Первые герои великой отечественной войны

Летчики-рекордсмены

После «челюскинской семерки» высшую награду получили еще четыре летчика. 28 сентября 1934 года легендарный пилот Михаил Громов удостоился высокого звания за рекордный по дальности полет по замкнутому маршруту. Этот полет занял у Громова и его экипажа два дня, а покрытое расстояние составило более 12 000 км. Такое достижение вывело Михаила Громова, и без того пользовавшегося славой одного из лучших советских пилотов, на первую строчку этого списка.

Фото: Герой Советского Союза летчик Михаил Громов. (ТАСС)

Спустя почти два года, 24 июля 1936 года высшей награды были удостоены сразу трое летчиков: командир экипажа Валерий Чкалов, штурман Александр Беляков и второй пилот Георгий Байдуков за рекордный перелет через Северный полюс в США. Именно этот полет позволил Чкалову потеснить Громова с вершины летной славы и оставаться там до самой гибели в декабре 1938 года во время испытаний истребителя И-180.

Уважаемые соотечественники!

Победа в Великой Отечественной войне досталась нам очень высокой ценой. Судьбы тысяч людей так и остались невыясненными. До сих пор продолжаются поиски мест захоронений погибших воинов. С целью организации работы по увековечению памяти павших защитников Отечества и реализации на практике лозунга «Никто не забыт, ничто не забыто» Президент Российской Федерации издал ряд поручений и Указов.

В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 апреля 2003 г. №пр-698 по вопросам организации военно-мемориальной работы в Российской Федерации и 
Указом от 22 января 2006 года № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества», Министерством обороны Российской Федерации создан Обобщенный компьютерный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).

Главная цель проекта — дать возможность миллионам граждан установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения.

Тылом Вооруженных Сил Российской Федерации (Военно-мемориальным центром ВС РФ) проведена уникальная по масштабам, технологии и срокам исполнения работа, в результате которой создана информационно-справочная система глобального значения, не имеющая аналогов в мировой практике.

Выполнение технической части проекта — создание и наполнение сайта ОБД Мемориал (www.obd-memorial.ru) было поручено специализированной организации — 
корпорации «ЭЛАР».

Данные для наполнения Обобщенного банка данных взяты из официальных архивных документов, хранящихся в Центральном архиве Минобороны РФ, Центральном военно-морском архиве Минобороны РФ, Российском государственном военном архиве, Государственном архиве РФ и его региональных отделениях, Управлении Минобороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Основной массив документов — это донесения боевых частей о безвозвратных потерях, другие архивные документы, уточняющие потери (похоронки, документы госпиталей и медсанбатов, трофейные карточки советских военнопленных и т.д.), а также паспорта захоронений советских солдат и офицеров.

На сайте Вы можете найти информацию о звании погибшего, части, в которой он служил, дате и причине смерти (убит, умер от ран, пропал без вести) и месте захоронения. Более того, на сайте выложены отсканированные копии всех обработанных документов-первоисточников, содержащих информацию о персоналиях. Эти документы позволяют с большой точностью идентифицировать павших, поскольку в них часто содержится дополнительная информация, в частности имена и адреса родственников, которым отсылались похоронки.

В рамках проекта отсканировано и предоставлено в Интернет-доступ более 16,8 миллионов листов архивных документов и свыше 45 тыс. паспортов воинских захоронений. Впервые Вы сможете ознакомиться с реальными документами, самостоятельно провести поиск и исследование.

На сегодняшний день ни в одной стране мира нет подобного банка данных. Осуществление такого проекта требует построения многоэтапной цепочки по сбору, проверке, оцифровке бумажных массивов, исчисляющихся миллионами листов, загрузке данных в мощную поисковую систему, обеспечение глобального многопользовательского доступа к документам. При этом все участвующие в его создании люди чувствуют особую ответственность за то, что каждая допущенная в работе ошибка может в корне изменить судьбу того или иного воина. Все это делает еще более ценным тот факт, что именно в современной России объединенные действия государства, общественных организаций и научно-технических фирм привели к созданию ОБД «Мемориал».

ОБД Мемориал является достойным памятником всем воинам, погибшим и пропавшим без вести при защите нашей Родины и ее интересов, на практике реализуя лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто».

Работы по пополнению банка данных продолжаются.

Прерванный полет

Программа тренировочного полета включала отработку тактических приемов воздушного боя на малых высотах в сложных метеоусловиях ночью. Взлет с барановичского аэродрома самолет Карвата с бортовым номером 29 произвел в 22:44. На восьмой минуте полета, находясь на высоте 900 м при скорости в 540 км/ч сработала система встроенного контроля, выдав на табло предупреждение о падении давления в первой гидросистеме. Летчик немедленно связался с землей и получил приказ прервать задание и возвращаться. Тем временем, секунды, оставшиеся до момента трагедии, стремительно утекали…

Су-27 ВВС Беларуси.

27-ю «сушку» называли одной из самых надежных машин в мире, однако на этот раз истребитель подвел пилота. В те годы отсек левого хвостового обтекателя, который считался пожаробезопасным, не был оборудован датчиками предупреждения о возгорании. Через 29 секунд после сообщения об отказе гидросистемы посыпались сообщения о других отказах. На высоте 600 м при скорости в 440 км/ч перестала работать система управления. С земли поступил приказ на катапультирование, но внизу, по курсу падения были жилые дома – деревни Арабовщина и Большое Гатище. Разве мог Владимир допустить падение 25 тонн металла, горючего и боеприпасов на мирно спящих жителей?

В 22:54 самолет плашмя врезался в землю на клеверном поле между двух деревень, почти на километровом удалении от построек. Все 14 секунд, остававшихся до падения, пилот сжимал рычаги управления, чтобы подчинить машину и отвести ее в безлюдное место. Местные жители, став свидетелями падения, сразу бросились к месту катастрофы, надеясь помочь летчику. Через 20 минут прибыли пожарные из поселка Городище. Но Карвата уже было не спасти. На момент гибели ему было 37 лет.

Как выяснилось по результатам расшифровки «черных ящиков», из-за возникшей в гидросистеме течи пары рабочей жидкости вошли в контакт с горячим трубопроводом отбора воздуха из седьмой ступени компрессора двигателя, что привело к их возгоранию. Вначале огонь повредил провода системы сигнализации, а затем провода системы электродистанционного управления, что привело к полной потере управляемости. После катастрофы на заводе-изготовителе Су-27 были выполнены доработки конструкции, которые увеличили надежность системы дистанционного управления истребителя в случае возникновения пожара. Изменения внесли во все ранее выпущенные машины.

Самый профессиональный: Маврикий Слепнев (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 5)

Профессию военного летчика Маврикий Слепнев начал осваивать раньше всех других членов «великолепной семерки» — в годы Первой мировой войны. Он был призван на службу еще в 1914 году, год спустя выпустился из школы прапорщиков, а в 1917 году окончил Гатчинскую летную школу и служил командиром авиаотряда в звании штабс-капитана. Впрочем, революцию Слепнев принял сразу и безоговорочно, участвуя в ней в качестве командира Красной гвардии Лужского района Петрограда.

Маврикий Слепнев

Потом были командные должности в только-только зарождавшемся Красном военно-воздушном флоте, а с 1925 года — работа в гражданском флоте с пребыванием в военном резерве (при регулярном выполнении чисто военных задач). С 1931 года Слепнев начал летать в Арктике: пилотом Управления воздушной службы Главного управления Севморпути он стал одновременно с Леваневским. Вместе их и отправили в США за девятиместными самолетами Consolidated Fleetster.

Благополучно долетев из Нома в Ванкарем (попав в пургу, из-за которой начал обледеневать самолет, Слепнев, в отличие от Леваневского, не стал прорываться дальше, а вернулся и вылетел на следующий день), он в первый же рейс 3 апреля вывез из лагеря пятерых челюскинцев.

А 12 апреля именно Слепневу доверили еще одну сложную задачу: доставить тяжело заболевшего Отто Шмидта из Ванкарема в аляскинский Ном и заодно вернуть домой авиамехаников Клайда Армстедта и Уильяма Лавери (первый был механиком на самолете Леваневского, второй — Слепнева, но оба летели на слепневской машине, поскольку на машине Леваневского летел начальник операции Ушаков).

Фанфары и дифирамбы

После челюскинской эпопеи стало ясно: наша страна пришла в Арктику. Популярность героев-полярников в те годы можно сравнить только со славой первых космонавтов. Их наперебой приглашали к себе трудовые коллективы, чтобы угощать, чествовать, славить.

В метриках новорожденных девочек в 1934 году появилось новое имя Оюшминальда — «Отто Юльевич Шмидт на льдине». Как «Великан Поколен Борода» (не иначе!) Шмидт стал героем своеобразных былин — новин, которые слагали и пели в те годы знаменитые сказители Марфа Крюкова и Пётр Рябинин-Андреев. А на мотив «Мурки» городские повесы запели: «Шмидт сидит на льдине, словно на малине и качает длинной бородой…» И это тоже слава.

В ХХ веке самым прозорливым стало ясно: мало совершить подвиг, о нем нужно было еще рассказать. Иначе всё канет бесследно. О Льве Мехлисе принято писать в мрачных тонах: самодур, сатрап, инициатор репрессий, один из наименее обаятельных выдвиженцев Сталина. Но он был и настоящим профессионалом, талантливым организатором прессы, говоря современным языком — пиарщиком. В то время он занимал кабинет главного редактора «Правды» и курировал пропагандистскую кампанию, развернувшуюся вокруг спасения челюскинцев. Получилось блестяще. Едва ли не в каждом дворе дети играли в челюскинцев, в Ляпидевского и Водопьянова. Да что дети, весь мир смотрел на арктическую драму и ее счастливый финал глазами Мехлиса. Еще до конца 1934 года (неслыханная оперативность!) вышла в свет книга «Как мы спасали челюскинцев» с воспоминаниями всех участников эпопеи, с рисунками и фотографиями шмидтовцев — Федора Решетникова, Анатолия Шафрана, Петра Новицкого… Книгу перевели на несколько европейских языков.

Cheluskin

Москва торжественно встречает участников полярной экспедиции на пароходе «Челюскин», 19 июня 1934 года

Фото: РИА Новости

«Что вы за страна!.. Полярную трагедию вы превратили в национальное торжество!» — воскликнул тогда Бернард Шоу. Его ирония всегда была обоюдоострой, но на сей раз она все-таки шла на пользу репутации СССР. Именно после спасения челюскинцев в мире поверили в Советский Союз. С державой, которая устраивает грандиозные научные экспедиции и может с помощью авиации вызволить своих граждан из ледового плена, приходится считаться… Трудно было отмахнуться и от того, что в этой операции достойно показали себя самолеты, сконструированные и произведенные не где-нибудь, а в СССР. Это внушало уважение и к советской индустрии, и к Красной Армии.

«Последние люди и даже собаки сняты со льдины. Эта эпопея является одной из величайших среди тех героических эпопей, которыми так богата история арктических исследований», — писала британская газета «Дейли Геральд». «Русские летчики положили конец страшной драме, которая моментами, казалось, должна была привести к трагической развязке. Их мужество, выдержка, преданность делу заслуженно вызывают восхищение всего мира», — вторили англичанам французские журналисты. Еще цветистее писали о советских полярных подвигах в Штатах.

Великолепная семёрка

Лётчики, переправившие полярников из ледового лагеря на большую землю, стали первыми Героями Советского Союза. Великолепная семерка — Анатолий Ляпидевский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов, Иван Доронин и Сигизмунд Леваневский. Без преувеличений, это был беспрецедентный подвиг. Впервые в истории столь убедительно показала себя полярная авиация. Они стали первыми героями Советского Союза. Сначала это было просто звание, без золотых звезд. Но в 1939-м всем первым героям вручили «Золотые Звезды» Героев СССР. Знак № 1 заслуженно получил Ляпидевский.

Как водится, список героев вызывал некоторые вопросы. Бросалось в глаза, что Леваневского включили в героическую обойму с натяжкой: так случилось, что он не вывез со льдины ни одного челюскинца. Правда, ему удалось в трудных условиях доставить в Ванкарем Георгия Ушакова и хирурга Леонтьева, который произвел срочную операцию заместителю Шмидта Боброву. К тому же опытного, инициативного, решительного летчика считали любимцем Сталина. За год до этого Леваневский нашел на Анадыре и доставил на Аляску потерпевшего аварию американского летчика Джеймса Маттерна. «Вождь народов» знал, что Леваневский популярен в Штатах, и это повышало акции летчика.

Cheluskin

Первые Герои Советского Союза (слева направо): Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев, Николай Каманин, Михаил Водопьянов, Анатолий Ляпидевский, Иван Доронин — полярные летчики, спасшие членов экипажа парохода «Челюскин»

Фото: РИА Новости

В шеренге героев мог оказаться и восьмой — Бабушкин, безусловно, достойный высокого звания. Его заслуги в спасении товарищей сопоставимы с подвигами других летчиков-героев. Но он оказался в двусмысленном положении: с одной стороны — спасатель, с другой — один из участников дрейфа, челюскинец, а их награждали скромнее, чем летчиков. Звание Героя Бабушкину присвоили через три года, в июне 1937 года, за участие в высадке папанинцев на Северном полюсе. 18 мая 1938 года Герой Советского Союза, полярный летчик Бабушкин погиб в авиакатастрофе близ Архангельска. В том полете он был пассажиром.

Но в 1934 году обошлось без аварий. И мы вспоминаем те события как одну из немногих «чистых побед». Без оговорок.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Александр Иванович Покрышкин

Александр Иванович Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск). Он увлекся авиацией в возрасте 12 лет, когда увидел в небе полет самолетов. Впоследствии Покрышкин поступил в 3-ю Военную школу авиатехников, а в конце 1934 года стал старшим авиатехником 74-й Таманской стрелковой дивизии. Однако для того, чтобы стать не авиатехником, а летчиком, Покрышкину пришлось пройти длинный и непростой путь. Чтобы получить эту профессию, он четыре года настойчиво изучал историю полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию.

Покрышкин написал 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз он получал отказ. Ситуация юношу в корне не устраивала и в сентябре 1938 года во время очередного отпуска за семнадцать дней он освоил двухгодичную программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на «отлично» сдал экзамен. Наконец, в свой 40-й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием ее окончил, теперь уже став летчиком.

Пройденный учебный путь стоил того: уже в 1941 году, прослыв виртуозом летного дела, старший лейтенант Покрышкин был назначен заместителем командира эскадрильи. Существует расхожая легенда, что, получив информацию о приближении истребителя этого пилота, немцы начинали передавать друг другу срочные сообщения: «Ахтунг, ахтунг! В небе Покрышкин!».

Первые женщины – Герои Советского Союза

Первыми советскими женщинами, удостоившимися высшей государственной награды, стали летчицы Марина Раскова, Полина Осипенко и Валентина Гризодубова. Указ об их награждении ЦИК СССР издал 2 ноября 1938 года, после того, как закончился рекордный по дальности перелет женского экипажа на самолете АНТ-37 «Родина». Примечательно, что этот полет едва не окончился трагедией: когда самолет был уже на подходе к берегу Охотского моря, горючее оказалось на исходе. Тогда командир экипажа Валентина Гризодубова приказала Марине Расковой прыгать с парашютом, чтобы обеспечить ее спасение: при вынужденной посадке расположенная впереди штурманская кабина наверняка была бы раздавлена. Но если приземлившийся в болоте самолет нашли всего через восемь дней, то Марина Раскова блуждала по тайге все десять и чудом осталась жива.

Фото: Беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток. Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова. Фотохроника ТАСС

ТОП-10 лучших самолетов войны

Боевые истребители ВОВ — воздушные хищники, которые буквально вырывали победу из пасти фашистской Германии. Их производителями являлись разные страны. Вот самые лучшие летучие участники войны, что повлияли на историю:

  1. Supermarine Spitfire. Британский немного неуклюжий самолет ничуть не уступал в маневренности немецким. Его странный внешний вид способен ввести в заблуждение — на самом деле только кажется неповоротливым и слишком массивным. С его помощью удалось отбить Англию, поставив Германию на место.
  2. Heinkel He 111. Это немецкая военная птица, которая изначально позиционировалась, как транспортная. Сыграла роль только в первый год, затем устарела.
  3. Ла-5. Первый советский самолет, с помощью которого сумели дать отпор таким моделям, как «Мессершмитт» и «Фокке-Вульф». До создания в 1942 году СССР в небе сильно проигрывал.
  4. North American P-51 Mustang. Американцы выпустили модели по заказу для Англии. Но в деле оказалось, что Мустанги настолько хороши, что США решили использовать их сами.
  5. Boeing B-17 Flying Fortress. Это наиболее известный американский бомбардировщик. Массивный и величественный, он все же имел недостатки. Много суровых уроков было получено летчиками этой модели от «Люфтваффе».
  6. Як-9. Самолет сыграл главную роль в войне. Его создавали на основе предыдущих версий «Як-ов», поэтому недостатки почти отсутствуют. Птица настолько хороша, что использовалась в разных качествах (бомбардировщик, сопровождение, разведчик и т. д. ).
  7. Junkers Ju 87. Изначально эти «Штуки» стали главными летными силами Германии. Они могли пилотировать вертикально вниз, что позволяло вести бомбардировки с максимальной точностью. Со временем выявились уязвимые места, и использование постепенно прекратилось.
  8. Mitsubishi A6M Zero. Если говорить о ведении военных действий в Тихом океане, это главный самолет. Созданный японцами, он показывал поразительные результаты.
  9. Messerschmitt Bf.109. Очень маневренный и уверенный истребитель, который погубила малая дальность полета. Но в первые годы войны только он господствовал на небе.

Три судьбы дважды Героев

В 1939 году начались боевые действия на Халкин-Голе (река в Монголии), которые по количеству войск и техники, брошенной в бой, были вполне равноценны некоторым битвам Великой Отечественной. Тогда и появились дважды Герои — прекрасные лётчики-асы Яков Смушкевич, Григорий Кравченко и Сергей Гриневец, которые первые такие награды заслужили в боях на территориях Китая и Испании. Гриневец не успел получить ни одной своей Золотой Звезды: он погиб от нелепой случайности, уже благополучно посадив самолёт в тяжелейших метеорологических условиях, а его товарищ, приземлявшийся следом, с управлением самолёта не справился. Он погиб в сентябре, а первые, совсем недавно учреждённые медали вручались в ноябре.

Якова Смушкевича в Испании называли «генералом Дугласом», слава о нём гремела с обеих сторон фронта. Он успел получить обе Золотые Звезды: и за испанскую войну, и за Халкин-Гол. В 1941-м Смушкевич был командующим ВВС, так и начал войну. Но уже в октябре был осуждён и расстрелян. А Григорий Кравченко первое звание Героя и орден Ленина получил в феврале, а второе — в августе 1939 года. Это был поистине бесстрашный и исключительно умело действующий ас. Он участвовал во всех войнах и конфликтах, которые вёл Советский Союз, причём всегда побеждал. Но и от настоящих героев, бывает, отворачивается удача. В феврале 1943 года, сбив очередной «Фокке-Вульф», Кравченко вёл свой подбитый и загоревшийся Ла-5 домой, но не дотянул. Покинув самолёт, дёрнув за кольцо парашюта, понял, что он не раскроется: был перебит осколком вытяжной трос ранца. Так и погиб самый первый дважды Герой Советского Союза.

Марат Казей

1929 – 1944 гг.

  11 мая 1944 года в белорусской деревне Хоромицкие было неспокойно. Цепи фашистских карателей окружили её и упорно продвигались вперёд, несмотря на отчаянное сопротивление последнего оставшегося в живых партизана. Это был молодой паренёк. Будучи раненым, он сумел пробиться на окраину деревни, где и принял последний бой. Несмотря на потери, фашисты почти не стреляли, рассчитывая захватить партизана в плен.

  Тот отчаянно отстреливался, но патроны закончились. Тогда партизан не раздумывая достал гранату и подпустив гитлеровцев поближе выдернул чеку.

  Так погиб Марат Казей – юный партизан, самый молодой человек в СССР, удостоенный звания Героя Советского Союза… посмертно. Ему было четырнадцать лет, когда он погиб.

  Марат родился 10 октября 1929 года в маленькой белорусской деревне Станьково. С детства он отличался стойким и целеустремленным характером. Впрочем, эти качества достались ему видимо по наследству. Отцом Марата был коммунист и активист Иван Георгиевич Казей – человек имевший ярко выраженную гражданскую позицию и активно занимавшийся общественной жизнью.   

  Бывший балтийский моряк (отсюда и редкое для Белоруссии имя сына – отец служил на линкоре «Марат») успел поработать на МТС, был председателем гражданского суда. Как и многие другие политически активные люди не избежал жерновов репрессий – в 1935 году был арестован за вредительство и сгинул в лагерях.

  Не менее активна была и мать Марата – Анна Александровна. За это и пострадала – дважды её арестовывали и обвиняли в троцкизме, но ей удалось избежать печальной участи мужа. Её отпустили.

  После начала войны Анна Александровна активно подключилась к деятельности белорусского подполья – она прятала у себя и лечила партизан. В 1942 году она была схвачена и казнена гитлеровцами – её повесили. Зимой этого же года Марат ушёл со своей старшей сестрой Ариадной к партизанам – он вступил в отряд имени 25-летия Октября. Ему было двенадцать лет.

  Вступив в партизанский отряд, Марат стал разведчиком, участвовал в боях, партизанских рейдах и диверсиях. Несмотря на свой юный возраст проявил мужество, стойкость и отвагу, которыми не могли похвастаться большинство взрослых. Был несколько раз ранен. При этом, будучи даже раненым поднимал других бойцов в атаку.

  Был награждён боевыми орденами и медалями. И награждён не просто так – за настоящие Подвиги. Так, в 1943 году юный партизан практически спас свой отряд от истребления. Весной 1943 года немцам удалось загнать партизан в ловушку – отряд был окружён в районе деревни Румок. Все попытки вырваться из вражеского кольца окончились неудачей. И только Марату удалось чудом пробиться из вражеских клещей и привести на помощь другой партизанский отряд. Были спасены десятки людей. А через девять месяцев Марат снова отличился – добыл в бою ценный трофей – планы и карты немецкого командования.

  В том же 1943 году у Марата случилось несчастье – в ходе очередного выхода отряда из окружения его старшая сестра Ариадна обморозила себе ноги. Их пришлось ампутировать. Было принято решение эвакуировать её в советский тыл. Марату, как несовершеннолетнему, было предложено эвакуироваться вместе с сестрой. Он категорически отказался.

  А в мае 1944 года Марат, вместе с командиром партизанской бригады выехали на встречу со связным. Назад им вернуться было уже не суждено.

Летчики-рекордсмены

После «челюскинской семерки» высшую награду получили еще четыре летчика. 28 сентября 1934 года легендарный пилот Михаил Громов удостоился высокого звания за рекордный по дальности полет по замкнутому маршруту. Этот полет занял у Громова и его экипажа два дня, а покрытое расстояние составило более 12 000 км. Такое достижение вывело Михаила Громова, и без того пользовавшегося славой одного из лучших советских пилотов, на первую строчку этого списка.

Фото: Герой Советского Союза летчик Михаил Громов. (ТАСС)

Спустя почти два года, 24 июля 1936 года высшей награды были удостоены сразу трое летчиков: командир экипажа Валерий Чкалов, штурман Александр Беляков и второй пилот Георгий Байдуков за рекордный перелет через Северный полюс в США. Именно этот полет позволил Чкалову потеснить Громова с вершины летной славы и оставаться там до самой гибели в декабре 1938 года во время испытаний истребителя И-180.

Иван Никитович Кожедуб

Иван Никитович Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины). Первая встреча Кожедуба с авиацией началась в аэроклубе химико-технологического техникума города Шостка, куда он поступил после школы. Именно там в апреле 1939 года он совершил свой первый полет. Красоты родной земли, открывшиеся с высоты 1500 метров, произвели на юношу сильнейшее впечатление и предопределили всю его дальнейшую жизнь.

В начале 1940 года Кожедуб был принят в Чугуевское военное авиационное училище. По воспоминаниям однокурсников, летал он много, часто экспериментировал, оттачивая пилотажное мастерство и обожал теорию самолетостроения. Полученные во время учебы навыки впоследствии очень пригодились Кожедубу: боевую машину, по словам товарищей, он знал лучше, чем свои пять пальцев. За всю войну летчик ни разу не был сбит, даже сильно поврежденный истребитель он, рискуя жизнью, всегда возвращал на аэродром.

После разгрома фашистской Германии Кожедуб продолжил обучение, в 1949 году он с отличием закончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. Крепкие знания и богатый опыт пилота уже очень скоро нашли свое применение. В 1951-52 гг. Кожедуб во время войны в Корее командовал целой авиационной дивизией, его соколы сбили в том конфликте 258 самолетов неприятеля.

В Российской Федерации

Золотая Звезда Героя России, учреждённая в 1992 году Борисом Ельциным, ничем от прежней звезды не отличается, кроме колодки для крепления — она стала трёхцветной, как флаг. Присваивается это звание только гражданам России и только один раз. Звезда № 1 досталась космонавту Сергею Крикалёву за особо длительный полёт (орбитальная станция «Мир»), а вторая такая награда была вручена посмертно родственникам Героя, генерал-майора Суламбека Осканова, который не катапультировался из повреждённого МиГ-29, чтобы самолёт не упал на город.

По данным на 2013 год, насчитывалось девятьсот восемьдесят три Героя России. Из них — пятнадцать женщин. Посмертно награждены четыреста шестьдесят Героев. Больше всего среди них участников чеченских кампаний: триста четыре — второй войны и сто семьдесят пять — первой. Ещё семьдесят пять человек участвовали в других операциях против терроризма. Сто двадцать два Героя — испытатели подводной и авиационной техники. Сто восемь не получили полагающиеся им награды в Великую Отечественную, и это было исправлено. Сорок один космонавт. Двадцать два спасателя. Четырнадцать разведчиков. Пятнадцать конструкторов оружия. И двадцать шесть участников октябрьских событий в 1993 году.

Звание

Звание появилось в 1934 году, Президиумом Верховного Совета СССР было принято решение о том, что всем гражданам, которые отличились в военных действиях, необходимо присвоить звание Героя СССР. Первоначально награда и звание не имели никаких точек соприкосновения. Всем, кто получил звание, присваивали другой знак отличия — орден Ленина.

Так продолжалось на протяжении двух лет, после было принято решение о том, что званию полагается соответствующая награда, которая считалась одной из самых ценных. «Золотая Звезда» Союза появилась в 1936 году, в разработке дизайна участвовал архитектор Мирон Мержанов.

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза

Медаль считалась дополнительным знаком, изначально не было никакой информации о том, сколько раз можно присваивать звание и вручать медаль одному человеку. Как не имелось информации о том, стоит ли присваивать награжденным еще и орден Ленина. Но впоследствии эти моменты были уточнены.

Звания Героя СССР мог быть удостоен любой гражданин, который проживал на территории СССР. Герой мог быть отмечен наградой дважды, кроме того, получение медали и присвоение звания позволяло человеку получить определенные льготы и пользоваться ими на протяжении всей жизни.

Естественно, что наибольшее количество медалей было получено в период Второй мировой войны. Кроме того, помимо звания гражданин получал:

  1. Орден Ленина или медаль «Золотая Звезда», в зависимости от года вручения.
  2. Почетную грамоту.

Помимо этого, герою устанавливали бюст из бронзы на его родине, если человеку звание было присвоено дважды, если же трижды, то бюст из бронзы устанавливали в Кремле.

Идея о том, что отличившимся гражданам необходимо присваивать звание настолько понравилась руководителям стран, находившихся под влиянием СССР, что во многих из них были учреждены подобные награды.

Наградной знак имел особую ценность среди коллекционеров, на сегодняшний день медаль «Золотая Звезда» является неплохим экспонатом для любой коллекции. Но вот продажа и покупка медалей времен СССР на территории нашей страны преследуется по закону. Поэтому встретить подобный лот можно нечасто.

Учитывая, что звание присваивалось только до распада СССР, а после награда уже именовалась иначе, сколько точно она стоит на аукционе, сказать сложно. Оценивая ее рыночную стоимость, можно сказать, что цена колеблется в пределах от одной до двух тысяч долларов. Но коллекционеры наверняка предложат более высокую стоимость.

Звание бесценно и по этой причине людям, которым оно было присвоено, был положен ряд льгот. Звание также нередко сочетали с другими наградами и медалями. Герой Социалистического Труда и Герой Советского Союза — эти звания нередко присваивались вместе. Космонавты и летчики пользовались особой любовью у генсеков, поэтому награду им вручали чаще, чем остальным представителям военных структур.

Статистика лишения звания:

  • всего 72 человека были лишены звания Героя по тем или иным причинам, в основном этой причиной были уголовные преступления;
  • 15 человек из этого списка впоследствии были расстреляны;
  • 13 человек так и не получили звание по причине того, что указы о присвоении были отозваны, причиной тому послужило необоснованное присвоение;
  • 61 человек по тем или иным причинам был лишен звания Героя, но после был восстановлен в звании;
  • 11 человек из тех, которые были лишены звания и расстреляны, впоследствии были реабилитированы.

Последним, кто получил награду, был Леонид Солодков, но на момент присвоения ему звания самого Советского Союза уже не существовало. С момента распада прошло меньше месяца, поэтому при вручении новоиспеченный герой вместо того, чтобы ответить «Служу Советскому Союзу», ограничился только фразой: «Спасибо».

Удостоверение к медали

Примечательным считается и тот факт, что четыре Героя Советского Союза уже после его распада получили звание Героев Российской Федерации. Двое из них были космонавтами.

Во времена СССР лишь два человека четырежды становились Героями. Такой чести удостоился только маршал Жуков и, конечно же, Леонид Брежнев, который питал любовь к орденам и медалям, по этой причине вручал их себе сам без видимых на то оснований.

Были среди Героев и женщины, до начала Великой Отечественной войны звания удостоились три представительницы прекрасного пола. В период Второй мировой войны число женщин среди награжденных значительно увеличилось и достигло 90 человек. Но 47 из них звание было присвоено посмертно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector