Рекордные траты: почему президент сша дональд трамп подписал оборонный бюджет с беспрецедентными расходами
Содержание:
Стратегические приоритеты
В декабрьском докладе по итогам развития армии министр обороны Сергей Шойгу констатировал, что в 2018 году Россия находилась на седьмом месте по военным расходам среди ведущих государств мира, в 2019 году наша страна опустилась на восьмую строчку, а в 2020 году окажется на девятой позиции.
При этом, как подчеркнул глава ведомства, Москва сохраняет набранные темпы перевооружения войск и строительства объектов военной инфраструктуры. Стагнация оборонного бюджета не препятствует успешному проведению сирийской операции и разнообразных учений, которые способствуют повышению боеготовности вооружённых сил.
Также по теме
«Сознательное нарушение международных норм»: Минобороны обвинило эсминец США в сближении с российским кораблём
Минобороны РФ опровергло заявление пресс-службы 5-го флота США о якобы опасном сближении российского корабля с американским USS…
По данным Минобороны, боевой опыт получили все представители высшего военного руководства, начиная от командующих войсками военных округов до командиров дивизий, бригад и полков. Также службу в САР прошли 90% лётчиков, 61% экипажей кораблей Военно-морского флота, 98% сотрудников военной полиции, 78% личного состава инженерных подразделений.
В прошлом году оборонно-промышленный комплекс (ОПК) передал армии более 6,5 тыс. единиц нового и модернизированного вооружения. Это позволило довести долю современных образцов до 68,2%. В 2020 году, как ожидают в Минобороны, этот показатель достигнет отметки в 70%, которую планируется поддерживать в последующие годы.
Приоритет в перевооружении традиционно отдаётся ядерным силам, которые обеспечивают стратегическое сдерживание США. В 2019 году промышленность поставила армии гиперзвуковые комплексы «Авангард», межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) «Ярс», лазерные установки «Пересвет». Сегодня уровень современной техники в РВСН составляет 76%, в ядерной триаде — 82%.
В плановом порядке происходит модернизация Сухопутных сил, Военно-морского флота, ВКС и ВДВ. Боевое крещение в Сирии получили обновлённые вертолёты Ми-28НМ, ударная модификация тяжёлого беспилотника «Иноходец», новые образцы ракетно-бомбового вооружения истребителя пятого поколения Су-57.
- Истребитель пятого поколения Су-57
- РИА Новости
Опрошенные RT эксперты полагают, что достигнутые в развитии российских ВС результаты свидетельствуют об успешном сотрудничестве Минобороны и оборонного комплекса. Скромные по сравнению с США расходы на военные нужды не стали помехой для реализации амбициозных задач.
«Главное — это не объём военного бюджета. Первостепенно то, что перед военными и промышленниками были поставлены чёткие и конкретные задачи. В итоге Россия смогла достичь такого уровня оснащённости современной боевой техникой, о котором, я думаю, мечтают вооружённые силы многих стран», — пояснил RT заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова, полковник в отставке Андрей Кошкин.
Источники
Рекомендации
- ↑ et , 1 — Обзор финансирования, связанного с обороной
- ↑ и (in) , по Управлению и бюджету Белого дома (по состоянию на 24 августа 2019 г. )
- ↑ et
- .
- (in) на Whitehouse.gov ,9 июля 2019 г.,
- (in) по информации правительства США ,март 2019
- ↑ и (in) на на сайте usgovernmentspending.com ,2019 г.
- ↑ and , 1. Краткое изложение бюджета на 2020 финансовый год — бюджет, ориентированный на стратегию
- (in) на сайте Congress.gov ,27 июня 2019 г.,
- (in) на сайте Congress.gov ,12 июля 2019 г.,
- (in) в Архиве стратегии национальной безопасности ,2019 г.
- (in) , в Архиве стратегии национальной безопасности ,январь 2012
- (in) , в Архиве стратегии национальной безопасности ,январь 2018
- ↑ и , 2. Поддержание наших сил
- ↑ и , 2 — Тенденции в бюджете Министерства обороны США
- .
- ↑ и , 6. Экстренные и чрезвычайные зарубежные операции (OCO)
- ↑ и , основные системы вооружения
- (in) , на DoD ,17 января 2019 г.,
Библиография
- (ru) Материалы оборонного бюджета — 2020 финансовый год , Министерство обороны США — Офис заместителя министра обороны (контролера),март 2019.
- (en) Оценка бюджета национальной обороны на 2020 финансовый год (Зеленая книга) , Министерство обороны США,Май 2019, 274 с. .
- (ru) Обзор оборонного бюджета на 2020 финансовый год , Министерство обороны США,март 2019, 132 с. .
- (ru) Стоимость приобретения программы системой вооружения 2020 финансовый год , Министерство обороны США,март 2019, 99 с. .
- (ru) Долгосрочные последствия программы обороны на будущие годы на 2020 год , Бюджетное управление Конгресса,9 августа 2019 г.,.
- (ru) Бюджет на 2020 финансовый год — Таблица 5.1: Распределение бюджетных полномочий по функциям и подфункциям: 1976–2024 гг. , Информация правительства США,18 марта 2019 г.,.
- (ru) Материалы оборонного бюджета — 2019 финансовый год , Министерство обороны США — Офис заместителя министра обороны (контролера),февраль 2018.
- Филипп Гро и Николь Вильбу, Обсерватория американской оборонной политики: оборонные бюджеты на 2019/2020 гг., Фонд стратегических исследований (ФРС) / DGRIS,март 2019.
- (ru) Тодд Харрисон и Симус П. Дэниелс, Анализ оборонного бюджета на 2019 финансовый год , CSIS,сентябрь 2018.
- НАТО, Информация о расходах на оборону , НАТО,25 июня 2019 г.,.
Туманный Альбион решил вооружаться
По данным SIPRI, в 2020 году пятую позицию рейтинга заняла Великобритания — 59,2 млрд долларов, потеснив Саудовскую Аравию, которая в 2019 году замыкала пятёрку лидеров. Причём Лондон «прыгнул» в элиту с предыдущего восьмого места ($48,7 млрд).
Как видим, Brexit не помешал Лондону крепить боевую мощь. Для обеспечения военных нужд на четыре ближайшие года будет дополнительно выделено 16,5 млрд фунтов стерлингов (порядка $22 млрд). Это позволит, как считают британские власти, сохранить сотни тысяч рабочих мест и создать 40 тыс. новых.
twitter.com/BorisJohnson
Борис Джонсон объявил об увеличении военных расходов Британии.
Высокая эффективность
Эксперты отмечают, что данные SIPRI говорят о наличии общемировой тенденции к увеличению военных расходов среди ведущих мировых держав. При этом в разговоре с RT профессор Дипломатической академии МИД РФ Владимир Винокуров отметил, что значительная часть военных трат США уходит на растущее содержание американских военных баз по всему миру.
При этом увеличение военных расходов Великобритании не означает, что в военном плане она может сравниться с Россией или Китаем, отметил Винокуров.
«Великобритания пытается размахивать кулаками и старается изображать из себя империю, но это никак не соотносится с её действительным положением», — подчеркнул эксперт.
В свою очередь, в вопросе военных расходов России главную роль играет не их количество, а качество проводимой работы, отметил в беседе с RT военный эксперт Алексей Леонков.
«Россия планово произвела перевооружение своей армии и продолжает эту работу, а многие страны мира, прежде всего такие, как США, подобными достижениями похвастаться не могут. Они долго считали, что если у них самая большая армия в мире, много военных баз, то это даёт им неоспоримое преимущество. Но вся техника, стоящая на вооружении армии США, её авиации и флота, начинает значительно уступать тем образцам, которые принимают в состав своих армии и флота Россия и Китай», — пояснил эксперт.
- БМП-3 во время репетиции парада, приуроченного к 76-летию победы в Великой Отечественной войне
- РИА Новости
Леонков отметил, что Россия изменила свой подход к реализации оборонных трат, что качественно сказалось на уровне оснащения её вооружённых сил.
«Россия перестала играть в игры под названием «гонка вооружений». Ей она абсолютно не нужна. Сейчас мы закупаем вооружение и технику, исходя из принципа обороной достаточности, то есть во главу угла ставятся те образцы, которые качественно превосходят все мировые аналоги», — рассказал эксперт.
Недавняя проверка боеготовности ВС РФ показала, что российская армия готова к современным вызовам и быстрому развитию геополитической ситуации у границ страны, добавил Леонков.
Также по теме
Заокеанские амбиции: почему США считают Россию и Китай угрозой своим интересам на море
Россия и Китай «угрожают интересам США». Об этом говорится в совместном докладе ВМС США, Береговой охраны и Корпуса морской пехоты….
«Россия продемонстрировала, как она быстро может перебросить две армии и три дивизии ВДВ в пункты назначения — это было сделано в сжатые сроки. Для примера, сейчас за рубежом идут учения Defender Europe 2021, и для того, чтобы перебросить войска, им понадобилось больше времени, чем нам», — отметил военный эксперт.
Кроме того, Россия показала, насколько эффективна её система управления войсками и как быстро она может применять те или иные оперативные и тактические решения, подчеркнул Леонков.
С появлением новых оружейных систем и техники пятого поколения ведущие страны начинают перевооружаться, подчеркнул в разговоре с RT редактор газеты «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин. При этом каждая отдельная страна ориентируется на ту геополитическую ситуацию, которая складывается вокруг неё, пояснил эксперт.
«Например, американцы начинают программу модернизации своих стратегических ядерных вооружений. Это потребует огромных финансовых вложений, потому что они этим не занимались много лет», — рассказал собеседник RT.
Литовкин отметил, что доля современных вооружений в российской армии выше, чем в других армиях мира. Вместе со снижением расходов по годовым показателям это говорит о том, что Россия стала гораздо эффективнее оптимизировать свои оборонные расходы, добавил эксперт.
О чём не умолчала SIPRI
Самый значительный рост военных расходов за последние 10 лет отмечен у Украины (34 место в текущем рейтинге) — сразу на 198% при 5,9 млрд долларов, потраченных на оборону в 2020 году. Также среди лидеров роста Румыния (+178%), Индонезия (+83%), Турция (+77%), Польша (+60%).
Из-за последствий пандемии (экономический спад) некоторые страны НАТО выполнили свои обязательства по отношению к альянсу (затраты на оборону как минимум 2% своего ВВП). Если в 2019-м данному критерию соответствовало только девять членов НАТО, то в 2020-м — уже 12. В их число впервые с 2009 года вошла и Франция.
Ряд стран (например, Чили и Южная Корея) официально перенаправили часть средств, предназначавшихся на военные нужды, на борьбу с пандемией.
Более 80% всех ассигнований — 1,603 трлн долларов — пришлось на 15 стран-лидеров рейтинга SIPRI.
Среди стран, входящих в топ-10 рейтинга, больше всего расходы на оборонные нужды в процентах от ВВП за прошлый год выросли у занявшей 6-е место Саудовской Аравии — 57,5 миллиарда долларов (+0,6%).
Полный список стран мира по военному бюджету
С лидерами мы разобрались, однако многие страны я не учел. Поэтому прилагаю таблицу с полным списком стран по военному бюджету за 2020 год. В таблице помимо военных расходов указана доля военного бюджета в ВВП страны и доля в общемировых военных расходах за 2020 год, напомню что они превысили 1.8 трлн долларов.
Список стран мира по военному бюджету за 2020 год в таблице
№ | Страна | Военные расходы, млн $ | % от ВВП | % от мировых расходов |
1 | США | 648798.3 | 3.2 | 35.68 |
2 | Китай | 249996.9 | 1.9 | 13.75 |
3 | Саудовская Аравия | 67554.7 | 8.8 | 3.72 |
4 | Индия | 66510.3 | 2.4 | 3.66 |
5 | Франция | 63799.7 | 2.3 | 3.51 |
6 | Россия | 61387.5 | 3.9 | 3.38 |
7 | Великобритании | 49997.2 | 1.8 | 2.75 |
8 | Германия | 49470.6 | 1.2 | 2.72 |
9 | Япония | 46618.0 | 0.9 | 2.56 |
10 | Южная Корея | 43070.0 | 2.6 | 2.37 |
11 | Италия | 27807.5 | 1.3 | 1.53 |
12 | Бразилия | 27766.4 | 1.5 | 1.53 |
13 | Австралия | 26711.8 | 1.9 | 1.47 |
14 | ОАЭ | 24601.0 | 5.6 | 1.35 |
15 | Канада | 21620.6 | 1.3 | 1.19 |
16 | Турция | 18967.1 | 2.5 | 1.04 |
17 | Испания | 18248.3 | 1.3 | 1 |
18 | Израиль | 15946.8 | 4.3 | 0.88 |
19 | Иран | 13194.2 | 2.7 | 0.73 |
20 | Польша | 11596.2 | 2.0 | 0.64 |
21 | Пакистан | 11375.5 | 4.0 | 0.63 |
22 | Нидерланды | 11242.8 | 1.2 | 0.62 |
23 | Сингапур | 10841.0 | 3.1 | 0.6 |
24 | Тайвань | 10713.7 | 1.8 | 0.59 |
25 | Колумбия | 10602.9 | 3.2 | 0.58 |
26 | Алжир | 9583.7 | 5.3 | 0.53 |
27 | Индонезия | 7437.2 | 0.7 | 0.41 |
28 | Кувейт | 7296.3 | 5.1 | 0.4 |
29 | Норвегия | 7067.1 | 1.6 | 0.39 |
30 | Таиланд | 6829.2 | 1.3 | 0.38 |
31 | Оман | 6710.0 | 8.2 | 0.37 |
32 | Мексика | 6567.5 | 0.5 | 0.36 |
33 | Ливия | 6320.0 | 0.35 | |
34 | Ирак | 6318.0 | 2.7 | 0.35 |
35 | Швеция | 5755.4 | 1.0 | 0.32 |
36 | Чили | 5570.7 | 1.9 | 0.31 |
37 | Вьетнам | 5500.0 | 2.3 | 0.3 |
38 | Греция | 5227.2 | 2.4 | 0.29 |
39 | Бельгия | 4959.7 | 0.9 | 0.27 |
40 | Швейцария | 4795.8 | 0.7 | 0.26 |
41 | Украина | 4750.2 | 3.8 | 0.26 |
42 | Румыния | 4608.7 | 1.9 | 0.25 |
43 | Португалия | 4247.8 | 1.8 | 0.23 |
44 | Дания | 4228.2 | 1.2 | 0.23 |
45 | Аргентина | 4145.0 | 0.9 | 0.23 |
46 | Бангладеш | 3894.7 | 1.4 | 0.21 |
47 | Финляндия | 3849.0 | 1.4 | 0.21 |
48 | Филиппины | 3769.7 | 1.1 | 0.21 |
49 | Марокко | 3696.9 | 3.1 | 0.2 |
50 | ЮАР | 3639.9 | 1.0 | 0.2 |
51 | Малайзия | 3469.8 | 1.0 | 0.19 |
52 | Австрия | 3367.5 | 0.7 | 0.19 |
53 | Египет | 3110.0 | 1.2 | 0.17 |
54 | Ливан | 2775.6 | 5.0 | 0.15 |
55 | Чехия | 2710.0 | 1.1 | 0.15 |
56 | Перу | 2708.9 | 1.2 | 0.15 |
57 | Эквадор | 2549.4 | 2.4 | 0.14 |
58 | Новая Зеландия | 2262.9 | 1.2 | 0.12 |
59 | Катар | 2174.0 | 1.5 | 0.12 |
60 | Йемен | 2093.0 | 4.0 | 0.12 |
61 | Нигерии | 2043.1 | 0.5 | 0.11 |
62 | Мьянма | 2030.5 | 2.9 | 0.11 |
63 | Ангола | 1983.6 | 1.8 | 0.11 |
64 | Иордания | 1957.7 | 4.7 | 0.11 |
65 | Азербайджан | 1708.9 | 3.8 | 0.09 |
66 | Шри-Ланка | 1681.4 | 1.9 | 0.09 |
67 | Венгрия | 1642.3 | 1.1 | 0.09 |
68 | Казахстан | 1613.6 | 1.0 | 0.09 |
69 | Бахрейн | 1396.8 | 3.6 | 0.08 |
70 | Словакия | 1280.6 | 1.2 | 0.07 |
71 | Ирландия | 1207.6 | 0.3 | 0.07 |
72 | Уругвай | 1168.1 | 2.0 | 0.06 |
73 | Кения | 1097.5 | 1.2 | 0.06 |
74 | Болгария | 1095.6 | 1.7 | 0.06 |
75 | Судан | 1047.9 | 2.3 | 0.06 |
76 | Литва | 1030.4 | 2.0 | 0.06 |
77 | Сербия | 904.3 | 1.9 | 0.05 |
78 | Хорватия | 889.5 | 1.5 | 0.05 |
79 | Тунис | 844.2 | 2.1 | 0.05 |
80 | Беларусь | 715.2 | 1.3 | 0.04 |
81 | Латвия | 679.9 | 2.0 | 0.04 |
82 | Танзания | 675.5 | 1.2 | 0.04 |
83 | Боливия | 618.8 | 1.5 | 0.03 |
84 | Эстония | 618.5 | 2.1 | 0.03 |
85 | Армения | 608.9 | 4.8 | 0.03 |
86 | Кот-д’Ивуар | 607.8 | 1.4 | 0.03 |
87 | Доминикана | 602.5 | 0.7 | 0.03 |
88 | Камбоджа | 543.2 | 2.2 | 0.03 |
89 | Словения | 529.5 | 1.0 | 0.03 |
90 | Ботсвана | 529.5 | 2.8 | 0.03 |
91 | Эфиопии | 496.6 | 0.6 | 0.03 |
92 | Мали | 495.2 | 2.9 | 0.03 |
93 | Венесуэла | 465.0 | 0.5 | 0.03 |
94 | Намибия | 451.5 | 3.3 | 0.02 |
95 | Камерун | 429.9 | 1.3 | 0.02 |
96 | Зимбабве | 420.4 | 2.2 | 0.02 |
97 | Люксембург | 419.4 | 0.6 | 0.02 |
98 | Гондурас | 410.4 | 1.7 | 0.02 |
99 | Уганда | 408.4 | 1.4 | 0.02 |
100 | Непал | 398.5 | 1.4 | 0.02 |
101 | Парагвай | 386.6 | 0.9 | 0.02 |
102 | Кипр | 381.9 | 1.6 | 0.02 |
103 | Замбии | 378.0 | 1.4 | 0.02 |
104 | Сенегал | 346.8 | 1.9 | 0.02 |
105 | Бруней | 346.6 | 2.4 | 0.02 |
106 | Грузия | 316.5 | 1.9 | 0.02 |
107 | Буркина-Фасо | 312.5 | 2.1 | 0.02 |
108 | ДР Конго | 295.3 | 0.7 | 0.02 |
109 | Конго | 292.3 | 2.5 | 0.02 |
110 | Гватемала | 278.4 | 0.4 | 0.02 |
111 | Сальвадор | 266.5 | 1.0 | 0.01 |
112 | Габон | 261.2 | 1.5 | 0.01 |
113 | Чад | 232.9 | 2.1 | 0.01 |
114 | Нигер | 229.6 | 2.5 | 0.01 |
115 | Босния и Герцеговина | 221.1 | 1.1 | 0.01 |
116 | Гана | 218.4 | 0.4 | 0.01 |
117 | Гвинея | 209.2 | 2.5 | 0.01 |
118 | Ямайка | 207.8 | 1.4 | 0.01 |
119 | Афганистан | 198.1 | 1.0 | 0.01 |
120 | Албания | 180.5 | 1.2 | 0.01 |
121 | Тринидад и Тобаго | 169.3 | 0.8 | 0.01 |
122 | Мавритания | 159.0 | 3.0 | 0.01 |
123 | Мозамбик | 145.2 | 1.0 | 0.01 |
124 | Куба | 123.0 | 2.9 | 0.01 |
125 | Киргизия | 121.2 | 1.6 | 0.01 |
126 | Руанда | 119.0 | 1.2 | 0.01 |
127 | Северная Македония | 117.4 | 1.0 | 0.01 |
128 | Того | 104.4 | 2.0 | 0.01 |
129 | Монголия | 96.1 | 0.8 | 0.01 |
130 | Бенин | 90.2 | 0.9 | |
131 | Свазиленд | 87.8 | 1.5 | |
132 | Черногории | 83.8 | 1.5 | |
133 | Никарагуа | 81.6 | 0.6 | |
134 | Таджикистан | 79.7 | 1.2 | |
135 | Мадагаскар | 73.3 | 0.6 | |
136 | Мальта | 69.3 | 0.5 | |
137 | Бурунди | 65.4 | 1.9 | |
138 | Косово | 63.3 | 0.8 | |
139 | Сомали | 61.6 | ||
140 | Папуа-Новая Гвинея | 60.6 | 0.3 | |
141 | Гайана | 59.8 | 1.7 | |
142 | Малави | 58.4 | 0.8 | |
143 | Лесото | 51.1 | 1.8 | |
144 | Фиджи | 48.4 | 0.9 | |
145 | Узбекистан | 46.3 | 3.6 | |
146 | Молдова | 34.0 | 0.3 | |
147 | ЦАР | 31.0 | 1.4 | |
148 | Сьерра-Леоне | 29.6 | 0.8 | |
149 | Лаос | 23.3 | 0.2 | |
150 | Маврикий | 23.2 | 0.2 | |
151 | Белиз | 23.1 | 1.3 | |
152 | Сейшельские острова | 22.8 | 1.4 | |
153 | Восточный Тимор | 20.6 | 0.6 | |
154 | Экваториальная Гвинея | 18.6 | 0.2 | |
155 | Либерии | 15.8 | 0.8 | |
156 | Гамбия | 11.5 | 1.1 | |
157 | Кабо-Верде | 10.7 | 0.6 | |
158 | Гаити | 0.1 | ||
159 | Коста-Рика | |||
160 | Панама |
А на этом сегодня все про военные бюджеты стран мира. Мирного вам неба, друзья и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!
2020
Россия заняла 4-е место по военным расходам
Мировые военные расходы в 2020 году составили $1,98 трлн, что на 2,6% больше, чем годом ранее, и достигли 2,4% от мирового ВВП против 2,2-процентной доли годом ранее. Об этом свидетельствуют данные Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI).
Наибольший объем военных расходов остается у США — в 2020 году показатель составил $778 млрд. В тройку стран-лидеров также вошли Китай ($252 млрд) и Индия ($72,9 млрд). Россия расположилась на четвертом месте, потратив на военную составляющую около $61,7 млрд, что на 2,5% больше в сравнении с 2019 годом. Относительно 2011-го затраты выросли на 26%. При этом отмечается, что фактические военные расходы России в 2020 году оказались на 6,6% ниже ее первоначального военного бюджета.
Мировые военные расходы по регионам
По данным SIPRI, из-за экономических последствий пандемии коронавируса COVID-19 мировой ВПП за 2020 год сократился на 4,4%.
В результате доля военных расходов в ВВП — так называемое военное бремя — достигла 2,4% в 2020 году. Это был самый большой рост военного бремени в годовом исчислении со времен мирового финансово-экономического кризиса 2009 года, — говорится в сообщении института. |
Эксперты отмечают значительный рост военных расходов в странах НАТО. В результате 12 стран-членов организации направили на вооружение около двух или более процентов своего ВВП, сказано в докладе.
По данным SIPRI, военные расходы США растут третий год подряд и в 2020 году составили 39% от всех мировых трат на войну. Военные расходы Китая растут 26-й год подряд — с 2011 года они увеличились на 76%.
Продолжающийся рост расходов Китая отчасти объясняется долгосрочными планами страны по модернизации и расширению военной мощи в соответствии с заявленным желанием догнать другие ведущие военные державы, — сказал старший научный сотрудник SIPRI Нан Тиан. |
Расходы на оборону в мире выросли на 1,9%, до $1,93 трлн
В 2020 году мировые расходы на оборонные цели составили $1,93 трлн, увеличившись на 1,9% относительно 2019-м. Положительная динамика сохраняется семь лет подряд, свидетельствуют данные информационно-аналитического центра Jane’s.
В 2019 году расходы на оборону в глобальном масштабе составляли $1,8 трлн. В 2010 году расходы были на $180 млрд меньше, чем в прошедшем, отмечается в исследовании.
В 2020 году наибольший рост (+5,6%) расходов продемонстрировали страны Европы. На Западную Европу пришлось 15% годовых затрат на оборону. Самая высокая доля (40%) зарегистрирована в Северной Америке. В Азиатско-Тихоокеанском регионе показатель составил 28%, в России и СНГ — 2%.
Расходы на оборону в мире по регионам
Аналитики считают, что из-за последствий пандемии COVID-19 рост немного замедлится во всех регионах, кроме Азиатско-Тихоокеанского, Европы, и Латинской Америки. Однако сокращение в странах, зависящих от экспорта сырьевых товаров, таких как нефть, и будет уравновешено увеличением там, где все еще ожидается устойчивый рост.
По оценке ведущего аналитика Jane’s Эндрю Макдональда, пандемия, «по-видимому, может задушить рост покупательной способности таких регионов, как Ближний Восток, и еще больше подавить российское финансирование», относительное снижение ждет и оборонный бюджет США.
Согласно федеральному бюджету на 2020-2022 годы, расходы Минобороны РФ в 2020 годы должны были вырасти на 6,6%. В документе указывается, что расходная часть бюджета, выделенная на 2020 год Минобороны, составляет 1,894 трлн рублей. В 2019 году расходы министерства обороны составили 1,776 трлн.
Большая часть расходов в 2020 году, 1,056 трлн рублей, пришлась на национальную оборону. При этом в бюджете засекречены «основные показатели государственного оборонного заказа» на рассматриваемый период, а также часть данных о субсидиях госкомпаниям и юрлицам.
Не в приоритете
Однако в некоторых областях администрация Трампа предлагает ограничить траты. Так, на противоракетную оборону в 2020-м планируется выделить $9,4 млрд, что на $500 млн меньше, чем в текущем бюджете.
Кроме того, на 10% — до $5,9 млрд — будет сокращено финансирование European Deterrence Initiative (Европейская инициатива сдерживания, EDI), нацеленной на противостояние растущей мощи России. Как отметили в Пентагоне, в обоих случаях о смене приоритетов речи не идёт, просто ранее на эти цели было выделено более чем достаточно. Что же касается Европы, то в Вашингтоне ожидают, что страны региона возьмут на себя значительную часть финансирования EDI.
- Дэвид Норквист рассказывает о запросе Пентагона на финансирование в 2020 году
Также в американском оборонном ведомстве не планируют наращивать военную помощь Украине: в рамках EDI будет выделено столько же, сколько в 2019-м, — $250 млн.
По словам Владимира Васильева, тот факт, что финансирование проектов в рамках EDI не будет увеличено, означает, что «эти инициативы показали себя малоэффективными». К тому же они формально являются оборонительными, а Вашингтон намерен развивать в первую очередь наступательный потенциал. Что касается Украины, то, по мнению эксперта, США намерены использовать Киев в качестве инструмента гибридной войны и провокаций, что не требует дополнительных трат.
Троянский конь «Пэтриот»
Ему предлагали купить американские комплексы «Пэтриот», но он отказался и правильно сделал. Дело в том, что в состав радиоэлектронной аппаратуры «Пэтриот», которые поставляют на экспорт, зашивают программные аппаратные закладки.
Поэтому Эрдоган не захотел покупать американский «Пэтриот». Он купил С-400. Сейчас его будут за это мочить. А это — хороший повод для того, чтобы мы сотрудничали дальше.
— Разве раньше они не делали гадости?
— Они, конечно, делали и делают их постоянно. Вот последние прямые военно-политические провокации:
- американский эсминец выходит к границе наших территориальных вод на Дальнем Востоке,
- американский бомбардировщик B-52, носитель ядерного оружия — ракет с ядерными боеголовками отработал в воздушном пространстве Украины нанесение ударов по объектам на территории России.
Германия
Оборонный бюджет (Западной) Германии с 1950 по 2003 гг.
Оборонный бюджет Германии по доле ВВП
Холодная война
После Второй мировой войны Германия изначально не имела вооруженных сил и, следовательно, бюджета на оборону. Формирование вооруженных сил в ГДР первоначально проходило номинально в форме полицейских сил (с 1948 года — «готовность народной полиции», с 1952 года — казарменная народная полиция ). В 1950 году в Федеративной Республике был создан Бланк Офис для подготовки к перевооружению . Расходы этих организаций не включены в оборонный бюджет. С 1955/56 года снова появились немецкие вооруженные силы с Бундесвером и СВА . Из-за обстоятельств холодной войны оборонные бюджеты обоих германских государств резко выросли в конце 1950-х годов. В 1960 году оборонный бюджет Федеративной Республики Германии составлял 7,45 миллиарда немецких марок (3,81 миллиарда евро), а доля федерального бюджета составляла 24,6 процента.
Здание на стене стабилизировалось вооружение расходов на западе. Однако расходы на вооружение в ГДР продолжали расти. В 1968 году оборонный бюджет был увеличен на 60%. Официальная политика разрядки 1970-х годов не оставила никакого следа в оборонном бюджете. Наибольшие темпы роста оборонного бюджета приходятся на этот период. Только когда Гельмут Коль вступил в должность, процентная ставка увеличения бюджета министра обороны снова упала. В 1990 году оборонный бюджет, включая бюджет Северного Вьетнама на вторую половину года, составлял около 57,54 миллиарда немецких марок (29,42 миллиарда евро). Доля в федеральном бюджете составила 15,1 процента.
Дивиденды мира до 1999 г.
После падения Стены оборонный бюджет резко сократился. Поскольку угрозы Варшавского договора больше не существовало , СВА была интегрирована в Бундесвер, и штат Бундесвера был значительно сокращен. Говорят о « дивидендах мира ». До 1997 года ежегодно происходили значительные сокращения. В последующие годы оборонный бюджет тоже уменьшался почти каждый год с поправкой на инфляцию.
- 1999 г.
Оборонный бюджет в 1999 году составлял 47,52 миллиарда немецких марок (24,30 миллиарда евро), из которых:
- 50,24% или 23,84 млрд немецких марок (12,19 млрд евро) на расходы на персонал.
- 15,61% или 7,42 млрд немецких марок (3,79 млрд евро) на военные закупки.
- 15,19% или 7,22 млрд немецких марок (3,69 млрд евро) на прочие операционные расходы.
- 8,79 процента или 4,18 миллиарда немецких марок (2,14 миллиарда евро) на содержание и эксплуатацию материалов.
- 5,30 процента или 2,52 миллиарда немецких марок (1,29 миллиарда евро) на исследования, разработки и испытания.
- 3,94 процента или 1,87 миллиарда немецких марок (0,96 миллиарда евро) на военные объекты.
- 0,93 процента или 0,44 миллиарда немецких марок (0,23 миллиарда евро) по другим инвестициям.
Это соответствует доле в 74,22 процента, или 35,27 миллиарда немецких марок (18,03 миллиарда евро), на эксплуатационные расходы и 25,78 процента, или 12,25 миллиарда немецких марок (6,26 миллиарда евро), на расходы, связанные с обороной (разработка и закупка нового оборудования).
Бюджет на 2019 год составил около 43,2 миллиарда евро.
Бюджет на 2020 год составляет около 45,2 миллиарда евро.
Бюджет на 2021 год составляет около 46,9 млрд евро.
Сравнение с расходами на оборону в других странах
Рейтинг 20 стран, наиболее активно вкладывающихся в оборону:
Место в 2019 | Место в 2018 | Страна | Расходы, миллиардов $ | Изменение к 2018 году (%) | Изменение за 2010 ÷ 2019 (%) | Доля от ВВП страны (%) |
1 | 1 | США | 732,0 | 5,3 | -15 | 3,4 |
2 | 2 | Китай | 261,0 | 5,1 | 85 | 1,9 |
3 | 4 | Индия | 71,1 | 6,8 | 37 | 2,4 |
4 | 5 | Россия | 65,1 | 4,5 | 30 | 3,9 |
5 | 3 | Саудовская Аравия | 61,9 | -16,0 | 14 | 8,0 |
6 | 6 | Франция | 50,1 | 1,6 | 3,5 | 1,9 |
7 | 9 | Германия | 49,3 | 10,0 | 15 | 1,3 |
8 | 7 | Великобритания | 48,7 | 0,0 | -15 | 1,7 |
9 | 8 | Япония | 47,6 | -0,1 | 2,0 | 0,9 |
10 | 10 | Республика Корея | 43,9 | 7,5 | 36 | 2,7 |
11 | 11 | Бразилия | 26,9 | -0,5 | 6,1 | 1,5 |
12 | 12 | Италия | 26,8 | 0,8 | -11 | 1,4 |
13 | 13 | Австралия | 25,9 | 2,1 | 23 | 1,9 |
14 | 14 | Канада | 22,2 | -2,0 | 27 | 1,3 |
15 | 15 | Израиль | 20,5 | 1,7 | 30 | 5,3 |
16 | 16 | Турция | 20,4 | 5,8 | 86 | 2,7 |
17 | 17 | Испания | 17,2 | 0,9 | -7,1 | 1,2 |
18 | 20 | Иран | 12,6 | -15,0 | -36 | 2,3 |
19 | 21 | Нидерланды | 12,1 | 12,0 | 9,8 | 1,3 |
20 | 18 | Польша | 11,9 | 2,5 | 51 | 2,0 |
Список показывает, что Россия в 2019 году находилась на 4 месте, за год поднявшись на 1 позицию в рейтинге. В последние 10 лет Россия практически всегда входила в пятерку стран с самыми большими затратами на вооружение.
Китай
- Март 2004 г. — март 2005 г .: 245 миллиардов юаней (26,7 миллиарда долларов).
- С марта 2005 года по март 2006 года: 281 миллиард юаней (30,7 миллиарда долларов).
- Март 2006 г. — март 2007 г .: 283,8 млрд юаней (31 млрд долл. США).
- С марта 2007 года по март 2008 года: 350,9 млрд юаней (38,3 млрд евро).
- С марта 2008 года по март 2009 года: 375,75 миллиарда юаней (41 миллиард долларов США).
- С марта 2009 года по март 2010 года: 472,87 миллиарда юаней (51,6 миллиарда долларов).
- С марта 2010 года по март 2011 года: 532 миллиарда юаней (58 миллиардов евро).
- С марта 2011 года по март 2012 года: 601 миллиард юаней (65,6 миллиарда евро).
Однако в Китае многие военные расходы покрываются другими статьями бюджета. Точные расходы на армию не разглашаются. Фактический оборонный бюджет оценивается в два-три раза больше.
Выход Трампа
Теперь законопроект об оборонном бюджете будет рассмотрен сенатом США, а в случае его одобрения поступит действующему главе Белого дома на подпись.
Однако Трамп уже неоднократно заявлял, что заблокирует документ. Так, ещё до голосования в нижней палате американский лидер назвал законопроект «очень слабым» и пообещал наложить на него вето.
«Надеюсь, что республиканцы в палате представителей проголосуют против очень слабого закона «О бюджетных ассигнованиях на национальную оборону», на который я НАЛОЖУ ВЕТО. В законе должны быть прописаны отмена (в интересах национальной безопасности) раздела 230 (закона «О соблюдении приличий в средствах коммуникации». — RT), сохранение национальных памятников, разрешение использования технологии 5G и сокращение числа военнослужащих за рубежом», — написал глава Белого дома на своей странице в Twitter.
Напомним, раздел 230 закона «О соблюдении приличий в средствах коммуникации» предполагает, что технологические компании не несут ответственности за размещаемые на их площадках материалы.
О наложении вето Трамп заявил в Twitter и 4 декабря. Тогда он заметил, что ему «очень грустно» за Соединённые Штаты, поскольку законопроект, вероятно, не будет включать отмену раздела 230 вышеуказанного закона. По мнению главы Белого дома, это негативно отразится на национальной безопасности США и честности американских выборов.
«Это своего рода месть действующего главы Белого дома, в том числе за фальсификации и нарушения во время выборов, в которых Трамп обвиняет демократов. Американский лидер считает, что Байден боролся за пост президента недостойными методами. Изменить же ситуацию через суд у Трампа до сих пор не получилось», — отметил эксперт.
- Действующий президент США Дональд Трамп
- Reuters
С аналогичной точкой зрения выступил и Владимир Батюк. По его словам, с чем большими трудностями столкнётся Байден на посту президента, тем больше будет шансов у Трампа в 2024 году вновь стать главой Белого дома.
«Сам Трамп неоднократно намекал на свои планы, да и его окружение об этом говорит», — сказал аналитик.
Кроме того, своим вето Трамп «отомстил бы соцсетям, которые банили его посты и маркировали их как недостоверные, в том числе на протяжении предвыборной кампании», сообщил Сидоров. Однако эксперт не исключил, что конгресс сможет преодолеть вето президента.
«Оборонные бюджеты обычно проходят при достаточно широкой поддержке», — пояснил аналитик.
Также по теме
«Излюбленная тема»: как США наращивают военный потенциал из-за «новых угроз» со стороны России и Китая
Соединённые Штаты должны разработать новую совместную доктрину ведения боевых действий для XXI века. Об этом заявил глава Пентагона…
Но Трамп и сам может передумать накладывать вето, считает Сидоров.
«Вокруг него находятся его соратники из Республиканской партии, которые могут убедить его не делать этого, поскольку это может нанести имиджевый ущерб республиканцам. Ведь демократы обязательно попытаются представить меру Трампа как подрыв обороноспособности страны», — сообщил эксперт.
Батюк пояснил, что по этой причине санкции против строительства газопроводов и антитурецкие рестрикции были включены «именно в законопроект оборонного бюджета».
Батюк также отметил, что Трампу хотелось бы зафиксировать в законопроекте о военном бюджете США положение о сокращении числа военнослужащих за рубежом, поскольку именно с этим тезисом он пришёл в Белый дом и пытался реализовать его на протяжении всей своей президентской каденции.
«И сейчас, когда у Трампа остаётся, по всей видимости, не так много времени до инаугурации Байдена, он хочет добиться того, чтобы часть американских расходов была перенаправлена на нужды Америки, а не на проведение каких-то заморских операций», — констатировал аналитик.
Батюк заключил, что вне зависимости от действий главы Белого дома на американскую оборону и операции за рубежом по-прежнему будут выделяться огромные средства.
«В этой концепции могут меняться лишь какие-то нюансы, но в целом американская внешняя и военная политика останется прежней», — заявил эксперт.
«Бюджетная битва»
Как отмечают эксперты, возможным камнем преткновения в принятии нового оборонного бюджета может быть такая специфическая статья расходов, как строительство защитных сооружений на границе с Мексикой — «стены Трампа».
Как отметила главный ревизор Пентагона Элейн Маккаскер, на эти цели могут выделить $3,6 млрд из специального фонда Минобороны на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Ранее Дональд Трамп объявил о введении в стране режима ЧП для решения проблем с мигрантами на южной границе.
- Сооружения на границе США и Мексики
- Reuters
По мнению Виктора Мураховского, этот пункт в проекте оборонного бюджета, скорее всего, вызовет наибольшее противодействие демократов в американском конгрессе и может поставить под угрозу принятие всего документа.
Также по теме
«Большие деньги для бюджета армии»: возможно ли строительство стены на южной границе США за счёт Пентагона
Солдаты армии США, направленные на границу с Мексикой по приказу Дональда Трампа в 2018 году, останутся там до сентября 2019-го. Об…
Владимир Васильев не исключил, что демократы могут попытаться уменьшить итоговую сумму военных расходов, так как их наращивание произошло за счёт сокращения трат на социальную сферу. Ведь не за горами президентские выборы, и Демпартии нужно продемонстрировать электорату из незащищённых слоёв общества, что она радеет за его права
В то же время Дональду Трампу важно выполнить обещания об усилении военной мощи страны
«Предстоит серьёзная бюджетная битва, исход которой не определён», — утверждает Васильев.
В свою очередь, Виктор Мураховский полагает, что лоббисты интересов военно-промышленного комплекса не позволят существенно сократить расходы на оборону.
«Демократы не могут уменьшить оборонный бюджет. В этом вопросе между ними и республиканцам полное единодушие», — считает политолог.
По его словам, планы США усилить финансирование своего оборонного потенциала вызывают закономерные опасения. Как ранее отмечало российское Минобороны, разработка в нашей стране оружия нового поколения позволит ей обеспечить свою безопасность, не увеличивая оборонный бюджет. Аналогичные заявления делал и российский президент.
* «Талибан» — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003.