Десять подвигов русских авиаторов
Содержание:
- Николай Дмитриевич Гулаев
- Марина Раскова. Герой своего времени
- Трудности и опасности перехода с ранеными лётчиками к партизанам.
- Вербовщик Виктор Мальцев
- Стихи о ночных ведьмах летчицах
- Авиация
- Кирилл Алексеевич Евстигнеев
- Николай Дмитриевич Гулаев
- Александр Иванович Покрышкин
- Советский летчик, до Марасьева попавший в аналогичную ситуацию
- Общедоступные базы данных, информационные порталы
- Женщины-летчицы
- Кирилл Алексеевич Евстигнеев
- «ОГНЕННЫЙ ТАРАН»
- Годы поиска в полях и архивах
Николай Дмитриевич Гулаев
Николай Дмитриевич Гулаев родился в
станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области).
Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ,
вечерами учился в аэроклубе. Это увлечение помогло ему в
1938 году, когда Гулаева призвали в армию.
Лётчика-любителя направили в Сталинградское авиационное
училище, которое он окончил в 1940 году.
Во время войны Гулаев пользовался
репутацией сорвиголовы. В августе 1942 года с ним
приключился инцидент, который показал как отвагу, так и
некую своевольность его характера. У молодого лётчика не
было разрешения на ночные полёты, и когда 3 августа 1942
года в зоне ответственности полка, где служил Гулаев,
появились гитлеровские самолёты, в небо отправились
опытные пилоты. Вместе с ними полетел и Гулаев, который
решил доказать, что он не хуже «стариков». В итоге в
первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов
уничтожил немецкий бомбардировщик. Когда Гулаев вернулся
на аэродром, прибывший генерал изрёк: «За то, что
вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил
вражеский самолёт, повышаю в звании и представляю к
награде».
Марина Раскова. Герой своего времени
24 сентября из Москвы вылетел женский экипаж во главе с Валентиной Гризодубовой на самолёте АНТ-37 «Родина». Перелет для девушек складывался не просто: преодолев Уральские горы, экипаж сначала частично, а потом и вовсе лишился какой-либо связи, улетая в неизвестном направлении. В этих экстремальных условиях лётчицы миновали Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Когда небо немного рассеялось, оказалось, что они летят уже над Охотским морем. Топливо было на исходе, а шанс на то, чтобы выжить минимальный. И тогда Гризодубова развернула самолет в сторону берега, надеясь приземлиться в тайге. Штурман Марина Раскова получила приказ прыгнуть с парашютом, потому что стеклянная кабина, в которой та находилась, была не предназначена для столь опасной посадки.
После того, как Раскова выпрыгнула, самолет совершил вынужденную посадку в дельте реки Амгуни. Но трагические обстоятельства все же не миновали историю участниц воздушного перелета. Во время спасательной операции по поиску будущих Героев Советского Союза столкнулись два самолета, в результате чего погибли 15 человек, в том числе и участник недавнего беспосадочного перелета Москва — Дальний Восток Александр Бряндинский. 2 ноября 1938 года всему женскому экипажу были присвоены звания Героев Советского Союза. В ходе перелёта «Родины», длившегося 26 часов 29 минут, был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта 6450 км (по прямой — 5910 км).
Судьба прославленных летчиц сложилась по-разному, мировые рекорды остались в историческом прошлом, а новые подвиги пережили уже не все. Марина Раскова была истинным героем своего времени — несостоявшаяся оперная певица, химик и, наконец, летчица. Ее не интересовали обычные женские истории из романов, а вдохновляло другое: индустриальная эстетика и динамизм, идеал женщины, свободной от предрассудков мужского мира и способной на большие подвиги. В этом смысле показательна выдержка из дневника, который вела Раскова, работая химиком в лаборатории Бутырского анилинокрасочного завода: «Я так полюбила завод, что его котлы наполняют мою душу».
Марина Раскова. (pinterest.com)
Марина Раскова благодаря личной симпатии Сталина во время войны организовала три регулярных женских авиаполка. В его составе были только женщины вплоть до обслуживающего персонала. Тут соблюдалась железная дисциплина — всех девушек обязали коротко постричься. В военных кругах боевое подразделение получило устрашающее прозвище «Ночные ведьмы», которое наводило ужас на немецкие войска. Во время ночных вылетов немцы узнавали «ведьм» по характерному гулу советских самолетов и отправляли против них лучших пилотов люфтваффе.
За неполные 14 месяцев с момента создания авиаполка Марина Раскова совершила большое количество боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2, уничтожив множество военной техники и живой силы противника. 4 января 1943 года недалеко от Саратова, совершая переброску нового полка к месту дислокации, Марина Раскова не справилась с управлением в сложных метеоусловиях и разбилась.
Трудности и опасности перехода с ранеными лётчиками к партизанам.
…Идти было очень тяжело. От деревни Красавчик ехали две подводы, и я просила подвезти, но нас не взяли. В деревне Желень нас проверили полицаи. Я объяснила им, что мы идём к больной матери в деревню Гнездилово. А там размещался русско-немецкий батальон. Я об этом знала. Один из полицейских говорит:« пусть идут, там их наверняка проверят».
Мы свернули на другую дорогу — к деревне Высокое, где была явочная квартира. Для этого нужно было переправиться через речку Свапа. Мы вымокли основательно.(А был холодный ветер и снег.) Деревня виднелась на горизонте, но идти пришлось ещё долго. Добрались до дома Ксении Петровны Котовой, которая нас радушно встретила, накормила, обогрела. С другой стороны, К.П. Котова ушла узнать в деревне, где есть партизаны. Но в деревне их не было.
Поиск партизан и передача им лётчиков.
Тогда её муж Котов Дорофей Дмитриевич повёз нас в повозке в деревню Б. Боброво. Здесь мы встретили партизан Катю Балабанову, Ивана Тоболина. Мария Венедиктовна, мать Ивана, встретила нас хорошо. Я передала лётчиков партизанам, а мне нужно было спешно возвращаться: предстояла отправка в Германию. Мы поехали в обратный путь с Дорофеем Дмитриевичем Котовым. Он подвёз меня немного, насколько смог.
Последние 20 километров (!ночью) я прошла пешком. Я успела придти в деревню к утру и присоединилась к колонне людей, угоняемых в Германию. А на следующий день совершила побег из колонны.
Вербовщик Виктор Мальцев
Рассказ о предательстве двух Героев Советского Союза был бы неполным без упоминания Виктора Ивановича Мальцева (1895-1946 гг.), который за время Великой Отечественной войны из советского полковника превратился в генерал-майора ВВС КОНР (Комитета освобождения народов России). В отличие от Б.Р. Антилевского и С.Т. Бычкова этот опытный офицер сам перешел на сторону гитлеровцев, поскольку являлся убежденным антисоветчиком. И на то у него были веские причины.
Кандидат исторических наук Кирилл Александров в книге «Офицерский корпус армии генерал-лейтенанта А.А. Власова. 1944-1945» (Москва, 2001 г.) сообщал, что В.И. Мальцев попал под каток сталинских репрессий в начале 1938 года. Будучи начальником Туркменского управления Гражданского воздушного флота СССР, полковник-резервист пережил арест и пытки в Ашхабадском управлении НКВД как предполагаемый «участник антисоветского заговора». Полтора года истязаний ни к чему не привели, подозреваемый ни в чем не сознался. Мальцева освободили 5 сентября 1939 года, и вскоре он был отправлен в Ялту – руководить местным санаторием «Аэрофлота».
Очевидно, арест и пытки, которым полковника подвергли в органах НКВД, вызвали в нем ненависть к советскому строю. После захвата Ялты немцами Мальцев сам пришел в оккупационную комендатуру и предложил сотрудничество.
Этот человек занимался вербовкой летчиков, попавших в плен, формируя из них Русскую восточную авиационную группу (Восточную эскадрилью), воевавшую в составе гитлеровских войск. Он выступал с пропагандистскими речами по радио, ездил по концлагерям, уговаривая бывших пилотов Красной Армии перейти на службу к немцам.
Историки до сих пор спорят: как Мальцеву удалось склонить к предательству Героев Советского Союза, которые точно не были трусами. Одни считают, что вербовщик умело «промывал мозги» коллегам-летчикам, убеждая их в бессмысленности сопротивления. Другие полагают, что отважных пилотов могли сломить гестаповские пытки.
Стихи о ночных ведьмах летчицах
«Ночные ведьмы». Сергей Соколов. Москва, 9 мая 2012 г.
Под снегом, ливнем и в хорошую погоду
Крылами резали вы над землёю мглу.
«Ночные ведьмы» на «небесных тихоходах»
Бомбят фашистские позиции в тылу.
Ещё по возрасту и норову — девчонки…
Пора влюбляться да любимыми вам быть.
Под шлемы лётчика запрятали вы чёлки
И в небо ринулись врага Отчизны бить.
И сразу взлёт во тьму от парт аэроклубов
Без парашюта и без пушки, лишь с ТТ.
Вам небо звёздное, наверно, было любо.
Вы и на бреющем всегда на высоте.
Вы для своих бойцов — «небесные созданья»,
А для чужих — «ночные ведьмы» на По-2.
Страх наводили вы над Доном и Таманью,
Да и на Одере была о вас молва.
Не все, не все вернутся из ночного боя.
Порою крылья, корпус — хуже решета.
Садились чудом с грудой вражеских пробоин.
Заплаты — днём, а ночью снова — «От винта!»
Как только солнце в свой ангар зайдёт на треть и
Обслужат техники крылатый аппарат,
Идут на взлёт по полосе «ночные ведьмы»,
Чтоб на земле устроить немцам русский ад.
Авиация
После училища Куимова отправили на авиабазу в Ахтубинск, где он 7 лет летал на Ту-16. В начале 80-х второй пилот пожалел, что в молодости не доучился на инженера, и поступил сразу на третий курс вечернего факультета в МАИ. Через год после получения квалификации «инженер-механик» Николая Дмитриевича назначили командиром экипажа.
Следующей ступенькой к цели стало поступление в Центр подготовки летчиков-испытателей, но это оказалось не так просто, ведь Куимову на тот момент было уже 29 лет, а предельные возрастные рамки для этой профессии — 31 год. Однако некоторые коллеги поручились за Николая.
Работать новоприбывший летчик-испытатель стал сразу на бомбардировщике, причем дебютный полет требовалось совершить без инструктора — это был экзамен на мужество, который Куимов сдал.
Герой Российской Федерации Николай Куимов
В интервью Николай Дмитриевич вспоминал первый в биографии опыт полета на Як-28, к которому приделали двигатели от МиГ-21. Тогда ни один штурман не согласился лететь с ним, и на дрожащих ногах пилот поднялся в кабину, страстно желая, чтобы самолет не завелся. Но он взлетел, а все, кто работал в здании подготовки, высыпали на улицу и приветствовали успешный вылет.
В летно-испытательном центре Куимов работал 5 лет, дослужившись до старшего летчика-испытателя. За это время он испытал «самолет Судного дня» Ил-80, громоздкий транспортник Ан-124, Ан-72, прозванный в народе «чебурашкой», тяжелый в управлении Ан-12 и Ил-86.
В 1993 году на авиабазе в Жуковском при испытании Ил-114 погиб экипаж, тогда некоторые летчики покинули авиакомплекс имени С. В. Ильюшина, и на должность шеф-пилота пригласили Куимова. Нового летчика-испытателя сразу посадили в злополучный Ил-114, проект которого был еще сырой, а один двигатель, бывало, отказывал. Однажды во время испытания, которое надо было провести сначала с одним двигателем, а потом с двумя, самолет перевернулся на спину и начал вращаться. Только благодаря собранности и профессионализму Куимов смог вывести машину на посадку.
Николай Куимов и Владимир Путин
Позднее Николай Дмитриевич испытывал другие модели Ил, которые позже были запущены в эксплуатацию. В 2003 году Куимов испытал широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет Ил-96-300ПУ, а спустя год успешно совершил на Ил-96-300 автоматическую посадку. Также пилот вылетал на противолодочном Ил-38 и опытном экземпляре тяжелого военно-транспортного Ил-76МД-90.
За бесстрашное испытание новейших образцов самолетов летчику 22 февраля 2007 года присудили почетное звание Героя России, и Николай Дмитриевич получил из рук Владимира Путина знак особого отличия — «Золотую Звезду». Торжественный момент, где президент РФ пожимает Куимову руку, был запечатлен на фото.
Кирилл Алексеевич Евстигнеев
Кирилл Алексеевич Евстигнеев родился в
селе Хохлы Птиченской волости Челябинского
уезда Оренбургской губернии (ныне деревня Хохлы
Кушмянского сельсовета Шумихинского района Курганской
области). По воспоминаниям односельчан, он рос крепким и
очень выносливым мальчиком.
Занятия в аэроклубе Евстигнеев совмещал
с работой на Челябинском тракторном заводе. Позднее он
закончил Бирмскую военную школу лётчиков. Наблюдая за
лёгким и точным каскадом исполняемых им в воздухе фигур,
было трудно предположить, что Евстигнеев страдает
недугом, имея который, запрещалось служить в авиации, —
язвенной болезнью. Однако, как и другой лётчик-ас
Речкалов, Естигнеев проявил настойчивость и добился
того, чтобы его оставили на службе. Мастерство пилота
было так высоко, что, по рассказам сослуживцев, он мог
приземлить истребитель на одно колесо или же на
расчищенную от снега узкую дорожку между двумя метровыми
ледяными барьерами.
Аргументы и факты — 03.05.2015.
Николай Дмитриевич Гулаев
Николай Дмитриевич Гулаев родился в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области). Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ, вечерами учился в аэроклубе. Это увлечение помогло ему в 1938 году, когда Гулаева призвали в армию. Летчика-любителя направили в Сталинградское авиационное училище, которое он окончил в 1940 году. Во время войны Гулаев пользовался репутацией сорвиголовы. В августе 1942 года с ним приключился инцидент, который показал как отвагу, так и некую своевольность его характера. У молодого летчика не было разрешения на ночные полеты, и когда 3 августа 1942 года в зоне ответственности полка, где служил Гулаев, появились гитлеровские самолеты, в небо отправились опытные пилоты. Вместе с ними полетел и Гулаев, который решил доказать, что он не хуже «стариков». В итоге в первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов уничтожил немецкий бомбардировщик. Когда Гулаев вернулся на аэродром, прибывший генерал изрек: «За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолет, повышаю в звании и представляю к награде».
Александр Иванович Покрышкин
Александр Иванович Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск). Он увлекся авиацией в возрасте 12 лет, когда увидел в небе полет самолетов. Впоследствии Покрышкин поступил в 3-ю Военную школу авиатехников, а в конце 1934 года стал старшим авиатехником 74-й Таманской стрелковой дивизии. Однако для того, чтобы стать не авиатехником, а летчиком, Покрышкину пришлось пройти длинный и непростой путь. Чтобы получить эту профессию, он четыре года настойчиво изучал историю полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию.
Покрышкин написал 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз он получал отказ. Ситуация юношу в корне не устраивала и в сентябре 1938 года во время очередного отпуска за семнадцать дней он освоил двухгодичную программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на «отлично» сдал экзамен. Наконец, в свой 40-й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием ее окончил, теперь уже став летчиком.
Пройденный учебный путь стоил того: уже в 1941 году, прослыв виртуозом летного дела, старший лейтенант Покрышкин был назначен заместителем командира эскадрильи. Существует расхожая легенда, что, получив информацию о приближении истребителя этого пилота, немцы начинали передавать друг другу срочные сообщения: «Ахтунг, ахтунг! В небе Покрышкин!».
Советский летчик, до Марасьева попавший в аналогичную ситуацию
Пилот ВВС Северного флота Захар Артёмович Сорокин, воевавший на истребителе МиГ-3, в первые месяцы войны сбил пять немецких самолётов. Но 25 октября 1941 года во время боя он был ранен и был вынужден посадить повреждённый самолёт в тундре.
Пока раненый в бедро лётчик добирался до людей (почти 70 км, часть из которых – ползком) – он отморозил ноги, и ступни ему пришлось ампутировать.
Сорокин З.А.
Долго добивался Сорокин разрешения вернуться в строй. Дошёл до главкома ВМФ адмирала Кузнецова. Наконец, в феврале 43-го вернулся за штурвал истребителя (правда, ему пришлось осваивать уже новый самолёт – американский, «Аэрокобра»).
Общедоступные базы данных, информационные порталы
Подвиг народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.
Электронный банк документов
Общедоступный электронный банк документов о награжденных и награждениях периода Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Это проект Министерства обороны РФ — информационный ресурс открытого доступа, наполняемый всеми имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной. Основными целями проекта являются увековечение памяти всех героев Победы, независимо от звания, масштабов подвига, статуса награды, военно-патриотическое воспитание молодежи на примере военных подвигов отцов, а также создание фактографической основы для противодействия попыткам фальсификации истории Войны.
Мемориал
Обобщенный банк данных
«Мемориал» — банк данных о защитниках Отечества, погибших, умерших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период. Главная цель проекта — дать возможность миллионам граждан установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения. Тылом Вооруженных Сил Российской Федерации (Военно-мемориальным центром ВС РФ) проведена уникальная по масштабам, технологии и срокам исполнения работа, в результате которой создана информационно-справочная система глобального значения, не имеющая аналогов в мировой практике. Данные, используемые для наполнения базы данных этого сайта, взяты из официальных архивных документов, находящихся в Центральном архиве Минобороны РФ, Центральном военно-морском архиве Минобороны РФ, Российском государственном военном архиве, Государственном архиве РФ и пр.
Память народа
Поиск документов о Героях Войны
Общедоступный банк данных о судьбах участников Великой Отечественной войны. Поиск мест первичных захоронений и документов о награждениях, о прохождении службы, о победах и лишениях на полях сражений.В рамках проекта «Память народа» впервые оцифровано и выложено в Интернет 425 тысяч архивных документов фронтов, армий и других соединений Красной Армии.Это оригинальные документы о ходе боевых действий, приказы, доклады командующих, оперативные описания боевой обстановки. Кроме того, отсканированы и систематизированы более 100 тысяч военных карт, с которых в последующем были введены в базу данных положения всех отмеченных на них воинских частей. Изучение этих документов, а также геопривязка всех данных о местах рождения, призыва, гибели и последнем месте службы солдат и офицеров позволяют восстановить героический путь участников Войны – от призыва до возвращения домой.
Бессмертный полк
Сведения об участниках Великой Отечественной войны, в том числе тружениках тыла — живых, умерших, погибших и пропавших без вести. Собраны и пополняются участниками общероссийской акции «Бессмертный полк»
Забытый полк
Информация об участниках войн XX века
Информация о советских и российских солдатах, пропавших без вести в войнах XX века (в том числе страницы «Великая Отечественная война» и «Неврученные награды»).Здесь можно разместить запрос о судьбе пропавшего солдата или офицера. Советы экспертов сайта помогут выбрать правильное направление поиска.
Помните нас
Фотографии и описания воинских захоронений.
База данных воинских захоронений, памятников, монументов, обелисков и мемориалов, собранная волонтерами по всей стране.
Победители
Портал о ветеранах и ВОВ
Этот проект — гражданская инициатива частных лиц и компаний; его цель — выразить благодарность тем, кто победил в Великой Отечественной войне. Он объединяет исторические факты, современные воспоминания и архивные хроники. Важная часть проекта — поименный список ветеранов. Также портал стал площадкой куда люди обращаются в надежде отыскать родственников, сослуживцев или просто случайных встречных войны
Центр документации Дрезден (Саксонские мемориалы)
Сведения о погибших в плену на территории Германии
Ресурс помогает прояснить историю преследований и местонахождение людей, которые были лишены своей свободы или своей жизни в Германии во время Второй мировой войныС 2000 г. Центр документации Объединения Саксонские мемориалы г. Дрезден проводит научно-исследовательскую работу о лагерях для советских военнопленных, размещавшихся на территории рейха, и помогает получить информацию о бывших советских гражданах, умерших во время Второй мировой войны в лагерях и рабочих командах на территории бывшего немецкого рейха.
Женщины-летчицы
В те времена летчики были элитой элит советских войск, и девушки также были ее частью. Более того, после начала войны было сформировано несколько авиационных полков, полностью состоящих из девушек, и они отлично себя показали в боях.
Самым знаменитым был 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк — или, как их прозвали сами фашисты, «Ночные ведьмы». И было за что — полк, мало того, что состоял исключительно из женщин, так еще и получил звание гвардейского за особые заслуги в уничтожении врага. К тому же, девушки были вынуждены летать только ночью — на их самолетах по другому было никак, поскольку на вооружении полка состоял тихоходный двукрылый учебный самолет ПО-2. До 1943 в нем не был даже пулемета, а бомбы приходилось подвешивать к днищу — бомбового отсека тоже не было предусмотрено.
Но отвага девушек доходила до того, что они даже не брали парашюты, загружая вместо них дополнительную бомбовую нагрузку. Любопытно, что прицела также изначально не было и девушки создали его сами, остроумно назвав ППР — «проще пареной репы». И вот, представьте, ночью, когда большинство истребителей не летают, в небе появляются юркие самолетики, которые благодаря своей конструкции могли несколько десятков километров планировать в полной тишине (что они и делали), забрасывая противника бомбами.
Немецкое сарафанное радио вскоре разнесло байку, согласно которой Германию бомбят выпущенные из сталинских лагерей преступницы, бешеные и способные не спать ночью. В общем, настоящие ведьмы Сталина.
23 девушки из этого полка были награждены звездами Героя Советского союза, что говорит о беспримерном мужестве и боевых качествах советских летчиц.
Говоря о женщинах-летчицах, нельзя не упомянуть и Лидию Литвяк, которая считается самой результативной женщиной-летчицей в мире за всю историю войн. На ее счету 12 самолетов противника. В боях за Сталинград Лидия сбила немецкого аса Эрвина Майера, кавалера Рыцарского креста, на чьем счету было 30 воздушных побед. Когда захваченный в плен Майер (ему удалось спастись благодаря парашюту) попросил показать победившего его аса, он решил, что его пытаются разыграть. Перед ним была хрупкая девушка, для которой это был один из первых вылетов. Однако Лидия в таких деталях описала воздушный бой, что Майеру пришлось признать — это действительно сбивший его советский летчик.
Лидия Литвяк
Во время этих боев на борту ее самолета красовалась белая лилия, за что Лидия была прозвана «Белая лилия Сталинграда». К сожалению, в 1943 году она погибла, посмертно получив звание Героя Советского Союза.
Кирилл Алексеевич Евстигнеев
Кирилл Алексеевич Евстигнеев родился в селе Хохлы Птиченской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне деревня Хохлы Кушмянского сельсовета Шумихинского района Курганской области). По воспоминаниям односельчан, он рос крепким и очень выносливым мальчиком. Занятия в аэроклубе Евстигнеев совмещал с работой на Челябинском тракторном заводе. Позднее он закончил Бирмскую военную школу летчиков. Наблюдая за легким и точным каскадом исполняемых им в воздухе фигур, было трудно предположить, что Евстигнеев страдает недугом, имея который, запрещалось служить в авиации, – язвенной болезнью. Однако, как и другой летчик-ас Речкалов, Естигнеев проявил настойчивость и добился того, чтобы его оставили на службе. Мастерство пилота было так высоко, что, по рассказам сослуживцев, он мог приземлить истребитель на одно колесо или же на расчищенную от снега узкую дорожку между двумя метровыми ледяными барьерами.
«ОГНЕННЫЙ ТАРАН»
26 июня 1941 г. бомбардировщик ДБ-3 Ф под командованием капитана Николая Фран цевича Гастелло вылетел бомбить немецкую танковую колонну под Минском. Немецкие зенитки подбили самолёт. Экипаж в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина направил горящую машину на танки: врезавшийся в колонну самолёт уничтожил вражескую технику. Этот подвиг — «огненный таран» — был неоднократно повторён за время войны. Подбитый в воздухе над территорией врага самолёт лётчики направляли на скопление солдат или техники, на поезд, аэродром, корабль и т. д., чтобы враг подороже заплатил за их гибель. Выпрыгнуть с парашютом из сбитого на малой высоте самолёта было сложно, да и приземление на территории противника грозило пленом и расправой.
Годы поиска в полях и архивах
Первая отрывочная информация об этом самолете поступила в отряд «Авиапоиск-Брест» еще шесть лет назад. Житель деревни Бадчи Леонид Гелах сообщил о том, что по рассказам его родителей в годы войны недалеко от деревни упал советский истребитель. Выехав с поисковиками в поле, Леонид Иванович приблизительно показал это место. Визуально участок падения было не определить. Ушедший на большую глубину в грунт самолет найти не просто, а специального оборудования в то время у отряда не было. В апреле 2017 года провели разведку местности, нашли несколько фрагментов от самолета, по которым установили, что принадлежат они не истребителю, а советскому скоростному бомбардировщику СБ. Точку тогда на карте пометили, а с подъемом решили повременить до того времени, как будут приобретены необходимая техника и приборы. И это время пришло. В начале нынешнего года Леонид Иванович вновь напомнил поисковикам о долге, сообщает zarya.by.
Оформив необходимые разрешительные документы на проведение поисковых работ в Кобринском райисполкоме, заручившись поддержкой директора предприятия «Кобринское ПМС» Василия Пивчика, директора ОАО «Кобринская птицефабрика» Ивана Идельчука, на территории которых должен был проходить подъем самолета, отряд приступил к работе. Больших надежд на положительный результат не было. Рядом с уточненным местом падения самолета пролегал мелиоративный канал, и была вероятность, что обломки уже подняли при проведении работ. Но всё оказалось непредсказуемо.