Назначение, элементы и виды сбруи для лошадей

Как приучить лошадь к упряжке?

Каждая лошадь нуждается в приучении и особенно в привыкании к упряжке. На это может уйти достаточно много времени, так как процесс проводится последовательно. Специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

Самое первое, что надо сделать, – это научить коня слушаться хозяина. Для этого используются различные команды. Например, повернуть вправо/влево, стоять, идти и т. д. Грамотное содержание и уход за лошадью помогут создать благоприятную атмосферу для обучения. Еще до запряжки необходимо надевать седло и выводить лошадь на улицу. Обязательно потребуется помощник, который поможет справиться с непослушным животным. После того, как жеребец привыкнет к седлу, можно смело на него садиться. Во время езды старайтесь управлять им при помощи вожжей и команд. Обязательно хвалите коня за каждое правильно выполненное задание. Ваш голос должен быть мягким. Можно дать и любимое лакомство. Езда в седле начинается с небольшого промежутка времени. В первый раз достаточно проехаться 10 минут, во второй – 20 и т. д

При выездах обратите внимание на населенность местности – желательно, чтобы незнакомые люди и машины не находились поблизости. Погода при заездах должна быть благоприятной. Перед выездами хорошо покормите своего любимца, но в этом случае лучше вскармливать сеном и минимальным количеством овса

Это необходимо для того, чтобы вызвать у коня желание получить лакомство. В перерывах между ездой постепенно приучайте к запряжке – все элементы надевайте аккуратно и медленно, не осуществляйте резких движений, не допускайте дискомфортных и болевых ощущений. Когда наступит момент присоединения телеги, обратите на неё внимание – она не должна громыхать, сильно скрипеть и быть в непосредственной близости к ногам лошади

Перед выездами хорошо покормите своего любимца, но в этом случае лучше вскармливать сеном и минимальным количеством овса. Это необходимо для того, чтобы вызвать у коня желание получить лакомство. В перерывах между ездой постепенно приучайте к запряжке – все элементы надевайте аккуратно и медленно, не осуществляйте резких движений, не допускайте дискомфортных и болевых ощущений

Когда наступит момент присоединения телеги, обратите на неё внимание – она не должна громыхать, сильно скрипеть и быть в непосредственной близости к ногам лошади

Хранение упряжи

После использования необходимо на специально приготовленную вешалку развесить упряжь. Помещение должно быть хорошо проветриваемым.

Чтобы облегчить свои труды и сохранить упряжь, можно использовать вешалки на колесиках, которые подкатываются к скакуну, при этом каждому элементу должен соответствовать отдельный крючок. Нельзя забывать про кнут (если его не распрямлять, он будет изогнут).

Качество ремней — это безопасность при езде. Упряжь должна быть легкой, но прочной, удобной в уходе, а в случае поломки — без сложностей в ремонте.

Лошадиная упряжь — неотъемлемая часть безопасного экипажа, выбор разновидности которой зависит от вида выбранной повозки. Тому, кто управляет скакунами, придется запомнить, что сбруя должна быть на животном так, как нательное белье на человеке. Только тогда управление не доставит дискомфорта кобыле и кучеру.

Что такое упряжь?

В прежние годы, когда лошадь была главной работницей и кормилицей крестьянской семьи, люди знали, что от правильно подобранной сбруи, ее качества зависит вся работа. Именно поэтому каждый житель деревни или даже города знал правила подгонки упряжи и ее сборки. Еще чуть раньше, когда конный экипаж был не только средством перевозки грузов, но и видом транспорта строение упряжи знали даже дети.

Итак, сбруя или упряжь для лошадей – это специальный комплекс ремней и приспособлений, надеваемый на корпус животного, для запряжки в повозку и для управления ездой. Чаще всего под словом сбруя подразумевается конская упряжь вместе с уздой и вожжами. Упряжь, находясь на корпусе и соприкасаясь с телом, непосредственно передает тягловое усилие лошади на повозку. Именно поэтому неправильно подобранная или подогнанная упряжь неравномерно распределяет давление и вызывает не только сложность езды, но и причиняет боль и дискомфорт животному. Более того при неправильной затяжке ремней можно вызвать «ожог» мягких тканей, намины и другие повреждения в результате которых лошадь теряет работоспособность.

Важно помнить, что качество ремней – это залог безопасности во время езды. Упряжь лошади должна быть прочной, универсальной и в то же время легкой (чтобы не нагружать корпус лошади), простой в уходе и ремонте

Так как чаще всего сбрую изготавливают из специальных видов мягкой сыромятной кожи, то она требует определенного ухода. Так, после работы, пропитанную потом упряжь нужно развесить на специальную вешалку или деревянный костыль в сухом хорошо проветриваемом месте. После полной просушки все шлеи и ремни смазываются техническим маслом или жиром.

Строение и виды

В зависимости от предназначения и условий работы (транспортный экипаж, работы в поле) нужна специальная сбруя для лошади. По строению различают два основных вида упряжи: с хомутом и нагрудником. Отличаются они тем, что в первом случае основным элементом передачи тяговой силы является хомут, а во втором – шлейный нагрудник. Также упряжь различается по количеству запрягаемых лошадей: одноконная, пароконная, четверка и так далее. Также рабочая или транспортная упряжь подразделяется на дуговую, дышловую и бездуговую. Рассмотрим некоторые виды и их строение более подробно.

Русская или дуговая одноконная упряжь

Дуговая упряжь, судя по названию, отличается от других видов наличием такого элемента, как дуга. Она изготовляется из дерева специальным старинным способом сгибания и необходима для удерживания гужей вокруг оглобель. Гужи скрепляют оглобли и хомут. Раньше на Руси изготовлением дуг занимались специальные мастера, так как необходимо было не только правильно подобрать дерево, но и подготовить. Дуга должна быть одновременно очень легкой и прочной.

Вся конструкция дуговой упряжи состоит из: дуги, хомута, шлеи, седелки, чересседельника, подбрюшника, уздечки с вожжами. Смотрите схему.

Хомут – основа тяговой силы

В данной конструкции упряжи помимо дуги важным элементом является хомут. Так как он используется и в дышловой и бездуговой видах, то его роль и строение рассмотрим более подробно.

Итак, хомут – это основная часть упряжи и служит для передачи тягового усилия лошади на телегу, повозку или плуг. Как и раньше, сегодня хомуты делаются разных размеров. Длину измеряют от верхней части внутренней подушки до клещей, а ширину по уровню расположения отверстий для продевания гужей. Однако в одноконной и пароконной запряжке хомуты отличаются. В первом случае они имеют гужи, во втором – мочки. Строение хомута рассмотрим на более распространенном виде – с гужами.

Хомут состоит из:

  • пары клещей;
  • подушки;
  • двух гужей;
  • хомутины;
  • покрышки;
  • супони;
  • горты;
  • подкладки.

Важно правильно подбирать хомут для лошади, подгонять его под индивидуальные размеры. Так как он ложится на шею животного, то тесный хомут может затруднять дыхание, вызвать спазм легких, большой и свободный будет болтаться, вызывая потертости

Хомут должен плотно прилегать к телу лошади: верхняя часть к холке, опираясь на гребень шеи, а нижняя – к плечам. По бокам хомут должен лежать на мускулатуре лопаток.

Русские или дуговые одноконные упряжи

Дуговые упряжи, исходя из названия, отличаются от остальных видов именно дугой. Они изготавливаются из дерева при помощи специального старинного способа сгибания и нужны, чтобы удерживать гужи вокруг оглобель. Гужи нужны для того, чтобы скреплять оглобли с хомутом. Ранее в России изготовление дуг доверяли специальным мастерам, поскольку приходилось заниматься не только правильным подбором дерева, но также и подготовкой. Дуги, как часть упряжи, должны быть одновременно чрезвычайно легкими и прочными.

Вьючные и упряжные козлы

В конструкцию дуговой упряжи входит:

  • Дуга;
  • Хомут;
  • Шлея;
  • Седелка;
  • Чересседельник;
  • Подбрюшник;
  • Уздечка с вожжами.

Элементы упряжи описывались выше, а сейчас рассмотрим порядок запряжки лошади на примере одноконной русской сбруи:

  1. Лошадь нужно почистить.
  2. Осмотреть все элементы сбруи на предмет потёртостей, неисправностей, несоответствия длины гужей — такие вещи необходимо исправить или заменить.
  3. Соединённые кольцом чересседельник и подбрюшник пропустить через это кольцо, а получившуюся петлю набросить на оглоблю.
  4. На животное надеть хомут, узду и седёлку, которая располагается в нижней части холки.
  5. Шлею расправить на холке и натянуть так, чтобы между её ремешками и седалищным бугром помещалась ладонь.
  6. Далее конь входит в оглоблю: перешагиванием, задним ходом, либо систему попросту надевают на него.
  7. Для установки дуги её ставят около правого копыта коня, а гуж перекручивают до необходимого размера и оставляют возле окончания оглобли.
  8. Дугу следует вставить в гужевую петлю левой стороной, а правую сторону перекинуть через оглоблю — таким образом дуга должна попасть на шею лошади.
  9. Вторую оглоблю вставить в дугу и прикрепить к ней гужевой петлёй.
  10. Хомут нужно затягивать до тех пор, пока угол между оглоблей и дугой не составит 90°.
  11. Коня привязать к левой оглобле и вставить хомут при отшагивании животного.
  12. Надеть головную часть упряжи, при которой лошадь должна свободно поднимать голову.
  13. В конце запряжки вожжи прикрепить к удилам, причём один ремень провести под гужом, а второй — над ним.

Важно! Хомут надевают вверх клещами и лишь потом переворачивают в правильное положение. Так можно правильно охватить животное без излишнего движения хомута по чувствительной шее. Выбор коней для запряжки основывается их на выносливости и умственных способностях

Жёстко запряжённые с дышлом и оглоблями особи не слишком способны демонстрировать свой норов и, скорее всего, подчинятся командам возницы.Выбор сбруи проводится под определённые цели (при этом нужно учитывать и физические данные лошадей):

Выбор коней для запряжки основывается их на выносливости и умственных способностях. Жёстко запряжённые с дышлом и оглоблями особи не слишком способны демонстрировать свой норов и, скорее всего, подчинятся командам возницы.Выбор сбруи проводится под определённые цели (при этом нужно учитывать и физические данные лошадей):

  • полевые работы;
  • перевозка людей или грузов;
  • спортивные и выставочные мероприятия;
  • исторические реконструкции;
  • экскурсионное обслуживание.

В наше время лошади стали уже достаточно экзотическими животными, встретить которых, даже пасущимися в поле, является большой редкостью. А специалистов, которые разбираются в конской сбруе, осталось и вовсе мало. Хотя правильный подбор и настройка упряжи важны как для здоровья животного, так и для спокойствия его хозяина.

О правильном подборе седла

Седло для лошади – важное и необходимое приобретение. От него зависит и правильная посадка всадника, и безопасность лошадиной спины,  а также равномерность распределения веса человека

Виды седел

Для каждого вида конного спорта существует свой вид седла:

  • Универсальное,
  • Для начинающих,
  • Конкурное,
  • Троеборное,
  • Прогулочное,
  • Скаковое,
  • Выездковое,
  • Для вестерна,
  • Вольтижировочное,
  • Пробежное,
  • Испанское.

Седла для начинающих хорошо подходят для первых занятий, они более широкие и глубокие, с выраженными передней и задней лукой. Это обеспечивает плотную и глубокую посадку всадника на первых этапах обучения, когда еще не выработан баланс.  Универсальные седла подходят для ежедневной работы, может использоваться для невысоких прыжков, прогулок.  Они представляют собой нечто среднее между конкурным и выездковым седлом: имеют небольшие коленные упоры и выраженную переднюю и заднюю луку.

Конкурного седло обеспечивает более крепкую посадку всадника, снабжено коленными упорами, помогающими сохранить правильное положение ноги во время прыжка, а также более плоское.  Выездковое седло имеет более длинные крылья для правильного положения ноги человека во время манежной езды и большего контакта с лошадью, глубокое сидение.  Прогулочное седло значительно шире, длиннее и глубже,  и может использоваться для продолжительных прогулок, походов, а также для спортивного конного туризма.  Остальные виды седел более специфические и продаются в узко специализированных магазинах.

Помимо специализации, седла различаются также материалом.

Кожаное седло выглядит более опрятно и долговечно при правильном уходе, однако после дождя кожа долго просыхает, а при повышенных температурах может потрескаться.  Оно требует ухода и ежедневной смазки специальным составом. Также изделие из кожи значительно дороже своего синтетического собрата. Седло из синтетических материалов более легкое в обслуживании, меньше весит, не столь капризно к условиям погоды, однако не долговечно и даже при правильном уходе прослужит не более 5 лет.

Подбор седла по спине лошади

Грамотно подобранное седло делает ежедневную работу приятной и безопасной для обоих. Седло, подобранное не по размеру, не только причиняет дискомфорт животному, но и приводит ко многим серьезным заболеваниям позвоночника и спинных мышц. Седло подбирается по размеру ленчика, правильному положению и форме спины животного.

Измеряется эта величина просто – отрезом гибкой и прочной проволоки длиной в 44 см. Лошадь ставится на ровной площадке. Примерно в трех — четырех пальцах от передней лопатки животного мысленно проводится вертикальная линия. В ее верхней точке на на холку лошади кладется проволока и сгибается пополам так, чтобы каждая сторона была равна 22 см. Далее проволока снимается и измеряется расстояние между согнутыми концами. Расстояние и определяет размер каркаса седла.

Существует также более распространенная классификация от производителей:

  • узкий,
  • средний,
  • широкий,
  • очень широкий,
  • экстра широкий.

Однако у разных производителей разница в размерах колеблется в пределах 2-4 см, что довольно существенно для спины животного. Некоторые фирмы, такие как Wintec, изготавливают седла со сменными ленчиками и продают их в комплекте.

Не менее важную роль играет и правильное расположение седла. Самая частая ошибка -когда человек кладет седло слишком высоко на холку.  В результате оно мешает нормальному движению лопатки, нарушает свободу движения, затрудняет правильность выноса конечностей. В результате — перенапряжение мышечного пояса спины и необратимые нарушения в работе опорно-двигательного аппарата.

Правильно расположенное седло — не дальше последнего ребра. В этом случае оно не зажимает холку, не давит на почки и поясницу.

Этапы запрягания

Перед тем как непосредственно облачать коня в сбрую, нужно его осмотреть и почистить. Осмотр производится на предмет ран и натёртых сбруей мест на теле коня. Чистка же производится для того, чтобы пыль и инородные предметы, смешиваясь, потом не втирались в шерсть коня. Это может вызвать заболевания и гниение. Перед тем как начать запрягать коня, необходимо осмотреть и саму сбрую. Не должно быть надорванных ремней, деревянные части должны быть исправны.

Гужи рекомендуется смазывать дёгтем, особенно зимой.

Заранее надеваем шлею на хомут. Запрягать лошадь мы начинаем с того, что надеваем уздечку (предварительно сняв недоуздок). Сначала своё место занимают ремни оголовья, затем вставляется удило, после чего закрепляется капсюльный ремень (он должен оставаться довольно свободным, чтобы не причинять дискомфорт лошади).

Далее мы закрепляем седёлку и подпругу. Делаем это так, чтобы ремни оказались чуть дальше передних ног. Седёлка должна оказаться строго на холке.

Надеваем хомут и шлею. Хомут мы надеваем перевёрнутым (раздвигающиеся части, которые мы впоследствии будем связывать, должны быть наверху). Переворачиваем его уже на шее лошади и закрепляем с помощью супони. Далее приводим в надлежащее положение ремни шлеи и закрепляем их с помощью пряжек.

Крепим оглобли. Это можно сделать несколькими способами: если кобыла неопытна в общении с людьми, то лучше подкатить телегу сзади так, чтобы оглобли оказались по разные стороны от лошади. Более опытную лошадь можно заставить «зайти» в оглобли задним ходом или переступить через одну из них. Чтобы закрепить оглоблю, встаньте напротив лошади, поднимите её до уровня передней ноги. Отрегулируйте гужи с обеих сторон. Теперь займите более удобное для себя положение и зафиксируйте оглоблю с помощью гужи. Проделайте это и с другой стороны.

Далее прикрепите оглобли к хомуту. Если планируете использовать арку, то она должна быть прикреплена к оглоблям с внутренней стороны. Фиксируют арку теми же ремнями, что и хомут с оглоблями (супонью).

Порядок распряжки коня несколько отличается. Отвязываем вожжи и снимаем узду. Отвязываем оглобли. Освобождаем коня от ремней шлеи. Развязываем супонь, снимаем дугу и хомут. Снимаем седёлку и подпругу. После чего животное снова моют. Если это происходит зимой, то накрывают попоной. Процесс запряжки лошади довольно сложный. Для того, чтобы научиться делать это быстро, потребуется много времени.

Из чего состоит упряжь для лошади

Все принадлежности конной упряжи можно разделить на три группы: защитные, для управления и для безопасности всадника в седле.

Основные элементы

Основными элементами управления лошади являются удила и уздечка. Первые представляют собой металлический стержень, состоящий из двух подвижно соединённых частей, на концах которых расположены кольца для крепления уздечки. Удила нужны для воздействия на беззубый край рта животного для облегчения управления им. Уздечка, или узда поддерживает удила, а также «передаёт» сигнал, посылаемый всадником через поводья и требующий совершить определённое действие.

Знаете ли вы? Первое подобие седла использовали ассирийские кавалеристы в 700 годах до н. э.К другим элементам конной упряжи можно отнести следующие названия:

  • недоуздок — та же уздечка, но без удил, что используется для содержания животного на привязи;
  • поводья — кожаный ремень, пристёгнутый к кольцам удил и являющийся главным приспособлением для управления лошадью наездником;
  • мартингал — короткий ремень, крепящийся между передними конечностями животного и соединяющий переднюю подпругу и повод в районе удил; помогает удержать голову животного в определённом положении;
  • шамбон — ремень, крепящийся к трензельной уздечке и проходящий вдоль щёчных ремней вниз между передними конечностями животного до ближайшей подпруги; позволяет контролировать наклон головы животного;
  • седло — его видов огромное количество, но все они предназначены для защиты спины животного, точнее, равномерного распределения нагрузки;

  • стремена — представляют собой металлическое кольцо и крепёжный ремень для фиксации на седле, помогают всаднику вскочить на коня и удержаться в седле;
  • хлыст — гибкий стержень с рукояткой, помогающий управлять конём во время дрессуры;
  • бич, или кнут — ударное приспособление, состоящее из длинной рукояти и плетёного ремня с узлом на конце, в длину может быть около 200 см, предназначен для дрессировки коня на манеже;
  • шпоры — металлическая дужка с колёсиком или репейником, крепящаяся на задник обуви для верховой езды и помогающая управлять лошадью.

Защитное снаряжение

Элементами защитного снаряжения являются:

  • попона — накидка, что прикрывает туловище коня, защищая его от непогоды и насекомых;
  • бинты — хлопчатобумажное изделие, предназначенное для защиты нижней части конечностей животного от травм во время учений или активной работы;
  • ногавки — кожаное приспособление для защиты пясти лошади от травмы, крепятся поверх бинтов;
  • резиновые кобуры — конусовидное приспособление, защищающее венчик копыт от трещин и ссадин во время скачек;
  • вальтрап, или потник — хлопковое, суконное, войлочное покрывало, подкладываемое под седло для защиты спины от натирания и для впитывания пота.

Чистка упряжи

Естественно, после работы упряжь пропитана потом, поэтому за ней нужен определенный уход. Чтобы удалить грязь, нужно тщательно вычистить ее руками с использованием намоченной губки.

2 раза в месяц нужно протирать все части сбруи и жердь седельным мылом, предварительно отсоединив их. Затем нужно дать элементам высохнуть естественным способом (без солнечных лучей), иначе они начнут трескаться.

Отмытую упряжь важно смазать воском, кроме кожи высшего сорта (патентованной), которую протирают мягкой подсушенной тканью. Еще после просушки смазывают либо жиром, либо техническим маслом.. http://sampit.ru/kak-pravil-no-zapryagat-loshadey/

http://sampit.ru/kak-pravil-no-zapryagat-loshadey/

http://fb.ru/article/278763/kak-zapryach-loshad-sposobyi-posledovatelnost-i-rekomendatsii

http://goferma.ru/zhivotnovodstvo/loshadi/zapryagat-loshad.html

http://sedla.ru/blogs/kak-zapryagat-loshad.html

Как выбрать?

Существуют основные правила выбора экипировки для лошади, к которым стоит прислушаться.

Обязательно учитывается темперамент животного. Если конь неагрессивный, спокойный, то можно приобрести тонкие и жесткие удила. Для активных лошадей лучше покупать мягкую экипировку.

Хомут подбирается не на глаз, обязательно учитывается ширина и длина животного по спине

Нужно понимать, что для запряжки в повозку и выполнения работ в поле хомут используется разный.
Приобретая дугу, основное внимание следует обращать на прочность конструкции и упругость.

Вожжи могут быть как цельными, так и составными. Последние используются тогда, когда в упряжке стоит несколько животных.
От качества подобранного снаряжения во многом зависит и работоспособность коня, поэтому экономить на аксессуарах не стоит.

При покупке хомута к пристяжной лошади, его вес должен быть меньше чем у того, который используется на коне-кореннике.

История появления

Первая сбруя появилась около 5,5 тысяч лет назад на землях нынешнего Казахстана в тех местах, где предпринимались первые попытки человека укротить степных лошадей. Доказательствами служат найденные в этих местах части первобытного снаряжения — уже тогда человек начал думать, как одомашнить это животное и использовать его мощь для помощи в охоте и быту. Самые ранние хорошо сохранившиеся части упряжи найдены на Алтае, где во времена железного века существовала Пазырыкская культура. В те времена делались удивительно красивые сбруи с войлочными и кожаными элементами, украшенными сохранившимися металлическими элементами. Сбруи изготавливались мастерами, которые хранили свои секреты и передавали их только потомкам или приближенным ученикам.

Первая сбруя в примитивном виде была придумана несколько тысяч лет назад. Родиной ее появления считается территория современного Казахстана, где предпринимались попытки укрощения степных скакунов. На Алтае были найдены сохранившиеся предметы сбруи, украшенные декоративными элементами из металла, войлока и кожи. Сбруя изготавливалась опытными мастерами, которые оберегали свои секреты, передавая их ученикам.

Сначала упряжь использовалась с целью крепления колес транспортного средства к животному. Постепенно система видоизменялась и совершенствовалась, ей придавалось все большее значение.

В Средние века акцент сместился на удобство упряжи. В этот период внешний вид сбруи претерпевает изменения, на ней становится меньше украшений. Она рассматривается как средство передвижения, которое должно характеризоваться механической крепостью. Декор используется вельможами и представителями знати.

Окончательный внешний вид и состав сбруи сформировался в XVI-XVII вв. С тех пор элементы практически не изменялись.

Типы упряжей

Со временем устройство сбруи менялось неоднократно (одна дуга добавлялась, другая убиралась, преобразовывалась), в зависимости от использования и количества животных, запрягаемых в повозку. В настоящее время можно выделить 3 типа упряжи для коней:

  • Сельскохозяйственные. В упряжке одна особь либо пара лошадей.
  • Транспортные. Они многолошадные (от трех и более). Использование — перевозка товара, груза, людей.
  • Выездные или парадные (например, летом — для свадеб, зимой — для саней). В них использовалось разное количество скакунов (2 и более).

Следовательно, в зависимости от предназначения упряжи, стали производить ее изготовление (нужно укрепить основную часть, украсить другую и т.д.).

Разновидности сбруи

В настоящее время существуют следующие виды упряжи:

  • Постромочная. Такая модель не имеет дышла и оглобель, также в ней отсутствует деревянная часть (дуга). Рассматриваемые приспособления чаще всего оборудуют дополнительно ручным тормозом, так как при движении вперед невозможно удерживать повозку (тяга производится за счет хомута и постромок).
  • Комбинированная. Эта вариация приспособлена к большим и сильным лошадям (иногда ее применяют и для быков). Обычно используют по 6-8 скакунов, каждый из которых выполняет свою функцию (они идут друг за другом). Например, пристяжных запрягают с коренниками. Их задача состоит в поворачивании повозки. Коренники — самые сильные и высокие, что позволяет им сдерживать экипаж. В начало ставятся выносные кони, которые и задают темп и траекторию.
  • Тачаночная. На сегодняшний день немного устаревший вид. В центре пара рабочих лошадей запрягается в дышло, боковые кони — за постромки, тачанки не используются. Постромки прикрепляются к вагам.
  • Постромочно-дышловая. Главное в этой упряжи — дышло (используется как регулятор движения и для поворота повозки). Подходит для одноконной и пароконной запряжки.
  • Цуг. Используется шестерка рабочих лошадей, к дышлу прикрепляют коренников, остальные кони в упряжке выносные.
  • Одноконная (европейская упряжь) дуговая и бездуговая. В оба вида запрягается по одной лошади. В бездуговой упряжи вся тяжесть повозки обеспечивается шлеей.

Существуют упряжи 2 видов: нагрудник и хомут. Хомут изготовлен по размеру животного, а нагрудники при помощи пряжек подгоняются под лошадь.

Теперь вы знаете, из чего состоит каждый вид упряжки, следовательно, сможете легко подобрать сбрую для одной или другой цели.

Из чего состоит сбруя?

Снаряжение для лошади включает в себя множество элементов. Все они определенным образом состыкуются между собой, образуя единую систему. Состав деталей может изменяться в зависимости от типа упряжи. Например, хомут не используют для верховой езды, а седло — для повозки.

Таблица 1. Основные элементы конской сбруи

Элемент Описание

Хомут

Главная часть тягловой упряжи, используемой для прикрепления повозки или плуга. Представляет собой снаряд из двух деревянных изогнутых половинок, накладываемых на шею лошади. К хомуту присоединяют оглобли от возка.

Седелка

Накладывается на верхнюю часть спины, чуть дальше холки, служит для амортизации и смягчения толчков в то время, как лошадь тянет повозку.

Чересседельник

Закрепляется рядом с седелкой, служит для фиксации хомута и оглоблей.

Подбрюшник

Амортизирующий элемент, который смягчает толчки от хомута во время поездки.

Шлея

Ремень, опоясывающий круп лошади, который удерживает всю сбрую на теле во время резкого торможения.

Уздечка

Длинный тонкий ремень, закрепленный на голове и соединенный с удилами и поводом.

Удила

Железный короткий стержень, просовываемый рот лошади и закрепляемый между зубами.

Вожжи (поводья)

Пристегиваются к удилам и служат для управления конем.

Седло

Предназначено для езды верхом, также служит средством защиты спины лошади от чрезмерных нагрузок. Иногда данный элемент используют и при запрягании животного в повозку.

Элементы конного снаряжения

Голосовые команды

Все мы знаем про команды: «Пошел!», «Ноо!», «Стоп!» и другие. Каждую лошадь можно научить односложным командам, чтобы упростить управление. Вам не придется дополнительно работать шенкелями, поводьями и корпусом, чтобы совершать маневры или менять аллюр. Но такое допускается только для коней личного пользования и прогулочных.

В спортивном коневодстве применение голосовых команд недопустимо. Если во время состязания вас уличили в использовании голоса для управления конем, то последуют штрафные санкции вплоть до исключения. Ограничение на применение голосовых команд в первую очередь направлено на вашу безопасность. Ведь в любой момент может последовать фраза со стороны – трибуны или другого участника, что приведет вашего коня в замешательство. Также вы сами можете легко сбить с толку лошадь соперника, приказывая своему коню.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector