Тамплиеры: основание, тайны, разгром, существует ли орден сейчас

Золото тамплиеров

«Храмовники» были самым богатым рыцарским орденом в истории. Они были богаты настолько, что ни одно из существующих государств не могло с ними сравниться. Основной загадкой, которую оставили после себя тамплиеры стала загадка о канувшем в Лету золоте тамплиеров. Так уж устроена история.

Существует версия, достоверность которой, однако, стоит под большим сомнением, что золото тамплиеров следует искать не где-нибудь, а в России.

Эта версия основывается на сведениях о том, что в одну из ночей перед волной арестов золото тамплиеров было вывезено из Парижа в порт Ла-Рошель, где его погрузили на 18 галер, отбывших в «неизвестном направлении». А в 1307 году Юрий Данилович Московский находился в Новгороде, где встретил заморских калик (странников-пилигримов), прибывших на 18 набойных насадах. Калики привезли «несметное многое множество золотой казны, жемчуга и камения драгоценные», чем поклонились князю Юрию, владыке и всем людям; затем они пожаловались встречавшим на «всю неправду князя галлов и папы». Как и всякая конспирологическая теория, эта версия хороша своей смелостью и бездоказательностью. Остается загадкой, как суда беспрепятственно дошли из Франции в Новгород, минуя все кордоны. Стоит также учитывать, что в это время по всей Европе шли «чистки», охочих до золота тамплиеров было много.

Масоны

Не преминули примазаться к тамплиерскому наследию и масоны.

Главная заслуга здесь принадлежит немецкому барону Карлу фон Хунду. В XVIII веке всякий образованный человек был обязан посетить Париж. Оказался там и барон, который вместо театров и игорных домов, очутился в кругу французских мистиков. Его быстро приняли в масоны шотландского устава, а затем передали барону очередные «абсолютно подлинные документы», доказывавшие право на воссоздание в рядах масонства старинного ордена тамплиеров.


Карл фон Хунд (источник фото)

Идея, что называется, пошла в народ. Многим масонам захотелось быть не просто потомками средневековых каменщиков, но и наследниками рыцарей. Так что в XVIII столетии орден Храма стал частью масонства Йоркского устава, которое особенно распространилось в британских колониях. Так что немалая часть современных американских масонов — тамплиеры.

Ну а многие ложи других уставов просто ввели в число своих степеней градусы рыцарей-тамплиеров. Ни к чему не обязывает, зато пафосно звучит.

Ассасины были террористами, а не скрытными убийцами

Ассасины были не совсем орденом тайных убийц. По современным представлениям их скорее можно назвать террористами, поскольку они предпочитали не столько скрытные операции, сколько громкие (и желательно кровавые) политические убийства, которые совершались при большом скоплении народа

Устранение важного деятеля было не столько самоцелью, сколько методом политического террора. Более того, многие из убийц не сбегали с места события, но оставались и яростно выкрикивали политические и религиозные воззвания к народу, до тех пор, пока не были схвачены или убиты охраной

Примечательно, что своими главными врагами ассасины провозгласили весь класс чиновников и бюрократов.

ПЛАНОМЕРНОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ТАМПЛИЕРОВ РИМСКОЙ КУРИЕЙ

– Кто же распоряжается тайным хранилищем храма, если не жрецы? – поинтересовался я.
– Те, кто управляет жрецами Амона. Кому принадлежат вывезенные из Атлантиды сокровища. Эта группа полубогов куда серьёзнее выскочек из Египта. Они обладают очень ценным качеством – умением ждать. И действуют всегда наверняка. Своему детищу: евреям, пассионариям и основной движущей силе библейского проекта, надо было дать время повзрослеть, набраться опыта и, что самое главное, расселиться по всему миру. Лучше всего для такого мероприятия, конечно, подходит торговля. Заодно, торговые операции позволят накопить огромные средства. План высшей власти таков: иудеи должны были всё сделать сами. Если же у подопечных что-то складывалось не так, то включался тот или иной запасной вариант. Тактика же традиционная: «чужими руками и на чужой земле».
Ты понимаешь, что походы христиан на Святую землю начались далеко не случайно?
Не случайно, очень даже вовремя, появились и рыцари тамплиеры. Орден кладоискателей. Не случайно и не из-за жадности короля Франции погиб этот Орден. И Филипп Красивый, и папа Климент V всего лишь выполнили возложенную на них задачу. Везде и во всём прослеживается определённая закономерность. Просто её надо увидеть. Посмотри, как ловко у них получилось с тамплиерами: после взятия христианами Иерусалима 9 рыцарей в 1098 году, пользуясь неведомо как попавшим им планом, что-то в подземелье под храмом Яхве нашли… Похоже, что именно благодаря находке и был основан Орден храмовников. Через 209 лет рыцари стали хозяевам не нужны. Это и понятно – взялись не за своё дело. К тому же, не только добрались до указанных на плане кладов, но ещё и свои богатства приумножили… Короче, «мавр сделал своё дело, теперь мавр может уйти»… Но посмотри, как ловко был обставлен уход! Под арест попала всего-навсего верхушка рыцарства. Из документов допроса и следствия: всего 60 человек!
А куда делись остальные 15.000?
Из его ядра было организовано одно из самых мощных в Европе тайных обществ. И это общество, так называемые «тайные тамплиеры», со временем стали верой и правдой служить библейскому проекту. Ирония в том, что они и сейчас думают, что работают на себя. На самом же деле на тех, кто их когда-то создал и затем уничтожил.
– Фактически использовал для проведения в жизнь операции «запасной вариант» – дополнил я всезнайку.

Кодекс тамплиеров

Устав ордена тамплиеров, составленный при непосредственном участии Бернарда Клевроского, излагает правила поведения, регулирующие все аспекты повседневной жизни, включая одежду, питание, ночной отдых, социальные ограничения. Раздел, посвященный размеру покаяния, особенно важен для поддержания строгой дисциплины ордена. Изначальный проект (1129 год) включал перечень из 72 пунктов с правилами, призванными держать рыцарей-тамплиеров на коротком поводке. Они отражают обеты бедности, безбрачия, но особенно – послушания. По мере того как рыцарский и духовный Орден становился все больше, дисциплинарный кодекс расширился до нескольких сот правил и стал очень сложным. Написанные на латыни и французском разными авторами в течение полутора веков оригинальные документы не сохранились, но они известны благодаря переводам на другие языки.

Рыцари могли есть мясо только три раза в неделю, за исключением особых праздников, поскольку употребление мяса, как считается, портит организм. Ношение мехов, туфель с заостренными носками и любой модной одежды, категорически запрещалось. Конечно, целомудрие считалось необходимостью, но тамплиерам запрещалось целовать даже собственную мать или сестру. За нарушение правил следовало наказание. Оно варьировалось от порки до потери рыцарской мантии и изгнания из братства. За небольшие прегрешения храмовник должен был принимать пищу на полу.

С Кипра — на костёр

В XIII веке орден Храма находился на пике финансового могущества. Несмотря на потерю главной твердыни в Святой Земле крепости Акры в 1291 году, тамплиеры прекрасно чувствовали себя и в европейских городах. На протяжении ста лет они участвовали в ряде светских и церковных интриг, боролись с императором Фридрихом II Гогенштауфеном и даже пытались отразить монгольское нашествие под Легницей.

В 1307 году именем Святой инквизиции начинаются повальные аресты французских храмовников. Церковный суд рассмотрел показания свидетелей, которые видели в рыцарях слуг дьявола и извращенцев. Жестокие казни и пытки продолжались около года, пока верховный понтифик не приостановил деятельность инквизиции. Но французский король и его сторонники надавили на папу и продолжили расправы над орденом. Многие члены духовно-рыцарского братства сознавались в грехах, имущество тамплиеров подлежало конфискации практически по всей Европе. В 1314 году магистр ордена Жак де Моле был казнён. Братья-рыцари, которые успели уйти от преследования, смогли обосноваться в Шотландии и Португалии. Таков был конец, пожалуй, самого влиятельного и могущественного духовно-рыцарского ордена в Западной Европе.

 Алексей Медведь  02.03.2019

Источники

  • Демурже, Ален. Жизнь и смерть ордена Тамплиеров. 1120-1314.
  • Демурже, Ален. Рыцари Христа. Евразия, 2008.
  • Заборов, М. А. Крестоносцы на Востоке. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1980.
  • Мельвиль М. История ордена тамплиеров. — СПб: Евразия, 2003.
  • История крестовых походов: Сб. / Сост Дж. Райли-Смит. — М.: Крон-Пресс, Oxford University Press, 1998.
  • Гийом Тирский. История деяний в заморских землях.

Тевтонский орден

В конце XII века остатки великой армии императора Фридриха Барбароссы дошли до Палестины и образовали новый духовно-рыцарский орден.

«Помогать — Защищать — Исцелять»

Первые годы немногочисленной духовно-рыцарской братии были непростыми: вплоть до 1258 года госпитальеры требовали возвращения немецкого учреждения в состав ордена Святого Иоанна. После смерти императора Генриха VI перспективы рыцарей-монахов в Святой Земле оставались неясными. Но как только на имперском престоле оказался Фридрих II Гогенштауфен, Немецкий орден начал своё возвышение. Четвертый магистр ордена Герман фон Зальца, будучи искусным дипломатом и талантливым стратегом, смог связать интересы братства и волю правящей династии. Он являлся другом императора и часто выступал третейским судьёй в его спорах с папой Григорием IX. При этом двор Штауфенов пользовался поддержкой рыцарей Немецкого ордена.

Беспрецедентный случай в практике крестового движения на Восток: император Фридрих II в 1229 году договорился с султаном аль-Камилем и завладел Иерусалимом, не пролив при этом ни капли крови. Ордену вернули его первое пристанище, однако резиденция всё ещё располагалась в Акре. В 1230 году она переехала в крепость Монфор. Позиции тевтонцев в Святой Земле постепенно ослабевают, и немецкие воины-монахи постепенно возвращаются на европейские земли. Уже в 1207 году у ордена появляются свои церкви в Северном Гессене. В то же время рыцари получают владения в Тюрингии, в городе Марбург. В начале XIII столетия король Венгрии Андраш II пригласил рыцарей на свои земли дабы получить защиту от набегов половцев, но он быстро пожалел о содеянном: орден быстро окреп, стал требовать независимости и начал теснить венгерскую знать.

Как нельзя кстати в 1225 году польский князь Конрад Мазовецкий предложил тевтонцам стать протекторами северных границ его владений. Племена пруссов доставляли ему немало хлопот. Грамота князя 1230 года и папская булла развязали Немецкому ордену руки: отныне Кульмская земля и все в дальнейшем завоёванные территории объявлялись владением тевтонских рыцарей. Перейдя через Вислу, воинственные монахи начали жёстко вытеснять язычников с насиженных мест и довольно быстро строить свои опорные пункты, крепости и города. В 1236 году ливонские миссионеры потерпели поражение от литовцев под Шауляем и были вынуждены присоединиться к Немецкому ордену. Ливония стала филиалом тевтонцев.

«Дорогой брат, вы пьяница…», или Любезное принуждение к благодетели

Конечно, в некоторых случаях командоры и магистры относились к прегрешениям братьев снисходительно, делали вид, что не замечают их. Всё-таки соблюдать все правила невозможно, а умелые воины нужны. Тем не менее серьёзные грехи, если они становились всем известны, не прощались даже старшим братьям: к таким относились секс, воровство (воровством могла считаться даже порча имущества обители по легкомысленности), бегство с поля боя, самовольное отлучение более чем на день, мятеж, убийство, предательство, ересь и торговля. За это могли исключить из ордена, а это означало два варианта — провести остаток недолгих дней в тюрьме либо в монастыре с ещё более строгим уставом, в подходящих для раскаяния условиях. Рядовым братьям не сходили с рук и менее значительные проступки: например, рассеянность во время мессы или неопрятность.

Исполнение всех правил контролировали командоры и старшие братья, но вообще все тамплиеры сами следили друг за другом. Это считалось их долгом — ведь каждый добрый христианин должен заботиться о спасении души ближнего и указывать ему на его грехи. К примеру, когда обличали алкоголика, то полагалось говорить так: «Дорогой брат, вы пьяница и вам не следует больше пить». Если виновный не слушал смиренно упрёки и не исправлялся (как следовало), его обвиняли в грехе на еженедельном капитуле — общем собрании. Брат мог оправдаться или признать свою вину. Затем грешник удалялся, чтобы капитул решил его судьбу. После обсуждения провинившегося вызывали обратно и объявляли о его прощении или наказании.


Тамплиеры следили друг за другом даже ночью. (natgeotv.com)

Наказывали в зависимости от тяжести проступка и степени раскаяния. Хуже всего было изгнание из ордена, а проще всего — символическая кара: например, три дня есть со слугами или сидя на полу подле командора. Лёгким наказанием считались пост или выполнение «презренной работы»: мытьё посуды, погрузка и разгрузка повозки, запряжённой ослом, нарезка лука… В случаях более интересных капитул решал сообща, как же проучить нерадивого брата. Типичное наказание — публичное побивание ремнём; выпороть могли один раз или назначить порку регулярно, например, раз в неделю в течение года. Ещё один распространённый вариант — лишение духовного звания навсегда или на время: лишённый звания брат становился простым слугой ордена и ходил без оружия, без коня и доспехов. Так могли покарать за встречу с женщиной или драку. Лишение звания могли сочетать с поркой. Многое зависело от личности грешника и нравов в конкретной обители. Однажды звания брата лишили тамплиера, который не потушил свечу по приказу командора.

Вот что рассказывал тамплиер Раймон де Гардиа о наказании тех, кого уличили в содомии: «Согласно Уставу Ордена, те из наших братьев, которые впадают в противоестественный грех, лишаются звания члена Ордена, им куют ноги в железо, сажают на цепь, прикреплённую вокруг шеи, надевают наручники и обрекают на пожизненное тюремное заключение, посадив на хлеб в знак раскаяния и воду в знак нравственных мук до конца их дней».


Жак де Моле — последний великий магистр ордена тамплиеров. (Pinterest)

***

В 12−13-х вв. тамплиеры стали воплощением рыцарского идеала своего времени. Только чрезвычайная сила церкви и её проповеди могла привлечь тысячи свободных и молодых людей в столь строгую и опасную корпорацию. Орден просуществовал почти два столетия. Его погубили собственные амбиции. После падения Акры в 1291 г. рыцари-монахи готовились к реваншу: войска, деньги, всё было наготове. Чрезмерное финансовое могущество тамплиеров беспокоило и папу Климента V, и короля Франции Филиппа IV Красивого, который засматривался на владения храмовников. В 1307 г. он обвинил тамплиеров в чудовищных вещах — мол, богатство нечестными путями стяжали, от Христа отрекались, на крест плевали, идолам молились и жертвы приносили, содомией занимались чуть ли не поголовно… Ватикан поддержал расследование. Под угрозами и пытками лидеры ордена сознались в этих грехах, даже сам великий магистр Жак де Моле. В ноябре папа приказал всем государям арестовать тамплиеров и лишить их имущества. Тамплиерский «пирог» быстро растащили по кускам, и ордена не стало. Рядовые братья не успели и не сумели его защитить. Последовали аресты, казни (во Франции казнили более пятидесяти рыцарей), тюрьмы и преследования. Множество братьев бежало в другие монастыри. В 1312 г. папа официально упразднил легендарный орден храмовников.

Успенский собор

Слухи о том, что Успенский собор во Владимире был построен на деньги тамплиеров, муссируются в околонаучной литературе давно. Основываются они на предположении о том, что Андрей Боголюбский участвовал во втором крестовом походе. Достоверных сведений об этом нет, но раз их нет, то (по логике историков-ревизионистов) логично предположить, что что-то здесь нечисто, что-то скрывают. Предположение о близких отношениях владимирского князя и императора Фридриха основывается на одном упоминании в трудах Василия Татищева. Историк писал, что германский император будто бы прислал к князю Андрею Боголюбскому неких мастеров для строительства Успенского собора: «Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго, с которым Андрей в дружбе был». Вот, собственно, и все «доказательства» того, что Успенский собор был построен с помощью тамплиеров. Гипотеза эта не может быть состоятельной уже хотя бы по той причине, что в годы строительства собора тамплиеры были далеко не так богаты, как о них принято думать: орден только, что называется, «набирал обороты», а то, что при его строительстве были задействованы «гастарбайтеры» Фридриха, не такая редкая практика.

Тамплиеры крест. Лапчатый крест

Лапчатый крест  — прямой равносторонний крест с расширяющимися концами. Среди прочих объединений, использовался в Средние века рыцарями-храмовниками ( тамплиерами ).

Цветами знамени тамплиеров были чёрный и белый. Как именно выглядело знамя, точно неизвестно, хотя существует несколько версий:

  • две горизонтальные полосы — чёрная сверху и белая снизу. Позже подобная расцветка использовалась на знамени Прусского королевства ;
  • несколько чёрно-белых полос, чередующихся между собой;
  • чёрно-белая клетка, наподобие шахматной доски (полы в ложах направлений современного франкмасонства , считающих себя наследниками тамплиеров, выложены подобным образом).

Судя по записям средневекового хрониста Матвея Парижского , к XIII веку среди английских крестоносцев утвердился красный крест ( крест Святого Георгия ); среди французов  — серебряный или белый ; среди итальянцев  — жёлтый или лазурный крест; среди немцев  — чёрный , среди фламандцев  — зелёный , среди испанцев  — пурпурный , среди шотландцев  — серебряный андреевский крест . Кроме этого были и исключения. Так, например, рыцари Ордена Святого Лазаря в большинстве своем были итальянцами, но носили на своих черных плащах с белой каймой крест не лазурного, а зелёного цвета.

В то же время красный крест продолжал служить общим символом всех рыцарей, готовых пролить свою кровь ради освобождения Святой земли , а тамплиеры служили как бы образцом и символом всех крестоносцев. Поэтому их одеяния, щиты и флажки на пиках украшали красные кресты. Впрочем, сохранились изображения храмовников со щитами чёрно-белой расцветки (наподобие их клетчатого знамени), а также со щитами, украшенными красным крестом на чёрно-белом поле, а в некоторых случаях — с крестами не красного, а чёрного цвета, утвердившимися позднее в качестве эмблемы другого военно-монашеского ордена — Тевтонского .

  • Мальтийский крест
  • Геральдические кресты

Какую тайну хранили тамплиеры?

Все соглашаются с тем, что у тамплиеров была тайна. Даже сам факт быстрого роста ордена необычен. Что происходило с 1100 по 1118 год? При поиске информации о первых рыцарях находим 9 имён. И, рассматривая эти имена, которые оставила нам история, получается очень интересная картина!

Первым тамплиером, магистром, официальным основателем ордена является Хьюг де Пейн — вассал, доверенное лицо графа Хьюго де Шампаня. Если граф де Шампань не участвовал в Первом крестовом походе, мы всё равно находим связь с ним и главными героями, даже с первым королем Латинского государства.

На странице 23 своего фундаментального труда, озаглавленного «Тайны тамплиеров», Людовик Шарпантье пишет: «Среди 9 рыцарей, которые представят себя перед королём Иерусалима, есть, по крайней мере, двое, которые очень близки к Святому Бернарду: один — Хьюг де Пейнс, глава миссии, которого он назвал «моим возлюбленным Уго» , а другой — его собственный дядя, брат его матери, возможно, также цистерцианец: Андре де Монбар».

На той же странице есть предложение, которое позволит нам больше узнать о некоторых членах группы основателей ордена Храма: «Что касается фламандских рыцарей, Годфруа де Сен-Омер, Пайен де Мондидье и Архамбо де Сен-Аманд, то они, очевидно, люди из свиты Бодуэна I».

Мы помним, что Бодуэн І отдал Соломоновые конюшни в распоряжение этим бедным рыцарям, которые не бедны вовсе, потому что принадлежат к числу знатных семей Европы. И они — доверенные лица царя.

Вывод: Первый крестовый поход тайно поддерживали люди, которые знали историю Грааля. Единственная цель этого Крестового похода заключается в том, чтобы город был в распоряжении рыцарей и можно было вести поиски спокойно и беспрепятственно.

Папа римский и царь Иерусалима были в курсе. Доказательство тому — их поддержка и щедрые подарки бедным рыцарям. Поэтому для меня это единственная причина Первого крестового похода — шахматная партия от Хьюго де Шампаня, чтобы иметь доступ к городу Иерусалиму.

Сокровища тамплиеров

Алый лапчатый крест на белом полотне — главный символ ордена, который олицетворял верность, служение до крови и борьбу за истинную веру.

Внутренняя организация духовно-рыцарского ордена тамплиеров в целом не отличалась от их коллег по цеху. Как и все члены военно-монашеских организаций, рыцари-храмовники должны были соблюдать устав, вести аскетичный образ жизни, отказаться от мирских благ и посвятить свою жизнь служению Господу и защите интересов папского престола. Бернар Клервоский взывал к тому, чтобы два брата-рыцаря питались из одной миски. Никаких плотских увеселений, громких песен и, боже упаси, шуток и смеха.

Жизнь рыцарей храма Соломона делилась на монастырскую и казарменную. В мирное время братья ордена трудились и ходили на церковные службы. Когда тревожно гудел рог, рыцари перемещались в палаточные лагеря. В боевой обстановке руководство орденом переходило в руки маршала, которого, в свою очередь, выбирал капитул. Туркопол отвечал за вспомогательные части и сержантов, а знаменосец руководил оруженосцами. Храмовники в походах несли все тяготы и лишения службы.

Апостольский престол старался смягчить участь боевых монахов в Святой Земле. Папа Иннокентий II на Пизанском соборе летом 1135 года добился сбора подати в пользу храмовников: все церковные чины (кроме преемника Святого Петра, разумеется) обязаны были платить от 1 марки серебром до 1 марки золотом на содержание ордена. Римский понтифик щедро жаловал рыцарям владения, конфискованные у неугодных ему правителей. Европейские монархи увидели в этом возможность улучшить свою репутацию с помощью богоугодного дела: Людовик VII отменил пошлины и налоги для тамплиеров, подарил им пару мельниц и несколько домов в городе Ла-Рошель. Генрих II Плантагенет, дабы искупить свои грехи, пожаловал ордену Храма около 42 тысяч марок серебром и 500 марок золотом.

Во второй половине 12 века образ «бедных рыцарей Христа и храма Соломона» перестал соответствовать реальности. Злоупотребление привилегиями заметно развратило некогда небольшое, но сплоченное братство защитников Храма. Грабежи караванов, спекуляция и даже подкуп (тамплиеров обвиняли в предательстве во время осады Дамаска в 1148 году) — дурная слава преследовала рыцарей до распада их ордена.


Развлечения тамплиеров. (wordpress.com)

Тамплиеры создали мощную и эффективную банковскую систему по всему Средневековому Западу, вели бухгалтерскую документацию, занимались перевозкой паломников в Святую Землю, приобретали недвижимость и давали крупные кредиты первым лицам европейских государств. На юге Франции, в Париже и Лондоне дома братьев-храмовников превратились в своеобразные бизнес-центры. Будучи искусными дипломатами, рыцари Храма успешно вели переговоры с противником и решали сложные вопросы с европейской знатью. Не имея достаточно средств, в 1191 году английский король Ричард I Львиное Сердце продал тамплиерам остров Кипр.

После потери контроля над Иерусалимом духовно-рыцарские ордена оставались единственной и влиятельной силой на христианском Ближнем Востоке. Пальма первенства принадлежала тамплиерам.

Воины света, добра и… послушания

Жизнь рядового воина-тамплиера — это жизнь, полная сражений, лишений и молитв. Они несли большие потери в крестовых походах (больше половины магистров тамплиеров погибли в бою), а когда находились далеко от поля битвы, трудились или молились В орден принимали свободных, холостых и не обременённых долгами и преступлениями юношей (кроме того, не брали священников или отлучённых от церкви). Несколько лет молодые братья проводили в обители, где привыкали к образу жизни храмовников и обучались, чтобы затем отправиться в Святую Землю.

Каждый тамплиер при вступлении в орден отказывался от всего имущества, свободы и даже родового имени — отныне его звали лишь крёстным именем («брат Жан», к примеру). Ни своих денег, ни одежды или личных вещей. Ничего нельзя купить или принять в дар. Всё выдавал орден: оружие — меч, кинжал, копьё и щит; доспехи и коня, сбрую и упряжь; одежду — белый плащ с красным крестом, белую тунику, кожаный пояс, шапку и фетровую шляпу, штаны и башмаки; ложку, миску, чашу, сумку, соломенный тюфяк для сна, скатерть, одеяло… Вот и всё. Всё у всех одинаковое и как полагается по рангу и уставу. Бороды и бритые головы завершали узнаваемый облик храмовника. Каждый брат обязан был под страхом наказания следить за чистотой своей одежды и своевременно просить о новой (но обычно не чаще раза в год), ухаживать за конём и оружием.


Облачение рыцаря-тамплиера 13-го века. (twcenter.net)

Умеренность соблюдалась и в еде. На столе оказывались продукты, купленные магистром или выращенные своими руками в обители. После очередной молитвы колокол созывал братьев в трапезную. Кормили сытно, но без излишеств и изобретательности, ибо чревоугодие грешно. Трижды в неделю, кроме дней поста, подавали мясо (часто свинину), в остальные дни овощи или рыбу. Ели храмовники и хлеб, и сыр, и сало, и зелень, и молочные продукты, пили воду и вино. Еду полагалось аккуратно резать, чтобы не испортить «товарный вид» — остатки вечером отдавали беднякам. Во время трапезы рыцари обычно молчали, как монахи в обычных монастырях. Впрочем, и всё остальное время тамплиеры проводили невесело. Братья либо воевали, либо выполняли мирные задания ордена: патрульная служба, доставка грузов, тренировки и уход за лошадьми, для грамотных — служба в канцелярии или библиотеке. Всё остальное время отводилось на молитвы, которые обязательно возносились не менее восьми раз в день, причём регламентировалось количество повторений «Отче наш» или обращений к Богородице (когда по 10, а когда и по 30). Первые молитвы в часовне возносили ещё до рассвета, спросонья, а последние — перед сном в убогой постели.


Тамплиеры молятся . (natgeotv.com)

Развлечений не полагалось почти никаких, ведь каждый тамплиер — это монах. Хохотать и зря «болтать» нехорошо, играть в азартные игры — ещё хуже, под запрет попали даже шахматы. О сексуальных приключениях и говорить не приходилось: обет целомудрия предполагал полный отказ от женщин и тем более мужчин. Даже на время сна в общем помещении рыцари оставляли горящую свечу, «дабы враги в тени не могли ввести их в искушение». Нарушение этого запрета каралось так же строго, как и обладание хотя бы несколькими су (преступление против обета бедности). Не дозволялось обнимать даже родственниц — ни сестру, ни мать. Не разрешалось идти в город одному или входить в комнату брата в постоялом дворе. Нельзя гневаться, драться и сквернословить. Вежливость считалась характерной чертой тамплиеров. Типичным обращением друг к другу были слова «дорогой брат» или «прекрасный брат», а в гневе допускалось просто «брат».

Без спроса и причины нельзя было покинуть обитель, брать оружие, ездить верхом, дарить что-то, оставить себе найденное, украсить одежду… И все эти мучения — без воздаяния даже нематериального. Жажда личной славы считалась дурным делом. Всё ради благополучия Святой Земли и веры в Господа, ради борьбы против неверных. Девиз тамплиеров не зря звучал так: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!»


Братья на тренировке, реконструкция. (myguideslovakia.com)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector