и разбился. До сих пор никто точно не знает причины его гибели. Есть несколько версий-предположений, есть до сих пор и живые свидетели этой трагедии -жители села Мамешево Пильнинского района Нижегородской области, Клопов Михаил и Крылов Иван, но материалы литерного дела №2195 до сих пор под грифом «Секретно». Сегодня они хранятся в архивах ФСБ, куда невозможно попасть. Известно лишь, что полет проходил на небольшой высоте, вдоль линии железной дороги.

Одни считают, что причиной катастрофы стали погодные условия (но метеосводка это не подтверждает), другие полагают, что всему виной возгорание и отказ двигателя. Есть даже версия, что самолет по ошибке сбили зенитчики, охранявшие мост над рекой Пьяна. Но правды не знает никто.

О смерти Владимира Петлякова газета «Правда» сообщила только в субботу, 24 января 1942 года. Похоронили конструктора в тот же день на Арском кладбище в центре Казани. Очевидцы рассказывают, что во время панихиды Туполев закричал: «Володька, что же ты наделал!»

Когда Сталину сообщили о гибели главного конструктора Пе-2 и планах Шахурина с Туполевым выпускать в Казани Ту-2, вождь вызвал наркома к себе на ковер. Разговор был весьма резким. Было приказано отправить Туполева из Казани назад в Омск, директора завода заменить, а во главе казанского КБ поставить достойного человека. Таким человеком чуть позже стал Владимир Мясищев, один из создателей первых советских тяжелых дальних бомбардировщиков.

Увы, даже на кладбище Владимиру Петлякову не дают покоя. Несколько лет назад злоумышленники сняли с постамента бронзовый бюст конструктора вместе с могильной плитой и сдали в скупку цветных металлов. После долгих жалоб и писем бюст все-таки был восстановлен из дешевого материала. При этом лицо скульптор лепил с живого брата Петлякова, Михаила, который очень похож на Владимира Михайловича.

Катастрофа у станции Камкино

12 января 1942 г. в 14 часов 15 минут в трех километрах от станции Камкино Казанской железной дороги самолет Пе-2 , следовавший в паре с другой «пешкой» Казанского авиазавода, отклонился от маршрута, резко развернулся влево и с большим углом снижения пошел на вынужденную посадку, которая закончилась катастрофой.

Это лишь одна из катастроф, которых было немало на 22-м авиазаводе с самолетами Пе-2 — основной продукцией военного времени, и вряд ли трагедия под Камкино привлекла бы внимание на самом «верху», если бы не пассажир разбившегося Пе-2. Им оказался авиаконструктор В.М. Петляков, лауреат Сталинской премии, кавалер двух орденов Ленина и Красной Звезды, создатель пикирующего бомбардировщика Пе-2

Петляков, лауреат Сталинской премии, кавалер двух орденов Ленина и Красной Звезды, создатель пикирующего бомбардировщика Пе-2.

Для расследования авиакатастрофы была создана комиссия под председательством командира авиаполка особого назначения п-ка Мурзина. В расследовании принимали участие и сотрудники госбезопасности из Москвы — организации, при всей ее репутации, весьма эффективной и располагавшей широкой сетью источников информации. Благодаря сообщениям ее агентов, работавших на заводе, аэродроме, а также входивших в ближнее окружение конструктора, удалось собрать массу фактов, относившихся как к катастрофе, так и предшествовавшим ей событиям. Проверялась любая версия, любая информация.

Было даже предположение о диверсии, так как при вскрытии тел погибших в брюшной полости летчика Ф.А.Овечкина обнаружили автоматную пулю. Информация повергла сотрудников НКВД в шок. Получалось, что лауреата Сталинской премии и Сталинского авиаконструктора убили! Но все встало на свои места после баллистической экспертизы, которая показала, что пуля не имеет следов нарезки от ствола и покинула гильзу в результате разрыва патрона из-за высокой температуры. Во время работы комиссии было допрошено более 30 человек, не считая сведений от негласных агентов-информаторов.

Обстоятельства гибели главного конструктора после тщательного расследования были доложены Сталину и Маленкову.

Причиной катастрофы, как указано в акте комиссии, стал пожар на борту самолета на малой высоте. «Очаг пожара на самолете Пе-2 №14/11 находился на внутренней поверхности правого крыла, и на правой части центроплана имеются следы пожара.

Сильно обгорели обшивка правого элерона, поверхность водяного радиатора, шланги трубопроводов. Возможная причина — подтекание бензина в зоне правой мотогондолы». К моменту удара о землю самолет находился в неуправляемом состоянии. Увы, но эта трагедия была во многом предопределена, о чем свидетельствует хроника предшествовавших событий.

Инженерная работа

После окончания вуза авиаконструктор Петляков начинает свою работу в ЦАГИ. В рамках проекта АНТ он отвечал за все создаваемые крылья в бюро. На самолете АНТ-3 был установлен первый рекорд по дальности полета. На его борту экипаж преодолел расстояние 22 000 километров по маршруту Москва — Токио — Москва. Приложил свои руки и знания Владимир Михайлович и к бомбардировщику ТБ-1.

Вообще, в КБ Туполева Петляков нес ответственность за подготовку самолетов к испытаниям и последующую передачу в серийное производство. Отдельного внимания заслуживает самолет АНТ-4. Воздушное судно было задействовано в перелете между СССР и США в 1929 году, что в немалой степени поспособствовало развитию отношении между государствами. В 1928 году конструктор Петляков стал руководителем проектов, занимающихся разработкой тяжелых бомбардировщиков. Как показало время, именно это направление стало основным для инженера на всю оставшуюся жизнь.

В 1930 году в воздух был поднят ТБ-3 — бомбардировщик Петлякова, впоследствии ставший основой авиации СССР. За заслуги перед родиной в 1933 году Владимир Михайлович получил Орден Ленина и орден Красной Звезды. ТБ-3 были задействованы во время советско-японской и советско-финской войн, а также в период Великой отечественной войны. Также эти самолеты без вооружения смогли доставить людей на первую дрейфующую полярную станцию. Следующим детищем конструктора был гигант ТБ-4. И, хотя воздушное судно не вошло в серийное производство, все же оно сыграло ключевую роль в создании агитационного самолета АНТ-20 «Максим Горький», на котором совершил полет Антуан де Сент-Экзюпери во время своего визита в Советский Союз.

Настоящую славу инженеру принесли его самолеты Пе. В 1934 году бригада Владимира Михайловича получила задание на создание ТБ-7, получившего название Пе-8 в 1942 году. Но из-за отсутствия всех необходимых деталей и плохих поставок оборудования самолет смог взлететь лишь в конце 1936 года. По этой причине Петляков и Туполев в 1937 году были арестованы и обвинены во вредительстве.

Через полгода Владимир был переведен в специальное КБ, где ему поставлена задача разработать дальний высотный скоростной истребитель для сопровождения ТБ-7 во время полетов во вражеский тыл.

Новая боевая машина впервые поднялась в воздух 22 декабря 1939 года. В конце 1939 года Петляков получил 10 лет лагерей с полной конфискацией имеющегося у него имущества. Полученный истребитель ВИ-100 приказано переделать в пикирующий бомбардировщик, причем всего за полтора месяца. Авиаконструктор Петляков и его команда успешно выполнили приказ руководства страны. В награду за это инженеры были выпущены на свободу.

Перед тем как Владимир Михайлович встретился с родными, сотрудники НКВД завезли его в универмаг и купили новый костюм. Также конструктору выделили приличную сумму денег. Окончательно обвинения с инженера были сняты лишь в 1953 году, спустя много лет после его смерти.

После выхода на свободу Петляков создал самолет Пе-2, которых за пять месяцев до начала Великой отечественной войны в стране произвели 306 штук. Весной 1941 года Петляков получил Сталинской премию первой степени за вклад в развитие авиации СССР, а в сентябре инженеру был вручен второй орден Ленина. В целом самолеты Петлякова активно использовались на практике и получили позитивные отзывы пилотов.

Бомбардировщик ПЕ-2. Фото.

Свой первый полет «100» совершил 1-го мая 1940 года. На это зрелище пришли посмотреть все: и обычные граждане, и солдаты, и офицеры Германии, на то время подписавшей «Акт о ненападении» с СССР. Однако тогда «сотка» была продемонстрирована, как высотный истребитель, но уже в июне назначение изменилось, и самолет был переименован в ПЕ-2 – пикирующий бомбардировщик.

Основной задачей конструкторов стало именно пикирование: ему уделялось довольно много времени, т.к. это должно было стать основной функцией бомбардировщика. Экипаж ПЕ-2 или «Пешки» состоял из 3-ох человек. Самолет имел два поршневых мотора М-105, каждый из которых был мощностью в 1100 л.с. Максимальная скорость самолета составляла 540 км/ч, дальность полета – 1300 км. Практический потолок равнялся 8800 м, а максимальная боевая нагрузка – 1000 кг. Самолет был полностью обшит металлом, только обшивка руля была выполнена из ткани. Экипаж был защищен броней. В бомбардировщике имелись отверстии для пулеметов.

Но изначально ПЕ-2 сбрасывал бомбы исключительно в горизонтальном положении, потому что пилоты боялись, что щепки повредят самолет и нанесут увечья экипажу. Первый, кто не побоялся пикировать был Полбин Иван Семенович. Его экипаж стал самым дружным за все время войны. Три человека, три друга, три товарища. Они были неразлучны: вместе летали, вместе отдыхали. Так и прошли всю войну, вплоть до самого Берлина. И.С. Полбин был дважды награжден званием Героя Советского Союза.

Предыстория

В 1937 г. и В.М. Петляков, и А.Н. Туполев были арестованы.Их обвиняли в шпионаже, саботаже и вредительстве — стандартном  наборе для тех лет. Следствию довольно быстро удалось выбить из конструкторов необходимые признания, и они подписали все протоколы, оговорив не только себя, но и своих коллег. Однако ситуация в авиапромышленности сложилась настолько драматично, что «наверху» решили не гнать ведущих специалистов отрасли на Колыму, а создать Специальный технический отдел (СТО) под контролем НКВД. Тогда же Петляков предложил создать двухмоторный высотный истребитель с турбокомпрессорами на двигателях и гермокабиной. Руководство посчитало проект интересным и дало добро на разработку.Группа Петлякова получила аббревиатуру «СТО», а сам высотный истребитель шифр «100», в простонаречии «сотка». Группа Туполева получила название «103».

В декабре 1939 г. высотный истребитель «100» впервые поднялся в небо, но летом 1940 г. неожиданно вышел приказ Шахурина, предписывавший переделать самолет в пикирующий бомбардировщик. В том же году производство «пикировщиков» развернули на московских заводах № 22 и № 39. Владимира Михайловича освободили из-под ареста, а самолет получил обозначение Пе-2. Группа Туполева разрабатывала свою машину под обозначением «ФБ» — фронтовой бомбардировщик, потом переименовав в «ПБ» — пикирующий бомбардировщик. Но сотрудники НКВД, курировавшие проект, прекратили эту перетурбацию,присвоив проекту шифр «103» (в дальнейшем — Ту-2). Первый испытательный полет самолета состоялся в январе 1941 г., когда к серийному поизводству Пе-2 приступил еще и казанский авиазавод № 124.

Производственная деятельность

Поскольку в стране происходили масштабные политические катаклизмы – революция, гражданская война – завершить учебу удалось только в 1921 году. Петлякова приняли на работу в Центральный аэрогидродинамический институт. Инженер начал конструировать свой первый самолет в лаборатории Андрея Николаевича Туполева. Под руководством опытного конструктора Петляков смог в короткий срок, используя теоритическую подготовку и практические навыки, создать новую модель самолета.   

В конструкции самолета применялись металлические узлы и элементы вместо деталей из древесины. Оригинальный подход по достоинству оценили специалисты и молодому конструктору выдали уже более ответственное задание. Петляков на постоянной основе создает и совершенствует металлические плоскости для самолетов разного назначения. Очередной в линейке самолетов АНТ-2 построили полностью из металла. Машина получилась неплохая, хотя конструкцию еще несколько раз дорабатывали и модернизировали. 

Память[править | править код]

Памятник Петлякову перед авиаколледжем, Таганрог

Монета Банка России серии «Оружие Великой Победы (конструкторы оружия)», 25 рублей 2019 г., В.М. Петляков, самолёт Пе-2.

  • Таганрогский авиационный колледж им. В. М. Петлякова (присвоено имя Петлякова к 75-летию со дня его рождения: 1966).
  • Памятник перед входом в Таганрогский авиационный колледж имени В. М. Петлякова в городе Таганроге (к 40-летию Победы: 1985).
  • Улица Петлякова в городе Таганроге.
  • Улица Петлякова в городе Казани.
  • Улица Петлякова в городе Донецке.
  • Площадь Петлякова в городе Кривой Рог.
  • Мемориальная доска в городе Москве, на улице Земляной Вал, дом 25 (автор — С. В. Клепиков, открыта 19 октября 1984).
  • Памятник в городе Сергаче.
  • Памятная доска на месте гибели Петлякова в поле возле деревни Мамешево Сергачского района.
  • Улица Авиаконструктора Петлякова в городе Москве.
  • Мемориальная доска на доме № 26 (г. Казань, улица Академика Королёва).
  • Школа имени В. М. Петлякова в с. Самбек Неклиновского района Ростовской области.
  • Памятник на аллее Конструкторов на улице Маяковского в центре г. Жуковский (2017).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector